Кафизма 17

Состоящая из одного — 118 псалма. Кафизма 17 читается по усопшим и не только

0 Comments
Кафизма 17

Наталья Сазонова
религовед, доктор философских наук
Автор статьи
Задать вопрос эксперту
— Наталья Сазонова религовед, доктор философских наук

«Каждый стих есть молитва, но всё об одном — об исполнении закона Господня». Так писал свт. Феофан Затворник о самом большом песнопении из книги Псалтирь — 17 кафизма, которая включает в себя 118 псалом.

Когда читают 17 кафизму

Она известна, прежде всего, как читаемая о усопших. Но не только в этом случае:

  • есть также традиция произносить ее о здравии больного;
  • ее также читают вместе с другими псалмопениями, когда идет чтение всей Псалтири. Тогда, по сложившейся традиции, во время 118 псалма поминаются как живые, так и усопшие.

Некогда читать эту статью, хочу сразу перейти к текту 17-й кафизмы на руском языке, или

«Поминальная кафизма»

Традиция молиться именно словами 118-го о человеке, ушедшем в иной мир, основана на предании о Тайной Вечере Христа и Апостолов, после которой Господь был арестован и предан Римской власти. Сама Тайная Вечеря была посвящена Песаху, или еврейской Пасхе, воспоминанию о том, как избранный Божий народ был выведен из Египта прор. Моисеем. По окончании ритуальной трапезы было принято петь так называемый «галель», особые благодарственные псалмы. Завершал же «галель» именно 118-й, «воспев» который, Христос и Апостолы после Вечери, по слову, например, св. Марка, «пошли на гору Елеонскую» (Мк. 14:26).

Состоящая из одного - 118 псалма. Кафизма 17 читается по усопшим и не только

Выход Христа с учениками с Тайной вечери. Николай Ге. 1888 г

Вероятно, Христос и Апостолы пели большой псалом о время всего пути. А потом была молитва Иисуса в Гефсиманском саду, Его взятие пришедшими иудеями, суд, Распятие. Так и вышло, что 118-й стал, по сути, последним песнопением Псалтири, которое пел Господь, как бы отпевая Себя. Теперь же то же песнопение сопровождает всякого окончившего земной путь христианина.

«Непорочны» в храме и на кладбище

За храмовым богослужением псалом звучит:

  • полностью – на Великой Панихиде (по-гречески – Парастас), которая совершается накануне особых церковных дней памяти – Родительских Суббот; тогда 118-й читает священник, медленно, вдумчиво, а хор поет отдельные стихи песнопения;

Есть также два особых погребальных чина – Спасителя (он совершается в Великую Пятницу, на Страстной Седмице, которая предшествует Пасхе) и Матери Божией (в одних храмах его служат во время всенощного бдения на Ее Успение, в других – вечером после этого праздника). На этих богослужениях 17 кафизма звучит, как и на Великой Панихиде, «сполна»: Христа и Богородицу погребают, как любого «обычного» человека. Это говорит о том, что Господь – такой же Человек по плоти, как все люди, такова же и Его Пречистая Матерь. А еще – дает великую надежду верующим, ведь Христос и Богородица прошли через смерть и воскресли. То же ожидает всех христиан.

  • согласно Требнику, 118 псалом «весь до конца» также должен читаться на погребении мирян, однако, на практике это происходит достаточно редко; от современных пастырей нередко можно услышать, что они читают псалом полностью, только если усопший – постоянный прихожанин храма;
  • частично – на любой панихиде вообще, совершаемой в храме или на кладбище – стих из 118-го «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» многократно звучит как припев к стихам, которыми Церковь испрашивает усопшему Божие благословение и вечный покой; стих псалма в этом случае поет хор;

Кроме этого, отдельные стихи песнопения можно услышать на службах, которые не являются поминальными: Первого Часа и Полунощницы.

Дома

Помимо храмовых богослужений, за усопшего принято также молиться келейно, то есть дома, ведь Господь ожидает не только церковных молитв, но также – прошений о человеке со стороны близких, любящих его людей. Особое значение имеют сугубые молитвы:

  • на третий день по кончине – если не возникает иных обстоятельств, это обычно – время погребения тела;
  • на девятый – до этого дня душе показывают обители Рая, она видит угодников Божиих, праведных людей, если грешна – горько страдает о своих грехах земной жизни; а с 10 дня душе предстоит испытание – увидеть адские бездны, мучения грешных; тогда ей нужна особая поддержка родных людей;
  • на сороковой – когда совершается так называемый частный суд, Господь определяет душе усопшего место до Страшного Суда.

Но и после этого времени возможно изменить участь души через молитвы о ней. Поэтому многие, особенно усиленно помолившись первые 40 дней, когда человек считается «новопреставленным», и дальше стараются по мере сил не оставлять этот труд:

Наконец, есть дни, важные лично для умершего: кончины, рождения, другие даты, когда тоже можно и должно, кроме обычных кратких молитв, читать 17 кафизму.

Какая польза для умершего?

Эта богослужебная книга еще святыми отцами первых веков Церкви признавалась «заклинательной на духов нечистых». Это может оказаться критически важным для души, отошедшей к иному миру: ведь она, согласно церковному преданию, проходит так называемые «мытарства», на которой испытывается о грехах земной жизни. В это время силы бесовские стремятся устрашить душу, и молитвы близких могут сугубо помочь человеку. Кроме того,

Это польза для близких

Чтение Псалтири, написанной по воле Духа Святого, знающего сердце человеческое, как никто из людей, успокаивает самого читающего, помогает ему преодолеть горе потери.

Как читать Псалтирь по усопшим дома

Уставных на этот счет нет, ведь богослужебные правила предназначены, прежде всего, для службы именно в храме. Дома же чтение совершается согласно духовной мере читающего, его умениям (ведь речь идет о большом славянском тексте), желанию, возможностям по времени.

О упокоении новопреставленного

Существует следующая традиция чтения псалмов:

  • при гробе первые три дня по кончине; такое чтение по мере возможности должно быть непрерывным; до революции принято было делать это родственникам, сменяя друг друга, либо специально приглашать людей для такого делания – в деревнях существовали так называемые «канонницы», женщины, которые хорошо знали церковно-славянский язык, могли читать Псалтирь; нередко обращались также в монастыри, или приглашали учащихся семинарий;
  • после похорон – до 40 дней, пока решается посмертная судьба души до Страшного Суда; считалось, что чтение кафизм также должно происходить по возможности непрерывно; сейчас подобное чтение бывает очень редко, а вот еще в начале XX в. те, кто особенно заботился об участи родных, но не имел сил и умения читать Псалтирь сам, даже предоставлял кров и пищу тем, кто приглашался для этого делания – на все эти дни;

После 40 дней по мере желания и возможности читающего можно читать как 17 кафизму, так и всю Псалтирь столько дней, сколько это представляется необходимым и полезным.

Правила чтения 17 кафизмы о упокоении

17 кафизма может читаться в таком порядке:

  • в составе Псалтири, вместе с другими; тогда все кафизмы (включая эту) читаются подряд; им предшествуют предначинательные молитвы (увидеть их можно в начале книги), а также Канон о усопшем; после этого читаются все кафизмы; по их окончании снова следует Канон, и чтение повторяется;
  • отдельно; так делают верующие, не имеющие достаточно времени для чтения всей Псалтири (например, ввиду работы), те, кто пока не очень привычен к молитвенной практике, и, конечно, православные, особенно любящие именно этот псалом, желающие именно им почтить усопшего.

При чтении 118 псалма отдельно от других кафизм:

  • он предваряется так называемым «обычным началом»; это краткие молитвы, имеющие очень древнее, от первых веков Церкви происхождение;
  • после псалма произносятся особые моления, которые можно найти в конце книги Псалтирь;
  • затем, по желанию, можно прочесть Канон о усопшем.

Что значит «среда» и «слава»

Слово «среда» значит «середина», оно не произносится вслух, так как это просто пометка. Она необходима для богослужения, так как на половине кафизмы следует ектения о упокоении усопших, которую произносит диакон. Для домашнего чтения такое разделение псалма значения не имеет.

Словом «Слава» принято обозначать славословие Св. Троице:

«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь».

Затем произносится еще одно славословие:

«Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже».

После них читается молитва о усопшем – краткая или более пространная, по желанию молящегося. Затем чтение псалма продолжается. По его окончании читается напечатанная в Псалтири молитва, затем можно прочесть, также по желанию, молитву о усопшем или канон.

Как читают староверы

К настоящему времени у старообрядцев существует множество направлений («толков» и «согласий»), и, соответственно, большое количество вариантов чтения 17 кафизмы. Если же говорить собственно о древнерусской традиции, которая существовала до середины XVII в. и богослужебной реформы Патриарха Никона (1653-1666 гг.), то, согласно «Требнику» 1651 г., во время чина погребения поются только отдельные стихи 17 кафизмы, тогда как сам 118 псалом священнику рекомендуется читать «втай», то есть «тайно», «про себя». Фактически и Русская Церковь Московской Патриархии также сохраняет эту древнюю практику, так как вся кафизма во время чина погребения читается крайне редко, хотя об этом и имеются богослужебные указания.

Кроме этого, кафизма входит в домашнее молитвенное правило старообрядца, если христианин по какой-то причине не имеет возможности принять участие в храмовом богослужении. В таком случае, по указанию современных изданий старообрядческих молитвенных правил, «за Вечерню читается одна-две кафизмы… за Полунощницу — одна-две кафизмы, за утреню — от трех до пяти кафизм, за первый час — одна кафизма, за Часы — две-три кафизмы».

Церковно-славянский или русский: на каком языке читать

Современные пастыри, как правило, рекомендуют текст на славянском, почти без изменений дошедший до нас от времен, когда первые богослужебные книги появились на Руси после ее Крещения. Ведь речь идет не только о том, что псалом (как почти вся Псалтирь) написана святым царем Давидом, но и о том, что Церковью прославлены, как святые, ее переводчики на славянский – это свв. Кирилл и Мефодий, а также их ученики. Поэтому чтение этого текста приобщает и к их духовному опыту.

Состоящая из одного - 118 псалма. Кафизма 17 читается по усопшим и не только

Дави — царь, пророк и псалмопевец

У верующих, регулярно читающих Псалтирь на церковно-славянском, также немало вопросов к переводам на современный русский, начиная со сделанного в XIX в. так называемого «синодального»: такие тексты часто воспринимаются как менее глубокие в смысловом отношении, а то и содержащие некоторые неточности. Вместе с тем, если к славянскому тексту нет привычки, читать можно и на русском. Вместе с тем, священники нередко рекомендуют не только молиться дома, но также посещать богослужения (а они идут на церковно-славянском).

Так постепенно возникнет понимание языка (ведь это тот же русский, только более древний его «извод»), привычка к нему, и, наконец, желание молиться этими словами.

17-я кафизму читают каждый день о здравии

17 кафизма не всегда была заупокойной, как чаще всего принято сейчас. Например, древние иудеи читали кафизму, прося Господа об исцелении больного. Псалом делили ее на 22 части по 8 стихов, причем каждое восьмистишие начиналось на одну из букв еврейского алфавита. О здравии читали не весь псалом, а те стихи, которые соответствовали буквам имени болящего.

Читать кафизму каждый день советовала подвижница нашего времени, схимонахиня Антония (Кавешникова) (1904-1998 гг.), говоря, что она настраивает душу на покаяние, что принесет плод по кончине:

«Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас».

Отзыв: из личной практики

«Было это в 2005 году, приехали ко мне люди на лицах, которых была написана неподдельная тревога и скорбь. С посеревшими лицами и какими то, словно не своими голосами стали рассказывать мне причину своего обращения к церкви.

«Нам, батюшка, врач посоветовал, скорбно сказав, что, вот теперь ваше время по спасению больной, обращайтесь, где можете и к кому хотите, так как со стороны врачей сделано уже все, что только может быть сделано в таких случаях. Больная на искусственной вентиляции легких, не подает каких либо признаков жизни. Сколько продлится такое состояние один Бог знает и чем закончится. Так что давайте поедем в третью больницу, и там вы что нибудь сделаете: причастите, или поисповедуете. Ну, в общем сами знаете…»

«Да, как же ее исповедовать, или причащать если она не разговаривает», — говорю им я. Они ничего мне не говорят, только плачут, плачут. Я понял без слов, что мое препирательство в этой ситуации идиотски дико, глупо и бессмысленно… Думаю, возьму ка я Псалтирь и почитаю там в реанимационной семнадцатую кафизму, заупокойную и она будет болящей, как напутствие в мир иной, как отходная, а ежели к поправке то псалом 118й он есть универсальный,он и к жизни понапутствует….

Заходим туда, а там о страх какой, какие то аппараты работают как гармошки, на ноги заставили одеть белые сапожки из материи, там так положено, ну и подвели к болящей. Свечу зажечь нельзя, я тогда открыл книгу и приступив помолясь, стал читать: «Блаженны непорочные в путь ходящее в законе Господни. Блаженни испытающии свидения его, всем сердцем взыщут его…»

Читаю на смерть, а оно мне садится на голову и ложится на ум и входит в чувства на поправку, особенно часто повторяющиеся там слова: «Воздаждь рабу твоему, живи мя и сохраню словеса Твоя». Дальше больше и больше: «Прильпе земли душа моя, живи мя по словеси Твоему… Отврати очи мои еже не видети суеты в пути Твоем живи мя… Се возжелах заповеди твоя в правде Твоей живи мя… То мя утеши во смирении моем яко слово Твое живи мя… По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст твоих… Яко аще бы не закон Твой поучение мое бы был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси».

И так вычитал все 176 стихов псалма. Это единственный большой псалом размером в целую кафизму. От тебе думаю и притча! Начал за упокой, а закончил о здравии. Выражение:«живи мя, жива будет» на протяжении кафизмы повторяется 12 раз. Из чего я понял, провиденциально уразумел, что кафизма эта не только заупокойная, но в высочайшей, преимущественнейшей степени и заздравная. Так есть! Уже тогда мне было открыто, что эта женщина поправится. Но я молчал.

Ну, приехал домой, и как то в пестрой чреде дней, праздников и будней это забылось. Как то моментами и вспоминал, о той женщине, лежащей безгласно, думал наверное померла, похоронили. Аж, вот где то через две недели приезжают родственники ко мне домой с благодарением. Женщина выжила, сейчас поправляется…»
(священник Аввакум, из «Живого журнала»)

Советы св. отцов Церкви и современных священников

Мнение эксперта
Свт. Афанасий Великий (296-373 г.г. Александрия, Египет)
Один из Отцов Церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Архиепископ Александрийский, преемник епископа Александра. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства
«В псалме сем святой пророк описывает житие святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе и то, чем святые одерживают победу: закон, словеса Божий, терпение, помощь свыше и, наконец, что последует за трудами — награды, венцы, воздаяния»

«Сомнения быть не может, что если и мужи ученые будут брать себе по стишку из этого псалма и поучаться в нем размышлением в продолжение дня, то это будет очень похоже на прорывание земли в том месте, где скрыто сокровище. Ройся только — найдешь. В каком бы кто возрасте духовном ни находился, всякий узрит должное и полезное себе.» (свт. Феофан Затворник)

«Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до нее доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. —- Для усопших – это великая помощь! Мы может и не всегда это чувствуем, что наша молитва доходит, зато усопшие чувствует и им поддержка очень нужна!!! Они ждут наших молитв, надеются на нашу помощь. И так не хочется обмануть их надежды… В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему 17-ю кафизму. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, т.е. блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим. Смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя» (Схимонахиня Антония (Кавешникова))

«Если тяжело читать каждый день, то нужно хотя бы каждую субботу, думаю. Это день особого поминовения. Толкование читать не то что хорошо, а нужно. Это открывает нам глаза. У меня все псалмы любимы. Но блаженный Августин делал следующее сравнение: Говоря о 17 кафизме (118 псалом), блаженный Августин свидетельствует, что он долго не мог взяться за толкование этого псалма, будучи поражён его глубиною. Он говорил, что другие псалмы содержат нравственные уроки; но те — как звёзды, рассеянные по небу; а этот — как солнце, изливающее в полдень обильный свет» (священник Александр Туховский).

«Никогда Давид не шел вне заповедей Божиих и никогда не стеснялся Закона Божия: он проповедовал как царь и другим царям о Христе, говорил о заповедях Божиих. Никогда ему не было стыдно говорить о Божественном.Конечно, это изумительнейшие слова и наставления Псалмопевца! Каждый из нас должен стремиться не стыдиться говорить о Господе, о Законе Божием, о стремлении исполнить заповеди Его: все это дает и живительный пример, и надежду, что человек услышит Божественные глаголы и будет сам стремиться к ним и через это обретет вечное спасение…» (священник Алексий Ладыгин)

О чем она: толкование

Современные толкователи полагают, что автор 118 псалма – царь Давид, а это значит, что текст появился примерно за 1000 лет до Рождества Христова. Библеисты говорят, что изначально он мог быть написан, как обучающий Божию закону, для чего и был разделен на восьмистишия согласно алфавиту: по нему дети осваивали не только язык, но и азы Закона Божия.

Вот как пишет об основном содержании псалма профессор, русский библеист А.П.Лопухин:

«Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания».

Об этой дороге, от рождения до кончины, говорит царь Давид:

  • песнопение начинается словами о «непорочном» и потому «блаженном» человеке, начинающем жизненный путь; но среди бурь мира он то подвергается гонениям, то сам согрешает, ошибается, так что не может жить без помощи свыше: «В пути Твоем живи мя», так просит св. Давид Бога, надеясь на Его поддержку;
  • скорби и нужды подстерегают совершающего путь Господень, но за них псалмопевец благодарит Создателя: «Благо мне, яко смирил мя еси», болезнями, гонениями, горестями;
  • удивительны последние строки песнопения, которое все посвящено пути праведника в земной жизни, его духовной борьбе; но вот чем она, оказывается, завершается, каков итог: «Заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего…»; так смиренно, понимая, что никакая личная праведность, никакие собственные усилия не гарантируют спасения, оканчивает Давид псалом – и снова просит Божией помощи.

Словами надежды на Бога, его милость не ради добрых дел, но хотя бы – намерения человека, оканчивается не только этот псалом, но также земная жизнь всякого христианина. «Блаженны непорочные в путь…» Так поет Церковь, молясь об усопшем и твердо веруя: милость Божия не оставит отошедшего от этой жизни и дарует ему покой со Христом.

Текст

Источник:Азбука.ру

Кафизма 17 на церковно-славянском языке

Псалом 118

Аллилу́iа.

  1. Блаже́ни непоро́чнiи въ пу́ть {въ пути́}, ходя́щiи въ зако́нѣ Госпо́дни.
  2. Блаже́ни испыта́ющiи свидѣ́нiя Его́, всѣ́мъ се́рдцемъ взы́щутъ Его́.
  3. Не дѣ́лающiи бо беззако́нiя въ путе́хъ Его́ ходи́ша.
  4. Ты́ заповѣ́далъ еси́ за́повѣди Твоя́ сохрани́ти зѣло́:
  5. дабы́ испра́вилися путiе́ мои́, сохрани́ти оправда́нiя Твоя́.
  6. Тогда́ не постыжу́ся, внегда́ призрѣ́ти ми́ на вся́ за́повѣди Твоя́.
  7. Исповѣ́мся Тебѣ́ въ пра́вости се́рдца, внегда́ научи́тимися судьба́мъ пра́вды Твоея́.
  8. Оправда́нiя Твоя́ сохраню́: не оста́ви мене́ до зѣла́.
  9. Въ чесо́мъ испра́витъ юнѣ́йшiй пу́ть сво́й? Внегда́ сохрани́ти словеса́ Твоя́.
  10. Всѣ́мъ се́рдцемъ мои́мъ взыска́хъ Тебе́: не отри́ни мене́ от за́повѣдiй Твои́хъ.
  11. Въ се́рдцы мое́мъ скры́хъ словеса́ Твоя́, я́ко да не согрѣшу́ Тебѣ́.
  12. Благослове́нъ еси́, Го́споди: научи́ мя оправда́ниемъ Твои́мъ.
  13. Устна́ма мои́ма возвѣсти́хъ вся́ судьбы́ у́стъ Твои́хъ.
  14. На пути́ свидѣ́нiй Твои́хъ наслади́хся, я́ко о вся́комъ бога́тствѣ.
  15. Въ за́повѣдехъ Твои́хъ поглумлю́ся, и уразумѣ́ю пути́ Твоя́.
  16. Во оправда́нiихъ Твои́хъ поучу́ся: не забу́ду слове́съ Твои́хъ.
  17. Возда́ждь рабу́ Твоему́: живи́ мя, и сохраню́ словеса́ Твоя́.
  18. Откры́й о́чи мои́, и уразумѣ́ю чудеса́ от зако́на Твоего́.
  19. Пришле́цъ а́зъ е́смь на земли́: не скры́й от мене́ за́повѣди Твоя́.
  20. Возлюби́ душа́ моя́ возжела́ти судьбы́ Твоя́ на вся́кое вре́мя.
  21. Запрети́лъ еси́ го́рдымъ: про́кляти уклоня́ющiися от за́повѣдiй Твои́хъ.
  22. Отъими́ от мене́ поно́съ {поноше́нiе} и уничиже́нiе, я́ко свидѣ́нiй Твои́хъ взыска́хъ.
  23. И́бо сѣдо́ша кня́зи и на мя́ клевета́ху, ра́бъ же Тво́й глумля́шеся во оправда́нiихъ Твои́хъ:
  24. и́бо свидѣ́нiя Твоя́ поуче́нiе мое́ е́сть, и совѣ́ти мои́ оправда́нiя Твоя́.
  25. Прильпе́ земли́ душа́ моя́: живи́ мя по словеси́ Твоему́.
  26. Пути́ моя́ возвѣсти́хъ, и услы́шалъ мя́ еси́: научи́ мя оправда́ниемъ Твои́мъ.
  27. Пу́ть оправда́нiй Твои́хъ вразуми́ ми, и поглумлю́ся въ чудесѣ́хъ Твои́хъ.
  28. Воздрема́ душа́ моя́ от уны́нiя: утверди́ мя въ словесѣ́хъ Твои́хъ.
  29. Пу́ть непра́вды отста́ви от мене́ и зако́номъ Твои́мъ поми́луй мя́.
  30. Пу́ть и́стины изво́лихъ и судьбы́ Твоя́ не забы́хъ.
  31. Прилѣпи́хся свидѣ́ниемъ Твои́мъ, Го́споди, не посрами́ мене́.
  32. Пу́ть за́повѣдiй Твои́хъ теко́хъ, егда́ разшири́лъ еси́ се́рдце мое́.
  33. Законоположи́ мнѣ́, Го́споди, пу́ть оправда́нiй Твои́хъ, и взыщу́ и́ вы́ну:
  34. вразуми́ мя, и испыта́ю зако́нъ Тво́й и сохраню́ и́ всѣ́мъ се́рдцемъ мои́мъ.
  35. Наста́ви мя́ на стезю́ за́повѣдiй Твои́хъ, я́ко ту́ю восхотѣ́хъ.
  36. Приклони́ се́рдце мое́ во свидѣ́нiя Твоя́, а не въ лихои́мство.
  37. Отврати́ о́чи мои́ е́же не ви́дѣти суеты́: въ пути́ Твое́мъ живи́ мя.
  38. Поста́ви рабу́ Твоему́ сло́во Твое́ въ стра́хъ Тво́й.
  39. Отъими́ поноше́нiе мое́, е́же непщева́хъ: я́ко судьбы́ Твоя́ бла́ги.
  40. Се́, возжела́хъ за́повѣди Твоя́: въ пра́вдѣ Твое́й живи́ мя.
  41. И да прiи́детъ на мя́ ми́лость Твоя́, Го́споди, спасе́нiе Твое́ по словеси́ Твоему́:
  42. и отвѣща́ю поноша́ющымъ ми́ сло́во, я́ко упова́хъ на словеса́ Твоя́.
  43. И не отъими́ от у́стъ мои́хъ словесе́ и́стинна до зѣла́, я́ко на судьбы́ Твоя́ упова́хъ:
  44. и сохраню́ зако́нъ Тво́й вы́ну, въ вѣ́къ и въ вѣ́къ вѣ́ка.
  45. И хожда́хъ въ широтѣ́, я́ко за́повѣди Твоя́ взыска́хъ:
  46. и глаго́лахъ о свидѣ́нiихъ Твои́хъ предъ цари́ и не стыдя́хся:
  47. и поуча́хся въ за́повѣдехъ Твои́хъ, я́же возлюби́хъ зѣло́:
  48. и воздвиго́хъ ру́цѣ мои́ къ за́повѣдемъ Твои́мъ, я́же возлюби́хъ, и глумля́хся во оправда́нiихъ Твои́хъ.
  49. Помяни́ словеса́ Твоя́ рабу́ Твоему́, и́хже упова́нiе да́лъ ми́ еси́.
  50. То́ мя утѣ́ши во смире́нiи мое́мъ, я́ко сло́во Твое́ живи́ мя.
  51. Го́рдiи законопреступова́ху до зѣла́: от зако́на же Твоего́ не уклони́хся.
  52. Помяну́хъ судьбы́ Твоя́ от вѣ́ка, Го́споди, и утѣ́шихся.
  53. Печа́ль прiя́тъ мя́ от грѣ́шникъ, оставля́ющихъ зако́нъ Тво́й.
  54. Пѣ́та бя́ху мнѣ́ оправда́нiя Твоя́ на мѣ́стѣ прише́лствiя моего́.
  55. Помяну́хъ въ нощи́ и́мя Твое́, Го́споди, и сохрани́хъ зако́нъ Тво́й.
  56. Се́й бы́сть мнѣ́, я́ко оправда́нiй Твои́хъ взыска́хъ.
  57. Ча́сть моя́ еси́, Го́споди: рѣ́хъ сохрани́ти зако́нъ Тво́й.
  58. Помоли́хся лицу́ Твоему́ всѣ́мъ се́рдцемъ мои́мъ: поми́луй мя́ по словеси́ Твоему́.
  59. Помы́слихъ пути́ Твоя́ и возврати́хъ но́зѣ мои́ во свидѣ́нiя Твоя́.
  60. Угото́вихся и не смути́хся сохрани́ти за́повѣди Твоя́.
  61. У́жя грѣ́шникъ обяза́шася мнѣ́, и зако́на Твоего́ не забы́хъ.
  62. Полу́нощи воста́хъ исповѣ́датися Тебѣ́ о судьба́хъ пра́вды Твоея́.
  63. Прича́стникъ а́зъ е́смь всѣ́мъ боя́щымся Тебе́ и храня́щымъ за́повѣди Твоя́.
  64. Ми́лости Твоея́, Го́споди, испо́лнь земля́: оправда́ниемъ Твои́мъ научи́ мя.
  65. Бла́гость сотвори́лъ еси́ съ рабо́мъ Твои́мъ, Го́споди, по словеси́ Твоему́:
  66. бла́гости и наказа́нiю и ра́зуму научи́ мя, я́ко за́повѣдемъ Твои́мъ вѣ́ровахъ.
  67. Пре́жде да́же не смири́тимися, а́зъ прегрѣши́хъ: сего́ ра́ди сло́во Твое́ сохрани́хъ.
  68. Бла́гъ еси́ Ты́, Го́споди: и бла́гостiю Твое́ю научи́ мя оправда́ниемъ Твои́мъ.
  69. Умно́жися на мя́ непра́вда го́рдыхъ: а́зъ же всѣ́мъ се́рдцемъ мои́мъ испыта́ю за́повѣди Твоя́.
  70. Усыри́ся я́ко млеко́ се́рдце и́хъ: а́зъ же зако́ну Твоему́ поучи́хся.
  71. Благо мнѣ́, я́ко смири́лъ мя́ еси́, я́ко да научу́ся оправда́ниемъ Твои́мъ.
  72. Бла́гъ мнѣ́ зако́нъ у́стъ Твои́хъ па́че ты́сящъ зла́та и сребра́.                                       Слава:
  73. Ру́це Твои́ сотвори́стѣ мя́ и созда́стѣ мя́: вразуми́ мя, и научу́ся за́повѣдемъ Твои́мъ.
  74. Боя́щiися Тебе́ у́зрятъ мя́ и возвеселя́тся, я́ко на словеса́ Твоя́ упова́хъ.
  75. Разумѣ́хъ, Го́споди, я́ко пра́вда судьбы́ Твоя́, и вои́стинну смири́лъ мя́ еси́.
  76. Бу́ди же ми́лость Твоя́, да утѣ́шитъ мя́, по словеси́ Твоему́ рабу́ Твоему́:
  77. да прiи́дутъ мнѣ́ щедро́ты Твоя́, и жи́въ бу́ду, я́ко зако́нъ Тво́й поуче́нiе мое́ е́сть.
  78. Да постыдя́тся го́рдiи, я́ко непра́ведно беззако́нноваша на мя́: а́зъ же поглумлю́ся {размышля́ти бу́ду} въ за́повѣдехъ Твои́хъ.
  79. Да обратя́тъ мя́ боя́щiися Тебе́ и вѣ́дящiи свидѣ́нiя Твоя́.
  80. Бу́ди се́рдце мое́ непоро́чно во оправда́нiихъ Твои́хъ, я́ко да не постыжу́ся.
  81. Изчеза́етъ во спасе́нiе Твое́ душа́ моя́, на словеса́ Твоя́ упова́хъ:
  82. изчезо́ша о́чи мои́ въ сло́во Твое́, глаго́люще: когда́ утѣ́шиши мя́?
  83. Зане́ бы́хъ я́ко мѣ́хъ на сла́нѣ: оправда́нiй Твои́хъ не забы́хъ.
  84. Коли́ко е́сть дні́й раба́ Твоего́? Когда́ сотвори́ши ми́ от гоня́щихъ мя́ су́дъ?
  85. Повѣ́даша мнѣ́ законопресту́пницы глумле́нiя, но не я́ко зако́нъ Тво́й, Го́споди.
  86. Вся́ за́повѣди Твоя́ и́стина: непра́ведно погна́ша мя́, помози́ ми.
  87. Вма́лѣ не сконча́ша мене́ на земли́: а́зъ же не оста́вихъ за́повѣдiй Твои́хъ.
  88. По ми́лости Твое́й живи́ мя, и сохраню́ свидѣ́нiя у́стъ Твои́хъ.
  89. Во вѣ́къ, Го́споди, сло́во Твое́ пребыва́етъ на небеси́.
  90. Въ ро́дъ и ро́дъ и́стина Твоя́: основа́лъ еси́ зе́млю, и пребыва́етъ.
  91. Учине́нiемъ Твои́мъ пребыва́етъ де́нь: я́ко вся́ческая рабо́тна Тебѣ́.
  92. Я́ко а́ще бы не зако́нъ Тво́й поуче́нiе мое́ бы́лъ, тогда́ у́бо поги́блъ бы́хъ во смире́нiи мое́мъ:
  93. во вѣ́къ не забу́ду оправда́нiй Твои́хъ, я́ко въ ни́хъ оживи́лъ мя́ еси́.
  94. Тво́й е́смь а́зъ, спаси́ мя: я́ко оправда́нiй Твои́хъ взыска́хъ.
  95. Мене́ жда́ша грѣ́шницы погуби́ти мя́: свидѣ́нiя Твоя́ разумѣ́хъ.
  96. Вся́кiя кончи́ны ви́дѣхъ коне́цъ: широка́ за́повѣдь Твоя́ зѣло́.
  97. Ко́ль возлюби́хъ зако́нъ Тво́й, Го́споди: ве́сь де́нь поуче́нiе мое́ е́сть.
  98. Па́че вра́гъ мои́хъ умудри́лъ мя́ еси́ за́повѣдiю Твое́ю, я́ко въ вѣ́къ моя́ е́сть.
  99. Па́че всѣ́хъ уча́щихъ мя́ разумѣ́хъ, я́ко свидѣ́нiя Твоя́ поуче́нiе мое́ е́сть.
  100. Па́че ста́рецъ разумѣ́хъ, я́ко за́повѣди Твоя́ взыска́хъ.
  101. От вся́каго пути́ лука́ва возбрани́хъ нога́мъ мои́мъ, я́ко да сохраню́ словеса́ Твоя́:
  102. от суде́бъ Твои́хъ не уклони́хся, я́ко Ты́ законоположи́лъ ми́ еси́.
  103. Ко́ль сладка́ горта́ни моему́ словеса́ Твоя́: па́че ме́да усто́мъ мои́мъ.
  104. От за́повѣдiй Твои́хъ разумѣ́хъ: сего́ ра́ди возненави́дѣхъ вся́къ пу́ть непра́вды.
  105. Свѣти́лникъ нога́ма мои́ма зако́нъ Тво́й, и свѣ́тъ стезя́мъ мои́мъ.
  106. Кля́хся и поста́вихъ сохрани́ти судьбы́ пра́вды Твоея́.
  107. Смири́хся до зѣла́: Го́споди, живи́ мя по словеси́ Твоему́.
  108. Во́льная у́стъ мои́хъ благоволи́ же, Го́споди, и судьба́мъ Твои́мъ научи́ мя.
  109. Душа́ моя́ въ руку́ Твое́ю {Алекс.: мое́ю} вы́ну, и зако́на Твоего́ не забы́хъ.
  110. Положи́ша грѣ́шницы сѣ́ть мнѣ́: и от за́повѣдiй Твои́хъ не заблуди́хъ.
  111. Наслѣ́довахъ свидѣ́нiя Твоя́ во вѣ́къ, я́ко ра́дованiе се́рдца моего́ су́ть:
  112. приклони́хъ се́рдце мое́ сотвори́ти оправда́нiя Твоя́ въ вѣ́къ за воздая́нiе.
  113. Законопресту́пныя возненави́дѣхъ, зако́нъ же Тво́й возлюби́хъ.
  114. Помо́щникъ мо́й и засту́пникъ мо́й еси́ Ты́: на словеса́ Твоя́ упова́хъ.
  115. Уклони́теся от мене́, лука́внующiи, и испыта́ю за́повѣди Бо́га моего́.
  116. Заступи́ мя по словеси́ Твоему́, и жи́въ бу́ду: и не посрами́ мене́ от ча́янiя моего́:
  117. помози́ ми, и спасу́ся, и поучу́ся во оправда́нiихъ Твои́хъ вы́ну.
  118. Уничижи́лъ еси́ вся́ отступа́ющыя от оправда́нiй Твои́хъ: я́ко непра́ведно помышле́нiе и́хъ.
  119. Преступа́ющыя непщева́хъ вся́ грѣ́шныя земли́: сего́ ра́ди возлюби́хъ свидѣ́нiя Твоя́.
  120. Пригвозди́ стра́ху Твоему́ пло́ти моя́: от суде́бъ бо Твои́хъ убоя́хся.
  121. Сотвори́хъ су́дъ и пра́вду: не преда́ждь мене́ оби́дящымъ мя́.
  122. Воспрiими́ раба́ Твоего́ во благо, да не оклевета́ютъ мене́ го́рдiи.
  123. О́чи мои́ изчезо́стѣ во спасе́нiе Твое́ и въ сло́во пра́вды Твоея́:
  124. сотвори́ съ рабо́мъ Твои́мъ по ми́лости Твое́й, и оправда́ниемъ Твои́мъ научи́ мя.
  125. Ра́бъ Тво́й е́смь а́зъ: вразуми́ мя, и увѣ́мъ свидѣ́нiя Твоя́.
  126. Вре́мя сотвори́ти Го́сподеви: разори́ша зако́нъ Тво́й.
  127. Сего́ ра́ди возлюби́хъ за́повѣди Твоя́ па́че зла́та и топа́зiа.
  128. Сего́ ра́ди ко всѣ́мъ за́повѣдемъ Твои́мъ направля́хся, вся́къ пу́ть непра́вды возненави́дѣхъ.
  129. Ди́вна свидѣ́нiя Твоя́: сего́ ра́ди испыта́ я́ душа́ моя́.
  130. Явле́нiе слове́съ Твои́хъ просвѣща́етъ и вразумля́етъ младе́нцы.
  131. Уста́ моя́ отверзо́хъ и привлеко́хъ ду́хъ, я́ко за́повѣдiй Твои́хъ жела́хъ.                 Слава:
  132. При́зри на мя́ и поми́луй мя́, по суду́ лю́бящихъ и́мя Твое́.
  133. Стопы́ моя́ напра́ви по словеси́ Твоему́, и да не облада́етъ мно́ю вся́кое беззако́нiе:
  134. изба́ви мя́ от клеветы́ человѣ́ческiя, и сохраню́ за́повѣди Твоя́.
  135. Лице́ Твое́ просвѣти́ на раба́ Твоего́ и научи́ мя оправда́ниемъ Твои́мъ.
  136. Исхо́дища водна́я изведо́стѣ о́чи мои́, поне́же не сохрани́хъ зако́на Твоего́.
  137. Пра́веднъ еси́, Го́споди, и пра́ви суди́ Твои́:
  138. заповѣ́далъ еси́ пра́вду свидѣ́нiя Твоя́, и и́стину зѣло́.
  139. Иста́яла мя́ е́сть ре́вность Твоя́: я́ко забы́ша словеса́ Твоя́ врази́ мои́.
  140. Разжже́но сло́во Твое́ зѣло́, и ра́бъ Тво́й возлюби́ е́.
  141. Юнѣ́йшiй а́зъ е́смь и уничиже́нъ: оправда́нiй Твои́хъ не забы́хъ.
  142. Пра́вда Твоя́ пра́вда во вѣ́къ, и зако́нъ Тво́й и́стина.
  143. Ско́рби и ну́жди обрѣто́ша мя́: за́повѣди Твоя́ поуче́нiе мое́.
  144. Пра́вда свидѣ́нiя Твоя́ въ вѣ́къ: вразуми́ мя, и жи́въ бу́ду.
  145. Воззва́хъ всѣ́мъ се́рдцемъ мои́мъ, услы́ши мя́, Го́споди: оправда́нiя Твоя́ взыщу́.
  146. Воззва́хъ Ти́, спаси́ мя, и сохраню́ свидѣ́нiя Твоя́.
  147. Предвари́хъ въ безго́дiи и воззва́хъ: на словеса́ Твоя́ упова́хъ.
  148. Предвари́стѣ о́чи мои́ ко у́тру, поучи́тися словесе́мъ Твои́мъ.
  149. Гла́съ мо́й услы́ши, Го́споди, по ми́лости Твое́й: по судьбѣ́ Твое́й живи́ мя.
  150. Прибли́жишася гоня́щiи мя́ беззако́нiемъ: от зако́на же Твоего́ удали́шася.
  151. Бли́зъ еси́ Ты́, Го́споди, и вси́ путiе́ Твои́ и́стина.
  152. Испе́рва позна́хъ от свидѣ́нiй Твои́хъ, я́ко въ вѣ́къ основа́лъ я́ еси́.
  153. Ви́ждь смире́нiе мое́ и изми́ мя: я́ко зако́на Твоего́ не забы́хъ.
  154. Суди́ су́дъ мо́й и изба́ви мя́: словесе́ ра́ди Твоего́ живи́ мя.
  155. Дале́че от грѣ́шникъ спасе́нiе, я́ко оправда́нiй Твои́хъ не взыска́ша.
  156. Щедро́ты Твоя́ мно́ги, Го́споди: по судьбѣ́ Твое́й живи́ мя.
  157. Мно́зи изгоня́щiи мя́ и стужа́ющiи ми́: от свидѣ́нiй Твои́хъ не уклони́хся.
  158. Ви́дѣхъ неразумѣва́ющыя и иста́яхъ: я́ко слове́съ Твои́хъ не сохрани́ша.,
  159. Ви́ждь, я́ко за́повѣди Твоя́ возлюби́хъ: Го́споди, по ми́лости Твое́й живи́ мя.
  160. Нача́ло слове́съ Твои́хъ и́стина, и во вѣ́къ вся́ судьбы́ пра́вды Твоея́.
  161. Кня́зи погна́ша мя́ ту́не: и от слове́съ Твои́хъ убоя́ся се́рдце мое́.
  162. Возра́дуюся а́зъ о словесѣ́хъ Твои́хъ, я́ко обрѣта́яй коры́сть мно́гу.
  163. Непра́вду возненави́дѣхъ и омерзи́хъ: зако́нъ же Тво́й возлюби́хъ.
  164. Седмери́цею дне́мъ хвали́хъ Тя́ о судьба́хъ пра́вды Твоея́.
  165. Ми́ръ мно́гъ лю́бящымъ зако́нъ Тво́й, и нѣ́сть и́мъ собла́зна.
  166. Ча́яхъ спасе́нiя Твоего́, Го́споди, и за́повѣди Твоя́ возлюби́хъ.
  167. Сохрани́ душа́ моя́ свидѣ́нiя Твоя́ и возлюби́ я́ зѣло́.
  168. Сохрани́хъ за́повѣди Твоя́ и свидѣ́нiя Твоя́, я́ко вси́ путiе́ мои́ предъ Тобо́ю, Го́споди.
  169. Да прибли́жится моле́нiе мое́ предъ Тя́, Го́споди: по словеси́ Твоему́ вразуми́ мя.
  170. Да вни́детъ проше́нiе мое́ предъ Тя́: Го́споди, по словеси́ Твоему́ изба́ви мя́.
  171. Отры́гнутъ устнѣ́ мои́ пѣ́нiе, егда́ научи́ши мя́ оправда́ниемъ Твои́мъ.
  172. Провѣща́етъ язы́къ мо́й словеса́ Твоя́, я́ко вся́ за́повѣди Твоя́ пра́вда.
  173. Да бу́детъ рука́ Твоя́ е́же спасти́ мя, я́ко за́повѣди Твоя́ изво́лихъ.
  174. Возжела́хъ спасе́нiе Твое́, Го́споди, и зако́нъ Тво́й поуче́нiе мое́ е́сть.
  175. Жива́ бу́детъ душа́ моя́ и восхва́литъ Тя́: и судьбы́ Твоя́ помо́гутъ мнѣ́.
  176. Заблуди́хъ я́ко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́, я́ко за́повѣдiй Твои́хъ не забы́хъ.

Слава:

Кафизма 17 на русском языке

Псалом 118
Аллилуия

  1. Блаженны непорочные на путях своих, соблюдающие закон Господень.
  2. Блаженны познающие откровения Его, всем сердцем ищут они Его.
  3. Ибо те, кто не творит беззаконий, путями Его ходят.
  4.  Ты заповедал крепко хранить заповеди Твои;
  5. Да будут правыми пути мои, и сохраню повеления Твои!
  6. Тогда не постыжусь я, взирая на заповеди Твои.
  7.  Прославлю Тебя в правде сердца моего, когда постигну праведные суды Твои.
  8. Повеления Твои сохраню; не оставляй меня.
  9. Как исправит юноша путь свой? Когда сохранит он слова Твои.
  10.  Всем сердцем моим искал я Тебя; не отстрани меня от заповедей Твоих!
  11. В сердце моем сберег я слова Твои, да не согрешу пред Тобой.
  12. Благословен Ты, Господи; научи меня повелениям Твоим!
  13.  Устами моими возвещал я изреченное устами Твоими.
  14.  На пути откровений Твоих услаждался я, словно великим богатством.
  15. О заповедях Твоих размышлять буду, и уразумею пути Твои.
  16.  Повелениям Твоим научусь; не забуду слов Твоих.
  17. Воздай должное мне, рабу Твоему; даруй мне жизнь, и сохраню слова Твои!
  18. Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим.
  19. Пришлец я на земле; не скрой от меня заповедей Твоих!
  20.  Отрадно душе моей внимать судам Твоим во всякое время.
  21. Наказал Ты гордых. Прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих!
  22. Сними с меня позор и унижение, ибо искал я откровений Твоих.
  23.  Ибо собрались князья и на меня клеветали, раб же Твой размышлял о повелениях Твоих;
  24.  Ибо откровения Твои – в поучение мне, и советниками моими стали повеления Твои.
  25. Поникла душа моя; возврати мне жизнь словом Твоим!
  26. Пути мои возвестил я Тебе, и услышал Ты меня; научи меня повелениям Твоим!
  27. Дай уразуметь мне путь повелений Твоих, размышлять буду о чудесах Твоих.
  28.  Впала в дремоту душа моя от уныния; утверди меня в словах Твоих!
  29. Удали от меня пути неправды и по закону Твоему помилуй меня!
  30. Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл.
  31. Припал я к откровениям Твоим, Господи, не посрами меня!
  32. Путем заповедей Твоих ходил я, когда расширил Ты душу мою.
  33. Сделай законом для меня, Господи, путь повелений Твоих, и буду вечно искать его;
  34. Вразуми меня, да познаю закон Твой и сохраню его в сердце моем.
  35. Наставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо она желанна мне.
  36. Склони сердце мое к откровениям Твоим, а не к наживе неправедной!
  37.  Отврати очи мои, дабы не узреть мне суеты; на пути Твоем даруй мне жизнь!
  38.  Дай рабу Твоему принять слово Твое со страхом!
  39. Сними с меня поношение, о котором я помышляю, ибо суды Твои благи.
  40. Возжелал я заповедей Твоих; правдой Твоей даруй мне жизнь!
  41.  И да низойдет на меня милость Твоя, Господи, и буду спасен по слову Твоему;
  42.  И дам ответ тем, кто порочит меня, ибо я уповаю на слова Твои.
  43.  И не отними слов правды от уст моих, ибо я на суды Твои уповаю;
  44. И сохраню навсегда закон Твой, на вечные времена.
  45.  Просторно стало сердцу моему, ибо искал я заповедей Твоих.
  46. И говорил я об откровениях Твоих пред царями, и не смущался;
  47. И поучался заповедям Твоим, которые возлюбил;
  48.  И простирал я руки мои к заповедям Твоим, которые возлюбил, и углублялся в повеления Твои.
  49. Дай мне, рабу Твоему, помнить слова Твои, на которые Ты велел мне уповать.
  50. Утешило это меня в унижении моем, ибо слово Твое вернуло мне жизнь.
  51. Гордые дерзостно попирали закон; но не уклонился я от закона Твоего.
  52.  Вспоминал я суды Твои от века, Господи, и утешался.
  53. Печаль объяла меня при виде грешников, отвергающих закон Твой.
  54. Воспевал я повеления Твои во время странствия моего.
  55. Вспоминал я в ночи имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.
  56. Был он в сердце моем, ибо я искал повелений Твоих.
  57. Ведом Тебе удел мой, Господи; сказал я: «Сохраню закон Твой».
  58. Помолился я пред лицом Твоим всем сердцем моим; помилуй меня по слову Твоему!
  59.  Помыслил я о путях Твоих и вновь направил стопы мои к откровениям Твоим.
  60.  Приготовился я и не смутился, сохраняя заповеди Твои.
  61. Сети грешников опутали меня. Но я закона Твоего не забыл.
  62. В полночь вставал я прославлять Тебя за правые суды Твои.
  63. Друг я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои.,
  64.  Милости Твоей, Господи, исполнена земля; повелениям Твоим научи меня!
  65.  Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему;
  66. Милосердию, покорности и разумению научи меня, ибо верю заповедям Твоим.
  67. Доколе не испытал я унижений, я согрешал, но ныне храню слово Твое.
  68.  Благ Ты, Господи, и по благости Твоей научи меня повелениям Твоим!
  69. Умножилась и восстала на меня неправда людей гордых; я же всем сердцем моим познавать буду заповеди Твои.
  70. Отвердело, будто сыр, сердце у них; я же закону Твоему поучаюсь.
  71.  Благо мне, что смирил Ты меня. Да научусь повелениям Твоим.
  72.  Благ мне закон уст Твоих, дороже он многого множества золота и серебра. Слава:
  73. Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.
  74. Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся, ибо я на слова Твои уповал.
  75.  Уразумел я, Господи, что праведны суды Твои, и воистину смирил Ты меня.
  76.  Да осенит меня милость Твоя, да утешит меня по слову Твоему, что сказал Ты рабу Твоему;
  77. Да низойдут на меня щедроты Твои, и жив буду, ибо закон Твой наставляет меня.
  78.  Да постыдятся гордые, ибо они неправедно и беззаконно поступали со мной; я же размышлять буду о заповедях Твоих.
  79.  Да направят меня на путь Твой боящиеся Тебя и познавшие откровения Твои.
  80. Да будет сердце мое непорочно хранить повеления Твои, и не буду я посрамлен.
  81. Изнемогает душа моя, ожидая от Тебя спасения, на слова Твои уповал.
  82. Изнемогли очи мои в ожидании слова Твоего; когда утешишь Ты меня?
  83.  Ибо стал я точно мех, скованный морозом, но повелений Твоих не забыл.
  84.  Много ли дней жизни остается рабу Твоему? Когда рассудишь Ты меня с гонителями моими?
  85.  Поведали мне беззаконники измышления свои, но далеки они от закона Твоего, Господи.
  86.  Все заповеди Твои – истина; неправедно гонят меня, помоги мне!
  87.  Едва не погубили меня на земле, но не оставил я заповедей Твоих.
  88.  По милости Твоей верни мне жизнь, и сохраню откровения уст Твоих.
  89.  Вовеки, Господи, слово Твое пребывает на Небесах.
  90.  Из рода в род неизменна истина Твоя; сотворил Ты землю, и существует она.
  91.  Как заповедал Ты, наступает день; ибо все в мире подвластно Тебе.
  92. Если бы не соблюдал я закона Твоего, постигла бы меня гибель в унижении моем;
  93.  Вовеки не забуду повелений Твоих, ибо они даровали мне жизнь.  Середина псалма.
  94. Я Твой, спаси меня; ибо я ищу повелений Твоих.
  95. Стерегли меня грешники, задумав погубить меня; но я откровения Твои уразумел.
  96.  Увидел я, что всему приходит конец; но бесконечно широка заповедь Твоя.
  97.  Как возлюбил я закон Твой, Господи! Всяк день он наставляет меня.
  98.  Умудрил Ты меня больше, чем врагов моих, заповедью Твоею, и навеки она моя.
  99. Вразумился я больше учителей моих, ибо откровения Твои наставляют меня.
  100. Вразумился я больше старцев, ибо ищу заповедей Твоих.
  101.  От всякого пути греховного удалялся я, да сохраню слова Твои;
  102.  От судов Твоих я не уклонялся, ибо даровал Ты мне закон.
  103. Как сладки в гортани моей слова Твои! Они слаще меда в устах моих!
  104.  Заповедями Твоими вразумился я и возненавидел всяк путь неправды.
  105. Светильник стопам моим закон Твой, и свет его на путях моих.
  106. Поклялся я неизменно хранить суды правды Твоей.
  107. Смирился я глубоко; Господи, даруй мне жизнь словом Твоим!
  108. Прими, Господи, обеты, что по доброй воле произнес я устами моими, и судам Твоим научи меня!
  109.  Душа моя в руках Твоих навеки, и я закона Твоего не забыл.
  110.  Расставили грешники сети мне; но не изменил я заповедям Твоим.
  111. Навеки унаследовал я откровения Твои, ибо они радость сердца моего;
  112. Возжелал я в сердце моем исполнять вовеки повеления Твои, да наградишь Ты меня.
  113.  Беззаконных я возненавидел, закон же Твой возлюбил.
  114.  Ты Податель помощи и Заступник мой; на слова Твои уповаю.
  115.  Отойдите от меня, люди лукавые, и познавать буду заповеди Бога моего!
  116.  Защити меня словом Твоим, и жив буду; и не посрами меня в надежде моей!
  117. Помоги мне, и обрету спасение, и поучаться буду повелениям Твоим.
  118.  Унизил Ты нарушающих повеления Твои, ибо неправедны помыслы их.
  119. Нарушителями воли Твоей признал я всех грешников на земле; и вот возлюбил я откровения Твои.
  120. Дай мне всегда страшиться Тебя, Господи, ибо грозит мне суд Твой.
  121. Рассудил я и поступил по правде; не предай меня оскорбителям моим!
  122. 3Прими раба Твоего для блага его, да не клевещут на меня гордые!
  123. Очи мои изнемогли, ожидая спасения и слова правды Твоей;
  124. Поступи с Твоим рабом по милости Твоей, и повелениям Твоим научи меня!
  125.  Раб я Твой; вразуми меня, и познаю откровения Твои.
  126. Пришло время Тебе, Господи, явить силу Твою; попрали закон Твой!
  127. И вот возлюбил я заповеди Твои больше золота и топаза.
  128.  И устремлялся ко всем заповедям Твоим, всяк путь неправды возненавидел.
  129. ,Дивны откровения Твои: познает их душа моя.
  130. Явленные в Писании слова Твои просвещают и вразумляют младенцев.
  131. Я отверз в молитве уста мои и воспрянул духом, ибо заповедей Твоих возжелал.                                                                                                                          Слава:
  132.  Воззри на меня и помилуй меня, как судишь Ты милостиво любящих имя Твое.
  133.  Стопы мои направь словом Твоим, и да не овладеет мною беззаконие!
  134. Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои!
  135. Сиянием лица Твоего озари раба Твоего и научи меня повелениям Твоим!
  136. Потоки слез изливают очи мои, ибо не сохранил я закона Твоего.
  137. Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои;
  138. Заповедал Ты правду в откровениях Твоих и полноту истины Твоей.
  139. Истомился я, стремясь к Тебе, ибо враги мои слова Твои забыли.
  140. Пламенно слово Твое, и раб Твой возлюбил его.
  141. Я самый юный и унижен я, но повелений Твоих не забыл.
  142. Правда Твоя – правда вовеки, и закон Твой – истина.
  143.  Беды и скорби овладели мной; но заповеди Твои – в поучение мне.
  144. Правда вечная откровения Твои; вразуми меня, и жив буду.
  145.  Воззвал я всем сердцем моим, услышь меня, Господи! Повелений Твоих ищу.
  146. Воззвал я к Тебе, спаси меня, и сохраню откровения Твои.
  147.  Встал я до зари и воззвал к Тебе; на слова Твои уповаю.
  148. Встретили утро очи мои, да поучусь словам Твоим.
  149.  Зов мой услышь, Господи, по милости Твоей; судом Твоим правым даруй мне жизнь!
  150.  Приблизились гонители мои беззаконные; от закона Твоего отступили они.
  151. Близок Ты нам, Господи, и все пути Твои – истина.
  152.  С давних пор познал я из откровений Твоих, что навеки даровал Ты их.
  153.  Воззри на унижение мое и избавь меня, ибо я закона Твоего не забыл.
  154.  Рассуди тяжбу мою и избавь меня! По слову Твоему даруй мне жизнь!
  155. Далеки грешники от спасения, ибо не искали они повелений Твоих.
  156. Велики щедроты Твои, Господи! Судом Твоим даруй мне жизнь!
  157. Много у меня гонителей и угнетателей, но откровений Твоих не оставил я.
  158. Видел я неразумных и сокрушался, ибо не сохранили они слов Твоих.
  159. Воззри, как возлюбил я заповеди Твои! Господи, по милости Твоей даруй мне жизнь!
  160.  Основа слов Твоих – истина, и вечны суды правды Твоей.
  161.  Князья преследовали меня без вины моей; но слов Твоих устрашилось сердце мое.
  162. Возрадовался я о словах Твоих, точно обрел богатство великое.
  163. Неправду возненавидел я и возгнушался ею, а закон Твой возлюбил.
  164. Всяк день семикратно восхвалял я Тебя за праведные суды Твои.
  165.  Великий мир осеняет любящих закон Твой, и не страшны им соблазны.
  166.  Ждал я, что Ты даруешь мне спасение, Господи, и заповеди Твои возлюбил.
  167.  Хранит душа моя откровения Твои, и крепко возлюбила их.
  168.  Я храню заповеди Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи!
  169.  Да вознесется к Тебе моление мое: Господи! По слову Твоему вразуми меня!
  170. Да вознесется прошение мое к Тебе: Господи! По слову Твоему избавь меня!
  171. Изольется из уст моих песнопение, когда научишь Ты меня повелениям Твоим.
  172. Возгласит язык мой слова Твои, ибо заповеди Твои – правда.
  173. Да спасет меня рука Твоя, ибо я заповеди Твои возлюбил.
  174. Желал я, чтобы Ты спас меня, Господи, и закон Твой поучает меня.
  175. Жива будет душа моя и восхвалит Тебя; и Твой суд оправдает меня.
  176. Блуждаю, словно овца потерявшаяся; но Ты найдешь раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл!

Слава:

 

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

90-й псалом не работает как заклинательный оберег. Сила молитвы — в осознании себя живым только при помощи Бога90-й псалом не работает как заклинательный оберег. Сила молитвы — в осознании себя живым только при помощи Бога

0 Comments
Псалом 90

Псалом 90 знают, как слова, отгоняющие злые силы, умиряющие враждующих. Его читают во время нападения врагов, во всякой душевной скорби. А еще он звучит на заупокойной литии – и даже по кончине хранит душу христианина от бесовских сил. В статье — интересные факты, текст с

Псалтирь

Как читать Псалтирь дома: правила для начинающих и не толькоКак читать Псалтирь дома: правила для начинающих и не только

0 Comments
Как читать Псалтырь дома правильно

Сегодня не очень многие читают Псалтирь постоянно, каждый день. Часто современные верующие впервые находят эту книгу, когда оказываются в тяжелой скорби, будь то болезнь или потеря близкого, лишь тогда открывая для себя красоту и силу древних слов, на которые сердце отзывается так, как будто они

Псалтирь

Три великих псалма: 26, 50, 90. Текст на русском и церковнославянском с токованием и отзывамиТри великих псалма: 26, 50, 90. Текст на русском и церковнославянском с токованием и отзывами

4 комментария
Псалом 26,50,90

Среди 150 древних песнопений, собранных в Псалтири, у каждого христианина есть особенно любимые, на которые более всего отзывается душа. Есть и такие, которые особенно рекомендуют читать во время житейских скорбей, нападения врагов, болезней. Многими святыми замечено, что как бы особую духовную силу имеют три псалма

Псалтирь

«Благослови, душе моя, Господа…» — очень краткое толкование 102-го псалма Давида«Благослови, душе моя, Господа…» — очень краткое толкование 102-го псалма Давида

0 Comments
Псалом 102

«Благослови, душе моя, Господа…» Так обращается к своей душе пророк, так, вслед за ним, поет Церковь, призывая каждого восславить Создателя и подумать о Его промысле в своей собственной жизни. Псалом 102-й. История написания По общему мнению толкователей из числа как святых отцов, так и современных

Псалтирь

«Псалтирь — на всякую потребу и на каждый день»: список псалмов на все случаи жизни«Псалтирь — на всякую потребу и на каждый день»: список псалмов на все случаи жизни

0 Comments
какие псалмы читать в каких случаях

Издатели книги «Псалтирь — Помощник и Покровитель» рекомендуют читать псалмы при разных жизненных обстоятельствах  и приводят список. Рассмотрим его полезность и актуальность. Псалтирь как требник Требник – книга, содержащая молитвы и последования для различных «потреб» верующих, например, на освящение дома, плодов земных, во время бедствий

Псалтирь
Index