«Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче…» — эти песнопения звучат всего 9 раз за весь церковный год. Мы услышим их на всенощном бдении накануне Недели о мытаре и фарисее (24 февраля) – и так будет каждый вечер субботы вплоть до 5 воскресного дня Великого Поста (в 2024 году -20 апреля).
Покаянные стихиры утрени: текст
Они звучат на всенощной службе после чтения Евангелия, когда уже пропели радостное пасхальное «Воскресение Христово видевше…». Но вот напоминанием о великопостном времени звучат слова:
Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, храм нося́й теле́сный весь оскверне́н; но, яко щедр, очи́сти благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.
На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́ и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х; но Твои́ми моли́твами изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.
Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́.
Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я, окая́нный, трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго; но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего, я́ко Дави́д вопию́ Ти: поми́луй мя. Бо́же, по вели́цей Твое́й ми́лости.
Краткий построчный разбор смысла
- Первая стихира – своего рода толкование молитвы мытаря из Евангелия. Он – покаяние грешного человека, который понимает, как осквернен грехами и беззакониями его «храм телесный», и сознает: нет надежды на спасение, кроме одного только Господа. Оттого и говорит грешник: «Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему». Это значит – душа рвется к Господу, туда, где Он присутствует – в храм, чтобы принять очищение, которое невозможно без Его помощи.
- Второе песнопение – тоже размышление о Евангельском тексте, но уже о другом. О чем напоминают нам слова «… в лености все житие мое иждих»? Конечно, о сыне, который оставил отца: «… младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15:13) Под словом «житие» наши предки имели ввиду и имущество, и саму жизнь. Оттого и определяли безошибочно, о чем этот текст: о погибшей жизни, о человеке, потерявшем все, что было у него в этом мире, и едва не погубившем душу. Пройдет неделя, и мы услышим в храме и это Евангелие.
- Ну а завершающая стихира начинается с узнаваемых слов покаянного 50 псалма – а затем говорится о грядущем Страшном Суде, последних днях этого мира. Какими мы предстанем Господу? Не станут ли между Ним и нами «множество содеянных лютых» грехов? Неделя о Страшном Суде – последняя перед Великим Постом. Три стихиры будут звучать в храме еще несколько субботних вечеров – напоминая нам о покаянии, о бедах, которые причиняет грех, и о том, что Господь ожидает покаяния этого мира – но однажды это время окончится.
Интересные факты из истории
Имена многих создателей богослужебных текстов в истории не сохранились, и это не удивительно: та или иная молитва, входя в богослужебное употребление, становилась общецерковным достоянием. Иногда имя ее автора можно восстановить лишь по так называемому «акростиху», или, по-славянски «краестрочию», первым буквам строф. Но и это случается нечасто. Вот и о том, кто автор покаянных стихир, тоже ничего не известно. Церковные историки лишь относят начало использования в богослужебной практике этих текстов по крайней мере к XIV в., однако, возможно, сами стихиры могут иметь и более древнее происхождение.
В России до сер. XVII в. все три стихиры начинали петь только в Неделю Сыропустную, тогда как на Неделях о мытаре и фарисее и о блудном сыне звучало лишь последнее песнопение: «Множество содеянных мною лютых…». После богослужебной реформы Патриарха Никона (1653-1666 гг.) все стихиры стали петься уже за три недели до поста, готовя верующих к грядущему постному времени покаяния.
Чтение дома и значение
Те, кто не имеет возможности прийти на всенощную, конечно, могут читать покаянные тексты и во время домашней молитвы. В настоящее время можно найти даже богослужения «по чину мирян», которые крещенный воцерковленный христианин может совершить дома самостоятельно.
Возможно также включать стихиры и в свое молитвенное правило. Это хорошо настраивает душу на покаяние, размышление о своей жизни. О том, сколько раз и когда следует читать стихиры дома, уставных указаний не существует, ведь Устав не касается домашней молитвы, а мудрые святые отцы не раз говорили, что «келия устава не имать». Так что при чтении стихир можно исходить из потребностей души, желания, возможностей, и, конечно, степени владения церковно-славянским языком.
Другие молитвы Великого поста
Многие из них также обычно включаются верующими в домашнее молитвенное правило с того момента, когда в храме начинает читаться Постная Триодь: так мы присоединяем свою молитву к общей церковной. Другие же песнопения можно услышать лишь за богослужением.
Среди самых известных молитв времени Великого Поста:
- молитва Ефрема Сирина; она «красной нитью» проходит через все богослужения этого времени, ее читают и дома, точно так же, как и в храме – с земными поклонами;
- Канон Андрея Критского, или Великий покаянный Канон – на него верующие очень стараются прийти в первую неделю поста, даже после рабочего дня; Канон звучит с понедельника по четверг; после этого «сполна» (все песнопения) его можно будет услышать только вечером в среду на пятой седмице поста;
- «Душе моя, восстани…»; это песнопение из Великого Канона, призыв к своей душе покаяться, обратиться к Богу; его особенно любят верующие – многие также читают и поют его дома в эти дни;
- «Да исправится молитва моя…»; очень красивое песнопение звучит за литургией Преждеосвященных Даров по средам и пятницам каждой седмицы; это – 140 псалом, написанный царем и пророком Давидом; по традиции, в время пения все присутствующие стоят на коленях;
- «На реках Вавилонских»; это 136 псалом из книги Псалтирь; его пение начнется в Неделю о блудном сыне – следующую после Недели о мытаре и фарисее; петь псалом будут на воскресных утренях Недели о Страшном Суде и Прощенного Воскресенья; этот псалом посвящен плену евреев в Вавилоне, примерно за полтысячелетия до Рождества Христова; в нем – тоска о разлуке с родиной, но это также – плач души, которую грехи разлучили с Богом;
- «Ныне Силы Небесныя…»; песнопение можно услышать только за литургией Преждеосвященных Даров; его поют во время перенесения Даров на престол, все молящиеся стоят на коленях, преклонив лица к земле, ибо «входит Царь Славы» в Своих Дарах;
- «Се Жених грядет…»; песнопение, основанное на притче о девах, встречавших Жениха со светильниками (Мф.25:1-13); оно входит в состав службы Полунощницы, а Великим Постом поется также на Страстной Седмице, когда воспоминаются страдания Христовы – но в от же время верующие призываются скорбеть не столько о Господе, сколько о своем нерадении, лености, грехах, не дающих возможности войти в Небесное Царство.
За воскресным всенощным бдением Недели о мытаре и Фарисее, за три недели до начала постного времени, отверзаются «покаяния двери» и мы начинаем готовить душу к Святой Четыредесятнице. Постараемся же не пропустить эту службу.
Наталия Сазонова
Толкование есть:
- Дома и в храме: Когда читается и поется молитва «Воскресение Христово видевше»
- Молитва Ефрема Сирина: когда и как читать+ в чем польза
- В первые четыре дня Великого поста в храмах читается Покаянный Канон Андрея Критского — в чем смысл и польза
- Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Великого поста