В воскресный день, 12 февраля с церковного амвона звучит история простая и одновременно жизненная. Может быть, тем и страшная – что рассказать ее о себе мог бы, наверное, почти каждый, кому случалось блуждать в мире своими путями, оставив Небесного Отца. В статье — толкование евангельской притчи о блудном сыне, суть молитвословий, особенности богослужения, а также основная цель 2-й подготовительной седмицы к Великому посту.
Неделя и седмица
Слово «неделя» (день неделания домашних дел) наши предки употребляли как синоним «воскресного дня», при этом она открывала «седмицу», то есть была первым ее днем: до сих пор существующее слово «понедельник», дословно – «день по (после) неделе».
Так Неделя о блудном сыне — 12 февраля, открывает вторую подготовительную седмицу к Великому посту: с 13 по 18 февраля.
Главное
- 11 февраля, в субботу в храме впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских» — не просто плач иудеев о потере своей земли, но также – состояние всякого человека, который, удалившись от Бога, потерял радость.
- 12 февраля – 2-я подготовительная неделя, за воскресной литургией читается притча о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Евангельский отрывок напоминает о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем. Апостольское Послание этого дня говорит о том, что не все, что нам позволительно, полезно, а воздержание от излишеств, в том числе и в пище, помогает «прийти в себя». В 2023 году на воскресный день выпадает Собор трех вселенских святителей.
- За Неделей о блудном сыне следует 2-я приуготовительная седмица (13-18 февраля) — последне деньки перед Великим постом, когда на трапезе вкушают мясо, при этом пост в среду и пятницу возобновляется.
- Новая Неделя (19 февраля) будет «мясопустной». И предшествующая ей Вселенская Родительская суббота — 18 февраля, тоже носит название мясопустной. В храмах накануне дня поминовения — в пятницу, 17 февраля вечером — служится особое заупокойное богослужение — парастас, в субботу, 18 февраля, после литургии совершается панихида.
- 14 февраля — День памяти мученика Трифона Апамейского.
- 15 февраля — Сретение Господне, после литургии — освящение свечей, накануне — всенощное бдение. Двунадесятый праздник в 2023 году выпадает на среду «пёстрой подготовительной недели» — день постный, но ради церковного торжества к трапезе благословляется рыбка.
13 – 18 февраля: подготовительная седмица — «прощание с мясом»
Последний день, когда мясная пища еще на столах у православных – воскресный, 19 февраля, поэтому день именуется «заговенье на мясо».
Сейчас смысл седмицы для христиан – мягкая подготовка тела к будущему постному воздержанию, чтобы вхождение в пост не было резким и одномоментным.
Церковь постепенно подготавливает верующих к подвигу поста:
- после сплошной Седмицы, следующей за неделей о мытаре и фарисее,
- возвращает воздержание по средам и пятницам,
- а по завершению этого периода возводит христиан на важную ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь молочную, а также рыбу и яйца.
Евангельское чтение на воскресной литургии 12 февраля
Главное чтение дня – притча о блудном сыне, которую рассказывает ученикам Христос – а вот приводит ее только Евангелист Лука в 15 главе. Вот этот короткий отрывок из 22 стихов (с 11 по 32):
- 15.11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
- 15.12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
- 15.13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
- 15.14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
- 15.15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
- 15.16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
- 15.17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
- 15.18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
- 15.19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
- 15.20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
- 15.21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
- 15.22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
- 15.23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
- 15.24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
- 15.25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
- 15.26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
- 15.27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
- 15.28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
- 15.29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
- 15.30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
- 15.31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
- 15.32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
День за днем: Главное о богослужениях Великого поста
Толкование притчи о блудном сыне
В этом глубоком по смыслу тексте, по сути, четыре части, сюжета, в каждом из которых почти всякий найдет что-то, что задевает лично его совесть.

«Возвращение блудного сына». Бартоломе Эстебан Мурильо
«Умри для меня!»
Вот мы видим сына, который требует «следующую ему часть имения». Митр. Антоний Сурожский в одной из своих проповедей указывает: имение наследуется только по смерти его собственника. Сын таким образом, фактически говорит отцу:
«Отец, ты зажился; пока ты умрёшь, во мне увянет жизнь; за время, пока ты будешь жить и жить, а не умирать, я завяну. Умри, умри для меня, будь как мёртвый! Ты мне не нужен, но то, что я от тебя могу получить, я могу теперь получить. То, что ты потом накопишь, мне не нужно, а то, что ты до сих пор накопил трудом, любовью, подвигом души, то все мне раздели, дай мне мою долю; а потом, жив ты или не жив, – мне всё равно; передо мной – жизнь…».
Таков страшный грех сына, но… «отец разделил им имение», не прекословя, не наказывая предательство.
От падения к покаянию
Во второй части притчи – та самая «жизнь», которой так хотел юноша. О ней Господь ничего не говорит – может быть, потому, что это слишком известно тем, кто привык жить именно так: одними материальными ценностями, без Бога.

1635 г Автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне. Экспонируется в Дрезденской галерее.
Но жизнь эта – проходяща. И вот она прошла: кончились взятые у отца средства, а следом покинули «друзья», которых так много у богатого человека, но почти нет у бедняка.
И вот уже юноша, голодая, готов есть пищу свиней, которых ему приходится пасти, чтобы хоть как-то выжить – но и той ему не дают. И именно в этот момент, оказавшись на самом дне, он вдруг приходит в себя:
«Что я делаю? Что сделал? Зачем?»
Содеянное стыдно в глазах людей, больно, оскорбительно отцу – но, может быть, он примет блудного хотя бы «в число наемников»? Сын не претендует уже на имущество, богатство, прекрасно сознавая, что сделал. Итак, он «встал и пошел к отцу своему».
Отец
Господь говорит, что все это время отец ждал его, надеялся. И потому – увидел издалека, бросился навстречу, обнял. Туне пропали все заготовленные слова – сын лишь успевает сказать, что «согрешил».

Джеймс Тиссо. Возвращение блудного сына
И тут же слышит невероятные слова: он снова любимый сын, ему приносят перстень – знак того, что он тоже хозяин имения, лучшую одежду… В порыве радости отец даже устраивает пир. Таков счастливый конец? Отнюдь.
«Ты мне не брат!»
Последняя, четвертая часть притчи – о брате прощенного грешника, который совсем не рад видеть «блудника», более того, предельно возмущен встречей, которую ему устроил отец – так, что даже отказывается войти в дом. Ведь все это время он работал, приумножал имение в поте лица – и вот «на все готовое» приходит «этот сын твой», как, обращаясь к отцу, называет он родного брата. Слова отца о том, что «брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся», повисают в воздухе. Христос не говорит, тронули сердце старшего сына эти слова. Может быть, потому, что мы и так знаем: скорее всего – нет. Ибо сами… поступаем, как он!
Вот как пишет об этом митр. Антоний Сурожский:
«Когда к нам приходит, возвращается человек, который когда-то был дорог и нас оскорбил или оскорбил кого-то нам даже не столь близкого, – отдаем ли мы все, что раньше было? Окутываем ли мы его в прежний теплый уют? Готовы ли мы дать ему перстень, которым он может запечатлеть в конце каждого письма нашу подпись?Нет – и потому примирение не прочно.
Потому так страшно бывает идти мириться, что знаешь, что отца не встретишь, а встретишь ложную добродетель, ложную праведность, унижающую, оскорбительную праведность того, кто скажет: ты мне не брат, даже если Тот, как и меня, признает тебя Своим сыном…»
Так далеко отстоит праведность человека от Божией любви и прощения. Если Господь, просто видя, что грешник хотя бы попытался встать на верную дорогу, уже дарует ему возможные милости, ведет, поддерживает – человеку трудно всецело простить ближнего.

«Возвращение блудного сына». Наши дни. Картина современного питерского художника Александра Простева
Подумать об этом Церковь предлагает каждому за две недели до начала Поста – времени собственного покаяния и трудной дороги к Отцу.
Апостольское чтение
Оно, как и Евангелие, готовит верующих к посту. Словами Апостола Павла из его 1 Послания к христианам города Коринфа Церковь призывает задуматься о духовном смысле поста, который никак нельзя сводить к воздержанию от пищи.
Более того, само телесное воздержание – лишь средство. Главное же в том, что, по словам Апостола, «все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Включая и само стремление соблюсти пост – не впасть бы в ложную праведность старшего сына, делавшего «все правильно», но отвергающего брата.
Вот тест Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла
( 1 Кор.,VI:12-20 ):
- 6.12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
- 6.13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
- 6.14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
- 6.15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
- 6.16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
- 6.17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
- 6.18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
- 6.19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
- 6.20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Трем святителям
В 2023 г. Неделя о блудном сыне – особый день. Ведь на него придется память Трех Святителей – Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской, его друга Григория Богослова и Константинопольского предстоятеля Vв. Иоанна Златоуста.

Три святителя. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст
Поэтому, наряду с Евангелием и Апостолом дня будут звучать еще чтения Писания, посвященные этим трем святым. Это:
- отрывок из Послания Апостола Павла Евреям, где он просит верующих брать пример со своих духовных наставников;
- чтение из Евангелия 5 главы от Матфея; в этом отрывке из Нагорной проповеди Господь называет Своих учеников «светом миру», «городом, стоящим на верху горы»; все, что мы знаем о великих святителях, убеждает всякого – стать «светом миру» возможно, лишь нужно просить Божией помощи – и уметь ее принять.
Читайте также: 4 недели и 3 седмицы — подготовка к Великому посту
В чем суть и значение слов, которые слышим на литургии
Итак, Церковь призывает своих чад:
- задуматься о состоянии своей души, проверив себя по притче о блудном сыне, попытаться честно поговорить с собой о прощении ближних, о собственных блужданиях вне Бога;
- подумать о настроении, которым встречаем Великий Пост, еще раз вспомнить, что воздержание тела от скоромной пищи важно, но это – лишь средство работы с душой;
- утешиться примером уже прошедших этот путь трех угодников Божиих: святость возможна и не далека от каждого.
Особенности богослужения
Они складывались веками. В первые столетия Церкви чтение Евангелия о блудном сыне, как предполагают церковные историки, приходилось в на второй или третий воскресный день самого Великого Поста. И лишь к X в. Неделя стала считаться подготовительной.
На всенощном бдении, которое по традиции проходит накануне, в субботу вечером, звучат:
- вместо обычного «Молитвами апостолов» песнопение из Недели о мытаре и фарисее «Покаяния отверзи ми двери» — одно из трёх так называемых умилительных (покаянных) тропарей, которые используются только за 4 седмицы до Великого поста и во время него (до 5-й недели):
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но, яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Перевод: «Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости».
Покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери» поются на всенощном бдении при свете свечей, коленопреклоненно.
- особые песнопения о покаянии и возвращении к Отцу – это осмысление Евангельской притчи — после «И ныне», вместо обычного «Молитвами Богородицы», исполняется второй из покаянных тропарей, в основе которого евангельское чтение Недели о блудном сыне:
«На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты». Перевод: «Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты».
- вместо обычной стихиры «Воскрес Иисус от гроба» — третий покаянный тропарь из Недели О страшном суде:
«Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго. Но, надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». Перевод: «Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости».
- псалом 136 «На реках Вавилонских» — песнь человека, разлученного с родиной – и души, потерявшей, но ищущей Бога, он звучит после пения полиелейных псалмов «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» (134 и 135)
Песнопения и молитвословия недели с объяснениями
Они собраны в особой богослужебной книге – Триоди Постной, где находятся молитвы, каноны, другие песнопения:
- недель подготовки к Великому Посту;
- самого Поста;
- Страстной Седмицы.
Название книги происходит от греческого «триодион», или «трипесенный», ведь во многих великопостных канонах действительно всего три песни. Среди наиболее важных песнопений:
- покаянные стихиры; в них – плач о собственных заблуждениях, надежда на милость и вразумление от Отца Небесного;
Вот лишь одна из них:
«О коликих благ окаянный себе лиших! О какова Царствия отпадох страстный аз! Богатство изнурив, еже приях заповедь преступих. Увы мне, страстная душе! Огню вечному прочее осудишися. Темже прежде конца возопий Христу Богу яко блуднаго приими мя сына, Боже, и помилуй мя»
- псалом 136, написанный за 600 лет до Рождества Христова, когда евреи пребывали в плену в Вавилоне, среди язычников; другое название песнопения – по его первым словам, «На реках Вавилонских…»; это – не просто плач иудеев о потере своей земли, но также – состояние всякого человека, который, удалившись от Бога, потерял радость;
- еще один знаменитый седален звучит на Утрени после 3-й песни канона — его не могут не вспомнить те, кто хотя бы раз видел монашеский постриг; в нем буквально повторяются слова сына, обращенные к отцу – и христианина, обращенные к Богу:
«Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою».
И кондак Недели о блудном сыне, глас 3:
Оте́ческия сла́вы Твоея́ удали́хся безу́мно,/ в злых расточи́в е́же ми пре́дал еси́ бога́тство./ Те́мже Ти блу́днаго глас приношу́:/ согреши́х пред Тобо́ю О́тче ще́дрый,/ приими́ мя ка́ющася,// и сотвори́ мя я́ко еди́наго от нае́мник Твои́х.
Среди череды будней, земной суеты, в этот воскресный день звучит притча о всяком из нас – оставившем ли Бога, пренебрегшим ли ближним. Христиане выйдут с воскресной литургии к обычной земной суете – но эхом все будет звучать вопрос собственной совести: кто ты, человек? Блудный ли сын Отца Небесного, мнимый ли праведник? Подобных вопросов предстоит задать себе еще немало – когда наступит Великий Пост, время покаяния и честного разговора со своей душой.
Наталья Сазонова
Советуем почитать:
- Наш Пасхальный навигатор продолжает строить маршрут
- Вся правда о Масленице (Н. Сазонова)
- Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди. Триодь Постная.
- Лукашевич А.А. Неделя блудного сына // Православная энциклопедия. Т. 5, с. 370-373
- Макаров Е.Е.Мясопустная неделя // Православная энциклопедия. Т. 48, С. 204-205.