------------------- На реках Вавилонских Псалом 136
Православие сегодня Великопостный навигатор-2025 Ненавистные младенцы из 136 псалма-плача: в чем реальный смысл горького великопостного песнопения «На реках Вавилонских»

Ненавистные младенцы из 136 псалма-плача: в чем реальный смысл горького великопостного песнопения «На реках Вавилонских»

Нет комментариев
На реках Вавилонских Псалом 136

«На реках Вавилонских» — пение 136-го псалма можно услышать за богослужением только трижды в год – во время, когда Церковь готовит христиан к грядущему Великому Посту.

 «На реках Вавилонских» поют перед Великим постом

  1. Неделя о блудном сыне — первый из трех воскресных дней, когда поют  покаянное песнопение «На реках Вавилонских» – воспоминание Евангельской притчи о человеке, ушедшим от отца «на страну далече», но вернувшемся с покаянием. 136-й споют еще дважды:
  2. Накануне следующего воскресного дня, который именуется Неделей о Страшном Суде;
  3. На всенощной перед Прощеным воскресеньем, которое также именуется «Воспоминание Адамова изгнания», когда вспоминается грехопадение первых людей и лишение их Рая.

Фактически это песнопение звучит в субботу вечером на центральной части Всенощного бдения (полиелее) после 134 («Хвалите имя Господне») и 135 («Исповедуйтеся Господеви, яко Благ») хвалебных псалмов.

Псалом  136 – лишь одно из покаянных песнопений, которые можно услышать только во дни подготовки к Четыредесятнице (как именуют Великий Пост) и во время самого строгого из православных постов. Позже будут Великий Канон прп. Андрея Критского, песнопения Литургии Преждеосвященных Даров и еще множество любимых верующими покаянных песней.

«На реках вавилонских» - одно из песнопений, когда за богослужением полагаются земные поклоны

«На реках вавилонских» — одно из песнопений, когда за богослужением полагаются земные поклоны, верующие встают на колени ради покаянного смысла. Еще одно —  «Покаяния отверзи ми двери… » — вводится на неделю раньше и сопровождает верующих все воскресные всенощные до Вербного воскресенья включительно, потом будет молитва Ефрем Сирина и канон Андрея Критского.

Но и в другие дни года 136-й можно услышать за богослужениями – его читают, а не поют на службе Утрени каждую пятницу, вместе с другими псалмами 19 кафизмы (части) Псалтири, которая обычно читается этим днем.

Текст

  1. На рѣка́хъ Вавило́нскихъ, та́мо сѣдо́хомъ и пла́кахомъ, внегда́ помяну́ти на́мъ Сiо́на:
  2. на ве́рбiихъ посредѣ́ его́ обѣ́сихомъ орга́ны на́шя.
  3. Я́ко та́мо вопроси́ша ны́ плѣ́ншiи на́съ о словесѣ́хъ пѣ́сней, и ве́дшiи на́съ о пѣ́нiи: воспо́йте на́мъ от пѣ́сней Сiо́нскихъ.
  4. Ка́ко воспое́мъ пѣ́снь Госпо́дню на земли́ чужде́й?
  5. А́ще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.
  6. Прильпни́ язы́къ мо́й горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко въ нача́лѣ весе́лiя моего́.
  7. Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мскiя въ де́нь Иерусали́мль глаго́лющыя: истоща́йте, истоща́йте до основа́нiй его́.
  8. Дщи́ Вавило́ня окая́нная, блаже́нъ, и́же возда́стъ тебѣ́ воздая́нiе твое́, е́же воздала́ еси́ на́мъ:
  9. блаже́нъ, и́же и́метъ и разбiе́тъ младе́нцы твоя́ о ка́мень.

Перевод

  1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
  2. на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
  3. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: «пропойте нам из песней Сионских».
  4. Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
  5. Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя;
  6. прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
  7. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
  8. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
  9. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

Историческая справка

Многие песнопения книги Псалтирь имеют так называемые «надписания» с именем автора псалма. Есть такое и у 136-го, который именуется псалмом царя Давида, жившего примерно за 1000 лет до Рождества Христова. В славянской Псалтири можно встретить еще надписание «Давиду Иеремием», причем Иеремия – один из Ветхозаветных пророков, предсказавший разрушение Иерусалима за 600 лет до Рождества Христова, и то, что евреи будут уведены в плен войсками Вавилонского царя.

Именно об этом событии говорит песнопение, а потому сейчас во время молитвенных собраний иудеев псалом читается как память о разрушении Второго храма. Это 9 день месяца ава по иудейскому календарю (так как календарь – лунный, этот траурный для иудеев день выпадает на разные дни года по календарю гражданскому – как правило, на конец июля или начало августа.)

Кто и когда написал

Об этом существует несколько версий историков и богословов:

  • песнопение написано царем Давидом, как пророческое, повествующее о событиях, которые случатся через почти полтысячелетия; его сохранил прор. Иеремия, псалом входил в некий принадлежащий ему сборник священных текстов; так полагал, например, церковный историк и богослов XVIII в. архиепископ Ириней (Климентьевский), позицию разделяют также многие современные ученые;
  • псалом создан непосредственно после Вавилонского плена иудеями, вернувшимися на родину; так считал богослов V в. блж. Феодорит Кирский, того же мнения держались издатель Толковой Библии А.П.Лопухин, толкователь священных текстов прот. Григорий Разумовский (начало XX в.).

Во всяком случае, христиане предпочитают уделять большее внимание не историческим событиям, о которых идет речь в 136-м, а их духовному смыслу – в том числе актуальному для современного человека.

Толкование 136-го псалма

Короткий псалом, состоящий только из 9 стихов, по смыслу обычно делят на две части:

  • плач верующего об оставленном Иерусалиме, разлучении с родиной и храмом, богослужением; псалмопевец сетует, что даже воспоминание о Сионе (священная для иудеев гора близ Иерусалима) вызывает слезы душевной боли; нет больше Божественной службы, и инструменты («органы») приходится развешивать на деревьях, ибо и храма тоже более нет; а между тем, язычники, среди которых приходится жить, еще и просят «воспеть им от песней Сионских», то есть хотят услышать священные песнопения – может, насмехаясь, или из простого любопытства; но вне дорогого каждому храма эти песни не могут звучать – лишь память об Иерусалиме неуничтожима; оттого и поется: «Аще забуду, тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя», то есть правая рука;
  • последние три стиха, с 7 по 9 – надежда на избавление от врагов, упование – даже среди столь отчаянных обстоятельств – что надежда на Истинного Бога никогда не будет посрамлена.

В последней части песнопения есть и слова, смущавшие многих христиан уже первых веков Церкви, ведь в них много гнева, страсти, так характерных для людей времен Ветхого Завета. Вот эти строки:

«Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, eже воздала eси нам; блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень».

Первое, что приходит в голову – это просьба к Богу отомстить гонителям иудеев, вплоть до убийства их детей. На это обращает внимание, например, свт. Иоанн Златоуст:

«Эти слова, исполненные великого гнева и угрожающие великим наказанием и мучением, суть слова страсти пленных, которые требуют великого наказания, некоторой изумительной и необыкновенной казни».

И добавляет, что христианину так о врагах мыслить не должно.

Именно поэтому многие святые отцы склонны были понимать эту фразу, прежде всего, духовно, как иносказательную речь о страстях, которые окружают человека. Вот что, например, говорил прп. Серафим Саровский:

«Мы должны быть чисты от помыслов нечистых, особенно когда приносим молитву Богу, ибо несть согласия между смрадом и благовонием. Где бывают помыслы, там и сложение с ними.

Итак должно отражать первое нападение греховных помыслов и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские, т. е. помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос; особенно же три главные страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми старался диавол искушать даже Самого Господа нашего в конце подвига Его в пустыне».

Значение

Грехи, и прежде всего – уклонение от веры в Истинного Бога – привели иудеев к потере родины, разрушению храма. Но только ли о них говорится в грустном песнопении? Давно пал великий Вавилон, разрушен Иерусалимский храм – но всякий, кто уходит от Бога, подобно блудному сыну, погружаясь в суету мира – теряет Отца и духовную родину, Иерусалим Небесный. А плачет ли об этом, подобно древним иудеям? Почти никогда.

Вот и зовет Церковь каждого перед началом поста – прийти в себя, подобно блудному сыну, заплакать о потерянном Господе, как иудеи. И сделать к Нему хотя бы первый шаг.

Наталья Сазонова

Рекомендуем:

  1. В первые четыре дня Великого поста в храмах читается Покаянный Канон Андрея Критского —  в чем смысл и польза 
  2. Для более глубокого понимания смысла Великого поста рекомендуем «Чтение на каждый день». 

Ненавистные младенцы из 136 псалма-плача: в чем реальный смысл горького великопостного песнопения "На реках Вавилонских"

Книга поможет пройти путь аскезы осознанно. Покав ещё есть в продаже на  Яндекс.Маркете — вот ссылка на установку приложения — будет скидка на первый заказ

На реках Вавилонских: ноты

Скачать файл PDF

  1. “На реках Вавилонских” В. Крупицкий. В упрощенной редакции: Na_rekakh_Vavilonskikh_V_Krupitskiy
  2. Валаамский распев (с исоном, поют по очереди оба лика): Na_rekakh_Vavilonskikh_Valaamskiy_napev
  3. Na_rekakh_Vavilonskikh_znamenny_r-v_garmoniz_arkhim_Matfeya_Mormylya

Псалом 136 слушать

Тот редкий случай, когда библейский псалом стал выдающимся хитом современной поп культуры. В 1978 году немецкая группа записала альбом, в который вошла песня Rivers of Babylon. 5 недель трек возглавлял британский чарт. А еще запись неоднократно транслировали по центральному телевидению в атеистическом СССР.


«На реках Вавилонских» валаамского распева в исполнении мужского хора Тихвинского монастыря села Паздеры (Удмуртия).

На реках Вавилонских в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.

“На реках Вавилонских” В. Крупицкий.

Хор Троицкого собора г. Саратов, регент – М. Толчин.

 

Полезная статья? Мы рады! Благодарим тех, кто слово поддержал делом: 2202 2018 4415 4894 -Сбербанк редактора (Ирина Анатольевна Я) Пожертвования идут на оплату хостинга и небольшой гонорар авторам. Господи, Спаси благотворителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Сплошная, всеядная: с 10 по 16 февраля — седмица без поста. Толкование евангельской притчи о мытаре и фарисее, которую в храме за литургией читаютСплошная, всеядная: с 10 по 16 февраля — седмица без поста. Толкование евангельской притчи о мытаре и фарисее, которую в храме за литургией читают

| | Нет комментариев
Неделя о мытаре и фарисее без поста - сплошная седмица

На всенощном бдении накануне воскресного дня, когда читается притча о мытаре и фарисее, впервые начинают звучать песнопения Великого Поста: «Покаяния отверзи ми двери…». А вот само это воскресенье и следующие

Великопостный навигатор-2025

Вечер пятницы, 4 апреля: Уникальная служба Великого поста – Суббота АкафистаВечер пятницы, 4 апреля: Уникальная служба Великого поста – Суббота Акафиста

| | Нет комментариев
Суббота Акафиста Похвала Пресвятой Богородицы

Одно из самых необычных богослужений пройдёт в пятницу вечером 5 апреля во всех православных храмах — Похвала Пресвятой Богородицы, с чтением специальным образом самого первого в мире акафиста, разделенного на

Великопостный навигатор-2025

Зачем православным языческий праздник. Вся правда о МасленицеЗачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице

| | Нет комментариев
Масленица: православие или язычество

Одни называют это время приготовлением к Великому Посту. Другие уверяют, что Масленица – один из древних и любимых еще с дохристианских времен праздников славян. Те и другие… правы. С чего

Великопостный навигатор-2025

2 апреля в 2025 году еще раз православных храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. О чем он все 4 части покаянного гимна?2 апреля в 2025 году еще раз православных храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. О чем он все 4 части покаянного гимна?

| | Нет комментариев
Покаянный канон Андрея Критского

Во многих храмах вечерние службы первых четырех дней Великого Поста переносятся на час позже, чтобы верующие смогли прийти на них после работы: ведь те, кто ведет регулярную церковную жизнь, стремятся

Великопостный навигатор-2025

Мариино стояние — долгая служба вечера среды (2 апреля) во всех православных храмахМариино стояние — долгая служба вечера среды (2 апреля) во всех православных храмах

| | Нет комментариев
Стояние Марии Египетской в Великий пост

Стояние Марии Египетской. Те, кто знает об этой службе, стараются прийти на нее даже после работы, пусть немного опоздав к началу – чтобы последний раз в этом году услышать Покаянный

Великопостный навигатор-2025