«На реках Вавилонских» — пение 136-го псалма можно услышать за богослужением только трижды в год – во время, когда Церковь готовит христиан к грядущему Великому Посту.
«На реках Вавилонских» поют перед Великим постом
- Неделя о блудном сыне — первый из трех воскресных дней, когда поют покаянное песнопение «На реках Вавилонских» – воспоминание Евангельской притчи о человеке, ушедшим от отца «на страну далече», но вернувшемся с покаянием. 136-й споют еще дважды:
- Накануне следующего воскресного дня, который именуется Неделей о Страшном Суде;
- На всенощной перед Прощеным воскресеньем, которое также именуется «Воспоминание Адамова изгнания», когда вспоминается грехопадение первых людей и лишение их Рая.
Фактически это песнопение звучит в субботу вечером на центральной части Всенощного бдения (полиелее) после 134 («Хвалите имя Господне») и 135 («Исповедуйтеся Господеви, яко Благ») хвалебных псалмов.
Псалом 136 – лишь одно из покаянных песнопений, которые можно услышать только во дни подготовки к Четыредесятнице (как именуют Великий Пост) и во время самого строгого из православных постов. Позже будут Великий Канон прп. Андрея Критского, песнопения Литургии Преждеосвященных Даров и еще множество любимых верующими покаянных песней.

«На реках вавилонских» — одно из песнопений, когда за богослужением полагаются земные поклоны, верующие встают на колени ради покаянного смысла. Еще одно — «Покаяния отверзи ми двери… » — вводится на неделю раньше и сопровождает верующих все воскресные всенощные до Вербного воскресенья включительно, потом будет молитва Ефрем Сирина и канон Андрея Критского.
Но и в другие дни года 136-й можно услышать за богослужениями – его читают, а не поют на службе Утрени каждую пятницу, вместе с другими псалмами 19 кафизмы (части) Псалтири, которая обычно читается этим днем.
Текст
- На рѣка́хъ Вавило́нскихъ, та́мо сѣдо́хомъ и пла́кахомъ, внегда́ помяну́ти на́мъ Сiо́на:
- на ве́рбiихъ посредѣ́ его́ обѣ́сихомъ орга́ны на́шя.
- Я́ко та́мо вопроси́ша ны́ плѣ́ншiи на́съ о словесѣ́хъ пѣ́сней, и ве́дшiи на́съ о пѣ́нiи: воспо́йте на́мъ от пѣ́сней Сiо́нскихъ.
- Ка́ко воспое́мъ пѣ́снь Госпо́дню на земли́ чужде́й?
- А́ще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.
- Прильпни́ язы́къ мо́й горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко въ нача́лѣ весе́лiя моего́.
- Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мскiя въ де́нь Иерусали́мль глаго́лющыя: истоща́йте, истоща́йте до основа́нiй его́.
- Дщи́ Вавило́ня окая́нная, блаже́нъ, и́же возда́стъ тебѣ́ воздая́нiе твое́, е́же воздала́ еси́ на́мъ:
- блаже́нъ, и́же и́метъ и разбiе́тъ младе́нцы твоя́ о ка́мень.
Перевод
- При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
- на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
- Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: «пропойте нам из песней Сионских».
- Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
- Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя;
- прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
- Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
- Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
- Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
Историческая справка
Многие песнопения книги Псалтирь имеют так называемые «надписания» с именем автора псалма. Есть такое и у 136-го, который именуется псалмом царя Давида, жившего примерно за 1000 лет до Рождества Христова. В славянской Псалтири можно встретить еще надписание «Давиду Иеремием», причем Иеремия – один из Ветхозаветных пророков, предсказавший разрушение Иерусалима за 600 лет до Рождества Христова, и то, что евреи будут уведены в плен войсками Вавилонского царя.
Именно об этом событии говорит песнопение, а потому сейчас во время молитвенных собраний иудеев псалом читается как память о разрушении Второго храма. Это 9 день месяца ава по иудейскому календарю (так как календарь – лунный, этот траурный для иудеев день выпадает на разные дни года по календарю гражданскому – как правило, на конец июля или начало августа.)
Кто и когда написал
Об этом существует несколько версий историков и богословов:
- песнопение написано царем Давидом, как пророческое, повествующее о событиях, которые случатся через почти полтысячелетия; его сохранил прор. Иеремия, псалом входил в некий принадлежащий ему сборник священных текстов; так полагал, например, церковный историк и богослов XVIII в. архиепископ Ириней (Климентьевский), позицию разделяют также многие современные ученые;
- псалом создан непосредственно после Вавилонского плена иудеями, вернувшимися на родину; так считал богослов V в. блж. Феодорит Кирский, того же мнения держались издатель Толковой Библии А.П.Лопухин, толкователь священных текстов прот. Григорий Разумовский (начало XX в.).
Во всяком случае, христиане предпочитают уделять большее внимание не историческим событиям, о которых идет речь в 136-м, а их духовному смыслу – в том числе актуальному для современного человека.
Толкование 136-го псалма
Короткий псалом, состоящий только из 9 стихов, по смыслу обычно делят на две части:
- плач верующего об оставленном Иерусалиме, разлучении с родиной и храмом, богослужением; псалмопевец сетует, что даже воспоминание о Сионе (священная для иудеев гора близ Иерусалима) вызывает слезы душевной боли; нет больше Божественной службы, и инструменты («органы») приходится развешивать на деревьях, ибо и храма тоже более нет; а между тем, язычники, среди которых приходится жить, еще и просят «воспеть им от песней Сионских», то есть хотят услышать священные песнопения – может, насмехаясь, или из простого любопытства; но вне дорогого каждому храма эти песни не могут звучать – лишь память об Иерусалиме неуничтожима; оттого и поется: «Аще забуду, тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя», то есть правая рука;
- последние три стиха, с 7 по 9 – надежда на избавление от врагов, упование – даже среди столь отчаянных обстоятельств – что надежда на Истинного Бога никогда не будет посрамлена.
В последней части песнопения есть и слова, смущавшие многих христиан уже первых веков Церкви, ведь в них много гнева, страсти, так характерных для людей времен Ветхого Завета. Вот эти строки:
«Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, eже воздала eси нам; блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень».
Первое, что приходит в голову – это просьба к Богу отомстить гонителям иудеев, вплоть до убийства их детей. На это обращает внимание, например, свт. Иоанн Златоуст:
«Эти слова, исполненные великого гнева и угрожающие великим наказанием и мучением, суть слова страсти пленных, которые требуют великого наказания, некоторой изумительной и необыкновенной казни».
И добавляет, что христианину так о врагах мыслить не должно.
Именно поэтому многие святые отцы склонны были понимать эту фразу, прежде всего, духовно, как иносказательную речь о страстях, которые окружают человека. Вот что, например, говорил прп. Серафим Саровский:
«Мы должны быть чисты от помыслов нечистых, особенно когда приносим молитву Богу, ибо несть согласия между смрадом и благовонием. Где бывают помыслы, там и сложение с ними.
Итак должно отражать первое нападение греховных помыслов и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские, т. е. помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос; особенно же три главные страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми старался диавол искушать даже Самого Господа нашего в конце подвига Его в пустыне».
Значение
Грехи, и прежде всего – уклонение от веры в Истинного Бога – привели иудеев к потере родины, разрушению храма. Но только ли о них говорится в грустном песнопении? Давно пал великий Вавилон, разрушен Иерусалимский храм – но всякий, кто уходит от Бога, подобно блудному сыну, погружаясь в суету мира – теряет Отца и духовную родину, Иерусалим Небесный. А плачет ли об этом, подобно древним иудеям? Почти никогда.
Вот и зовет Церковь каждого перед началом поста – прийти в себя, подобно блудному сыну, заплакать о потерянном Господе, как иудеи. И сделать к Нему хотя бы первый шаг.
Наталья Сазонова
Рекомендуем:
- В первые четыре дня Великого поста в храмах читается Покаянный Канон Андрея Критского — в чем смысл и польза
- Для более глубокого понимания смысла Великого поста рекомендуем «Чтение на каждый день».

Книга поможет пройти путь аскезы осознанно. Покав ещё есть в продаже на Яндекс.Маркете — вот ссылка на установку приложения — будет скидка на первый заказ
На реках Вавилонских: ноты
Скачать файл PDF
- “На реках Вавилонских” В. Крупицкий. В упрощенной редакции: Na_rekakh_Vavilonskikh_V_Krupitskiy
- Валаамский распев (с исоном, поют по очереди оба лика): Na_rekakh_Vavilonskikh_Valaamskiy_napev
- Na_rekakh_Vavilonskikh_znamenny_r-v_garmoniz_arkhim_Matfeya_Mormylya
Псалом 136 слушать
Тот редкий случай, когда библейский псалом стал выдающимся хитом современной поп культуры. В 1978 году немецкая группа записала альбом, в который вошла песня Rivers of Babylon. 5 недель трек возглавлял британский чарт. А еще запись неоднократно транслировали по центральному телевидению в атеистическом СССР.
«На реках Вавилонских» валаамского распева в исполнении мужского хора Тихвинского монастыря села Паздеры (Удмуртия).
На реках Вавилонских в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.
“На реках Вавилонских” В. Крупицкий.
Хор Троицкого собора г. Саратов, регент – М. Толчин.