Наши далекие предки знали эти дни как время «разгула» перед Великим Постом, западные христиане Средневековья – как период карнавалов, ну а жители СССР отмечали «проводы русской зимы». Чем же на самом деле являются сплошная сырная седмица и открывающий ее воскресный день о Страшном Суде?
Навигатор
- С понедельника, 11 марта — Сырная седмица, мясо не вкушается, на трапезе разрешается рыба, молочные продукты, яйца, сыр. Поста в среду и пятницу нет.
- 10 марта — Неделя мясопустная, посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде. В этот день на литургии в храмах читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46).
- Воскресный день Церковного календаря открывает следующую седмицу. Так, Неделя о страшном суде — 10 марта, начинает последнюю подготовительную седмицу к Великому посту: с 11 по 16 марта — сырную (масленицу), а последним непостным днем станет Прощеное воскресенье — 17-е число месяца.
- На сырной седмице в среду 13 марта и в пятницу 15-го — литургия в храмах не служится, причастия нет, службы правятся великопостным чином. Во вторник 12.03 и в четверг 14.03, за вечерним богослужением в храмах впервые в этом году начинают читать покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего»( с поклонами). Её также добавляют к домашнему молитвенному правилу.
Мясопуст – заговенье на мясо
Именно так именуют воскресный день, или, по-славянски, «неделю» (время «неделания» мирских дел), который предшествует Масленице. Название означает, что речь идет о последнем дне, когда христианам позволено Уставом вкушать мясо. В 2024-м — это 10 марта. Уже с понедельника – только рыба, яйца, молочное, включая, конечно, сливочное масло, откуда и название – Масленица. Впрочем, тема служб «мясопустного» воскресного дня – вообще не про мясо или иную снедь.
- «Какая разница Богу, ем я творог со сметаной в постные дни или не ем»: священник объяснил богословский смысл Великого поста
- Что можно кушать в Великий пост: питание по дням для православных мирян
«Брашно не поставит нас пред Богом»
Так говорит отрывок из 1 Послания к Коринфянам Апостола Павла, который, по Уставу, читается на литургии. Вот его Синодальный перевод:
«8.8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
8.9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
8.10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
8.11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
8.12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
8.13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
9.1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
9.2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе».
Рекомендуем: Заговенье на Великий пост
О чем вещает Апостол
Исторически св. Павел имел ввиду жизнь христиан в окружении язычников и ситуацию, когда в святилищах язычников предлагалась в пищу снедь, пожертвованная «богам».

Ап. Павел. Роспись базилики в Эфесе. IV в. (Музей в г. Сельчук)
Часто соседи из язычников предлагали вкусить ее и христианам. Именно об этом и говорит Апостол: «Идол в мире ничто», соответственно, и пища такая не приносит христианину ни душевного вреда, ни пользы. Другое дело, что практика вкушения идоложертвенного соблазнительна для новоначальных, и потому христианам все же следует воздерживаться от этого.
Впоследствии, когда миновали исторические обстоятельства, в которых было написано послание, святые отцы увидели в словах св. Павла иные, более глубокие смыслы, связанные с грядущим Великим Постом – именно поэтому отрывок читается накануне Масленицы.
Вот что говорит о нем блж. Августин в своей «Исповеди»:
«Слышал по милости Твоей… изречение, очень мною любимое: едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Иными словами: первое меня не обогатит, другое не огорчит».
В наши дни отрывок звучит как призыв не превозноситься телесным воздержанием или иными «подвигами», ибо пища сама по себе не вредна и не спасительна, но все – внутреннее устроение человека. Однако – телесное воздержание необходимо, и не только ради «немощного брата», который видел бы пример христианской жизни, но и ради себя.
Евангелие воскресной литургии
Да, время обратить внимание на свое душевное устроение, ведь воскресный день именуется Неделей о Страшном Суде – событии, которое ожидает всех людей, живых и отшедших от этого мира, ибо, по словам Христа, «у Бога все живы».

Страшный суд
О том, как будет Он судить мир, говорит отрывок из 25 главы Евангелия св. Матфея, стихи с 31 по 46. Вот слова Самого Христа, сказанные ученикам незадолго до того, как Его взяли на Распятие:
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Толкование отрывка о Страшном суде
Пока не наступило время, когда по Божией воле окончится жизнь этого мира, Господь говорит всем и каждому, как спастись: сделать это просто и… невероятно сложно.
Христос, как говорит Он Сам, не спросил на последнем Суде, как человек соблюдал посты, сколько молился, но – любил ли образ Божий, то есть своего ближнего, делал ли ему добро: помиловал ли больного, помог ли голодному, немощному, или просто тому, кто попал в беду? Дела любви или их отсутствие – проявление внутреннего устроения человека, которое или соединяет его со Христом, или… к сожалению, нет. Не миловавший ближнего, которого любит Бог – и сам враг Божий. Затворивший свое сердце от страждущего – не любит и Господа, а значит – не будет с Ним.
Что же? Стоит ли тогда соблюдать пост, не сосредоточиться ли на доброделании? Именно так понимают этот отрывок многие современные католики и протестанты, у которых Великий Пост или вовсе не соблюдается, или сводится к очень эпизодическому воздержанию от мяса, как у католиков по пятницам. Но всякий, пробовавший измениться, не обуздывая желаний тела, знает: это практически нереально.
Да, пост не самоцель, но он – средство, без которого привести душу в должное устроение немощному, одержимому грехами человеку попросту невозможно. Так Апостол и Евангелие дня как бы дополняют друг друга, один – говоря о том, как необходимо разумное и сознательное воздержание, другое – о том, какова его цель: изменение своей души.
О службах в храме
Этому воскресному дню, как и любому другому, предшествует всенощное бдение, на котором, наряду с другими песнопениями времени подготовки к Великом Посту (На реках Вавилонских), впервые в этом году звучат ирмосы Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского, который будет читаться в храмах уже на первой седмице Четыредесятницы, как еще именуют Великий Пост.
Тема заговения на мясо — второстепенная в службе и отражается только в тексте апостольского зачала, читаемого на литургии; характерная фраза —
«Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1Кор.8:13).
Основная же тема богослужения Недели мясопустной воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде. В этот воскресный день на литургии в храмах читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46).
Основные мысли, звучащие в песнопениях дня ( по факту — в субботу вечером):
- Никто не избежит суда Божия: Господь именуется Неумытным Судией (1-я стихира на «Хвалите…»), а сам Страшный Суд — «неумытным истязанием» (канон, 7-я песнь, 2-й тропарь). «Неумытный» — прилагательное от слова «мыто», что значит «дань, налог» (от этого слова образован известный всем термин «мытарь»);
- Подчеркивается равенство всех людей пред Судией; на этом Суде материальное состояние и социальный статус не будут иметь никакого значения и даже наши близкие не смогут помочь нам, каждый будет отвечать сам за свои дела: «Тамо ничтоже помощи может, Богу сущу Судии, ни тщание, ни козни, ни слава, ни дружба…» (канон, 6-я песнь, 2-й тропарь).
Кроме того, в следующие за воскресеньем дни в 2024 г. будут:
- среда и пятница – особые дни седмицы, когда по Уставу не положено служение литургии; за короткими утренними службами впервые прозвучит великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина;
- субботний день – так называемое «переходящее» празднование, называемое «Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших»; это напоминание верующим о святых иноках, чей подвижнический труд вдохновляет с радостью духовной вступать в Великий Пост.
Кроме того, на следующую за Неделей о Страшном Суде седмицу придутся также другие памятные даты:
- на пятницу, 15 марта – празднование иконе Божией Матери «Державной» (1917) и память свт. Арсения, епископа Тверского;
- на прощеное воскресенье, 17 марта выпадает память благоверного князя Даниила Московского
О песнопениях в Неделю о Страшном Суде
Они напоминают верующим о грядущем Божием Суде. Вот, например, кондак этого дня как бы зримо изображает само это событие:
«Егда́ прии́деши, Бо́же, на зе́млю со сла́вою, и трепе́щут вся́ческая, река́ же о́гненная пред суди́щем влече́т, кни́ги разгиба́ются, и та́йная явля́ются: тогда́ изба́ви мя́ от огня́ неугаси́маго, и сподо́би мя́ одесну́ю Тебе́ ста́ти, Судие́ пра́веднейший»
Стихиры дня призывают верующих к покаянию, в них – сетования о своих грехах, немощах:
«Егда́ поста́вятся престо́ли и отве́рзутся кни́ги, / и Бог на суде́ ся́дет, / о кий страх тогда́ а́нгелом предстоя́щим в стра́се, / и реце́ о́гненней влеку́щей! / Что сотвори́м тогда́ во мно́гих гресе́х пови́ннии челове́цы? / Егда́ же услы́шим зову́ща Его́, благослове́нныя Отца́ в Ца́рство, / гре́шныя же отсыла́юща в му́ку…»
Но христианин надеется, что Господь поможет ему пройти жизненный путь в покаянии, а на Своем Суде – помилует хотя бы ради произволения исправиться, которое постарался показать человек:
«Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я окая́нный, / трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго: / но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего́, / я́ко Дави́д вопию́ Ти: / поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей Твое́й ми́лости…»
Подготовка к посту и Масленица
Дни этой седмицы готовят верующих к посту и телесно: с понедельника Церковь не благословляет вкушение мяса, хотя все еще можно рыбу, а также молочное, яйца.
Так, напоминая о будущем Суде, призывая людей к покаянию, Церковь подготавливает своих чад к грядущей «весне духовной», Великому Посту, в который нужно входить с радостью, надеждой на Бога, решимостью изменить свою жизнь. Вот как говорит об этом, обращаясь к грешной душе, прп. Ефрем Сирин, чья молитва будет сопровождать каждого все дни Четыредесятницы:
«Уязвлена ты? Не отчаивайся. Пала? Восстань и мужественно скажи: «Ныне начах». Припади ко Владыке своему милостивому и исповедуй грехи свои».
Наталья Сазонова
Советуем почитать:
- Что такое Божий Суд и почему он Страшный — простыми словами
- Псалтирь прп. Ефрема Сирина
- Наш «Великопостный навигатор»строит маршрут к Пасхе
- Масленица — в чем смысл праздника