------------------- Неделя сыропустная, Чин прощения в храме и Адамово изгнание
Православие сегодня Великопостный навигатор-2024 17 марта — воскресный день перед Великим постом в храме: Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания, Чин прощения

17 марта — воскресный день перед Великим постом в храме: Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания, Чин прощения

0 Comments
Неделя сыропустная, Чин прощения в храме и Адамово изгнание

Основная тема Сыропустной недели — воспоминание Адамова изгнания, в этот день совершают Чин прощения… Что еще происходит в храме в воскресенье перед Великим постом — в статье.

Неделя Сыропустная

Воскресный день (на славянском – «неделя») накануне Поста именуется «сыропустным» потому, что в этот день последний раз вкушается молочная пища, то есть не только сыр, но также молоко, творог, другие скоромные продукты. Кроме того, в это воскресенье еще можно яйца и рыбу. А вот мясо Устав запретил еще неделю назад – и в течение всей Масленицы христиане его не едят. В 2024 году это 17 марта. 

Можно ли причащаться в Прощеное воскресенье

Можно. При этом постится следует только один субботний день (согласно документу «Об участии верных в Евхаристии», который был одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви в феврале 2015 года). Лишь бы стремление к Причастию не было уловкой избежать постного труда, типа: «вот сейчас без труда приобщусь Святых Таин и буду молодец-молодец»… Священники благословляют причаститься строго «проверенных», кто соблюдает все посты в течение всего года. 

Как проходит служба в храме

Как и всякий воскресный богослужебный день, этот также начинается накануне вечером, всенощным бдением – соединением служб Вечерни и Утрени.

Особенность именно этого бдения – то, что его основной темой является воспоминание о падении первых людей.

Изгнание из Рая

Адамово изгнание

Именно ему в основном посвящен читаемый на Утрени дня канон, причем часто речь в нем – от первого лица, то есть содеянное Адамом молящиеся как бы примеряют и на себя:

«Уязви змий вселукавый всю мою душу лукавно, / райския же сладости изгнана сотвори, / но о благосерде Спасе, не презри яко Бог, но воззови мя».

Смысл этих слов накануне поста ясен:

  • Адам и Ева тоже имели заповедь о посте, но – легкую и необременительную, им было запрещено вкушать плоды лишь одного дерева в Раю;
  • но эта заповедь была нарушена нашими прародителями; это – не просто непослушание Богу, но удаление от Него, источника жизни, причина смертности людей, их болезней; и корнем всех этих зол, ныне идущих по жизни с каждым из нас – нарушение поста ради своих вожделений;
  • нельзя не признать: этот грех практически каждый повторяет в своей жизни –уходя от Бога «на страну далече», как блудный сын из Евангельской притчи, поддаваясь своим слабостям, страстям;
  • другой путь предлагает христианам поприще Великого Поста – «оторваться от земли», мирской суеты, воздерживаясь от скоромных яств, борясь с угождением чреву и плоти, стараясь преодолеть страсти – в противоположность тому, что делали первые люди и что делает человек большую часть своей жизни даже до наших дней.

Та же тема звучит и за литургией следующего, воскресного дня, когда будут читаться Апостол и Евангелие, посвященные посту и духовному подвигу.

  1. Читайте также: Первая неделя Великого поста — график церковных служб и трапезы по Уставу

Чин прощения и благословение на Великий пост

День накануне Четыредесятницы именуют Прощеным воскресеньем, в храмах совершается Чин прощения. Это богослужение проходит вечером воскресенья – и оно уже, по сути, относится к начинающемуся Великому Посту, ведь богослужебный день по церковной традиции начинается с вечерней службы накануне. По факту Вечерня и Чин прощения может совершаться после воскресной литургии, уточняйте расписание в вашем храме.

Прощеное воскресение в храме

Чин прощения совершается в конце вечерни, которая имеет ряд особенностей. Первая ее половина (до Вечернего входа) носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении. После вечернего входа и «Свете Тихий» поется особенно умилительным напевом Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю».

Заговенье на Великий пост

После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению диакон произносит уже в черном облачении, и хор отвечает ему великопостным распевом. Дальнейшая служба носит великопостный характер. Вместо обычного отпуста принято читать молитву: «Владыко многомилостиве», как обычно читается весь Великий пост в конце великого повечерия.
После этой молитвы обычно произносится слово о прощении обид, настоятель с земным поклоном испрашивает у верующих прощения «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем все с земными поклонами просят прощения друг у друга.

Во время Вечерни:

  • совершается особый чин, когда верующие и священнослужители испрашивают друг у друга прощения вольно или невольно нанесенных обид;
  • произносится одна из главных молитв Великого Поста – св. Ефрема Сирина, совершаются земные поклоны;
  • кроме этого, на многих приходах есть традиция совершать особые моления благословения на Великий Пост; до 1917 г. священник, как правило, произносил их, посещая дома прихожан в первые дни Четыредесятницы, сейчас же, ввиду малого количества храмов, невозможности для иерея обойти всех желающих прихожан, они чаще всего читаются по окончании Вечерни; по традиции, верующие во время этих молитв преклоняют колени.

Чин прощения в храме

В конце службы прихожане подходят к клирикам, чтобы в свою очередь испросить прощения у них. Фото Ижевской епархии.

Евангелие воскресной литургии

За литургией читается отрывок из 6 главы Евангелия св. Матфея, посвященный необходимости прощать грехи ближних, а также духовному смыслу поста. Вот перевод этих слов на современный русский язык:

«Если вы простите людям согрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный; если же вы не простите людям согрешений их, то и Отец ваш не простит (вам) согрешений ваших. Когда же поститесь, не делайтесь как лицемеры угрюмыми; ибо они помрачают лица свои, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, постясь, помажь голову твою и лицо твое умой, чтобы не людям показаться постящимся, но Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржавчина не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:14-21)

Толкование Евангельского чтения

Слова Евангелия говорят о трех важнейших для постящегося вещах:

  • прощение ближних; без него даже самое строгое телесное воздержание не принесет пользы;

Вот как говорит об этом прп. Ефрем Сирин:

«Пост не допускает злопамятства. А собирающие в память огорчения и сделанное им зло, хотя по-видимому молятся и постятся, но подобны людям, которые черпают воду и выливают ее в разбитую бочку»

  • смирение; недопустимо превозноситься своими «постными подвигами», показывая свое «постничество» перед людьми, как делали во времена Христа фарисеи; истинный пост – общение души и Господа, которое совершается в тайне и тишине;

По словам современного старца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «можно надеть на себя черную одежду, можно до седьмого пота класть поклоны, можно раздать все свое имение, но если все это будет делаться напоказ, для людской похвалы или даже для самоуслаждения, ни малейшей пользы для души не будет».

  • отречение от привязанности к миру, его «сокровищ»: имения, денег, собственных амбиций.

Стоит сказать, что, хотя эти слова Евангелия читаются накануне поста, Господь, поучая ими Апостолов, имел ввиду не постное воздержание, а вообще жизнь христианина, во все ее дни.

К тем же, кто неспособен жить согласно словам Божиим, обращены слова свт. Кирилла Иерусалимского, призывающего остановиться в круговороте суеты хотя бы на малое время поста:

«Столько времени ты истратил в тщетной работе миру, неужели и во Святую Четыредесятницу ты не воздержишься ради спасения души своей?»

О чем вещает Апостол

О духовной радости христиан говорит Апостольское чтение дня из Послания к Римлянам св. Павла:

«Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 13:12 – 14:4).

Читаемый отрывок посвящен:

  • духовной радости христианина, ибо для него, знающего Истинного Бога, «ночь прошла, а день приблизился»;
  • тому же отречению от мирского, о котором говорит Евангелие дня; Апостол как бы обращается к живущим среди мирской суеты и не могущим, конечно, совершенно избежать ее сетей; но вполне возможно ею не увлекаться, «попечение о плоти», естественное людям, «не превращать в похоти»;
  • наконец, обличением для тех, кто превозносится постным деланием перед неверующими, не ведущими церковную жизнь (а статистика показывает – таковых у нас большинство!) звучат слова Апостола: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба?» Да такой же грешник!

Песнопения воскресного дня

Они посвящены:

  • греху Адама и собственным грехам каждого, покаянию;

Вот как говорится об этом в одной из стихир дня: «Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, / всякаго мучения достойная: / се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, / блудно мое житие иждих…»

  • надежде на Господа; именно ей посвящен Великий Прокимен на Вечерне воскресенья: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: / вонми души моей, и избави ю»;
  • радости и благодарности Богу за возможность очистить душу, принести покаяние в эти святые дни

«Возсия благодать Твоя Господи, / возсия просвещение душ наших. / Се время благоприятное, се время покаяния, / отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: / яко да преплывше поста великую пучину, / в тридневное Воскресение достигнем, / Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, / спасающаго души наша».

Кондак Недели сыропустной, глас 6

Премудрости Наставниче, смысла Подателю, немудрых Наказателю, и нищих Защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко! Ты даждь ми слово, Отчее Слово, се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Перевод: Премудрости наставник, разума Податель, Учитель неразумных и нищих Защитник, утверди, вразуми сердце моё, Владыка. Ты дай мне слово, Отчее Слово, — ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе: “Милостивый, помилуй меня, падшего!”

Наталья Сазонова

Советуем почитать:

Соснина Н.И. Прощеное воскресенье // Российский этнографический музей.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

11-16 марта: Последняя подготовительная седмица к Великому посту — Сырная, после недели (воскресного дня) о Страшном Суде — сплошная, но мяса не вкушаем уже11-16 марта: Последняя подготовительная седмица к Великому посту — Сырная, после недели (воскресного дня) о Страшном Суде — сплошная, но мяса не вкушаем уже

0 Comments
Неделя о Страшном суде- Мясопустная Сырная сплошная седмица

Наши далекие предки знали эти дни как время «разгула» перед Великим Постом, западные христиане Средневековья – как период карнавалов, ну а жители СССР отмечали «проводы русской зимы». Чем же на самом деле являются сплошная сырная седмица и открывающий ее воскресный день о Страшном Суде? Навигатор

Великопостный навигатор-2024

С 18 по 23 марта — первая седмица Великого поста: информация о службах в храме и трапезах по ТипиконуС 18 по 23 марта — первая седмица Великого поста: информация о службах в храме и трапезах по Типикону

0 Comments
Первая неделя Великого поста

Первая неделя (седмица) Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. Богослужения Человек, который решил поститься, прежде всего озабочен составлением меню. Но начать надо не с постных рецептов… Верующие, имеющие опыт пощения, советуют новичкам не пренебрегать великопостными церковными службами, на которых читается Великий покаянный

Великопостный навигатор-2024

Последняя неделя Поста перед Пасхой: службы+что можно есть по дням в Страстную седмицуПоследняя неделя Поста перед Пасхой: службы+что можно есть по дням в Страстную седмицу

0 Comments
Страстная седмица

В 2024 году с 29 апреля по 4 мая  — особый период в жизни каждого православного христианина, ведущий к главному событию – Воскресению Христову. Страстная седмица. Многие берут на это время  на работе отгулы (со среды хотя бы), чтобы максимально глубоко и осознанно участвовать в

Великопостный навигатор-2024

«Какая разница Богу, ем я творог со сметаной в постные дни или не ем»: священник объяснил богословский смысл Великого поста«Какая разница Богу, ем я творог со сметаной в постные дни или не ем»: священник объяснил богословский смысл Великого поста

0 Comments
Смысл Великого поста сегодня

О влиянии питания на личный духовный прогресс человека поведал насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Поскольку приближается Великий пост, то обычно начинаются богословские разговоры о смысле поста. Как между собой связаны Бог и сметана Например, один мужик возмущённо написал: «Да какая разница Богу,

Великопостный навигатор-2024

Почему Четверг перед Пасхой называют чистым и что нужно делать в Великий деньПочему Четверг перед Пасхой называют чистым и что нужно делать в Великий день

0 Comments
Чистый Четверг

В древности ощущение того, что храм становится в этот день горницей Тайной Вечери, было острым и ярким. Священники омывали престол, как тысячелетия назад Апостолы готовили помещение для общей трапезы учеников Иисуса. А дома – ведь семью называют домашней церковью! – наши предки также мыли, чистили,

Великопостный навигатор-2024