Будущий святитель Алексий Московский родился в боярской семье, но с детства мечтал стать монахом. А осуществив свою мечту – вынужден был вернуться в гущу мирской жизни, поставленный митрополитом Руси в сложнейшее для не время. Итогом же его земного пути стала святость.
Кто он, чем прославился
Свт. Алексий родился и скончался в Москве. Он появился на свет около 1300 или 1304 г., а окончил свой путь в 1378. Его митрополичий титул правильно звучит как «Киевский и всея Руси», но в Святцах он – святитель Алексий Московский, а не Киевский.
Такое именование дано не только по месту жизни и подвига, но и потому, что трудами святителя Московское княжество стало лидером объединения страны, ее духовным центром.
Вклад объединение Руси и ее духовность
Он жил жил в непростую эпоху междоусобной раздробленности русского государства (XIV век). При святителе Алексии:
- после десятилетий монгольского разорения происходило возрождение монастырской жизни;
- был другом и сподвижником прп. Сергия Радонежского — признанного духовного лидера русского монашества;
- готовилась будущая победа Руси на Куликовом поле – ее одержит Дмитрий Донской (ныне святой), который был духовным чадом святителя;
- сам свт. Алексий не дожил до этой победы всего двух лет.
Исцеление ханши Тайдулы и основание Чудова монастыря
С именем святителя Алексия Московского также связан ныне не существующий монастырь Чуда Архангела Михаила в Хонах – он основан святителем в 1365 г., а находился в Московском Кремле (уничтожен после 1917 г.).
Обитель возведена как память о чуде, которое в ноябре 1357 года Господь совершил молитвами святителя – ослепшая жена хана Джанибека, Тайдула, после молебна, совершенного святителем, вновь обрела зрение.
Другие храмы и монастыри
Кроме Чудова, среди монастырей, построенных по благословению святителя:
- Спасо-Андроников в Москве (1360 г.); обитель посвящена образу Спаса Нерукотворного, Андрониковой же именуется по первому настоятелю, ученику прп. Сергия Радонежского; прп. Андроник позже прославлен, как святой;
- Симонов Успенский (около 1375 г.), также в столице, именуемый так по одному из первых постриженников и жертвователей, боярину Стефану, в монашестве — Симону; эту обитель возглавил племянник прп. Сергия, прп. Феодор;
- Введенский монастырь в Серпухове (около 1362 г.) – обитель возведена по прямому указанию Матери Божией, явившейся святителю, определившей и место расположения, и посвящение будущего монастыря.
Кроме того, известно, что святитель способствовал возрождению нескольких обителей, пришедших в упадок во время монгольских нашествий.
Среди таковых – Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде и обитель в честь равноапостольных царей Константина и Елены во Владимире.
Наконец, святителю приписывают создание женской обители, где, по преданию, приняли постриг его сестры – это Алексеевский женский монастырь Москвы, позже закрытый безбожными властями. Современные церковные историки полагают, что предание об основании этой обители свт. Алексием не имеет достаточных подтверждений в источниках, однако, тем не менее, оно широко известно в церковной среде.
Дни памяти св. Алексия Московского
Главные из них – 25 февраля (преставление) и 2 июня (память обретения мощей). Кроме того, святитель почитается в составе Соборов святых Москвы, Воронежа, Владимира, Киева, Нижнего Новгорода, Самары, Чернигова.
Другие святители Московские
Наконец, существует также особый праздник Святителей Московских, в 18 октября, когда свт. Алексию Церковь празднует вместе с другими Московскими митрополитами – от первого святителя, Петра, до священномученика Петра Крутицкого – всего в составе Собора святителей к настоящему времени 17 угодников Божиих.
29 коротких фактов из жития:
- Мирское имя свт. Алексия различные источники указывают по-разному. Одни биографы именую его Елевферием, другие же – Симеоном, а иногда в одном и том же жизнеописании встречается оба имени.
- Историки считают, что наличие двух мирских имен быть связано с тем, что одно из них получено святым в Крещении, другое же – так называемое «прямое», то есть данное в честь святого, память которого приходится на день рождения.
- В Святцах память святых с этими именами встречается дважды – 21 июля и 4 августа (Симеон юродивый Палестинский и мученик Елевферий); 18 сентября и 3 октября (Симеон сродник Господень и иной Елевферий, сподвижник свт. Дионисия Ареопагита).
- В честь одного из этих святых мог быть назван святитель в Крещении, дата же памяти другого – день рождения свт. Алексия. Однако, на сегодняшний день историки затрудняются сказать, в честь кого именно назван был святитель родителями.
- Есть и версия, что имя в миру у святителя было одно – Симеон, а Елевферием он стал, принимая постриг в малую схиму; в дальнейшем его постригли в мантию с именем Алексий, в честь прп. Алексия человека Божия. Само имя имеет греческое происхождение от «алексиос», то есть «защищать» или «предотвращать».
- Отец святого, Феодор, было боярином Московского князя. Известна его фамилия – Бяконт, и то, что он – выходец из города Чернигова, а также имя его супруги, Мария.
- О том, что Бяконты были близки к великому князю, говорит то, что восприемником будущего святого в Крещении был княжич (позже – великий князь Иван Данилович Калита).
- Будущий святитель был старшим сыном в семье, и единственным, кто принял монашество.
- Младшие его братья избрали придворную карьеру. Феофан и Андрей, по прозвищу Плещей (возможно, слово означало «плечистый», богатырского сложения) дали начало двум дворянским родам – Фофановых и Плещеевых.
- Монашеский путь святителя определился еще с детства. Особенно памятен был многим чудесный случай, когда он, еще мальчик, вышел ловить птиц и задремал, следя за силками. Некий голос назвал его именем Алексий и предрек, что он будет «ловцом человеков». С этого времени отрок в сердце своем избрал иноческую жизнь.
- В 19 или 20 лет будущий святитель принял монашество – в Богоявленском монастыре Москвы.
- Есть данные, что совершал пострижение старший брат прп. Сергия Радонежского, Стефан, который в то время духовно окормлял великокняжеский дом.
- Следующие 20 лет жизни будущего святителя прошли в тишине и безвестности – хотя он и жил в монастыре в центре шумной столицы княжества, Москвы.
- О том, какова была жизнь монаха Алексия, как он возрастал духовно, никаких сведений не осталось.
- В 1344 г. размеренное течение монашеской жизни было нарушено: тогдашний митрополит Руси Феогност, уже престарелый, после совета с великим князем, Симеоном Ивановичем, решил благословить Алексия «в свое место митрополитом».
- Это значило, что после смерти владыки Алексию предстояло принять Русскую митрополию. «За послушание» он согласился на эту ношу.
- Владыка Феогност, готовя преемника к новому служению, возвел Алексия в сан епископа, ради этого даже временно восстановив закрытую после переезда митрополитов в Москву архиерейскую кафедру во Владимире.
- Но предстояло еще утверждение «нареченного митрополита» в Константинополе.
- 30 июня 1354 г. свт. Алексий был утвержден митрополитом Киевским.
- А когда он возвратился на Русь, оказалось, что за время отсутствия святителя умер великий князь Иван Красный, оставив малолетнего сына Димитрия.
- Так новопоставленный митрополит фактически оказался главой государства, своего рода регентом, пока не достиг совершеннолетия юный князь.
- Хотя Димитрий через некоторое время утратил великое княжение, уступив его князю Тверскому, митрополит оставил архиерейскую кафедру именно в Москве. В этом княжестве и его правителях он видел надежду Руси на будущее объединение и победу над монголами, в зависимости от которых находилось государство.
- Вместе с тем, понимая, что пока Русь слаба для противостояния захватчикам, святитель был лоялен Орде, не упуская случая «печаловаться» перед ханом, защищая интересы Русской Церкви и народа.
- Он не раз бывал в столице монголов, и даже исцелил ослепшую супругу хана. При свт. Алексии развивалась православная миссия в Орде, многие монголы принимали даже Крещение.
- Святому не раз приходилось в прямом смысле вмешиваться в политику – прекращать междоусобицы князей, мирить их между собой, иногда даже употребляя духовную власть.
- Так, например, в 1365 г. ему удалось прекратить «замятню» князей Димитрия Суздальского и его брата Бориса, княжившего в Нижнем Новгороде. Когда Борис категорически не захотел мириться с братом, в Нижний, по просьбе свт. Алексия, прибыл сам прп. Сергий Радонежский. По благословению митрополита был объявлен интердикт – запрещены службы во всех храмах. Видя это, князь Борис раскаялся и помирился с братом.
- Последние годы правления свт. Алексия были омрачены конфликтом вокруг кандидатуры его преемника: великий князь Димитрий предлагал поставить на митрополию своего духовника, священника Михаила, Константинополь настаивал на греке Киприане.
- В этих условиях свт. Алексий пытался предложить стать предстоятелем Церкви прп. Сергию Радонежскому, но тот отказался.
- Вопрос о преемнике святителя так и не был окончательно решен до его смерти.
Где похоронен
Смерть свт. Алексия последовала 25 февраля 1378 г. Чуть больше 2 лет он не дожил до Куликовской битвы, когда Русь сделала первый важный шаг к освобождению от Орды. Святитель завещал похоронить себя в Чудовом монастыре, близ алтаря соборного храма Благовещения.
Однако, по настоянию великого князя погребение было совершено внутри церкви. Могила святителя находилась на этом месте до 1430-х гг.
Канонизация и почитание
Известно, что первое изображение святителя, которое может считаться иконой, принадлежит вдове любившего свт. Алексия великого князя Симеона Гордого, Марии: ее руками вышит воздух (покров на Святые Дары), где представлен образ Спаса Нерукотворного с четырьмя святителями, предстоящими Христу, среди которых есть и свт. Алексий.
Однако, как говорят историки, после этого около 50 лет никаких свидетельств почитания святого нет. Объясняют это, например, тем, что после свт. Алексия митрополичий престол занял грек Киприан, против кандидатуры которого при жизни выступал святой.
Возможно, дело еще и в том, что сын Дмитрия Донского, Василий, был женат на литовской княжне – литовцы также неоднозначно относились к святому, в свое время не давшего им образовать в Литве отдельную Киевскую митрополию.
Так или иначе, утверждение церковного почитания святого связано с обретением его нетленных мощей.
Мощи святого
Они были найдены, по разным данным, в 1431 или 1439 г. во время ремонта храма. Впоследствии честные останки были положены в церкви, посвященной самому святителю в Чудовской обители, а с конца XVII в. вновь находились в Благовещенском храме – до 1929 г., когда решением советских властей Чудов монастырь был уничтожен.
С этого времени мощи были переданы комплексу музеев Кремля. Лишь в 1947 г. Патриарху Алексию I удалось добиться их возвращения верующим.
Где находятся сегодня+ как добраться
Так и до наших дней честные останки святителя – в Елоховском Богоявленском соборе Москвы.
Они, вместе с мощами других святителей – Петра, Ионы и Филиппа, пребывают в Богоявленском приделе собора, на правой стороне от алтаря.
Находится собор в Басманном районе столицы по адресу ул. Спартаковская, 15. Добраться до него проще всего на метро, недалеко от храма – станция Бауманская.
Почему «чудотворец» и что значит святитель
Уже в первые годы по обретении мощей записаны чудеса исцелений после молебнов перед ними. Но именование свт. Алексия «чудотворцем» связано также и с его прижизненными чудотворениями – например, с исцелением Тайдулы.
Что касается титула «святитель», то это – чин святости, в котором Церковь прославляет тех, кто в земной жизни был архиереем.
О чем молятся
О любых нуждах, духовных или телесных. Особенно отзывчив святой на просьбы:
- страдающих от болезней глаз и их близких – ведь и сам он совершил чудо исцеления именно такого заболевания;
- гонимых, кто просил защиты от злых людей;
- молящихся о примирении между враждующими.
Иконы
Святитель пишется в архиерейских богослужебных одеждах с изображением крестов. Лик его имеет черты индивидуальности, ведь первые образы создавались теми, кто знал и помнил его лично. Чаще всего свт. Алексий изображается в рост, благословляющим молящегося. На левой его руке – Евангелие.
Наследие — письменные труды
Их сохранилось не так много. Это
- несколько посланий и поучений пастве; к примеру, сохранилось такое писание святителя, адресованное жителям Нижнего Новгорода – возможно, оно связано с межкняжеской усобицей 1365 г.;
- так называемый «Устав о новых постах» перед днями памяти вмч. Димитрия Солунского, вмч. Георгия Победоносца и блгвв. Бориса и Глеба; возможно, это связано с военными событиями времени, когда святителю показалось необходимым особо умолять о заступничестве этих угодников Божиих; однако, в практику церковной жизни эти посты так и не вошли;
- наконец, с XVII в. святителю начали приписывать особый перевод на славянский язык книг Нового Завета, сделанный в Константинополе (может быть, во время поездки туда святителя в 1350-е гг.); однако, историки пока не могут подтвердить, что этот перевод написан именно им – хотя и признают, что в окружении митрополита могли быть люди, переводившие Новый Завет и даже некоторые богослужебные книги.
Храмы, часовни
На сегодняшний день известно около 250 церквей, часовен в честь святителя. Больше всего их, конечно, в Москве. Храмы расположены не только в России и «ближнем зарубежье»: например, существует деревянный храм на о. Кипр, расположенный на участке, принадлежащем Русской Церкви. Построен он в 1998 г.
Институт и больница имени свт. Алексия
Имя святого носит «Поволжская академия образования и искусств (православный институт)». Академия действует с 2013 г.
В Москве также есть Центральная клиническая больница свт. Алексия Московского – единственное медицинское учреждение Русской Церкви. Больница имеет длительную историю – открыта еще в 1903 г., после 1917 г. являлась государственной, и, наконец, передана Церкви в 2004 г. И, конечно, при больнице есть домовой храм ее святого покровителя.
Жизненный путь святого был непростым, и, может быть, главный урок, который мы можем вынести из его жизни – глубокое смирение святителя перед Господней о нем волей. Хотел быть простым монахом – стал митрополитом, желал удалиться от мира – но мирил князей, вступал в полемику, ездил к ордынским ханам. Но не возроптал, не бросил данный крест – и так, среди бурь этого мира стяжал святость.
Наталия Сазонова
Отзывы о помощи
- «Мы стояли 26 лет в очереди на получение жилья. И я услышала, что нужно молиться Спиридону Тримифунтскому, молилась каждый день. И потом думаю: а почему к святителю не хожу на акафист? И буквально два воскресенья походила на акафист, и звонок из департамента: предлагают на выбор три квартиры…» (Светлана Соколова, прихожанка Елоховского собора)
- «Пришла в собор бабушка с палочкой, старенькая, оставила сумочку свою и пошла помолиться у иконы. Потом выясняется – сумку украли. Там особо ничего и не было, но там ключи – как, говорит, я попаду домой, старый немощный человек? И сестры, работавшие в храме, видя горечь бабушки, побежали к раке, упали на коленочки и стали молиться. Но перед этим они, конечно, обыскали весь собор – там нет, здесь нет… И после того, как они горячо и жарко помолились свт. Алексию, они пошли на то место, где сто раз уже посмотрели, и… нашли там сумку!» (Елена Пантелеева, экскурсовод Елоховского собора)