Сегодня не очень многие читают Псалтирь постоянно, каждый день. Часто современные верующие впервые находят эту книгу, когда оказываются в тяжелой скорби, будь то болезнь или потеря близкого, лишь тогда открывая для себя красоту и силу древних слов, на которые сердце отзывается так, как будто они сказаны недавно, а не более 3000 лет назад – ибо таков возраст этой книги. Так, как же правильно читать Псалтырь дома, что такое Неусыпаемая Псалтирь», для чего и как ее заказывают — ответы, советы и отзывы в статье.
Почему Псалтирь так популярна
Большая часть входящих в состав Псалтири песнопений создана царем Давидом примерно за 1000 лет до Рождества Христова. Отдельные псалмы также надписаны именем Асафа, который был руководителем певцов при Скинии, которая при Давиде была поставлена на горе Сион. Наконец, отдельные псалмы могли, по мнению историков, появиться несколько позже – во время плена евреев в Вавилоне, то есть примерно за 500 лет до Христа. Когда же во Иерусалиме, при сыне Давида, Соломоне, был возведен храм, то псалмы стали частью и его богослужения. Тогда же иудеи стали молиться этими словами также и дома.
Первые христиане – Апостолы, их ученики – бывшие сами из иудеев, переняли эту практику. Впоследствии Псалтирь стала одной из любимых книг монашествующих:
- многие заучивали все ее псалмы наизусть, и пели в течение всего дня;
- другие иноки погружались в слова древнего текста, осмысливая их – и от этого также получали духовную пользу.
В одном из древних Патериков (это произведения о жизни святых отцов, пустынников) рассказывается, как один новоначальный монах попросил опытного старца научить его Псалтири. Тот прочел ему только первый стих из Псалма 1: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Инок, выслушав, тут же ушел – и более не появился. Встретились они через десяток лет – и в ответ на недоуменный вопрос старца, монах со слезами сказал, что все годы думал лишь об этом стихе псалма – и вот лишь только недавно научился делом исполнять его, «не ходя на совет нечестивых» даже мысленно.
Впоследствии практику чтения Псалтири переняли миряне – скорее всего от монахов, ведь в Византии был обычай выбирать духовными отцами именно иноков, а не приходских иереев.
Есть у нее и другое свойство, замеченное еще во времена св. Давида. Тогда царь Саул одержим был злым духом – но, когда Давид пел свои псалмы в его присутствии, бесы отступали от царя. Именно с тех давних пор книга считается прогоняющей силы бесовские. Поэтому ее читают над гробом почившего христианина – по возможности, непрерывно, до самых похорон, а после них – по крайней мере, первые 40 дней, когда решается посмертная участь души.
Когда читают
Считается, что чтение совершенно необходимо:
- при всякой житейской скорби, немощи, болезни;
- когда скончался близкий человек; многие свидетельствуют, что чтение псалмов успокаивает того, кто переживает горе, а усопшему дарует неоценимую духовную поддержку.
В каких случаях читают еще
Существенно меньше христиан делают это постоянно, каждый день. Есть также читающие Псалтирь во время постов – как часть духовного делания.
Правила чтения Псалтири дома
Церковный Устав никак не регламентирует домашнее молитвенное правило христианина, включая также чтение Псалтири. Поэтому речь идет скорее об обычаях и практике опытных молитвенников, проверенной временем.
Чек-лист: Что читать на трёх «Славах»
Напомним, Псалтирь делится на 20 разделов (кафизм), каждая из которых в свою очередь подразделяется на три Славы (стати). Существует благочестивая традиция при домашнем чтении Псалтири добавлять молитвы о живых и усопших. Так, в кафизмах:
- на первой стати (в тексте выглядит, как «Слава») читают молитвы о здравии,
- на второй — о упокоении;
- на третьей — молитвы о том, за кого хотите сугубо помолиться, например за болящего, или путешествующего, или новопреставленного, в зависимости от молитвенных нужд.
Последовательность
Можно следовать данному образцу:
- Начинательные молитвы читают или только перед первой кафизмой, или перед каждой (как духовник благословит).
- Очередная кафизма начинается молитвословием:Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
- Затем читается первая статия.
- На первой Славе:Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)Го́споди, поми́луй. (Трижды.)Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (и́мя), роди́телей мои́х (имена́), сро́дников (имена́), нача́льников, наста́вников, благоде́телей (имена́) и всех правосла́вных христиа́н.И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
- И читается следующая статия.
- На второй Славе:Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)Го́споди, поми́луй. (Трижды.)Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х (имена), сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
- И читается последняя статия
- На третьей Славе:Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.Го́споди, поми́луй. (Трижды.)Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. Помилуй, Господи болящего, путешествующего, заблудшего ( имена + просьба своими словами). И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
- По прочтении кафизмы сразу читаются те тропари и молитвы, которые полагаются после нее (для каждой – разные).
- Если читалось несколько кафизм или прочитана вся Псалтирь, добавляется раздел «Молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири».
Ещё 6 коротких советов начинающему при помощи инфографики:
«Что даёт»: как читать с пользой для души
Прп. Иоанн Лествичник писал:
«Погружай ум твой в слова молитвы».
Это означает: сосредоточься на ее словах, не ищи ярких эмоций, сердечной теплоты, видений и откровений, но доверься духовному опыту других. Мы читаем слова великого святого и пророка, которые любили другие угодники Божии – пустынники Египта, подвижники-миряне первых веков, наконец, свв. Кирилл и Мефодий и их святые ученики, переведшие этот текст на славянский язык. Дух всех их пронизывает каждое. И тот, кто со смирением прислушивается к этому дыханию святости, не будет посрамлен, пусть даже поначалу понимает не каждое слово из читаемого.
5 советов начинающему
Вот некоторые рекомендации, которые часто дают начинающим опытные священники.
- Прежде, чем начинать чтение, лучше посоветоваться с опытным иереем, желательно – таким, который знает духовное состояние, степень воцерковленности, возможности человека, и, конечно, взять благословение. Но не стоит смущаться, если возможности такой нет, а ситуация критическая, требующая поддержки свыше – тогда можно приступать к чтению и просто, помолившись Господу, царю Давиду.
- Не существует особых правил, регламентирующих количество кафизм (это части Псалтири, всего их 20) или псалмов в день: все зависит от возможностей, потребностей души, желания. Одни начинают читать по псалму в день, и этот труд, подъятый человеком, который впервые читает непривычный текст, принимает Господь. Другие читают по кафизме в день, иные – по одной утром и вечером. А есть и такие верующие, которые читают, сколько могут – 3, 5 и больше кафизм. Если есть сомнения о том, какова мера, ее лучше также обсудить со священником. Но любом случае не стоит гнаться за количеством псалмов – например, пытаясь прочитать всю Псалтирь за день или за несколько дней; подобная «ревность не по разуму» ведет к превозношению и гордости своими «подвигами», а от таковых отвращается Господь.
- Опытные молитвенники свидетельствуют, что читать псалмы лучше на языке свв. Кирилла и Мефодия – церковно-славянском: проверенные временем слова глубокого смысла почти всегда согревают сердце лучше, чем современные их переводы, многие из которых сделаны не без смысловых искажений. Однако, если славянский текст совсем не идет, можно попробовать перевод, называемый синодальным (он сделан коллективом авторов в XIX в.), или, например, перевод С.С.Аверинцева, блестящего филолога, тонкого знатока языка, служившего при этом в храме чтецом, то есть глубоко знавшего богослужение. Ну а желающим научиться понимать славянский текст можно посоветовать чаще посещать богослужения, которые идут на этом языке – и постепенно понимание придет.
- В храме псалмы звучат в соответствии с так называемым «принципом строки». Это веками выработанная практика безэмоционального, монотонного чтения, которое как раз и позволяет «погрузить ум в слова молитвы», отрешиться от собственных эмоций. Этому принципу по возможности стоит следовать также дома.
- Иногда спрашивают, можно ли слушать псалмы вместо их чтения. Конечно, читая Псалтирь дома, лучше проговаривать ее слова самому. Но в определенных ситуациях прослушивание записей возможно, а то и желательно: так, Псалтирь не очень удобно читать в дороге, и тогда аудиозапись помогает сосредоточиться. Слушают Псалтирь в дороге даже многие паломники, отправляющиеся по святым местам: ее слова прекрасно «ложатся» на проплывающие за окнами поезда или автобуса картины прекрасной природы, лесов, гор – чудесных Божиих творений. Есть и особенно любимые верующими записи, например, иеродиакона с Валаама о. Германа Рябцева
Порядок чтения Псалтири по усопшим 40 дней
На Руси традиционно было принято первые 3 дня (как правило, от кончины до похорон) читать псалмы непосредственно у гроба почившего христианина, лучше всего – непрерывно, днем и ночью.
Это могли делать:
- сменяя друг друга – родные, если они хорошо владели церковно-славянским языком и навыками церковного чтения;
- люди, которых просила делать это семья (конечно, за некоторую плату, которая одновременно являлась милостыней о душе человека); известно, что в деревнях были люди, хорошо умеющие читать Псалтирь, которых, как правило, и просили делать это при гробе, часто это были женщины, которых называли «канонницами».
Во многих «делах» новомучеников Российских из числа монашествующих можно встретить и такое обвинение: «Читал (читала) Псалтирь по усопшим». После закрытия монастырей советской властью многие иноки стали жить в миру, и к ним, как хорошо знающим церковное чтение, действительно часто обращались с такими просьбами.
Первые три дня чтение Псалтири происходит так:
- оно предваряется каноном о усопшем;
- затем читаются все кафизмы с поминальными молитвами после каждой «Славы» (принятое сокращенное обозначение слов «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; словами «и ныне» обозначается «и ныне, и присно, и во веки веков»), а также по окончании каждой кафизмы;
- когда все псалмы прочитаны, снова следует канон и чтение начинается снова.
Как правило, рекомендуется чтецу:
- находиться в ногах усопшего;
- стоять, а не сидеть, из уважения как к священному тексту, так и к почившему.
Если нет возможности быть три дни именно при гробе (например, тело находится в морге, человек умер в другом городе и пр.), многие все равно практикуют непрерывное чтение Псалтири первые три дня. Оно приносит пользу душе и самому читающему.
Читайте также: До и после похорон: все молитвы об усопшем
Каких-либо особых указаний о порядке чтения Псалтири первые 40 дней, когда усопший поминается как «новопреставленный», нет. В идеале оно также должно быть непрерывным, как было при гробе.
В русских деревнях существовала традиция не только приглашать для этого «канонниц», но предоставлять им на 40 дней жилье и питание в своем доме – ради непрестанной молитвы о усопшем.
Сейчас благочестивые христиане заказывают на первые 40 дней чтение Псалтири в монастырях, но вместе с тем – стараются читать и сами, по силе и возможности, ведь душе критически важна молитвенная поддержка именно близких людей, которой ждет и Господь, желающий помиловать каждого. Особых указаний, сколько именно кафизм нужно читать в день, нет. В идеале это – все 20, но Господь не требует подвига выше сил человека, если это почему-либо невозможно.
Читайте также: Сорокоуст: в чем смысл и польза
К сожалению, сейчас для многих смерть родного человека становится поводом впервые обратиться к Церкви, Богу, и, конечно, такой человек не может понести труда чтения всех псалмов. Но это – не повод отказывать душе близкого в поддержке. Господь примет и несколько псалмов, прочитанных с сокрушением сердца, и даже один: ведь долгий путь начинается с первого шага.
Одна кафизма – каждый день: о здравии и упокоении
Это порядок чтения Псалтири, когда христианин читает ее постоянно или в течение определенного времени (например, берет на себя это делание во время поста).
В таком случае всякий раз:
- Псалтирь предваряется так называемым «обычным началом», краткими, восходящими к первым векам христианства молитвами Пресвятой Троице, Христу; после этого следует молитва перед началом чтения Псалтири;
- затем читаются псалмы; после нескольких из них следует «Слава», когда после слов «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…» читаются краткие молитвы о здравии или о упокоении; обычно рекомендуют первые две «Славы» поминать живых, на третьей – усопших, однако по желанию молящегося возможны и другие варианты;
- по завершении кафизмы читаются также особые молитвы, которые помещены в конце Псалтири.
Практика чтения Псалтири группой
Она существует на многих приходах. Как правило, по благословению настоятеля (часто – во время постов) для такого келейного чтения объединяется 20 христиан (по числу кафизм), каждый читает дома одну – таким образом, за день совместно прочитывается вся Псалтирь. Либо читают по очереди в течении 20 дней. При этом составляется общий список имен людей, за которых будут молиться о здравии и о упокоении. Существует традиция:
- поминать на первых двух «Славах» христиан «о здравии»
- на третьей – молиться о усопших.
Впрочем, количество читающих Псалтирь может быть и меньше 20 – тогда каждый читает соответствующее количество кафизм (например, если это 10 человек, то по 2 кафизмы, если 5 – то по 4). Нет никакого запрета и на то, чтобы чтецы были не из одного прихода.
«Какой псалом от чего?»
Подобные вопросы – плод не христианского, а магического, языческого отношения к псалмам, как заговорам. Чтение с таким настроем не принесет никакой пользы и не привлечет Божиего благословения, скорее – наоборот.
Читайте также: «Бомбой не разорвет» — сила псалмов 26,50 и 90
Вместе с тем, верующие давно заметили, что содержание псалмов действительно разнообразно, ведь они написаны в разных ситуациях:
- во времена скорби,
- гонений,
- болезней,
- радостей,
- духовных утешений.
Потому и христиане издавна в определенных обстоятельствах читают псалмы, которые наиболее уместны.
Читайте подробнее:
Псалмы на все случаи жизни: список
Другие Псалтири: Божией Матери, Ефрема Сирина
Эти книги не имеют богослужебного употребления, однако, распространены среди верующих:
- Псалтирь Богородице написана свт. Димитрием Ростовским на рубеже XVII-XVIII вв.; по замыслу автора, она объединяет хваления Богородице и древние псалмы;
Вот лишь один из псалмов св. Димитрия, открывающий книгу:
«Блажен муж, иже любит имя Твое, Приснодево Мати Марие: благодатию Твоею душа его утвердится, и яко древо, при исходищах вод насажденное, множайшия плоды правды изнесет. Благословенна Ты в женах ради смирения и веры сердца Твоего; всех бо жен побеждаеши красотою Твоею, превосходиши Ангелов и Архангелов святынею, милости и щедроты Твоя везде проповедуются; Бог дела рук Твоих благословил есть».
- Псалтирь прп. Ефрема – выдержки из его сочинений, которые собраны свт. Феофаном Затворником; как Псалтирь, они имеют 20 частей, а всего таких «псалмов», составленных из слов прп. Ефрема – 150; тематически они подобраны так, что содержание их соотносится с Псалтирью царя Давида; например, 17 кафизме, который часто читается о упокоении, соответствуют несколько псалмов, в которых – хвала Христу, сокрушение о грехах, покаяние, жизненные уроки, то есть все, что содержит 118 псалом «Блаженны непорочные в путь…»
Какую Псалтырь купить начинающему
Топ -6 Книг на Яндекс Маркет
Русский текст этой Псалтири сделан с греческой Септуагинты русским ученым П.А. Юнгеровым и одобрен Святейшим Синодом. Небольшой формат, шрифт крупный. Удобно вникать в смысл: перед глазами сразу два текста - церковно-славянский и русский.
Канонический текст Священного Писания, дополненный комментарием к каждому псалму, и сугубой дополнительной молитвой после каждой кафисмы. Эти дополнения имеют целью помочь молящемуся более предметно выразить свои чаяния перед Богом за себя и своих ближних. Формат 175*75; бумага -газетная
Книга на русском языке среднего размера. Обложка из натуральной кожи, шелковая закладка. Красочные иллюстрации и глянцевая бумага высшего качества - Золотая серия издательства Ковчег
Издание среднего формата включает в себя текст книги Псалтирь, напечатанный гражданским шрифтом, а также основные молитвы и каноны по усопшим, в том числе канон святому мученику Уару за умерших без Святого Крещения и канон преподобному Паисию Великому за умерших без покаяния.
Книга для тех, кто хочет лучше понять смысл Псалтири и научиться читать по-церковнославянски. На ее страницах церковнославянский текст Псалтири снабжен параллельным переводом на русский язык. Приводится житие святого царя Давида, зная которое легче понять написанные им псалмы. Включены краткие толкования псалмов словами святых отцов и основы церковнославянской грамоты.
Все в одном месте - кроме псалмов Давида книга содержит евангелие от Луки,Матфея,Марка и Иоанна, молитвы утренние и вечерние, правило перед Причастием, акафисты каноны. Крупный шрифт, твердая обложка. Издательство -"Данилов монастырь"
О Шестопсалмии
Это часть службы Утрени, 6 псалмов (3, 37, 62, 87, 102, 142) произносятся чтецом, стоящим посредине храма. При этом погашены все светильники и свечи.
Шестопсалмие называют «молитвой скорби, покаяния и надежды», это – как бы образ Страшного Суда, когда каждый будет предстоять пред Богом со своими грехами, но и с безмерной любовью к Спасителю, ожидая снисхождения, прощения, спасения.
Вот что писал об этом прп. Нектарий Оптинский:
«В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами. О, как часто нужно бы нам повторять молитвенное воззвание, которым оканчиваются сии трогательные псалмы: Господи! не вниди в суд с рабами Твоими, ибо не оправдывается пред Тобою никто — никто из живущих!..»
«Шестопсалмие» на русском языке в монастыре, перевод игумена Силуана (Туманова). Читает иеромонах Ефрем (Метс).
Читайте подробнее: В храме погасили свет, потушили свечи..Креститься и кланяться почему-то нельзя. Что происходит? Объясняем простыми словами
Неусыпаемая Псалтирь в монастырях
Это непрерывное чтение круглые сутки, монахами, сменяющими друг друга. Традиция восходит к прп. Александру, святому первых веков, который первым ввел в своей обители такую практику. Заказать такую требу можно обычно в больших монастырях, где практикуется такое чтение. Сугубая молитва монашествующих преклоняет Господа на милость к живому или уже усопшему христианину. Но вместе с тем, это никак не отменяет обязанности самого мирянина молиться о ближних, в том числе – также читая Псалтирь.
Отзывы
«Я читаю Псалтырь и понимаю о чем там речь, хотя и не говорю на старославянском... наверное все же, кто хочет, тот поймет суть и смысл стихов Псалмов...не ища оправдания не постигать Псалтырь. Псалмы Давида – это его покаянная песнь...И кто однажды пережил покаяние пред Богом узнает в них и знакомый дух и силу благодати, наполняющей душу в этот момент»
«О Псалтыри мне рассказала одна женщина с которой познакомилась в храме г. Малоярославец (вот действительно, ни одна встреча в нашей жизни не бывает случайной). Сказала она, что это очень сильная защита, и если есть возможность обязательно заказывать, читают его только в больших монастырях. Летом была в Оптиной, тогда в первый раз заказала на всю семью. Теперь расскажу о самом главном. У нас с моей близкой подругой буквально чуть ли не в один день случилось несчастье, у меня папа попал в больницу, со страшным диагнозом –панкреонекроз, если тут есть медики, то они знают насколько это страшно, смертность достигает 40-70%. 5 суток в реанимации. И как последняя надежда была мною заказана неусыпаемая Псалтырь, это было 10 сентября поздно вечером. А утром 11 го я проснулась с твердой уверенностью, что все будет хорошо. Все так и получилось, сразу после того, как заказала, состояние начало улучшаться и через день папу перевели в палату. Предстояло долгое лечение, были неправильно назначены антибиотики, но и тут подоспела неожиданная помощь, лечение скорректировали. Завтра папу выписывают домой!»
«По благословению читал сорок дней Псалтирь по усопшему. Трудно. Если читать правильно, от сердца, то приступают искушения и прилоги явные – нечисти очень это не нравится и она восстаёт. Всё время периодически советовался с батюшкой, он поддерживал меня. Трудно не поддаться искушениям – человек уже почил, душа к Господу отошла и ждёт суда, вся жизнь этого человека ему обвинение и оправдание, что я могу своими молитвами о нём – лишь только чуть, слегка поддержать в мытарствах..., а тут, по прочтении, начинают неприятности сыпаться одна за одной, и оттуда, откуда и не ждёшь, и много разных, и сложности в жизни, и чувствуется такое явное сильное противление какой то невидимой силы, и в сон посреди дня клонит, и трудности в работе наваливаются, и близкие ни с чего ополчаются... Трудно выдержать если не понимать, что раз так не хорошие силы восстают, значит истинно борешься с ними – не нравится им, значит есть польза. Благодарен батюшке Александру за поддержку – он переживал и радовался за меня, что по видимому молитва моя искренняя и досаждает бесам. Нужно не читать, вычитывать, а именно молится от души, переживать и взвешивать сердцем каждое слово. Труд этот тяжёлый, но очень как-то радостный, я не могу это описать и выразить»
Цитаты святых отцов и современных священников
А вот что говорит наш современник, священник Андрей Чиженко:
«Из личного опыта скажу следующее… Несколько лет назад у нас в близкой родне случилась тяжелая трагедия – умер младенец. Было очень тяжело. Особенно когда привезли тело домой. Если бы оно оставалось в доме целую ночь, не знаю, как бы мы все выдержали. Будто тяжелая бетонная плита, горе навалилось на грудь, и с каждой минутой давление усиливалось. Как священник, я настоял, чтобы тело перевезли в храм. Целую ночь мы читали над ним Псалтирь практически беспрерывно. И вот благодаря чтению псалмов ощущение горя истончилось и рассеялось бесследно, как дым. Его не стало. Вместо этого пришла какая-то светлая легкость. И действительно было ощущение, описанное святым пророком и царем Давидом в 90-м псалме «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися», что переводится на русский язык как «перьями Своими осенят тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». Толкователи этого места сходятся в том, что боговдохновенный автор Давид сравнивал Бога с птицей, которая заботливо укутывает своих птенцов крыльями, защищая их от всякой опасности»
Значение для православных
Уникальность Псалтири в том, что эта книга, дарованная Господом через великого святого, пророка Давида – написана Духом Святым, но в то же время – точнейший ответ на движения души человека, его чаяния, скорби, надежды. Ведь кто и знает их, как не Сам Господь? Потому и отбегают бесы, услышав святые слова, потому нисходит на душу молящегося мир, радость, приходит понимание: как бы ни было тяжело, Господь рядом. А там нет больше и тяжести, ибо, по слову Христа, «иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.11:30).
Спасибо за прекрасный разбор о чтении Псалтыри.
Благодарим вас, Наталия! Вы нашли время для отзыва. Это высоко ценится в наш динамичный век. Ваша оценка вдохновила редакцию сайта «Православие сегодня» на дальнейшее творчество и поиск новых форм подачи материала.