------------------- Фарисеи - кто такие
Православие сегодня Библейские истории «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры»: Краткие справки о знаменитых фарисеях, упоминаемых в Библии

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры»: Краткие справки о знаменитых фарисеях, упоминаемых в Библии

0 Comments
Фарисеи - кто такие

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!» (Мф. 23:13-14). Так говорил о них Господь. «Братия, я фарисей, сын фарисея, за чаяние воскресения мертвых меня судят,» – говорил о себе иудеям один из Его первоверховных Апостолов, Павел (Деян. 23:6). Кто же такие фарисеи?

Значение слова и его синонимы

На еврейском языке оно звучит как «перушим» или «прушим», а означает «отделившиеся». А вот слово «лицемер» стало его синонимом у христиан, ведь именно так называл фарисеев Иисус, не раз вступавший с ними в острую полемику во время Своей земной проповеди.

Позже появился также термин «фарисейство» как именование

  • своего рода духовной болезни, когда человек живет согласно некой «схеме» так называемой «церковной жизни» (молитвенные правила, посещение богослужений), подменяя ею работу над своей душой;
  • вообще лицемерия, когда правильными словами прикрываются личные амбиции, желание навредить ближнему, осуждение.

Кто такие книжники и фарисеи во времена жизни Иисуса Христа

О них, как и саддукеях, еще одном современном Христу направлении иудаизма, ничего не говорят книги Ветхого Завета – ведь все эти течения появились через годы после того, как сложился Канон священных книг иудаизма, может быть, за несколько веков до Рождения Христа, в сложнейшей духовной ситуации, которую переживали евреи.

К этому времени они давно утратили собственную государственность, что стало прямым следствием многократных отступлений избранного народа от Бога, его уклонений в язычество вплоть даже до забвения в иные периоды веры «Авраама, Исаака и Иакова».

Наконец, почти за 600 лет до Рождения Христа, в 596 г., вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и разрушил великолепный храм, некогда построенный царем Соломоном по благословению его отца, великого царя и пророка Давида. 70 лет иудеи страдали на чужбине, прежде, чем им было позволено вернуться на опустошенную родину, начать восстановление храма. Но и это не стало концом бед:

  • после походов Александра Македонского в IV в. до Р. Х. на Востоке начала распространяться языческая греческая культура – эллинизм; вновь зашатались устои религии иудеев; ученые даже знают термин «эллинистический иудаизм», под которым понимается причудливый «сплав» иудейской веры с языческой культурой;
  • в 63 г. Иудею захватили войска Рима; с тех пор она стала одной из провинций обширной языческой империи.

Так выглядели фарисеи

Так выглядели фарисеи. Кадр из фильма фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы» (2004 )

В этих условиях остро встал вопрос о сохранении веры – иначе печальный опыт Вавилонского плена грозил вновь повториться. Так появились различные течения ревнителей Закона, среди которых:

  • книжники; считается что это направление возникло еще во времена возвращения евреев из Вавилонского плена; толкователи Писания, они были неутомимыми проповедниками, разъяснявшими истины веры народу, опираясь на священные тексты;
  • саддукеи; так называли себя храмовые священники, возможно, по имени одного из первосвященников, Садока; образованные, начитанные, саддукеи придерживались мнения о священности лишь Пятикнижия Моисея (Тора), созданного во времена исхода евреев из Египта, не признавали более поздние книги, кроме того – не верили во всеобщее воскресение, Ангелов, так как об этом не говорилось в Торе;
  • ессеи – аскетическое направление иудейской религии; эти иудеи покидали мир, уходя в пустыню; особенно популярно стало течение, когда от восстановления Иерусалимского храма прошло «семьдесят седмин», о которых говорилось в Книге прор. Даниила, и народ ожидал прихода Мессии, обетованного Адаму и Еве Богом еще при изгнании людей из Рая.

Но, пожалуй, самым популярным в иудейском обществе было течение фарисеев – несмотря на его название «отделенные». Именно эти люди являли для многих иудеев образец того, как можно и нужно жить в среди нечестивого языческого мира, сохраняя в чистоте веру.

Праведность и учение

Суть фарисейской праведности сводилась к соблюдению заповедей Моисеева закона. Не только десяти, данных народу на Синайской горе, но – всех, касающихся пищи, одежды, жилища, образа жизни, религиозных ритуалов. Заповедей таких в Торе насчитывается 613. Именно следование Закону, по мысли учителей веры, было залогом ее сохранения в языческом окружении, а значит – спасения временного и вечного.

При этом, кроме Закона, фарисеи также признавали то, что Евангелист Матфей называет «преданием старцев», а современные иудеи – «устной Торой», то есть не записанными, но актуальными нормами Закона. Кроме того, многие из них принадлежали к числу книжников, то есть толковали Писание применительно к современной им ситуации.

Иудейский историк, Иосиф Флавий, пишет, что «они пользуются таким влиянием на народ, что все богослужебные обязанности совершаются по их начертаниям». И не только богослужебные. Вот лишь некоторые иудейские обычаи, сформировавшиеся под влиянием фарисейского учения:

  • полный запрет на работу в субботу (шаббат); в Библии не конкретизируется понятие рабочего дела в седьмой день недели – именно фарисеи установили, что еврею запрещено писать более одной буквы, пользоваться деньгами, транспортом и пр.;
  • Закон запрещает общение с иноверцами – фарисеи понимают это так, что никогда не садятся за трапезу с язычником или даже с собратом по вере, если он недостаточно благочестив; в свое время, требуя у римского прокуратора Иудеи, Пилата, казни Христа, фарисеи не войдут в его резиденцию, по словам Евангелиста Иоанна (Ин.18:28), «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть Пасху»;
  • Закон предписывает давать десятину (1/10 дохода) на нужды Иерусалимского храма – фарисеи соблюдали его столь пунктуально, что давали храму десятую часть даже урожая самых незначительных растений со своего участка, вроде мяты или тмина;
  • столь же конкретны предписания, касающиеся пищи, одежды, ритуальных омовений (например, фарисей не садится за трапезу, не омыв рук).

Согласно Иосифу Флавию, народ был не в состоянии соблюдать все предписания, которым следовали фарисеи, однако, почитал их праведными и святыми людьми.

Как одевались фарисеи

Отличительными чертами одежд были:

  • длинные кисти, которые напоминали о Божиих заповедях; они назывались «воскрылиями», и чем больше такое «воскрылие», тем благочестивее человек;«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры»: Краткие справки о знаменитых фарисеях, упоминаемых в Библии
  • тфилин или «хранилища» – коробочки, внутри которых были свитки со словами заповедей; их носили на лбу и правой руке; делалось это в буквальное исполнение слов Господа: «Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоём, и когда идёшь дорогою, и когда ложишься, и когда встаёшь; и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих…» (Втор. 11:18–20).

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры»: Краткие справки о знаменитых фарисеях, упоминаемых в Библии

    Тфили́н (мн. ч. ивр. ‏תְּפִלִּין‏‎, ед. ч. ‏תפלה‏‎ тфи́ла), также филактéрии (мн. ч. греч. φυλακτήρια — «охранные амулеты») — элемент молитвенного облачения иудея: пара коробочек (бати́м — «домá») из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки (паршийо́т) из Торы и повязываемые на лоб и руку.

Иисус Христос и фарисеи

Основным «камнем преткновения» было различное понимание праведности:

  • фарисеи считали ею соблюдение заповедей Закона Моисея, большая часть которых относились к внешней стороне жизни, были связаны с различными запретами, уклонением от всего нечистого и скверного с точки зрения Закона;
  • Христос учил о том, что нужно прежде всего изменять душу, сердце, восставал против сведения веры в Истинного Бога к одной обрядности.

Еще одной серьезной проблемой была вовлеченность фарисеев в различные политические процессы еще со времен восстановления Иерусалимского храма. Поэтому они – и иудейский народ, на который фарисеи имели определяющее влияние – ожидали Мессию как земного царя, правителя, который избавит евреев от господства римлян. Скромный Иисус из Назарета никак не соответствовал этим ожиданиям. А то, что он ставил под сомнение выработанные ими обычаи, еще больше усиливало неприятие.

«На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи»

Так говорил Христос о них, оказывавших на народ определяющее влияние – но уводящим его от настоящей жизни с Богом к бесконечным запретам и ритуалам. Более того, Господь говорит, что они «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их», то есть требуют от людей соблюдения многочисленных норм, сами же – не соблюдают сказанного.

Кто такие Фарисеи

Джеймс Тиссо. Фарисеи и иродиане замышляют заговор против Иисуса. Бумага, гуашь. 17,1х22,7. 1886-1894. Бруклинский музей.

Но ведь фарисея и узнать-то можно было по особой одежде, манере, по частой молитве, строгому постничеству – так что же имеет ввиду Христос, говоря, что они «не хотят и перстом двинуть»?

Он говорит о том, что, при явном для всех (и даже показном) благочестии, эти учители народа «поядают дома вдовиц», осуждают ближних, превозносятся, «любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогахи приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23:3-7), иными словами, жизнь их свята пред людьми, но нечиста перед Богом, Который ждет не ритуалов и молитв, а сердца человека.

«Горе вам, книжники и фарисеи»

Эти слова Христа многие воспринимают, как осуждающие. Но Господь не говорит, что отвергает ревнителей Закона, лишь сокрушается о том, что они идут неверным путем, думая, что приближаются к Царству Небесному. На самом деле все не так, говорит Иисус:

«Затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13).

И это – действительно горе, беда для человека, которому кажется, что он праведен, на самом же деле – удалил сам себя от Бога. Но, не отставая от заблуждения, он еще и других учит – значит, толкает на тот же гибельный путь.

Суть притчи о мытаре и фарисее

В ней Христос сравнивает два образа молитвы:

  • грешника, не смеющего поднять глаз от стыда, лишь просящего милости Бога;
  • человека, не совершающего вопиющих грехов, ведущего, по Закону, праведную жизнь – но превозносящегося свой праведностью.

Иисус говорит, что Бог ожидает молитвы покаяния и смирения, потому что именно тогда человек, сознающий свои немощи, дает место Божией благодати.

Краткая характеристика мытаря

Так называли сборщиков податей для римской власти. В глазах иудеев «мытарь» было то же, что грешник, ведь эти люди:

  • служили язычникам, что само по себе было предательством веры;
  • каждодневно совершали также еще одно предательство – немилосердно обирали своих соплеменников, чтобы не просто отправить в Рим подати, но еще и лично обогатиться; например, св. Лука пишет о Закхее, «начальнике мытарей и человеке богатом».

Фарисеи, строго блюдясь от осквернения, даже не ели с подобными людьми за одним столом. А вот Христос принимал покаяние таких людей – и даже входил в их дома. Так случилось, например, с тем же Закхеем, который, чтобы видеть Господа, презрел свое положение в обществе и совершенно несолидно влез на дерево, чтобы видеть «пророка из Назарета».

Таков же безымянный мытарь из притчи, стоявший у дверей храма с молитвой:

«Боже, милостив буди ко мне грешнику!».

Мытарь и фарисей

«Мытарь и фарисей», Джеймс Тиссо, 1886-94, Бруклинский музей.

Иногда его изображают в бедной одежде в отличие от богато одетого фарисея – но на самом деле мытари были очень состоятельными людьми, другое дело, что от проповеди Христа многие из них начинали презирать это богатство, подобно Закхею или Матфею, вовсе оставившему эту службу, ушедшему за Иисусом. Именно его перу принадлежит первое по времени появления Евангелие.

Подать кесарю

Историю этой беседы Иисуса с подосланными фарисеями «лукавыми людьми» передает св. Матфей в 22 главе. Вопрос ко Христу сводился к тому, «позволительно ли давать подать кесарю» с точки зрения Закона. Здесь, конечно, было лукавство:

  • если бы Христос сказал, что платить налоги римской власти необходимо, о Нем стали бы говорить, как о подобном мытарям предателе веры;
  • если бы Он ответил, что «давать подать» язычникам – нечестиво, фарисеи, тесно контактировавшие с римскими властями (несмотря на то, что они везде показывали, что уклоняются от общения с «нечестивцами»!), тут же составили бы на Него донос, как на бунтовщика.

Ответ Христа мудр и в то же время справедлив, потому и стал афоризмом:

«Отдавайте кесарю кесарево и Божие Богу».

Посланные, как пишет св. Матфей, «удивились» такому ответу: сказать было нечего. А вот подумать есть над чем…

Пир у Симона фарисея

Нельзя сказать, что совсем никто из фарисеев не задумывался над словами Назарянина. На страницах Евангелия встречается имя Симона, пригласившего Господа и Его учеников в свой дом.

Симон-фарисей

Питер Рубенс. «Пир в доме Симона Фарисея» (1618-1620). Холст, масло. 189 x 254,5 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

В рассказе об этом у св. Луки (Лк.7:36-50) говорится, что Симон принял Иисуса без обычных на Востоке ритуалов вежливости – не дал воды омыть ноги, не облобызал, может быть, сомневаясь, что неизвестный проповедник достоин общения с ним, праведником.

Но во время пира хозяин получил важный урок смирения: когда к ногам Иисуса припала женщина-грешница, фарисей в сердце осудил Спасителя – мол, не пророк он, если не знает, «кто и какая жена прикасается к Нему». Господь, видящий сердце человека, тут же ответил на эти его мысли – притчей о двух должниках, которым простили одному 500 талантов, другому 50.

Очевидно, что тот, кому простили больше, будет и более благодарен. В пример фарисею Господь поставил покаяние грешницы, которое обновило ее сердце:

«Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги, и волосами головы своей отерла их; ты не приветствовал Меня обычным целованием, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много! а кому мало прощается, тот мало любит».

Прощенная грешница ушла в мире – а вот том, понял ли Спасителя Симон, какова его судьба, ничего не известно.

Никодим-фарисей и другие имена в Библии

Еще два ученика Спасителя из числа фарисеев упоминаются в Евангелии от Иоанна. Это:

  • Никодим; Евангелист передает, что он не раз приходил к Христу ночью (опасаясь порицания от единоверцев), беседовал о спасении;
  • Иосиф из Аримафеи; его имя встречается лишь в рассказе о Распятии Христа – после Его кончины Иосиф, ранее, вероятно, никак не проявлявший веру в Спасителя, решается просить у палачей Тело Христово, отдает для погребения заготовленный для себя гроб – пещеру близ места казни; помогал ему с погребением Господа тот же Никодим;
  • еще один фарисей упоминается в Деяниях Апостолов – это Гамалиил, известный учитель, среди последователей которого был Савл (будущий ап. Павел); из церковного предания известно, что он и его сын впоследствии стали христианами.

Самый известный из фарисеев

Конечно, это Апостол Павел, воспитанный «при ногах» Гамалиила, образованный знаток Писания, ревнитель по Богу. Он, «фарисей, сын фарисея» был избран Самим Христом нести Его слово… язычникам, которых фарисеи так презирали!

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры»: Краткие справки о знаменитых фарисеях, упоминаемых в Библии

Самый известный из фарисеев — святой апостол Павел. Роспись базилики в Эфесе. IV в. (Музей в г. Сельчук)

Именно им создана большая часть христианских общин тогдашней Римской империи, он же активно выступал против мелочного соблюдения Закона, отвергал обрезание, противостоя в этом даже некоторым другим Апостолам. Недаром обращенный Самим Христом уже после Его Воскресения Павел считается, наряду со св. Петром, одним из двух Первоверховных Апостолов.

Как действовали фарисеи по отношению к христианам

Об этом много рассказывает св. Лука в «Деяниях Апостолов». По Воскресении Христовом Апостолам не раз запрещали проповедовать Иисуса, неоднократно били. После христиан, по распоряжению первосвященников, стали арестовывать, бросать в темницы, выдавать на расправу римской власти.

А вот первомученик Стефан был и без всякого распоряжения прокуратора Иудеи побит камнями за веру. От рук фарисеев погиб и первый епископ Иерусалимской Церкви, ап. Иаков, сброшенный с крыши храма. Самому же этому зданию оставалось всего несколько десятилетий: в 70 г. храм был разрушен.

Современные книжники и фарисеи

На сегодняшний день можно говорить о:

  • иудаизме, который во многом основан на «предании старцев» об устной Торе, принимает обычаи фарисеев, их толкования Писания; сохранил иудаизм и негативное отношение к христианству – причем особое неприятие вызывает «предатель» из фарисеев, Апостол Павел;
  • христианах, которые, на словах отрицая «фарисейство», читая горькие слова Господа о них, на самом деле сводят свою религиозную жизнь к «вычитыванию» молитв и канонов, посещению богослужений, словом, тому, что именуется «церковной жизнью».

Вот как с горечью пишет об этом игумен Петр (Мещеринов):

«Священник становится в этой системе взглядов жрецом, задача которого — точно и правильно все «сделать», а то, что он говорит, совершенно не важно. Таинства и церковные чины вместо совместного действия Бога и человека, их сотворчества, необходимо предполагающего сознательное и свободное участие человека в церковном действии, превращаются в некое волшебство, в котором совершенно не нужно принимать внутреннего участия.

Отсюда — повышенное внимание к внешнему — свечам, запискам, нательным крестикам, иконкам, источникам и совершенное игнорирование внутреннего — познания своей веры, христианской жизни. «А какую молитву читать? А куда свечку поставить? А как зажечь ее? А что написать в записке?» — все это с уверенностью, что стоит поставить свечку и подать записку — все, дело сделано: можно уходить…»

Таково современное фарисейство – и о таковых сказал Господь:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…».

Но Бог не хочет, чтобы горе постигло Его чад: ведь Он воплотился на земле ради счастья людей. А потому ждет – покаяния, мытаревой молитвы от каждого из нас, чтобы в сокрушенном сердце, отказавшемся от горделивого «я», мог обитать Христос.

Наталья Сазонова

Советуем почитать:

  1. Неклюдов К.В. Книжники // Православная энциклопедия. Т. 36.
  2. Игумен Петр (Мещеринов). Беседы о вере и Церкви.
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Вот семь, что ненавидит Господь» — разбор актуальных высказываний из библейской книги «Притчи» от иеромонаха Ефрема (Метса)«Вот семь, что ненавидит Господь» — разбор актуальных высказываний из библейской книги «Притчи» от иеромонаха Ефрема (Метса)

0 Comments
Дурные пороки человека

В библейской книге «Притчи» есть замечательное место, касающееся 7 пороков человека: Клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) прокомментировал каждое из этих высказываний. Священник убежден, что книги Ветхого Завета сегодня актуальны, как и вчера. Так, любая наша зависимость (алкогольная, пищевая, игровая…) делает

Библейские истории

Где на страницах Библии впервые встречается кризис у человека?Где на страницах Библии впервые встречается кризис у человека?

0 Comments
Где на страницах Библии впервые встречается кризис у человека?

Сегодня выделяют огромное количество психологических кризисов, буквально каждые три годы от рождения возникает какой-то личностный кризис. Вступая в брак, семья также переживает совместные кризисы, которым несть числа. Сюда же можно отнести кризисы духовной жизни, которых тоже несколько. Создаётся впечатление, что жизнь человека – нескончаемый кризис.

Библейские истории

Герой он и патриот? Несколько слов о предателе ИудеГерой он и патриот? Несколько слов о предателе Иуде

2 комментария
Предательство Иуды

Я не знаю когда, но в какой-то момент появилась тенденция романтизировать предательство Иуды. Евангелие и святые отцы говорят о нём очень просто, исходя из слов апостола Иоанна Богослова, что Иуда «был вор» (Ин.12:6). Поэтому церковная гимнография в этот день раскрывает тему сребролюбия. Почему Иуда предал

Библейские истории

Вифлеемская пещера — место рождения Младенца Христа+гости: пастухи и волхвыВифлеемская пещера — место рождения Младенца Христа+гости: пастухи и волхвы

0 Comments
Пещекра в Вифлееме, в которой родился Иисус Христос

На тему места рождения Младенца Христа — вифлеемской пещеры, и её посетителей, т.е. о волхвах и пастухах рассуждает иеромонах Ефрем (Метс). Он предлагает обратить внимание, каким образом они появились рядом со Христом, что привело их туда. Откровение и знамение Святитель Григорий Двоеслов говорит, что волхвам

Библейские истории

Царь Ирод Иудейский. Их 7. Все о династии+коротко о каждомЦарь Ирод Иудейский. Их 7. Все о династии+коротко о каждом

0 Comments
Ирод Царь Иудеййский

«Ирод окаянный,» – так говорят о людях разнузданных, жестоких. С Евангельских времен имя стало нарицательным, связанным с худшими качествами, какие есть в человеке. А ведь его первоначальное значение было совершенно другим. Сколько их. Что значит имя Царь Ирод упоминается Библией многократно, однако, речь идет не

Библейские истории