------------------- Апостол Павел пишет мне Послания
Православие сегодня Обзор духовной литературы Что актуально для нас сегодня в Посланиях апостола Павла, которые святой адресовал древним христианам – краткий разбор

Что актуально для нас сегодня в Посланиях апостола Павла, которые святой адресовал древним христианам – краткий разбор

0 Comments
Апостол Павел пишет мне Послания

Какие строки из Посланий святого апостола Павла, адресованных раннехристианским общинам и конкретным людям по конкретным поводам, применимо для людей XXI века? Какая связь между древним текстом и окружающей реальностью? Религиовед, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор, преподаватель Томского педагогического университета Наталья Ивановна Сазонова коренным образом меняет взгляд современного читателя на труды святого и делает их актуальным чтением. Буквально берет и за руку проводит нас по всем посланиям, концентрируя внимание на актуальном сегодня. Содержание, краткий разбор, интересные, яркие, касающиеся каждого цитаты и примеры – 14 книг за 12 минут. 

Наталья Сазонова
религиовед, доктор философских наук
Автор
Задать вопрос эксперту
— Наталья Сазонова религиовед, доктор философских наук

«Нечто неудобовразумительное»?

Пост в честь Апостолов, завершающийся памятью двух из них, «первоверховных» Петра и Павла, в России часто называют «Петровым», но никогда – «Павловым». Простой рыбак Петр, открытый, честный, ревностный оказался более понятным нашим предкам, чем Павел, в писаниях которого, как говорил тот же св. Петр, «есть нечто неудобовразумительное», то есть непонятное «простым людям» даже тех времен, когда верующих было куда больше и учение свое они знали намного лучше.

Но ни от кого из прочих учеников Христовых не осталось столько посланий, поэтому сейчас ничьи писания не читаются в храме так часто. А некоторые фрагменты иногда еще и поются! Так о чем же его послания?

Апостол Павел: послания

Профиль-⠀ Имя: Савл из Тарса
Годы жизни: 5-67 гг Место рождения: киликийский город Тарс (ныне Тарсус, ил Мерсин, Турция)
Место проживания: Иерусалим, Рим⠀
Образование: высшее, колледж Гамалиила⠀
Работа: священнослужитель, проповедник
Политическая партия «Фарисеи»⠀ Иконография: Павел, апостол 1387–1395 гг . Иконописная школа Константинополь.  © Государственная Третьяковская галерея, Москва

Краткая информация о Посланиях Павла в фактах

  1. Всего их насчитывается 14. Это более половины всех книг Нового Завета.
  2. Первое из посланий написано около 51 г. от Рождества Христова, последнее – около 63 г., незадолго до смерти св. Павла.
  3. Но в составе Апостола послания расположены не по хронологии их написания, а по значимости. Например, самое раннее из сохранившихся посланий, к Первое к Фессалоникийцам, стоит восьмым. А стоящее первым Послание к Римлянам написано святым около 58 г., за несколько лет до кончины. Это послание очень глубоко в богословском отношении, поэтому и помещено на первое место.
  4. Конечно, до нас дошли не все писания Апостола: например, установлено, что к христианам Коринфа он писал не 2, а 4 послания. Сам св. Павел также упоминает о своем послании к христианам города Лаодикия, которое также не сохранилось.
  5. Послания Апостола обращены к христианам из бывших язычников, а не иудеев, и самые ранние дошедшие до нас рукописи написаны на греческом языке. На нем же написано Послание к Евреям, хотя оно и обращено к единоплеменникам св. Павла.
  6. Не все исследователи Библии признают авторство Павла за всеми 14 посланиями – например, у западных библеистов есть сомнения по поводу Послания к Евреям. Однако, Церковь несомненно считает все 14 принадлежащими перу Апостола. Об этом говорит не только духовный опыт, но и исследования самих текстов посланий, и творений святых отцов первых веков, которые ссылаются на них.
  7. Автор посланий, конечно, не предполагал, что через столетия их станут читать христиане за богослужением и дома. По сути, послания – своего рода ответы Апостола на вопросы и недоумения христиан общин из разных местностей Римской империи. Своего рода «тематическая структура» каждого очень разнообразна и соответствует тому, что следовало пояснить или о чем напомнить той или иной общине. Именно поэтому Послания часто непросто читать как некий целостный текст и трудно выделить одну тему, которой посвящено то или иное писание святого.

К РИМЛЯНАМ

Временем написания этого текста признается примерно 58 г., а целью – наладить общение с христианами «Вечного города», где св. Павел на тот момент еще не был. Одна из основных тем послания – различие Закона Моисеева и жизни по Христу.

Это – тема, о которой святой говорит едва ли не в каждом своем писании, ведь он, по воле Христа, стал «Апостолом язычников», что нередко вызывало неприятие в христиан «из иудеев», полагавших, что спасение послано лишь избранному Божию народу. В послании с особой силой звучит тема оправдания человека, который сам никоим образом не может перестать согрешать, через веру в Бога, ибо только Он может привести к спасению.

К этому тексту можно применить приведенные выше слова Апостола Петра о том, что это «есть нечто неудобовразумительное, чтоневежды и неутвержденные, к собственной своейпогибели, превращают, как и прочие Писания».

Действительно, именно на этих словах св. Павла основан протестантский тезис об оправдании через веру, которое понимается как отказ от Таинств, аскезы и учение о том, что уверовавший якобы «уже спасен». На самом деле, конечно, св. Павел имел ввиду не отказ от усилий по своему спасению, а несовершенство Закона Моисея с его 613 заповедями «не прикасайся», «не вкушай» и пр.

Гимн любви

А вот эти слова впоследствии стали церковным песнопением, которое иногда звучит перед началом Таинства Причастия:

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? …ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35–39).

1-е ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ

Время его создания – около 57 г., а адресат – христианская община Коринфа, известного и богатого города – но притом и языческого, зараженного характерной для «эллинов» периода упадка языческой культуры любовью к роскоши, мирским «утехам» и, как теперь бы сказали, «толерантностью» к разного рода морально-нравственным падениям.

Церковь, существовавшая здесь, с одной стороны, была еще недостаточно утвержденной в вере, с другой – часто подпадала под влияние окружающего языческого мира. Послание, однако, говорит не только об обстановке в данной конкретной, исторически существовавшей общине. Многое из него вполне злободневно:

  • вот, например, так знакомая многим «неофитская ревность», когда священник начинает почитаться, по сути, больше Бога: «Сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1:11-13); увы, у многих, недугующих той же духовной болезнью, читаемые в храме слова Апостола скользят мимо сознания;
  • а в 11 главе – другие обличительные слова, посвященные недостойному Причастию, когда люди, по сути, оскверняют великое Таинство поспешностью, неблагоговейностью, суетой, а еще – распрями между собой; не один и современный причастник с трепетом слушал слова Апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:29-30).

Немало места уделяет Павел и внешним искушениям, которым в языческом Коринфе подвергаются христиане: между ними немало споров об имуществе, ради которых они даже судятся «у нечестивых, а не у святых» (то есть у языческих судей), позоря имя христианина, для которого «мир сей» вообще не должен иметь значения.

А вот искушение более серьезное, прямое влияние языческой распущенности: в Коринфской общине, по словам Павла, «появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего» (1 Кор. 5:1). Здесь – своего рода «красная линия», после которой следует отлучение от общения, что и буквально требует святой от христиан.

Внимательный читатель найдет в послании немало и других советов о том, как христианину жить в языческом мире. Кстати, современную культуру часто и не без оснований именую неоязыческой – то же отсутствие границ между добром и злом, та же приверженность материальному миру.

Например, св. Павел пишет о браках между христианами и неверующими. В противовес многим пастырям более позднего времени, категорически отрицающим возможность таких браков, Апостол говорит:

«Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7:12-16)

Смерть! Где твое жало?

«… Ад! Где твоя победа?» (1 Кор. 15:55-56). В 15 главе послания св. Павел приоткрывает верующим тайну будущей жизни и Царства Небесного:

«Не все мы умрем, но все изменимся», ведь «плоть и кровь Царства Божия не наследуют».

А венцом истории людей станут всеобщее воскресение и вечная жизнь, когда будет побеждена смерть. Потом эти слова цитирует в своем слове на Пасху свт. Иоанн Златоуст.

2-е ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ

Оно – продолжение первого послания. Мы узнаем, что христиане Коринфа, обличенные св. Павлом «от великой скорби и стесненного сердца», показали всецелое покаяние и ревность о вере. Потому послание – утешительное:

  • Павел просит простить отлученного «и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью»;
  • он открывает своим духовным детям трудности и радости Апостольского служения;
  • впрочем, как явствует из текста, в общине все еще остаются люди, не во всем согласные с Апостолом, и даже – сомневающиеся в его миссии; говоря о ней, Павел приоткрывает завесу тайны над собственной духовной жизнью, рассказывая, как бы не о себе, а о некоем человеке, что был «восхищен до третьего неба», видел Рай.

А заканчивается послание словами привета и утешения коринфянам – несмотря на обличения, которые приходится произносить, св. Павел продолжает любить своих духовных чад, болеть за них душой.

К ГАЛАТАМ

И снова – об «иудействующих» христианах. Это послание, созданное около 54 г., обращено к верующим области Галатия, увлекшимся идеей о необходимости соблюдать 613 заповедей Закона Моисея. Послание – одно из самых эмоциональных: Павел со всей силой убеждает их, что думать надо не о внешних запретах на пищу, питье, но о внутреннем состоянии.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,кротость, воздержание. На таковых нет закона.Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать…»

Этот фрагмент читается в храме в дни памяти великих святых, точно исполнивших эти слова Апостола. Слова св. Павла обращены не к одним галатам, но и к верующим всех времен: пусть потерял актуальность «закон Моисея», но всегда есть соблазн свести свое «православие» к «вычитыванию» канонов и акафистов и «выстаиванию» богослужений – тогда как мимо сознания проходит самое важное: «плод духа».

К ЕФЕСЯНАМ

Оно создано примерно в 53 г. и обращено к христианам города Ефес. Центральная тема послания – то, что язычники, некогда отчужденные от Бога, через Христа соединились с Ним, как и уверовавшие иудеи. Так появилась Церковь – Тело Христово.

Послания Апостола Павла мне

Гюстав Доре Гравировка по дереву. 1886 г. «Святой Павел, заключенный в тюрьму, заканчивает письмо к Ефесянам и передает его Тихику (Ефесянам 6, 21-23). По другой версии: рядом с Павлом изображен его духовный сын Тимофей

Апостол пишет:

«Преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,верою вселиться Христу в сердца ваши,чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что́ широта и долгота, и глубина и высота,и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею…» (Еф.3:14-19).

К ФИЛИППИЙЦАМ

Именно из этого послания – широко распространенная цитата:

«Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение».

Сам текст, как полагают церковные историки, написан в 63 г. в Риме, где Апостол жил в ожидании императорского приговора, а цель писания – поблагодарить жителей города Филиппы в Македонии за помощь, которую они не раз оказывали заключенному. Зная, что вскоре его, вероятнее всего, ждет казнь, св. Павел утешает скорбящих о нем верующих надеждой на вечную жизнь, более того, желает «разрешиться и быть со Христом», но вместе с тем готов принять и волю Божию, если окажется, что «оставаться во плоти нужнее» для Церкви.

Послание – драгоценный опыт исповедника и мученика, передающее его чувства, мысли, настроение. Оно дышит не унынием или страхом смерти, как часто бывает в подобных ситуациях у людей неверующих, но радостью о будущей встрече со Спасителем, бодростью, спокойствием духа. Впоследствии Павел будет освобожден из тюрьмы – и примет это, как волю Божию, благоволившую еще на несколько лет оставить его на земле.

Ну а Церковь избрала для чтения за богослужениями вот эту цитату:

«В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:5–11)».

Она читается на Богородичный праздники, ведь Пречистая Дева Своей жизнью воплотила эти слова.

К КОЛОСЯНАМ

Это послание также создано в 63 г., а посвящено распространению в городе Колоссы учений, противных христианству. Судя по тексту послания, речь идет и о языческих философских традициях, и о элементах иудаизма с его заповедями «не прикасайся», «не дотрогивайся».

Это – снова следствие того, что христиане пребывали среди языческого мира, так что иногда подпадали под его влияние. Пройдет несколько столетий, прежде чем появятся сочинения свтт. Василия Великого, Григория Богослова, которые возьмут лучшее из языческой философии, чтобы обосновать христианские догматы. А пока предостережением звучат слова св. Павла:

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8)

А вот и «рецепт», как избежать всех этих сетей:

«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны»

.

Именно это поможет понять, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Пожалуй, это – самая известная цитата из этого послания.

1-е К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

Самое раннее из посланий написано в 51 г. А его основная тема – вечная жизнь и Второе Пришествие. Историки предполагают, что св. Павел написал это послание христианам греческого города Фессалоники, чрезмерно скорбевших о своих умерших.

В ответ на это Апостол говорит о том, что было открыто ему о всеобщем воскресении:

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:12-17).

Этот отрывок читается в храме на панихидах.

2-е К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

Второму Пришествию и последним временам посвящено это послание, написанное, вероятно, через год или два после первого. Кроме Откровения св. Иоанна Богослова, это – едва ли не единственное место в Писании, где говорится об антихристе, «человеке греха и сыне погибели», чей приход будет предшествовать концу мира.

Слова Апостола также во многом загадочны: он пишет, что этого не произойдет, пока в мире есть «удерживающий», но кто, или что имеется ввиду, неясно. Поэтому это место послания вызывает различные толкования.

1-е К ТИМОФЕЮ

Одно из двух сохранившихся посланий духовному сыну Павла, Апостолу Тимофею, традиционно относят к числу «пастырских», то есть содержащих наставления епископу и священникам. К их числу относится молитва о людях, борьба с лжеучениями, устроение духовной жизни паствы.

Что актуально для нас сегодня в Посланиях апостола Павла, которые святой адресовал древним христианам – краткий разбор

Святой апостол Тимофей, епископ Эфесский (+ ок 80 г.)

Немало сказано святым о жизни общины, о том, как молодому епископу, каковым был Тимофей, относиться к женщинам, ревностно принявшим веру и желающим учительствовать:

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии…»

Иногда советуют приводить эту цитату нынешним не по разуму ревностным христианкам, делающим замечания в храме во время богослужения – как видим, проблема эта возникла задолго до нашего времени.

Ну а в словах Апостола о молитвах, возносимых, «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим.2:2), регулярно посещающий храм христианин безошибочно узнает знакомое прошение ектении – это прямая цитата Апостола.

2-е К ТИМОФЕЮ

Это – уже прощание с духовным сыном. Послание вновь написано в Риме, в 67 г. Тогда Павел был последний раз арестован, и ожидал казни. Он дает напутствия Тимофею, увещевая его твердо стоять в вере, но обличать противников с любовью:

«От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим. 2:23–25).

К ТИТУ

Это послание, написанное в 64 г. – можно сказать, почти устав избрания епископа и священника. Здесь формулируются требования к епископу:

«… если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать».

Впоследствии они войдут в церковные каноны, по которым будут избираться епископы и священники.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Кстати, цитата св. Павла содержит и интересную историческую подробность: при Апостолах епископы нередко были женатыми. Действительно, традиция монашествующего епископата утвердилась не ранее X-XI вв.

К ФИЛИМОНУ

Время написания этого самого короткого из Павловых посланий – 63 г., когда святой первый раз был под арестом в Риме. Тема послания – случай с беглым рабом Филимона, Онисимом, который, обворовав господина, убежал в Рим, но там, по Божию промыслу, будучи арестован за побег, в тюрьме встретил Павла и совершенно изменил свою жизнь.

Теперь Апостол просит Филимона простить раба и принять его уже как брата во Христе. Известно, что в последующие годы Онисим был сотрудником Павла, служил ему в узах, а после – был епископом небольшого городка Византий, того самого, на месте которого в IV в. возникнет Константинополь, столица Византийской империи.

К ЕВРЕЯМ

Предполагают, что это писание относится к 63 г., когда в Риме разразилось гонение на христиан, отчего многие из них начали возвращаться к иудаизму, другие – колебались в вере. Это послание – исповедание веры, потому его иногда даже именуют «Евангелием от Павла». Его фрагменты читаются:

  • в дни празднования ветхозаветным и новозаветным святым – ведь в послании Апостол вспоминает о множестве ветхозаветных праведников, хранивших веру среди отступившего от Бога мира;
  • в дни памяти святителей – чаще всего это последняя глава послания, в которой христиане призываются «поминать наставников» своих;
  • в дни празднования Богородице можно услышать рассуждения св. Павла о скинии ветхозаветной – прообразе Матери Божией, ставшей вместилищем Бога, о священстве Христа.

Строки, изменившие жизнь

Вот какие строки из Послания к Филиппийцам советует перечитывать во время житейских скорбей митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич):

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что  приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте,- и Бог мира будет с вами». (Фил. 4:6-9).

Владыка говорит:

«Господь – мир наш. Для обретения благодатного мира нужно стараться ни о чем больше не думать и не говорить, как о том, что истинно, честно, праведно, чисто, достойно, что составляет добродетель и похвалу христианина. Нужно уходить от злых мыслей и осудительных слов. Никогда не пребудет мир в сердце осуждающего кого-либо.Иными словами: следует изгнать все зло и все смущающее из своей жизни, предать себя в руки Господу, укрепить молитву  — и радостная умиротворенность настигнет нас.И в тот момент, когда мир Божий сойдет на нас, мы начнем познавать Бога».

А вот мнение одного из пользователей интернета, жительницы Москвы:

«Сильно задумываешься над глубиной восприятия мира древних, читая эти Послания…На самом деле их много – к` галатам, колоссянам, фессалоникийцам, к евреям и т. д., в каждом – своя, очень непростая тема.

Всего одна цитата, которая является альфой и омегой Первого Послания Коринфянам, а также основной жемчужиной.

Позади пешком тысячи километров, десятки городов, непрестанная проповедь, смерть Павел знал в лицо и, наконец-то найдено определение самого главного, что спасает человека:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества и знаю все тайны, имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто.

И если я раздам всё имение моё и отдам тело на сожжение, а любви не имею, то нет в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Апостольские будни. Отрывок из проповеди

Из проповеди современного миссионера, православного публициста Сергея Комарова:

Вот будни апостола Павла из 2-го послания к коринфянам (11:23-29):

«Я гораздо более был:

  • в трудах,
  • безмерно в ранах,
  • более в темницах
  • и многократно при смерти.
  • От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
  • три раза меня били палками,
  • однажды камнями побивали,
  • три раза я терпел кораблекрушение,
  • ночь и день пробыл во глубине морской;
  • много раз был в путешествиях,
  • в опасностях на реках,
  • в опасностях от разбойников,
  • в опасностях от единоплеменников,
  • в опасностях от язычников,
  • в опасностях в городе,
  • в опасностях в пустыне,
  • в опасностях на море,
  • в опасностях между лжебратиями,
  • в труде и в изнурении,
  • часто в бдении,
  • в голоде и жажде,
  • часто в посте,
  • на стуже и в наготе.

Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» .

Все эти трудности миссионерской жизни — есть, по толкованию отцов, то самое «жало в плоть», о котором Павел далее говорит. Попущено Богом для смирения проповедника. Чтобы знал свою немощь и силу благодати Божией.

Миссионер настоящий — это вот такой, как Павел. Когда нас, проповедников нынешних, называют миссионерами, я всегда неловко себя чувствую. Мы в сытости и комфорте живем, ничем не рискуем. В дальние земли не идем.

Помню, как пригласил о.Георгия Максимова на Радонеж, и объявил его как миссионера. Он ответил, что миссионером себя не считает, потому что подлинное миссионерство подразумевает оставление родных мест и проповедь язычникам.

Протестанты вот сами себя апостолами называют) Однажды к покойному Владимиру, митрополиту Киевскому, пришел протестантский проповедник. Секретарь Блаженнейшего, семинарист, спросил: вы кто? Ответ был: апостол. Семинарист оказался с чувством юмора и сказал: Владыка принимает апостолов по четвергам, а сегодня вторник, принимаем только мучеников и исповедников. Приходите в четверг.

Шалишь, братцы. Апостольство — это не прочитать лекцию в аудитории. Это больше. Всю жизнь проповеди посвятить и терпеть большие скорби. Просветить верою целые народы».

***

Он считал себя наименьшим из Апостолов и даже – недостойным этого звания. Но именно его Послания чаще всего сейчас читаются за богослужением – и не только потому, что их дошло до нас больше, чем писаний других Апостолов. Глубины этих текстов, написанных Духом Святым – поистине неисчерпаемы и всякий однажды находит в словах св. Павла что-то близкое сердцу.

Наталия Сазонова

Советуем почитать:

  1. Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди на Апостольские послания.
  2. День Петра и Павла: интересные факты
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Духовный посох Тихона Задонского: краткий обзор творений святителяДуховный посох Тихона Задонского: краткий обзор творений святителя

0 Comments
О чем Книги Тихона Задонского

Книги Тихона Задонского — это отражение его удивительного жизненного пути. Вникая, можно только подивиться промыслу Божию в судьбе человека. Слово владыки, который жил и творил три столетия назад, и сегодня найдёт живой отклик  в сердце каждого, воюющего со страстями. Так, его письменный труд «Плач духовный»

Обзор духовной литературы

«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»: автор, особенности, история написания, краткое содержание летописи XIII века«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»: автор, особенности, история написания, краткое содержание летописи XIII века

0 Comments
Повесть о житии Александра Невского

Кроме летописи,  «Повесть о житии Александра Невского» – одно из самых ранних свидетельств не только о земной жизни любимого многими  святого, но и фактически о его церковном почитании – хотя официальная канонизация святого и произошла много позже, на Поместном Соборе 1547 г. О произведении Так

Обзор духовной литературы

Гимн любви Апостола Павла. Толкование бессмертных слов из 13 главы Послания к КоринфянамГимн любви Апостола Павла. Толкование бессмертных слов из 13 главы Послания к Коринфянам

0 Comments
Апостол Павел о любви

«Любовь, любовь, любовь, и еще любовь… Повторяемое бесчисленное множество раз бесчисленным множеством тех, кто и не подходил к порогу религии, это таинственное слово потеряло всякий смысл». Так писал в начале XX в. священник Павел Флоренский, говоря о слове, которое так любят употреблять христиане – и

Обзор духовной литературы

Простой разбор и краткий анализ Книги пророка Исайи: связь сюжетов, образов, событий, героев с Евангелием+где цитируется в богослуженииПростой разбор и краткий анализ Книги пророка Исайи: связь сюжетов, образов, событий, героев с Евангелием+где цитируется в богослужении

0 Comments
Книга пророка Исайи

У иудеев Книга пророка Исайи – первая из пророческих книг, она же открывает раздел пророческих писаний и у христиан. «Ветхозаветным Евангелистом» именуют автора книги отцы Церкви уже первых веков: ведь Исайя с точностью предсказал события земной жизни и смерти Христа. И не только это. Книга

Обзор духовной литературы

Инструкция к духовной жизни: 30 ступеней лестницы Иоанна Лествичника – простыми словами для современного мирянинаИнструкция к духовной жизни: 30 ступеней лестницы Иоанна Лествичника – простыми словами для современного мирянина

0 Comments
Лествица Иоанна Лествичника

Очень многих знаменитая книга, о которой слышали почти все… отталкивает с первых же страниц. «Об отречении от мира»? Отречении? А жить как же? А ведь это – лишь первая из тридцати ступеней, так что подняться на самый верх, вероятно, совсем невозможно… Так о чем же

Обзор духовной литературы