------------------- Страшный Суд
Православие сегодня Вопросы о вере «И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была Любовь!» Будет ли вердикт Божий страшным?

«И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была Любовь!» Будет ли вердикт Божий страшным?

0 Comments
Страшный Суд

О том, что Страшный Суд случится, знают даже далекие от веры люди. В него верят не только христиане, но и мусульмане, иудеи. Последний суд этого мира – каким он будет?

Что такое Страшный Суд

Его также называют «кончиной мира», сравнивая его судьбу со смертью человека. Подобно отдельному человеку, человечество проходит свой земной путь – и однажды завершит его. Но не уничтожением и исчезновением, а встречей с Самим Творцом, Господом. Кто из людей сможет вечно жить со Христом, а кто, всю жизнь бежавший от Него, преступавший заповеди, останется без Бога? Это и решится на Суде пред очами Самого Спасителя, вторично пришедшего на землю, когда всякий увидит себя таким, каков он есть – и поймет свою дальнейшую участь. Страшно «впасть в руки Бога Живого»? Отсюда и название, которое утвердилось в славянском языке.

Тревожит неопределенность – какой будет жизнь после конца этого мира? Но действительно страшно – предстоять пред Богом в своих грехах. Горе тому, кто жил беспечно, но трепещет и человек, старавшийся жить по-христиански. Ведь даже Апостол Павел, великий святой, говорил о немощи человеческой: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15). А царь Давид, видя свое бессилие преодолеть грех, смиренно просил Бога: «От тайных моих очисти мя» (Пс. 18:3), умоляя Творца избавить его и от тех прегрешений, которых он сам не видит по немощи или саможалению.

Когда будет Божий Суд

Ответ на этот вопрос Своих учеников дал Сам Христос перед Вознесением на небо: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1:7). А Евангелист Марк передает еще такие слова Спасителя о Судном дне: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк.13:32). Вот почему бессмысленны немощные человеческие попытки высчитать «точную дату». А история человечества знает их немало:

  • на 1492 г. в Европе даже не составлялась Пасхалия: этот год, 7000 от Сотворения мира, должен был (по некоему древнему преданию) стать годом Второго Пришествия Спасителя;
  • в России XVII в. конца мира ожидали старообрядцы, «планируя» его на разные годы: ведь Поместный Собор, отлучивший их от церковного общения, произошел в 1666 г. (три «шестерки», как известно, согласно св. Иоанну Богослову, «число зверя», антихриста);
  • с новой силой апокалиптические ожидания возобновлялись во время войн, революций начала XX в., например, находились верующие, считавшие антихристом Ленина;
  • «времена и сроки» стали особенно много высчитывать с приближением «миллениума», начала третьего тысячелетия от Рождества Христова; когда же 2000 год «не оправдал ожиданий», появились разговоры о календаре американских индейцев, согласно которому мир должен был просуществовать до 2012 г. Надо ли говорить, что и этот прогноз оказался ложным?

Так когда же он, Страшный Суд? Тогда, когда всевидящий Господь, знающий всё о каждом человеке и обо всех людях вместе, определит, что старый мир, погрязший в грехе и медленно умирающий от него многие столетия, больше существовать не может. Свт. Феофан Затворник говорил об этом так: «Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет тугою, — и благость Божия положит конец миру…»

Почему, хотя в мире столько зла, этого пока не случилось? И на этот вопрос есть ответ. Его дает Апостол Петр христианам I в., ожидавшим Суда уже при своей жизни:

«Одно то́ не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:8-9).

И то, что мир еще жив, означает, что в нем пока есть те, кто способен к покаянию. Его и ждет Господь.

Что откроется на Страшном Суде

Не то, чего мы боимся, понимая, что тайные грехи, страсти и страстишки станут известны всем. Станут, но дело не в них, а в том, что они всю жизнь уводили нас от главного смысла жизни. Что же это? По слову митрополита Антония Сурожского, «откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была Любовь». К Богу, к ближнему, к врагу – подобная той, о которой не раз говорил Сам Христос:

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

Многие ли из нас совершенны, многие ли хотя бы пытаются?

Понятие Страшного суда в исламе

Мусульмане, признающие боговдохновенность христианских писаний (хотя и не считающие «Ису» Богом, только пророком), заимствуют из христианской традиции и представления о Суде, который называется «киямат». Это особый день, когда все люди будут судимы за свои дела. Предшествовать же этому знаменательному для человечества дню будут особые знамения, включая:

  • трубные гласы: первый возвестит всеобщее Воскресение, второй – начало Суда;
  • восход солнца на западе;
  • пришествие на землю пророков (в том числе «Исы»).

Притча о Страшном Суде

Она, записанная Евангелистом Матфеем, обращена к людям, за материальным миром не видящим Неба. Господь говорил со слушавшим Его народом почти всегда так, иносказательно, обращаясь к понятным людям вещам материального мира (образы пастуха, овец, козлов) – и постепенно возводя их к жизни духовной. Сказана эта притча и для нас, пожалуй, еще более сосредоточенных на «мире сем».

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31-46).

Смысл притчи – прост. Он в том, что Господь принимает любовь к человеку, помощь ему, как любовь к Себе. Ведь, уподобляясь Богу в любви, сострадании, человек действительно соединяется с Ним.

Неделя

Это воскресный день за семь дней до начала Великого Поста. Он же – последний перед «Святой Четыредесятницей», когда можно вкушать мясную пищу.

Неделя о Страшном Суде предваряется Родительской Субботой: перед тем, как обратить взоры своих чад к будущей «кончине мира», Церковь сугубо молится о тех христианах, которые уже ожидают этого великого события, закончив земной путь.

За литургией дня читаются:

  • отрывок из 1 Послания к Коринфянам Апостола Павла, где он увещевает христиан не сосредоточиваться на внешних проявлениях благочестия, в частности, посте: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8); это – как бы напутствие на грядущий Великий Пост, повеление сосредоточиться не на «пище и питии», но на изменении себя;
  • 106 зачало Евангелия от Матфея, притча о Страшном Суде; в ней – то важное, что действительно, по-настоящему готовит человека к Небесному Царству.

В XVII в. существовал обычай служить в эту Неделю особое Действо Страшного Суда, которое совершалось Патриархом Московским, а также архиереями в некоторых епархиях (например, в Новгороде). Священнослужители крестным ходом выходили из храма, а снаружи, близ алтаря, уже стояла икона Страшного Суда и приготовлено было патриаршее место и четыре аналоя, на которых лежали 4 Евангелия. После пения стихир, чтения паремий из Ветхого Завета, Патриарх, протодиакон и два диакона начинали чтение Евангелия о Страшном Суде «на четыре страны» света. Каждый стих повторялся четырежды – сначала Предстоятелем, затем тремя диаконами. И как бы все «концы земли» слушали Слово Божие, открывающее будущее.

Иконы

Страшный Суд часто изображают на западной стене храма, чтобы всякий, выходя со службы, созерцал эту картину будущего, которое непременно ждет человечество. В композицию таких фресок обычно входят изображения:

  • Христа, Судии на престоле, с предстоящими Богородицей и святыми;
  • праведников, идущих к Спасителю;
  • мучений отверженных грешников.

Чудное видение Григория, ученика прп. Василия

Так называется сочинение (написанное предположительно в XIV в.), входящее в состав «Жития прп. Василия Нового», святого 2 пол. X в. Это – запись одного из двух Божественных видений, бывших духовному сыну святого, Григорию. Первое такое видение касалось посмертной судьбы ученицы преподобного, блаж. Феодоры Цареградской, и содержит широко известных в церковной среде рассказ о мытарствах души после кончины. Второе же – относится уже к концу мира и Страшному Суду.

Хотя оба повествования о видениях считаются апокрифическими, так как написаны, очевидно, спустя несколько столетий после смерти прп. Василия и его ученика, они, тем не менее, не раз переиздавались по благословению Церковного священноначалия. Ведь эти тексты содержат предания, отражающие реальность посмертного бытия души (в рассказе о мытарствах блж. Феодоры) и то, что произойдет по кончине мира. А некоторые даже сравнивают это видение Григория с Откровением св. Иоанна Богослова по яркости и эмоциональности описания Суда.

В «Видении» описывается:

  • всеобщее воскресение мертвых, оживающих в новых телах;
  • Второе Пришествие Христово и Суд над каждой душой; во время него звучат те самые Евангельские слова, что в Неделю о Страшном Суде читаются в храме;
  • новое небо и новая земля, сотворенные Господом, куда входят праведные и любящие души, и первой – Пресвятая Богородица, за Ней – Апостолы, святые, праведники, пророки, и, конечно, все чистые душой христиане;
  • мучение отверженных от Бога грешников; особенно страшно описание воскресения упорных врагов Христа: они, даже воскреснув, продолжают ждать милости не от Него, но от «Бога закона Моисея» или языческих «божеств»; именно поэтому они, которые уже не изменят своего внутреннего устроения и жизни, просто не могут быть с Господом – а вне Его нет ни радости, ни подлинной жизни.

Книга Страшного суда

А это произведение к нему отношения не имеет вовсе. Это – результаты, по сути, первой известной в истории Европы переписи населения, которая проводилась в XI в. английским королем Вильгельмом I. Монарх желал оценить ресурсы страны – однако, так как впервые в истории каждому из ее жителей пришлось «отчитаться» о своей земле, доходах, наличии работников, многие сравнивали перепись со всеобщим Судом, который потребует отчета от всякого человека.

Оттого и утвердилось такое название книги. В самом же этом источнике, опубликованном в 2006 г., нет ничего «страшного», и ныне историки Англии активно пользуются им, ведь там – бесценные сведения о жизни людей далекого XI в.

Заблуждения и Страшные традиции

О том, что конец мира будет, знают и неверующие, и язычники. Так, например, в оккультном гадании на картах Таро есть карта «Страшный Суд», которая, по толкованиям оккультистов, может предвещать как хорошее, так и плохое, но в основном говорит о неких якобы «непонятных ситуациях», требующих «принятия решения». Последователям подобных кощунственных практик стоит подумать о том, что решение, касающееся их, однажды может быть принято… и задолго до всеобщего Суда.

Частный суд

Он ждет каждого – в ближайшие годы, или, может быть, десятилетия. Это – встреча души, покинувшей земное тело, со своим Создателем. Будет ли она радостью, станет ли сплошной болью о бесполезно прожитой жизни – зависит уже от нас.

Многие ли из тех, кто пытается высчитать, «когда же конец света», задумываются о «временах и сроках» собственной жизни? О том, что, может быть, завтра – и уже стоять душе перед Христом. И определится участь души до Страшного Суда – ждать ли его, будучи с Господом, или вдали от Него.

Впрочем, от Страшного частный суд отличается тем, что все еще можно изменить. Нет, не своими силами, но – молитвами родных, друзей. Пока не прозвучит последний трубный глас – можно.

Значение для православных

Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная за несколько столетий до Рождества Христова, говорит:

«Помни последняя твоя – и вовек не согрешишь» (Сир. 7: 39).

Не помним, живем так, как будто жизнь земная вечна. Потому – грешим. Но остановимся хотя бы теперь, в преддверии Великого Поста. Подумаем о будущей встрече с Христом. Поплачем о своих немощах. И, может быть, это однажды и будет та самая «малая возможность» помиловать душу и ввести ее в Небесное Царство.

Автор: Наталия Сазонова

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Что есть Крест Христов? ПроповедьЧто есть Крест Христов? Проповедь

0 Comments
Крест Христов

Есть в этом мире две абсурдные вещи: крест как Таинство ненависти и зла, и боговоплощение как Таинство Любви и Блага. Их абсурдность заключена в том, что рассудком эти две вещи никак не схватываются, логика, касаясь их, превращается в пепел, а сознание упирается в какой-то тупик,

Вопросы о вере

Как Церковь относится к инопланетянамКак Церковь относится к инопланетянам

0 Comments
Инопланетяне: мнение Церкви

Неужели в такой огромной Галактике нет никого кроме людей, почему люди верят в инопланетян? На этот вопрос Журналисту Правслова» Алине Шадриной ответил клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Про Вселенную и инопланетян — Размеры нашей Вселенной действительно впечатляют, особенно если посмотреть

Вопросы о вере

Какая вера у армян? Спойлер: не православные и не католики, но христианеКакая вера у армян? Спойлер: не православные и не католики, но христиане

0 Comments
Какая религия у армян

Около 6 млн. последователей в разных странах мира, традиция, идущая от Апостольского времени, причудливо сочетающая христианские обычаи Запада и Востока – такова ныне Армянская Церковь, которая в полной мере не относится ни к католической, ни к православной христианской традиции. Чем отличается религия Армении и России

Вопросы о вере

Один из элементов божественной педагогики — это богооставленность: монах о духовном кризисе человекаОдин из элементов божественной педагогики — это богооставленность: монах о духовном кризисе человека

0 Comments
Богооставленность

Иеромонах Ефрем (Метс) размышляет о духовном кризисе человека. У нас в Библии есть две книги о богооставленности: Песнь Песней и книга Иова. «Иной суд человечий и иной суд Божий» Но я обращусь к святоотеческому эпизоду из жития аввы Агафона: «Когда наступило время кончины преподобного Агафона,

Вопросы о вере

Человек обиделся на Бога! Что делать?Человек обиделся на Бога! Что делать?

0 Comments
Обиды на Бога за судьбу

Мне сразу вспомнился советский фильм «Евдокия», в котором главная героиня была верующей женщиной и очень усиленно молилась, когда её сын ушёл на фронт. После того как ей принесли «похоронку», она отреклась от Бога и в Церковь больше не ходила. Конечно же, отречению предшествовала обида. Таких

Вопросы о вере