------------------- Воскресение Христово: что значит для христиан
Православие сегодня Христианский смысл Смерть и воскресение Иисуса Христа: когда и как это было, что для нас значит

Смерть и воскресение Иисуса Христа: когда и как это было, что для нас значит

0 Comments
Воскресение Христово: что значит для христиан

Главный день года для христианина, «праздник праздников и торжество торжеств» – все это о дне Воскресения Христова. Где, когда и как свершилось великое событие, сколько лет было Спасителю, какие доказательства и что значит для христиан — простыми словами в статье религиоведа и историка Натальи Ивановны Сазоновой.

Смерть и воскресение Иисуса Христа: когда и как это было, что для нас значит

Религиовед, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор, заведующая кафедрой Истории России историко-филологического факультета Томского государственного университета Наталья Ивановна Сазонова.

Пасха или Воскресение Иисуса Христа: что празднуем

Название праздника, греческое и латинское «Пасха», имеет еврейское происхождение и на иврите звучит как «Песах», переводится же как «избавление». Так именовали день, когда иудеи, ведомые пророком Моисеем, по воле Божией покинули Египет, где находились несколько столетий. Они держали путь в Землю Обетованную, то есть обещанную Богом, Палестину. А спустя несколько тысяч лет именно в ночь на Песах произошло Воскресение Христа. Поэтому христиане и переняли название иудейского праздника.

Смерть и воскресение Иисуса Христа: когда и как это было, что для нас значит

Суд над Христом. Кадр из фильма Мела Гибсона

Но, кроме того, они и по-новому осмыслили его: иудейский Песах был избавлением народа Божия от земного рабства, Воскресение же Христово, христианская Пасха, освободило людей от смерти: погибший на Кресте, Иисус победил смерть, воскрес – воскреснет для жизни с Ним и каждый, кто доверит Ему свою жизнь.

Воскрешение или воскресение

Слово «воскрешение» обычно применяют к чуду, сотворенному Христом незадолго до Его Распятия – воззванию из гроба прав. Лазаря. Само слово предполагает, что возвращение человека из мертвых – действие, совершаемое над умершим кем-то. И действительно, Христос вывал Лазаря в мир живых Своим повелением:

«Лазарь! Гряди вон!»

Воскресение же – событие иного рода. Апостол Петр в своей первой проповеди после Сошествия Святого Духа на Апостолов: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его». Ведь Сам Христос – Бог, Второе Лицо Святой Троицы. Он Сам – жизнь, а не смерть.

Когда воскрес Иисус Христос

Точный исторический день Воскресения неизвестен. Люди древности не уделяли внимания исторически точным датам, но больше – духовной сути событий.

В IV в., после появления «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, возникло мнение, что Воскресение произошло в ночь с 8 на 9 апреля, но эта дата была определена не путем исторических изысканий, а скорее является символической: она является третьим днем по Распятии, которое, как считал Евсевий, случилось 7 апреля. Это также и день Сотворения мира, поэтому и Спасителю надлежало искупить человечество в эту дату.

Таким образом дата – символ, а не подтвержденный документами факт. Ну а  Воскресение случилось на третий день по смерти Спасителя, о чем ясно говорят все Евангелисты.

Смерть и воскресение Иисуса Христа: когда и как это было, что для нас значит

Кадр из Фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы»

Еще одна «проблема» вовсе не волновавшая христиан первых веков и представляющая «камень преткновения» для «совопросников века сего», современных людей – сколько было лет Иисусу на момент смерти. В настоящее время чаще всего можно услышать, что 33 года, есть даже термин «возраст Христа».

Это воззрение, однако, появилось лишь с IV в., оно основано на словах Евангелиста Луки, что «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» (Лк.3:23) и на предании, что Его проповедь продолжалась около 3 лет, которое приводит Евсевий Кесарийский. На самом же деле, в истории Церкви существовали и другие точки зрения:

  • бытовало предание, что Господь проповедовал год, а не три – оно было основано на словах из Писания, которые Христос однажды прочитал в синагоге, где говорится о «лете Господнем благоприятном», то есть о годе (Ис. 61:2; Лк.: 4:19); в таком случае возраст Его на момент Распятия – возможно, 31 год;
  • существовало также мнение, что Господу в конце Его земного служения было около (или даже более) 40 лет; оно восходит к св. Поликарпу, ученику ап. Иоанна Богослова, возможно, и к самому Апостолу; так, именно в Евангелии от Иоанна приводится возражение иудеев на слова проповеди Спасителя, Который говорит о Себе как Боге – но в Котором видят лишь человека: «Тебе нет еще пятидесяти лет – и ты видел Авраама?» (Ин.8:56-57); так вряд ли скажут 30-летнему, скорее – тому, кто перешагнул сорокалетний рубеж.

И лишь причина смерти Христа никогда не вызывала разногласий у древних богословов и позднейших церковных историков – слишком жестокой и позорной была казнь, которой подвергли неповинного Мессию.

Смерть и воскресение Иисуса Христа

Исторические события описываются в писаниях всех Евангелистов, кроме того, упоминаются и в некоторых сочинениях нехристианских авторов.

Свидетели. Евангелие о событии

Из четырех Евангелий, написанных ближайшими учениками Господа, мы узнаем, что:

  • Иисус был предан на позорную казнь через иудеями: Его взяли по приказу первосвященников за то, что Он говорил о Себе как Сыне Божием, что представлялось иудеям кощунством; Вочеловечение Бога, любящего человека, было непонятно для них, давно сведших религию к исполнению «правильных» обрядов, в чем не раз обличал их и Сам Христос – и что также приводило «книжников и фарисеев» в неистовый гнев;
  • само распятие было делом рук римлян-язычников, так как Иудея не имела государственной самостоятельности, будучи провинцией Римской империи; отсюда понятны слова иудеев, сказанные ими Понтию Пилату, правителю страны: «Нам не позволено предавать смерти никого» (Ин.18:31);
  • после смерти Спаситель был погребен в гробовой пещере Своего тайного ученика, прав. Иосифа Аримафейского – этот гроб Иосиф готовил для себя, но ради того, что наступала суббота – время полного покоя и «недеяния», а гроб находился близ места казни, Иосиф отдал его Учителю;
  • погребальные обряды не были завершены ввиду поспешности, с которой хоронили Христа – из-за того, что наступала суббота;
  • после того, как «день покоя» миновал, женщины из числа учениц Спасителя пришли ко гробу, чтобы помазать его миром – отсюда именование их мироносицами; именно они первыми увидели пустую пещеру, а потом – услышали благовестие Ангелов о Воскресении, наконец – встретили Самого Христа.

Другие свидетельства

Из нехристианских авторов о Распятии говорят:

  • сирийский философ I в. из города Самосаты Мара бар Серапион, который пишет о том, что иудеи «казнили Мудрого Царя своего», подобно тому, как в древности греки предали смерти великого философа Сократа; ясно, что речь идет о Христе – ни один из исторически известных царей Иудеи не был казнен собственным народом;
  • иудей Иосиф Флавий, чья книга «Иудейские древности» написана в конце I в.; ряд ученых думают, что упоминание о жизни и смерти Иисуса может быть позднейшей вставкой христианских переписчиков текста, ведь в словах этого фрагмента содержится почти признание Христа Мессией – что отвергали иудеи; однако, современные ученые полагают, что вставкой могут быть именно оценки личности Иисуса, близкие к христианству, но не рассказ о самом событии.

Воскресению Христову нехристианские авторы уделяют меньше внимания: о том, что Иисус на третий день по Распятии «явился живой» ученикам, говорит лишь Иосиф Флавий.

Место смерти

Это не очень высокий холм недалеко от тогдашнего Иерусалима, который евреи называли «Голгофа». На славянский язык слово обычно переводят как «Лобное место» из-за сходства его несколько округлой формы с человеческой головой. Историчность описания Распятия Евангелистами еще в IV в. была подтверждена археологически: именно на Голгофе был найден Крест Христов.

Частица Древа Креста

Самая большая из известных частей Животворящего Креста (православная сокровищница рядом с Голгофой, Храм Гроба Господня)

А Гроб Спасителя – пустой, ибо Он Воскрес – находится настолько близко к Голгофе, что ныне обе эти святыни пребывают в пространстве одного храма – Воскресения Христова.

Храм в который не сразу вошла Мария Египетская

Вход в храм Гроба Господня. Иерусалим. Источник: Яндекс

Кто из учеников не сразу поверил в то, что Спаситель воскрес из мертвых

Традиционно считается, что апостол Фома. НО! Не поверили в то, что Учитель воскрес не поверили почти все, исключая лишь жен-мироносиц, которые видели Господа лично. Правда, Евангелисты рассказывают, что, услышав невероятную весть, Апостолы Петр и Иоанн побежали ко гробу – однако, увидев, что пещера пуста, отошли в недоумении, но не поняв, что именно случилось. Причина сомнений связана с иудейской традицией не принимать свидетельства женщин.

Явление Христа Марии Магдалине

Картина Иванова «Явление Христа Марии Магдалине«

Против истинности Воскресения восставал и здравый смысл: Апостолы понимали, что женщины находятся в горе, скорбят, потеряв Учителя: мало ли что им могло «почудиться» в таком состоянии. Именно поэтому Христос не раз и не два являлся ученикам лично, давал осязать Себя, вкушал пищу с Апостолами – чтобы они поняли, что Господь – не дух и не призрак.

Богословский смысл

Он, конечно, в том, что Господь, ставший Человеком, преобразил человеческую природу и спас ее от власти смерти. Да, люди и по Воскресении Христовом не перестали умирать. Но кончина земной жизни перестала быть трагедией ухода в небытие: напротив, для верующего это – встреча со Спасителем и радостное ожидание всеобщего Воскресения всех людей, что произойдет в конце мира.

Мы не знаем, когда случится это событие – но знаем, что Господь ожидает свободного выбора каждого человека, и оттого долготерпит и ждет – ради спасения как можно большего числа Своих чад. Важный момент Евангельских рассказов о Воскресении – то, что Христос является именно ученикам, но не иудеям, пославшим Его на смерть, не Пилату, который, по сути, пошел на поводу у первосвященников, испугавшись, что они донесут на него императору. Казалось бы, почему? Разве Христос, явившись им живым, не спас бы их, разве они, видя, что Распятый воскрес, не уверовали бы? Может быть, но вера эта родилась бы, как говорится, под давлением фактов. А Господь хочет свободного и сознательного выбора человека. Именно этого выбора он и ждет от каждого – до конца его земной жизни.

Воскресение Христа доказано наукой: 6 фактов

  1. О Воскресении Спасителя подробнее всего рассказывают Евангелисты. Современные историки обращают внимание на то, что их повествования о Воскресении хотя едины в главном – свидетельстве о факте Воскресения, имеют и некоторые расхождения между собой. Для ученых это – свидетельство того, что рассказы свидетелей Воскресения – подлинные, ведь, будь они фальсификацией, Евангелисты рассказывали бы одну и ту же историю.
  2. О реальности случившегося свидетельствует то, что ученики Спасителя, после Его Распятия «страха ради иудейска» закрывшиеся по домам, вдруг начинают проповедовать чудо Воскресения по всему Иерусалиму, совершенно, как казалось окружающим, не боясь иудеев, которых ранее так страшились.
  3. Существует и артефакт – прямое доказательство Воскресения. Это – Туринская Плащаница, которой, по Евангелию, прав. Иосиф Аримафейский обвил тело умершего Господа. Именно ее видели во гробе жены-мироносицы и Апостолы. На этой Плащанице – точный отпечаток тела человека, который, как установлено детальными исследованиями наших дней, претерпел смерть через распятие и был погребен по иудейскому обряду. Вот только наука до сих пор не знает, как именно на ткани возник сам отпечаток. И остается лишь предположить, что речь идет о неизвестных науке процессах, идущих в человеческом теле, когда происходит его воскресение. Зато лицо погребенного совершенно совпадает с иконографией Иисуса.

    Смерть и воскресение Иисуса Христа: когда и как это было, что для нас значит

    Туринская плащаница представляет собой льняной плат бледно-желтого цвета длиной 4,36 м и шириной 1,1 м.

  4. Научно не доказано и то, что Христос не воскрес – в отличие от Плащаницы, Тело Иисуса из Назарета попросту не найдено до наших дней.
  5. Справедливость того, что Воскресение – реально, подтверждается 2000-летним существованием Христианской Церкви, служением Апостолов, подвигами мучеников всех веков, шедших на смерть со свидетельством о Христе Воскресшем на устах. Они, идущие на смерть за своего Господа, точно знали – Он жив, и будут жить верующие в Него. Этот опыт – достояние не десятков или сотен, но – миллионов людей по всему миру, а потому игнорировать его не только ошибочно, но и антинаучно.
  6. Чудеса воскрешения из мертвых известны даже до наших дней. Причем речь идет не о кратковременном пребывании вне тела (так называемая клиническая смерть), но о реальном воскрешении – например, в советские времена известность получил случай Клавдии Устюжаниной, воскресшей через 36 часов по кончине. Есть и другие подобные случаи, описанные в литературе.

Место в богослужении

Воскресение Спасителя воспоминается каждый воскресный день. Ведь воскресенье – названное так именно по Воскресению Христову – считается «малой Пасхой». Когда же наступает «Пасха великая», это же песнопение входит в состав Пасхальных Часов, которыми христиане традиционно заменяют утреннее и вечернее молитвенные правила.

«Воскресение Христово видевши» – воскресная молитва

Ее поют на каждом всенощном бдении накануне воскресного дня, после чтения Евангелия, не исключая и дней Великого Поста, когда верующие только еще готовят душу к Пасхе. Но накануне «малой пасхи» и в «Святую Четыредесятницу» торжественно звучит гимн Воскресению, напоминая: «все дни до скончания века» с нами Воскресший Христос.

То же песнопение поется и тогда, когда в пасхальные дни совершается отпевание и погребение христианина. Тогда оно звучит как твердая вера в победу жизни над смертью – пусть пред нами мертвое тело, но к Господу ушла бессмертная душа, которая однажды вновь соединится с «телесной храминой», воскреснув для вечной жизни.

«Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, еди́ному безгре́шному. Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Христе́, и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем, и́мя Твое́ имену́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся Свято́му Христо́ву Воскресе́нию: се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру, всегда́ благословя́ще Го́спода, пое́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́в, сме́ртию смерть разруши́».

«Христос воскресе из мертвых…»: гимнография

Самое известное песнопение праздника, конечно – тропарь, очень короткий, отражающий суть Пасхи:

«Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в».

Он означает, что смертью своей Господь победил смерть – и мы будем жить вместе с Ним.

А вот некоторые другие песнопения Пасхи, прославляющие Воскресение:

Стихира

Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и на́с на земли́ сподо́би, чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити.

Кондак

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко победитель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Задостойник

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба, и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие, весели́теся.

Наконец, лишь в пасхальные дни можно услышать Канон праздника прп. Иоанна Дамаскина, святого VIII в.

Иконография

В настоящее время наиболее распространены два типа икон Воскресения:

  • традиционный, восходящий ко временам Древней Руси – «Сошествие во ад»; Господь Воскресший представлен выводящим из бездны преисподней души Адама и Евы, первых людей, праведников, ожидавших освобождения долгие тысячелетия; под ногами Христа – скрещенные доски; это – обломки врат ада, которые сокрушились и теперь, как сказал известный протестантский богослов Клайв Льюис, «врата ада заперты изнутри», то есть человек не спасается только если сам не желает быть с Богом;

    Смерть и воскресение Иисуса Христа: когда и как это было, что для нас значит

    А вы замечали интересную деталь на известной иконе, которая расположена в храме на аналое по воскресным дням?
    «На известной фреске Господь вызволяет Адама и Еву из ада, и есть на ней одна художественная деталь, передающая гениальную идею. Нам кажется, что Христос должен протягивать руку Адаму открытой ладонью, как бы лишь предлагая ему спасение. Но нет! Господь берет Адама за руку в классическом греко-римском захвате, который не оставляет Адаму возможности остаться в аду. Так и нас Христос буквально выдергивает из ада — Он заплатил достаточную цену за то, чтобы мы там больше не оставались. Это не к тому, чтобы оправдывать свое безделье, но чтобы в трудные минуты разочарования в себе помнить о том, что Христос заплатил за нас сполна и второй раз Он никого никому не отдаст». Иерей Александр Сатомский. На фото: Сошествие во ад. Фреска монастыря Хора в Константинополе (Стамбул). 1315–1321 гг.

  • получивший распространение в Новое Время и идущий от католической живописи: это изображение момента Воскресения: в белых одеждах Господь исходит из пещеры, Ему предстоят Ангелы, а на востоке занимается заря нового мира, где для человека есть надежда на спасение.

    Воскресение Христово

    Воскресение Христово. Икона

Значение Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

«В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых».

Так говорил об этом свт. Григорий Богослов.

Будем же помнить: мы немощны, но силен Господь, ведущий нас к спасению. Мы подвержены греху – но есть Тот, кто поможет нам бороться и доведет до Своего Царства. Доверим же ему свою жизнь – земную и будущую. Христос Воскресе!

Наталия Сазонова

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Три вопроса о празднике Рождество Христово иеромонаху накануне гражданского Нового годаТри вопроса о празднике Рождество Христово иеромонаху накануне гражданского Нового года

0 Comments
Как поститься на Новый год

Как верующему поститься на Новый год, католическое Рождество и православное — в чем разница, колядки — это богоугодное дело? На вопросы ответил клирик Ризоположенского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Можно ли в Новый год сделать исключение и съесть что-то вкусное, выпить шампанское? —

Христианский смысл

Библейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думалиБиблейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думали

2 комментария
Око за око и зуб за зуб

Услышал недавно, как один известный учёный рассуждал на тему библейского высказывания «око за око и зуб за зуб». К сожалению, практически всегда это выражение неправильно понимается. Поэтому будем разбираться. «Око за око и зуб за зуб» — фраза нарицательная? Предписание «око за око и зуб

Христианский смысл

Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?

0 Comments
Почему Иисус Христос никогда не улыбался

Многим знакома фраза о том, что Иисус Христос никогда не смеялся. Если быть точнее, святой Иоанн Златоуст говорил, что Христа не видели смеющимся, а только плачущим, например, о друге Лазаре (Ин.11:31) и Иерусалиме (Лк. 19:41). Когда для смеха не остается места Это замечание становится особо

Христианский смысл

Понятие «юбилей» — родом из Библии и означает совсем не 100-летие со дня рожденияПонятие «юбилей» — родом из Библии и означает совсем не 100-летие со дня рождения

0 Comments
Юбилей - что означает слово

Слово «юбилей» знают все, а вот то, что это понятие родом из Библии и означает оно совсем не круглую дату со дня рождения, знают не многие. Во время молебна на Новый год читается отрывок из Евангелия от Луки, который может быть понятен только в свете

Христианский смысл

Философско-богословская притча о времени и вечности — фильм «День сурка»Философско-богословская притча о времени и вечности — фильм «День сурка»

0 Comments
День сурка: христианский смысл

Иеромонах Ефрем Метс сделал разбор фильма «День сурка» под «православным углом»: что значит, какая связь с новолетием (14 сентября), где логика в чем библейский смысл? Спойлер: «Теперь у времени есть выход в вечность через Христа. Кто хочет крутиться в Сансаре, пусть крутится, кто хочет поднимать

Христианский смысл