------------------- Праздник в честь Спаса Нерукотворного
Православие сегодня Праздники Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в 944 году: как это было и что значит

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в 944 году: как это было и что значит

0 Comments
Праздник в честь Спаса Нерукотворного

29 августа Церковь чтит изображение Иисуса Христа, которое ныне (как и в древности) на знаменах русского воинства. Что празднуют верующие и что значит — в авторской статье религиоведа, профессора Томского госуниверситета Наталии Ивановны Сазоновой.Спас Нерукотворный: 29 августа в храме

На следующий день после великого праздника Успения Матери Божией, людей в храмах немного. Между тем, этот, как его называли наши предки, «третий Спас» посвящен явлению первой в мире иконы Спасителя – нерукотворенной.

Появление образа

Этот образ Спасителя  — одна из трех известных нерукотворных икон Христа, и одна из двух – согласно преданию, прижизненных.

Ватиканский и генуэзский Мандилионы

С первых веков христианам известны следующие нерукотворные изображения Господа:

  • «Мандилион», плат, который Христос Сам послал правителю города Едессы, Авгарю, тяжело болевшему проказой; впоследствии от этого образа появился еще один нерукотворный – отпечаток лика Господа на глиняной плите, так называемый «Керамион», или, как его называли на Руси, «Спас на чрепии» (детали);
  • «плат Вероники», святыня западных христиан; по преданию, одна из женщин, сопровождавших Господа на Распятие, отерла Его Лик своим платком – и на нем запечатлелось последнее прижизненное изображение Иисуса;

    Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в 944 году: как это было и что значит

    Плат Вероники из Манопелло, хранится в кафедральном соборе маленькой деревни в провинции Абруццо

  • «Туринская Плащаница», которую также хранит Католическая Церковь: это ткань, которой обернули Тело Христа при погребении; на ней отпечаталось Его ростовое изображение; происхождение его в настоящее время не имеет научного объяснения, попытки опровергнуть подлинность, объявить фальшивкой – также несостоятельны.

    Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в 944 году: как это было и что значит

    Туринская плащаница представляет собой льняной плат бледно-желтого цвета длиной 4,36 м и шириной 1,1 м.

Что Церковь празднует 29 августа

Торжество посвящено первой святыне – Нерукотворному Образу, перенесению его из Едессы. Оно установлено сравнительно поздно, в 944 г., когда эта святыня была торжественно доставлена в Константинополь.

Перенесение Нерукотворного образа: как это было

«Мандилион» многие столетия был одной из самых известных и чтимых святынь христианского мира. В течение веков он располагался над городскими вратами Едессы, водруженный здесь по указанию правителя Авгаря, получившего исцеление от нерукотворной святыни, а позже – крещенного учеником Христа, Фаддеем.

Есть также данные письменных источников, что близ городских ворот была доступна для поклонения еще одна реликвия – письмо Спасителя правителю города (дальнейшая судьба письма неизвестна). О том, какова далее была судьба «Мандилиона», известно, что:

  • после Авгаря город некоторое время возглавляли языческие правители; спасая реликвию, епископ Едессы замуровал ее, прикрыв глиняной плиткой, там, где образ и находился – над городскими воротами;
  • в начале VI в. о «Мандилионе» вспомнили – и, сняв покрывавшую его плитку, обнаружили еще один лик Господа, отпечатавшийся уже на ней; так появилась еще одна святыня – «Керамион»;
  • в 650 г. Едесса была захвачена мусульманами; но почти 300 лет власти не препятствовали христианам поклоняться двум нерукотворным святыням – притом, что ислам вообще запрещает любые изображения.

В 944 г. император Византии, Константин Багрянородный, решил выкупить «Мандилион» и «Керамион» у эмира Едессы. 16 августа 944 г. обе иконы были доставлены в Константинополь и помещены в храме Богородицы в местности Влахерна. Согласно воспоминаниям современников, «Мандилион» и «Керамион» были помещены напротив друг друга, будучи как бы отражением друг друга. Именно это событие и отмечалось Константинопольской Церковью – а после Крещения традицию праздника переняла и наша страна.

Спас Нерукотворный на Руси

По мнению некоторых церковных историков, первые иконы – списки святыни – появились в нашей стране уже после Крещения княгини Ольги, которая, скорее всего, видела в Константинополе «Мандилион» и «Керамион».

Однако, самая ранняя икона Спаса Нерукотворного из дошедших до наших дней относится к XII в. Она пребывала в Новгороде, в храме Спаса на Нередице, а создана, скорее всего, греческими мастерами.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в 944 году: как это было и что значит

Спас Нерукотворный. XII в. © Государственная Третьяковская галерея, Москва

Считается, что древнейшие иконы Спаса Нерукотворного изображали лишь Лик Спасителя, и только с XII-XIII в. постепенно формируются два типа изображения:

  • «Спас на убрусе», то есть на плате, когда фоном Лика служит изображение белого платка – к XIV в. на таком плате начинают прорисовывать складки, а еще позже – появляется изображение держащих его Ангелов;
  • «Спас на чрепии»; фоном такого образа изображение кирпичной стены.

Русичи хорошо знали не только саму икону, но и ее историю: именно поэтому образ чаще всего размещался на городских воротах, или же высоко на вратами церковной ограды – как это было в свое время в Едессе.

Так, в честь иконы называются Спасские башни Кремля в Москве и Казани – причем в Казани в башне находилась надвратная Спасская церковь.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в 944 году: как это было и что значит

Спас Нерукотворный. Над вратами храма в Талашкино. Мозаика Рериха

Спас Нерукотворный над вратами

Вход в Троицкий Собор.Почаевская Лавра. Спас Нерукотворный

 

Лик Христа на военных знаменах

Кроме того, изображения Спаса с первых веков по Крещении Руси были на великокняжеских, позже – царских военных знаменах. После 1917 г. таки стяги употреблять перестали, однако, в наши дни флаги с образом Спаса можно встретить в зоне СВО – под ними воюет целый ряд добровольческих подразделений, казачьих частей.

Изображение Христа на воинских флагах

Стяг царя Ивана Грозного с изображением Спаса Нерукотворного.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в 944 году: как это было и что значит

«Стяг» — древнерусское производное от сътягати, «стягивать». Буквально — «то, что стягивает», собирает воедино. Детали: Спас Нерукотворный на флаге: как появилась икона 12 века

Значение и духовный смысл

Вот как пишут об этом русские богословы В.Н.Лосский и Л.А.Успенский в работе «Смысл икон»:

«Мандилион» и «Керамион», созданные не руками человека, «должны были… являться своего рода «нерукотворными» документами, непосредственными и, так сказать, материальными свидетельствами вочеловечения Бога – Слова».

В то же время икона Спаса говорит о том, что и всякое священное изображение – не от «умствования» иконописца, но отражает реальность иного мира, можно сказать, пишется «с натуры». Недаром еще в 1551 г. Стоглавый Собор Русской Церкви утвердил особые требования к создателям икон – необходимость высокой духовной жизни, сугубый пост, молитва.

И действительно, многие иконописцы не только изображали Царство Небесное, Господа, святых, но сами достигли святости. Среди них – и простые иноки, как прпп. Алипий Печерский, Андрей Рублев, так и имевшие архиерейский сан – например, митрополит Петр Московский.

Спас Нерукотворный на Руси

Спас Нерукотворный на Руси

Что будет в храме

Праздник относится к числу так называемых «малых», и в честь него накануне вечером совершается служба, называемая «славословной». Это означает, что в завершение утрени поется Великое Славословие, а вот полиелея с помазанием верующих освященным маслом – нет.

Вместе с тем, праздник иконы приходится на второй день Успения Богородицы, так что духовенство служит в облачениях голубого цвета (традиционный цвет Матери Божией), а вместе с тропарем и кондаком чтимого образа также звучат песнопения, посвященные Богородице.

Праздник Спасу Нерукотворному

Праздник в честь Нерукотворного Образа Иисуса Христа в храме. Ко Причастию

Песнопения праздника Спаса Нерукотворного посвящены прославляемой иконе.

Внимательные христиане, часто посещающие богослужения, конечно, узнают тропарь праздника:

«Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир».

Кроме 29 августа, он звучит также в первый воскресный день Великого Поста, когда отмечается Торжество Православия и воспоминается утверждение иконопочитания отцами Седьмого Вселенского Собора. Ведь на нем говорилось об Едесских святынях, факт существования которых свидетельствовал о возможности изображать Воплотившегося Бога – Христа.

О Христе как «образе Бога невидимого», говорят также чтения Писания за литургией дня:

  • отрывок из Послания к Колоссянам Апостола Павла, где он говорит о Боге Сыне как образе Отца;
  • отрывок из 9 и 10 глав Евангелия от Луки, где Господь говорит Апостолам: «Блаженны очи, видевшие то, что вы видите» (Лк.10:23).

Причем тут Ореховый Спас

Это народное именование дня, связанное с тем, что к 29 августа завершался сбор орехов, и благочестивые крестьяне приходили в храм освящать «начатки» этого урожая.

О чем молиться 29 августа

В этот день, вспоминая великие чудеса, связанные с Нерукотворным Образом, Христа особо просят не оставлять Своими милостями людей, благословляя все дни их жизни.

Какие молитвы читать дома

Можно молиться словами акафиста чтимому образу, или же читать краткую молитву Спасителю:

«О, Преблаги́й Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш! Ты иногда́ челове́ческаго о́браза Твое́ лице́ пресвято́е омы́в водо́ю и оте́р убру́сом, чуде́сне о́ное на том же убру́се изобрази́ти и Еде́сскому кня́зю Авга́рю во исцеле́ние неду́га его́ посла́ти благоволи́л еси́: се и мы ны́не, гре́шнии раби́ Твои́, одержи́мии душе́вными и теле́сными неду́ги на́шими, лица́ Твоего́, Го́споди, и́щем и с Дави́дом во смире́нии душ на́ших зове́м: не отврати́ лица́ Твоего́ от нас, и уклони́ся гне́вом от рабо́в Твои́х: помо́щник нам бу́ди, не отри́ни нас и не оста́ви нас.

О, всеми́лостивый Го́споди, Спаси́телю наш! Изобрази́ Сам Себе́ в душа́х на́ших, да, во святы́не и пра́вде жи́тельствующе, бу́дем сы́нове Твои́ и насле́дницы ца́рствия Твоего́, и та́ко Тебе́, преми́лостиваго Бо́га на́шего, ку́пно со безнача́льным Отце́м Твои́м и Пресвяты́м Ду́хом, сла́вити не преста́нем во ве́ки. Ами́нь».

Оригиналы обеих нерукотворных икон сейчас утрачены. По одной версии, они пропали во время одного из крестовых походов, по другой – пребывали во Франции и уничтожены безбожниками во время Французской революции (1789 г.). Но из поколения в поколение передается предание о Лике Господа на плате, о Его милости, являемой через нерукотворные иконы.

И пусть с нами сейчас – лишь их списки, прославлены чудотворениями и многие из них, и еще – тысячи святых образов, продолжающих, наперекор скептикам, свидетельствовать о реальности Небесного Царства.

Наталия Сазонова

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

14 августа – Первый Спас. Все названия, молитвы и основные правила «Медового праздника»14 августа – Первый Спас. Все названия, молитвы и основные правила «Медового праздника»

2 комментария
Медовый Спас

Медовый Спас открывает цикл «продуктовых праздников» августа. Так получилось, что народная молва нарекла церковное торжество Медовым, тем самым свела весь смысл к освещению мёда в этот день. А между тем эта дата (14 августа по новому стилю или 1- по старому) богата на исторические события

Праздники

В хлеву какого города родился Иисус ХристосВ хлеву какого города родился Иисус Христос

0 Comments
Где родился Иисус Христос

Согласно двум Евангелистам – Матфею и Луке – местом, где родился Иисус Христос на земле, стал город Вифлеем в Иудее. Страна, где родился Спаситель Иудея – южная часть Палестины, «земли Обетованной», в которую Господь обещал в свое время привести вышедших из Египта евреев, что и

Праздники

«Я с вами все дни до скончания века»: Вознесение Господне«Я с вами все дни до скончания века»: Вознесение Господне

0 Comments
Вознесение Господне

Если праздники Рождества и Воскресения Христова более-менее понятны, то Вознесение Господне, и с точки зрения события, и тем более вероучительная сторона праздника, не очень ясна. Будем разбираться. История из Евангелия Вознесение Христа описаны в 24 главе Евангелия от Луки, в 16 главе Евангелия от Марка,

Праздники

Рождество в России празднуют 7 января: что делают в этот день православныеРождество в России празднуют 7 января: что делают в этот день православные

0 Comments
Праздник Рождество Христово в России

О празднике Рождества Христова знают практически все. И даже очень далекие от церковной жизни люди в эти светлые дни стараются прийти ко храму, посмотреть на Рождественский вертеп, а то даже – побывать на богослужении. Бывает, что с этого начинается дорога к Богу. Кто празднует Рождество

Праздники

Сколько длится Пасха, что она значит и как провести субботу перед праздникомСколько длится Пасха, что она значит и как провести субботу перед праздником

0 Comments
Сколько дней Пасха

Самые радостные дни, время всеобщего ликования, прикосновения к величайшему событию всех времен – Воскресению Христа. Таков этот не просто праздник Пасхи, но, согласно одному из песнопений этих дней, «праздников праздник и торжество торжеств». Значение слова «Пасха» Это слово практически одинаково звучит на арамейском (одном из

Праздники