------------------- Лазарева суббота
Православие сегодня Праздники «Лазарь! Иди вон!»: что празднуют православные в субботу перед Страстной

«Лазарь! Иди вон!»: что празднуют православные в субботу перед Страстной

7 комментариев
Лазарева суббота

О событии, которое называют Лазарева суббота, мы знаем лишь благодаря одному из четырех Евангелистов. А сам этот день предшествует другому празднику – Входа Господня в Иерусалим. Это не случайно, ведь два празднуемых события связаны.

Лазарева суббота в 2023 году

Праздник отмечается за 8 дней до праздника Пасха — Воскресения Христова. Это «подвижное» торжество, дата которого меняется год от года. В 2023 году Лазарева суббота приходится на 8 апреля.

Что такое Лазарева суббота

Лазаревой субботой именуется последний субботний день перед Страстной Седмицей. Это молитвенное воспоминание воскрешения Иисусом Христом человека, которого Он называл своим другом – праведного Лазаря.

Ветхозаветный Лазарь

Славянское «Лазарь» на еврейском языке звучит как «Елеазар». Это имя означает «мне помог Бог», или «тот, кому помог Бог». С ним известно немало ветхозаветных праведников, среди которых:

  • сын первосвященника Аарона, брата прор. Моисея; он же принял служение предстоятеля по кончине отца, ведь его старшие братья, Надав и Авиуд, погибли, попытавшись принести чуждый огонь к скинии, походному храму иудеев (Исх.18);
  • хранитель Ковчега Завета после того, как святыня, захваченная филистимлянами, была возвращена иудеям (1 Цар. 7:1);
  • блестящий военачальник времен царя Давида: он известен, например, тем, что принес жаждущему царю воды, рискуя собственной жизнью; потрясенный государь не смог вкусить эту воду, вылил ее на землю;
  • один из священнослужителей, участвовавших в восстановлении Иерусалима; о нем упоминает Неемия (Неем. 12:42);
  • книжник, старец, духовный отец братьев Маккавеев, замученный за отказ вкусить идоложертвенное мясо при Антиохе Епифане (2 Мак.6:19).

Всего же Ветхий Завет упоминает 13 исторических личностей с именем Елеазара.

Лазарь из притчи Христа

Однако, значительно шире известны два Лазаря, о которых говорит Евангелие. Первый из них – герой притчи, которую приводит Господь. Это – нищий, проведший жизнь среди бедности, страданий, но не отчаявшийся, сохранивший веру. По кончине душа его почила с праведниками, как тогда говорили, «на лоне Авраамовом», тогда как богач, всю жизнь пренебрегавший нищим, оказался в аду (Лк.16:19-31).

Притча широко отразилась в разных языках, например:

  • итальянцы издавна именуют нищих «lazzaroni»;
  • в русском языке есть слово «лазарет»; ранее им называли больницы для бедных.

Евангельские события: воскрешение Лазаря

Наконец, самый известный Лазарь Нового Завета – брат сестер Марфы и Марии, именуемый «другом Христовым». Об этой семье Евангелисты говорят совсем мало. Современные церковные историки полагают: потому, что общинам времени Апостолов эти люди были настолько известны, что необходимости говорить о них подробно просто не было, поэтому:

  • чаще всего Евангелисты говорят о Марфе и Марии, причем – только в связи с учением Христа, например, св. Лука приводит слова Христа на упрек хлопочущей по хозяйству Марфы, недовольной тем, что, младшая, Мария, не помогает ей, внимая лишь словам Иисуса; Господь говорит, что она «благую часть избрала» (Лк.10:42), указывая тем, насколько важнее духовная жизнь; кроме того, о Марии говорят как о той, которая помазала Христа миром незадолго до Его взятия на страдания;
  • о Лазаре авторы трех из четырех Евангелий… не упоминают вообще; лишь св. Иоанн Богослов рассказывает о его воскрешении.

Но даже он именует его «некто Лазарь из Вифании», который «был болен». О самом прав. Лазаре известно лишь, что:

  • Господь любил его семью, его самого;
  • называл его «друг наш», безусловно, имея на то веские основания, однако, подробностей о жизни Лазаря Евангелие не раскрывает.

Известно лишь, что однажды – уже незадолго до взятия на страдания Спасителя – Лазаря поразила болезнь, от которой он через небольшое время скончался. Св. Иоанн специально упоминает: Господь знал, что происходит, но не пришел, чтобы исцелить Лазаря, напротив – несколько дней медлил, а пошел к Вифании, лишь узнав о смерти друга.

Святые отцы объясняют это промедление тем, что Господь накануне Своих страданий собирался явить людям неоспоримое чудо, дотоле небывалое – возвращение к жизни человека не через минуты, часы, а через несколько дней по кончине.

Вот что пишет свт. Иоанн Златоуст, отвечая на вопрос, почему Господь не сразу отправился к Лазарю:

«… Для того, чтобы скончался и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или расслабление, или лишение чувств, но не смерть. По этой-то причине Он и остался на столько времени, что произошло даже тление, так что говорили: «уже смердит»
(Ин. 11: 39)».

Толкователи обращают также внимание еще на то, что:

  • придя ко гробу, Господь «прослезился»; тем самым Он показал, что подлинно является Человеком, но еще – что смерти Бог не творил, она – следствие греха; Господь доныне столь же горячо состраждет каждому, потерявшему близкого: пусть «у Бога все живы», но страдание разлуки с любимым человеком это не отменяет;
  • что Иисус во всеуслышание помолился Своему Отцу, но не прося воскресить умершего, а благодаря Его; само же воскресение случилось после Божиих слов: «Лазарь! Гряди вон!»; святые отцы подчеркивают, что это говорит о равночестности Отца и Сына, отсутствии во Св. Троице какой-либо «иерархии», как позже утверждали многие еретики.

Так свершилось великое:

«И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет»

(Ин.11:44).

Поняли ли смысл чуда собравшиеся иудеи? Как им казалось, да. Теперь они полностью уверились, что Иисус – подлинно Царь Иудейский… Который приведет народ к земному счастью, начав с освобождения от ненавистного ига языческой Римской империи. На следующий день масса людей встретит Его пальмовыми ветвями, торжественными кликами: «Осанна Сыну Давидову!».

Еще через три дня те же люди, увидев, что «Царь» бездействует, будут требовать Его Распятия… Мысль же о Любящем Боге, Который пришел ради спасения людей, осталась от них сокрытой.

Пост в Лазареву субботу

Согласно Уставу, по субботам Великого Поста разрешается небольшое послабление – употребление растительного масла. На Лазареву же субботу можно также вкушать рыбную икру, позволяется также вино.

Впрочем, под «вином» Устав, возникший у греков, понимает спиртное, очень сильно разведенное водой, как было традиционно принято у византийцев, римлян. Поэтому разрешение вина вовсе не является благословением на обильные возлияния.

Церковные традиции Лазаревой субботы

Праздник иногда именуют «малой Пасхой», или как бы ее предвестием. Так,на утрени пятницы, накануне, поется пасхальное «Воскресение Христово видевше…», что обычно делается лишь накануне воскресений. Вечером этого дня освящаются вербы, ведь это – канун другого праздника, Входа Господня в Иерусалим, или Вербного Воскресенья, как его именуют на Руси.

Приметы и запреты

Что до народных традиций, то праздник не предусматривал обильных застолий, или развлечений. Готовили обычно постную пищу – блины на гречневой муке, кашу, рыбные пироги (они были предназначены для Вербного воскресенья, когда благословляется рыба).

Из примет было известно, что если к Лазаревой распустились вербы, это предвещает хороший урожай.

Обычай «лазарования»

Это обычай, существовавший как у русских, так у других славянских народов. Происхождение его больше языческое: «лазарование», или обход домов односельчан с пением «лазарских песен» совершали девушки-подростки. Считалось, что поучаствовавшая в «лазаровании» может искать жениха. Девочки ходили по домам по трое, либо по шестеро, причем одна была одета, как невеста. «Лазарок» благодарили нехитрыми подарками, обычно – съестным.

Заговор на здоровье

А вот это уже совсем не безобидная штука.

О подобных опасных заговорах были осведомлены крестьяне еще в XIX в., однако, очень хорошо сознавали греховность подобных действий. Этим наши предки отличаются от современных малосведущих людей, совершенно не видящих различий между магией и религией, обращением к Богу и темным силам. А почему бы нет, если это «действует», дает результат? Вот только какой…

Лазарева суббота у других народов

Самые красивые, притом – вполне христианские обычаи существовали у греков, на Кипре, где, по некоторым преданиям, прав. Лазарь был епископом:

  • во время богослужения Лазаревой Субботы было принято совершать «действо», то есть «в лицах» представлять Воскрешение Лазаря;
  • тогда же по домам ходили дети, один из которых (мальчик, одежду которого украшали цветы) представлял Лазаря; ребята пели «лазаревы песни», посвященные событию, хозяева одаривали их подарками.

Кроме того, греки до сих пор пекут к этому дню печенье в виде фигуры человека, называемое «лазаркиа».

Церковь святого Лазаря в Ларнаке на Кипре

Это город, где в 898 г. была найдена могила с лаконичной надписью «Лазарь, друг Христов». Вскоре над ней появился первый известный храм святого. Более того, город, ранее именовавшийся Китией, после находки мощей прав. Лазаря стал Ларнаком, ведь это греческое слово значит «гробница».

"Лазарь! Иди вон!": что празднуют православные в субботу перед Страстной

Церковь св. Лазаря. Кипр. Ларнака

Позже даже появилось предание, что Лазарь (проживший по воскрешении примерно 30 лет) был здесь епископом – однако, оно не подтверждено источниками первых веков Церкви.

Сами честные останки Византийский император Лев Мудрый переправил в Константинополь, однако, как оказалось, не полностью: при ремонте церкви 1972 г. под алтарем было найдено захоронение с некоторой частью мощей.

Лазарева Суббота

Рака с мощами праведного Лазаря

Что до самого храма, ныне он – один из трех времен Византии, сохранившихся в городе. За долгую историю церковь некоторое время была мечетью, затем турки продали здание христианам, так что здесь попеременно служили то католики, то православные. Сейчас храм относится к Кипрской православной церкви.

"Лазарь! Иди вон!": что празднуют православные в субботу перед Страстной

Так выглядит внутреннее убранство храма в честь святого Лазаря сегодня. Город Ларнака. Кипр.

Другие храмы

В Греции, кроме Ларнаки, есть еще только один храм святого – в Салониках. Значительно больше престолов посвящено «другу Христову» в других странах. Больше всего их в России: более 40.

Многие из церквей, часовен – постройки последних лет, часто их возводят при кладбищах, свидетельствуя свою веру во грядущее всеобщее воскресение. Например, с начала 2000-х гг. такой храм, построенный по канонам древнерусской архитектуры, действует на Западном кладбище Великого Новгорода, с 2000 г. церковь прав. Лазаря есть на кладбище г. Курска.

Икона праздника

Самые древние изображения события относятся по крайней мере к IV в. – они найдены на стенах катакомб Рима, где скрывались от гонений, молились первые христиане. Чаще всего это всего две фигуры: Христа и воскрешенного Им Лазаря.

Позже композиция образа постепенно усложняется: на позднейших иконах также представлены ученики Господа, народ. Можно увидеть Марфу, Марию, припавших к ногам Христа, людей, снимающих погребальный пелены с воскрешенного.

Лазарева суббота

Воскрешение Лазаря.  Первая четверть ХVIII века.На фоне горок композиция из 6-ти фигур в рост. По центру почти в профиль направо Иисус Христос, за ним следуют апостолы. У ног Христа коленопреклоненные жены Мария и Марфа. У правого края иконы, на фоне пещеры изображен повитый пеленами Лазарь. Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы:  высота 82 см, ширина 68,5 см Икона с ковчегом.

«Воскрешение Лазаря» в картинах художников

Основа этих изображений – конечно, евангельский текст, древние иконы. Однако живописцы Возрождения, Нового времени, нередко вносили «дополнения» от своего ума, противоречащие как Евангелию, так исторической реальности I в.

Караваджо

На картине итальянца Караваджо (XVII в.) хорошо показано смятение, охватившее свидетелей чуда: мятущаяся толпа людей, Лазарь, которого несут несколько человек.

"Лазарь! Иди вон!": что празднуют православные в субботу перед Страстной

Микела́нджело Меризи да Карава́джо. Воскрешение Лазаря. ок. 1609
Региональный музей Мессины

При этом он практически обнажен, как многие участники событий – подобная трактовка, конечно, показалась бы древним иудеям, считавшим обнажение тела позором, оскорбительной. Однако художники Нового времени – большие поклонники телесности, пусть даже если это наносит ущерб исторической реальности, да вообще религиозному благочестию.

Рембрандт

На его картине (1630 г.) преобладают темные, любимые художником, тона. Гроб Лазаря показан как саркофаг, привычный европейцу – на самом деле это была пещера.

"Лазарь! Иди вон!": что празднуют православные в субботу перед Страстной

Рембрандт Харменс ван Рейн. Музей искусств округа Лос-Анджелес
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи. Около 1630 г.
Примечательно, что в темной пещере над головой воскресшего висит оружие. Очевидно, это символ духовного меча, которое должно стать орудием каждого христианина.  Главный источник света изливается с левой стороны полотна, там, где изображена фигура Иисуса. Величественная неподвижность Христа подчеркивается бурными эмоциями других свидетелей чуда. Пытаясь освободиться от пелены, опутывающей его тело, Лазарь восстает со своего смертного ложа и устремляется вперёд, к Тому, кто пробудил его от смертного сна. Рембрандт мастерски изображает отрешённое лицо Лазаря, делающего свой первый вдох.

Ван Гог

А вот картина мэтра постимпрессионизма уже требует особых пояснений: на ней даже нет Христа. В пещеру гроба заглядывают его сестры, одетые скорее по моде XIX в. Впрочем, Ван Гог не ставил целью передать историческое событие – но лишь общее ощущение от него, которое хорошо угадывается в пронизывающем картину золотистом свете, позах женщин, их лицах, на которых смешались удивление с радостью.

"Лазарь! Иди вон!": что празднуют православные в субботу перед Страстной

Картина Винсента Ван Гога «Воскрешение Лазаря» (1890). Ее называют подражанием Рембрандту, однако художник не копировал, а заново переосмыслил картину голландского мастера. На своё полотно Ван Гог «перенёс» главных рембрандтовских персонажей — обёрнутого в саван Лазаря и двух его сестёр, Марфу и Марию

Нестеров

Его произведение, хотя написанное по канонам академической живописи, наиболее близко к иконе: мы видим узнаваемые образы Христа, сестер Лазаря, самого праведника, обвитого пеленами. Стиль работы художника понятен: сохранившийся эскиз предназначался для храма блгв. Александра Невского города Абастумани (Грузия)

"Лазарь! Иди вон!": что празднуют православные в субботу перед Страстной

Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942). Воскрешение Лазаря. 1899-1900 г. Эскиз росписи северной стены церкви св. Александра Невского в Абастумани (Грузия). Государственный Русский музей, СПб. «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью»,- говорил художник.

Это особый праздник, накануне Вербного воскресения, требующий углубления в себя, размышления над великим чудом, соделанным Спасителем, а еще – над жизнью и смертью человека. Евангелие этого дня – о том, что все умершие живы у Господа, но – о будущем всеобщем Воскресении.

Наталья Сазонова

Как поздравить

«С праздничной Лазаревой субботой, вас и всех, кто вашему сердцу дорог! Как праведный Лазарь воскрес, по велению Христа, так пусть и в вашей жизни воскреснет добро, счастье и радость. Крепкого вам здоровья и любви во всем! Пусть эти блага пошлет вам Господь».

«Сегодня не простой субботний день, в этот день сам Иисус даровал воскрешение праведному Лазарю! Я хочу пожелать, чтобы ваша вера в Бога была еще крепче, ведь там, где вера – всегда есть чудо. Чудес вам и счастья, с праздником, с Лазаревой субботой!»

Какие молитвы читать в Лазареву субботу

Это могут быть:

Молитва

«Господи Иисусе Христе, [noindex]Боже, Спасителю наш, Неисчерпаемая бездно милости, щедрот и любве, смерти и греха не сотворивый, и еще в раи определивый прародителем нашим вечныя и святыя и блаженныя жизни причастницы быти! Егда же по действу диаволю, человекоубийцы искони, едином человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тогда по неизреченному человеколюбию Твоему Ты определил еси Крестом и Воскресением Своим свободити согрешившия люди Твои от пропасти адовы и смерти вечныя. И егда прииде исполнение времен, Ты снисшел еси во днех плоти Своея, яко Пастырь Добрый, на взыскание заблудших овец Твоих, и прежде Креста Своего и вольныя страсти в Вифанию пришед, Ты единым словом Лазаря, друга Твоею, умерша и погребенна, воззвав от ада, из мертвых воскресил еси.

И тако велиим сим и страшным чудом прежде живоносныя смерти Твоея смертную державу потрясл еси, предвозвещая четверодневнаго возстанием скорое Твое, Живодавче Христе, тридневное из мертвых Воскресение, нас всех уверил еси, яко хощеши темнообразное адское царство крепостию Своею сокрушити и общее Воскресение всех явити, показуя Лазаря, яко пакибытия нашего предначатие спасительное. Сего ради и мы недостойнии с Марфой и Марией ныне да ликуем светло и с Вифанией да торжествуем, безмерное Твое снисхождение ныне празднующе и прослезением Твоим над Лазарем будущее утоление слез и смерти умерщвление радостно предначинающе.

Сподоби же и всем нам душами чистыми и нескверными умы, кротким же сердцем и смиренным нравом, с Вифаниею Тебе, кроткаго Владыку, прияти, и лукаваго гордыню сокрушити, и отверсти входы сердец наших, да с верою, якоже Мария, помажем миром любве пречистии нози Твои, и со всеусердием многим, яко же Марфа, послужим Тебе, вкушающе Пречистое Тело и Самую Честную Кровь Твою на таинственной Вечери Твоей, на нейже облязи с нами и источи нам многоценое молитвы миро, и слезы покаяния, и благоухание целомудрия и чистоты, да тако благоукрашеннии и просвещеннии, услышим глашение Твое: “Се стою при дверех и толку”, и по гласу Твоему да отверзем двери сердца и обитель сотворим Тебе, выну служаще Тебе и прославляюще Тя со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.[/noindex] Аминь».

[свернуть]

Задостойник и другие песнопения Лазаревой субботы

Задостойник, тропарь, кондак

Задостойник Чистую славно почтим, людие Богородицу, огнь Божества приимшую во чреве неопально, песньми величаем. Тропарь, глас 1: О́бщее воскресе́ние / пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я, / из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря Христе́ Бо́же. / Те́мже и мы я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, / Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: / оса́нна в вы́шних, // благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне. Кондак, глас 2: Всех ра́дость Христо́с, и́стина, свет, / живо́т, и ми́ра воскресе́ние, / су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию, / и бысть о́браз воскресе́ния, // всем подая́ боже́ственное оставле́ние.

[свернуть]

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

7 thoughts on “«Лазарь! Иди вон!»: что празднуют православные в субботу перед Страстной”

  1. Валерий Б:

    В одной статье про Вербное воскресенье прочитал, что на Лазаря, после смерти Христа была открыта самая настоящая охота, ведь он был живым свидетельством того, что Иисус истинный Бог. Поэтому и из Евангелистов упоминает об этом событии только один: Иоанн Богослов, который и писал Евангелие когда ему было уже 100 лет и сам Лазарь и его преследователи благополучно уже в мир иной отошли.

  2. Писатель на заборе:

    Не то чтобы я совсем был согласен с вами, Валерий. Но о вечном задумался крепко в прошлом году в день Радоницы… Вот прям на кладбище. Стою и думаю, прикинь..Про Лазаря. Думаю: А ведь человек четыре дня (!) на том свете был. Что видел? О чем думал потом всю жизнь? Он знал чего другие не знали, рассказывал и люди верили ему! Сколько народа крестил. Я побывал потом на Кипре у гробницы с мощами. Забавно, но французы долгое время считали, что его мощи покоятся у них в соборе бургундского города Отён. Некогда крестоносцы доставили из Константинополя, но в последствии оказалось, что это останки совершенно другого Лазаря. Паломники шли к мощам Лазаря из Вифании, о котором говорит апостол Иоанн в своем Евангелии, а это был Лазарь Эксский — первый епископ Экс-ан-Прованса, живший в V веке и даже не канонизированный как святой.

  3. Елена Сергеевна:

    Спаси Господи! Потрясающая статья. До глубины души, до мурашек. Автору Браво!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

День Святого Духа — что это за праздник?День Святого Духа — что это за праздник?

0 Comments
Духов день

В старину говорили, что Духов день – «именины земли», особый день покоя, созерцания после радостного праздника Пятидесятницы или Троицы, когда воспоминается пришествие в мир Ее Третьего Лица. Когда отмечается Духов день? Это всегда понедельник после Дня Святой Троицы, всегда приходящейся на воскресный день. В некоторых

Праздники

Обретение главы Иоанна Предтечи — детективная история+традиции праздника, приметы и опасные суеверияОбретение главы Иоанна Предтечи — детективная история+традиции праздника, приметы и опасные суеверия

0 Comments
Обретение главы Иоанна Предтечи: первое и второе

История этой святыни началась трагически: с осквернения, когда злая жена царя Ирода скрыла реликвию «в нечистом месте». Еще не раз верующие теряли – и снова обретали главу того, кто крестил во Иордане Самого Бога. В четверг, 9 марта 2023 года Церковь празднует Первое (IV век)

Праздники

Откуда пошли и когда запевать на Святки: вся правда о Рождественских колядкахОткуда пошли и когда запевать на Святки: вся правда о Рождественских колядках

0 Comments
Колядки на Рождество

Одни говорят, что колядки на Рождество — это «радостный крик души верующего человека», славящего Христа. Другие – что они являются обычаем языческого происхождения, против которого Церковь выступала многие столетия. Есть самые разноречивые мнения даже о происхождения самого слова. Так что же такое Рождественские колядки и

Праздники

Простой разбор календарей-2023: Почему в России Рождество Христово 7 января, а не 25 декабряПростой разбор календарей-2023: Почему в России Рождество Христово 7 января, а не 25 декабря

2 комментария
Рождество 7 января а не 25 декабря

У всех христиан Запада дата празднования Рождества Христова одна – 25 декабря. А вот у христиан Востока здесь разночтения. К настоящему времени сложилось так, что не все Православные Церкви отмечают Рождение Спасителя 7 января. Почему так? Разве не проще в России перенести Рождество с 7

Праздники

В хлеву какого города родился Иисус ХристосВ хлеву какого города родился Иисус Христос

0 Comments
Где родился Иисус Христос

Согласно двум Евангелистам – Матфею и Луке – местом, где родился Иисус Христос на земле, стал город Вифлеем в Иудее. Страна, где родился Спаситель Иудея – южная часть Палестины, «земли Обетованной», в которую Господь обещал в свое время привести вышедших из Египта евреев, что и

Праздники