Слово «юбилей» знают все, а вот то, что это понятие родом из Библии и означает оно совсем не круглую дату со дня рождения, знают не многие. Во время молебна на Новый год читается отрывок из Евангелия от Луки, который может быть понятен только в свете закона о Юбилее.
Из Библии
Давайте посмотрим текст в Священном писании и разберемся, как правильно его понимать. Вот отрывок из библейской книги Левит:
«И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя».
(Лев.25:8-10)
Звук трубы
Сразу нужно отметить, что ветхозаветный календарный цикл выделял седьмой день недели, т.е. субботу, субботний седьмой год и юбилейный год (семь по семь лет). Обо всём надо писать отдельно, но сегодня только о Юбилее. В еврейском оригинале слово «Юбилей» звучит как «йовель», что означает звук трубы и бараний рог, в который трубили.
Кричать от радости
«Юбилеем» этот год наименовали в латинской Библии, что в переводе «кричать от радости». Седьмой день недели – отдых от труда, в седьмой год – отдых земли от возделывания и прощение долгов, юбилейный год – покой земли, прощение долгов, возвращение земли должникам и отпущение всех рабов на свободу. Как после семи недель от Пасхи следовал 50-й день — праздник Пятидесятницы, так после семи субботних годов должен был праздноваться 50-й, юбилейный год. Теперь подробнее.
Чему учил и о чём пророчествовал юбилейный год?
Сигналом к началу Юбилейного года был трубный звук, возвещавший народу завета присутствие Бога. Человек должен понять, что на этой земле он странник и пришелец. Бог говорит евреям:
«Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня». (Лев.25:23)
Ничего твоего в этой жизни нет, ты только пользуешься и несёшь ответственность за то, как пользуешься. Научись любить Бога и его творение вверенное тебе. Земля возделываемая нуждается в покое, без чего она истощалась бы и могла отказывать человеку в дарах своих. В субботний год на один год, а в юбилейный на два года прекращалось земледелие. В пищу можно было употреблять лишь то, что само произрастало на полях.
Во все это время земля покоилась и возвращала истощенные свои силы и делалась способною к обильнейшему плодородию в следующие годы. Сеять и получать урожай следовало на сорок девятый год; в последний год из семи серий по семь лет люди собирали плоды своей деятельности; в юбилейный же год им предстояло полагаться только на верность Господа (Лев 25:21).
Испытание веры
Это было в самом деле испытанием для веры, потому что Бог дал народу чудесное обещание и требовал от него веры. Так юбилейный год становится добровольным перерывом в жизненной гонке; в этот год люди прекращают приобретать собственность; они перестают заботиться о хлебе насущном. Это переориентация приоритетов, возможность переоценить свое отношение ко времени и цели жизни. В этот же год полностью прочитывалась Тора, т.е. Пятикнижие Моисеево.
Право собственности и личной свободы всегда и у всех народов считалось священным правом. Если ты забрал у кого-то землю за долги и пользуешься ей, то в юбилейный год ты обязан вернуть её хозяину при любых обстоятельствах, даже в том случае, если ты честно приобрёл землю. Земля у евреев поделена по коленам и передаётся по наследству. Прощение долгов и возвращение должникам их имущества по возможности уравнивало права и состояние граждан. Бог защищает владение каждой семьи. Таким образом, Он оберегает семейный уклад и препятствует использованию дарованного Им владения в целях наживы.
Если Господь воспрещал израильтянам самовластно распоряжаться участками земли обетованной, поскольку это была его собственность, то еще более воспрещал им деспотизм и всякую жестокость по отношению к братьям своим.
Посему не только не следовало обедневшего израильтянина покупать в рабы, но следовало поддержать его всеми средствами, даже не беря с него никаких процентов или прибыли. Если же пришлось бы кому-нибудь купить еврея, уже проданного в рабство, то предписывалось относиться к нему не как к рабу, а как только к наемнику – со всякой снисходительностью и в юбилейный год непременно отпустить его на волю, со всем его семейством.
Эта же процедура подразумевалась и в седьмой год, потому Бог предостерегает:
«Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения; и чтоб, от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему. Помни, что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой, потому Я сегодня и заповедую тебе сие». (Втор.15:9 -15).
Земной смысл
С земной точки зрения Юбилей ставил целью возрождение общественного достоинства семей и восстановление их экономической жизнеспособности. Экономический крах семейства в одном поколении не должен был приговаривать все будущие поколения к пожизненной задолженности. В юбилейный год люди жили в свете прощения грехов, в гармонии с искупившим их Богом и в свободе от труда, им не приходилось проливать пот, чтобы обеспечить себя.
Духовный смысл
Духовный смысл Юбилейного года заключался в том, чтобы осуществить погружение Ветхозаветной Церкви в состояние Едема как некоего символического опыта и напомнить о потерянном Рае. А значит и обетование надежды на возвращение на свою истинную Родину, через грядущего Мессию.
На Новогоднем молебне мы читаем из Евангелия как Христос читает в синагоге книгу пророка Исайи:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». (Лк.4:17-21)
Лопухин хорошо заметил смысловые уровни этой декларации:
«Замечательно, что в этом пророчестве Исайи содержится обозначение всех видов помазания, существовавших в Ветхом Завете:
- Пророческое помазание обозначено словами: благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем.
- Царское: проповедовать (возвещать) пленным и т. д. — все прерогативы царя, которому предоставлено везде право помилования.
- Первосвященническое: проповедовать лето… так как возвещали наступление юбилейного года священники, по приказу первосвященника.
— Таким образом, Христос есть Пророк, Царь и Первосвященник».
Лето Господне благоприятное
Выражение «лето Господне благоприятное» и означает «Юбилейный год», когда происходило освобождение всех рабов, прощение всех долгов и так далее. Вследствие объявления всеобщей свободы этот год был самым радостным из всех годов, и — этот счастливый год представляется образом счастливого для искупленного человечества времени Царства Христова, времени Господня благоприятного.
И святитель Кирилл Александрийский также объясняет «лето благоприятное»:
«Итак приятно, без сомнения, то лето, в которое мы были приняты, получив общение с Ним, омывшись от греха через святое крещение и сделавшись общниками Его божественного естества через причастие Святого Дyxa. Приятным летом было то, в которое Он явил славу Свою в неизреченных знамениях, ибо мы радостно встретили время спасения через Него, на которое указал и премудрый Павел, говоря: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2 Кор. 6:2)».
Попытка католиков возродить юбилейные года
Католики, начиная со средних веков, пытались возродить юбилейные года. Кстати, с этим связана история появлений индульгенций. Практика празднования юбилеев, введённая Папой Римским Бонифацием VIII (1294-1303), придала этому паломничеству новое измерение: «Идя навстречу» желаниям жителей Рима Папа Бонифаций VIII торжественно объявил 1300 год первым юбилеем в истории. Воскрешая древнюю традицию, согласно которой «изобильное отпущение и прощение грехов» давалось тем, кто совершал паломничество к базилике св. Петра в Вечном городе, Папа пожелал по случаю юбилея даровать «прощение грехов», которое было бы не только более изобильным, но и полным.
В апреле 2015 года папа Франциск объявил о проведении внеочередного Юбилейного года с 8 декабря 2015 года по 20 ноября 2016 в память 50-й годовщины окончания Второго Ватиканского собора и посвятил его Божественному милосердию.
В этот Юбилейный год католикам для получения полной индульгенции, кроме исповеди, причастия, прочтения Символа веры, молитвы за папу и его нужды, необходимо было пройти через любые Святые врата, открытые в четырёх папских базиликах, а также в каждом кафедральном соборе мира и в храмах, выбранных по постановлению епархиального епископа.
Для Православия — это конечно полный абсурд.
Иеромонах Ефрем (Метс)