------------------- Юбилей - что означает слово
Православие сегодня Христианский смысл Понятие «юбилей» — родом из Библии и означает совсем не 100-летие со дня рождения

Понятие «юбилей» — родом из Библии и означает совсем не 100-летие со дня рождения

0 Comments
Юбилей - что означает слово

Слово «юбилей» знают все, а вот то, что это понятие родом из Библии и означает оно совсем не круглую дату со дня рождения, знают не многие. Во время молебна на Новый год читается отрывок из Евангелия от Луки, который может быть понятен только в свете закона о Юбилее.

Из Библии

Давайте посмотрим текст в Священном писании и разберемся, как правильно его понимать. Вот отрывок из библейской книги Левит:

«И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя».

(Лев.25:8-10)

Звук трубы

Сразу нужно отметить, что ветхозаветный календарный цикл выделял седьмой день недели, т.е. субботу, субботний седьмой год и юбилейный год (семь по семь лет). Обо всём надо писать отдельно, но сегодня только о Юбилее. В еврейском оригинале слово «Юбилей» звучит как «йовель», что означает звук трубы и бараний рог, в который трубили.

Кричать от радости

«Юбилеем» этот год наименовали в латинской Библии, что в переводе «кричать от радости». Седьмой день недели – отдых от труда, в седьмой год – отдых земли от возделывания и прощение долгов, юбилейный год – покой земли, прощение долгов, возвращение земли должникам и отпущение всех рабов на свободу. Как после семи недель от Пасхи следовал 50-й день — праздник Пятидесятницы, так после семи субботних годов должен был праздноваться 50-й, юбилейный год. Теперь подробнее.

Чему учил и о чём пророчествовал юбилейный год?

Сигналом к началу Юбилейного года был трубный звук, возвещавший народу завета присутствие Бога. Человек должен понять, что на этой земле он странник и пришелец. Бог говорит евреям:

«Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня». (Лев.25:23)

Ничего твоего в этой жизни нет, ты только пользуешься и несёшь ответственность за то, как пользуешься. Научись любить Бога и его творение вверенное тебе. Земля возделываемая нуждается в покое, без чего она истощалась бы и могла отказывать человеку в дарах своих. В субботний год на один год, а в юбилейный на два года прекращалось земледелие. В пищу можно было употреблять лишь то, что само произрастало на полях.

Во все это время земля покоилась и возвращала истощенные свои силы и делалась способною к обильнейшему плодородию в следующие годы. Сеять и получать урожай следовало на сорок девятый год; в последний год из семи серий по семь лет люди собирали плоды своей деятельности; в юбилейный же год им предстояло полагаться только на верность Господа (Лев 25:21).

Испытание веры

Это было в самом деле испытанием для веры, потому что Бог дал народу чудесное обещание и требовал от него веры. Так юбилейный год становится добровольным перерывом в жизненной гонке; в этот год люди прекращают приобретать собственность; они перестают заботиться о хлебе насущном. Это переориентация приоритетов, возможность переоценить свое отношение ко времени и цели жизни. В этот же год полностью прочитывалась Тора, т.е. Пятикнижие Моисеево.

Право собственности и личной свободы всегда и у всех народов считалось священным правом. Если ты забрал у кого-то землю за долги и пользуешься ей, то в юбилейный год ты обязан вернуть её хозяину при любых обстоятельствах, даже в том случае, если ты честно приобрёл землю. Земля у евреев поделена по коленам и передаётся по наследству. Прощение долгов и возвращение должникам их имущества по возможности уравнивало права и состояние граждан. Бог защищает владение каждой семьи. Таким образом, Он оберегает семейный уклад и препятствует использованию дарованного Им владения в целях наживы.

Если Господь воспрещал израильтянам самовластно распоряжаться участками земли обетованной, поскольку это была его собственность, то еще более воспрещал им деспотизм и всякую жестокость по отношению к братьям своим.

Посему не только не следовало обедневшего израильтянина покупать в рабы, но следовало поддержать его всеми средствами, даже не беря с него никаких процентов или прибыли. Если же пришлось бы кому-нибудь купить еврея, уже проданного в рабство, то предписывалось относиться к нему не как к рабу, а как только к наемнику – со всякой снисходительностью и в юбилейный год непременно отпустить его на волю, со всем его семейством.

Эта же процедура подразумевалась и в седьмой год, потому Бог предостерегает:

«Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения; и чтоб, от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему. Помни, что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой, потому Я сегодня и заповедую тебе сие». (Втор.15:9 -15).

Земной смысл 

С земной точки зрения Юбилей ставил целью возрождение общественного достоинства семей и восстановление их экономической жизнеспособности. Экономический крах семейства в одном поколении не должен был приговаривать все будущие поколения к пожизненной задолженности. В юбилейный год люди жили в свете прощения грехов, в гармонии с искупившим их Богом и в свободе от труда, им не приходилось проливать пот, чтобы обеспечить себя.

Духовный смысл

Духовный смысл Юбилейного года заключался в том, чтобы осуществить погружение Ветхозаветной Церкви в состояние Едема как некоего символического опыта и напомнить о потерянном Рае. А значит и обетование надежды на возвращение на свою истинную Родину, через грядущего Мессию.

На Новогоднем молебне мы читаем из Евангелия как Христос читает в синагоге книгу пророка Исайи:

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». (Лк.4:17-21)

Лопухин хорошо заметил смысловые уровни этой декларации:

«Замечательно, что в этом пророчестве Исайи содержится обозначение всех видов помазания, существовавших в Ветхом Завете:

  1. Пророческое помазание обозначено словами: благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем.
  2. Царское: проповедовать (возвещать) пленным и т. д. — все прерогативы царя, которому предоставлено везде право помилования.
  3. Первосвященническое: проповедовать лето… так как возвещали наступление юбилейного года священники, по приказу первосвященника.

— Таким образом, Христос есть Пророк, Царь и Первосвященник».

Лето Господне благоприятное

Выражение «лето Господне благоприятное» и означает «Юбилейный год», когда происходило освобождение всех рабов, прощение всех долгов и так далее. Вследствие объявления всеобщей свободы этот год был самым радостным из всех годов, и — этот счастливый год представляется образом счастливого для искупленного человечества времени Царства Христова, времени Господня благоприятного.

И святитель Кирилл Александрийский также объясняет «лето благоприятное»:

«Итак приятно, без сомнения, то лето, в которое мы были приняты, получив общение с Ним, омывшись от греха через святое крещение и сделавшись общниками Его божественного естества через причастие Святого Дyxa. Приятным летом было то, в которое Он явил славу Свою в неизреченных знамениях, ибо мы радостно встретили время спасения через Него, на которое указал и премудрый Павел, говоря: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2 Кор. 6:2)».

Попытка католиков возродить юбилейные года

Католики, начиная со средних веков, пытались возродить юбилейные года. Кстати, с этим связана история появлений индульгенций. Практика празднования юбилеев, введённая Папой Римским Бонифацием VIII (1294-1303), придала этому паломничеству новое измерение: «Идя навстречу» желаниям жителей Рима Папа Бонифаций VIII торжественно объявил 1300 год первым юбилеем в истории. Воскрешая древнюю традицию, согласно которой «изобильное отпущение и прощение грехов» давалось тем, кто совершал паломничество к базилике св. Петра в Вечном городе, Папа пожелал по случаю юбилея даровать «прощение грехов», которое было бы не только более изобильным, но и полным.

В апреле 2015 года папа Франциск объявил о проведении внеочередного Юбилейного года с 8 декабря 2015 года по 20 ноября 2016 в память 50-й годовщины окончания Второго Ватиканского собора и посвятил его Божественному милосердию.

В этот Юбилейный год католикам для получения полной индульгенции, кроме исповеди, причастия, прочтения Символа веры, молитвы за папу и его нужды, необходимо было пройти через любые Святые врата, открытые в четырёх папских базиликах, а также в каждом кафедральном соборе мира и в храмах, выбранных по постановлению епархиального епископа.

Для Православия — это конечно полный абсурд.

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Толкование в христианском контексте удмуртской колыбельной песни «Чагыр, чагыр дыдыке»Толкование в христианском контексте удмуртской колыбельной песни «Чагыр, чагыр дыдыке»

0 Comments
удмуртская колыбельная «Чагыр, чагыр дыдыке» - христианский смысл

Иеромонаха Ефрема (Метса) очень впечатлила и вдохновила удмуртская колыбельная «Чагыр, чагыр дыдыке», он истолковал ее в христианском смысле. Удмуртская колыбельная песня Оказывается, вокруг этой колыбельной идут жаркие научные споры. Филологи и литературоведы полемизируют о происхождении данного произведения. Дело в том, что впервые эту колыбельную зафиксировал

Христианский смысл

«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм

13 комментариев
Ежик в тумане с Евангельской точки зрения

Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) рассмотрел смысловую концепцию советского мультфильма Юрия Норштейна  «Ёжик в тумане» (автор сказки Сергей Козлов) и нашёл там немало духовных смыслов. Христианский смысл советского мультфильма Очень трудно представить, что ребёнку может понравиться такой мультик. Нет в нём ни

Христианский смысл

Библейские пророчестваБиблейские пророчества

0 Comments
Пророчества из Библии

Пророчества Библии – то, что Господь посчитал нужным, полезным объявить людям, сказав еще, что «не ваше дело знать времена и сроки». А вот духовно готовиться к «новому небу и новой земле», когда бы они ни наступили – действительно необходимо. Мессианские пророчества Это особые речения святых,

Христианский смысл

«Мы с тобой одной крови — ты и я!» — значение крови в христианстве«Мы с тобой одной крови — ты и я!» — значение крови в христианстве

0 Comments
Значение крови в христианстве

«Мы с тобой одной крови — ты и я!» Этот лозунг из советского мультфильма «Маугли» многим знаком. Для животных в мультфильме кровь является главным символом сцепления, братства и безопасности в джунглях. Сама по себе концепция такого понимания крови близка к библейской парадигме. Я рассмотрю те

Христианский смысл

«Концовка с богословской точки зрения прекрасна»: отзыв монаха о фильме «Не смотрите наверх»«Концовка с богословской точки зрения прекрасна»: отзыв монаха о фильме «Не смотрите наверх»

0 Comments
Фильм "Не смотрите наверх" с богословской точки зрения

Фильм «Не смотрите наверх»  посмотрел иеромонах Ефрем (Метс) и написал отзыв. Сразу скажу, что он настолько заряжен отсылками и смыслами, что через каждые пару минут его можно останавливать и комментировать происходящее. Но я, чтобы не утомлять пройдусь кратко и отмечу главные в моём понимании смыслы.

Христианский смысл