Око за око и зуб за зуб

Библейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думали

0 Comments
Око за око и зуб за зуб

 

Услышал недавно, как один известный учёный рассуждал на тему библейского высказывания «око за око и зуб за зуб». К сожалению, практически всегда это выражение неправильно понимается. Поэтому будем разбираться.

«Око за око и зуб за зуб» — фраза нарицательная?

Предписание «око за око и зуб за зуб» уже стало нарицательным, обозначая принцип талиона. В разных вариациях оно встречается в трёх библейских книгах: Исход, Левит, Второзаконие. Возьмём цитату из книги Исход:

«Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет [другого] вреда, то взять с [виновного] пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб».

(Исх.21:22-25)

Собственно говоря, почему-то люди толкуют эти слова как обязанность мести. Мол, дали тебе в глаз, а ты вот прям, обязан тоже дать в глаз. Самое интересное, что заповедь направлена как раз на обуздание мести.

Обратите внимание на контекст: «Когда дерутся люди…», а теперь вспоминаем психологию людей, находящихся в драке. Человек в гневе никогда не думает о последствиях, его разум затмился и он готов на всё, что угодно.

Да каждый из вас тысячи примеров может привести, когда человек творит неадекватное мщение:

  1. «Он меня козлом назвал, а ему нож в ребро»;
  2. «Он мне зуб выбил, а ему челюсть снёс»;
  3. «Меня на дискотеке толкнули, а мы впятером его ушатали»;
  4. «Жена забыла пиво купить, а её за это муж чуть не задушил»

А теперь представьте, если бы эти люди пользовались принципом «око за око и зуб за зуб»!

Возникли бы такие страшные последствия?! Ответ очевиден. Смысл фразы в том, что мера наказания не должна превышать меру преступления. Первый шаг в духовной жизни – научиться справедливости.

Я помню, как в детстве у некоторых был такой «загон», что если ты наступил на ногу, то тебе надо обязательно подставить ногу, чтобы и тебе наступили, а то что-то там случится. Это обычный принцип сатисфакции, т.е. удовлетворение тем, чтобы человек совершивший проступок понёс наказание. Такие вот у детей игры.

Как толкует Церковь принцип сатисфакции

Как же толкует Церковь этот принцип? Святой Исидор Пелусиот даёт такое понимание этого предписания:

«око за око, и зуб за зуб узаконено было Иудеям естеством, преисполненным кротости, думаю не для того, чтобы они были беспощадны и жестоки к обидевшим, как полагают манихеи, осуждая Ветхий Завет, но чтобы из опасения потерпеть то же, что делают сами, не отважились они на обиды».

Т.е. прежде чем кому-то сотворить зло подумай, а ты способен ли принять в ответ то же самое? Всё, что ты делаешь, имеет последствия, подумай тысячу раз. Вот и святой Иоанн Златоуст проводит ту же мысль:

«Око за око» сказаны для того, чтобы связать руки его, а не для того, чтобы направить против него твои, – и не для того, чтобы обезопасить от вреда только твои глаза, но и для того, чтобы сохранить целыми и его глаза».

Проще говоря, главный вывод из предписания «око за око и зуб за зуб» таков: человек, научись обуздывать свой гнев, и то зло, которое ты сотворишь, не останется без наказания.

Всё просто: познай справедливость и принцип «бумеранга». Начинай с этого.

Теперь переходим к словам Христа:

 

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

 

(Мф.5:38-39)

Главная ошибка некоторых толкователей заключается в том, что они видят в словах Христа противопоставление. Это очень древняя ересь, названная по имени её проповедника Маркионита. Он говорил, что христианский Бог Любви не может иметь ничего общего с жестоким, мстительным и капризным “богом”, каким рисует его Ветхий Завет. И возможно, этот “бог“ на самом деле вообще не кто иной, как сатана. Церковь осудила его учение как ересь.

Святитель Иоанн Златоуст говорил об этом:

«Если же кто порицает ветхий закон за то, что в нем предписывается воздавать такую месть, тот, по моему мнению, вовсе не имеет понятия о свойственной Законодателю мудрости, не соображается с обстоятельствами времени, и не знает, как иногда полезно бывает снисхождение».

Т.е. дело не в Боге, а в людях, которым Бог даёт заповеди исходя из их состояния. Смысл слов Христа в том, что Он возводит человека на следующую ступень, как об этом говорит святитель Фотий Константинопольский:

«Можно сказать и то, что прежде нас бывшие любомудрствовали по этому поводу, что эти высказывания непротиворечивы, и что утверждение одного не есть отрицание другого, но скорее путь и приуготовление, ведущее через несовершенный образ жизни к совершенству».

Иными словами, ты научился складывать числа и находить сумму, молодец! А теперь давай будем учиться умножать.

Тот же святитель Фотий проводит ещё одну важную мысль:

«Кроме того, требовать воздаяния для зачинщика несправедливости по неотмененному равенству не противоположно тому, чтобы с великой добротой удерживать и успокаивать мятущуюся душу в пределах великодушия, но первое присуще человеку, а второе ближе к божественному, и одно из них непредосудительно, а другое достойно похвалы».

Тут работает принцип: «одно хорошо, но это ещё лучше», но никак не «плохо и хорошо».

Здесь есть другая ловушка, которую Ницше назвал «ресентимент». Это когда человек свою слабость, трусость и дискомфорт начинает называть прощением и исполнением заповеди. Мол, я не мщу, потому что я христианин. А в это время в его душе растёт памятозлобие и ненависть, а человек всё пытается себя и окружающих убедить, что он руководствуется любовью и заповедью Христовой. Стоит вспомнить, что Сам Христос не подставлял щёку, когда Его били на суде:

«Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18:22-23)

Можно ли сказать, что здесь противоречие? На поверхности – да, но в глубине это означает, что всё очень сложно. Библия – самая сложная книга, только на первый взгляд может казаться, что всё понятно и не надо ничего усложнять, но всё это только кажется.

Именно поэтому нельзя перешагнуть дидактику и педагогику Ветхого Завета, и сразу стать христианином. Иначе получается очень уродливый и лживый образ. Если человеку занимающемуся мошенничеством начать говорить о милостыне, так он и будет у одних воровать, а другим давать. Но будет ли такая милостыня угодна Богу?! Конечно, нет!

Сначала человек должен усвоить заповедь «Не укради» и добродетель честного труда и только потом можно говорить о милостыне.

Я лично считаю, что наша культура не просто до Евангелия, она даже до Ветхого Завета не дотягивает:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». (Мф.5:17)

Иеромонах Ефрем (Метс)

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

Почему Бог хотел убить Моисея: загадки Книги ИсходПочему Бог хотел убить Моисея: загадки Книги Исход

0 Comments
Исход

  Один из самых загадочных эпизодов Библии описан в книге Исход. Сложность этого сюжета заключается в том, что обилие местоимений не даёт возможность понять: «Кто? Кого? Чего?» По этой причине единого толкования просто нет, у каждого комментатора своё видение. Ещё и разночтение в греческой и

Христианский смысл

«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм

5 комментариев
Ежик в тумане с Евангельской точки зрения

  Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) рассмотрел смысловую концепцию советского мультфильма Юрия Норштейна  «Ёжик в тумане» (автор сказки Сергей Козлов) и нашёл там немало духовных смыслов. Христианский смысл советского мультфильма Очень трудно представить, что ребёнку может понравиться такой мультик. Нет в нём

Христианский смысл

Карлсон сквозь «библейские очки»Карлсон сквозь «библейские очки»

0 Comments
Карлсон сквозь "библейские очки"

  А вы знаете, что можно увидеть богословские темы и смыслы в популярных светских книгах, фильмах и мультфильмах. Причем много. Интересный богословский разбор знаменитого Карлсона, который живет на крыше, получился у насельника Тихвинского монастыря с. Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрема (Метса). Христианский смысл Мне очень захотелось

Христианский смысл

Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?

0 Comments
Почему Иисус Христос никогда не улыбался

  Многим знакома фраза о том, что Иисус Христос никогда не смеялся. Если быть точнее, святой Иоанн Златоуст говорил, что Христа не видели смеющимся, а только плачущим, например, о друге Лазаре (Ин.11:31) и Иерусалиме (Лк. 19:41). Когда для смеха не остается места Это замечание становится

Христианский смысл

Духовные смыслы в «Сказке о рыбаке и рыбке»Духовные смыслы в «Сказке о рыбаке и рыбке»

0 Comments
Евангельский смысл сказки о золотой рыбке

  В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина поднимается одна из важнейших богословских и антропологических тем. Какова природа желаний? Можно ли контролировать желания? Является ли отказ от желаний добродетелью? В более усечённом и простом варианте, эта тема изображена в советском мультфильме «Цветик-семицветик». Но

Христианский смысл