Услышал недавно, как один известный учёный рассуждал на тему библейского высказывания «око за око и зуб за зуб». К сожалению, практически всегда это выражение неправильно понимается. Поэтому будем разбираться.
«Око за око и зуб за зуб» — фраза нарицательная?
Предписание «око за око и зуб за зуб» уже стало нарицательным, обозначая принцип талиона. В разных вариациях оно встречается в трёх библейских книгах: Исход, Левит, Второзаконие. Возьмём цитату из книги Исход:
«Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет [другого] вреда, то взять с [виновного] пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб».
(Исх.21:22-25)
Собственно говоря, почему-то люди толкуют эти слова как обязанность мести. Мол, дали тебе в глаз, а ты вот прям, обязан тоже дать в глаз. Самое интересное, что заповедь направлена как раз на обуздание мести.
Обратите внимание на контекст: «Когда дерутся люди…», а теперь вспоминаем психологию людей, находящихся в драке. Человек в гневе никогда не думает о последствиях, его разум затмился и он готов на всё, что угодно.
Да каждый из вас тысячи примеров может привести, когда человек творит неадекватное мщение:
- «Он меня козлом назвал, а ему нож в ребро»;
- «Он мне зуб выбил, а ему челюсть снёс»;
- «Меня на дискотеке толкнули, а мы впятером его ушатали»;
- «Жена забыла пиво купить, а её за это муж чуть не задушил»
А теперь представьте, если бы эти люди пользовались принципом «око за око и зуб за зуб»!
Возникли бы такие страшные последствия?! Ответ очевиден. Смысл фразы в том, что мера наказания не должна превышать меру преступления. Первый шаг в духовной жизни – научиться справедливости.
Я помню, как в детстве у некоторых был такой «загон», что если ты наступил на ногу, то тебе надо обязательно подставить ногу, чтобы и тебе наступили, а то что-то там случится. Это обычный принцип сатисфакции, т.е. удовлетворение тем, чтобы человек совершивший проступок понёс наказание. Такие вот у детей игры.
Как толкует Церковь принцип сатисфакции
Как же толкует Церковь этот принцип? Святой Исидор Пелусиот даёт такое понимание этого предписания:
«око за око, и зуб за зуб узаконено было Иудеям естеством, преисполненным кротости, думаю не для того, чтобы они были беспощадны и жестоки к обидевшим, как полагают манихеи, осуждая Ветхий Завет, но чтобы из опасения потерпеть то же, что делают сами, не отважились они на обиды».
Т.е. прежде чем кому-то сотворить зло подумай, а ты способен ли принять в ответ то же самое? Всё, что ты делаешь, имеет последствия, подумай тысячу раз. Вот и святой Иоанн Златоуст проводит ту же мысль:
«Око за око» сказаны для того, чтобы связать руки его, а не для того, чтобы направить против него твои, – и не для того, чтобы обезопасить от вреда только твои глаза, но и для того, чтобы сохранить целыми и его глаза».
Проще говоря, главный вывод из предписания «око за око и зуб за зуб» таков: человек, научись обуздывать свой гнев, и то зло, которое ты сотворишь, не останется без наказания.
Всё просто: познай справедливость и принцип «бумеранга». Начинай с этого.
Теперь переходим к словам Христа:
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
(Мф.5:38-39)
Главная ошибка некоторых толкователей заключается в том, что они видят в словах Христа противопоставление. Это очень древняя ересь, названная по имени её проповедника Маркионита. Он говорил, что христианский Бог Любви не может иметь ничего общего с жестоким, мстительным и капризным “богом”, каким рисует его Ветхий Завет. И возможно, этот “бог“ на самом деле вообще не кто иной, как сатана. Церковь осудила его учение как ересь.
Святитель Иоанн Златоуст говорил об этом:
«Если же кто порицает ветхий закон за то, что в нем предписывается воздавать такую месть, тот, по моему мнению, вовсе не имеет понятия о свойственной Законодателю мудрости, не соображается с обстоятельствами времени, и не знает, как иногда полезно бывает снисхождение».
Т.е. дело не в Боге, а в людях, которым Бог даёт заповеди исходя из их состояния. Смысл слов Христа в том, что Он возводит человека на следующую ступень, как об этом говорит святитель Фотий Константинопольский:
«Можно сказать и то, что прежде нас бывшие любомудрствовали по этому поводу, что эти высказывания непротиворечивы, и что утверждение одного не есть отрицание другого, но скорее путь и приуготовление, ведущее через несовершенный образ жизни к совершенству».
Иными словами, ты научился складывать числа и находить сумму, молодец! А теперь давай будем учиться умножать.
Тот же святитель Фотий проводит ещё одну важную мысль:
«Кроме того, требовать воздаяния для зачинщика несправедливости по неотмененному равенству не противоположно тому, чтобы с великой добротой удерживать и успокаивать мятущуюся душу в пределах великодушия, но первое присуще человеку, а второе ближе к божественному, и одно из них непредосудительно, а другое достойно похвалы».
Тут работает принцип: «одно хорошо, но это ещё лучше», но никак не «плохо и хорошо».
Здесь есть другая ловушка, которую Ницше назвал «ресентимент». Это когда человек свою слабость, трусость и дискомфорт начинает называть прощением и исполнением заповеди. Мол, я не мщу, потому что я христианин. А в это время в его душе растёт памятозлобие и ненависть, а человек всё пытается себя и окружающих убедить, что он руководствуется любовью и заповедью Христовой. Стоит вспомнить, что Сам Христос не подставлял щёку, когда Его били на суде:
«Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18:22-23)
Можно ли сказать, что здесь противоречие? На поверхности – да, но в глубине это означает, что всё очень сложно. Библия – самая сложная книга, только на первый взгляд может казаться, что всё понятно и не надо ничего усложнять, но всё это только кажется.
Читайте также: «Козёл отпущения»: значение и все смыслы фразы
Именно поэтому нельзя перешагнуть дидактику и педагогику Ветхого Завета, и сразу стать христианином. Иначе получается очень уродливый и лживый образ. Если человеку занимающемуся мошенничеством начать говорить о милостыне, так он и будет у одних воровать, а другим давать. Но будет ли такая милостыня угодна Богу?! Конечно, нет!
Сначала человек должен усвоить заповедь «Не укради» и добродетель честного труда и только потом можно говорить о милостыне.
Я лично считаю, что наша культура не просто до Евангелия, она даже до Ветхого Завета не дотягивает:
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». (Мф.5:17)
Иеромонах Ефрем (Метс)
Был уверен, что имеется ввиду месть. Кровная, крутая. Оригинальная позиция у автора.
Талио́н — категория юриспруденции и морали, также известная как равное (симметричное) возмездие. Принцип (правило) назначения уголовного наказания за преступление…
В непонимании Библии погрязло все общество. Мы только теоретики, да и то плохие. «Око за око и зуб за зуб»… актуальная заметка отца Ефрема, конечно. Но что делать?