------------------- Око за око и зуб за зуб
Православие сегодня Христианский смысл Библейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думали

Библейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думали

комментария 2
Око за око и зуб за зуб

Услышал недавно, как один известный учёный рассуждал на тему библейского высказывания «око за око и зуб за зуб». К сожалению, практически всегда это выражение неправильно понимается. Поэтому будем разбираться.

«Око за око и зуб за зуб» — фраза нарицательная?

Предписание «око за око и зуб за зуб» уже стало нарицательным, обозначая принцип талиона. В разных вариациях оно встречается в трёх библейских книгах: Исход, Левит, Второзаконие. Возьмём цитату из книги Исход:

«Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет [другого] вреда, то взять с [виновного] пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб».

(Исх.21:22-25)

Собственно говоря, почему-то люди толкуют эти слова как обязанность мести. Мол, дали тебе в глаз, а ты вот прям, обязан тоже дать в глаз. Самое интересное, что заповедь направлена как раз на обуздание мести.

Обратите внимание на контекст: «Когда дерутся люди…», а теперь вспоминаем психологию людей, находящихся в драке. Человек в гневе никогда не думает о последствиях, его разум затмился и он готов на всё, что угодно.

Да каждый из вас тысячи примеров может привести, когда человек творит неадекватное мщение:

  1. «Он меня козлом назвал, а ему нож в ребро»;
  2. «Он мне зуб выбил, а ему челюсть снёс»;
  3. «Меня на дискотеке толкнули, а мы впятером его ушатали»;
  4. «Жена забыла пиво купить, а её за это муж чуть не задушил»

А теперь представьте, если бы эти люди пользовались принципом «око за око и зуб за зуб»!

Возникли бы такие страшные последствия?! Ответ очевиден. Смысл фразы в том, что мера наказания не должна превышать меру преступления. Первый шаг в духовной жизни – научиться справедливости.

Я помню, как в детстве у некоторых был такой «загон», что если ты наступил на ногу, то тебе надо обязательно подставить ногу, чтобы и тебе наступили, а то что-то там случится. Это обычный принцип сатисфакции, т.е. удовлетворение тем, чтобы человек совершивший проступок понёс наказание. Такие вот у детей игры.

Как толкует Церковь принцип сатисфакции

Как же толкует Церковь этот принцип? Святой Исидор Пелусиот даёт такое понимание этого предписания:

«око за око, и зуб за зуб узаконено было Иудеям естеством, преисполненным кротости, думаю не для того, чтобы они были беспощадны и жестоки к обидевшим, как полагают манихеи, осуждая Ветхий Завет, но чтобы из опасения потерпеть то же, что делают сами, не отважились они на обиды».

Т.е. прежде чем кому-то сотворить зло подумай, а ты способен ли принять в ответ то же самое? Всё, что ты делаешь, имеет последствия, подумай тысячу раз. Вот и святой Иоанн Златоуст проводит ту же мысль:

«Око за око» сказаны для того, чтобы связать руки его, а не для того, чтобы направить против него твои, – и не для того, чтобы обезопасить от вреда только твои глаза, но и для того, чтобы сохранить целыми и его глаза».

Проще говоря, главный вывод из предписания «око за око и зуб за зуб» таков: человек, научись обуздывать свой гнев, и то зло, которое ты сотворишь, не останется без наказания.

Всё просто: познай справедливость и принцип «бумеранга». Начинай с этого.

Теперь переходим к словам Христа:

 

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

(Мф.5:38-39)

Главная ошибка некоторых толкователей заключается в том, что они видят в словах Христа противопоставление. Это очень древняя ересь, названная по имени её проповедника Маркионита. Он говорил, что христианский Бог Любви не может иметь ничего общего с жестоким, мстительным и капризным “богом”, каким рисует его Ветхий Завет. И возможно, этот “бог“ на самом деле вообще не кто иной, как сатана. Церковь осудила его учение как ересь.

Святитель Иоанн Златоуст говорил об этом:

«Если же кто порицает ветхий закон за то, что в нем предписывается воздавать такую месть, тот, по моему мнению, вовсе не имеет понятия о свойственной Законодателю мудрости, не соображается с обстоятельствами времени, и не знает, как иногда полезно бывает снисхождение».

Т.е. дело не в Боге, а в людях, которым Бог даёт заповеди исходя из их состояния. Смысл слов Христа в том, что Он возводит человека на следующую ступень, как об этом говорит святитель Фотий Константинопольский:

«Можно сказать и то, что прежде нас бывшие любомудрствовали по этому поводу, что эти высказывания непротиворечивы, и что утверждение одного не есть отрицание другого, но скорее путь и приуготовление, ведущее через несовершенный образ жизни к совершенству».

Иными словами, ты научился складывать числа и находить сумму, молодец! А теперь давай будем учиться умножать.

Тот же святитель Фотий проводит ещё одну важную мысль:

«Кроме того, требовать воздаяния для зачинщика несправедливости по неотмененному равенству не противоположно тому, чтобы с великой добротой удерживать и успокаивать мятущуюся душу в пределах великодушия, но первое присуще человеку, а второе ближе к божественному, и одно из них непредосудительно, а другое достойно похвалы».

Тут работает принцип: «одно хорошо, но это ещё лучше», но никак не «плохо и хорошо».

Здесь есть другая ловушка, которую Ницше назвал «ресентимент». Это когда человек свою слабость, трусость и дискомфорт начинает называть прощением и исполнением заповеди. Мол, я не мщу, потому что я христианин. А в это время в его душе растёт памятозлобие и ненависть, а человек всё пытается себя и окружающих убедить, что он руководствуется любовью и заповедью Христовой. Стоит вспомнить, что Сам Христос не подставлял щёку, когда Его били на суде:

«Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18:22-23)

Можно ли сказать, что здесь противоречие? На поверхности – да, но в глубине это означает, что всё очень сложно. Библия – самая сложная книга, только на первый взгляд может казаться, что всё понятно и не надо ничего усложнять, но всё это только кажется.

Читайте также: «Козёл отпущения»: значение и все смыслы фразы 

Именно поэтому нельзя перешагнуть дидактику и педагогику Ветхого Завета, и сразу стать христианином. Иначе получается очень уродливый и лживый образ. Если человеку занимающемуся мошенничеством начать говорить о милостыне, так он и будет у одних воровать, а другим давать. Но будет ли такая милостыня угодна Богу?! Конечно, нет!

Сначала человек должен усвоить заповедь «Не укради» и добродетель честного труда и только потом можно говорить о милостыне.

Я лично считаю, что наша культура не просто до Евангелия, она даже до Ветхого Завета не дотягивает:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». (Мф.5:17)

Иеромонах Ефрем (Метс)

 

Полезная статья? Мы рады! Благодарим тех, кто слово поддержал делом: 2202 2018 4415 4894 -Сбербанк редактора (Ирина Анатольевна Я) Пожертвования идут на оплату хостинга и небольшой гонорар авторам. Господи, Спаси благотворителей

2 комментария для “Библейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думали”

  1. Шанс есть:

    Был уверен, что имеется ввиду месть. Кровная, крутая. Оригинальная позиция у автора.
    Талио́н — категория юриспруденции и морали, также известная как равное (симметричное) возмездие. Принцип (правило) назначения уголовного наказания за преступление…

  2. В непонимании Библии погрязло все общество. Мы только теоретики, да и то плохие. «Око за око и зуб за зуб»… актуальная заметка отца Ефрема, конечно. Но что делать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова ««Введение в христианскую психологию» 1994 годаДве интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова ««Введение в христианскую психологию» 1994 года

| | Нет комментариев
Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова "«Введение в христианскую психологию» 1994 года

Мне попалась в руки книга священника Бориса Ничипорова «Введение в христианскую психологию», написанная в 1994 году. Читаешь, и не верится, что такие книги в 90-х писались. Мне понравились две мысли

Христианский смысл

«Таскаю проклятые камни, зарабатываю на еду, строю храм». Суть популярной притчи объяснил священник«Таскаю проклятые камни, зарабатываю на еду, строю храм». Суть популярной притчи объяснил священник

| | Нет комментариев
Притча я строю храм - разбор

Есть ныне популярная притча, которую прокомментировал иеромонах Ефрем (Метс), разложив всё по полочкам. «Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем. «Что

Христианский смысл

Богатство не грех. Но есть нюанс. Статья для христиан, которые хотят разбогатетьБогатство не грех. Но есть нюанс. Статья для христиан, которые хотят разбогатеть

| | Нет комментариев
Богатство в православии

В библейской книге «Притчи Соломона» (в 28 главе) есть несколько стихов обращённых к богатым и к тем, кто желает таковым стать. Ветхий Завет не порицает богатых людей, не видит в

Христианский смысл

Художественные традиции изображения Благовещения в живописи: краткий обзорХудожественные традиции изображения Благовещения в живописи: краткий обзор

| | Нет комментариев
Картины Благовещения

«Сын Божий Сын Девы бывает» (Сын Божий делается Сыном Девы). Великое чудо, едва доступное человеческому уму, происшедшее однажды в маленьком палестинском городе Назарете, нельзя понять человеческим умом, но можно — почувствовать

Христианский смысл

Духовные смыслы в «Сказке о рыбаке и рыбке»Духовные смыслы в «Сказке о рыбаке и рыбке»

| | Нет комментариев
Евангельский смысл сказки о золотой рыбке

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина поднимается одна из важнейших богословских и антропологических тем. Какова природа желаний? Можно ли контролировать желания? Является ли отказ от желаний добродетелью?

Христианский смысл