------------------- Око за око и зуб за зуб
Православие сегодня Христианский смысл Библейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думали

Библейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думали

2 комментария
Око за око и зуб за зуб

Услышал недавно, как один известный учёный рассуждал на тему библейского высказывания «око за око и зуб за зуб». К сожалению, практически всегда это выражение неправильно понимается. Поэтому будем разбираться.

«Око за око и зуб за зуб» — фраза нарицательная?

Предписание «око за око и зуб за зуб» уже стало нарицательным, обозначая принцип талиона. В разных вариациях оно встречается в трёх библейских книгах: Исход, Левит, Второзаконие. Возьмём цитату из книги Исход:

«Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет [другого] вреда, то взять с [виновного] пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб».

(Исх.21:22-25)

Собственно говоря, почему-то люди толкуют эти слова как обязанность мести. Мол, дали тебе в глаз, а ты вот прям, обязан тоже дать в глаз. Самое интересное, что заповедь направлена как раз на обуздание мести.

Обратите внимание на контекст: «Когда дерутся люди…», а теперь вспоминаем психологию людей, находящихся в драке. Человек в гневе никогда не думает о последствиях, его разум затмился и он готов на всё, что угодно.

Да каждый из вас тысячи примеров может привести, когда человек творит неадекватное мщение:

  1. «Он меня козлом назвал, а ему нож в ребро»;
  2. «Он мне зуб выбил, а ему челюсть снёс»;
  3. «Меня на дискотеке толкнули, а мы впятером его ушатали»;
  4. «Жена забыла пиво купить, а её за это муж чуть не задушил»

А теперь представьте, если бы эти люди пользовались принципом «око за око и зуб за зуб»!

Возникли бы такие страшные последствия?! Ответ очевиден. Смысл фразы в том, что мера наказания не должна превышать меру преступления. Первый шаг в духовной жизни – научиться справедливости.

Я помню, как в детстве у некоторых был такой «загон», что если ты наступил на ногу, то тебе надо обязательно подставить ногу, чтобы и тебе наступили, а то что-то там случится. Это обычный принцип сатисфакции, т.е. удовлетворение тем, чтобы человек совершивший проступок понёс наказание. Такие вот у детей игры.

Как толкует Церковь принцип сатисфакции

Как же толкует Церковь этот принцип? Святой Исидор Пелусиот даёт такое понимание этого предписания:

«око за око, и зуб за зуб узаконено было Иудеям естеством, преисполненным кротости, думаю не для того, чтобы они были беспощадны и жестоки к обидевшим, как полагают манихеи, осуждая Ветхий Завет, но чтобы из опасения потерпеть то же, что делают сами, не отважились они на обиды».

Т.е. прежде чем кому-то сотворить зло подумай, а ты способен ли принять в ответ то же самое? Всё, что ты делаешь, имеет последствия, подумай тысячу раз. Вот и святой Иоанн Златоуст проводит ту же мысль:

«Око за око» сказаны для того, чтобы связать руки его, а не для того, чтобы направить против него твои, – и не для того, чтобы обезопасить от вреда только твои глаза, но и для того, чтобы сохранить целыми и его глаза».

Проще говоря, главный вывод из предписания «око за око и зуб за зуб» таков: человек, научись обуздывать свой гнев, и то зло, которое ты сотворишь, не останется без наказания.

Всё просто: познай справедливость и принцип «бумеранга». Начинай с этого.

Теперь переходим к словам Христа:

 

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

(Мф.5:38-39)

Главная ошибка некоторых толкователей заключается в том, что они видят в словах Христа противопоставление. Это очень древняя ересь, названная по имени её проповедника Маркионита. Он говорил, что христианский Бог Любви не может иметь ничего общего с жестоким, мстительным и капризным “богом”, каким рисует его Ветхий Завет. И возможно, этот “бог“ на самом деле вообще не кто иной, как сатана. Церковь осудила его учение как ересь.

Святитель Иоанн Златоуст говорил об этом:

«Если же кто порицает ветхий закон за то, что в нем предписывается воздавать такую месть, тот, по моему мнению, вовсе не имеет понятия о свойственной Законодателю мудрости, не соображается с обстоятельствами времени, и не знает, как иногда полезно бывает снисхождение».

Т.е. дело не в Боге, а в людях, которым Бог даёт заповеди исходя из их состояния. Смысл слов Христа в том, что Он возводит человека на следующую ступень, как об этом говорит святитель Фотий Константинопольский:

«Можно сказать и то, что прежде нас бывшие любомудрствовали по этому поводу, что эти высказывания непротиворечивы, и что утверждение одного не есть отрицание другого, но скорее путь и приуготовление, ведущее через несовершенный образ жизни к совершенству».

Иными словами, ты научился складывать числа и находить сумму, молодец! А теперь давай будем учиться умножать.

Тот же святитель Фотий проводит ещё одну важную мысль:

«Кроме того, требовать воздаяния для зачинщика несправедливости по неотмененному равенству не противоположно тому, чтобы с великой добротой удерживать и успокаивать мятущуюся душу в пределах великодушия, но первое присуще человеку, а второе ближе к божественному, и одно из них непредосудительно, а другое достойно похвалы».

Тут работает принцип: «одно хорошо, но это ещё лучше», но никак не «плохо и хорошо».

Здесь есть другая ловушка, которую Ницше назвал «ресентимент». Это когда человек свою слабость, трусость и дискомфорт начинает называть прощением и исполнением заповеди. Мол, я не мщу, потому что я христианин. А в это время в его душе растёт памятозлобие и ненависть, а человек всё пытается себя и окружающих убедить, что он руководствуется любовью и заповедью Христовой. Стоит вспомнить, что Сам Христос не подставлял щёку, когда Его били на суде:

«Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18:22-23)

Можно ли сказать, что здесь противоречие? На поверхности – да, но в глубине это означает, что всё очень сложно. Библия – самая сложная книга, только на первый взгляд может казаться, что всё понятно и не надо ничего усложнять, но всё это только кажется.

Читайте также: «Козёл отпущения»: значение и все смыслы фразы 

Именно поэтому нельзя перешагнуть дидактику и педагогику Ветхого Завета, и сразу стать христианином. Иначе получается очень уродливый и лживый образ. Если человеку занимающемуся мошенничеством начать говорить о милостыне, так он и будет у одних воровать, а другим давать. Но будет ли такая милостыня угодна Богу?! Конечно, нет!

Сначала человек должен усвоить заповедь «Не укради» и добродетель честного труда и только потом можно говорить о милостыне.

Я лично считаю, что наша культура не просто до Евангелия, она даже до Ветхого Завета не дотягивает:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». (Мф.5:17)

Иеромонах Ефрем (Метс)

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

2 thoughts on “Библейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думали”

  1. Шанс есть:

    Был уверен, что имеется ввиду месть. Кровная, крутая. Оригинальная позиция у автора.
    Талио́н — категория юриспруденции и морали, также известная как равное (симметричное) возмездие. Принцип (правило) назначения уголовного наказания за преступление…

  2. В непонимании Библии погрязло все общество. Мы только теоретики, да и то плохие. «Око за око и зуб за зуб»… актуальная заметка отца Ефрема, конечно. Но что делать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Иеромонах разъяснил аскетическое учение о воображении, мечтах и прелести в духовной жизниИеромонах разъяснил аскетическое учение о воображении, мечтах и прелести в духовной жизни

0 Comments
Духовная прелесть, воображаемый друг

Атеисты любят утверждать, что будто бы для верующих людей Бог — то же самое, что «воображаемый друг» для детей. Иеромонах Ефрем (Метс) здесь выделяет слово «воображаемый» и раскрывает аскетическое учение о воображении. Интересно, что такие слова как «воображение», «фантазия», «мечта», а ещё и «прелесть» употребляются

Христианский смысл

Подвиг девства в христианстве — странное явление?Подвиг девства в христианстве — странное явление?

0 Comments
Девство

Как разобраться в таком странном явлении как подвиг девства, можем ли мы это понять в сегодняшней культуре? Почему народ XX-го века сексуально свободен, монастыри пустые, христианское сознание в андеграунде, но при этом рождаемость падает, семьи разваливаются? Чего не хватает — ответил  иеромонах Ефрем (Метс). Сексуальная

Христианский смысл

«Мы с тобой одной крови — ты и я!» — значение крови в христианстве«Мы с тобой одной крови — ты и я!» — значение крови в христианстве

0 Comments
Значение крови в христианстве

«Мы с тобой одной крови — ты и я!» Этот лозунг из советского мультфильма «Маугли» многим знаком. Для животных в мультфильме кровь является главным символом сцепления, братства и безопасности в джунглях. Сама по себе концепция такого понимания крови близка к библейской парадигме. Я рассмотрю те

Христианский смысл

«Благодарю Вселенную за…» В чем затык такой «молитвы» рассказал священник Православной Церкви«Благодарю Вселенную за…» В чем затык такой «молитвы» рассказал священник Православной Церкви

0 Comments
Благодарю Вселенную

«Я благодарю Вселенную за…», «Вселенная меня услышала…», «Посылаю сигнал Вселенной» и т.д. Большинство читали и слышали такие реплики. Причём бывает, что такие фразы произносят матёрые материалисты, заявляющие о своём неверии ни во что. Разобрал это выражение и то, что за ним скрывается насельник Тихвинского монастыря

Христианский смысл

Неделя и день благословений — что это такое и когда бывает по церковному календарюНеделя и день благословений — что это такое и когда бывает по церковному календарю

0 Comments
День благословения и неделя - что это такое и когдабывает

Вот вполне типичный диалог в социальных сетях:  – Сегодня и всю следующую неделю — дни благословений. Все благословения, которые вы даете сегодня, вернутся к вам разнообразными способами, которые принесут вам пользу…  – Не слышала о таком. Это по церковному календарю??  – Честно говоря, не знаю.

Христианский смысл