------------------- День сурка: христианский смысл
Православие сегодня Христианский смысл Философско-богословская притча о времени и вечности — фильм «День сурка»

Философско-богословская притча о времени и вечности — фильм «День сурка»

0 Comments
День сурка: христианский смысл

Иеромонах Ефрем Метс сделал разбор фильма «День сурка» под «православным углом»: что значит, какая связь с новолетием (14 сентября), где логика в чем библейский смысл?

Спойлер: «Теперь у времени есть выход в вечность через Христа. Кто хочет крутиться в Сансаре, пусть крутится, кто хочет поднимать вечно падающий камень в гору, пусть поднимает».

Петля времени

В день церковного новолетия (нового года) я вспомнил фильм «День сурка». Прекрасная и точная христианская философско-богословская притча о времени и вечности, проклятии и благословении человеческой жизни.

Проблема «петли времени» всегда стояла перед человеком. Можно вспомнить древнегреческий миф о наказании Сизифа, пытавшегося обмануть смерть. За это ему пришлось вечно вкатывать на гору тяжёлый камень, который скатывался вниз. Сюда же относится буддийская Сансара – вечный кошмар круговорота смерти и перерождений.

И, конечно же, библейская книга Екклесиаста, показывающая глобальный «день сурка» и суетность во всей истории человеческого рода.

Проклятие грехопадения

«День сурка» — одно из проклятий грехопадения: бессмысленность, абсурд и тление, которое человеку нужно тащить на себе, даже не понимая в какую сторону.

Фильм

Фильм «День сурка» начинается с того, что главный герой Фил ведёт телепередачу «Прогноз погоды». Природа живёт своей жизнью, независимой от человека, её круговорот в книге Екклесиаста становится образом дурной и бессмысленной бесконечности:

«Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь». (Еккл.1:6-7)

Сам по себе Фил циничен, эгоистичен и терпеть не может свою работу. В его жизни нет места никому, кроме самого себя.

Приехав в небольшой городок сделать репортаж на праздник, Фил просыпается каждый день в один и тот же день.

День сурка и новолетие: христианский смысл фильма

Петля времени

Первая мысль, которая ему приходит на ум, заключается в том, что можно не нести ответственность за свою жизнь, ведь всё с утра обнуляется. Значит нужно просто получать удовольствие и наслаждение от жизни, т.е. грешить. Он начинает соблазнять, воровать, блудить, драться, обжираться, напиваться и т.п.

Особенно ему хочется затащить в постель коллегу Риту, которая никак не поддаётся на уловки и знания, несмотря на то, что он досконально изучил её. Она читает ему стихи Вальтера Скотта, которые должны сподвигнуть Фила на перемены:

Замкнувшись в мыслях о себе
Земного счастья он лишился
И умер дважды, опустился
В тот прах, откуда он восстал
Без скорби, почестей и славы.

Все греховные удовольствия всегда приводят к отчаянию:

«Ибо возмездие за грех – смерть». (Рим.6:23)

Умирая душой, Фил пытается каждый день покончить жизнь самоубийством, но вновь и вновь просыпается в один и тот же день. Здесь мне вспоминаются слова из Апокалипсиса:

«В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них». (Откр.9:6)

В состоянии полного бессилия и уныния Фил пытается доказать Рите, что он бог, поскольку бессмертен и всё знает.

От автоматической жизни — к осознанной

В какой-то момент Фил решает каждый день посвящать не себе и своим желаниям, а пробует служить людям, помогая и спасая их, т.е. встаёт на путь добродетели, проявляя заботу и любовь к ближним. Он также учится новым навыкам: игре на пианино, овладевает французским, вырезает фигуры изо льда, учится медицине и всеми этими знаниями приносит пользу и радость людям.

Из неосознанной и автоматической жизнь Фила становится глубокой и сознательной, он начинает видеть, слышать и чувствовать то, на что ему было раньше наплевать. Теперь ему не хочется умирать, поскольку появляется смысл жизни, а значит радость и силы.

Финальная сцена потрясла меня до глубины души своей гениальность! Я про аукцион. Сначала Фил танцует с Ритой и люди благодарят его за то добро, которое он сделал для них в течение дня.

Самая мощная сцена заключена в аукционе холостяков.

Фил как холостяк выходит на сцену и женщины предлагают свою цену, чтобы выкупить его, останавливаются на 50 долларах. Рита даёт свою цену – 339 долларов 88 центов, т.е. всё что у неё было. Таким образом, она отдаёт не деньги, а себя и свою жизнь за Фила.

Какой замечательный образ искупления, как говорит апостол Павел:

«Вы куплены дорогою ценою». (1Кор.7:23)

В этом фильме прослеживаются разные смыслы. Один из них заключен в том, что человек может прожить свой день очень по-разному, даже если весь день расписан.

Если вам кажется, что ваша жизнь похожа на «день сурка», то значит, вы проживаете её неправильно, тупо и уныло.

Рита замечательно вписывается в образ благодати Божьей, она та, кого нужно возжелать, но взять её лукавством и насилием невозможно. Именно это и пытались сделать Адам и Ева в Раю.

Как пишет апостол Павел:

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар». (Еф.2:8)

Именно искупление Риты выводит Фила из повторяющегося дня.

Ну, и самое главное. В праздник церковного новолетия читается отрывок из Евангелия, когда Христос говорит:

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное». (Лк.4:18-19)

Благой венец лета

Удивительным образом из удушающей «петли времени» Бог делает благой «венец лета», т.е. время больше не проклятый замкнутый круг, но благословенный и красивый венец благости Божьей. Теперь у времени есть выход в вечность через Христа. Кто хочет крутиться в Сансаре, пусть крутится, кто хочет поднимать вечно падающий камень в гору, пусть поднимает.

Мы же послушаем апостола Петра:

«И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога.

Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек». (1Пет.1:17-23)

Автор: иеромонах Ефрем (Метс)

Другие статьи этого автора:

  1. «Таскаю проклятые камни, зарабатываю на еду, строю храм» — разбор притчи от иеромонаха Ефрема (Метса)
  2. Эротика против аскетики
  3. В чем смысл поста: В связях питания и личного духовного прогресса человека разобрался и объяснил простым языком иеромонах Ефрем (Метс).
  4. Понятие «юбилей» — родом из Библии и означает совсем не 100-летие со дня рождения
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Три вопроса о празднике Рождество Христово иеромонаху накануне гражданского Нового годаТри вопроса о празднике Рождество Христово иеромонаху накануне гражданского Нового года

0 Comments
Как поститься на Новый год

Как верующему поститься на Новый год, католическое Рождество и православное — в чем разница, колядки — это богоугодное дело? На вопросы ответил клирик Ризоположенского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Можно ли в Новый год сделать исключение и съесть что-то вкусное, выпить шампанское? —

Христианский смысл

Иеромонах разъяснил аскетическое учение о воображении, мечтах и прелести в духовной жизниИеромонах разъяснил аскетическое учение о воображении, мечтах и прелести в духовной жизни

0 Comments
Духовная прелесть, воображаемый друг

Атеисты любят утверждать, что будто бы для верующих людей Бог — то же самое, что «воображаемый друг» для детей. Иеромонах Ефрем (Метс) здесь выделяет слово «воображаемый» и раскрывает аскетическое учение о воображении. Интересно, что такие слова как «воображение», «фантазия», «мечта», а ещё и «прелесть» употребляются

Христианский смысл

Подвиг девства в христианстве — странное явление?Подвиг девства в христианстве — странное явление?

0 Comments
Девство

Как разобраться в таком странном явлении как подвиг девства, можем ли мы это понять в сегодняшней культуре? Почему народ XX-го века сексуально свободен, монастыри пустые, христианское сознание в андеграунде, но при этом рождаемость падает, семьи разваливаются? Чего не хватает — ответил  иеромонах Ефрем (Метс). Сексуальная

Христианский смысл

Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова ««Введение в христианскую психологию» 1994 годаДве интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова ««Введение в христианскую психологию» 1994 года

0 Comments
Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова "«Введение в христианскую психологию» 1994 года

Мне попалась в руки книга священника Бориса Ничипорова «Введение в христианскую психологию», написанная в 1994 году. Читаешь, и не верится, что такие книги в 90-х писались. Мне понравились две мысли в этой книге, которыми я хочу поделиться.  1-я мысль по поводу неприятия и непринятия себя

Христианский смысл

«Благодарю Вселенную за…» В чем затык такой «молитвы» рассказал священник Православной Церкви«Благодарю Вселенную за…» В чем затык такой «молитвы» рассказал священник Православной Церкви

0 Comments
Благодарю Вселенную

«Я благодарю Вселенную за…», «Вселенная меня услышала…», «Посылаю сигнал Вселенной» и т.д. Большинство читали и слышали такие реплики. Причём бывает, что такие фразы произносят матёрые материалисты, заявляющие о своём неверии ни во что. Разобрал это выражение и то, что за ним скрывается насельник Тихвинского монастыря

Христианский смысл