«Я благодарю Вселенную за…», «Вселенная меня услышала…», «Посылаю сигнал Вселенной» и т.д. Большинство читали и слышали такие реплики. Причём бывает, что такие фразы произносят матёрые материалисты, заявляющие о своём неверии ни во что. Разобрал это выражение и то, что за ним скрывается насельник Тихвинского монастыря села Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс).
Сначала о доброй стороне этого вопроса
Недавно один блогер в интервью рассказал о том, что когда-то он высмеивал верующих, мол, есть же наука, которая всё доказала и т.п. Потом он стал вроде как относиться толерантно к религии, а теперь и сам стал замечать за собой, что порой начинает молиться. Тут на самом деле всё просто: потребность в богообщении встроена в человека. Желание быть услышанным не только человеком, но и тем, Кто больше тебя, добрее тебя, мудрее тебя и сильнее, в критические моменты или даже в радостные, вырастает в душе обязательно.
С другой стороны, человеку дана власть бороться с семенем веры, заглушать его, втаптывать в грязь через самозамыкание, ибо открыться навстречу кому-либо, фактически оголиться душевно, воспринимается человеком, как слабость и уязвлённость. Бог через пророка Исайю так об этом говорит: «Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твое — они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: «я, и никто кроме меня»». (Ис.47:10) Попытка доказать, что я абсолютно независимое и самостоятельное существо чаще всего ведёт к одинокому безумию.
Бывает так, что человек часто открывался не тому и не тем, кому следовало, и в его душе образуются кровоточащие раны, таким образом, страх боли не даёт раскрыть душу во всей полноте. Через пророка Иеремию Господь призывает обратиться к Нему всякую душу человеческую, которую измучили ложные пути, и изрядно потрепала жизнь:
«Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь. Тебя называли отверженным, говоря: «вот Сион, о котором никто не спрашивает»; так говорит Господь: вот, возвращу плен шатров Иакова и селения его помилую; и город опять будет построен на холме своем, и храм устроится по-прежнему. И вознесутся из них благодарение и голос веселящихся; и Я умножу их, и не будут умаляться, и прославлю их, и не будут унижены». (Иер.30:17-19)
Тот, кто доверил себя Богу, не пожалеет об этом:
«Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся».(Пс.33:6)
Вот очень кратко причины, по которым человек не желает взрастить в себе семя веры: высокомерный стыд и ложный страх.
Теперь о вреде от молитвы ко «Вселенной»
Почему же человек не благодарит или не молится Богу, но обращается ко «Вселенной»? Всё очень просто: человек понимает, что входить в отношения с Богом значит брать на себя обязанности и ответственность. Основное библейское понятие «Завет» означает, в том числе «договор». По сути, заповеди Божьи и есть мои обязанности по отношению к Богу. Ведь со «Вселенной» не надо договариваться, она не даёт заповедей, потому тебе вообще можно не заморачиваться по поводу рассуждений добра и зла, ты просто просишь всё без разбору, ну и благодаришь, если что. Прекрасная инфантильная позиция, которая сводит человека в бесконечное «дай». С библейской точки зрение Вселенная – это творение, а обожествление творения называется идолопоклонством. Вселенная – идол, она не слышит, не видит и не чувствует, она равнодушна к вам! Человек в мироздании выше вселенной, поскольку обладает разумом и свободой, следовательно, отношения возвышающие человека могут быть только с разумным и свободным Существом, каковым и является Бог. Потому и апостол Павел пишет: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». (2Кор.6:16)
Подводя итог, можно сказать, что человек чаще всего сознательно устремлён к так называемой «Вселенной», а не к Богу, поскольку сам чувствует, что его желания и образ мыслей в глубине своей порочны, т.е. обращены к взращиванию греховных страстей, но никак не на покаяние. Потому сама лукавая совесть извещает человека искать окольные пути к «совершенству». Это всё та же история искушения змеем в Раю первых людей стать богами без Бога. Да только ни плод с древа познания, ни «Вселенная» в этом не помогут, потому что бессильны и мертвы. Не зря первая заповедь из десяти «Я Господь Бог Твой…» начинается с местоимения «Я», т.е. я в своём духовном опыте должен распознать Бога как Личность, а не как «Вселенную», «Разум», Абсолют» и прочую эзотерическую ахинею. Как и говорит Господь через пророка Исайю: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим». (Ис.65:1) Как говорил отец Анатолий в фильме «Непослушник» про космос: «Я был в Космосе. Пустота там. Холод и пустота. И Бога там нет. Бог здесь же — на Земле — среди нас смертных».
Иеромонах Ефрем (Метс)