------------------- Иисус Христос - Равви, Учитель
Православие сегодня Христианский смысл «Учитель», по-еврейски «Равви». Библейское представление об учительстве

«Учитель», по-еврейски «Равви». Библейское представление об учительстве

0 Comments
Иисус Христос - Равви, Учитель

Читая Евангелие мы увидим, что одно из самых популярных обращений ко Христу звучит как «Учитель», по-еврейски «Равви». Это уже побуждает разобраться с этим понятием, что в него заложено и каким образом учительство раскрывается в жизни. Библейское представление об учительстве по порядку разложил иеромонах Ефрем (Метс).

Иисус в храме среди учителей

Один из интереснейших эпизодов описан в Евангелие от Луки, когда 12-летний Иисус оказывается в храме среди учителей:

«Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его». (Лк.2:46-47)

Меня удивляет в Евангелие, что Христа никогда не укоряли за молодой возраст, ни в этот раз, ни позже. Укоряли и обвиняли в чём угодно и как угодно, но не говорили:

«Как ты, сопляк, смеешь нас старцев учить! Да у нас опыта и знаний больше!»

Экзаменатор учителей

Просто в нашей культуре идёт постоянная апелляция к возрасту и опыту, потому и кажется этот факт необычным. Отрок-Иисус выступает здесь как добровольный ученик, но в то же время экзаменатором учителей. Он освящает путь ученичества, дабы никто не говорил, что учёба нечто пустое и не нужное. Евфимий Зигабен даже говорит на этот счёт:

«Да пребудем же мы, учителя, в страхе, зная, что посреди нас – Христос, внимающий тому, как мы учим».

О рождении свыше с Никодимом

Следующий интересный эпизод связан с беседой Христа и Никодима. Христос говорил о рождении свыше, а Никодим заявил о своём полном непонимании этой темы, на что Иисус его обличает: «ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин.3:10)

Педагогический приём

Христос говорит об очень высоких мистико-богословских вещах с Никодимом, о глубочайших тайнах Царствия Божия. Блаженный Августин видит в упрёке Никодиму педагогический приём:

«Тот надмевался своим учительством и казался себе что-то собой представляющим, потому что был учителем иудеев, — Господь слагает с него гордость, чтобы он мог родиться от Духа».

Апостол Павел о сущности духовных знаний говорил нечто похожее:

«Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать»(1Кор.8:2) .

Задача Христа состояла в том, чтобы из Никодима-учителя сделать Никодима-ученика:

«обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание». (Прит.9:8-9)

Путь в Царствие Божие – это путь ученичества, а не учительства.

Христианин — вечный ученик

Теперь к вопросу о том, почему христианин всегда должен быть учеником. Обличая фарисеев, Христос говорит, что они «любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы – братья». (Мф.23:6-8)

Это место не такое простое, как кажется.

Уверенные в своем религиозном превосходстве над другими, фарисеи охотно принимают знаки внимания – почтительные приветствия на улицах. Во время пиров хозяева приглашали учителей Закона занять более высокие обеденные ложа для почетных гостей (ср. Лк. 14:7‑11).

В синагогах у них почетные места, расположенные на возвышении, они сидели на них лицом к собранию. Само по себе стремление выделиться через надмение, через противопоставление себя другим является страстью тщеславия.

Проблема в том, что именно через эту страсть и властолюбие человек весь обращается во вне, перестаёт видеть свой внутренний мир и закрывается от Бога, поскольку сам незаметно становится богом для себя.

В чём суть запрета называться учителями?

Дело в том, что человек в своём онтологическом статусе всегда является учеником, именно «учениками» называли себя первые христиане, вне зависимости от того, являешься ли ты диаконом, пресвитером или епископом. Ученик – это тот, кто получает жизнь, знание и спасение как дар. Апостол Павел вопрошает:

«Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4:7)

В абсолютном смысле и по природе только Бог является Учителем. Как и говорит прп. Иустин Попович:

«По сравнению с Ним таким, все люди, даже самые мудрые и ученые, просто школьники, всегда школьники. Все, что они знают, — знают от Него, и Им знают».

Нужно обратить внимание на глагол с возвратной частицей «Не называйтесь», т.е. не стремитесь отождествлять свою личность с учительством, это исходит от высокомерия и спеси, не домогайтесь учительства ради властолюбия и самоутверждения. Самоощущение ученичества должно превалировать над учительством.

Именно в этом смысл высказывания: «ученик не выше своего учителя».

Каким же новым смыслом наполняет Христос «учительство»?

На Тайной вечери умывая ноги ученикам Он говорит:

«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». (Ин.13:14)

Несмотря на превосходство, Христос унизил Себя до служения ученикам. Господь наш сначала сделал дело, а затем начал учить, ибо, давая пример доброго Учителя, не учил ничему кроме того, что делал Сам.

«Какая высота человеческая не должна пасть во прахе пред смирением Господа? Какая гордость, если только это не гордость сатанинская, будет считать унижением для себя служить брату своему в его нужде, хотя бы то был последний нищий, когда Господь неба и земли подал пример такого смиренного служения ученикам?» — восклицает святитель Филарет Гумилевский.

Учитель — раб, служащий из любви.

Святитель Амвросий Медиоланский говорит, что «Таинство смирения тем хорошо, что, смывая чужую грязь, я смываю и собственную».

В Церкви ещё во времена апостолов появляется должность церковных учителей:

«И Он (т.е. Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». (Еф.4:11-12)

Учительство – дар от Бога.

Если Христос – Учитель по природе, то люди ставятся учителями по благодати. В учительстве скорее на первое место выходит ум, т.е. интеллектуальные способности, служащие для внятного и разумного донесения библейских истин. Это служение было более привязано к определенному месту, поскольку идёт в связке с пастырством.

В послании к Титу апостол Павел перечисляет качества, которые должны быть свойственны духу учительства:

«Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого». (Тит.2:7-8)

Сам христианин, его поведение – это единственная Библия, которую человек впервые читает при встрече – это первый образец.

Второй образец – это твоё учительство, твоё слово.

Образцовые расположения в деле учения определяются словами:

  • чистота,
  • степенность,
  • неповреждённость.
  1. Чистота означает здесь искренность, отсутствие лукавых помыслов и вторичных выгод.
  2. Степенность – это такт и рассудительность, без экзальтации и лишних восторгов.
  3. Неповреждённость – учение без ересей и ложных мнений.

Словами святителя Феофана Затворника можно подвести целостный итог:

«в учении преподавай всем всё, являй себя полным источником учения, преизливающимся, жаждущим поделиться со всеми, чем полно сердце, от преизбытка коего и уста говорят».

Апостол Иаков предостерегает христиан от стремления к учительству:

«Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению». (Иак.3:1)

Удивительно то, что сегодня проблема найти учителей, а в первые века их был избыток.

Количество без качества. Стремящиеся не имели на это служение достаточных знаний: « …некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1:6–7).

А другие ставили главной целью не научить истине, а всем понравиться:

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». (2 Тим. 4:3–4)

Человек может очень легко ошибиться в своей способности и призвании; многие неспособные к учительству могут представлять себя способными и даже призванными, а отсюда многие беды, например, может развиваться любовь к спорам и зависть, от которых, кроме вреда, ничего нельзя ожидать.

Необузданность языка, т.е. бесконтрольная страсть и неспособность к безмолвию, даёт человеку ложную уверенность в том, что он может быть учителем. Но это ошибка. Учителя будут отвечать не за себя только, но и за своих учеников, а посему в случае осуждения участь учителя будет хуже участи ученика.

Автор иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Философско-богословская притча о времени и вечности — фильм «День сурка»Философско-богословская притча о времени и вечности — фильм «День сурка»

0 Comments
День сурка: христианский смысл

Иеромонах Ефрем Метс сделал разбор фильма «День сурка» под «православным углом»: что значит, какая связь с новолетием (14 сентября), где логика в чем библейский смысл? Спойлер: «Теперь у времени есть выход в вечность через Христа. Кто хочет крутиться в Сансаре, пусть крутится, кто хочет поднимать

Христианский смысл

Христос требует узнавать Его в позоре и стыдеХристос требует узнавать Его в позоре и стыде

0 Comments
Проповедь на Рождество Христово

Сегодня Рождество Христово мы воспринимаем как праздник, но был ли он таковым 2000 лет назад? Образ Христа для многих тогда был трагедией и разочарованием. Кучка каких-то языческих волхвов и пастухов с коровами, овцами и волами стоят вокруг Того, Кто разделит весь мир на «до» и

Христианский смысл

Три вопроса о празднике Рождество Христово иеромонаху накануне гражданского Нового годаТри вопроса о празднике Рождество Христово иеромонаху накануне гражданского Нового года

0 Comments
Как поститься на Новый год

Как верующему поститься на Новый год, католическое Рождество и православное — в чем разница, колядки — это богоугодное дело? На вопросы ответил клирик Ризоположенского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Можно ли в Новый год сделать исключение и съесть что-то вкусное, выпить шампанское? —

Христианский смысл

Понятие «юбилей» — родом из Библии и означает совсем не 100-летие со дня рожденияПонятие «юбилей» — родом из Библии и означает совсем не 100-летие со дня рождения

0 Comments
Юбилей - что означает слово

Слово «юбилей» знают все, а вот то, что это понятие родом из Библии и означает оно совсем не круглую дату со дня рождения, знают не многие. Во время молебна на Новый год читается отрывок из Евангелия от Луки, который может быть понятен только в свете

Христианский смысл

Именно поэтому Булгаков кота в своем романе «Мастер и Маргарита» назвал БегемотомИменно поэтому Булгаков кота в своем романе «Мастер и Маргарита» назвал Бегемотом

0 Comments
Кот Бегемот из Мастера и Маргариты

Вы знаете, почему кота в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» звали Бегемот? Наверное, вы думаете, потому что он был большим и толстым? Совсем нет! Ещё один удивительный факт: животное, которое мы называем бегемотом, так называют только в России. Откуда вообще взялось слово «бегемот» и что

Христианский смысл