Образ Спас Нерукотворный (αχειροποίητος, acheiropoietes) узнаваем сразу по своим отличительным особенностям.
Важнейшие из них:
- это единственная икона, где нимб имеет форму полностью замкнутого круга, в котором изображен только Лик Спасителя;
- чаще всего фон, на котором находится изображение, представляет плат белого цвета;
- кроме этого, часто встречаются другие образы, именуемые «Спас на чрепии» (то есть черепице, сзади просматривается подобие стены, или, может быть, кирпичной кладки).
Первая в мире икона
Такие черты связаны с событиями явления первой в мире иконы. Это не рисунок, а «фотопортрет» — отпечаток лица, фотография в прямом материальном смысле.
История подлинника не так проста, как кажется на первый взгляд – это целый детектив с подделками и фокусами. А факт исчезновения вызывает, мягко говоря, ещё большее недоумение. Проследим путь реликвии, рассмотрим предположения, в том числе, что Туринская Плащаница = Спас Нерукотворный, сверимся с первоисточниками, узнаем мнения экспертов: современных историков, византологов, искусствоведов. И конечно, расскажем где и какие древние копии Мандилиона и Керамиона можно увидеть сегодня (+фото).
Мандилион
Согласно церковному преданию, Нерукотворный Образ – вообще первая исторически известная икона Спасителя, притом – появившаяся (а не написанная, отсюда название) еще во время Его земной проповеди.
В документах о нерукотворном изображении Спасителя в форме Мандилиона (одного лика) впервые упоминается довольно поздно – не ранее середины VI века. О нем поведал антиохийский юрист, автор «Церковной истории» Евагрий Схоластик. В своем труде, который датируют в 594 годом, он использовал два термина: Мандилион (Μανδύλιον – от греч. μανδύας – «платок, убрус, плащ») и Αχειροποίητος («не руками сделанный»).
Происхождение
Версий появления Нерукотворного изображения Лика Христа несколько. Две из них изложены в «Повести о Нерукотворном образе», авторство которой приписывают византийскому императору Константину VII Багрянородному – непосредственному участнику событий августа 944 года, именуемых Перенесением Нерукотворного образа из Эдессы в Константинополь.
Автор ссылается на четвертую книгу «Церковной истории» Евагрия Схоластика (VI в.) и текст IX века — «Послания восточных патриархов императору Феофилу». К сожалению, более ранних источников писатель не приводит.
Странно, что в документах датируемых ранее «Истории Евгария», нет ни слова про Мандилион. Зато есть упоминания о переписке Христа с Авгарем, точнее о реликвии святого письма. О нем подробно повествуют в начале IV в. Евсевий Кесарийский и галльская паломница Эгерия, побывавшая в Эдессе 384 году. Сообщает о Письме Христа, но ничего не говорит о Нерукотворном Образе и византийский историк Прокопий Кесарийский, рассказывая о современных ему событиях осады Эдессы персами в 544 г. На существовании и подлинности такой переписки настаивает и немецкий теолог позапрошлого века Йозеф Ниршль, хотя большинство ученых оспаривают предание.
Ранних упоминаний нет, но какой-то прижизненный портрет Христа всё же был. Почти все версии происхождения Мандилиона связаны с Эдессой – это небольшое эллинистическое государство в Северо-Западной Месопотамии, между Тигром и Евфратом, основное население которого составляли ассирийцы (ныне Урфа на востоке Турции).
Итак, версии:
1.Традиционная
Общепринятой и признанной Православной Церковью версией происхождения, считается предание на основе «Повести Константина». В Палестину прибыл художник, которого отправил правитель города Эдесса Авгарь V Уккама. Царь страдал неизлечимой болезнью – проказой, и, услышав о Мессии из Палестины, надеялся получить хотя образ Его Лика, веруя, что болезнь его оставил даже просто от вида Лика Проповедника из Палестины.
Однако живописец, по имени Анания, много дней следуя за Иисусом, так и не смог приблизиться к нему, чтобы создать порученный ему портрет. То мешало множество народа, то Лик Господа изменялся, так, что кисть художника была бессильна передать его черты. Но, прозрев это Духом, Иисус однажды Сам окликнул Ананию. Умыв лицо водой, Он приложил к нему платок – а на нем проявилось изображение. Впоследствии Авгарь действительно получил исцеление от болезни, хотя совершенно она оставила правителя после Крещения.
«Гефсиманская» теория
Не менее авторитетной версией тот же самый византийский автор второй половины X века считает, что отпечаток Образа был оставлен во время Гефсиманской молитвы Спасителя: «когда пот капал с него, подобно каплям крови… взяв, у одного из учеников кусок ткани, он вытер им ручейки пота, и тотчас отпечатался Его боговидный образ». После Вознесения Господа апостол Фома отправил «изображение без красок от пота» эдесскому Авгарю через апостола Фаддея…Проходя мимо города Иераполя, посланец спрятал на ночь плат в груде черепицы. Ночью произошел пожар и чудо: изображение плата отпечаталось на одной из черепиц. Фаддей оставил эту черепицу в Иераполе. Таким образом появился второй Керамион – иерапольский, который также в конце концов оказался в Константинополе, но имел меньшее значение, чем эдесский.
Сирийский апокриф
Другую версию предлагает сирийский апокриф начала V века «Учение Аддая». Согласно ему, царский живописец Ханнан-архивист, посланный Авгаром, «нарисовал образ Иисуса лучшими красками» и этот “рукотворный” портрет был принесен в Эдессу и торжественно помещен в одном из покоев дворца Авгара.
Однако в вольном греческом переводе этого текста, так называемых “Деяниях Фаддея”, датируемых первой половиной VII в., уже появляется известная история о Нерукотворном образе Христа на плате .
Плат Вероники
На Западе получило распространение сказание о Плате святой Вероники. Католическая традиция полагает, что Вероника — это женщина, исцеленная Господом от кровотечения.
Некоторые считают, что это и есть история возникновения иконы Спаса Нерукотворного, но это другая история и независимое изображение, имеющее другие типические черты. На большинстве иконописных версий плата Вероники глаза Иисуса закрыты и черты лица другие, чем на Мандилионе. Его главу венчает терновый венец, что согласуется с ситуацией рассказа. На Мандилионе глаза открыты, тернового венца нет, волосы и борода Иисуса мокрые, что согласуется с рассказом о слуге Авгаря, в котором Иисус вытирается полотенцем после умывания.
Благочестивая еврейка была рядом во время Распятия, отерла Его лик платком. На нем запечатлелось изображение Христа – с закрытыми очами, в терновом венце. Информация об образе, а следом почитание распространилось только с XII века. Этого основания достаточно, чтобы Восточная Церковь сомневалась в подлинности реликвии.
Высказывается также предположение, что имя «Вероника» происходит от «vera icona» (истинный образ): первоначально так называли римские списки Мандилиона, потом возникла легенда о Веронике и появился сам Плат Вероники, первые достоверные сведения о котором датируются 1199г.
На статус Плата Вероники сегодня претендуют три реликвии, находящиеся:
- в соборе апостола Петра в Риме;
- в кафедральном соборе небольшой деревни итальянской провинции Абруццо;
- в монастыре испанского города Аликанте.
5.Туринская Плащаница = Спас Нерукотворный
Изображение отобразилось на погребальных пеленах Спасителя при Воскресении – ещё одна версия происхождения. Так, исследователь из Оксфорда доктор Ян Вильсон в XX веке пришел к выводу: исчезнувший Нерукотворный Спас и существующая Туринская Плащаница – это один и тот же предмет, но в разное время. А предание о плате с Ликом Иисуса объяснил тем, что апостолы компактно ее сложили и всем так казалось. К слову, неверующий английский ученый в процессе исследования Плащаницы принял католичество.
В пользу этого аргумента говорит и текст древнего гимна сирийских христиан, который датируют 590 годом:
- в Сирийской Церкви гостило «изображение Христа, созданное без участия рук»;
- «изображение возникло из крови, воды и пота Иисуса»;
- находилось оно «на полотне большой длины»
О том, что Мандилион не плат, а полотно, на котором изображено всё тело Христа в VII веке писал придворный врач Смыр. А египетский историк Феофилат свидетельствовал, что во время войны с персами (587–590 г.г.) святыню развернули во всю длину для воодушевления солдат.
Но гипотезу Яна Вильсона о том, что сложенную Плащаницу укрепили на раме, накрыли орнаментом и привезли в Эдессу, решительно опровергает Российский историк искусства, византолог и религиовед Алексей Лидов:
«Гипотеза о Мандилионе-Плащанице, несмотря на понятный энтузиазм многочисленных сторонников, плохо согласуется с существующими фактами. Она вступает в противоречие с известными описаниями Мандилиона и, в первую очередь, с данными “Повести императора Константина”, автор которой, как ясно из текста, видел саму реликвию, принесенную из Эдессы. Нерукотворный Образ внимательно исследовался византийцами и в Эдессе, и по принесению в Константинополь в 944 г. Невозможно представить, что различие между четырехметровой плащаницей и платом, закрепленным на доске и украшенном золотым окладом, могла быть не замечена.
А наиболее важным аргументом является существование в Константинополе двух совершенно разных реликвий Мандилиона и Плащаницы. По перенесению в Константинополь обе хранились в церкви Богоматери Фаросской и одновременно упоминаются паломнических описаниях и актах, начиная со второй половины XI в».
Керамион в Эдессе
Много десятилетий первая икона Господа пребывала над вратами Эдессы, как его защита, благословение, до тех пор, пока внук Авгара не отступил от христианства, решив уничтожить Нерукотворный образ. Тогда святыню замуровали там же, над западными вратами, в особой нише, закрыв глиняной дощечкой. И… забыли на несколько столетий.
Уже упоминаемый Евагрий Схоластик (536–600) пишет, что в 544 году нерукотворное изображение Спасителя в форме Мандилиона было обнаружено при укреплении городских стен во время осады Эдессы войском персидского завоевателя Хосрова.
Когда нишу вскрыли, оказалось, что Лик Господа отпечатался на глине – отсюда идет традиция изображения «Спаса на чрепии».
Обретенную икону эдессцы перенесли в подкоп, при помощи которого собирались поджечь осадные укрепления персов. После поджога, когда епископ Евлалий, подняв Мандилион над головой, обходил по стене город, внезапно возникший сильный ветер, раздул пламя, направил его в сторону персидских сооружений и уничтожил их. Осаду пришлось снять.
В память об этой истории возникла традиция во время бедствий обходить крестным ходом с иконами городские стены. А образ Спаса Нерукотворного чаще всего и сейчас размещают над вратами храма или монастыря. Кроме того, с тех пор стали различать первообраз на ткани — Мандилион и его нерукотворную копию «на черепице» — Керамион.
Почитание
В 639 году Эдесса перешла под власть Арабского халифата, однако святыня не пострадала, христиане ее бережно сохранили.
О том, как берегли и почитали жители города святыню, рассказывает «Слово о святой и нерукотворной иконе Иисуса Христа Бога нашего, как чтилась в городе Эдессе жителями его», написано одновременно с «Повестью Константина» около 944 года.
Богослужения Нерукотворного Образа происходили в “церкви Эдессы”. Большую часть года он хранился в скевофилакионе (сосудохранительнице, сокровищнице храма).
Мандилион был помещен в особый киот с закрывающимися на тонкие железные замочки дверками. Дважды в неделю, по средам и пятницам, верующим дозволялось созерцать и возносить моления закрытому киоту, однако никто не мог “ни приблизиться, ни коснуться устами или взором священного образа”.
Только раз году, в среду на “средней седмице” Великого поста единственно архиерею, подобно ветхозаветному первосвященнику, дозволялось войти в алтарь и открыть киот. “Неприкосновенной губкой, смоченной в воде” он омывал Мандилион, а выжатую из губки освященную воду раздавал верующим, которые протирали ей глаза и получали очищение.
Из Эдессы в Константинополь
История перенесения Спаса Нерукотворного из Эдессы в Константинополь неразрывно связана с именем императора Константина VII Багрянородного (920-959). А между тем, в 943 году войско, осаждающее Эдессу, возглавлял профессиональный моряк и по совместительству византийский император Роман Лакапин, обладавший реальной властью с 920 по 944 год. Так случилось, что в то время Византией управляли: сразу пять кесарей: Старший Роман, три его сына и зять Константин. Последний, низвергнув братьев Лакапиных, воцарился единолично с 27 января 945 года.
Изъятие важнейшей реликвии христианства, оказавшейся в плену на территории арабского халифата, виделось правителю Константинополя задачей государственно-политического значения.
«Повесть Константина» рассказывает многократных усилиях императора Романа Лакапина по вызволению Нерукотворного Образа и Письма Христа к Авгару. Наконец едесский эмир согласился принять от византийских императоров богатый выкуп за Мандилион:
- снятие осады Эдессы;
- гарантия безопасность ее и городов Харана, Сароци и Самосаты;
- освобождение 200 пленников;
- 12000 серебряных монет
После долгих переговоров святыню доставили в христианский Константинополь. Случилось это на праздник Успения Божией Матери 28 августа 944 года (н.ст). “Святое Чрепие” – образ чудесно появившееся напротив Мандилиона в нише над воротами, оставалось в Эдессе до 968 г.
Ко времени перенесения образа в столицу Византийской империи святыня насчитывала уже почти 1000 лет. В честь этого события Церковь установила отдельную дату – 29 августа. Сам праздник так и именуется: перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа, в Русской традиции – Ореховый Спас (интересные факты, приметы, традиции — по ссылке)
Судьба оригиналов
Выкупленный у эдессян Мандилион разместили в домовом храме-часовне ромейских императоров. А спустя около 20 лет сюда же доставили Керамион. Здесь в храме во имя Богоматери, расположенном на высокой террасе неподалеку от Фароса — маяка с сигнальным огнем хранилось более 20 наиболее значимых христианских реликвий, в том числе части Святого Креста и орудия Страстей Господних.
О том, что святые образы висели ликами друг к другу, доносит до нас Робер де Клари, непосредственный участник захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г:
«Там были два богатых сосуда из золота, которые висели посреди церкви на двух толстых серебряных цепях; в одном из этих сосудов была черепица, а вдругом — кусок полотна»
Как выглядела первая в мире икона
До нас не дошло ни одного ясного описания Мандилиона, но некоторое представление о нем получить можно.
Во-первых, его видел составитель Повести императора Константина: «Авгар закрепил льняную ткань на доске, “украсив и поныне видимым золотом”, и на этом «окладе» начертал слова “Христе Боже, надеющийся на Тебя не погибнет»
Во-вторых, имеется письменное свидетельство Григория Рефендария, которого Константинопольский император послал в Эдессу для изучения всех документов относящихся к Нерукотворному Образу.
«О необычном изображении, сделанном не красками, но отпечатками пота, в своей «Проповеди» он говорит столь настойчиво и красноречиво, что мы вправе увидеть в нем отражение реальных особенностей Эдесского Образа».
Искусствовед Л. М. Евсеева
В-третьих, его видели члены императорской семьи по прибытию в Константинополь их свидетельства дают основания считать, что лик Христа на Мандилион был очень плохо виден и по цвету почти монохромен:
«Сыновья императора сказали, что они увидели только то, что это лицо. Но зять Константин сказал, что он видит глаза и уши»
В-четвертых, существуют «описи изъятия» главных реликвий Фаросской церкви. В некоторых Мандилион назван tabula, mappa, mappula, “закрепленной на доске святой тканью (trelle) c ликом Господа Нашего Иисуса Христа”, “вероникой”, “изображением святого лика.
Акты свидетельствуют, что это была доска с платом, помещенная в византийский плоский ларец с выдвижной крышкой (примерно 60 x 40 см.). Он был покрыт тонкими пластинами позолоченного серебра и украшен драгоценными камнями. Описания не оставляют сомнений, что речь идет о небольшой ткани, закрепленной на доске. Весь фон по контору лика был покрыт тонкими золотыми пластинами, оставляя видимым лишь само лицо Христа.
Дошедшие до нас ватиканский и генуэзский списки Мандилиона имеют одинаковые особенности – что указывает на один прототип:
- размер совпадает с размерами человеческого лица;
- стремление к монохромному изображению лика Христа;
- фон, кроме лица Христа, закрыт гладкой золотой пластиной оклада, как бы вырезающим лик острым контуром, с характерным трезубцем в нижней части для ниспадающих прядей и бороды (что совпадает с описаниями оригинала)
Куда исчезли первые нерукотворные изображения
Так, когда же и куда исчезли реликвии из Константинополя? Богословско-литургическая литература периода с 944 по 1204 год свидетельствует об интенсивной религиозной жизни, которая окружала Спас Нерукотворный в византийской столице. Затем случился 1204 год и латинское завоевание. Сегодня можно лишь констатировать факт: с тех пор в византийском мире реликвии более не существует. Куда исчез Нерукотворный Образ – говорят предания.
- Одно из них утверждает, что Мандилион по сей день хранит Армянский монастырь в честь апостола Варфоломея в итальянской Генуе. Якобы именного его, а не копию в 1362 году(!?) генуэзский капитан Леонардо Монтальдо доставил из Константинополя.
- Жители Грузии верят, что нерукотворная копия Мандилиона — Керамион попала к ним и сегодня хранится в Тбилиси (подробности ближе к концу статьи).
- Широко растиражированная сегодня нанолегенда о том, что реликвия Нерукотворный образа Христа сохранилась до наших дней и стала всемирно известна под именем Туринской Плащаницы – не имеет под собой веских оснований (разбор теории в начале статьи).
- По самой же распространенной версии, обе святыни (или только Мандилион) из разоренного Константинополя крестоносцы попытались вывести, но корабль, везший их, затонул недалеко от берега в Мраморном море. В XIX веке константинопольские греки даже благоговейно указывали “точное” место гибели венецианского корабля и соответственно подводное местонахождение Нерукотворного Образа. Однако данный популярный рассказ не находит подтверждений в древних источниках.
- В середине XIII в. Мандилион оказался в Париже – это единственная теория, опирающаяся на документальные свидетельства, а именно многочисленные инвентарии 22 важнейших реликвий, с XIII в. хранившихся в Парижской капелле-реликварии – Сент-Шапель.
Дело в том, что после захвата Константинополя часть реликвий «святой часовни»( так называли храм-реликварий крестоносцы) латинский король Константинополя Балдуин II сдал под залог венецианскому подесту Альберто Морозини. Между правителями состоялась сделка на сумму 13 тысяч 134 гиперпирона. Затем за огромные деньги святыни выкупил французский король Людовик IX. То, что Мандилион был среди проданных реликвий предполагает российский историк искусства, византолог и религиовед Алексей Михайлович Лидов:
«Составлен официальный акт от июня 1247 г., по которому Балдуин II официально передавал все права на 22 византийские реликвии королю Людовику IX.
В протокольно точном списке главных реликвий Фаросской церкви на восьмом месте, между Железной цепью Христа и Камнем от Гроба, упоминается Святой плат, закрепленный на доске (sanctam toellam tabuae insertam)»
Согласно этой теории, в середине XIII в. Мандилион оказался в Сент-Шапель (Sainte-Shapelle) в Париже — готической имитации церкви Богоматери Фара, специально построенной для хранения Тернового Венца и других реликвий императорской Фаросской церкви.
Реликвия Нерукотворного Образа бесследно исчезает лишь в 1792 г. во время разорения Сент-Шапель французскими революционерами-атеистами.
Но почему величайшая византийская реликвия осталась на Западе практически безвестной? Возможно потому, что Людовик IX Святой создавал культ Тернового Венца. К тому же Эдесский Мандилион составил бы конкуренцию римскому культу так называемой “Вероники”- нерукотворного образа Христа на плате, почитавшегося в соборе Св. Петра.
Итак, окончательного ответа о судьбе Мандилиона на сегодня нет.
А может, не было никакого «прижизненного портрета»?
Получается, подлинники ныне миру не явлены, так что некоторые даже сомневаются в реальности их существования. Ответ на сомнения давно дала история.
Образ Спаса Нерукотворного чаще всего помещают над вратами – города, храма, дома. Не все знают: эта традиция родом из Эдессы, христиане которой водрузили первую в мире икону над вратами города. Есть также свидетельства бывавших там путешественников, рассказывающих, что близ городских ворот находился подлинник письма Христа, как свидетельство Его благословения.
Вряд ли пережившая полтора тысячелетия традиция возникла «на пустом месте».
Где и что находится сегодня
Самые известные на сегодня копии Спаса Нерукотворного — Ватиканский, генуэзский Мандилионы
Частицы Мандилиона среди других Страстных реликвий и мощей святых могли вкладываться в особо ценные императорские реликварии, которые в качестве высшего дара посылались зарубежным правителям. Один из таких мощевиков, созданный в Константинополе XII в., был прислан на Русь и хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.
Рукотворные копии «Спаса Нерукотворного»
Задолго до утраты реликвии, по всему миру распространились их копии. То, что до переезда подлинников в Константинополь списков с них уже было много в Эдессе, свидетельствует всё та же «Повесть императора Константина». Посланный в 944 г. забрать реликвию Аврамий, епископ Самосаты, боясь как бы его не обманули, потребовал предоставить на экспертизу все списки Нерукотворного Образа, в том числе и из несторианской церкви Эдессы
Первые
Предание о первой рукотворной копии, сделанной для персидского шахиншаха Хосрова II, видимо, искажает некоторые исторические факты. Одержимая дочь Хосрова заявила, что избавить ее от беса может лишь Нерукотворный Образ из Эдессы. Хосров, помятуя о чуде при неудачной осаде этого города в 544 году, затребовал Мандилион к себе.
Эдессцы послали копию, “списав сходный во всем и подобный, насколько можно было, неписанному писанный образ и сделав его по возможности одинаковым”.
Икона-список являет чудо изгнания беса и персидский царь возвращает её вместе с дарами. Из текста «Повести Константина» икона, связанная с этим преданием, существовала в Эдессе еще в 943 г. и с древних времен почиталась наряду с Мандилионом и Керамионом.
Другой рассказ о создании копии Мандилиона в конце VII в. восходит к несохранившейся “Истории” яковитского патриарха Дионисия Тельмахреского (ум.845). Он выглядит более реалистичным. Некий монофизит Афанасий, живший в Эдессе, чрезвычайно разбогател в правление халифа Абд ал-Малика (685-705). Однажды он одолжил городу 5000 динариев для выплаты дани арабам и взял в залог Нерукотворный образ Христа.
Не желая отдавать святыню по возвращении ему долга, Афанасий заказал точную копию Мандилиона, которую и отдал вместо оригинала православной общине Эдессы, владевшей до того реликвией: «Тогда он призвал весьма искусного живописца» и попросил его написать копию.
Когда работа была завершена, появился портрет настолько похожий на свой образец, насколько вообще это было возможно. Ибо живописец затемнил краски таким образом, что они выглядели как древние. Позднее он рассказал верным (монофизитам) о том, что оригинал хранится у него дома и построил прекрасное святилище баптистерия.
Камулианский образ
В VI в., когда в Византии еще не знали об Эдесской святыне, широчайшей известностью пользовался нерукотворный образ на плате из малоазийского селения Камулиана. Эта святыня в 574 г. была перенесена в Константинополь, где стала палладиумом империи. Камулианский льняной плат с нерукотворным Ликом был обретен в 392 году плавающим в источнике некоей Ипатией, которая прикрепила чудотворную ткань к своему головному убору.
И тогда, говорит предание VI в., образ мистически отпечатался и на этом платке. Для нерукотворных образов были построены две церкви. Верия основывается на сирийской “Церковной истории” Захария Ритора , датируемой VI в.
Славянский Церковный Пролог тоже сохранил сведения о Камулианской иконе, их записал святитель Григорий Нисский по сказанию преподобного Никодима Святогорца († 1809). Но… он имел в виду образ Матери Божией (память 9 августа).
Из того же источника информация об иконе явленной при императоре Тиверии (578–582), от нее получила исцеление святая Мария Синклитикия.
Грузинская версия
Древнейшая дошедшая до нас грузинская энкаустическая икона, предположительно VI-VII веков., — чудотворный образ Анчисхатского Спаса – сегодня находится в Музее искусств Грузии в Тбилиси. Народное предание отождествляет эту икону с нерукотворной копией Мандилиона — Керамионом.
Согласно гимнографу Иоанну Анчели (XII в.), черепицу с Нерукотворным ликом Христа из Иераполиса в Кларджети (грузинское феодальное государство) принёс апостол Андрей. Более позднее сказание: во время иконоборческих гонений императора Льва Исавра святыню из Сирии принес св. Антониий Марткопи — один из основателей грузинского монашества VI в.
Вот только историки относятся к обеим версиям скептически:
- нарушена хронология событий;
- первоначальное изображение датируются VI-VII вв;
- икона представляет Христа как Вседержителя, с благословляющей десницей, а не как Лик на плате или черепице.
Убрус в России
Вполне возможно, подлинники Мандилиона и Керамиона видели равноапостольная княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе, а потом ее внук, святой Владимир. А первые иконы такого письма появляются на Руси еще с IX в. Большинство авторов икон старинных – неизвестны.
Новгородская икона XII века
Экспонат Третьяковки – Новгородская икона 12 века – это самый древний из известных сейчас русских списков Спаса Нерукотворного.
Андрей Рублев?
Прп. Андрею приписывают образ, хранящийся в Третьяковской галерее. Это икона Спасителя из Звенигородского чина, которая стала образцом для русских мастеров последующих лет. Образ написан между 1400 и 1425 гг. Его смысловой центр – Лик Господа, окруженный нимбом…Но он не относится к иконографическому типу «Спас Нерукотворный», так как нет основной отличительной особенности — круглый нимб, в который полностью вписана только глава Спасителя.
Спас Нерукотворный Симона Ушакова любимая икона Петра 1
В истории русской иконописи XVII века нет более значительной фигуры, чем Симон Федорович Ушаков. Выдающийся художник и теоретик искусства, в течение многих лет возглавлявший придворную иконописную мастерскую при Оружейной палате, он оставил богатое творческое наследие – более полусотни подписных произведений.
Образ «Спас Нерукотворный» — отдельная история. Таких икон несколько. Полагают, самая ранняя датируется 1661 г. Неоднократное возвращение именно к этому образу – восходящему к первой исторически известной нерукотворной иконе Христа – многие искусствоведы объясняют попытками художника изобразить подлинный Лик Спасителя, каким Его знали современники. Поиск художника, однако, идет не через углубление в молитву, а через бесчисленные попытки найти «то самое», верное изображение, все время возвращаясь к сюжету.
По сути, это – художественный, а не духовный поиск. Так или иначе, но Симон Федорович — любимый иконописец царя Алексея Михайловича, написал по царскому заказу знаменитый образ. Вдова государя Наталья Кирилловна, благословила им старшего сына, будущего первого Российского Императора. Петр I отправляясь на войну, брал с собой «ушаковскую икону», а позже перевез в Петербург. Список образа возил с собой и Александр III. В том числе и во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г., когда при крушении поезда вся царская семья осталась невредима.
Спас Нерукотворный в Тутаеве
Главная икона Воскресенского собора города Тутаева Ярославской области (бывший Романово-Борисоглебск) отличается большими размерами. Высота и ширина образа XV века чуть менее 3 м. Она известна как «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». Но это не совсем верное наименование. Точнее совсем неверное. Узнать подробности можно, достаточно перейти по ссылке выше.
Ярославский образ
2 апреля 2021 года состоялось уникальное событие в жизни Спасо-Афанасиевского Ярославского монастыря и всей России.
После многих лет забвения и поисков монастырь встречал главную святыню – чудотворный Образ Нерукотворного Спаса. Икона была явлена в 1612 году во дни формирования в Ярославле второго народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Подробности — по ссылке: Два явления в Ярославле чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.
Харьковский
Икона написана в XVIII в., находилась при Борисоглебском монастыре. В советские годы ее скрывали верующие, постепенно лик потемнел. Обновление образа произошло 20 июля 1997 г.
Чудо засвидетельствовано комиссией епархии. Вот что говорят очевидцы:
«…20 июля, в воскресный день, при совершении Божественной Литургии, во время чтения Св. Евангелия при открытых Царских вратах, прихожанки храма — Канонникова Ксения, Малько Ирина Васильевна и другие — увидели сияние яркого золотистого света в виде вспышки и ощутили как бы движение воздушной волны с тихим шелестом.
Произошло это мгновенно и было явно ощутимо. Душа их при этом явлении наполнилась глубоким миром, благоговейным страхом, и они решили исповедываться, чтобы не впасть в заблуждение духа прелести.
Обновление Св. Иконы впервые увидели во время пения Херувимской песни пономарь Пестунов Андрей и девятилетний отрок Николай Забродский.
По их словам, Икона блистала ярким, золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. От иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней, по истечении которых, начало угасать».
Значение
Древняя эдесская реликвия – прямое свидетельство реальности Бога.
- Поэтому ее устанавливали над городскими вратами. Изображали на знаменах: Дмитрий Донской пошел против Орды на Куликовом поле под стягом с ликом Христа; с тех пор стяг стали называть знаменем.
- Эдесские обряды почитания оказали влияние на развитие литургических процессий с иконами (Крестные ходы).
- Мандилион введен в контекст важнейших аргументов иконопочитателей и возглавляет перечень из 12 важнейших чудотворных икон.
- В Образе Спаса Нерукотворного Господь представился потомкам не символически, а во плоти. Это указывает на истинность догмата о Воплощении и добровольной жертве. Одно из правил VI Вселенского собора прямо говорит об этом:
«Спаситель оставил нам по себе свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о Его Воплощении, страданиях, живоносной Смерти и искуплении рода человеческого»
(VI. 83)
- А отцы VII Вселенского Собора считали Нерукотворный Образ основанием снятия издавна существовавшего запрета на изображение Бога Истинного: не художником написан Лик, а возник на плате по воле Христа, соприкоснувшегося с ним.
Храмы
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве, мужской монастырь Спаса Нерукотворного в селе Клыково, неподалеку от Козельска Калужской области, церковь на Конюшней Площади Санкт-Петербурга, храм в Серпухове …В одной Москве только Спасовских соборов и храмов 19, в Московской области – 40. Всего же по данным сайта Соборы.ру в мире 541 храм в честь Нерукотворного Образа Иисуса Христа (в т.ч собор или часовня). В основном – в России: от Магадана до Калининграда, от Мурманска до Сочи. Из них большая часть – не действует или утрачена. Есть действующие в других странах.
- 10 – на территории Украины;
- 5 – в Беларуси;
- 2 церкви – во Франции: в Пюилубаре – церковь, в Виши – домовая церковь;
- 1 церковь – в Польше, Латвии, Казахстанеи Грузии;
- по одной часовне есть в Финляндии, Молдове и Норвежском Барецбурге.
Молитвословия
Тропарь, глас 2
Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.
Кондак, глас тот же
Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе.
Ин кондак, еллинский, глас тот же
Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.
Величание
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ Твоего́// пресла́вное воображе́ние .
Ино величание
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.
Я действительно думаю, что вам следует больше писать на эту тему! Большое спасибо!!