------------------- Григорий Богослов (329 - 389), архиепископ
Православие сегодня Жития в фактах Григорий Богослов: биография в коротких фактах святителя из Назианзина + 12 знаменитых цитат

Григорий Богослов: биография в коротких фактах святителя из Назианзина + 12 знаменитых цитат

0 Comments
Григорий Богослов (329 - 389), архиепископ

Один из трех святых, которым Церковь дала прозвание «Богослов», тот, кто вместе с другими «отцами-каппадокийцами» сформулировал учение о Святой Троице, подвижник и аскет, а еще – духовный писатель и даже поэт. Все это – о святителе Григории из Назианза.

Чем прославился святой Григорий Богослов

Святой, живший в IV в., известен как:

  • один из «отцов и учителей Церкви», как называют тех угодников Божиих, благодаря трудам которых утверждалось вероучение, распространялась христианская вера;
  • епископ города Назианза в Каппадокии (Малая Азия), а позже – Константинополя, боровшийся с еретиками-арианами, утверждавший веру;
  • автор 45 дошедших до нас проповедей (гомилий), 408 стихотворений, более 200 писем.

Что объединяет святителя Григория:

с Симеоном Новым и Евангелистом Иоанном

Прозвание «Богослов», с которым святые Иоанн, Симеон и Григорий вошли в церковную историю. Определение «богослов» имеет два значения:

  • тот, кто формулирует основы христианского вероучения;
  • святой, опытно знающий Господа, по слову святых отцов, говоривших: «Кто чисто молится, тот богослов»

Свт. Григорий является Богословом в обоих этих смыслах. Он – и один из создателей вероучения Христианской Церкви, и подвижник, духовный опыт которого, отражен в многочисленных сочинениях

с Василием Великим и Григорием Нисским

То, что эти святые смогли соединить рационализм греческой философии и христианское богословие опыта – и точно, логически не противоречиво сформулировать догмат о Св. Троице и Иисусе Христе как Втором Лице Божества. Так как все трое происходили из области Каппадокия, сделанное святыми отцами называют «Каппадокийским синтезом» философии и богословия.

с Иоанном Златоустом

Праздник трех святителей, который установлен в 1084 г. по откровению, которое было Константинопольскому Патриарху Иоанну Мавроподу. В те времена верующие много спорили о первенстве святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Дело даже едва не дошло до раскола.

Тогда все три святых явились во сне предстоятелю Константинопольской Церкви, сказав:

«Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство».

Так появился общий день памяти, которая совершается 12 февраля. В это время на аналое храма лежит икона, на которой, согласно повелению святителей, написаны все трое.

Григорий Богослов: биография в коротких фактах святителя из Назианзина + 12 знаменитых цитат

Святой Василий, святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоуст

Как изображают на иконах

Свт. Григорий пишется высоким седым старцем в богослужебном облачении епископа. На левой его руке – Евангелие, правой же он благословляет молящегося.

Григорий Богослов: биография в коротких фактах святителя из Назианзина + 12 знаменитых цитат

Святитель Григорий Богослов_

Факты из жития

  1. Основными источниками сведений о святителе считаются его собственные произведения – стихотворения, письма, где содержится множество подробностей о его происхождении, семье, учебе, подвижническом пути. К примеру, дата его рождения обычно определяется на основании поэмы святого «О своей жизни».
  2. Будущий епископ родился около 330 г., в местечке Арианз близ города Назианза, где было имение его отца, также Григория. Его родители принадлежали к аристократии.
  3. Сейчас на месте древнего Арианза находится турецкое селение Гизельюрт. Еще в XIX в. здесь действовал храм свт. Григория, но сейчас здание занято под мечеть. Что касается места епископского служения святителя, Назианза, то с XIV в. город заброшен, и ныне на его месте – руины.
  4. Известно, что отец святого в молодости состоял в полуязыческой секте ипсистариан, тогда как святая Нонна – мать, была твердой христианкой. Свт. Григорий всю жизнь вдохновлялся примером ее смирения и терпения: видя заблуждения мужа, она не спорила с ним, но горячо о нем молилась – и вымолила. В 45 лет отец святого стал христианином, затем – даже занял архиерейский престол.
  5. Вся семья святителя – мать, отец, брат Кесарий, сестра Горгония были впоследствии причислены Церковью к лику святых.
  6. Григорий получил лучшее по тому времени образование: сначала учился в Назианзе, затем – в Кесарии Каппадокийской. Считается, что именно там он мог впервые встретиться с Василием Великим.
  7. Переломным моментом в жизни святого многие его биографы признают плавание в Афины, где он должен был окончить свое обучение. Во время плавания началась буря, так что, по словам самого святителя, рассказавшего об этом происшествии, «мы не знали, куда плывем, ибо многократно меняли курс, и уже не чаяли никакого спасения от Бога». В это время Григорий, еще не принявший Крещения, взмолился ко Христу, вручая Ему свою жизнь и прося избавления от беды, дабы не умереть некрещенным. Неожиданно буря прекратилась. С этого времени Григорий твердо решил посвятить свою жизнь служению Господу.
  8. Святитель учился в Афинах 8 лет, и здесь вновь встретился с другом Василием. Обоих тяготила атмосфера в городе в целом и в академии: здесь сохранялось много языческого, хотя влияние христиан постепенно усиливалось.
  9. Вместе с друзьями в академии также учился будущий император – гонитель христиан – Юлиан Отступник. И Григорий, и Василий вспоминали его как человека замкнутого и неприветливого, а позже говорили, что уже тогда Юлиан вынашивал «проект» возрождения в империи языческой веры.
  10. По окончании школы Григорий и Василий хотели уехать из Афин, но их, как самых способных учеников, уговорили остаться – теперь в качестве преподавателей риторики. Но через время оба вернулись в Каппадокию.
  11. Несколько лет Григорий пытался найти «средний» путь, сочетавший подвижническую жизнь и служение обществу. К тому же у него были и обязательства перед семьей: как старшему, ему было вверено управление имениями родителей. Поэтому Григорий то уходил в пустыню, то возвращался в родной дом.
  12. В 361 г. на Рождество Христово отец против воли сына рукоположил его священником – Григорий называл это «тиранией» и даже ушел из дома в Понт, где подвизался его друг, Василий… чтобы через время все же вернуться к пастве, прося прощения за свой уход у верующих и отца. В Назианзе Григорий прослужил более 10 лет.
  13. Пресвитерское служение святого пришлось на время внутрицерковных смут и гонений. В 362 г. в городе получили антихристианский эдикт императора Юлиана, затем в Назианз вошли войска, чтобы закрыть христианские церкви. Однако, вместе с отцом Григорию удалось отстоять святыни. Известны также его обличительные «Слова против Юлиана».
  14. Едва удалось отбить нападение воинствующих язычников, как город постигла новая беда, распространение арианской ереси. Несведущий в вопросах богословия, Григорий-старший даже подписал арианский символ веры. Возник раскол – часть верующих не хотели принимать арианствующего епископа. И здесь неоценимой оказалась помощь образованного Григория-младшего: он смог и успокоить людей, и убедить отца отозвать свою подпись, признав ошибку.
  15. Самым тяжелым периодом своей жизни свт. Григорий впоследствии считал время, когда он был епископом Сасима. Случилось это в 372 г. по повелению его друга, Василия Великого, уже избранного архиереем Кесарии Каппадокийской. Нуждаясь в опытных и православных пастырях для борьбы с арианством, свт. Василий образовал несколько новых епископских кафедр, на которые рукоположил известных ему и проверенных людей. Понимая, что это необходимо, свт. Григорий тем не менее крайне тяготился необходимостью участвовать в конфликтах и вообще не желал епископской должности, предпочитая уединение. Наконец, он вообще оставил кафедру и ушел на уединенную жизнь.
  16. Однако, в 374 г. свт. Григорию снова пришлось принять епископский престол – на этот раз в родном Назианзе, после кончины отца. Святитель полагал, что это временно, и побуждал верующих избрать себе иного пастыря – однако, те настаивали, чтобы общину возглавил именно Григорий. В конце концов он удалился и с этой кафедры, и около 4 лет прожил при монастыре, где подвизалась его сестра, Горгония.
  17. Живя в уединении, свт. Григорий узнал о смерти друга, свт. Василия Великого, которая последовала в 379 г. Хотя отношения между друзьями не всегда были простыми (например, Василий фактически принудил товарища принять сан епископа), Григорий горько оплакивал кончину Василия.
  18. В том же 379 г. святитель получил письмо христиан Константинополя, которые просили его помощи в борьбе с арианами. К тому времени еретики захватили большинство христианских храмов города, открыли гонения на православных. Ревнуя о Господе, святой отправился в столицу империи. Здесь его горячие проповеди обратили от арианства десятки людей. А слава святителя стала привлекать в город множество верующих.
  19. Сам того не желая, свт. Григорий стал так широко известен, что в 381 г., когда 2 Вселенский Собор начал обсуждать кандидатуру Патриарха Константинопольского, архиереи и народ единодушно избрали Григория. В этот раз он не смел противиться, видя, что его труды полезны людям.
  20. Однако, ряд епископов из Египта, которых не устраивал новый предстоятель, стали заявлять, что Григорий стал незаконным архиепископ Константинополя: ведь еще 1 Вселенский собор запретил архиереям перемещаться на другую кафедру, а свт. Григорий никто не освобождал от служения епископом Назианза.
  21. Видя, что идет церковная смута, плетутся интриги, свт. Григорий отказался от патриаршего престола. В своей прощальной речи он еще раз постарался утвердить священников и народ в православии.
  22. В 383 г. святитель вернулся в Назианз, твердо решив провести оставшиеся ему годы в тишине и уединении. Однако, за все время, пока святитель жил на удалении от паствы, а после – трудился в Константинополе, предстоятеля жители Назианза так и не избрали. Поэтому свт. Григорию поневоле пришлось возглавить общину.
  23. Впоследствии святителя попытались пригласить на новый собор в Константинополь – но на сей раз он твердо отказался ехать.
  24. К 383 г. свт. Григорий, уже престарелый, попросился на покой. С этого времени епископом Назианза стал Евлалий. Но и здесь не обошлось без церковной смуты и противоречий.
  25. Около 385-388 г. святитель окончательно оставил престол. Лишь последние годы его жизни он провел в так желанном для него уединении – в своем имении.

Как умер и где похоронен

Годом кончины святого признают 389 или 390. Известно, что скончался он мирно. Все свое имущество свт. Григорий завещал Назианзской христианской общины для раздачи бедным людям.

Тело святителя погребли в Арианзе, на месте кончины.

Мощи

Впоследствии, в IX в., мощи были перенесены в Константинополь по повелению императора Константина Багрянородного. С тех пор их частицы пребывали в разных храмах как Востока, так и христианского Запада. К настоящему времени известно, что:

  • много частиц мощей святого хранится в монастырях горы Афон;
  • часть главы святителя, до 1917 г. находившаяся в Успенского соборе Москвы (в XVII в. ее привезли в дар царю Алексею Михайловичу), ныне пребывает в фонде музеев Московского Кремля;
  • с XIII в. часть мощей святого пребывала также в Соборе Святого Петра в Риме; святыню доставили сюда после одного из крестовых походов; в 2004 г. эта часть мощей по решению Папы Иоанна Павла II была возвращена Константинопольской Патриархии.

    Мощи святителей Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста

    Мощи святителей Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа) в соборе св. Георгия на Фанаре, Константинополь (ныне Стамбул, Турция)

Канонизация и почитание

Первые храмы в честь святого относятся уже к рубежу IV-V вв., так как святость его была очевидна уже современникам. В настоящее время свт. Григорий чтится как в составе Собора трех святителей, так и имеет особый день памяти – 7 февраля.

Творения и основные идеи

После святители осталось обширное письменное наследие: полемические слова и трактаты, письма разным лицам, поэтические произведения. Они посвящены как церковным догматам и богослужебной практике, так и основам аскетического подвига. Среди наиболее известных сочинений святого, переиздаваемых в настоящее время – «5 слов о богословии». современное издание творений святителя. Всего различных «Слов» до наших дней дошло не 5, а 45.

Однако, по мнению церковных историков, наибольшее значение имели 5 из них, с 27 по 31, написанных святителем в Константинополе около 380 г. В них особо указывает на то, что богословствовать может лишь тот, кто подвижническим трудом очистил ум и сердце. Кроме того, эти «Слова» содержат учение о св. Троице.

Многие сочинения и проповеди святого уже при его жизни верующие «разобрали на цитаты». Ряд его идей и высказываний могут быть полезны и современным верующим.

О молчании

  1. «Умолкну словом, учась говорить нужное, и буду упражняться в преодолении страстей. Если кто принимает это, прекрасно; а если нет, то молчание и тем для меня выгодно, что не отвечаю другим»
  2. «Со Христом умертвил я язык, когда постился, и разрешил вместе с Воскресшим. Такова тайна моего молчания: чтобы как приносил в жертву сокровенный ум, так принести и очищенное слово»

О священстве и монашестве

  1. «Священство – это освящение мыслей, приближающее человека к Богу и Бога к человеку»
  2. «Как трудно при плотском сближении избежать плотских восстаний! Поэтому, монахи, держите себя дальше от женщин; потому что и много таких тайн брака, которыми привлекаемый взор оскверняет душу»
  3. «Твое любомудрие – пустыня и такой безмерный пост, а мое – молчание. Поделимся между собою дарованием. А когда придем в единство, воспоем вкупе Богу, плодонося как разумное молчание, так и богодухновенное слово».

Об участи некрещенных младенцев

«Не сподобившиеся св. крещения по малолетству, младенцы не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены св. крещением, однако же, и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вред, ибо не всякий недостойный чести достоин уже и наказания».

Эсхатология

«Я верю словам мудрецов о том, что всякая добрая и боголюбивая душа, после того, как разрешится от сопряженного с ней тела и освобождается отсюда, тотчас приходит в ощущение и созерцание ожидающего ее блага, — ибо то, что ее помрачало, очищается или отлагается, или и не знаю, что еще сказать, — чудным каким-то наслаждением наслаждается и веселится и радостно идет к своему Владыке, ибо убежала от здешней жизни, как от каких?

То тяжких уз, и сбросила с себя лежавшие на ней оковы, которыми удерживалось крыло разума; тогда уже в видении как бы пожинает она уготованное ей блаженство.

А немного позже она и родственную себе плоть, с которой здесь занималась философией, принимает от земли, давшей ее и сохранившей, — принимает таким способом, о котором знает только Бог, соединивший и разлучивший их, — и вместе с нею наследует грядущую славу.

И как душа разделяла тяготы плоти по причине соприродности, так передает (теперь) плоти свои утешения, всецело поглотив ее в себя и став с нею единым и духом, и умом, и богом, когда смертное и преходящее поглощено жизнью…

Зачем же малодушествую в надежде? Зачем суечусь? Дождусь архангельского гласа, последней трубы, преображения неба, преложения земли, освобождения стихий, обновления всего мира».

Как понять цитаты

Есть некоторые цитаты свт. Григория, которые нередко вырывают из контекста или приводят не полностью. Вот некоторые из них.

«Почитать мать – святое дело».

Полностью фраза выглядит так: «Почитать мать – дело святое. Но у всякого своя мать, а общая всех мать – родина». Таким образом, святитель говорит здесь и о святости семьи и о том, что нужно любить и родину, родную страну.

«Молчанием предается Бог».

Это слова святителя, произнесенные на смерть свт. Афанасия Александрийского, ревностного борца с арианской ересью. Вот как они звучат на самом деле:

«Отторгнуты от нас все любомудрые, боголюбивые и заранее сожительствующие с горними мужи, которые, хотя во всем другом мирны и умеренны, однако же не могут пренесть с кротостью, когда молчанием предается Бог, и даже делаются при этом весьма браннолюбивыми и неодолимыми (ибо таков жар ревности), и готовы скорее ниспровергнуть, чего не должно, нежели пренебречь должным.

За ними устремляется немалое число и народа, подобно стае птиц, улетая за улетевшими вперед, и даже теперь не перестают улетать…».

Эти слова могут пониматься различным образом. Одни говорят, что свт. Григорий восхваляет ревность борцов с ересями, другие же делают акцент на словах, что спорящие «готовы скорее ниспровергнуть, чего не должно, нежели пренебречь должным», и тем самым, напротив, как бы укоряет ревнителей веры, часто поступающих не по разуму.

Стоит вспомнить, что святитель всю жизнь старался уклоняться от жесткой полемики с еретиками, предпочитая больше молиться за них, нежели обличать – кроме случаев, когда ситуация становилась критической и начинались гонения на православных.

Значение учения

Кто же он для нас, современных людей, святитель, всю жизнь пытавшийся славы, почестей, власти – и при этом всегда несший этот крест? По воле Божией он стал одним из тех, кто утвердил учение о Троице, о Воплощении Сына Божия – Бога и Человека, а значит – о спасении людей.

Вспомним о нем, когда в храме во время литургии поем Символ Веры, исповедуя Христа Воплотившимся Сыном Божиим и Богом: это правильное понятие о Боге мы имеем благодаря святителю и другим святым отцам, однажды облекшим в слова духовный опыт множества святых – в том числе и свой.

Наталия Сазонова

Читайте также:

  1. «Имже вся быша», «глаголавшаго пророки»… Что мы еще не понимаем, читая Символ веры наизусть+как выучить
  2. Апостолы Христа по именам и делам — главное из биографий каждого из 12-ти
  3. Апостол Павел пишет лично мне: толкование Посланий для человека XXI века-14 книг за 12 минут
  4. Новичок, любитель, профессионал, воин — 4 уровня поста

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Святой Спиридон – кто он? Краткое житие чудотворца из Тримифунта и свидетельства помощи в наши дниСвятой Спиридон – кто он? Краткое житие чудотворца из Тримифунта и свидетельства помощи в наши дни

0 Comments
Святой Спиридон – кто он? Краткое житие чудотворца из Тримифунта и свидетельства помощи в наши дни

Святой дня. 25 декабря. Живший в очень далекое от нас время, когда и государства русского еще не существовало, никогда не бывавших в наших северных краях, он, тем не менее, очень близок многим православным именно в России. Святой  Спиридон, епископ Тримифунтский, святитель и чудотворец. Годы жизни

Жития в фактах

Кем был на самом деле Николай Чудотворец: факты против домысловКем был на самом деле Николай Чудотворец: факты против домыслов

0 Comments
Николай Чудотворец

Наверное, нет угодника Божия более известного, горячо любимого христианами (а очень часто – даже иноверцами!), как на христианском Востоке, так на Западе, чем Николай Чудотворец. Чудес, совершенных из более чем за полтора тысячелетия – неисчислимое множество, они продолжают умножаться до сего дня. Но удивительным образом,

Жития в фактах

Великомученице Параскеве Пятнице молятся о скорейшем и счастливом замужествеВеликомученице Параскеве Пятнице молятся о скорейшем и счастливом замужестве

0 Comments
Параскева Пятница

Угодница Божия Параскева Пятница, посвятившая жизнь проповеди веры, пострадавшая за нее, издавна известна, как покровительствующая тем, кто ищет спутника жизни. А ещё святую  особо почитают промышленники, торговцы и путешественники. Почему «Пятница»? На греческом языке слово «параскева» означает «день накануне субботы», а в переводе на русский

Жития в фактах

«Исповедь Киприана» — невероятная, но достоверная история о том, как колдун стал священником и принял смерть за Христа«Исповедь Киприана» — невероятная, но достоверная история о том, как колдун стал священником и принял смерть за Христа

0 Comments
Киприан и Иустина

Священномученик епископ Киприан, мученица Иустина и мученик Феоктист. Их память отмечается 15 октября, местом жизни и мученической кончины считается Антиохия (сейчас – город Антакья в Турции). Они жили и пострадали на рубеже III-IV вв. События же, изложенные в их житии, многим еще в Средние века

Жития в фактах

Житие и мучение святой Ирины Аквилейской и участь ее сестер Агапии и Хионии+ участие в их почитании Анастасии УзорешительницыЖитие и мучение святой Ирины Аквилейской и участь ее сестер Агапии и Хионии+ участие в их почитании Анастасии Узорешительницы

0 Comments
Святая Ирина Аквилейская и ее сестры

29 апреля приходится память сразу двух святых Ирин, одна из которых пострадала в III, другая же — в начале IV в. Это мученицы: в 304 г. в Аквилее (Италия); эта Ирина пострадала за Господа вместе с двумя сестрами – Агапией и Хионией, а также еще

Жития в фактах