Немногие угодники Божии удостаиваются от Церкви именования «великих», но лишь те, кто особенно прославился своими духовными подвигами и трудами на благо веры. Среди таких святых и Василий, епископ города Кесарии в Каппадокии – области Малой Азии.
Что значит имя
Имя Василий, второе по популярности на Руси после Ивана, происходит от греческого прилагательного «βασίλειος», означающего «царский», «царственный».
Согласно церковного календаря всего святых, именуемых Великими — 17: Антоний, Афанасий, Арсений, Василий,Варсонофий, Григорий, Евфимий, Илларион, Иоанникий, Макарий, Констанин, Пахомий, Пассий, Пимен, Сисой, Феодосий, Онуфрий. Дают такой «титул» монахам, за исключением императора Константина.
День Василия Великого
Общеизвестный праздник святого – 14 января, издавна называемый также народом «Васильевым днем». На этот же день приходятся именины Иисуса Христа — праздник Обрезания Господня.
Но есть также еще один день памяти – это 12 февраля, когда празднуется Собор трех святителей, и вместе с Василием чествуются его друг, свт. Григорий Богослов, и живший почти на 100 лет позже свт. Иоанн Златоуст.

Святой Василий, святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоуст
Эти, как именует их Церковь, «вселенские учители и святители» прославились как личным благочестием, так и своими проповедями, богословскими сочинениями и даже – составленными ими богослужениями.
В чем же заслуги перед христианством свт. Василия?
Чем прославился Кесарийский епископ
Церковный народ знает его, как:
- мужественного борца с ересями, особенно – арианской;
- того, кто вместе со свт. Григорием Богословом и родным братом, Григорием Нисским, смог сформулировать один из основных христианских догматов – о Святой Троице, который и был принят на II Вселенском Соборе;
- создателя монашеского Устава, одного из первых в христианском мире;
- проповедника и духовного писателя, чьи сочинения переведены на многие языки мира.
- автора многих молитвословий, его имя известно всем верующим по утреннему правилу, также его тексты применяют во всех церковных службах суточного круга;
- наконец, знают свт. Василия как создателя особого чина литургии, который называется его именем; ее совершают только 10 раз в церковном году; один из них – на память самого святого (узнайте отличия)
И даже захватившие Каппадокию уже после кончины святителя мусульмане глубоко чтили гробницу святого, а самого его именовали «шейхом», как называют великих богословов и подвижников.
Где находятся мощи
Хотя по кончине святителя погребли в его родовой усыпальнице, впоследствии его честные останки разошлись по христианскому миру, особенно – после крестовых походов, когда на Западе оказались многие святыни Востока. К настоящему времени:
- глава святого хранится на Афоне, в Великой Лавре; впрочем, западное предание утверждает, что она находится на острове Сардиния;

Глава Василия Великого. Великая Лавра. Афон. Источник: drevo-info.ru
- основная часть мощей – в храме святого в Бельгии, в г. Брюгге; эта святыня оказалась здесь после 1 крестового похода, примерно с 1099 г.;
- части руки святителя находятся в Греции (монастырь Метеоры), а также в Риме в храме Санта-Мария-ин-Транспонтина (название переводится как церковь св. Марии «за мостом»).
Десница (правая кисть руки) Василия Великого. Венеция. Церковь св. Георгия Греческого
Краткая биография
Годы жизни Василия Великого — 30-79 четвертого века. Родиной святого был город Кесария области Каппадокия – по преданию, один из древнейших на земле, основанный младшим сыном праотца Ноя, Иафетом, после Великого Потопа, и именовался с древности Мазака.

Византийская крепость в Кесарии Каппадокийской. Сегодня Кайсери Каппадокия — турецкое владение
Когда Малую Азию захватил Рим город сменил древнее название на Кесарию , то есть город кесаря, императора – во времена Тиберия. Под тем же именем город вошел в историю, как один из центров христианской проповеди. Известно, что здесь:
- проповедовали свв. Петр и Павел, Апостолы Христа;
- страдали многие мученики, впоследствии прославленные Церковью.
Семья святых
Эта земля знала также и твердых исповедников Христа – хотя не принявших мученической кончины, но сохранивших веру. Среди них были и близкие родственники свт. Василия (он родился, как полагают, около 330 г.) – его дед со стороны матери, и бабушка, Макрина.
В семье особенно чтили еще одного Кесарийского святого III в., свт. Григория, духовной дочерью которого была «Макрина старшая», как бабушку называли в семье. Поскольку была еще и младшая Макрина – сестра свт. Василия, впоследствии избравшая иноческий путь, тоже ставшая святой.

Святая Макрина (младшая), преподобная — сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского. Фреска киевского Софийского собора (X-XI в.)
Прославлены также братья свт. Василия – Григорий, Петр (оба были епископами). Есть в Месяцеслове и имя еще одного брата, Навкратия, в 22 года оставившего суетный мир, начавшего жизнь отшельника – и скончавшегося совсем юным.
Может быть, причиной такой духовной настроенности семьи стала ранняя смерть главы семейства, ритора Василия, и пример матери, Еммилии, которая с этого времени предалась духовным подвигам. Биографы свт. Василия во всяком случае единодушно полагают, что именно мать оказала решающее влияние на взгляды и духовное устроение сына.
Учеба
Вместе с тем, семья святителя была не только духовной, но также считалась весьма знатной и состоятельной. Потому неудивительно, что сыновья получили хорошее образование, что в дальнейшем позволило бы им сделать вполне мирскую карьеру, например, адвоката или преподавателя риторики. Именно такую судьбу прочили Василию после того, как он окончил школу риторов в Афинах. Но сам он решил иначе.
Уход из мира
Вместе с другом, Еввулом, также ритором, он ушел во Иерусалим, где принял Крещение в водах Иордана (тогда у христиан существовал обычай откладывать Таинство до зрелого возраста – из опасения совершить какой-либо грех после Крещения, оказаться недостойным).
Около года провели друзья в Святом Городе, а затем – возвратились на родину. Здесь образованность и духовные дарования Василия заметил епископ, Евсевий – рукоположил его во священники, сделал своим помощником. А через время… сам же стал завидовать большей учености Василия, тому, что прихожане любят его и слушают его слово.
Видя, что из-за него может нарушиться мир, Василий, давно тяготевший к жизни монаха, оставляет Кесарию, чтобы уйти в область Понт, где его сестра Макрина уже основала иноческую обитель – для жен.

Свт. Василий Великий.
А Василий с другом, Григорием Богословом, поселились рядом, и скоро к ним начали приходить желающие монашеской жизни. Известно, что к этому времени относится устав, написанный друзьями для этой небольшой общины, а позже – распространившийся по всему христианскому Востоку. И не только.
На Западе до настоящего времени действует монашеский орден, который придерживается установленных святым правил, и называется по имени свт. Василия – Базилианским.
Вероятно, так, работая, по слову Апостола, «своими руками», молясь свт. Василий и намеревался провести жизнь. Его не привлекала не только светская карьера, но и церковная власть. Однако воля Божия была иной.
Снова в мир
Однажды к Василию обратился все тот же епископ Евсевий, раздор с которым привел к уходу пресвитера в пустыню. Теперь же владыка сам каялся в своем неразумии – и одновременно просил Василия вернуться. В Церкви началась настоящая смута из-за распространения еретического учения священника из Александрии, Ария, учившего, что Сын Божий – не Бог, а лишь Его творение.
И, хотя давно окончился I Вселенский Собор, арианство осудивший, споры продолжались: требовалось не просто опровергнуть доводы ариан, но и найти верные, точные слова для выражения догматов, и, прежде всего – о Св. Троице и Богочеловечестве Христа, Сына Божия.
Здесь на помощь христианским богословам – Василию, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, брату Василия, пришла греческая философия, ее приемы и логика – они и позволили Василию и Григорию Богослову точно, корректно и непротиворечиво изложить сложнейшие для понимания христианские истины.Их совместную работу впоследствии назовут «Каппадокийским синтезом» богословия и философии – ведь святые отцы были родом из одной области.
А вот чего действительно не предполагал Василий, отстаивавший веру перед еретиками – так это того, что его ум, твердость, бескомпромиссность, приведут его… на престол архиерея!
Епископ
По кончине архиепископа Евсевия (умер он, совершенно примирившись с Василием, которого когда-то считал чуть ли не врагом) встал вопрос о том, кто возглавит христиан родного Василию города. Сам он не желал власти, его мечтой по-прежнему была иноческая жизнь. Но как быть, если предстоятелем Каппадокии станет еретик, дабы распространять свои «умствования»?
Так церковный народ приступил к немало шокированному таким поворотом дела Василию, буквально требуя – стать их архиепископом. После многих колебаний и ради пользы Церкви Василий согласился. Было это в 370 г.

Василий Великий — архиепископ Кесарии Каппадокийской
С этого времени и до самой кончины святитель более не знал покоя, вынужденный погрузиться в перипетии так не любимой им мирской жизни:отстаивать правую веру пришлось не только словесно, сочинениями и устной полемикой, но и… административно!
- Император Валент, арианин, видя, что Кесария возглавляется православным предстоятелем, разделил провинцию на две (вторая со столицей в городе Тиана) – а между тем в Византии традиционно был принцип «один город – один епископ». Так Василий потерял половину паствы – а в Тиану был поставлен арианский архиерей.
- Но «административная» (на самом деле – духовная) борьба продолжилась: Василию удалось поставить преданных православию епископов: своего брата Григория в Ниссу и соименного ему друга, Григория Богослова – в Сасиму. Увы, это испортило его отношения с братом, который больше тяготел к иноческой жизни, и с другом, который не только не принял этой кафедры, но еще прямо обвинял Василия, что тот едва не насильно заставил его вовлечься в борьбу с арианством, да и вообще – сам чрезмерно любит споры, увлечен мирским, а не иноческим духом.

Григорий Богослов (329 — 389), архиепископ Константинопольский, Вселенский отец и учитель Церкви, святитель
Вот какие слова Григорий Богослов обращает к своему другу:
«Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие. …и думаю, что, если бы все подражали мне, то не было бы беспокойств Церквам, не терпела бы поруганий вера, которую теперь всякий обращает в оружие своей любви к спорам».
Впрочем, епископствовать Григорию все же пришлось – в другом городе, Назианзе, помогая отцу, уже престарелому архиерею. Считается, что сюда приезжал свт. Василий и друзья все же примирились – незадолго до смерти самого Василия.
Кончина
Спор двух друзей о том, стоит или не стоит отстаивать веру так энергично, как делал это Василий, как часто бывает, разрешился свыше: в августе 378 г. в битве с вестготами при Адрианополе погиб враг православия, император Валент. Христине Каппадокии теперь могли избавиться от давления царской власти, архиепископ – вздохнуть свободнее…
Но воспользоваться плодами этой новой ситуации святителю не довелось. 1 января 379 г. Василий мирно скончался. Он не дожил всего 2 лет до II Вселенского Собора, который утвердит сформулированные им и свт. Григорием Богословом догматы веры.
Творения
Святитель, проживший, короткую, всего около 49 лет, жизнь, оставил по себе сотни писем, множество проповедей, богословских и философских сочинений, и, конечно, молитв – некоторые из них хорошо известны православным, как входящие в утреннее и вечернее правило, многие – звучат за богослужениями. Самые известные из них – особые, читаемые на коленях, молитвы на праздник Св. Троицы.

Коленопреклонение в в день Святой Троицы
Среди самых известных произведений святителя:
- Шестоднев; это толкование на 1 главу Книги Бытия, где рассказывается о создании земли и людей;
- толкования на псалмы и на Книгу прор. Исайи;
- богословские полемические сочинения, в которых формулируются христианские догматы;
- произведения, любимые монахами и благочестивыми мирянами – «Слова о подвижничестве», «Нравственные правила».
Особо стоит выделить Литургию Василия Великого, которую служат только 10 раз в год в православной церкви (подробности по ссылке)
Педагогические идеи и беседы на псалмы
Святитель считал образование безусловно необходимым – но лишь для земной жизни. Действительно же важно для человека – готовиться к жизни вечной.
Именно поэтому, как писал свт. Василий, «надобно, чтобы и обучение грамоте было соответственно цели; а для сего должно заставлять их употреблять слова, взятые из Писания, а вместо басен рассказывать им повествования о делах чудных, вразумлять их изречениями из притчей и назначать награды за удержание в памяти слов и вещей, чтобы дети с приятностью и легкостью, без огорчения для себя и непреткновенно достигали цели».
Цели «повествования о делах чудных» и назидания посвящены толкования святителя на псалмы – по ним чаще всего дети и учились грамоте. Рассуждения свт. Василия глубоки, они приучают читающего псалом вчитываться в каждую фразу, обдумывать каждое боговдохновенное слово Псалтири. Вот толкование лишь на первые слова 1 псалма, открывающего эту книгу: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».
«Псалмопевец предложил нам три условия, требующие соблюдения: не ходить «на совет нечестивых», не стоять «на пути грешных», не сидеть «на седалищи губителей».
Следуя естественному ходу дел, он внес этот порядок и в сказанное им. Ибо сперва начинаем обдумывать намерение, потом подкрепляем его, а после того утверждаемся в обдуманном.
Посему первоначально должно назвать блаженною чистоту наших помышлений, потому что корень телесных действий составляют сердечные совещания. Так, любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление. Посему и Господь говорит, что внутри человека оскверняющее его (см.: Мф. 15, 18).
Поскольку же грех против Бога называется в собственном смысле нечестием, то никогда не допустим в себе сомнений о Боге по неверию. Ибо значит уже пойти «на совет нечестивых», ежели скажешь в сердце своем: «Есть ли Бог, всем управляющий? Есть ли Бог, на Небе распоряжающийся всем порознь?
Есть ли суд? Есть ли воздаяние каждому по делам его? Для чего праведные живут в нищете, а грешные богатеют? Одни немощны, а другие наслаждаются здравием? Одни бесчестны, а другие славны? Не самослучайно ли движется мир?
И не случай ли неразумный без всякого порядка распределяет каждому жребий жизни?» – Если так помыслил ты, то пошел «на совет нечестивых». Посему блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого, кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли».
Цитаты о Святом Духе
- «Дух Святой возвращает нас в рай, вводит в Небесное Царство, возвращает нам усыновление, дарует дерзновение именовать Отцом своим Бога, сделаться общниками благодати Христовой; именоваться чадами света, приобщиться вечной славы, одним словом, дарует всю полноту благословения в этом и в будущем веке, когда в себе, как в зеркале, мы отражаем благодать тех благ, какие предназначены нам по обетованию и которыми через веру мы наслаждаемся, как уже настоящими».
- «Страж наш есть Дух Святой. Когда душа приносит плоды, достойные вечных житниц, Дух Святой пребывает с нею, охраняет ее и отражает нападения врага».
- «Самым важнейшим доказательством того, что Дух соединен со Отцом и Сыном, служит сказанное, что Он имеет такое же отношение к Богу, какое к каждому человеку имеет дух, находяшийся в нем. Ибо сказано: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11). И этого довольно».
В чем помогает святой
Святителю молятся:
- об исцелении недугов;
- об утверждении веры, во время гонений от еретиков;
- о благословении на монашеский путь;
- его, как имевшего прекрасное образование, много читавшего и писавшего, считают своим покровителем многие учащиеся, а также и учащие – учителя, преподаватели.
А молитва от осквернения Василия Великого актуальна для мужчин, когда во время ночного сна произошло «непроизвольное истечение»
Икона
Святитель пишется на иконах обычно человеком средних лет, смуглым, с черными волосами и бородой. Он облачен к епископские ризы. Чаще всего в храмах можно видеть образы трех святителей, где, кроме свт. Василия – Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Святитель Василий Великий XVII в. В среднике помещено поясное изображение святителя Василия Великого. Правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие.Поступила в 1931 году в составе дореволюционной коллекции музея, первоначальное местонахождение не установлено. © Череповецкое музейное объединение Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 75,5 см, ширина 52 см

Святитель Василий Великий. Икона первой половины XVI века (не позднее 1557/58 года).Происхождение: Из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Хранит Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Материал: Ковчег, паволока, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 174 см, ширина 77 см Надпись на фоне киноварью: О АГИОς ВАСИЛh. Доска липовая, из трех частей, с двумя врезными встречными шпонками.Деисусный чин.
Этот день – память, как писал свт. Григорий Богослов, друг Василия, «об исходе святой души, которым ушла она от нас и преселилась к Господу, всю жизнь свою превратив в заботу об этом!» И не только память, но и пример. А если уж не получается «всю свою жизнь превратить в заботу об этом», о спасении души, то стоит хотя бы сделать первые шаги на этом пути – попросив молитвы у святого.
Наталья Сазонова
Тропарь и молитва
Тропарь, глас 1:
Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ ца́рское свя́щение, о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.
Молитва
О вели́кий во иера́рсех, вселе́нныя учи́телю богому́дрый, преблаже́нне о́тче Васи́лие! Ве́лия по́двиги и труды́ твоя́, я́же во сла́ву святы́я Це́ркве соверши́л еси́: ты испове́дник тве́рдый и свети́льник ве́ры Христо́вы на земли́ был еси́, све́том Богове́дения ве́рныя озаря́яй, ло́жная уче́ния попаля́яй, и всему́ ми́ру сло́во спаси́тельныя и́стины возвеща́яй.
Ны́не же, ве́лие на Небесе́х име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помози́ нам, со смире́нием к тебе́ припа́дающим, тве́рдо и неизме́нно святу́ю правосла́вную ве́ру до конца́ жития́ на́шего сохрани́ти, от малове́рия же, сомне́ний и колеба́ния в ве́ре соблюди́, да не прельще́ни бу́дем богопроти́вных и душепа́губных уче́ний словеса́ми.
Дух ре́вности святы́я, е́юже ты пламене́л еси́, о пресла́вный Це́ркве Христо́вы па́стырю, возгре́й предста́тельством твои́м и в нас, и́хже Христо́с поста́ви бы́ти па́стырями, да всеусе́рдно просвеща́ем и утвержда́ем в пра́вей ве́ре слове́сное ста́до Христо́во.
Испроси́, о милосе́рдый святи́телю, от Отца́ све́тов и всем, вся́кий дар коему́ждо благопотре́бен: младе́нцем благо́е в стра́се Бо́жием возраста́ние, ю́ным целому́дрие, ста́рым и немощны́м укрепле́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим вразумле́ние и исправле́ние, оби́димым заступле́ние, сирота́м и вдови́цам защище́ние, искуша́емым благода́тное поможе́ние, отше́дшим от сего́ вре́меннаго жития́, отце́м и бра́тиям на́шим блаже́нное упокое́ние.
Ей, свя́тче Бо́жий, при́зри ми́лостиво от оби́телей го́рних на нас смире́нных, мно́гими собла́знами и напа́стьми обурева́емых, и с земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Препода́ждь нам, преблаги́й о́тче, твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, в сие́ но́вое ле́то и во все про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре, покая́нии и послуша́нии Святе́й Правосла́вной Це́ркви поживе́м, за́поведи Христо́вы усе́рдно творя́ще, по́двигом до́брым ве́ры подвиза́ющеся, и та́ко Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, иде́же с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́би Тро́ицу Святу́ю, Единосу́щную и Неразде́льную, пе́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Источники:
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_psalmy/#0_1
http://diak.ortox.ru/*_svjatiteljam/view/id/4667