29 апреля приходится память сразу двух святых Ирин, одна из которых пострадала в III, другая же — в начале IV в. Это мученицы:
- в 304 г. в Аквилее (Италия); эта Ирина пострадала за Господа вместе с двумя сестрами – Агапией и Хионией, а также еще несколькими христианами; о жизни и страдании этих святых известно немного больше – сохранились выписки из протоколов их допросов и приговора.
- в 258 г. в Коринфе (Греция); св. Ирина приняла кончину вместе с другими христианами, захваченная в пещере, где святые собрались на молитву; о самой этой угоднице Божией, подробностях ее жизни, данных почти не сохранилось; известно, что перед смертью святую страшно пытали, а затем усекли мечом;
Эта статья о житие святой мученицы Ирины Аквилейской. О ее тезке христианке из Коринфа читайте здесь.
Где и когда жила Ирина Аквилейская
Святая Ирина, чье имя греческое и означает «мир», родилась в конце III в., а мученически скончалась в 304 г. Существуют две версии места жительства святых.
- Согласно древнейшему житию, которое известно по Сирийскому месяцеслову начала V в., Ирина и ее сестры были родом из греческого города Фессалоники (поэтому их иногда называют Солунскими, а не Аквилейскими).
- По более поздней версии, которая включена в житие вмч. Анастасии Узорешительницы, девушки жили в Аквилее, на северо-востоке Италии.
Аквилея считалась «вторым Римом», так как здесь находилась резиденция императоров. Город по меркам тех лет считался большим, имея население до 100000 человек. Среди жителей было много христиан – по преданию, местная община была основана ап. Марком.
Ныне древняя Аквилея разрушена – случилось это после серии нашествий варваров, самым разрушительным из которых было нападение гуннов военачальника Аттилы в 452 г. (эта история даже стала основой сюжета оперы Дж. Верди) Сейчас близ развалин прежнего города – одноименный итальянский городок с населением всего чуть более 3000 человек. А вот Фессалоники – по-прежнему крупный город Греции, второй по численности жителей в стране.
Житие мученицы в фактах
- Ирина была младшей из трех сестер. Девушки с юности выбрали служение Господу, сохраняли девство, проводили время в посте и молитве.
- Сведения о том, кто был духовным руководителем сестер, разнятся: по древнейшему житию, это священник Зинон, по жизнеописанию вмч. Анастасии его имя – Зоил.
- Страданиям святых предшествовали два небесных видения. Одно последовало их духовному отцу, который предвидел будущее страдание сестер, а также свою кончину. Второе откровение было вмц. Анастасии: ей было прямо повелено найти сестер и духовно укрепить их на предстоящий подвиг, что она и сделала.
- Ирина и ее сестры были арестованы, вероятно, в горах, где скрывались от воинов императора Диоклетиана, согласно эдиктам которого все христиане под страхом смерти должны были приносить жертвы «богам» и вкушать идоложертвенную пищу. Помимо этого, у них нашли христианские книги, которые были запрещены в империи.
- Приведенные на допрос сначала к чиновнику Кассандру, затем – к градоправителю Дулкицию, они твердо отказались выполнять распоряжение царя.
- Согласно позднейшей версии жития, Дулкиций, видя красоту девушек, попытался совершить над ними насилие – однако, лишь стал посмешищем для окружающих: подойдя к темнице, где сестры молились, он вдруг потерял рассудок. Придя в себя, он, подумав, что «христианские волшебницы» его заколдовали, велел обнажить и бить девушек – однако, воины так и не смогли снять с них одежд.
- Известие о позоре градоначальника дошло до Диоклетиана, который велел передать узниц другому судье, Сисинию. Тот попытался принудить сестер к отречению от веры порознь. Но не удалось и это: Агапия и Хиония проявили такую твердость, что судья, видя бесполезность убеждений и пыток, велел их сжечь, надеясь, что участь сестер устрашит младшую, Ирину. Но она продолжала исповедовать Христа.
- Ирине выпало особое испытание: по смерти сестер судья отправил ее в публичный дом, причем узница сказала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа». Но по пути в блудилище ведшие святую были остановлены двумя Ангелами в образе воинов, которые передали конвоирам распоряжение, якобы от судьи, отвести мученицу на гору. Здесь ее и нашел Сисиний стоящей на вершине. В гневе он сам пустил в святую стрелу – и так она предала свой дух Господу.
- Есть также другая версия гибели Ирины, которую нередко можно увидеть на иконах с изображением мучений ее и сестер: согласно этой версии, в блудилище никто так и не посмел посягнуть на нее, хранимую силой Божией. Тогда Сисиний велел отсечь девушке голову.
- В древнейшем житии сестер говорится также, что вместе с мученицами на суд были приведены еще четверо христиан: Агафон и три женщины. После допроса они были брошены в тюрьму, однако, о дальнейшей судьбе этих христиан ничего не известно.
- На славянский язык житие святых было переведено с XII в., причем на Руси был широко известен позднейший, а не древний вариант жизнеописания.
Почитание
Вероятно, оно началось сразу по кончине святых. А уже с VII-VIII вв. известны их первые иконы.
Мощи и канонизация
Тела всех трех святых погребла вмц. Анастасия, следовавшая за ними до места казни. Несмотря на то, что Агапия и Хиония были сожжены, сохранилось предание, что их тела оказались нетронутыми огнем и нетленными, таким же было и тело св. Ирины.
Не сохранилось никаких данных о том, были ли когда-либо обретены мощи сестер. Однако, церковное почитание их начинается по крайней мере с V в., когда житие мучениц уже читают за богослужениями. День памяти св. Ирины и ее сестер установился не сразу: кроме нынешней даты, 29 апреля, в богослужебных книгах X в. можно встретить также 13 апреля.
Аквилея: справочно
Это город в заливе в самой северной точке Средиземного моря.
- К 304 году имела 500-летнюю историю и входила в десятку самых богатых и значимых городов империи, поскольку располагалась на пересечении торговых путей и считалась «ключом» к востоку. После падения Аквилеи от нашествия гуннов в 452 году, её жители севернее основали Венецию, сохранив торговое значение и богатство местности.
- Население Аквилеи в 300 году было в несколько сотен человек (очень много). Сам верховный император Диоклетиан построил здесь дворец. И среди знати, как выяснилось, оказалось много христиан. Такими были Анастасия Узорешительница (утешала христиан в тюрьмах) — дочь сенатора (память 4 января), её учитель Хрисогон Аквилейский (память 4 января) и три сестры «знатного рода, молоды и прекрасны» — Агапия, Хиония и Ирина.
- Находясь в Аквилее, император Диоклетиан лично участвовал в решении судеб христиан. Учителя Хрисогона из-за его эффективного влияния на знать и отказа отречься пытали и казнили, а тело выбросили в море. Тело было выброшено на берег у жилища пресвитера, близкого к трём аквилейским сестрам. Следовавшая за своим обреченным учителем Хрисогоном Анастасия обнаружила его тело в доме у пресвитера. После этих событий Анастасии и пресвитеру было видение мученического венца для трёх сестер — Агапию, Хионию и Ирину они предупредили. И за сёстрами пришла стража.
Как изображают на православных иконах
Чаще всего Ирина пишется вместе с сестрами, в отличие, например, от вмч. Ирины Македонской, изображения которой всегда одиночны.
Древнейшие фрески св. Ирины, Агапии и Хионии известны в Риме:
- в храме Санта-Мария-антиква (фреска VII в.);
- в базилике Сан-Мартино-ай-Монти (на этом изображении IX в. святые написаны предстоящими Богоматери).
Кроме того, можно встретить изображения страданий святых, а также одиночные иконы каждой из сестер, включая Ирину.
Обычно такие образы дарят на именины. Св. Ирина Аквилейская пишется обычно в алых одеждах, с покрытой белым платом главой, с крестом – символом ее страданий – в руке. Есть также иконы, где изображены сразу две Ирины, празднуемые 29 апреля – Коринфская и Аквилейская.
Образы святой не имеют черт индивидуальности, так как практически не осталось свидетельств об их внешнем облике. Поэтому отличить их от икон других соименных святых можно лишь по надписанию – «Ирина Аквилейская».
Церковь в Стамбуле в честь мученицы Ирины?
Действительно, бывший храм Святой Ирины, преобразованный в мечеть, есть в турецкой столице. Однако этот византийский храм в свое время был посвящен не одной из мучениц этого имени, а «Святому Миру».
Храмы и монастыри
В настоящее время церкви и монастыри, возведенные в честь св. Ирины Аквилейской, или ее сестер, неизвестны. В древности сестрам была посвящена базилика недалеко от города Фессалоники, где они, по древнейшему преданию, родились и жили.
«Ирина разрой берега» на Руси
Это народное именование дня связано с тем, что ко времени церковного праздника Аквилейских мученицы чаще всего начинался паводок, и вода действительно подмывала берега рек, так что иногда даже происходило их осыпание. «Овражки заиграли,» – говорили крестьяне, и действительно, таял снег, и обваливались не только берега рек, но и овраги.
Иногда можно встретить мнение, что 29 апреля принято было высаживать рассаду капусты, отчего день назывался также «Ариной-рассадницей», однако, это неверно: «Рассадницей» именовали 18 мая, праздник вмч. Ирины Македонской – именно тогда действительно сажали рассаду.
Узнайте также:Именины Ирины: 12 святых жен этого имени знают святцы
В чем помогает святая
Святые – покровительницы тех, кому приходится отстаивать свою веру в условиях гонений, миссионеров. К ним также обращаются, прося помочь наладить мир в семье, устроить благополучие детей и близких.
Наконец, Аквилейские сестры также известны еще и как целительницы недугов – потому, что были подругами вмч. Анастасии Узорешительницы, много помогавшей больным, и ввиду известных их посмертных чудес. Об одном из них рассказывает известный духовник, митрофорный протоиерей Иоанн Миронов.
Чудо случилось с ним более 50 лет назад:
«В Петрозаводске был уже седьмой приход. Я и по всей Карелии ездил, навещал и причащал больных. Там я заболел — камень встал в почках, и я даже кричал от боли. А в больнице ко мне пришли трое святых. Больничное лечение никак не помогало, и врачи советовали мне бегать с этой болью.
И вот, ночью лежу, дверь открывается в нашу палату, 8 человек было, дети и взрослые. Мне тогда было 45 лет. Дверь открывается, и, как на иконе, монахини входят, и осветилась вся палата. Подошли сначала к ребятам (ходили как консилиум). И потом подходят ко мне и говорят:
«Этого больного надо ослабить».
А я сразу стал молиться:
«Ослаби, остави, прости, Боже, согрешения моя вольная и невольная».
Перекрестился и спросил:
«А кто это мне сказал?» А одна говорит: «Ирина, Агапия и Хиония».
Это 29 апреля память их совершается, три сестры-мученицы. Одежды такие необычные у них были, и я подумал тогда: «Как они сумели пройти, ведь строгость такая в больнице, и уже был двенадцатый час ночи». Святые девы — Агапия, Ирина и Хиония, в монашеском облачении чудном, неземном. И вот, только они ушли, я молился, сидя на кровати, и меня потянуло по-маленькому, и камень вышел.
Рядом со мной некоторые больные в ту ночь умерли. Утром приходит профессор, а ребята ему кричат: «У нас чудо, чудо — Миронов улыбнулся сегодня». Я улыбнулся утром — камень-то вышел, боли ушли, и я улыбнулся! А так аж на крик кричал, как ножами резало. А профессор говорит: «Ну, Вы эфиопа «родили»!» — так камень он этот назвал, потому что он черный был. Теперь храню этот камушек доныне. Вот такие чудеса были! Много чудес было, и Господь помогал во всем…»
- Так сложилось, что святые, имя которых означает «мир», прожили совсем не мирную земную жизнь среди бед, скорбей, гонений. Но они стяжали истинный мир и покой с Господом, в Его Царстве.
Наталия Сазонова
29 апреля: Мученица из Коринфа — святая Ирина
Молитва, тропарь, кондак
Тропарь, глас 1:
А́гницы слове́сныя/ А́гнцу и Па́стырю приведо́стеся муче́нием ко Христу́,/ тече́ние сконча́вше, и ве́ру соблю́дше./ Те́мже днесь ра́достною душе́ю соверша́ем, досточу́дныя,/ святу́ю ва́шу па́мять,// Христа́ велича́юще.
Кондак мученице Ирине, глас 4:
Кре́пко ду́шу, Ири́но, ополчи́ла еси́ ве́рою,/ я́ве лука́ваго посрами́вши,/ и ко Христу́ привела́ еси́ тмы́ люде́й мно́жества, блаже́нная,/ и, порфи́ру от крове́й нося́щи, // со а́нгелы ны́не весели́шися.
Величание
Велича́ем вас,/ страстоте́рпицы святы́я,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́ // претерпе́ли есте́.