------------------- Святая Ирина Аквилейская и ее сестры
Православие сегодня Жития в фактах Житие и мучение святой Ирины Аквилейской и участь ее сестер Агапии и Хионии+ участие в их почитании Анастасии Узорешительницы

Житие и мучение святой Ирины Аквилейской и участь ее сестер Агапии и Хионии+ участие в их почитании Анастасии Узорешительницы

0 Comments
Святая Ирина Аквилейская и ее сестры

29 апреля приходится память сразу двух святых Ирин, одна из которых пострадала в III, другая же — в начале IV в. Это мученицы:

  • в 304 г. в Аквилее (Италия); эта Ирина пострадала за Господа вместе с двумя сестрами – Агапией и Хионией, а также еще несколькими христианами; о жизни и страдании этих святых известно немного больше – сохранились выписки из протоколов их допросов и приговора.
  • в 258 г. в Коринфе (Греция); св. Ирина приняла кончину вместе с другими христианами, захваченная в пещере, где святые собрались на молитву; о самой этой угоднице Божией, подробностях ее жизни, данных почти не сохранилось; известно, что перед смертью святую страшно пытали, а затем усекли мечом;

Эта статья о житие святой мученицы Ирины Аквилейской. О ее тезке христианке из Коринфа читайте здесь.

Где и когда жила Ирина Аквилейская

Святая Ирина, чье имя греческое и означает «мир», родилась в конце III в., а мученически скончалась в 304 г. Существуют две версии места жительства святых.

  1. Согласно древнейшему житию, которое известно по Сирийскому месяцеслову начала V в., Ирина и ее сестры были родом из греческого города Фессалоники (поэтому их иногда называют Солунскими, а не Аквилейскими).
  2. По более поздней версии, которая включена в житие вмч. Анастасии Узорешительницы, девушки жили в Аквилее, на северо-востоке Италии.

Аквилея считалась «вторым Римом», так как здесь находилась резиденция императоров. Город по меркам тех лет считался большим, имея население до 100000 человек. Среди жителей было много христиан – по преданию, местная община была основана ап. Марком.

Ныне древняя Аквилея разрушена – случилось это после серии нашествий варваров, самым разрушительным из которых было нападение гуннов военачальника Аттилы в 452 г. (эта история даже стала основой сюжета оперы Дж. Верди) Сейчас близ развалин прежнего города – одноименный итальянский городок с населением всего чуть более 3000 человек. А вот Фессалоники – по-прежнему крупный город Греции, второй по численности жителей в стране.

Мученица ирина 29 апреля

Мученичество святых Агапии, Ирины и Хионии (миниатюра Минология Василия II, 979—989 гг.)

Житие мученицы в фактах

  1. Ирина была младшей из трех сестер. Девушки с юности выбрали служение Господу, сохраняли девство, проводили время в посте и молитве.
  2. Сведения о том, кто был духовным руководителем сестер, разнятся: по древнейшему житию, это священник Зинон, по жизнеописанию вмч. Анастасии его имя – Зоил.
  3. Страданиям святых предшествовали два небесных видения. Одно последовало их духовному отцу, который предвидел будущее страдание сестер, а также свою кончину. Второе откровение было вмц. Анастасии: ей было прямо повелено найти сестер и духовно укрепить их на предстоящий подвиг, что она и сделала.
  4. Ирина и ее сестры были арестованы, вероятно, в горах, где скрывались от воинов императора Диоклетиана, согласно эдиктам которого все христиане под страхом смерти должны были приносить жертвы «богам» и вкушать идоложертвенную пищу. Помимо этого, у них нашли христианские книги, которые были запрещены в империи.
  5. Приведенные на допрос сначала к чиновнику Кассандру, затем – к градоправителю Дулкицию, они твердо отказались выполнять распоряжение царя.
  6. Согласно позднейшей версии жития, Дулкиций, видя красоту девушек, попытался совершить над ними насилие – однако, лишь стал посмешищем для окружающих: подойдя к темнице, где сестры молились, он вдруг потерял рассудок. Придя в себя, он, подумав, что «христианские волшебницы» его заколдовали, велел обнажить и бить девушек – однако, воины так и не смогли снять с них одежд.
  7. Известие о позоре градоначальника дошло до Диоклетиана, который велел передать узниц другому судье, Сисинию. Тот попытался принудить сестер к отречению от веры порознь. Но не удалось и это: Агапия и Хиония проявили такую твердость, что судья, видя бесполезность убеждений и пыток, велел их сжечь, надеясь, что участь сестер устрашит младшую, Ирину. Но она продолжала исповедовать Христа.
  8. Ирине выпало особое испытание: по смерти сестер судья отправил ее в публичный дом, причем узница сказала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа». Но по пути в блудилище ведшие святую были остановлены двумя Ангелами в образе воинов, которые передали конвоирам распоряжение, якобы от судьи, отвести мученицу на гору. Здесь ее и нашел Сисиний стоящей на вершине. В гневе он сам пустил в святую стрелу – и так она предала свой дух Господу.
  9. Есть также другая версия гибели Ирины, которую нередко можно увидеть на иконах с изображением мучений ее и сестер: согласно этой версии, в блудилище никто так и не посмел посягнуть на нее, хранимую силой Божией. Тогда Сисиний велел отсечь девушке голову.
  10. В древнейшем житии сестер говорится также, что вместе с мученицами на суд были приведены еще четверо христиан: Агафон и три женщины. После допроса они были брошены в тюрьму, однако, о дальнейшей судьбе этих христиан ничего не известно.
  11. На славянский язык житие святых было переведено с XII в., причем на Руси был широко известен позднейший, а не древний вариант жизнеописания.

Почитание

Вероятно, оно началось сразу по кончине святых. А уже с VII-VIII вв. известны их первые иконы.

Мощи и канонизация

Тела всех трех святых погребла вмц. Анастасия, следовавшая за ними до места казни. Несмотря на то, что Агапия и Хиония были сожжены, сохранилось предание, что их тела оказались нетронутыми огнем и нетленными, таким же было и тело св. Ирины.

Не сохранилось никаких данных о том, были ли когда-либо обретены мощи сестер. Однако, церковное почитание их начинается по крайней мере с V в., когда житие мучениц уже читают за богослужениями. День памяти св. Ирины и ее сестер установился не сразу: кроме нынешней даты, 29 апреля, в богослужебных книгах X в. можно встретить также 13 апреля.

Аквилея: справочно

Это город в заливе в самой северной точке Средиземного моря.

Житие и мучение святой Ирины Аквилейской и участь ее сестер Агапии и Хионии+ участие в их почитании Анастасии Узорешительницы

Триестский залив, рядом с которым располагалась Аквилея (сейчас поделен между Италией, Словенией и Хорватией). В таком месте происходили все трагические события — получение тела учителя Хрисогона, встреча с Анастасией узорешительницей и взятие под стражу девушек

  1. К 304 году имела 500-летнюю историю и входила в десятку самых богатых и значимых городов империи, поскольку располагалась на пересечении торговых путей и считалась «ключом» к востоку. После падения Аквилеи от нашествия гуннов в 452 году, её жители севернее основали Венецию, сохранив торговое значение и богатство местности.
  2. Население Аквилеи в 300 году было в несколько сотен человек (очень много). Сам верховный император Диоклетиан построил здесь дворец. И среди знати, как выяснилось, оказалось много христиан. Такими были Анастасия Узорешительница (утешала христиан в тюрьмах) — дочь сенатора (память 4 января), её учитель Хрисогон Аквилейский (память 4 января) и три сестры «знатного рода, молоды и прекрасны» — Агапия, Хиония и Ирина.
  3. Находясь в Аквилее, император Диоклетиан лично участвовал в решении судеб христиан. Учителя Хрисогона из-за его эффективного влияния на знать и отказа отречься пытали и казнили, а тело выбросили в море. Тело было выброшено на берег у жилища пресвитера, близкого к трём аквилейским сестрам. Следовавшая за своим обреченным учителем Хрисогоном Анастасия обнаружила его тело в доме у пресвитера. После этих событий Анастасии и пресвитеру было видение мученического венца для трёх сестер — Агапию, Хионию и Ирину они предупредили. И за сёстрами пришла стража.

    Житие и мучение святой Ирины Аквилейской и участь ее сестер Агапии и Хионии+ участие в их почитании Анастасии Узорешительницы

    Древний римский амфитеатр I века — обнаружен под землей при раскопках. Сестры из Аквилеи и Анастасия Узорешительница как представительницы знатных семей могли сидеть в этом самом амфитеатре — он еще был цел

Как изображают на православных иконах

Чаще всего Ирина пишется вместе с сестрами, в отличие, например, от вмч. Ирины Македонской, изображения которой всегда одиночны.

Святая Ирина 29 апреля

Три сестры из Аквилеи: Ага́пия, Ири́на и Хиони́я (Аквилейские, Солунские или Иллирийские; греч. Αγάπη, Ειρήνη, Χιονία, «Любовь, Мир и Снежная») — три святые христианские мученицы IV века.

 

Древнейшие фрески св. Ирины, Агапии и Хионии известны в Риме:

  • в храме Санта-Мария-антиква (фреска VII в.);
  • в базилике Сан-Мартино-ай-Монти (на этом изображении IX в. святые написаны предстоящими Богоматери).

    Житие и мучение святой Ирины Аквилейской и участь ее сестер Агапии и Хионии+ участие в их почитании Анастасии Узорешительницы

    «Ирина, Агафья и Хиония». Икона строгановского крепостного художника Степана Нарыкова, год 1706

Кроме того, можно встретить изображения страданий святых, а также одиночные иконы каждой из сестер, включая Ирину.

Икона святой Ирины Аквилейской

Святая Ирина Аквилейская. Икона

Обычно такие образы дарят на именины. Св. Ирина Аквилейская пишется обычно в алых одеждах, с покрытой белым платом главой, с крестом – символом ее страданий – в руке. Есть также иконы, где изображены сразу две Ирины, празднуемые 29 апреля – Коринфская и Аквилейская.

Образы святой не имеют черт индивидуальности, так как практически не осталось свидетельств об их внешнем облике. Поэтому отличить их от икон других соименных святых можно лишь по надписанию – «Ирина Аквилейская».

Церковь в Стамбуле в честь мученицы Ирины?

Действительно, бывший храм Святой Ирины, преобразованный в мечеть, есть в турецкой столице. Однако этот византийский храм в свое время был посвящен не одной из мучениц этого имени, а «Святому Миру».

Храмы и монастыри

В настоящее время церкви и монастыри, возведенные в честь св. Ирины Аквилейской, или ее сестер, неизвестны. В древности сестрам была посвящена базилика недалеко от города Фессалоники, где они, по древнейшему преданию, родились и жили.

«Ирина разрой берега» на Руси

Это народное именование дня связано с тем, что ко времени церковного праздника Аквилейских мученицы чаще всего начинался паводок, и вода действительно подмывала берега рек, так что иногда даже происходило их осыпание. «Овражки заиграли,» – говорили крестьяне, и действительно, таял снег, и обваливались не только берега рек, но и овраги.Житие и мучение святой Ирины Аквилейской и участь ее сестер Агапии и Хионии+ участие в их почитании Анастасии Узорешительницы

Иногда можно встретить мнение, что 29 апреля принято было высаживать рассаду капусты, отчего день назывался также «Ариной-рассадницей», однако, это неверно: «Рассадницей» именовали 18 мая, праздник вмч. Ирины Македонской – именно тогда действительно сажали рассаду.

В чем помогает святая

Святые – покровительницы тех, кому приходится отстаивать свою веру в условиях гонений, миссионеров. К ним также обращаются, прося помочь наладить мир в семье, устроить благополучие детей и близких.

Наконец, Аквилейские сестры также известны еще и как целительницы недугов – потому, что были подругами вмч. Анастасии Узорешительницы, много помогавшей больным, и ввиду известных их посмертных чудес. Об одном из них рассказывает известный духовник, митрофорный протоиерей Иоанн Миронов.

Чудо случилось с ним более 50 лет назад:

«В Петрозаводске был уже седьмой приход. Я и по всей Карелии ездил, навещал и причащал больных. Там я заболел — камень встал в почках, и я даже кричал от боли. А в больнице ко мне пришли трое святых. Больничное лечение никак не помогало, и врачи советовали мне бегать с этой болью.

И вот, ночью лежу, дверь открывается в нашу палату, 8 человек было, дети и взрослые. Мне тогда было 45 лет. Дверь открывается, и, как на иконе, монахини входят, и осветилась вся палата. Подошли сначала к ребятам (ходили как консилиум). И потом подходят ко мне и говорят:

«Этого больного надо ослабить».

А я сразу стал молиться:

«Ослаби, остави, прости, Боже, согрешения моя вольная и невольная».

Перекрестился и спросил:

«А кто это мне сказал?» А одна говорит: «Ирина, Агапия и Хиония».

Это 29 апреля память их совершается, три сестры-мученицы. Одежды такие необычные у них были, и я подумал тогда: «Как они сумели пройти, ведь строгость такая в больнице, и уже был двенадцатый час ночи». Святые девы — Агапия, Ирина и Хиония, в монашеском облачении чудном, неземном. И вот, только они ушли, я молился, сидя на кровати, и меня потянуло по-маленькому, и камень вышел.

Рядом со мной некоторые больные в ту ночь умерли. Утром приходит профессор, а ребята ему кричат: «У нас чудо, чудо — Миронов улыбнулся сегодня». Я улыбнулся утром — камень-то вышел, боли ушли, и я улыбнулся! А так аж на крик кричал, как ножами резало. А профессор говорит: «Ну, Вы эфиопа «родили»!» — так камень он этот назвал, потому что он черный был. Теперь храню этот камушек доныне. Вот такие чудеса были! Много чудес было, и Господь помогал во всем…»

 

  • Так сложилось, что святые, имя которых означает «мир», прожили совсем не мирную земную жизнь среди бед, скорбей, гонений. Но они стяжали истинный мир и покой с Господом, в Его Царстве.

Наталия Сазонова

Молитва, тропарь, кондак

Тропарь, глас 1:

А́гницы слове́сныя/ А́гнцу и Па́стырю приведо́стеся муче́нием ко Христу́,/ тече́ние сконча́вше, и ве́ру соблю́дше./ Те́мже днесь ра́достною душе́ю соверша́ем, досточу́дныя,/ святу́ю ва́шу па́мять,// Христа́ велича́юще.

Кондак мученице Ирине, глас 4:

Кре́пко ду́шу, Ири́но, ополчи́ла еси́ ве́рою,/ я́ве лука́ваго посрами́вши,/ и ко Христу́ привела́ еси́ тмы́ люде́й мно́жества, блаже́нная,/ и, порфи́ру от крове́й нося́щи, // со а́нгелы ны́не весели́шися.

Величание

Велича́ем вас,/ страстоте́рпицы святы́я,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́ // претерпе́ли есте́.

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого«Жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

0 Comments
Иоанн Кронштадтский

Мы не так много знаем о святых, даже тех, кто жил сравнительно недавно, чуть более ста лет назад. Их путь к Богу и Его Царству чаще всего скрыт от посторонних глаз. На виду – молитвенность, совершенные силой Божией чудеса, но не внутренний мир подвижника. Оттого

Жития в фактах

Обретение и почитание мощей блаженной Матроны МосковскойОбретение и почитание мощей блаженной Матроны Московской

0 Comments
Мощи Матроны Московской: обретение и почитание

Частицы гроба и честных останков Матроны Московской можно увидеть ныне в десятках храмов по всей стране. Но чаще всего люди приезжают туда, где мощи святой были обретены в 1998 году и пребывают до наших дней – в Москву.  В статье — история установления праздника и

Жития в фактах

Странно, но страдающие от бессонницы молятся святому Иринарху, затворнику РостовскомуСтранно, но страдающие от бессонницы молятся святому Иринарху, затворнику Ростовскому

0 Comments
Преподобный Иринарх Ростовский

Читать о том, как жил преподобный Иринарх Ростовский – непросто. Может быть потому, что житие его – чрезвычайно правдиво. Именно такова обычная реакция мира на святость: неприятие, отвержение, унижение подвижника. Невольно думаешь о себе: встреться на пути подобный человек – был бы он понят? И

Жития в фактах

Святой равноапостольный князь Киевский Владимир: 65 фактов из жизни правителя Древней РусиСвятой равноапостольный князь Киевский Владимир: 65 фактов из жизни правителя Древней Руси

0 Comments
Святой Владимир - великий князь киевский

Князь Владимир Святославович прожил непростую жизнь, в которой было место и падениям во грех, и покаянию, итогом же стала святость. Ныне ему молятся как «равноапостольному» правителю Руси, благодаря которому страна стала христианской. За что причислили к лику святых «негодяя»? За труды по распространению на Руси

Жития в фактах

За что святой Вонифатий получил благодать в избавлении от пьянства, запоев и блудной страстиЗа что святой Вонифатий получил благодать в избавлении от пьянства, запоев и блудной страсти

0 Comments
Мученик Вонифатий - память 1 января

Памятью мученика Вонифатия всегда было 19 декабря, последние, строгие дни Рождественского Поста. И лишь с переходом страны на «новый стиль» (григорианский календарь), государственной «отменой» Рождества и началом всеобщего празднования Нового года, который до 1917 г. как-то терялся на фоне Рождественских дней, да известен больше был

Жития в фактах