------------------- Иоанн Богослов
Православие сегодня Жития в фактах «Бог есть Любовь» — сказал ученик, которого любил Иисус. Жизнь и труды апостола и евангелиста Иоанна Богослова

«Бог есть Любовь» — сказал ученик, которого любил Иисус. Жизнь и труды апостола и евангелиста Иоанна Богослова

0 Comments
Иоанн Богослов

Иоанн Богослов — один из самых юных учеников Господа, он был единственным из них, кто стоял при Его Кресте, и тем, кто прожил самую долгую земную жизнь, около 100 лет. Им же написано самое глубокое по смыслу Евангелие.

День, когда празднуют память

Церковь отмечает память апостола и евангелиста Иоанна Богослова  трижды:

Что значит имя

Оно, еврейского происхождения, дословно значит «Господь помиловал» или «Господь сжалился». Богословом же святого называют издавна, и не в том смысле, какой вкладывают, например, в понятие «богословия» в семинарии, когда оно является «специальностью» или «направлением подготовки». Церковь исходит из другого понимания, которое в свое время сформулировал прп. Евагрий Понтийский, подвижник IV в.:

«Если ты молишься чисто, то ты богослов».

Именование значит высоту духовной жизни, единение человека с Богом.

Орёл или лев – символ Иоанна Богослова

Значение символа в виде орла связано, прежде всего, с высотой истин, которые содержатся в Евангелии от Иоанна.

Символ евангелиста Иоанна - орел

Например, из Евангелистов только он:

  • рассказал о Христе как Слове Божием, в первых строках Евангелия приоткрывая тайну Святой Троицы – насколько может ее воспринять человек;
  • не раз и в подоробностях говорит о Таинстве Евхаристии как приобщении Тела и Крови Христа; если другие Евангелисты рассказывают об этом лишь повествуя о Тайной Вечере, то св. Иоанн приводит проповеди Господа, в которых Он говорит о Себе как Небесном Хлебе.

Впрочем, традиция писать на иконах св. Иоанна именно орла утвердилась не сразу: например, свт. Ириней Лионский (II-III вв.) считал символом этого Апостола льва, как имеющего царственное положение в животном мире. Но постепенно в традиции утвердилась символика, предложенная блж. Иеронимом Стридонским (IV-V вв.), ученым мужем, переводчиком Библии на латинский язык.

Именно он связал высокое богословие св. Иоанна с символом орла.

Кем был, когда жил и чем прославился

  1. Родиной святого была Палестина, ее область Галилея. Как и все Апостолы, он был евреем.
  2. Иоанн считается одним из самых юных учеников Христа, возможно, он родился около 11 г. от Рождества Христова, а скончался около 101 г., прожив долгую жизнь, около 100 лет.
  3. Его отец, Зеведей, был рыбаком. Такова же была, как сказали бы теперь, профессия Иоанна – до момента, когда он, оставив все, последовал за Иисусом из Назарета.
  4. В своем Евангелии он говорит о себе, как «ученике, которого любил Иисус». Именно он был одним из избранных Апостолов (наряду с Петром и родным братом Иоанна, Иаковом), кто видел Преображение Господне на горе Фавор. Он же возлежал на Тайной Вечери, последней трапезе Христа с учениками перед Распятием «на персях» (у груди) Христа.
  5. А верующие уже первых веков Церкви нарекли Иоанна «Апостолом любви», о которой он постоянно говорил в своих посланиях христианам. Именно ему принадлежит известная фраза: «Бог есть Любовь».

Автор Евангелия, Апокалипсиса и Посланий

Его Евангелие написано около 96 г., за несколько лет до кончины Апостола. Содержательно оно отличается от творений других Евангелистов, так как св. Иоанн старался дополнить то, что не сказано ими, а не повторять уже известное христианам. Поэтому, например, только из его Евангелия можно узнать о:

  • беседе Христа и самарянки;
  • чуде исцеления слепорожденного человека;
  • воскрешении Лазаря.

Кроме того, Апостол приводит проповеди Господа, касающиеся главного Таинства христианства, Евхаристии.

Посланий святого сохранилось только три, из которых самое большое – первое, посвященное основе христианской жизни, любви.

Кроме Евангелия и посланий, Иоанн также – автор еще одного произведения, называемого «Откровение» или «Апокалипсис». В нем – пророчество о грядущих судьбах мира, его конце и Царствии Божием.

Житие любимого ученика Христа

Его жизненный путь длиной около 100 лет начался в Палестине, а окончился в городе Эфес, в Малой Азии.

Родители

Есть мнение, что Иоанн приходился Иисусу Христу племянником: Саломия, мать Апостола, была дочерью прав. Иосифа, мнимого мужа Богородицы Марии. Отец святого, Зеведей, был рыбаком. Некоторые упоминания о нем в Евангелии наводят на мысль, что семья была небогатой.

Например, св. Матфей пишет, что однажды Иисус «Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои» (Мф.4:21), то есть получается, что они не могли себе позволить обновить порванные рыболовные сети, но чинили старые.

Но, небогатая материально, семья эта, очевидно, жила другими интересами:

  • Саломия, мать Иоанна и Иакова, когда сыновья последовали за Иисусом, также оставила дом и пошла за Ним;
  • одним из избранных 12 Апостолов стал и другой сын, Иаков.

Брат

Иаков был старшим братом Иоанна. Вероятно, братья были очень дружны, имели и схожий характер, горячий и порывистый. Недаром их двоих Христос, избравший их быть Своими Апостолами, называет «Сыны Грома» (Мк.3:17).

Иаков вместе с братом видел, как Учитель воскресил дочь начальника синагоги Иаира, был на горе Преображения, видел и иные чудеса Господа. Вместе с тем, есть некоторые основания думать, что духовным лидером среди братьев был все же… младший! Именно он, горячо веровавший в Бога, как и все тогда в Иудее, ожидавший Мессию, первым вступил на путь духовной жизни.

Ученики Иоанна Предтечи

О том, что Иоанн Креститель, наряду с другим будущим Апостолом, Андреем был учеником Крестителя, нам известно от самого Иоанна, который в своем Евангелии описывает уже своего рода «завершение» своего ученичества, когда Иоанн, указывая на Иисуса из Назарета, говорит: «Вот Агнец Божий», и тем как бы отпускает Иоанна и Андрея идти за Христом.

Иоанн Предтеча с учениками

Фрагмент картины А.Иванова «Явление Христа народу». Иоанн Креститель с учкниками, будущими апостолами. Слева направо: Нафанаил, Симон Петр, Андрей, Иоанн

 

О самом же периоде пребывания Иоанна с Крестителем известно очень мало. Можно лишь предположить, что он не находился в пустыне с учителем постоянно: ведь, как пишет св. Матфей, Христос призвал его и Иакова на проповедь, когда братья помогали отцу с рыбной ловлей.

Значит, Иоанн не отрывался от семьи совершенно. И, возможно, именно его вера и горячность могли повлиять на его домашних: за Господом ушли, кроме него, не только брат, но и мать.

Вслед за Иисусом Христом

Из Евангелий Матфея, Марка, Луки известно, что Иоанн с братом, наряду с Симоном – единственные из Апостолов, кто получил новые имена: Симон стал Петром, Иаков и Иоанн – «сынами Громовыми». В древности новое имя означало принадлежность тому, кто это имя нарекал.

Например, не раз переименовывали царей Иудеи правители Вавилона, показывая тем, что евреи и их правитель теперь не свободны. Смысл переименования Апостолов, пошедших за Господом без принуждения, по велению сердца, немного другой: став «рабами Божиими», они

  • совершенно изменяют свою жизнь;
  • становятся самыми приближенными учениками Спасителя, видят Его самые поразительные чудеса.

Впрочем, вероятно, и братья были захвачены общим ожиданием «Царства Мессии» как земного, которое тогда охватило очень многих:

  • когда Иисуса и Апостолов не пустили в одно из селений, именно Иаков и Иоанн стали просить Его позволить им молитвой низвести с неба огонь на тех, кто не узнал Мессию; ответ Христа словами «не знаете, какого вы духа», вероятно будет осмыслен и понят ими через годы;
  • уже незадолго до крестных страданий Господа Саломия, мать «сыновей Зеведеевых», просила Христа дать ее детям «сесть по правую и левую сторону» Его, как Царя; этот рассказ говорит и о том, что другие из числа двенадцати «негодовали» на братьев, завидуя их близости к Учителю; но сами братья со всей горячностью заявляют, что «могут» «пить чашу», которая предстоит Господу, даже не понимая, что речь идет о Распятии и смерти.

За Христом до конца

Иоанн вместе с Петром и Иаковом был и в Гефсимании, когда Господь молился перед взятием на смерть. «Пещерой предательства» называет католическая традиция небольшой грот, где ученики, плохо понимая важность происходящего, заснули, когда Иисус вопиял к Отцу до кровавого пота.

А потом, когда за Ним пришли иудеи, «все ученики, оставив Его, бежали» (Мф.26:56).

Так пишет об Апостолах – и о себе – Евангелист Матфей, говоря о том, что проиходило после ареста Спасителя.

Видимо, испугался вначале и Иоанн. Но потом любовь к Учителю победила страх за свою жизнь. И он все же пошел за ведшими Иисуса, во двор первосвященника, апотом, может быть, на судилище, устроенное Понтием Пилатом.

Во всяком случае, о суде над Спасителем именно Иоанн повествует подробнее всего.

Хотя и боясь ареста, как человек, Иоанн прошел за Господом до самого Распятия.

Как стал сыном Божией Матери

Это произошло у Креста, где осмелились стоять лишь Его Мать, немногие жены, и Иоанн. Недаром он и сейчас всегда изображается на иконах Распятия вместе с Матерью Божией. Тогда-то и прозвучали слова Господа, уже приближавшегося к смерти:

«Жено! се, сын Твой» (Ин. 19: 26).

И обращенное к ученику:

«Се, Мати твоя».

Так, не будучи сыном Богородицы по плоти, Иоанн с этого дня – и до Успения Божией Матери – заботился и поддерживал Её. А слова св. Иоанна, что он «поял Ее во своя си» означает, что и жила Пречистая у него в доме.

Крест Христов

У Креста. Кадр из фильма Мелла Гибсона «Страсти Христовы»

По Воскресении

Евангелисты единогласно пишут, что избранные Апостолы, Петр и Иоанн, узнав о Воскресении от жен-мироносиц, первыми бросились ко гробу, и стали свидетелями Воскресения. Матфей, Марк и Лука после этого более об Иоанне не упоминают. Сам же он в своем Евангелии рассказывает, что:

  • был вместе с другими учениками Господа, когда Христос явился им после ловли рыбы; в ту ночь они трудились напрасно, и возвращались на берег без улова – но вдруг неизвестный Человек на берегу посоветовал им закинуть сеть еще раз – и она тут же наполнилась; именно Иоанн сказал тогда Петру, что на берегу – Господь;
  • присутствовал и при беседе Христа с Петром – рассказ о ней завершает Евангелие Иоанна; из этого разговора он передает немногое – в частности, показавшиеся загадочными слова Господа о нем самом: «если Я хочу, чтобы онпребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21:22)

Именно тогда многие подумали, что Иоанн не увидит смерти – убеждение это все крепло с годами, ведь Иоанн действительно пережил всех Апостолов, дожилдо 100 лет.

Но сам он полагал, что «всего лишь» доживет до конца мира и Второго Пришествия, которого христиане ожидали уже при своей жизни.

Где проповедовал

Десятилетия от Воскресения Христова до кончины Иоанн провел:

  • в Иерусалиме, вероятно, потому, что заботился о Матери Божией и не хотел отлучаться из дома; здесь Иоанн, как известно из Деяний Апостолов, исцелил с Петром сидевшего при дверях в храм хромого человека, а потом предстоял старейшинам иудеев, твердо исповедуя Христа;
  • в Эфесе, в Малой Азии, где он чудесами и знамениями обратил ко Христу тысячи людей: по молитве Апостола во время языческого праздника Артемиды, когда Иоанна стали побивать камнями за его проповедь, произошло землетрясение, так что погибло около 200 человек; но все они были воскрешены по молитве святого – после этого крестились тысячи горожан;
  • на острове Патмос, куда языческие власти сослали Иоанна за его эфесскую проповедь; но и здесь его святость, молитва, чудесные знамения, которые совершал Бог его руками – тоже обратили к Богу сотни людей; одно из самых ярких событий времени жизни святого на острове – его духовная победа над языческим волхвом Кинопсом, который сначала пытался колдовством умертвить святого, потом безумно попытался «состязаться» с ним в чудесах; посрамленный, волхв принял смерть, утонув в море, хотя похвалялся воскреснуть, считая себя «богом».

В 96 г. Апостола освободили из ссылки, и он вернулся в Эфес. Здесь, среди основанной им христианской общины, он и провел последние годы жизни.

Как умер Иоанн

Согласно житию, он заранее знал, когда окончится его земная жизнь — от Самого Господа. Однажды, взяв семь верных учеников, он вышел с ними из города и повелел копать могилу в форме креста. Затем Апостол возлег в нее, и велел засыпать его тело, положив на лицо покров, а затем – уходить в город.

"Бог есть Любовь" - сказал ученик, которого любил Иисус. Жизнь и труды апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Эфес (территория Турции) — место погребения Иоанна Богослова. Литургия в день празднования

Мощи не нашли

Узнав о кончине любимого духовного отца, верующие Эфеса пришли к его могиле спустя несколько дней. Однако, тела в ней не было. Именно тогда людям вспомнились загадочные слова Господа:

«Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду…».

Была ли вообще смерть Иоанна, которого никто и не видел умершим, или он с телом был взят в Рай, подобно прор. Илие? А может быть, как Богородица, он также пережил воскресение? Христиане веруют, что так оно и было.

Сподвижник апостола

Ближайшим учеником Иоанна Богослова традиционно считается Прохор, перу которого принадлежит первое житие святого. Вероятно, он же под диктовку Иоанна, уже пожилого и очень немощного, записывал Евангелие, послания и Откровение. Прохора нередко изображают и на иконах Апостола – записывающим его слова.

Могила и чудеса

Первым из них уже во II в. стало ежегодное исхождение «розовника», как греки называли розовый прах, появлявшийся всегда 21 мая. Св. Прохор называет его также «миром», или «манной». Приходившие паломники разбирали эту святыню, получая от нее духовное утешение и благословение, а многие – и исцеление болезней.

Здесь похоронили Иоанна Богослова

Могила Иоанна Богослова. Эфес

Известны также и другие посмертные чудеса Апостола, среди которых самые известные:

  • явление святого вместе с Богородицей прп. Григорию Неокесарийскому в III в.; прп. Григорий записал тогда продиктованное ему Апостолом исповедание догмата Святой Троицы; позже на нем основывали свое изложение догматов свтт. Василий Великий, Григорий Богослов;
  • чудо помощи юноше, который хотел научиться иконописи, но ввиду бедности вынужден был пасти гусей; некий незнакомый человек (видимо, эот был сам св. Иоанн) дал ему рекомендательное письмо, по которому он смог учиться в Константинополе; св. Иоанн и до наших дней считается покровителем иконописцев.

Остров Патмос сегодня

Он находится в юго-восточной части Эгейского моря, принадлежит Греции. Население острова сейча около 3000 человека. Здесь действует посвященный Апостолу монастырь.

"Бог есть Любовь" - сказал ученик, которого любил Иисус. Жизнь и труды апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Монастырь святого Иоанна Богослова на о. Патмос

Близ него сохраняется «Пещера Апокалипсиса», где св. Иоанн получил откровение о судьбах мира. В ней – небольшой храм.

"Бог есть Любовь" - сказал ученик, которого любил Иисус. Жизнь и труды апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Пещера Апокалипсиса на острове Патмос

Вот какое ее описание оставил на рубеже XIXXX вв. русский церковный историк А.А.Дмитриевский:

«Грот весьма небольших размеров. На самом потолке грота есть три довольно заметные борозды или полосы от того «великого землетрясения» (Откр. 6:12), которым сопровождалось созерцание сокровенных тайн Божиих великим тайновидцем. Близ алтарной преграды на правой стороне есть небольшая впадина или выбоина в пещере, образовавшаяся, как утверждает то же Предание, от падения замертво святого апостола… Грот Апокалипсиса сохранился в своем настоящем виде со II века».

Базилика в Эфесе

Она была возведена в VI в. над могилой святого, и была одним из самых больших храмов христианского мира. Впоследствии, когда эта местность перешла под власть турок, храм был разрушен. Ныне он не существует, однако, на месте гробницы святого по-прежнему находится каменная плита. Сейчас это территория музея. Чудо исхождения «розовника» здесь больше не происходит.

"Бог есть Любовь" - сказал ученик, которого любил Иисус. Жизнь и труды апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Эфес, Место погребения Иоанна Богослова

Почитание Апостола любви в исламе

Мусульмане признают как «пророка Ису» (Иисуса), так и его учеников. Они, конечно, не считают Апостолов святыми, не молятся им. Вместе с тем, могила Богослова в Эфесе содержится в порядке, сюда пускают христианских паломников.

В чем помогает в наши дни

Святой считается покровителем иконописцев, целителем недугов. Но по-особому он покровительствует тем, кто хотел бы вести истинно христианскую жизнь, исполняя главную заповедь, о любви к Богу и людям.

Молятся о любви, здоровье, исполнении желаний…

К св. Иоанну обращаются, молясь:

  • о взаимной любви и согласии между мужем и женой;
  • об отношениях с детьми, чтобы в них царила любовь и гармония;
  • о здоровье, когда человек одержим недугом;
  • о преодолении грехов и страстей;
  • об исполнении и иных желаний, если они богоугодны и полезны.

Молитва о совете и любви между мужем и женой

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея, во всем житии нашем, делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как изображают на иконах

Святого пишут старцем, каким его запомнили христиане I в. Обычно его изображают пишущим Евангелие, или же диктующим его св. Прохору. Рядом с Апостолом часто изображается орел, его символ.

"Бог есть Любовь" - сказал ученик, которого любил Иисус. Жизнь и труды апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. 1827 год. Иконописец: Росляков Иван Афанасьев. Дерево, темпера. Размеры:  31,2 *26,5 см  © Русский музей, Санкт-Петербург, 2011

Нектарий Кулюксин: «Иоанн Богослов в молчании»

Эта икона написана монахом Кирилло-Белозерского монастыря Нектарием в 1679 г. Ее особенность – то, что св. Иоанн держит раскрытое на первых словах Евангелие, а персты правой руки поднес к устам, ограждаясь молчанием, ибо многие тайны Божии знал святой, но не все они выразимы и доступны человеку. За плечом его – Ангел, символизирующий Святого Духа.

Иоанн Богослов в молчании Кулюксин Нектарий 1679 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия. Иоанн Богослов в молчании

Иоанн Богослов в молчании Кулюксин Нектарий 1679 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия. На обороте вкладная надпись чернилами, в пять строк: «188 (1679) ГОДОУ ДЕКАБРЯ В 10 (день) В ЦРКОВЬ ПРСЫЯ ТРЦЫ ПО ВЕРЕ ПИСАЛ КИРИЛОВСКОИ МНОГОГРЕШНОИ ЧЕРНЕЦ НЕКТАРИИ КУЛЮКСИН СИИ ОБРАЗ ВОЗЛЮБЛЕНИКА ХСВА ИОАННА БГОСЛОВА ПОСТАВИЛ В ПОМИНОК СВОЕЙ ДШИ ВО МНОГИЕ ЛЕТА ДОКОЛЬ ГСДЬ БГ ПОВЕЛИТ».  Надпись особенно интересна: вкладчик иконы оказался одновременно ее профессиональным исполнителем, указавшим год и место своей работы. Нектарий Кулюксин — талантливый иконописец мастерской Кирилло-Белозерского монастыря, крупнейшего на Севере художественного центра. Икона поступила из Троицкой церкви села Ненокса Архангельской области — богатого торгово-промышленного пункта Двинской земли, входившего в середине XV в. в состав обширных владений Марфы Борецкой, вдовы новгородского посадника. Будучи богатым посадом с соляными варницами, село Ненокса принадлежало в более позднее время крупным северным монастырям. Не исключено, что иконописец Нектарий Кулюксин был уроженцем этого села, а потому и вложил в местную церковь Троицы икону «на помин своей души».

Русский город в честь святого — Иваново

Есть версия, что это российский город Иваново, бывшее село, где один из приделов местного храма был посвящен св. Иоанну Богослову. Впрочем, есть версия, что название все же связано с его учителем, св. Иоанном Предтечей.

Во всяком случае, на сегодняшний день в нынешней Ивановской области известны более десятка церквей, их приделов, часовен в честь святого. К сожалению, значительная их часть известны лишь исторически, а сейчас или утрачены, или лежат в развалинах.

Знаменитые цитаты из книг

В наибольшей степени «разобрано на цитаты» «Откровение» св. Иоанна. При этом ряд этих «цитат» представляют собой откровенный фейк и никогда не содержались в сочинениях святого. Вот одна из них (как говорится, «слова народные»):

«Будет жарить, люди будут изнемогать от жары, везде будет лежать золото, но людям оно будет не нужно, все будут искать глоток воды».

А вот подлинные слова св. Иоанна о скорбях, которые будут при конце мира:

«Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр. 16:8-9)

Есть и еще одна «популярная» цитата якобы из «Откровения», мол, перед концом света «живые позавидуют мертвым». В ней довольно легко узнать… нет, не Богослова, а мультфильм «Остров сокровищ» и одноименный роман Р. Стивенсона! А вот что на самом деле говорил святой:

«В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр. 9:6)

Об антихристе:

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:16-18)

Куда менее известны другие слова угодника Божия – вероятно, потому, что они очень уж трудно исполнимы. Вот, например:

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20-21)

Или вот это:

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17).

Предсказания

Считается, и не без оснований, что Иоанн был пророком. Действительно, его «Откровение» представляет собой прямое пророчество о судьбе человечества. Многие думают, что в этой книги предсказаны:

  • гонения на христиан – современников Иоанна; этим пророчествам посвящены первые главы «Откровения»;
  • события отдаленного будущего; к примеру в словах о «звезде полынь», которая «упала с неба» видят описание ядерного взрыва в момент катастрофы в Чернобыле (название города с украинского переводится как «полынь»);
  • оживленные споры вызывают слова о числе 666.

Однако, с точностью подтвердить, какие слова святого сбылись, затруднялись уже христиане первых веков. Именно поэтому «Откровение» и не читалось за богослужениями, да и в Канон священных текстов вошло довольно поздно.

Может быть, из всех Апостолов он с наибольшей силой воспринял – а потом воплотил своей жизнью – Божию заповедь о любви друг к другу. Он не уставал повторять: познать Бога не только возможно, но и совсем просто. Нужно «всего лишь» полюбить ближнего, даже врага. И тебе откроются врата Царства. Увы, в наши дни в наследии Богослова ищут «пророчеств», «видений и откровений». И очень мало кто просит помочь преодолеть ненависть и осуждение и полюбить людей, как любил их он.

Отзывы о помощи

Вот рассказ об исцелении на источнике, освященном в честь святого. Он находится близ Иоанно-Богословского мужского монастыря в селе Пощупово Рязанской области. Рассказывает Алексей Иванович, учитель из г. Скопин также Рязанской области. Случай произошел в начале 2000-х гг.

«Я уже на тот свет приготовился. Вышел из больницы с направлением в Москву, на операцию. Врачи признали ишемическую болезнь, сердце совсем отказывалось служить. Пройдешь несколько шагов — грудь так и раздирает на части, дышать нечем. Ну, нитроглицерин под язык, постоишь, отдышишься — еще несколько шагов пройдешь… А ведь мне и сорока еще не было. И вот, прежде чем ехать в Москву на операцию, жена привезла меня сюда, в монастырь. Она — верующая, к тому же родом из здешних мест. А случилось это семь лет назад, тут все в запустении было.

В монастырь мы не пошли, а прямо сюда, к Святому ручью. Тогда вместо колодца и купальни просто яма была, а вода в ней прозрачная, как слеза.. Жена образок достала, я тоже шепчу. «Батюшка Иоанн Богослов, помогай!» Разделись мы догола, благо овраг глухой и людей никого. Жена зачерпывает ведро воды — и себе на голову, затем еще ведро — и на меня — бух! И так до трех раз.

Я только рот открываю, как рыба, а сказать ничего не могу. Оделись быстро, перекрестились — и на дорогу. Жена спешит, чтобы на последний автобус не опоздать, я за ней топаю… И вдруг остановился да как заплачу. Она испугалась: «Леша, что с тобой?» — «Как что, не видишь разве, я бегом за тобой бегу. И сердце не болит!» Вот так и помог мне святой Иоанн Богослов»

Молитвы

О вели́кий апо́столе, евангели́сте громогла́сный, Богосло́ве изя́щнейший, тайнови́дче неизрече́нных открове́ний, де́вственниче и возлю́бленный напе́рсниче Христо́в Иоа́нне! Приими́ нас, гре́шных, прибега́ющих под твое́ си́льное заступле́ние и покрови́тельство.

Испроси́ у Всеще́драго Человеколю́бца Христа́ Бо́га на́шего, И́же пред очесы́ твои́ми кровь Свою́ за ны, непотре́бныя рабы́ Своя́, излия́л есть, да не помяне́т беззако́ний на́ших, но да поми́лует нас и сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й:

да да́рует нам здра́вие душе́вное и теле́сное, вся́кое благоде́нствие и изоби́лие, наставля́я нас обраща́ти о́ная во сла́ву Его́, Творца́, Спаси́теля и Бо́га на́шего, по кончи́не же вре́менныя жи́зни на́шея от немилосе́рдных истяза́телей на возду́шных мыта́рствах да изба́вит нас, и та́ко да дости́гнем, тобо́ю води́мии и покрыва́емии, Го́рняго о́наго Иерусали́ма, его́же сла́ву ты во открове́нии зрел еси́, ны́не же несконча́емыя ра́дости наслажда́ешися.

О вели́кий Иоа́нне! Сохрани́ вся гра́ды и страны́ христиа́нския и всех, призыва́ющих и́мя твое́, от гла́да, губи́тельства, тру́са и пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни; изба́ви нас от вся́кия беды́ и напа́сти и моли́твами твои́ми отврати́ от нас пра́ведный гнев Бо́жий, и испроси́ нам Его́ милосе́рдие.

О вели́кий и непостижи́мый Бо́же! Се на умоле́ние Тебе́ предлага́ем свята́го Иоа́нна, его́же Ты сподо́бил еси́ неизрече́нных открове́ний, приими́ о нас хода́тайство, да́руй нам исполне́ние проше́ний на́ших во сла́ву Твою́, па́че же соверши́ нас духо́вным соверше́нством к наслажде́нию, жи́зни несконча́емыя в Небе́сных Твои́х оби́телях! О Небе́сный О́тче, созда́вый вся Влады́ко, Всеси́льный Царю́! Косни́ся благода́тию серде́ц на́ших, да, раста́явше, я́ко воск, пролию́тся пред Тобо́ю и бре́нная тварь духо́вна сотвори́тся в честь и сла́ву Твою́, и Сы́на Твоего́, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Молитва короткая

О вели́кий и всехва́льный апо́столе и евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве, напе́рсниче Христо́в, те́плый наш засту́пниче и ско́рый в ско́рбех помо́щниче! Умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти нам оставле́ние всех прегреше́ний на́ших, ели́ка согреши́хом от ю́ности на́шея во всем житии́ на́шем де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми на́шими чу́вствы; во исхо́де же душ на́ших помози́ нам, гре́шным (имена), изба́витися от возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да твои́м ми́лостивным предста́тельством прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Имена и судьбы 7 святых женщин, которых Православная Церковь называет МироносицамиИмена и судьбы 7 святых женщин, которых Православная Церковь называет Мироносицами

0 Comments
Жены-мироносицы: сколько их и как зовут

«Три Марии» называют их католики, и полагают, что ко Гробу Господню пришли – и первыми увидели Его Воскресшим – только трое. А православный мир издавна считал, что Мироносиц, преданных Господу женщин, было значительно больше. Кто же они и сколько их на самом деле? Жены-мироносицы: кто

Жития в фактах

Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

0 Comments
Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

Это случилось 1 июля 1997 г. На кладбище северного села Нерица приезжие из Москвы священники собирались обрести мощи, как они говорили, святого… Виктор Глазовский из тех, кого еще лет за 10 до того коммунистические власти называли «мракобесами», гнали, арестовывали.Вокруг собрались… нет, не верующие: зеваки из

Жития в фактах

Мученик Трифон Апамейский — святой с соколом: история жизни, основанная на фактах, и современные отзывы о помощиМученик Трифон Апамейский — святой с соколом: история жизни, основанная на фактах, и современные отзывы о помощи

0 Comments
Трифон - святой мученик

 Святой Трифон жил около 1700 лет назад, никогда не бывал на славянских землях – но именно здесь его издавна особенно чтили. Более того, чем больше времени отделяет нас от далекого III в. от Рождества Христова, тем больше свидетельств его чудес. День памяти святого Трифона Это

Жития в фактах

Прозорливец и любимый святой Достоевского — святитель Тихон ЗадонскийПрозорливец и любимый святой Достоевского — святитель Тихон Задонский

11 комментариев
Тихон Задонский

Епископ Тихон Задонский — один из самых уважаемых архиереев своего времени родился в крайней бедности, трудом, собственным умом при Божией помощи выучился получил образование, наконец, возглавил епархию… А потом отказался от всего, чтобы уединенно молиться, писать духовные сочинения. Они-то, а еще – пример подвижнической жизни

Жития в фактах

Григорий Богослов: биография в коротких фактах святителя из Назианзина + 12 знаменитых цитатГригорий Богослов: биография в коротких фактах святителя из Назианзина + 12 знаменитых цитат

0 Comments
Григорий Богослов (329 - 389), архиепископ

Один из трех святых, которым Церковь дала прозвание «Богослов», тот, кто вместе с другими «отцами-каппадокийцами» сформулировал учение о Святой Троице, подвижник и аскет, а еще – духовный писатель и даже поэт. Все это – о святителе Григории из Назианза. Чем прославился святой Григорий Богослов Святой,

Жития в фактах