Собор трех святителей, день – особенный для многих храмов страны, действующих при духовных учебных заведениях: ведь он – едва ли не единственный в году, когда можно услышать литургию на греческом языке.
Что празднует Церковь 12 февраля?
Память трех епископов христианского Востока:
- Василия Великого;
- его современника и друга, Григория Богослова;
- Иоанна Златоуста, жившего на рубеже IV-V вв.
Празднование установлено с конца XI в., причем стало одним из первых, появившихся на Востоке после раскола Христианской Церкви 1054 г. Поэтому совместного праздника великих отцов не знает католический мир. Нет празднования и в так называемых Дохалкидонских Церквях, которые отпали от вселенского православия, не признав решений IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.).
К числу таких Церквей относятся, например, Армянская, Коптская, некоторые другие. Вместе с тем, это не означает, что все эти Церкви не чтут каждого из святителей в отдельности: имена и сочинения их хорошо известны во всем христианском мире. Но общее празднование трем угодникам Божиим вместе – чисто Византийская традиция, которую позже переняла и Русь.
Почему именно они?
Действительно, Церковь знает сотни великих отцов и учителей. К их числу, например, можно отнести св. Григория Нисского, брата свт. Василия Великого, которого также относят к числу «великих отцов-каппадокийцев». Глубоко чтятся в христианском мире и другие святители – Папа Римский Григорий Двоеслов, которому приписывают чин Литургии Преждеосвященных Даров, Григорий Палама, создатель учения об умной молитве.
Но именно святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст были особенно чтимы верующими XI в. Опираясь на учение святых и богослужебную практику, на нем основанную, православные конца XI в. вели острую полемику с католиками, которые, например, выдвигали противоречащий учению Вселенских Соборов догмат об исхождении Святого Духа «и от Сына» («et Filioqe»). Именно поэтому для верующих Византии того времени стал особенно актуальным праздник именно этих святых.
Впоследствии любовь к Трем Святителям была воспринята и Русью – часто она была даже, как говорится, не по разуму. Например, еще в XV в. среди верующих имел хождение апокриф, называемый «Беседа Трех Святителей», где содержались различные вопросы, касающиеся толкования Писания, почитания святых, молитвенной практики – ответы на которые якобы давали святые.
В действительности «беседа» троих никак не могла бы состояться при земной жизни: если свтт. Василий и Григорий и в самом деле были не только современниками, но и близкими друзьями, то свт. Иоанн жил через несколько десятилетий по их кончине.
Что сделали три святителя для Церкви
Святители чтятся как внесшие главный вклад в формирование христианской догматики и богослужения:
- свтт. Василий и Григорий, сформулировали догматы о Триединстве Бога и Богочеловечестве Христа
- свт. Иоанн создал чин литургии, которая совершается в большинство дней церковного года.
История установления праздника
Это установление связывают с развернувшейся полемикой христиан Запада и Востока по поводу церковных догматов. При этом православные Византии во многом опирались на богослужебные тексты пера святых, а также на их догматические сочинения. Тогда, как говорит церковное предание, в Константинополе и возникла полемика по поводу того, кто из святителей больше должен почитаться.
Одни превозносили Василия, другие – Григория, третьи же восхищались Иоанном Златоустом. Эмоциональные споры даже грозили перейти в церковный раскол. Именно тогда Патриарху Иоанну Мавроподу в 1084 или, по иной версии, в 1092 г., во сне явились все три святых, утверждая, что они едины в своем учении, да и перед Господом между ними нет «ни первого, ни второго».
Дабы прекратить споры, святители повелели учредить им общее празднование. Впрочем, хотя это предание ныне считается общецерковным достоянием, многие ученые сомневаются в его исторической достоверности, так как оно встречается только в Синаксаре – особом богослужебном чтении на праздник, но не приводится другими византийскими источниками.
При этом самые ранние письменные свидетельства о видении Патриарха Иоанна относятся только к XIV в. Поэтому есть версия, что установление торжества лишь приписывается Патриарху Иоанну Мавроподу просто ввиду того, что он особо чтил Трех Святителей и составлял им службы – песнопения и молитвы святым действительно известны под его авторством. Но так или иначе, празднование вошло в церковную жизнь с 90-х гг. XI в.
Значение даты для православных
Оно было особенно велико во время догматических споров с католиками. Именно поэтому Патриарх Иоанн Мавропод в «Похвале» святителям даже говорит, что они и сами подобны Святой Троице, ведь все трое говорят об одном:
«Во единой Троице трегубо богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа единого исхождение».
Ныне же мы чтим святых, как борцов с ересями, толкователей догматов, создателей богослужебных текстов, и, конечно, как подвижников.
Икона дня
Самое древнее изображение святителей относится к 1066 г. Это миниатюра из Псалтири, которая переписана одним из монахов Студийского монастыря в Константинополе.
Впоследствии складывается два типа иконографии святых:
- наиболее распространенное изображение, на котором все трое представлены стоящими рядом, в богослужебных ризах; при этом на иконах последних десятилетий по центру образа чаще всего можно видеть свт. Иоанна Златоуста, однако, есть и другие варианты – в центре образа может помещаться, например, свт. Василий Великий; принципиального значения расположение святых не имеет, ибо, по их же слову, «между ними нет ни первого, ни второго»;
- образ «Видение Иоанна Мавропода»; чаще всего это – храмовые фрески, на которых представлен Патриарх Иоанн, молитвенно предстоящий Трем Святителям, как говорит об этом предание; такие изображения появляются с XIV в.
Почитание
К настоящему времени в России известно 257 церквей, а также часовен и молитвенных домов в честь святых. Среди них есть как существовавшие до революции (многие из таких храмов не сохранились), так и возведенные в последние годы. Всего же православный мир знает более 340 церквей святых. А в Румынии, в городе Яссы, есть даже православный Трехсвятительский мужской монастырь.
Храмы святых есть даже в западных странах. Например, только во Франции Трехсвятительских церквей две, есть также храм в Мельбурне (Австралия). Но все это – не католические, а православные храмы, принадлежащие или Русской Церкви, или другим Поместным Церквям.
Традиции и приметы дня
В сети Интернет можно встретить упоминания о «Трехсвятии», якобы народном названии праздника, а также о различных приметах этого дня. Однако, в работах этнографов конца XIX в., которые считаются в настоящее время классическими (например, С.В.Максимова, М.В.Забылина) ни о каком «Трехсвятии» ничего не говорится. Наши предки отмечали праздник, прежде всего, посещением церковной службы. Но каких-либо суеверий с этим днем связано не было.
О чем просят святителей
В наши дни они считаются, прежде всего, покровителями «учащих и учащихся», как сами при земной жизни глубоко знавшие науки и притом любившие учиться. Например, свт. Григорий Богослов говорил:
«Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство».
И конечно, святых просят о здравии близких, благополучии и церковном мире.
Молитва дня
О, пресве́тлии свети́льницы Це́ркве Христо́вы, Васи́лие, Григо́рие и Иоа́нне, све́том правосла́вных догма́тов вся концы́ земли́ озари́вшии и ме́чем сло́ва Бо́жия ху́льных смуще́ния и шата́ния ересе́й угаси́вшия! Припа́дающе к ва́шему милосе́рдию» с ве́рою и любо́вию из глубины́ души́ вопие́м: предстоя́ще престо́лу Пресвяты́я, Единосу́щныя, Животворя́щия и Неразде́льныя Тро́ицы, за Ню́же сло́вом, писа́нием и житие́м до́бре подвиза́стеся и ду́ши своя́ полага́сте, всегда́ моли́теся Ей, да укрепи́т и ны в правосла́вии и единомы́слии, и непоколеби́мем да́же до сме́рти испове́дании ве́ры Христо́вы, и во вседуше́внем послуша́нии Его́ Це́ркви Святе́й; да препоя́шет ны с высоты́ си́лою на вся неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша; да соблюде́т Це́рковь Своию́ незы́блему от неве́рия, суеве́рия, ересе́й и раско́ла; да да́рует наро́ду на́шему долгоде́нствие и во все́м благо́е поспеше́ние; па́стырем на́шим да пода́ст духо́вное трезве́ние и ре́вность о спасе́нии пасо́мых, власте́м суд и пра́вду, во́ином терпе́ние, му́жество и одоле́ние на враги́, си́рым и вдови́цам заступле́ние, боля́щим исцеле́ние, ю́ным благо́е в ве́ре возраста́ние, ста́рцам утеше́ние, оби́димым заступле́ние и всем вся, ко вре́менней и ве́чней жи́зни потре́бная, я́ко да в ми́ре и покая́нии, жела́нием спасе́ния горя́ще, Го́сподеви рабо́тающе, до́брым по́двигом подвиза́ющеся, тече́ние на́ше сконча́ем и сподо́бимся в Небе́снем Ца́рствии ку́пно с ва́ми всегда́ пе́ти и сла́вити пресвято́е и великоле́пое И́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Кто они: коротко о трех святителях
Чтимые вместе и единые в вере, они, конечно, отличаются между собой духовными дарованиями.
Борец с ересями и создатель литургии
Таков свт. Василий Великий, пламенный проповедник, епископ, противостоявший еретикам – и в то же время подвижник, аскет, создатель одного из первых уставов для монашествующих. Литургия, создание которой приписывается святителю, ныне служится всего 10 раз в год.
Философ, аскет, епископ
Все это – о свт. Григории Богослове, друге и соученике свт. Василия. Всю жизнь искавший тихой уединенной жизни, он, однако, также всю жизнь нес крест архиерейства, проповедовал против еретиков-ариан, по слову Апостола, «во время и не во время» (2 Тим. 4:2). Ныне его догматические сочинения, стихотворения, поэмы, проповеди и письма – настоящая сокровищница духовной мудрости.
Златоустый проповедник
Так уже при земной жизни называли свт. Иоанна за его вдохновенные проповеди. Как и свт. Василий он – создатель литургии, толкователь Писания. А еще его жизнь – пример великой кротости, но одновременно – твердости во время гонений. Изгнанный по проискам императрицы, свт. Иоанн умер в ссылке (детали).
Так они, очень разные люди – по характеру, внутреннему устроению, обстоятельствам жизни, объединены были единой верой во Христа и подвигом во Имя Него.
Наталия Сазонова
Редакция благодарит за консультацию старшего научного сотрудника Томского областного краеведческого музея Марину Геннадьевну Лоскутову.
Читайте также: