------------------- Фома неверующий - апостол Христа
Православие сегодня Жития в фактах Чей близнец апостол Фома и почему он неверующий, где проповедовал: исторические факты и археологические доказательства

Чей близнец апостол Фома и почему он неверующий, где проповедовал: исторические факты и археологические доказательства

0 Comments
Фома неверующий - апостол Христа

Имя этого апостола стало нарицательным, хотя употребляют словосочетание «Фома неверующий», говоря о человеке, который действительно – не верит. Но был ли таким этот Апостол Христа на самом деле?

Неверие апостола Фомы

Сам Фома в Евангелии говорит, что «не поверит» в Воскресение Христа, пока не увидит Его Самого. Большинство святых отцов усматривают в этом не неверие, как отрицание Воскресения, но – горячее желание видеть Воскресшего, как и другие Его ученики.

Почему?

Да потому, что именно так о Фоме думал и Сам Христос: ради действительно «неверующего» ученика Он бы не явился, не благословил его прикоснуться к Своим ранам. Так что «неверующий» Фома на самом деле – верующий, более того, «знающий», ведь он с опыта понял, что Христос воскрес.

Антипасха и другие дни памяти святого Фомы

Первый воскресный день после праздника Воскресения Христова (так называемая Антипасха) – пожалуй, самый известный день памяти Апостола.

Однако, кроме этого, его также чтут:

  • 13 июля, на другой день после праздника первоверховных Апостолов Петра и Павла, когда празднуется Собор 12 Апостолов;
  • 19 октября – это, возможно, день преставления святого;
  • а вот православные греки знают еще один день памяти святого – 3 июля; считается, что это память перенесения мощей Апостола в Эдессу; кстати, тот же день установлен как память св. Фомы и у католиков – но они считают 3 июля днем кончины святого.

Имя Близнец

Как звали Апостола на его родном еврейском языке? Известное нам по Святцам имя – и есть то, под которым его знали в Палестине. О том, что значит имя, тоже хорошо известно: Близнец.

А на греческом оно звучит как «Дидим», что означает то же самое.

Фома - Апостол из числа 12

Фома — Апостол из числа 12. Фрагмент иконы Собор 12 Апостолов, неизвестный мастер XIV века

О том, почему у Апостола такое имя – или, может быть, почему его так прозвали, ведь в некоторых источниках его также именуют Иехуда Фома – до их пор нет единого мнения у историков и богословов:

  • по одной версии, которая содержится в сочинениях, например, византийского богослова Никифора Каллиста, речь может идти о том, что у Фомы был брат, родившийся вместе с ним, или же – что у него от рождения срослись два пальца правой руки;
  • по другой, о которой говорит, например, известный российский библеист рубежа XIX-XX вв. А.П.Лопухин, имя может означать «человек двоящейся природы», то есть «живущий в постоянных переходах от одного настроения к другому», вообще нетвердый;
  • наконец, иногда можно встретить еще одну версию, едва ли не фантастическую – мол, Фома был внешне «точной копией» Самого Христа.

Родина и национальность

Как и все апостолы (с греческого «апостолос» переводится как «посланник») Христа из числа Его ближайших 12 учеников, Фома был евреем. Он происходил из Галилеи, которую правоверные иудеи часто презрительно называли «языческой».

Чей близнец апостол Фома и почему он неверующий, где проповедовал: исторические факты и археологические доказательства

Галилея на карте Палестины

Почему – пожалуй, понятно из названия и истории города – родины Фомы.

Это Панеады (позже – Баниас), город близ горы Хермон, рядом с истоками реки Иордан.

Даже само название города происходит от имени греческого божества, Пана. Город, вероятно, был основан за 300-400 лет до Рождества Христова, а первые жители его, по данным археологов, скорее всего, были греками.

Впоследствии здесь не раз менялись правители, а после того, как Иудея была захвачена римлянами, Панеады были переданы императором Рима сначала Ироду Великому, затем – его сыну Филиппу, который в благодарность переименовал город в Кесарию.

«Кесария Филиппова» упоминается в Евангелии – сюда приходил с проповедью Господь, ведь здесь было немало иудеев.

Ныне древний город не существует, на месте, где он был – природный заповедник, принадлежащий государству Израиль.

В чем помогает апостол

Святого почитают как:

  • покровителя миссионеров;
  • помогающего преодолеть помыслы сомнений, неверия;
  • целителя недугов – чудеса такого рода от его мощей, икон, тоже широко известны.

Кем был: не очень краткое житие апостола Фомы

Мы ничего не знаем о семье Фомы. Предание лишь доносит до нас, что он был рыбаком, как и многие другие Апостолы. Когда, при каких обстоятельствах он встретил Христа, поверил в Него как Мессию – также неизвестно.

Что говорит Евангелие

Писание вообще упоминает о Фоме лишь трижды:

  • говоря о том, как Господь избрал 12 Апостолов – здесь лишь упоминается его имя;
  • Евангелист Иоанн рассказывает о Фоме в 11 главе, когда передает историю смерти и воскрешения Лазаря;
  • наконец, последнее упоминание святого – в 20 главе; это знаменитый фрагмент, читаемый в храмах на Антипасху и повествующий об «уверении» Апостола в Воскресении Христовом.

    Фома - Апостол Христа

    «Неверие Фомы»(1621 г) Автор: итальянский живописей Джованни Франческо Барьбери, прозванный Гверчино

Призвание

Известно, что Фома следовал за Господом, видимо, с начала Его проповеди. Апостолом он не стал по собственной воле – он был именно призван Христом, как и другие ученики. Вот как, например, говорит об этом Евангелист Марк:

«Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его» (Мк.2:13-19)

Здесь мы видим. что имя святого упоминается среди других Апостолов – но и только.

Служение

И о нем не известно никаких подробностей. Лишь св. Иоанн Богослов рассказывает, о том, что этот Апостол был очень ревностным. Когда Христос духом узнал о смерти Своего друга Лазаря, он решил идти в Вифанию, где жила его семья – и где иудеи ожидали Его, чтобы побить камнями за проповедь.

Когда ученики стали отговаривать Иисуса, просить не подвергать опасности Свою жизнь – и не смогли, именно Фома твердо сказал всем:

«Пойдем и мы умрем с Ним».

Большинство толкователей говорят, что эти слова – проявление ревности Апостола, того, что быть со Христом всецело было смыслом его жизни. Вероятно, именно поэтому после Распятия Христа именно Фома мог переживать гибель Учителя острее других.

Сомнение

Архиепископ Аверкий (Таушев) писал:

«Крестная смерть Учителя произвела поэтому на Фому особенно тяжкое, удручающее впечатление: он как бы закоснел в убеждении, что утрата Его невозвратна. Упадок дух его был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже незачем быть вместе, так как все кончено, все распалось и теперь каждый из учеников должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь».

Можно ли говорить, что Фома был, согласно одному из толкований его имени (или прозвища?), «человеком с двоящимися мыслями», как называл сомневающихся другой Апостол, Иаков?

Отнюдь. Скорее уж можно говорить о нем, как об абсолютно цельной личности: он посвятил жизнь Мессии – его надежды рухнули, жизнь разрушена. Именно об этом качестве святого говорит, например, многие современные проповедники, как бы с некоторым даже раздражением указывают, что «Фома (Дидим или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство».

И вот Фому находят его духовные братья – Апостолы, и что же он слышит?

«Видехом Господа,» – говорят они.

Как это возможно? Как может погибший на кресте человек воскреснуть? Уж скорее ученики видели призрак. Но… слишком светлы лица людей, которым он привык доверять, слишком они радостны – а ведь недавно скорбели.

Так что же случилось?

Именно тогда Фома и произносит свои ставшие знаменитыми слова:

«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

… и его разрешение

И вот на восьмой день по Своем Воскресении Иисус приходит к ученикам, между которыми теперь и Фома. И повторяет Апостолу его же слова:

«Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27).

Мало кто обращает внимание, что Евангелист не говорит о том, что Фома прикоснулся к Господу – хотя именно на это Христос его благословил. Мы знаем лишь его слова, обращенные к Иисусу:

«Господь мой и Бог мой!».

Знаем и ответ Христа:

«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

Ответ Господа краток, но глубок:

  • с одной стороны, он обращен к христианам, которые не увидят Его лицом к лицу – Господь говорит, что они, не видящие Его, но знающие опытно о присутствии Бога в своей жизни – блаженны, то есть счастливы;
  • с другой стороны, слова Господа адресованы и самому Фоме; по синодальному переводу Евангельского текста Он именует его «неверующим», но славянское Евангелие точнее: Фома «неверен»; это слово означает не столько сомнение в вере, сколько то, что горячий и прямолинейный Апостол не сохранил «верности», то есть отделился от братий, уверенный, по человеческому рассуждению, что «все кончено»; отделился и… лишился радости Воскресения Христова.Апостол Фома

Впрочем, святой, конечно, хотя «не по разуму», но был ревностен. Потому и удостоился явления Христа.

Где проповедовал христианство

Жития святого утверждают, что Апостол нес Христову веру жителям Индии.

Одно из них, пера свт. Димитрия Ростовского, повествует, что

Апостол прибыл в Индию под видом архитектора.

В этом качестве его наняли для строительства царского дворца.

Однако, Апостол употребил данные ему серебро и золото для раздачи нищей братии, помощи нуждающимся.

Узнав, что произошло, царь потребовал у «архитектора» отчета о работе, и Фома откровенно заявил, что построенные им палаты находятся в Царстве Небесном – они уготованы царю за то, что данные им средства помогли бедным.

Царь, конечно, не поверил Апостолу – и заключил в темницу его и своего слугу Адана, который нанял Фому в Палестине. Но вскоре оба были освобождены: заболел и скончался брат царя – но по времени чудесным образом жизнь к нему вернулась.

Он и рассказал, что действительно видел великолепные палаты, предназначенные для царя.

Так индийский правитель уверовал во Христа.

По поводу степени достоверности этого предания существуют две точки зрения:

  • история из жития святого похожа на житие другого угодника Божия, жившего в IV в. – тоже Фомы, именуемого Канским; о нем также рассказывается, что святой попал в Индию под видом торговца и зодчего, и здесь обратил ко Христу правителя; историки, которые придерживаются этой версии, полагают, что, по тождеству имен двух святых, факты их житий были перепутаны;
  • предание достоверно, Фома действительно проповедовал в Индии; возможно, в его житие действительно могли попасть факты из жизнеописания «другого Фомы» (в Средние века так происходило нередко), однако сам факт проповеди Фомы в Индии несомненен.

На чем же основано доверие преданию?

Индия и Китай: факты и археологические доказательства

Прежде всего, о проповеди Апостола в Индии пишут святые отцы. Так, об этом говорят:

  • свтт. Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, папа Григорий Великий, прп. Ефрем Сирин – все они жили в IV-V вв., когда раннехристианские предания были известны лучше, чем сейчас, и вряд ли могла возникнуть путаница двух святых одного имени;
  • бывавшие в Индии путешественники, в частности, Марко Поло (1293 г.), его современники: миссионер, оставшийся в истории как Джованни из Монтекорвино, монах-францисканец Одорико; все они видели могилу святого, церковь, посвященную ему, а также единодушно писали, что индийские верующие во Христа называли себя «христианами Апостола Фомы».

Так было и в последующие столетия, как ни подвергали сомнению достоверность житийного рассказа историки.

Известно, что в XVI в. руины города Мелипур (в более поздних источниках он называется также Каламином) ушли под воду – эту часть берега постепенно поглотило море.

Но все еще сохранялся раннехристианский храм, который в 1523 г. удалось восстановить побывавшим в Индии миссионерам из Португалии. Но установить, когда именно он возведен, тогда было очень сложно.

Датировать возраст места, которое христиане почитали как «гробницу Апостола Фомы», удалось археологам лишь в 1945 г. Временем возведения гробницы была признала 2 половина I в. от Рождества Христова.

Таким образом, было подтверждено, что святой Фома действительно проповедовал в Индии. В XIII в. возникло также предание о том, что святой проповедовал еще в Китае. Однако, пробыл там очень недолго – возможно, несколько дней, видя, что его проповедь не имеет успеха.

Вероятно, поэтому археологических свидетельств пребывания святого на китайской земле не сохранилось.

А вот храм с гробницей существует до наших дней. Сейчас он – католический.

Чей близнец апостол Фома и почему он неверующий, где проповедовал: исторические факты и археологические доказательства

Католический кафедральный собор в Индии построеный над могилой апостола Фомы

Основание церковных общин

Известно, что Апостолом они были основаны около 52 г.moo в шести городах Индии, где были небольшие иудейские колонии. Вероятно, ко Христу святой обратил и их, и коренных жителей.

Впоследствии на основе этих общин возникла церковная организация – ядро Церкви, которую называют Маланкарской, по городу на юго-западном побережье полуострова Индостан, где, по преданию, Апостол впервые вступил на землю Индии.

Индийские верующие были далеки от проблем христианского мира – прежде всего, географически.

Зачастую они «неведением» поддавались ересям и расколам:

  • в V в. христиане Индии уклонились в несторианство, хотя затем вернулись к православию; впоследствии Малакарнская церковь стала монофизитской (ересь, проповедовавшая, что во Христе Божественная природа поглотила человеческую); таковой она остается до сих пор;
  • в XVI в. часть Церкви вступила в литургическое общение с католиками, что привело к нескольким расколам: так образовалась находящаяся в общении с Англиканской Церковью;
  • с XVII в. известна Сиро-Малабарская Католическая Церковь – она также отделилась от основанной св. Фомой общины, подчинившись Папе Римскому.

Общим для всех «христиан Апостола Фомы» является почитание основателя индийской общины.

Успение Богородицы

Примерным годом кончины Пречистой Девы признается 48 от Рождества Христова. Это было время, когда Фома лишь начинал свою проповедь в Индии. Предстояло основание общины, возведение первых храмов.

Но не дальность расстояния и занятость помешали святому быть у смертного одра Матери Божией, но – воля Божия.

В то время, как все Апостолы были перенесены во Иерусалим в единый час, руками Ангелов – Фома прибыл в Святой Город лишь тремя днями позже. Как и в молодости, когда он не стал свидетелем Воскресения Христа с другими учениками, он снова опоздал.

Теперь Апостол хорошо знал, почему так: ему дается еще один урок смирения, напоминание о том, как однажды от оставил Апостолов…

Но теперь Фома стал тем, кто увидит пустую гробницу Богоматери – а потом вместе с учениками встретил Её Воскресшую.

Апостол Фома и Успение Пресвятой Богородицы

Студеница — мужской монастырь Жичской епархии Сербской православной церкви.
Фрески XIII — XIV века

Пояс Богородицы получил апостол Фома

Камень, на котором стоял Апостол Фома, когда получал от Пресвятой Богородицы Её пояс с Небес. Монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании (Израиль)

Кончина апостола, могила

Полагают, что после Успения Матери Божией Фома вернулся в Индию, несколько лет жил в городе Чиннаи – сейчас здесь ему посвящен собор. А последние годы скрывался от гонений в пещере, которую до сих пор показывают христианским паломникам.

Чей близнец апостол Фома и почему он неверующий, где проповедовал: исторические факты и археологические доказательства

В пещере Апостола Фомы. Малая гора св. Фомы, Ченнай (Мадрас).

Чей близнец апостол Фома и почему он неверующий, где проповедовал: исторические факты и археологические доказательства

Считается, что кончина последовала в 68 или 72 г., и была мученической: воины пронзили его копьями. Уже в первые дни по смерти от гробницы потекли чудеса.

Чей близнец апостол Фома и почему он неверующий, где проповедовал: исторические факты и археологические доказательства

Смерть Апостола Фомы

Почитание

Поэтому св. Фому можно отнести как к православным, так и к католическим, и даже англиканским святым.

Евангелие от апостола Фомы

Оно считается апокрифическим (не признанным Церковью) и не имеющим отношения к Апостолу, хотя и создано, вероятно, между 60 и 140 г. от Рождества Христова.

Однако, содержание этого «Евангелия» вызывало вопросы еще у святых отцов: например, прозвище «Близнец» трактуется как «брат-близнец Христа», что, понятно, говорит о том, что создатель Евангелия считает Спасителя просто человеком, а не Богом. Немало еретических утверждений и в самом тексте.

Мощи

По крайней мере доIV-V в. мощи апостола Фомы пребывали в Индии, затем были перенесены в Эдессу. А с XIII в. они находятся в Италии, в городе Ортоне, где святому посвящена базилика.

Мощи Апостола Фомы

Честная глава святого апостола Фомы от 12-ти. Монастырь ап. Иоанна Богослова. Греция. Остров Патмос.

Сейчас частицы мощей находятся также:

  • в Индии, в католическом соборе, который посвящен св. Фоме в г. Ченнаи;
  • в Сионском соборе в Грузии (Тбилиси);
  • в Греции, в обители св. Иоанна Богослова – здесь хранят главу святого.

Есть частицы мощей также в храмах Афона.

Знаменитые иконы

Один из таких образов создан русским иконописцем Дионисием в 1500 г. Он называется «Уверение Фомы»: на нем стоящий среди учеников Христос Воскресший, и Фома, протянувший длань к Его ранам.

Икона Уверение апостола Фомы

Уверение апостола Фомы.  XVI в. 1500 год.   Иконописец: Дионисий. Происхождение: Из праздничного чина Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Христос изображён на фоне храма с закрытыми дверями, слева и справа от Него группы апостолов. Лик Спасителя обращен к склонившемуся перед Ним апостолу Фоме, который прикасается перстами к Его ранам на груди.  © Русский музей, Санкт-Петербург

Есть и изображения святого отдельно – например, на Новгородской иконе XIVв. Святой пишется обычно юным – таким, каким был, когда встретил Спасителя Воскресшего.

Апостол Фома: икона

Апостол Фома. Новгород, 60-е годы XIV в

Храмы

К настоящему времени их известно 25, большая часть – на территории России. Но есть и церкви, часовни святого в Узбекистане, Азербайджане, Туркмении: ведь его не без оснований считают покровителем проповедников христианства среди нехристианских народов.

В искусстве

Любимый сюжет художников – «Уверение Фомы». Например, на картине Рембрандта представлены Апостолы, стоящий среди них Спаситель, показывающий Свои раны Фоме, который не дерзает до них дотронуться.

Своеобразна картина на ту же тему П.П.Рубенса, созданная в начале XVII в.

Это триптих, по центру которого – Христос и Апостолы, включая Фому, взирающего на раны Господа. По сторонам же… вполне светские портреты заказчика картины, сэра Николаса Рококса, и его супруги.

Чей близнец апостол Фома и почему он неверующий, где проповедовал: исторические факты и археологические доказательства

РУБЕНС, Питер Паувель
Неверие святого Фомы (1613 -1615). Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Описание картины Караваджо

Художник, создавший картину в начале XVII в., показывает Фому прикасающимся к ранам Христа, причем буквально «влагающим перст» в Его пронзенные копьем ребра.

Картина Караваджо Уверение Фомы

Караваджо. Уверение Фомы (1600-1602). Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия

Натурализм изображения создает почти физическое ощущение прикосновения, вероятно, художник пытался таким образом воздействовать на эмоции зрителя – как и многие католические живописцы.

В песне

Песня группы «Аквариум» «Слишком много любви» посвящена девальвации этого понятия в обществе. В ней есть и такие строки:

Апостол Павел и апостол Фома

Спорили друг с другом —

Что такое тюрьма?

Один был снаружи, другой внутри;

Победила дружба,

Их обоих распяли,

Слишком много любви

В этом тексте в стиле «я художник, я так вижу» непонятно, ни о каком «споре» идет речь, ни о каком «распятии», да еще и «их обоих»: ведь св. Павла убили мечом (он не мог быть распят как римский гражданин), а Фому – копьями.

Что, впрочем, не отменяет философского смысла песни – о тех, кто готов убить проповедников Истины, о том, как много говорят сейчас о «любви» и как мало ценят человека.

Отзывы о помощи

Вот что в XIII в. писал об этом Марко Поло:

«Расскажу вам вот о каком чуде: христианские паломники берут землю в том самом месте, где святой опочил, и эту землю они приносят к себе: у кого лихорадка четырехдневная, или трехдневная, или всякая другая, тому они дают испить (воды) с той землей; и больной, как только напьется, исцеляется…»

А вот современное чудо.

О нем рассказывает побывавший в Индии после наводнения 2004 г. протоиерей Алексий Трубач:

«Наше консульство находится на побережье в ста метрах от базилики Святого апостола Фомы. Я, встревоженный известием о цунами, позвонил туда накануне приезда, но узнал, что волна дошла ровно до ворот консульства и базилики и… остановилась! Хотя, если проехать 500 метров от базилики, можно было увидеть разрушительную мощь волны на том же расстоянии от моря.

Безусловно, произошло чудо по предстательству святого апостола Фомы. Кстати, духовенство и прихожане базилики оказали большую помощь пострадавшим. Каждую ночь в течение недели после трагедии до того, как правительство смогло всем помочь, на территории базилики находили ночлег и пищу до тысячи потерявших кров…»

Иерей Дмитрий Кулаков говорит:

«Он был человеком твердых убеждений… получил от Бога наставление идти и проповедовать – он шел и проповедовал, это было в его характере».

Таков этот Апостол, однажды выбравший Господа – и не предавший Его до конца земной жизни. А ныне – помогающий и христианам пройти этот путь.

Отрывок из проповеди

Сергей Комаров, православный публицист, миссионер, лектор просветительского центра Сретенского монастыря:

«Евангельское чтение о Фоме такое живое, вот прямо картинка из жизни.

Это же все наше: «То ли верю, то ли не верю… Не уверую, пока не увижу… Господи, докажи, что Ты есть!…»

По сути, Фома просил чуда — чтобы Христос явился ему, да еще и позволил вложить пальцы в раны. Христос явился. Сделал так, как Фома просил. Но при этом сказал: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

Да, чудо может запустить механизм веры. Но вопрос, что будет с такой верой дальше. Вера, рожденная чудесами, требует для своего поддержания новых чудес, так как прежние делаются привычными. И есть опасность впасть в заблуждение, приняв за истину ложь, потому что чудеса могут быть и от лукавого.

Вера, основанная на любви к Богу, на сердечном доверии к Нему, на чувстве Бога – не поколеблется, потому что она питается Самим Христом. Вера без предпосылок и причин, без расчета и выгоды, без «а у меня было чудо!».

А еще выше вера «вопреки». Когда перенес сильные жизненные удары, а вера осталась — хотя все факты и обстоятельства против нее. «Где твой Бог? Посмотри, сколько ты потерял и теряешь» — «Я не знаю… Но верю, что мой Бог рядом. По-другому не может быть».

Встречал таких людей и всегда их вере удивлялся. Это современные Иовы и Авраамы.

Нам, немощным, всегда нужны какие-то подпорки в вере. Но, чем меньше их, тем лучше. Тем вера сильнее и независимее. Убирай подпорки, вкапывайся глубже. Вокруг бури и волны, — а вера твоя тверда.

Блаженны верующие по-настоящему. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»»

Молитва апостолу Фоме

О благознаменитый и славный апостоле Христов Фомо! Егда на конец веков к человеком пришедый Бог избра тя в ученики Своя и даде ти власть болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгоняти, ты не сих ради, наипаче любовию прилепился еси ко Христу, желанием вожделев даже до смерти следовати по Нем.

Сего ради, аще попущением Божественным и не зрел еси со иными ученики воскресшаго Спаса, аще и отреклся еси веровати сему, дондеже вложиши перст свой в язвы гвоздинныя и вложиши руку свою в ребра Его, обаче исполни Господь прошение сердца твоего и непреложно паки веру твою утверди.

Темже молим тя: отверзи нам очи веры, да плотским невидимая явятся нам; подаждь нам надежду на снизхождение Божие, да отчаяние греховное не пожрет ны; открый нам блаженство любве, яже крепка есть, яко смерть, и едина возмогает над тою, да поработавше Христу на земли, воздвигнем и мы себе кровы Небесныя и с тобою и всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Советуем посмотреть:

  1. «Апостол Фома». Фильм о христианстве в Индии. Телеканал «Спас»
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Слепая, ростом меньше метра, парализованная – исцеляла больных. Житие Матроны из Анемнясево+молитва святой о даровании детейСлепая, ростом меньше метра, парализованная – исцеляла больных. Житие Матроны из Анемнясево+молитва святой о даровании детей

0 Comments
Матрона Анемнясевская и ее икона с бабочками

День памяти святой блаженной Матроны Анемнясевской – 29 июля. 72 года ее земной жизни – с 1864 по 1936 – наполнены страданиями, которые, кажется, едва ли можно выдержать человеку. Неизлечимо больная, не имевшая поддержки, сочувствия от самых близких людей – такой была блаженная Матрона, ныне

Жития в фактах

Иоанн Златоуст: житие святителя в фактах, основные идеи и труды святого отца Церкви — главноеИоанн Златоуст: житие святителя в фактах, основные идеи и труды святого отца Церкви — главное

2 комментария
Иоанн Златоуст

Литургия, названная именем святителя Иоанна Златоуста, служится большую часть дней церковного года. Только дошедшие до нас его проповеди составляют более десятка томов. Многие историки полагают, что это – лишь малая часть наследия святого. А еще он известен тем, что пострадал… от христиан, единоверцев. Кто он,

Жития в фактах

Мощи Георгия Победоносца: обретение и чудеса + где поклониться святыне в МосквеМощи Георгия Победоносца: обретение и чудеса + где поклониться святыне в Москве

0 Comments
Мощи Георгия Победоносца в Москве

Покровитель воинов на поле брани, и тех, кто гоним за веру, целитель недугов, заступник обижаемых, любимый святой земледельцев… Таков святой Георгий, пострадавший за христианскую веру совсем молодым в далеком от нас IV в. (родился около 280, погиб в 303). Дни его памяти – 6 мая

Жития в фактах

В чем помогает святой Спиридон Тримифунтский и о чем просить не стоитВ чем помогает святой Спиридон Тримифунтский и о чем просить не стоит

0 Comments
Святой Спиридон Тримифунтский: в чем помогает и где мощи

Его знают, как одного из самых отзывчивых на просьбы о помощи. Количество таких случаев исчисляется тысячами, может быть – десятками тысяч. В чем же помогает святой Спиридон Тримифунтский? Очень краткая биография святителя Святитель Спиридон родился в конце III в. на севере Кипра, а скончался около

Жития в фактах

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

0 Comments
Дмитрий Угличский

День памяти благоверного царевича Димитрия Угличского — 28 мая (дата смерти в 1525 г). 16 июня 1606 года совершилось перенесение его мощей из Углича в Москву.  Это святой с драматической судьбой при земной жизни – и еще более сложной по смерти, когда его стали именовать

Жития в фактах