Памятью мученика Вонифатия всегда было 19 декабря, последние, строгие дни Рождественского Поста. И лишь с переходом страны на «новый стиль» (григорианский календарь), государственной «отменой» Рождества и началом всеобщего празднования Нового года, который до 1917 г. как-то терялся на фоне Рождественских дней, да известен больше был как «Васильев вечер»…
Лишь тогда оказалось, что память святого Вонифатия на 1 января (по «новому стилю») падает промыслительно: ведь это время, когда страна приходит в себя после «угара» «встречи Нового года» и, что уж там говорить, значительная ее часть – после обильных возлияний. А ведь именно об избавлении от недуга винопития издревле было принято просить этого святого.
Что значит имя
«Вонифатий» (другое написание – «Бонифаций») – имя древнеримское. И значит оно – «творящий добро». Как бы по иронии судьбы именно доброго в земной жизни святого было не так уж много…
Житие
Известно, что святой жил на рубеже II-III вв. в Риме, а страдал на родине Апостола Павла, в Тарсе области Киликия. Оттого его называют иногда Вонифатием Римским, иногда же – Тарсийским, и оба именования верны.
Происхождение
О нем ничего точно не известно, однако, Вонифатий был рабом – значит, не был родом из знатных римлян. Впрочем, рабом не простым: он служил у знатной жительницы «Вечного города», Аглаиды, управляющим ее имения. И не только это.
Грех блуда и пьянства
Житие святого сообщает, что Вонифатий и его госпожа состояли в противном Богу блудном сожительстве. И, хотя оба они считались христианами, будущий мученик, по всей видимости, вообще ни в чем себе не отказывал, часто предавался чревоугодию, пьянству, благо средств для этого было достаточно.
Не все так плохо?
Составитель жития, впрочем, прибавляет: был управляющий Аглаиды человеком, конечно, страстным, грешным, но… все-таки не окончательно падшим. Благотворил нищим, спешил на помощь тем, кто в ней нуждался. И это – скорее всего, не попытка обелить грешника, а чистая правда. Не будь в этой паре, запутавшейся в своей жизни, хоть чего-то доброго, не вмешался бы Господь в их жизнь, не устроил бы спасение.
Искупление — мученический подвиг
Ему предшествовало начало гонений на веру, которые устроил император Диоклетиан. Аглаида, христианка, не могла не видеть, как сотнями умирают верующие, многие – сами идут на смерть. Именно тогда, вероятно, она всерьез задумалась о своей жизни, может быть, захотела ее изменить. А начать – с того, чтобы в своей домашней церкви – такая была в ее имении – положить мощи мученика, как делали тогда многие, выкупая у палачей тела казненных братий и сестер.
Особенно жестокие казни проходили тогда в Тарсе – и вот госпожа отправила туда за мощами своего управляющего, Вонифатия. Судя по всему, поручение задело какие-то струны и в его душе.
Он вдруг, как бы шуткой, поинтересовался:
«А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?»
Аглаида вознегодовала, назвала его блудником и пьяницей, возмущенно воскликнула:
«Сейчас время не для глумления, а для благоговения!»
Посланные отправились в Тарс. Спутники Вонифатия уже постфактум вспомнят: разбитной управляющий по дороге был непривычно тих, кажется, еще и молился. А по прибытии в город – сразу ушел. И пропал.
Слуги Агладиды ждали его день и два, уверенные – даже здесь, где людей мучают за Христа, Вонифатий, должно быть, отправился в кабак, а то и к блудницам. Забеспокоились через несколько дней – стали искать приметного человека с рыжими волосами.
Но во всех местах «веселья», где предполагали найти «непутевого» Вонифатия, его не оказалось.
Наконец, его спутникам «случайно» (конечно, по промыслу Божию!) попался навстречу горожанин, бывший на казни мучеников, что проходила на городской площади. И рассказал невероятное: человек, подходящий по данное описание, три дня назад был публично замучен за Истинного Бога! Ему не поверили, посмеялись: уж какой из пьяницы и блудника мученик…
И лишь когда свидетель привел друзей Вонифатия к его телу – потрясенно замолчали. Чтобы услышать рассказ очевидцев:
- о том, как этот никому в городе не известный человек пришел на площадь, где убивали христиан;
- о том, как он вдруг бросился к казнимым, плакал, обнимал их ноги, во всеуслышание просил их молиться о нем, грешнике;
- и еще – как, когда стража схватила его, человек этот твердо сказал: «Я – христианин!». И не отрекся от веры даже под страшными пытками.
Ему отсекли главу, и тысячи собравшихся видели, как из раны потекли кровь и молоко – в ознаменование того, что он не имел при земной жизни, но получил теперь: чистоты! И, согласно сохранившимся документам, так называемым «Актам мученическим», 550 присутствовавших тоже уверовали во Христа. Многие тут же были казнены…
Через несколько дней слуги Аглаиды купили мощи друга у палачей. И, согласно предсказанию святого, привезли его тело госпоже.
Почитание
Известно, что оно началось тотчас по кончине святого. Потрясенным его мгновенным обращением и подвигам людям было дано по их вере:
- от честных останков сразу потекли исцеления;
- может быть, первым из них было исцеление духовное – его госпожи: Аглаида с тех пор навсегда оставила греховную жизнь, провела многие годы при храме святого, которого когда-то по-земному любила, а теперь – чтила как своего духовного наставника.
Известно, к концу земной жизни она стяжала благодать изгнания из людей нечистых духов.
День памяти
Православная Церковь молитвенно чтит память святого мученика Вонифация 1 января по григорианскому календарю. Возможно, что дата – исторический день преставления св. Вонифатия, но это может быть и не так. Дело в том, что на нее еще приходится память другого Вонифатия, жившего в VI в. и бывшего епископом города Ферентина.
Именно он славился в свое время как винодел, притом – употреблявший вино из своего виноградника на добрые дела, продавая его и направляя деньги на помощь бедным, а не на пьянство. Потому христиане первых веков от этого недуга молились именно Ферентийскому святому.
Современные церковные историки предполагают, что постепенно в сознании людей факты жизни обоих Божиих угодников как бы смешались, и страдающие от винопития, их близкие, стали молиться об избавлении от этой страсти Тарсийскому мученику, чей подвиг был более известен, а жизнь – очень уж назидательна для грешников, одержимых страстью, подобно ему.
То же смешение двух святых, может быть, является причиной того, что Вонифатию молятся именно об избавлении от винопития, и куда реже – от других страстей, например, чревоугодия и блуда.
Мощи
Они до сих пор хранятся в Риме, в храме в VII в., возведенном на месте домашней церкви Аглаиды. Сейчас эта базилика посвящена на только св. Вонифатию, но и еще одному святому – Алексию, человеку Божию, чьи родители, как полагают, жили на этом месте спустя несколько веков после Аглаиды.
Мощи Аглаиды погребены в той же церкви.
Икона
Святого легко узнать по волосам рыжего цвета. Обычно на нем алый плащ мученика, в руке – крест.
Храмы
Кроме римской базилики – это самая известная церковь святого – в мире насчитывается не так уж много церквей, посвященных ему. В России, например, их действует всего 7, 2 из них – при психиатрических больницах Москвы, одна – при наркодиспансере Петербурга.
А в Костроме храм святого с 2002 г. действует при ликеро-водочном заводе. Ведь зло – не само спиртное, а злоупотребление им. Здесь молятся о том, чтобы, по слову царя Давида, «вино веселило сердце человека» (псалом 103), а не губило его тело и душу.
Молитва мученику Вонифатию от пьянства
Так может обращаться к мученику человек, страждущих от этой страсти:
О, святы́й страстоте́рпче Христо́в, во́ине Царя́ Небе́снаго, земна́я сладостра́стия презре́вый и к Го́рнему Иерусали́му страда́нием возше́дый, му́чениче Вонифа́тие!
Услы́ши мя гре́шнаго, принося́щаго от се́рдца моле́бная пе́ния, и умоли́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́ прости́ти вся моя́ согреше́ния, в ве́дении и в неве́дении мно́ю соде́ланная. Ей, му́чениче Христо́в, Образ покая́ния собо́ю показа́вый гре́шным!
Бу́ди ми на зла́го сопроти́вника диа́вола твои́ми моли́твами к Бо́гу помо́щник и засту́пник: мно́го бо порева́хся избе́гнути сете́й его́ лука́вых, но у́дицею грехо́вною уловле́н и кре́пко влачи́мь от него́, не могу́ изба́витися, а́ще не ты предста́неши ми, во обстоя́ниих го́рькая терпя́щему; и коли́ко покуша́хся пока́ятися, но ложь пред Бо́гом бых.
Сего́ ра́ди к тебе́ прибега́ю и молю́ся: спаси́ мя, свя́тче Бо́жий, от всех зол твои́м предста́тельством, благода́тию же всеси́льнаго Бо́га, в Тро́ице Святе́й сла́вимаго и покланя́емаго, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
А этой молитвой обычно молятся его близкие – если сам недугующий не может или не хочет просить святого:
О, многострада́льный и всехва́льный му́чениче Вонифа́тие! Ко твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний нас, пою́щих тебе́, не отве́ржи, но ми́лостиво услы́ши нас. Виждь бра́тию и се́стры на́ша (имена), тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мыя, виждь того́ ра́ди от ма́тере своея́, Це́ркве Христо́вой и ве́чнаго спасе́ния отпа́дающия. О, святы́й му́чениче Вонифа́тие, косни́ся се́рдцу их да́ннойти от Бо́га благода́тию, ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных и ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их.
Умоли́ Го́спода Бо́га, Его́ же ра́ди страда́леси́, да прости́в нам согреше́ния на́ша, не отврати́т ми́лости Своея́ от сыно́в Свои́х, но да укрепи́т в нас трезве́ние и целому́дрие, да помо́жет Свое́ю десни́цею трезвя́щимся спаси́тельный обе́т свой до конца́ сохрани́ти во дни и нощи́, о нем бо́дрствующе и о нем до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́лище да́ти.
Приими́, уго́дниче Бо́жий, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих; жен честны́х, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад си́рых и убо́гих, от пиа́ниц оста́вленных, всех нас, ико́не твое́й припа́дающих, и да прии́дет сей вопль наш моли́твами твои́ми ко престо́лу Всевы́шняго дарова́ти всем по моли́твам их здра́вие и спасе́ние душ и теле́с, наипа́че же Ца́рство Небе́сное.
Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный час исхо́да на́шего помози́ прейти́ непреткнове́нно возду́шные мыта́рства и моли́твами твои́ми изба́ви ве́чнаго осужде́ния. Умоли́ же Го́спода дарова́ти нам к Оте́честву на́шему любо́вь нелицеме́рную и непоколеби́мую, пред врага́ми Це́ркве святы́я ви́димыми и неви́димыми си́лу непобеди́мую, да покры́ет нас ми́лость Бо́жия в несконча́емыя во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Кроме того, мученику:
- заказывают молебны в любом храме;
- читают канон, акафист келейно, то есть дома.
Читайте также: Акафист: в чем сила и польза
В чем еще помогает
Святому также молятся:
- о страждущих от других зависимостей и страстей, включая наркоманию и другие зависимости, блуд, прелюбодеяние;
- об укреплении веры во время гонений.
Узнайте также: Всё о чревоугодии + Тайная молитва для неумеренных в питании
Отзывы о чудесной помощи в борьбе со страстями
Вот какие рассказы о помощи святого можно увидеть на портале фонда «Правжизнь».
«Икона и частица мощей святого угодника Вонифатия есть в нескольких московских храмах, например, в храме святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке.Вначале в церковь за помощью обратилась пожилая женщина – ее дочь долгое время страдала наркотической зависимостью, лечение в клиниках не давало результатов. Очень быстро в порочный круг включился муж дочери, семья начала за бесценок продавать имущество, в том числе – фамильные ценности. Внука-подростка пожилая женщина забрала на воспитание к себе.
Женщину видели в храме на каждой Литургии — она всегда стояла рядом с иконой святого Вонифатия. Много и часто молилась святому угоднику дома, привлекая для совместной молитвы внука.
Через некоторое время дочь дала согласие на лечение в православном реабилитационном центре, обрела веру в Бога, нашла себя в служении в больнице, в сестричестве. На это ушло более двух лет. Затем она привела к вере и исцелению своего мужа.
Более 20 лет в семье не зафиксировано ни одного срыва. Бывшая наркозависимая женщина совмещает служение в больнице с основной работой, воспитывает внуков».
«Прихожанин церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском в Москве, где находится икона с частицей мощей святого Вонифатия, рассказывает — выпивал он всю жизнь. От него ушла жена, испортились отношения с детьми. Человек понимал пагубность греховной привычки, но дозы спиртного становились все больше, периоды запоя – длиннее. Однажды он устроил пьяный дебош на работе, за что был уволен в тот же день.
Это заставило его задуматься. Человек начал исповедоваться, причащаться, искал духовного руководства. По совету священника много молился перед иконой святого Вонифатия, испрашивал помощи, чтобы провести в трезвости хотя бы этот день.
Сейчас мужчина не пьет уже пять лет. Начал общаться с детьми, чувствует поддержку семьи. Не мыслит жизни без Церкви, участвует в благотворительности, читает много духовной литературы».
К сожалению, куда больше в Сети – молитвенных воплей к святому, криков души:
«Святой мученик Вонифатий! Моли Бога о сыне моём Михаиле, об избавлении его от пьянства, что бы Господь указал ему верный путь!»
«Святой мучениче Вонифатий, моли милостивого Бога о брате моем Викторе, избави его от недуга пьянства!»
А вот рассказов об избавлении – совсем мало. Потому ли, что от мученика многие ждут чуда вроде «волшебства», не стараясь работать над собой? Потому ли, что просто стыдятся рассказать о своей страсти? Кто знает… Но житие святого, которое может прочитать любой, ясно свидетельствует: Господь ждет покаяния до самого конца и спасает каждого, в ком осталось хоть немного доброго. А разве можно сказать о каком-либо человеке, что он безнадежно, окончательно плох? Потому и не прекращаются молитвы о помощи к тому, кто однажды ощутил Божию помощь на себе – и достиг Царства Небесного.
Наталья Сазонова
Источники:
- http://temples.ru/
- https://pravzhizn.com/zapiski