------------------- Святитель Григория Палама о Божественных энергиях
Православие сегодня Жития в фактах Святитель Григорий Палама и его неделя+суть учения простым языком

Святитель Григорий Палама и его неделя+суть учения простым языком

5 комментариев
Святитель Григория Палама о Божественных энергиях

Церковь чествует святителя Григория Паламу во второй воскресный день Великого Поста, а еще и 27 ноября. Но многие из современных христиан не знают о святом почти ничего – кроме, может быть, того, что был аскетом, вроде бы спорил о высоких духовных материях с католическим монахом Варлаамом… И споры эти, кажется на первый взгляд, очень уж далеки от современного человека, которому внимательно молиться бы научиться хотя бы. Но – это лишь на первый взгляд.

Что празднует Церковь

Память святого, который учил о нетварном Божественном Свете, которому причастен человек, основателя учения, которое вошло в историю как «исихазм» или «священнобезмолвие». Многие считают, что второй воскресный день Четыредесятницы – больше монашеский праздник, ведь именно инокам наиболее духовно близок свт. Григорий.

Кто такой Григорий Палама

Он был монахом, позже – митрополитом Фессалоник, а жил в XIII в.

День памяти

Второе воскресенье Великого Поста – один из двух, которые знает русский церковный календарь. Кроме этой, переходящей даты, есть также «неподвижная», это 27 ноября – день преставления святого.

Святитель Григорий Палама

Свт. Григорий Палама. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 год

Кроме того, в Греции его чтут:

  • в составе святых горы Афон, где подвизался святитель, и особо – в соборе святых обители Ватопед;
  • в первый воскресный день после 27 ноября и 31 декабря, когда чтится не только свт. Григорий, но также его семья – отец, мать, два брата и две сестры – все они прославлены как преподобные, то есть достигшие святости во иноческом чине.

Что значит имя

Григорий – греческое имя, оно значит «бодрствующий». Палама – семейное прозвание аристократического рода из Малой Азии. Предки Григория переехали в Константинополь примерно в XII в.

Страна

Сейчас свт. Григорий считается греческим святым, однако страна, где прошла его жизнь, тогда называлась иначе – Византийская империя, с IV-V вв. – по сути, единственная мировая держава, правопреемник империи Римской. Впрочем, во времена Григория великая империя уже клонилась к закату, подвергаясь нападениям турок-мусульман, и западных крестоносцев-католиков. Столь же сложной была и духовная обстановка, в которой пришлось жить и отстаивать правую веру святому.

Краткое житие

Годом рождения святого считается 1296. Отец его, Константин, был сенатором, притом настолько влиятельным, что император Андроник II даже сделал его воспитателем своего сына, наследника престола.

Карьера складывалась более чем успешно – но в 1301 г. Константин неожиданно тяжело заболел – притом «к смерти». Случившееся перевернуло его душу – и, уже умирая, он не только принес покаяние в грехах, но и принял иночество, став первым монахом в семье – пройдет время, и его примеру последуют жена и дети.

Святитель Григорий Палама и его неделя+суть учения простым языком

Григорий Палама и родители его – свв. Констинций и Каллонис, братья – свв. Феодосий и Макарий, подвизавшиеся вместе с ним, и сестры – свв. Епихарис и Феодота.

Пока же император, потрясенный кончиной Константина, взял под личное покровительство его старшего сына, Григория. Именно тогда мальчик познакомился с царским сыном, будущим императором – тоже Андроником. Долгие годы он дружили, вместе учились – так Григорий получил лучшее образование, какое было только возможно. Его способности были блестящи, и многие прочили 18-летнему юноше быструю придворную карьеру. Но Григорий выбирает иное.

Монашество

Остается лишь предполагать, повлияла ли на Григория атмосфера в духовно настроенной семье, или, может быть, общение во время учебы с монахами Святой Горы. Во всяком случае на 19 или 20 году жизни он оставляет мир и уходит на Афон.

Можно полагать, что этому предшествовали некоторые трения с императором, который пытался удержать юношу, очевидно, считая его подающим надежды кандидатом на какую-то высокую должность. Но решение Григория было не просто бесповоротным: он уговорил уехать на Афон двух своих младших братьев, Феодосия и Макария. А скоро уходят в монастыри столицы его сестры и мать. Сам же Григорий принял пострижение от руки афонского старца Никодима из монастыря Ватопед, и было это около 1319 г.

Святитель Григорий Палама и его неделя+суть учения простым языком

Ватопед — один из крупнейших святогорских монастырей. Он расположен на восточном побережье полуострова между монастырями Есфигмен и Пантократор, от которого переезд осуществляется на лодке.

Потекли годы молитвы, подвигов, углубленных размышлений. На Афоне святой:

  • сначала нес послушание певчего;
  • затем провел несколько лет в уединенном подвижничестве.

Но не было покоя на Святой Горе в те годы: спустя всего несколько лет святой и его друзья должны были покинуть ее, так как возникла угроза нашествия турок. Григорий отправился в Иерусалим – но в Фессалонике (позже он станет здесь епископом) его и шедших с ним братий остановило явление покровителя города, вмч. Димитрия Солунского: он повелел Григорию задержаться – как оказалось, для принятия священного сана.

Святитель Григорий Палама и его неделя+суть учения простым языком

Свв. Григорий Палама и Димитрий Солунский

Вероятно, уже тогда великомученик видел в святом будущего предстоятеля христиан любимого им города. Но сейчас святой ушел из Фессалоник – следующим местом его подвижничества стал город Верия, где некогда проповедовал сам Апостол Павел.

Вернуться на любимый Афон святой смог только в 1331 г. – и даже оставался там до 1337 г. (есть данные, что он мог быть настоятелем монастыря Эсфигмен). А потом ему снова пришлось идти в мир.

Спор с Варлаамом

До Афона дошла весть о спорах, разгоревшихся в Фессалонике между местными иноками и приезжим из Калабрии (Италия) католическим монахом Варлаамом.

Тот отрицал духовный опыт подвижников Востока – просто на основании того, что сам такового не имел. По его мнению, видения Божественного Света, которого удостаивались истинные молитвенники, были едва ли не впадением в ересь или даже в бесовскую прелесть, ибо Бога лицезреть смертный человек никак не может. Свои взгляды монах излагал сначала устно, затем – в письменных трактатах.

Григорий Палама, свт.; Греция; XVI в.; икона

Григорий Палама, свт.; Греция; XVI в.; местонахождение Греция. Афон, монастырь Ставроник

Ответом на них стали сочинения Григория. Изложенное в них учение было подтверждено в 1341 г., на соборе в Константинополе и вошло в историю как исихазм, или учение о «священнобезмолвии», умной молитве и возможности приобщения человека к Свету Божества.

И еще противники

На прошло лишь несколько лет – и нашлись новые «совопросники века сего», теперь из числа рационалистически мыслящих богословов Византии – Акиндин и Никифор Григора. Предметом их спора с Григорием стала природа Фаворского света – того, что видели Апостолы на горе Преображения, и – того, что опытно был известен подвижникам-исихастам.

Но, утверждали Акиндин и Никифор, свет этот – не истинно Божественен, ибо не может человек столь приблизиться к своему Создателю, чтобы созерцать Его Самого. Опыт подвижников говорил – может. Но обоснование его истинности для тех, кто привык верить лишь доводам разума, стало делом Григория. Так появляются новые его сочинения, далеко не сразу принятые – святого несколько раз пытались даже отлучить от Церкви.

Святитель

В 1351 г. Церковь, казалось, начала обретать потерянный мир – еще один Константинопольский собор принял учение св. Григория, сам он стал митрополитом Фессалоники – где когда-то принял иерейский сан. Но Григория продолжали окружать искушения: например, в 1354 г. его, во время поездки в Константинополь, захватили в плен пираты – и держали примерно год, пока за него не заплатили выкуп.

Святитель Григорий Палама и его неделя+суть учения простым языком

Митрополичий собор в честь свт. Григория Паламы в Салониках.

Лишь последние годы жизни святителя прошли более или менее мирно. Скончался он в Фессалониках. Говорят, что его последними словами были:

«В горняя!».

Может быть, они были обращены к Ангелам, пришедшим взять душу, так много потрудившуюся для Господа. Было это в 1359 г.

Мощи

Святой был канонизирован уже через 9 лет по кончине – такой быстрой канонизация бывает очень редко, но слишком уж очевидна была его прижизненная святость и посмертные чудеса. Мощи его находились в Софийском соборе Фессалоник – пока храм не забрали мусульмане. Затем они «путешествовали» по другим христианским церквям города, которые оставались действующими.

Святитель Григорий Палама и его неделя+суть учения простым языком

Рака с мощами свт. Григория Паламы Салоники. Митрополичий собор св. Григория Паламы

Сейчас в Фессалониках – лишь частица мощей. Части их также находятся в нескольких монастырях Афона, а также в Палестине – в лавре прп. Саввы Освященного.

В XVII в. частицы не раз привозили в Россию – как дар русским царям. К настоящему времени сохранилась частица в Мещовском монастыре вмч. Георгия Победоносца – ныне возрождаемом.

Суть учения простыми словами

Средневековая византийская философия не была свободна от влияния западного рационализма – как показывает противостояние Паламе Акиндина и Никифора. Учение свт. Григория – иное: оно точно и логически непротиворечиво излагает не «умствования», а уникальный духовный опыт богообщения, полученный подвижниками, который до того не был выражен словами – как думали многие, потому, что это невозможно. Или – возможно только святому.

Учение свт. Григория можно разделить как бы на две части – неразрывно между собой связанные:

  • теология – учение о Божестве; разумеется, святитель не претендует стать больше Вселенских Соборов, которые сформулировали догматы; его намерения – скромнее, он говорит о Боге в этом мире, Его действиях и свете как Его проявлении;
  • антропология; эта часть учения – о человеке, и богообщении, которое ему доступно; это и есть исихия, или исихазм – духовная практика монахов.

О Божественных энергиях и их причастии

Эта часть взглядов святителя изложена им в ряде полемических сочинений. Непросто облечь в слова истину, которую знаешь опытно – но свт. Григорию, благодаря его эрудиции, образованности, это удалось.

Полемизируя с оппонентами, утверждавшими, что познать Бога невозможно, а дерзать считать истинными видения Его Света – кощунственно, святитель говорит о:

  • действительно непознаваемой смертным, поврежденным грехом человеком сущности Создателя;
  • Его энергиях, через которые человек приобщается к Богу; это – Нетварный Свет, присущий Господу, а не «иллюзия», создаваемая ради немощи человеческой; Апостолы, видевшие Фаворский Свет, были причастны Божества; подвижники, осиянным им – причастны тоже.

Значит ли это, что они познали сущность Бога? Нет. Но человеку нужно не «постичь» тайны Божества, а – жить с Ним, что куда важнее.

Об Иисусовой молитве

Но как именно жить, возможно ли это? Да, дерзновенно отвечает святитель, говоря о молитве и чистоте сердца, которые открывают подвижнику Христа. Важно очищать себя от страстей, помнить смертный час, мысленно предстоять Христу. Но святой также учил: непрестанно творимая молитва Иисусова приводит в состояние богообщения не только душу, но и тело! Для этого-то и нужны практики, которые века были известны инокам.

Значение для современного христианина

Оно – в том, что жизнь свт. Григория, его опыт, ясно свидетельствуют: приобщение к Богу – возможно! Вот как говорит об этом в одной из своих проповедей протоиерей Всеволод Шпиллер (1902-1984), обращая внимание на то, что Церковь предлагает вспомнить о свт. Григории именно во второй воскресный день Великого поста, тогда как в первый был посвящен утверждению почитания икон – образов Бога и святых:

«Смысл Торжества Православия заключался в том, что открыта была новая истина православной веры. И когда после этого первого воскресенья Великого поста мы вступили во вторую седмицу, мы уже шли новым путем.

Каким же путем? Дело в том, что икона, изображающая Бога, как учили святые отцы, установившие иконопочитание, возможно, соединяется с некоторыми свойствами Божиими потому, что Сам Бог-Творец вписал в каждого человека Свой образ, Свою икону. Каждый человек носит в себе живой образ Божий…

Вторая неделя, второе воскресенье Великого поста всегда ставит мысленный, духовный наш взор перед учением святого Григория Паламы об образе Божьем в нас, потому что мы спрашиваем себя: «А что же такое «образ Божий2, вписанный Самим Богом в нас? В чем же он? Каков он? Что он такое?»

А Григорий Палама именно на этот-то вопрос и отвечает… образ Божий в нас — это прежде всего свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божьей».

Икона

Святого пишут в богослужебных ризах епископа, с Евангелием в левой руке и благословляющей – правой.

Икона свт. Григория Паламы

Свт. Григорий Палама. Икона. Греция. XVI в. 42 х 28. Монастырь Дионисиат (Афон).

А вот как рекомендует писать его лик один из русских иконописных «подлинников», или собраний описаний изображений святых:

«Типом грек, сед, волосы кудрявы, борода большая, широковатая; лицо приятное со слезливыми глазами; кроток, очень умен».

Особенности богослужения

Накануне воскресного дня по обычаю совершается всенощное бдение, за которым звучит канон святителю. Песнопения ему можно услышать также утром – на литургии.

Святитель Григорий Палама и его неделя+суть учения простым языком

Церковные песнопения

Это тропари и кондаки, которые кратко рассказывают о жизненном подвиге святителя, прославляют его святость.

Тропарь, кондак

Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому , глас 8

Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю,/ мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́,/ пропове́дниче благода́ти,// моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, глас 8

Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н,/ Богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́,/ воспева́ем тя Григо́рие Богоглаго́льниче:/ но я́ко ум Уму́ Пе́рвому предстоя́й,/ к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м:// ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.

Седмица светотворных постов

Так называют период от Недели Торжества Православия до воскресного дня посвященного свт. Григорию – это, таким образом, вторая седмица поста. Церковь молит Господа не только даровать покаяние Его чадам, но и озарить души Своим светом. Вот, например, какое песнопение звучит в понедельник на Утрени:

«Господи направи ны пост повторяющыя, освящение нам осияй и просвещение оправданий Твоих: и сподоби нас приносити Тебе благоприятну молитву, колена приклоняющих…»

Книги и цитаты святителя

Перу святого принадлежат многочисленные письма, полемические сочинения. Среди последних наиболее важны:

  • «Триады в защиту священнобезмолвствующих»; в них – обоснование важности духовного познания Бога в противовес рационалистической «эллинской мудрости»;

Вот что пишет свт. Григорий:

«Брат! «Хорошо благодатью укреплять сердца», по апостолу (Евр.13:9), но как словом выразить Благо, которое выше слова? Поэтому остается только благодарить Бога за то, что Он дает благодать, которая и на ум не придет людям, воображающим, что они все знают в своей великой мудрости.

Если даже ты пока не можешь им возразить, хоть знаешь, что они не нашли истину, расстраиваться не надо: ты убежден делом, во всем всегда будешь тверд и непоколебим, неся в себе прочное утверждение истины, а полагающиеся на словесные доказательства обязательно будут опровергнуты, пусть и не сейчас, от твоих доводов; ведь «всякое слово борется со словом», то есть, значит, и с ним тоже борется другое слово, и невозможно изобрести слова, побеждающего окончательно и не знающего поражения».

  • «Омилии»; это собрание проповедей святителя; в одной из них, на Преображение, святой излагает учение о Фаворском свете в форме, доступной, понятной «простым людям» из церковного народа; а в проповеди на Неделю о Страшном Суде святитель напоминает верующим о любви к ближнем, чистоте сердца, без чего любые аскетические подвиги не имеют смысла – «Ветхий Денми», Судия всех, будет смотреть на сердце человека, его внутреннее состояние.

Святитель Григорий Палама и его неделя+суть учения простым языком

Учение святого вообще не обращено к одним инокам. Вот как говорит он, обращаясь к мирянам и указывая, как именно можно молиться непрестанно:

«Пусть никто не думает, братья мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи имеют долг непрестанно и всегда молиться, а не миряне. Нет, нет, все мы, христиане, имеем долг всегда пребывать в молитве… И Григорий Богослов учит всех христиан и говорит им, что чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух…

К этому же примите во внимание и способ молитвы, как возможно непрестанно молиться, именно молиться умом. А это всегда можем делать, если захотим. Ибо и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться и творить умную молитву, благоугодную Богу, молитву истинную. Телом будем работать, а душою молиться. Внешний наш человек пусть исполняет свои телесные дела, а внутренний весь пусть будет посвящен на служение Богу и никогда не отстает от этого духовного дела умной молитвы, как заповедует нам и Богочеловек Иисус, говоря в святом Евангелии:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему. Который втайне» (Мф. 6:6). Темница души есть тело, двери наши – пять чувств телесных. Душа входит в темницу свою, когда ум не блуждает туда и сюда по делам и вещам мирским, но находится внутри нашего сердца. Чувства наши затворяются и остаются такими, когда мы не даем им прилепляться ко внешним чувственным вещам, и ум наш, таким образом, остается свободным от всякого пристрастия мирского и сокровенной умной молитвой соединяется с Богом Отцом своим».

Ученики и последователи

К числу духовных детей святого принадлежали:

  • братья Марк и Дорофей, иконописцы – именно они донесли до нас облик угодника Божия, запечатленный на фресках Афонской обители Влатадон;
  • Патриарх Константинопольский Филофей Коккин, автор похвального слова святому – основного источника для его позднейших житий.

К числу последователей учения святого можно отнести также многих русских преподобных, среди которых:

И даже до наших дней не просто живет память о святителе, как историческом деятеле – но живо его учение и дерзновенное упование: человек может быть причастным Богу!

О чем молятся свт. Григорию Паламе

Увы, миряне обращаются к нему редко. Вероятно, виной тому – «непонятное» и превосходящее ум учение о том, что человек – это звучит… нет, не гордо. А… Божественно. Ведь он – единственный из сотворенных – в Раю беседовал с Самим Творцом. И вернется к Нему вновь. И может быть с Господом уже сейчас. «В горняя!» Так зовет нас святой – но многие предпочитают не слышать. Слишком высоко. Слишком трудно решиться оставить «мир и все, что в мире». Но решившемуся – свт. Григорий непременно протянет руку и поможет дойти.

Наталья Сазонова

Из проповеди священника

Вот что по случаю празднования Недели святителя Григория Паламы в своем блоге написал Константин Камышанов, священник из Рязани, блогер, писатель:

Как общаться с Богом в живую или, Что такое благодать?

«Об этом нам рассказал святой Григорий Палама. И церковь предлагает одну неделю в году поупражняться в усвоении практики этого святого в части умения общаться с Богом в живую

Святой получил откровение, что Бог общается с нами через благодать. Она и дух, она и энергия, она и свет. В человеческом языке нет адекватного слова, которое бы могло выразить ее существо. Только символы света, силы, энергии и духа

Бога нельзя вместить в себя. Бог очень большой, а мы очень маленькие. Поэтому общение с Богом возможно только через субстанцию духа, через благодать

Что она такое?

На первой недели Великого поста мы попробовали эту благодать «на вкус». На каноне Андрея Критского. Когда в течении продолжительного времени, мы лишили себя контактов с миром, стояли в темноте, не рассеиваясь на земное, напрягали душу , стремящуюся к Богу. И Господь отвечал нам особенным состоянием души

И это была благодать. Она не выводится из других понятий, таких как хорошее настроение, восторг, мир, покой, правильное безразличие, комфорт. Благодать может посещать мучеников в тюрьме, где нет никакого комфорта, хорошего настроения и мира. Посещать среди ужаса, трепета и боли и оставаться тем, что превышает любой комфорт и настолько, что человек счастлив выше всякого счастья

Благодать открывает себя на честном причастии, на настоящей исповеди, на святом служении ближнему и в тайном посещении Бога, когда Бог является тебе в чуде или даре

Признаки благодати те же самые. Что и признаки бытия в Боге: мир души. Любое правильное решение по Богу принимается тогда, когда в уме и сердце одновременно присутствует благодать. Когда рядом с и в нас Дух Святой, приносящий через благодать  особенный божий мир, свет и силу

Об этом много написал тот, кто перевел теорию благодати на практику – Серафим Саровский

Чтобы не зависели от монастырских библиотек, от диссертация и не сбились с пути, если не умеем читать, Бог дал нам ВСЕМ компас благодати. Встроив его в наше сердце.

В каждом человеческом сердце есть навигатор совести и благодати. Свернул налево, благодать отошла. Приходит пустота, недоумение, рассеяние и уныние. Голос навигатора произносит:

— Вы ушли с маршрута. Маршрут перестроен!

И дает нам подсказку нового пути к Богу. Верни благодать и путь к Богу выпрямится. Вот это удержание благодати и есть способ удержания себя пред лицом Бога. Если ты удержишь благодать, то сами собой наладятся отношения с мамой, работой, здоровьем. Мама не исправится. Работа останется работой. Здоровья как в 18 лет уже никогда не будет. Но придет иное состояние.

Ты станешь выше, над всеми этими проблемами, которые уже не смогут разрушить твое счастье. И церковь станет тем местом, где ты обретаешь силу высоты и света. Где ты не морочишь батюшке голову «проблемами», а Бог так сильно светит, что от проблем не остается и тени. Мы с психологами работаем в разных плоскостях. Он купирует симптомы, а мы – причины. Психологи нужны. Но если священник, перестанет давать то, что должен, он обкрадет христианина. Пойдет у исповедника на поводу не предложит ему Бога. Запутаются оба в проблемах.  И человек уйдет из храма, хуже, чем пришел и дальше от Бога. Искал в храме и не нашел, с помощью священника-психолога

Эта неделя Григория Паламы – неделя упражнения в способе общения с Богом через благодать и свет. Свет приходит в чистое сердце. Следим за чистотой сердца. А то некоторые идут к Пасхе и матом ругаются, и на детей кричат, и ненавидят работу и храм им вместо психолога. Или, вообще, в храме нет. А как сердце, само собой станет чистым?

Сердце чистым по щучьему веления не бывает. Только через труды Божие и усилие быть ближе к нему. Через молитву, через добрые дела, через таинства, в которых благодать сходит на нас легко и просто

Господи, слава Тебе за этого Григория Паламу.

Слава Тебе за то, что открыл нам тайну Фаворского света. Слава Тебе. Что не утаил от нас Себя. Мы вместе

И помоги нам , Господи, обрести благодать, удержать ее и спастись через умение жить с Тобой, общаться с Тобой и радовать Тебя своим трудом и  чистотой

Молитва святителю Григорию Паламе

О, треблаже́нная и честна́я вои́стину и превожделе́нная главо́, безмо́лвия держа́во, мона́шествующих сла́во, о́бщее богосло́вов и отце́в и учи́телей украше́ние, апо́столов сподви́жниче, испове́дников и му́чеников безкро́вный ревни́телю и венча́телю словесы́ и дея́ньми и благоче́стия побо́рниче и воево́до взбра́нный, боже́ственных догма́тов высо́кий изъясни́телю и учи́телю, пре́лести многоразли́чных ересе́й потреби́телю, всея́ Це́ркве Христо́вы предста́телю, и стра́же, и изба́вителю!

Ты́ и преста́влься ко Христу́ назира́еши у́бо и ны́не ста́до твое́ и всю́ Це́рковь свы́ше, боле́зни разли́чныя исцеля́я и словесы́ твои́ми вся́ управля́я, и е́реси изгоня́я, и многообра́зных страсте́й избавля́я. Приими́ же и на́ше сие́ моле́ние и изба́ви на́с от страсте́й и искуше́ний, и треволне́ний, и бе́д, и осла́бу и ми́р и благоде́нствие на́м пода́ждь, о Христе́ Иису́се Го́споде на́шем, Ему́же сла́ва и держа́ва подоба́ет со безнача́льным Его́ Отце́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Советуем почитать:

  1. Всеволод Шпиллер, протоиерей. Мы — причастники Божества. Неделя святителя Григория Паламы.
  2. Михаил Желтов, протоиерей. Григорий Палама // Православная энциклопедия. Т. 13. С. 12-41.
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

5 thoughts on “Святитель Григорий Палама и его неделя+суть учения простым языком”

  1. Спаси Господи!
    Благодарю за прекрасную статью. Сегодня батюшка на литургии рассказывал про Григория Паламу.
    Очень было интересно узнать про его жизнь!
    Спасибо что пишите о жизни святых людей! Мира , любви и добра вам 🙏🙏🙏

    1. Очень рады, что статья оказалась полезной) Ваш отзыв, милая Жанна, вдохновляет на дальнейшие труды. Спаси Господи!

  2. Евгений Н:

    Фактически надо стать актером. Наблюдать со стороны за всем происходящим. И во внешней, и во внутренней жизни. И вкладывать в происходящее содержание. В качестве критерия слушая Дух. А здесь возможность для творчества колоссальна. Каждое слово, каждый взгляд и жест, могут происходить так, как будто Бог в этот момент пристально наблюдает лично. И на самом деле так оно и есть…Высокопрофессиональный актер должен уметь входить ментально, эмоционально, физически и т.д. в роль. Т.е. контролировать, уметь работать, с эмоциональным, ментальным и физическим своим телом. Это высокий уровень развития личности. Только критерий у него выражения какой? Но, понятно, заданная роль. Но, наверное, еще внутренне эстетический. В принципе, сам принцип гармонии, внутренней эстетики, очевидно, божественный. Но не совсем все у него сознательно, конечно. А нам христианам такой дар дан! Всю жизнь можно превратить в творчество. Всю свою жизнь творить с Богом, и везде встречать Господа.

  3. Алексей Ч:

    Бодров как то высказался что он не актёр,что он не(!)играет…а живёт….что не игра а АКТ..-роль это ПОСТУПОК И пр…….ТАК И ХРИСТИНЕ играют в не игру…..быть со-Узником Христу,со-уастником Его Тайн,это всё-таки не только внешнее, но(!!!) И ВНУТРЕННЕЕ делание…..со-ответсвие ….не только внешняя солёность но и внутренняя…Духовная

  4. Евгений Н:

    Доброе утро, Алексей!

    Справедливо: актеры невероятно обожают свою работу. Еще бы! Сплошное творчество. Только почему-то считается в этом падшем мире, что такие умения нужны только им… профессиональным актерам. Вот и имеем тотальную серость жизни. А Господь-то как раз и предлагает всю жизнь превратить в творчество. Где все через сознание животворит Дух. Для этого, конечно, концентрация нужна. Как бы со стороны наблюдать за тем, что делаешь. Как актеры себя и ведут. У меня так и было. Смотришь же чтобы не грешить. За словами своими, эмоциями, потом и мыслями… А потом так интересно становиться. Любую ситуацию, оказывается, можно творчески отработать. Не только не злиться например, а наоборот какие-то хорошие эмоции вложить. Красивый жест и т.д. Вот как слова интересно Господа развернулись. «Во сто раз больше получит!» Конечно совершенно не обязательно везде какую-то роль играть) Вполне резонно оставаться всюду самим собою. Но элемент игры всегда может быть. Добавляет красок жизни. А где-то и необходим. Работаешь же на работе, например, с агностиками. Под их уровень восприятия себя естественно надо выражать. Ну и т.д. А работать над собою всегда надо. И с мыслями, и с эмоциями. Никто и не спорит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

0 Comments
Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

Это случилось 1 июля 1997 г. На кладбище северного села Нерица приезжие из Москвы священники собирались обрести мощи, как они говорили, святого… Виктор Глазовский из тех, кого еще лет за 10 до того коммунистические власти называли «мракобесами», гнали, арестовывали.Вокруг собрались… нет, не верующие: зеваки из

Жития в фактах

Священномученик Игнатий Богоносец. Богословие мученичестваСвященномученик Игнатий Богоносец. Богословие мученичества

0 Comments
Игнатий Богоносец

Память этого священномученика I века Игнатия Богоносца Церковь чтит 11 февраля и 2 января. Его считают современником и учеником Апостолов, он –второй епископ города Антиохии, того самого, где верующие в Иисуса как Сына Божия впервые стали называть себя христианами. А еще есть предание, что Игнатий

Жития в фактах

18 мая именины отмечают Ирины. Православная Церковь чествует первую женщину, причисленную к лику великомучеников — святую Ирину Македонскую18 мая именины отмечают Ирины. Православная Церковь чествует первую женщину, причисленную к лику великомучеников — святую Ирину Македонскую

0 Comments
Святая Ирина и ее День памяти

Многие спорят, где находилась родина святой Ирины – город Мегидон: была ли это Македония, или, может быть Персия. А рассказ о ее житии столь невероятен, что западные историки даже считают его «легендой». Ну а христианки, тезоименитые ей, в этот день, как более тысячелетия назад, продолжают

Жития в фактах

Полное житие святой великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской в 17 коротких фактахПолное житие святой великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской в 17 коротких фактах

0 Comments
Святая Марина в православии

Память великомученицы Антиохийской издавна приходится на 30 июля: святая Марина (Маргарита) почиталась, вероятно, с момента ее мученической кончины в начале IV в. Церковные историки предполагают что родилась, возможно, около 292, а скончалась – около 307 г. Свой подвиг за Христа она совершила в городе Антиохии

Жития в фактах

Обретение и почитание мощей блаженной Матроны МосковскойОбретение и почитание мощей блаженной Матроны Московской

0 Comments
Мощи Матроны Московской: обретение и почитание

Частицы гроба и честных останков Матроны Московской можно увидеть ныне в десятках храмов по всей стране. Но чаще всего люди приезжают туда, где мощи святой были обретены в 1998 году и пребывают до наших дней – в Москву.  В статье — история установления праздника и

Жития в фактах