------------------- Антипасха, Фомино воскресенье в православии
Православие сегодня Праздники 23 апреля, Антипасха — этот праздник не против Пасхи: объясняем+информация о следующих датах церковного календаря

23 апреля, Антипасха — этот праздник не против Пасхи: объясняем+информация о следующих датах церковного календаря

0 Comments
Антипасха, Фомино воскресенье в православии

На христианском Востоке день принято называть «Антипасхой», что несколько смущает современных людей, привыкших, что приставка «анти» имеет значение противопоставления, противления. А вот на Западе издавна было принято именовать день «Октавой Пасхи», то есть, просто говоря, ее восьмым днем. «Октавы» православных и католиков совпадают лишь тогда, когда и само Воскресение Христово Запад и Восток празднуют в один день (так бывает раз в несколько десятков лет). В 2023 же году православная Антипасха придется на 23 апреля. А вот католическая падает на… 16 апреля, когда православный мир празднует Воскресение.

Что означает слово (перевод)

Греческая приставка «анти» имеет значения не только «против», но и «вместо», и именно в этом значении употребляется в слове «Антипасха», вошедшем в славянский язык без перевода. Значит оно буквально «вместо Пасхи», или, как можно еще сказать, «подобно Пасхе».

Какие изменения в жизни православных

С этого дня:

  • богослужение больше не совершается с открытыми царскими вратами – теми, что по центру иконостаса; с учетом символики алтаря как образа Рая, это значит, что праздник великого единства земного и небесного, всеобщей радости Воскресения – для совершающих земное странствование людей завершен, хотя радость о Христе остается в сердце;
  • в Светлую субботу последний раз храм обойдет Пасхальный крестный ход;
  • на домашней молитве больше не звучат Часы Пасхи – христиане снова совершают привычное молитвенное правило; однако, при этом не читается молитва Святому Духу (ее начнут читать после праздника Троицы – воспоминания Его Сошествия на Апостолов); кроме того, вместо Богородичного песнопения «Достойно есть» до праздника Вознесения будет звучать пасхальное: «Ангел вопияше Благодатней… Твой Сын Воскресе из мертвых…»
  • восстанавливается пост по средам и пятницам: ради Пасхи он не соблюдался на Светлой Седмице, она была «сплошной»; впрочем, постные дни не строги: можно вкушать рыбу до Петрова Поста.
  • подготовка к причащению после Антипасхи — обычная; Светлая суббота последний день (до вечера), когда три канона ко Причастию — заменяют одним Пасхальным (Последование тоже читается).
  •  до Вознесения Господня все молитвословия (в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении) предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Подготовка к причастию

Те, кто готовится к Причастию на саму Антипасху, делают это в дни Светлой седмицы, когда Церковь не благословляет пост (кроме, конечно, Евхаристического – полного воздержания от пищи и питья с полуночи дня Причастия до самого Таинства). Однако следует учесть, Пасхальная неделя заканчивается утром Светлой субботы, после того как в конце литургии раздробляется артос и закрываются царские врата.

Поэтому, готовящиеся к Таинству, вечером накануне Антипасхи читают уже не один Пасхальный канон (как в святые дни), а три традиционных: покаянные ко Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, плюс Последование ко Святому Причащению. Или как благословит священник. Возможно он подскажет прислушаться к собственной душе, которая во второй половине субботы потребует от тела воздержания от скоромной пищи, ради предстоящей встречи со Спасителем.

Обратите внимание, что со страхом Божиим подходить к Чаше в период отмены воздержания, могут те христиане, которые должным образом соблюдали Великий пост, неоднократно исповедовались — готовили душу к Таинству 48 дней. Приступать к Причастию в Светлую седмицу или на Антипасху впервые или после длительного перерыва с лукавой мотивацией «вот, сейчас пост Церковью запрещен, литургия служится, я коротенькое правило почитаю, быстренько поисповедуюсь (какая уж там серьезная исповедь) благословение получу, и пойду-ка я без поста причащусь» неправильно, это – оскорбление Таинства.

Господу нужны наши чистые сердца, а не лукавые. Во всех случаях меру поста согласовываем со священником.

Ко Святому Причастию в Пасхальный период

Ко Святому Причастию подходят только те, кто был на исповеди и получил разрешение священника. Здесь текст благодарственных молитв по Святом Причащении

 

Ну а после восьмого дня по Воскресении перед Причастием держится обычный пост с воздержанием от животной пищи, и, конечно, читается всё положенное правило.

Красная горка?

Красная горка — народное, веками известное название Недели о Фоме . Впрочем, не только его. Иногда встречается такое именование:

  • вторника после восьмого дня по Пасхе;
  • всей седмицы.

Такие отличия вызваны просто региональными особенностями… языческих обычаев, к которым восходят многие народные традиции дня. Наши предки в эти дни праздновали наступление весны, а часто – еще и играли свадьбы. Кстати, и Церковь именно с 8 дня по Пасхе возобновляет венчания.

Среди других традиций были:

  • «закликание весны», то есть особые песни и хороводы, «приглашающие» весну, несущую тепло;
  • «христосования с покойными»; крестьяне приходили на кладбища, раскладывали на могилах освященные яйца и вообще оставшуюся от Светлой Седмицы снедь – по языческому обычаю «кормили» покойных.

Стоит ли следовать традициям сейчас? Ответ очевиден. К тому же Церковь не благословляет посещение кладбищ воскресным днем. Ведь он – «малая пасха», память Воскресения, торжества жизни, а не время скорби о смерти. Впрочем, иногда на кладбища все же ездят: когда понимают, что не успеют посетить родные могилы на Радоницу, в ближайший вторник.

Что ж, при крайней необходимости – почему бы и нет. Но все же начать день нужно с богослужения, и лишь потом приступать к другим делам. А вот оставлять снедь, тем паче – освященную, на могиле совсем нельзя. Это уже действительно чистое язычество, и такое неразумие причиняет большую скорбь нашим усопшим близким.

Воспоминание уверения апостола Фомы

Что же на самом деле значит этот день. Его церковное именование – Фомино воскресенье. Отсюда понятно, что мысль наша должна обратиться к одному из Апостолов Христа.

Фомина Неделя, Неверие апостола Фомы

«Неверие Фомы»(1621 г) Автор: итальянский живописец  Джованни Франческо Барьбери, прозванный Гверчино

 

Это – воспоминание о том, как Фома, который не видел воскресшего Христа даже до восьми дней, дерзновенно желал увериться, что Учитель действительно жив. Видя его ревность, Господь явился в присутствии всех Своих Апостолов, и Фома смог прикоснуться к ранам Христа, удостовериться в Его Воскресении.

История установления даты и другие факты

Первые письменные упоминания об Антипасхе относятся к концу IV в. О ней говорят как западные, так и восточные источники. Согласно им, это был особый день для неофитов – новокрещенных христиан. Как правило, само Крещение совершалось на Пасху или же вечером Великой Субботы. После этого новые христиане носили белые одежды в течение всей седмицы, а на восьмой – облачались в обычные. Вот как говорил об этом, обращаясь к новым христианам, блж. Августин:

«Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».

Итак, если до Фомина воскресенья христиане радовались Пасхе, то теперь они начинали шаг за шагом учиться жить с этой радостью в сердце.

Что будет в храме: особенности службы

На Антипасху служится литургия Иоанна Златоуста. Творение Василия Великого мы не услышим до Рождественского сочельника (детали).

Антипасха

Цвет Антипасхи — красный

Так как день воскресный, накануне будет, как обычно, служиться всенощное бдение, а на сам день – литургия. На службах будут петься особые песнопения, читаться каноны, посвященные Апостолу Фоме и его «неверию».

Евангелие воскресной литургии

О самом событии праздника рассказывает только Евангелист Иоанн. Его писание и будет читаться. Вот этот текст в Синодальном переводе (в храме он прозвучит на славянском языке):

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». (Ин. 20:19—31).

Толкование

Центральная тема этого Евангелия – «уверение Фомы». Мнения толкователей по этому поводу разнятся.

Неверующий?

Одни считают Фому сомневающимся, требующим удостоверения чуда Воскресения Спасителя – и потому, значит, маловерным. Например, свт. Иоанн Златоуст говорит, что «ищущий доказательств неверен, а служащий вере – верен».

В пользу этой позиции говорят предшествующие истории о Фоме строки Евангелия, где говорится о власти разрешения грехов, которую Господь Воскресший дает ученикам – среди которых, однако, не было Фомы. Может быть, он в сильной скорби удалился из города после Распятия Спасителя? Возможно, считал, что с гибелью Учителя разрушились надежды и вся жизнь? Тогда последующее явление ему Христа стало спасением Апостола от отчаяния.

Но не только. Свт. Игнатий Брянчанинов пишет, что явившийся Господь в точности повторяет слова Фомы, которые он говорил Апостолам не случайно:

«Этими словами Господь показал, что и тогда присутствовал Он, вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении.

Фома желал удостовериться в воскресении: он получает несравненно высшее удостоверение, при котором уже на удостоверение в воскресении не обращает внимания. Господь мой и Бог Мой! — восклицает Фома. «Удостоверившись в Твоем Божестве, не ищу уже удостоверения в воскресении. Тебе, всемогущему Богу, возможны все действия, превышающие постижение человеческое».

«Благое неверие»

Есть и другая точка зрения, говорящая, напротив, что Фома не сомневался, но ревновал по Боге, желая удостоиться увидеть Воскресшего, как прочие ученики. Современный богослов, иеромонах Иов (Гумеров), говорит, что «это было вполне естественное желание утвердить веру на явных и очевидных свидетельствах».

И, кстати, нигде в Евангелии не говорится, что Фома действительно прикоснулся к ранам Господа, лишь приводятся его слова:

«Господь мой и Бог мой!».

Выходит, ему оказалось достаточно просто видеть Воскресшего, чтобы исповедать Его Богом. Потому и Христос не порицает Своего ученика – но, впрочем, говорит, как бы через века обращаясь к христианам последующих лет, сомневающимся, желающим удостовериться в истине:

«Блаженны не видевшие и уверовавшие».

Блаженны – то есть счастливы. Действительно, тот, кто чувствует присутствие Божие в своей жизни, не нуждаясь для этого в чудесах – подлинно блажен.

Святые подобны нам?

Наконец, история Фомы полезна современным христианам и тем, что позволяет увидеть учеников Христовых, не как «иконы святости» и «столпы Церкви», но как обычных живых людей, как и любой человек – сомневающихся, поддающихся эмоциям, горю, скорби, даже отчаянию. Но – силою Божией преодолевающих все, приходящих к святости. И если Апостолы подобны нам – значит, и мы подобны им, и для нас возможно стать святыми по милости Божией.

О чем вещает Апостол

В этот день продолжается чтение «Деяний Апостолов», написанных св. Лукой. В храме звучит отрывок из 5 главы, где рассказывается о чудесах, которые творили ученики Христа уже после Его Вознесения и Сошествия Святого Духа.

Больные, немощные получали здравие не то что от молитв Апостолов, но даже, как говорит св. Лука «выносили больных на улицы и полагали их на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них». Так исполнились слова Христа «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас».

И даже заключение в тюрьме не могло остановить проповедь бесстрашных служителей Истинного Бога: последние слова Апостольского чтения дня – о том, как, заключенные в темницу, они были освобождены Ангелом, чтобы снова нести людям «слова жизни».

Этот фрагмент – не только о первых днях проповеди Апостолов, но – о многих последующих годах, когда они несли слово Божие по всей Римской империи и даже далее. Вот и о «неверующем» Фоме предание говорит, что он нес веру жителям Индии.

Икона дня: Фомино Воскресенье , вторая неделя после Пасхи

Уверение Фомы, икона дня 

Смысл песнопений Фоминого воскресенья

Они содержат осмысление Евангельской истории, воспевая «доброе неверие Фомино», которое «верных сердца в познание приведе». А вот стихира – как бы ответ на слова Господа о «не видевших и уверовавших»:

«Ны́не Тя, Всецарю́, / ви́девше не очи́ма, / но серде́чною любо́вию, / Бо́га ве́ровавше, / в пе́ниих велича́ем».

Какие молитвы читать дома?

В этот день уже совершается обычное молитвенное правило. К нему можно присоединить стихиры дня, другие песнопения, а также особые молитвы ап. Фоме: можно почитать, например, канон.

А как у католиков?

В Средние века другим названием праздника было «Dominica in Albis», то есть «День Господень в белом» (имеются ввиду белые одеяния). Это – отголосок древней традиции, когда на 8 день по Пасхе новокрещенные снимали белые одежды.

С XVII в. у католиков появилась еще одна традиция, также связанная с памятью о христианах первых веков: на «Октаву Пасхи» стали принимать первое Причастие дети. Как когда-то оглашенных, к этому их готовили около года. На многих католических приходах этот обычай сохраняется и сейчас.

Пасхальная радость продолжается

И будет продолжаться до праздника Вознесения Господня. В храмах будут звучать радостные песнопения«праздника праздников и торжества торжеств», люди будут приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе!»

А еще будут особые, радостные даты, помогающие верующим понять смысл прихода Господа на землю, Его Воскресения. Недаром в храме все послепасхальные дни читается самое глубокое из Евангелий – св. Иоанна.

Краткая информация о следующих датах церковного календаря

Уже во вторник после Фоминой недели – пасхальный день поминовения усопших, Радоница (детали). Затем последуют воскресные дни, каждый из которых посвящен евангельскому событию. Теперь все они как бы осмысливаются в свете Воскресения Христова:

  • через 2 недели после Пасхи Церковь напоминает своим чадам о женах, принесших миро ко гробу Спасителя – мироносицах; именно они первыми увидели Его Воскресшего; в 2023 г. это будет 30 апреля;
  • через неделю, 7 мая – Неделя о расслабленном; Евангелие дня – рассказ о великой вере и любви людей, которые принесли своего больного друга Христу, и, конечно, о том, как Господь ответил на эту любовь, исцелив человека;
  • 14 мая церковь вспоминает женщину из Самарии, уверовавшую во Христа; это – именины всех христианок, которых зовут Фотиния и Светлана, ибо именно это имя «жены самарянки» доносит до нас предание;
  • 21 мая – воспоминание еще об одном чуде Спасителя, Который исцелил слепорожденного; мы услышим рассказ не только о самом исцелении, но и об вере и твердости этого человека, исповедавшего Господа перед первосвященниками иудейскими;
  • и следующий день, хотя понедельник, 22 мая, тоже будет праздничным: это память перенесения мощей любимого на Руси свт. Николая Мирликийского в Бари;
  • и 24 мая христиане обязательно постараются прийти в храмы: это не только память просветителей славян свв. Кирилла и Мефодия, но и Отдание Пасхи; последний раз богослужение будет совершено с открытыми царскими вратами и по Пасхальному чину;
  • а в четверг, 25 мая – Вознесение Господне.

Многие не очень обращают внимание на символику дня – хотя то, что уверение Фомы произошло на 8 день по Воскресении Христа, упоминается в Евангелии. 8 – число не просто полноты, а – Вечности, завершенности. Оно символизирует будущий век. Тогда для всех, кто любит Господа, Пасха станет вечной, никогда не завершающейся: ведь христиане узрят Спасителя лицом к лицу. Так и сейчас, во время многотрудной земной жизни, Церковь призывает нас не только отмечать Пасху, но и жить с Воскресшим Христом каждый день жизни.

Наталья Сазонова

Отрывок из проповеди Антония Сурожского

«Воскресение Христово не снимает трагичного в жизни; Христос вошел в жизнь, чтобы понести всю ее трагедию и ее преобразовать в победу, но пока есть один грешник на земле, Христово тело остается телом распятого Христа. В вечности Он нам предстанет, верно, именно таким, потому что Его распятие говорит о бесконечной любви Божией… И увидав Его, распятого Христа, во славе Воскресения, Фома поклонился Ему и произнес последнее, торжествующее свидетельство, которое мы должны пронести через мир, через нашу жизнь и через жизнь мира: ГОСПОДЬ мой и БОГ мой!..

Но те, кому мы скажем о Воскресении Христовом, те, кому мы объявим, что Он воскрес, что Он – Бог, что Он победил, – как могут они поверить, если мы будем подобны тем Апостолам, которые могут только ликовать о том, что пережили, но не могут явить ни силу, ни славу Воскресения?.. И потому мы, верующие в Воскресение Христово, должны стать народом новым, обновленным, другими людьми: людьми, которые веруют в жизнь и в жизнь вечную, в которых торжествует победа над смертью уже теперь, потому что мы, приобщившись к смерти Христовой, живем – должны бы жить! – вечной жизнью воскресшего Христа, жизнью Божественной…»

Советуем почитать:

Евангелие от Иоанна, глава 20

Митрополит Антоний Сурожский. Фомино воскресенье.

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Как праздник Казанской иконы Божией Матери стал Днём народного единства и при чем тут «Бессмертный полк»Как праздник Казанской иконы Божией Матери стал Днём народного единства и при чем тут «Бессмертный полк»

0 Comments
День Казанской иконы Богородицы

Её именуют спасительницей страны – именно в преднесении иконы Казанской Божией Матери вошло в Москву народное ополчение 1612 г., освобождая ее от польских захватчиков. Сначала это был сугубо московский праздник, а в 1649 году он стал всероссийским. В 2022 году, накануне осеннего празднества в честь

Праздники

Как это было в 1395 и 1995: Сретение Владимирской иконы Божией МатериКак это было в 1395 и 1995: Сретение Владимирской иконы Божией Матери

0 Comments
Сретение Владимирской иконы

На московской улице Лубянка есть Сретенский монастырь, который, однако, не посвящен Сретению Господню, как можно подумать из названия. Обитель – память о другом событии, когда в далеком XIV в. «весь град изыде противу иконы на сретение ее». То была встреча Богородицы Владимирской. 8 сентября –

Праздники

Праздник святых Жен-мироносиц: службы в храме и особенности третьей Недели по ПасхеПраздник святых Жен-мироносиц: службы в храме и особенности третьей Недели по Пасхе

0 Comments
День жен-мироносиц

Праздник Жен-мироносиц называют «православным женским днем», ведь Церковь чествует тех, кто стал первыми свидетелями Воскресения Христа – вернее, свидетельницами, ибо это были женщины. Какого числа бывает празднование День Жен-мироносиц празднуют на 14 день после Пасхи: в 2024 г. праздник святых Жен- мироносиц придется на 19

Праздники

Фавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике ПреображенияФавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике Преображения

0 Comments
Преображение Господне

Преображение Господне не только один из самых любимых церковных праздников, но еще – один из самых красивых. Во всем великолепии встречает его природа, расцветшая за лето, дарующая людям свои плоды – а люди радуются не только им, но – надежде, которую дает всем и каждому

Праздники

Простой разбор календарей-2023: Почему в России Рождество Христово 7 января, а не 25 декабряПростой разбор календарей-2023: Почему в России Рождество Христово 7 января, а не 25 декабря

2 комментария
Рождество 7 января а не 25 декабря

У всех христиан Запада дата празднования Рождества Христова одна – 25 декабря. А вот у христиан Востока здесь разночтения. К настоящему времени сложилось так, что не все Православные Церкви отмечают Рождение Спасителя 7 января. Почему так? Разве не проще в России перенести Рождество с 7

Праздники