------------------- Борис и Глеб: житие
Православие сегодня Жития в фактах Убийство Бориса и Глеба, святых сыновей князя Владимира: как это было (официальная версия и альтернативные)

Убийство Бориса и Глеба, святых сыновей князя Владимира: как это было (официальная версия и альтернативные)

0 Comments
Борис и Глеб: житие

Борису и Глебу суждено было стать первыми святыми, прославленными совсем недавно появившейся Русской Церковью. Их жития со временем «обросли» легендарными подробностями, а вот подвиг – так и остался не понят многими поколениями потомков. В чем нравственный подвиг братьев, кто их убил и почему последние десятилетия все чаще начинают говорить, что не все так однозначно — в статье религиоведа, историка, доктора философских наук, профессора Натальи Ивановны Сазоновой. 

Год убийства Бориса и Глеба + даты памяти

Братья, сыновья князя Владимира Святого, погибли в год его смерти, в 1015 г. Их память чтится:

  • 24 июля –память кончины святых, хотя исторически дата точно не известна;
  • 15 мая – в этот день в 1072 и 1115 гг. совершалось перенесение их мощей.
  • 18 сентября — Церковь вспоминает убиение князя Глеба

Князей также чтут в Соборах святых:

  • Рязанской земли (23 июня);
  • Тульских (5 октября);
  • Ростовских и Ярославских (5 июня); в соборе этих святых чтится князь Борис;
  • Владимирских (6 июля) и Смоленских (переходящий, в воскресный день перед памятью Смоленской иконы Богородицы) – среди этих угодников Божиих чтится князь Глеб.

Источники информации

Мы знаем о святых из:

  • русских летописей; о них рассказывается в Повести временных лет, а также в Новгородской первой летописи;
  • их житий, древнейшие из которых написаны через несколько десятилетий после гибели святых, когда были живы еще свидетели событий;
  • богослужебных текстов, посвященных братьям-страстотерпцам, которые также содержат некоторые детали их жизни, передаваемые церковным преданием.

При каком великом князе погибли

По версии, которой держатся летописцы и авторы житий святых, это Святополк, который и послал убийц за братьями.

«Чтение» и «Сказание» о Борисе и Глебе

Эти источники считаются, во-первых, древнейшими, во-вторых – самыми подробными, повествующими о жизни и кончине братьев.

  • кто написал «Сказание и страдание и похвалу святым мученикам Борису и Глебу», неизвестно; год создания, «Сказания», как полагают историки, около 1072 г., а инициатором его написания мог быть сын Ярослава Мудрого, великий князь Киевский Изяслав, который вместе с братьями много сделал для канонизации святых;
  • автор памятника «Чтение о житии и погублении страстотерпцев Бориса и Глеба» известен, это прп. Нестор Летописец; а вот о том, когда написано произведение, у историков до сих пор нет единого мнения: одни полагают, что прп. Нестор создал его в 1108 г., другие – что в 80-е ее. XI в.

Из двух этих произведений наиболее популярным на Руси было «Сказание», как излагающее события более подробно и более эмоционально.

Житие Бориса и Глеба:конец X – начало XI века

Из множества сыновей князя Владимира, благодаря которому на Руси утвердилось христианство, Роман и Давид – таковы были их имена в Крещении – были младшими, и единственными, рожденными св. Владимиром в христианском браке. Жизнь обоих была короткой – в год гибели Борису было немного за 20 лет, Глебу – вероятно, около 15 или 16.

Отец и мать

Матерью братьев была Анна, сестра императора Византии Василия II. За русского князя Владимира она в свое время выходила, можно сказать, по политической необходимости: тогда брат, император, нанял войско князя Владимира для подавления очередного мятежа. А тот, в обмен на помощь, потребовал руки сестры – и Крещения без политических условий, которые ставила ему империя (вхождение Руси в сферу влияние Византии, контроль византийцев над торговыми путями).

Предложение князя «русов» (которое в безвыходной политической и военной ситуации пришлось принять!) было практически оскорблением: императорская семья не желала родниться с «варварами». Но кто же знал, что после Крещения князя все изменится? Летописец описывает случившееся с Владимиром, рассказывая о том, как накануне Таинства он ослеп – и прозрел в купели. Метафора это, или описание реального чуда, но несомненно одно: обращение языческого князя к вере было искренним и глубоким. Креститься пришел расчетливый политик – а из купели вышел христианский правитель.Убийство Бориса и Глеба, святых сыновей князя Владимира: как это было (официальная версия и альтернативные)

Летописцы говорят, что Владимир:

  • хотел отменить на Руси смертную казнь и даже отказаться от наказания преступников – ревность не по разуму «остудили» священники, напоминая ему об обязанностях правителя;
  • каждый воскресный день не только сам раздавал милостыню бедным, собиравшимся на княжеском дворе, но и приказывал слугам ездить по городу, раздавая деньги, вещи, продукты нуждающимся.

А историки замечают: быстрое, одномоментное обращение князя к вере повлекло проблемы в семье, и немалые:

  • крайне недовольны были княжеские жены – каковых у него было по крайней мере несколько – и наложницы; все они были, хотя с почетом и уважением, но – отосланы от княжеского двора;
  • напряженными стали отношения с сыновьями от бывших подруг князя – они были оскорблены за матерей; к примеру, незадолго до смерти князя грозил перерасти в военное столкновение его конфликт с Ярославом, княжившим в Новгороде; а уж отношения со Святополком, которыйформально считался старшим сыном Владимира, и вовсе были крайне сложными.

    Князь Владимир

    Святой Борис, святой Владимир и святой Глеб

Святополк Окаянный

Он не был родным для князя. «Владимир усыновил Святополка, однако ж не любил его и, кажется, предвидел в нем будущего злодея». Так пишет об этом княжеском сыне в «Истории государства Российского» Н.М.Карамзин.

Это правда – но далеко не вся.

Обстоятельства «усыновления» Святополка связаны были с языческим прошлым Владимира, его борьбой за княжеский престол. Тогда от его руки погиб родной брат, Ярополк. После этого Владимир взял себе его жену – ну а Святополк, племянник князя, теперь стал называться его сыном. Но вопрос, готов ли он был назвать отцом того, кто убил его родного отца, конечно, риторический.

Наследники престола или «Лествица», но не райская…

Система наследования власти великого князя на Руси была крайне своеобразна еще со времен князя Олега, захватившего Киев в 882 г.: «Русская земля» (именно таково название страны) считалась, как сказали бы теперь, «коллективной долевой собственностью» Киевского княжеского дома. Это значило, что:

  • великий князь, возглавлявший страну, раздавал своим сыновьям уделы – части Русской земли;
  • в случае смерти великого князя в Киеве «садился» старший мужчина в роду, то есть старший сын; в свою очередь, он раздавал уделы своим сыновьям.

Как быть «молодшим» братьям нового великого князя? А вот они системой, которую называли «лествичной» (лестницей) были… не предусмотрены. А если все же братья были, между ними начиналась жестокая битва за престол – и за жизнь, конечно. До тех пор, пока не останется – один.

Так что, когда стало понятно, что Владимир Святой стареет и слабеет, его сыновья задолго до смерти родителя отлично знали, что будет дальше: война, братоубийство, кровь. Знал и Владимир.

Все правильно сделал?

Есть предположение, что он решил «одним махом» разрешить проблему, основываясь на том, что у него есть сыновья от единственного с христианской точки зрения законного брака – с Анной Византийской.

Многие современники предполагали, что князь хотел сделать наследником престола Бориса (Романа в Крещении), старшего из двух сыновей. Это – несмотря на то, что у него были еще по крайней мере 9 сыновей старше.

Реакцию княжичей нетрудно представить: им ставили на вид не только то, что они родились в «неправильных» браках великого князя, но теперь на этом основании лишали и перспектив престола. Было вполне ясно: братья не смирятся. Поэтому ли Владимир так и не объявил Бориса наследником? А может быть… против оказался сам Борис, и не только он?

Сказавшие «нет»

Когда 28 июля 1015 г. великий князь Владимир скончался, известие это застало Бориса – в военном походе. близ реки Альта, Глеба – вдали и от брата, и от Киева, на Смоленщине, где он тоже выполнял поручение отца. Можно предположить, что уже задолго до кончины Владимира братья успели, так сказать, самоопределиться и сформировать единую позицию по поводу грядущей междоусобной войны. Они не собирались ни поднимать меч на кого-либо из братьев, ни биться за престол друг с другом (логика «лествичной системы» была именно такова).

Борис И Глеб

Бориса и Глеба Иисус Христос благословляет мученическими венцами (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века)

Смерть Бориса

Согласно и «Сказанию», и «Чтению» о святых, за Борисом были посланы убийцы, и он об этом отлично знал. Хорошо понимала это и дружина – и была готова биться с братьями за своего князя, которого считала законным наследником Владимира. А вот Борис думал по-другому. В те дни он много молился – а составители его жития отмечают, что еще с юности княжич мечтал пострадать за Христа, как мученики первых веков, явно предчувствуя, что его ждет.

В тот день он собрал свою дружину и твердо заявил, что Святополк – старший в роду мужчина и законный князь:

«Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца».

На, видимо, резонные по человеческому рассуждению, слова дружинников, о том, что в таком случае сам Борис будет убит – последовал «недостойный» храброго князя, военного предводителя ответ: Борис готов был отстаивать свою позицию даже ценой смерти от рук убийц.

Борис не был слабым, он был отважен, силен, умен… Тем больше было потрясение дружины (в которой, кстати, почти все были крещенными христианами!), скорее всего, посчитавшей его трусом. Воины ушли от князя – с ним остались, судя по всему, двое: отрок (младший дружинник) Георгий и «угрин» (венгр) Моисей. Они и видели, как готовился князь к смерти, молясь у походного алтаря, как вошли в шатер Бориса убийцы – как он, имевший и оружие, и возможность сопротивляться, отдался в их руки.

Георгия убили вместе с князем. Трагедия случилась ночью 24 июля 1015 года на берегу реки Альты близ Переславля. Перед смертью Борис успел сказать:

«Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам» 

Позже его главу найдет брат, Ефрем, служивший при великокняжеском дворе. Он оставит службу, станет монахом, основателем обители.

А дружинник Моисей впоследствии станет известен как прп. Моисей Угрин, один из Киево-Печерских преподобных. То, что он видел, изменило его настолько, что он просто не смог больше жить мирской жизнью.

Гибель Глеба

Согласно источникам, к нему убийцы пришли почти в момент, когда он узнал о смерти отца и оплакивал потерю. Вероятно, и его дружина тоже знала, что намерен делать их князь, ибо прп. Нестор и анонимный автор «Сказания» описывает ее как «павшую духом», хотя и не оставившую господина.

Увидев убийц, Глеб, как человек, притом юный, страшась смерти, умолял их остановиться, говорил, что не сделал им зла:

«Это не убийство, но сырорезание. Докажите мне, что злого сделал я. И не пожалею, если крови моей вы хотите насытиться, я уже в руках у вас, братья, и в руках брата моего, вашего князя…»

Ему, как и брату, дали помолиться перед смертью – а затем перерезали горло. 5 сентября 1015 года Глеб был убит и брошен в устье реки Смядыни. Спустя несколько лет Ярослав занял Киев и разыскал захоронение Глеба. Останки были перевезены в Вышгород и погребены вместе с телом Бориса.

Кто убил Бориса и Глеба

Согласно версии, которую излагают жития святых, это – Святополк. Какое-то время не сомневались в этом и ученые. Лишь в последние десятилетия все чаще начинают говорить, что не все так однозначно.

Святополк Окаянный не убивал?

Современный историк Древней Руси, И.Н.Данилевский, утверждает:

У старшего сына Владимира… алиби!

Если сопоставить житийные рассказы и европейские хроники, увидим, что в момент кончины отца Святополк был в Польше, у своего тестя, короля Болеслава Храброго. Впоследствии его войска будут пытаться помочь Святополку побороться за престол, но тогда между ними произошла ссора, и тесть заточил зятя в темницу. Откуда Святополк при все желании не мог ни объявить себя великим князем, ни отдать приказ убить братьев.

Странно и другое – зачем Святополку вообще было брать на себя этот грех, если Борис и Глеб были единственными из сыновей Владимира, кто признал его «вместо отца» и готов был ему подчиняться, как великому князю – тогда как остальные братья готовились к войне.

При чем тут Ярослав Владимирович?

Первые подозрения зародились еще у ученых XIX в. В 1834 г. Осип Иванович Сенковский, профессор Петербургского университета, перевел на русский язык скандинавскую «Сагу об Эймунде».

Этот источник XIV в. передает предание о варяге Эймунде Хрингссоне, который был нанят «конунгом Ярислейфом» для борьбы с другим «конунгом», Борислейфом. Война окончилась убийством Борислейфа.

Мнения ученых разделяются:

  • одни считают, что Ярослав, всерьез начавший бороться за престол, отдал приказ убить Бориса, а убийцами как раз и стали наемные варяги;
  • другие полагают: «Борислейф» не Борис, а Болеслав, польский король, союзник Святополка, и именно о войне между братьями, которая описана и в летописях, идет речь в саге.

Их старший брат Святослав?

Год гибели этого сына князя Владимира – тоже 1015, и погиб он, попытавшись бежать от Святополка в Карпаты, но настигнутый его дружинниками. Вместе с ним также были убиты его сыновья. Считается, что его матерью была «чехиня», уроженка Чехии.

Мог ли убийцей Бориса и Глеба быть он? Не «свалили» ли авторы сказаний вину на Святополка просто потому, что из всех братьев он наиболее последовательно боролся за престол? Ответа на этот вопрос нет.

Последствия убийства

Возможно, впервые после Крещения Руси русские князья увидели, что значит быть действительно христианами, как умирать за свою веру, как не предавать ее, даже если от тебя отказались все вокруг. Видимо, десятилетия, а то и столетий подвиг святых как бы стоял перед глазами поколений князей. Возможно, поэтому:

  • Ярослав Мудрый, успешно воевавший с братьями, прогнавший Святополка, в какой-то момент остановился; последний из оставшихся братьев, Мстислав, разделил с ним Русь, сев в Чернигове; малоизвестный факт: более десятилетия на Руси было два великих князя, ладивших между собой;
  • дети Ярослава, Изяслав, Святослав, Всеволод – небывалое в истории Руси дело – 19 лет правили страной совместно, младшие подчинялись старшему брату, великому Киевскому князю Изяславу; таково было не только завещание отца, но и решение братьев;
  • лишь через 20 лет между ними вспыхнула первая междоусобица, которая продолжилась между сыновьями – уже внуками Ярослава; но и среди них был Владимир Мономах (сын Всеволода), который всю жизнь отвергал братоубийственные войны – а перед кончиной уехал на Альту, на место гибели св. Бориса; и это не было случайно.

    Убийство Бориса и Глеба, святых сыновей князя Владимира: как это было (официальная версия и альтернативные)

    А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком».

Первые русские святые

Большинство историков признают годом прославления святых 1072, 15 мая, когда при участии сыновей Ярослава Мудрого были перенесены их мощи в посвященную им церковь.

Почему Бориса и Глеба причислили к лику святых

Почитание святых, однако, началось уже сразу по их кончине – ввиду совершавшихся от мощей явных чудес, и, конечно, их поступка, потрясшего всех вчерашних язычников.

Убийство Бориса и Глеба, святых сыновей князя Владимира: как это было (официальная версия и альтернативные)

Святые Борис и Глеб на фоне горящего Каргополя

Константинопольская Патриархия, куда обратились русские князья, прося благословить общецерковное почитание, долго медлила и недоумевала: на земле, принявшей христианство столь недавно – и сразу святые, да еще князья (святых императоров Византии – единицы за многие столетия существования империи). «Лик», или чин, в котором прославлены Борис и Глеб, также вызывал вопросы. Их называют:

  • благоверными – так именуют христиан, которые, будучи правителями, сохранили веру и достигли святости;
  • страстотерпцами – потому, что они потерпели смерть от единоверцев, став жертвой неуемной жажды власти;
  • мучениками – потому, что, по сути, они пострадали за свои христианские идеалы.

Нравственный подвиг князей Бориса и Глеба

Он заключается в том, что они ввиду твердых христианских убеждений пошли, как теперь бы сказали, «против системы», отказавшись принимать правила «игры» лествичной системы наследования, которая, по сути, заставляла брата убивать брата. И не просто пошли против системы: умерли за то, чтобы не нарушить Божии заповеди.

Место захоронения

Место захоронения Бориса и Глеба в Вышгороде (территория современной Украины) почитается и по сей день.

Где похоронили святых мучеников Бориса и Глеба

Церковь в честь святых Бориса и Глеба в украинском Вышгороде сегодня. Древний город, который летописи упоминают с 946 года, расположен на правом берегу Днепра, на Киевском водохранилище, менее 1 км от Киева.

Убийство Бориса и Глеба, святых сыновей князя Владимира: как это было (официальная версия и альтернативные)

Борисоглебская церковь в Вышгороде. Фото 1911 года

Святые мощи

Согласно сказанию о святых, мощи были обретены христианами на местах убиения страстотерпцев, и перенесены в их храм в Вышгороде, близ Киева, в 1072 г., 15 мая. В 1115 г. была построена новая церковь-усыпальница, и мощи были перенесены во второй раз. К настоящему времени честные останки утрачены: они, как предполагают, погибли вместе с хранившим их храмом в 1240 г., когда Киев взяли монголы.

И видится в чем-то логичным, что причиной этой катастрофы Руси стали бесконечные междоусобицы князей, приведшие к тому, что они не смогли сопротивляться завоевателям. Вот и мощи святых были отняты Господом у православных Руси, как показавших себя недостойными их подвига.

Как изображают на иконах

Святые пишутся в княжеских одеждах своего времени, стоящими или же едущими на конях.

Убийство Бориса и Глеба, святых сыновей князя Владимира: как это было (официальная версия и альтернативные)

Князья Борис и Глеб на конях

Благоверные князья Борис и Глеб икона

Как изображают на иконе святых княжичей Бориса и Глеба

Борис, как старший, изображается с небольшой брадой, Глеб – юным и безбородым. В руках у князей – кресты, символ мученичества.

Икона Бориса и Глеба

Святые князья Борис, Глеб и Гавриил Псковский XVII в. Псковская иконописная школа. Происхождение: из церкви Василия на горке в Пскове.  Святой Всеволод-Гавриил изображен в рост с Троицким собором Пскова в левой руке. По сторонам от него фигуры Бориса и Глеба.© Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы:  высота 125 см, ширина 147 см

Образы в искусстве

О святых не раз писали:

  • авторы исторических романов – например, Борис Тумасов, Леонид Латынин;
  • поэты – Борис Чичибабин, Иосиф Бродский.

Впрочем, создавая образы князей, деятели искусства зачастую давали волю фантазии – ведь понять их подвиг современному человеку, так любящему земное, не понимающему, как это – умереть, но не отступить от Божиих заповедей – очень непросто.

Почитание сегодня

Память о святых ныне отражена в названиях городов, им посвящены храм, созданы и памятники. Так, киевский аэропорт Борисполь назван в честь первого русского мученика-страстотерпца. В 2016 году были инициативы переименовать воздушные ворота в честь конструктора Олега Антонова или гетмана Ивана Мазепы, но руководство отказалось от этой идеи, и “Борисполь” оставил себе привычное название.

Убийство Бориса и Глеба, святых сыновей князя Владимира: как это было (официальная версия и альтернативные)

Город Борисполь сегодня. Это один из древнейших городов Киевской области на территории Украины. Дата основания — 1015 год. А в 1117 году на месте гибели Бориса князь Владимир Мономах построил каменную церковь.

Борисоглебск и не только

Это – существующий с 1698 г. город в Воронежской области. Кроме него в честь святых названы:

  • поселки в Ярославской и Мурманской областях;
  • город Борисполь (Украина).

Иринарховский крестный ход

Борисоглебский монастырь (14 век) в Ярославской области : Борисоглебский район, поселок Борисоглебск. Его известность связана с Иринархом Затворником, жившим в монастыре в конце XVI — начале XVII в. Мощи находятся под спудом в паперти соборного храма. Ежегодно в области проходит 5-дневный Иринарховский крестный ход.

Знаменитые монастыри и храмы

Святым посвящены монастыри в Дмитрове, в Торжке, Ярославской области. В свое время был монастырь и на месте убийства св. Глеба, близ реки Смядынь. Уничтоженный в советские годы, он до сих пор не возрожден. Однако, с 2013 г. здесь действует церковь святых – вероятно, одна из самых «молодых» в России по времени возведения.

А один из самых древних храмов святых, постройки 1152 г., сейчас сохранился в селе Кидекша (Владимирская область). Он возведен князем Юрием Долгоруким, чтившим святых. XIII в. датируется возведение храма святых в Ростове – с сожалению, этот храм сейчас все еще не восстановлен.

Памятники

Самые известные из них – в Борисоглебске и в Дмитрове. В Борисоглебске святые представлены с развернутыми княжескими знаменами, как бы идущими в поход. А скульптура Дмитрова показывает их на боевых конях.

О чем молятся

Святым Страстотерпцам Борису и Глебу молятся о:

  • умирении Отечества;
  •  добром нраве властей и правителей;
  • сохранении от междоусобицы;
  • даровании мужества перед лицом смертельной опасности

Обращаются также:

  • во время тяжелых искушений на грех;
  • при нападении врагов, в военное время – известны случаи их помощи русским князьям во время военного лихолетья.

И, конечно, издревле святые известны, как целители недугов.

Отзывы о помощи

Они были очень многочисленны в первые десятилетия после канонизации святых – многие из них вошли в сказания о них, жития. Известны и случаи их помощи, например, блгв. Александру Невскому, которому они явились перед Невской битвой. И в последующие столетия славны были чудотворные иконы страстотерпцев – например, по молитве перед одной из них город Устюжну (Вологодской области) был избавлен от нападения литовцев и поляков в 1608 г.

Ну а сейчас рассказов о помощи святых почти нет. И не потому, что утрачены их мощи, почти не осталось чудотворных икон. А потому, что подвиг их современным человеком понимается трудно, тяжело. Отказ от борьбы видится ему трусостью. Любовь к врагу – проявлением слабости, а не силы. Поэтому и молятся им очень редко. И, так как не молятся, но и не получают необходимое. И много, много скорбей приходится пережить христианину, прежде чем он поймет, кем были для нас Борис и Глеб.

Наталья Сазонова

Молитва сятым Борису и Глебу

Тропарь

  1. Правди́вая страстоте́рпца/ и и́стинная Ева́нгелия Христо́ва послу́шателя,/ целому́дренный Рома́не с незло́бивым Дави́дом,/ не сопроти́в ста́ста врагу́ су́щу бра́ту,/ убива́ющему телеса́ ва́ша,/ душа́м же косну́тися не могу́щу./ Да пла́чется у́бо злый властолю́бец,/ вы же ра́дующеся с ли́ки А́нгельскими,/ предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ моли́теся о держа́ве сро́дников ва́ших, богоуго́дней бы́ти,// и сыново́м Росси́йским спасти́ся.
  2. Перевод: Истинные страстотерпцы и верные последователи Евангелия Христова, целомудренный Роман с кротким Давидом, не восставшие против своего врага, бывшего вам братом, убившего тела ваши, но не могущего прикоснуться к душам (Мф.10:28). Пусть покается злой любитель власти, вы же, радуясь в собрании ангельском, предстоя Святой Троице, молитесь о государстве соотечественников ваших, чтобы ему быть угодным Богу, и сынам Российским спастись.

Кондак

  1. А́ще и убие́ни бы́сте и во гробе́х положе́ни,/ но на Вы́шнее Ца́рство преидо́сте,/ о́ваго бо ко́пии насу́нуша,/ друга́го же, я́ко а́гнца незло́бива, ноже́м заре́заша,/ тем и кровь ва́ша бысть исцеле́ние ми́ру,// ве́рою призыва́ющим вас, святи́и, на по́мощь.
  2. Перевод: Хотя и были убиты и положены в гробах, но пришли в Небесное Царство, одного ибо копьем пронзили, другого же, как кроткого агнца, зарезали ножом, потому и кровь ваша стала исцелением мира – для всех призывающих вас, святые, на помощь.

Молитва

О, дво́ице свяще́нная, бра́тия прекра́сная, до́блии страстоте́рпцы Бори́се и Гле́бе, от ю́ности Христу́ ве́рою, чистото́ю и любо́вию послужи́вшии, и кровьми́ свои́ми, я́ко багряни́цею, украси́вшиися, и ны́не со Христо́м ца́рствующии!

Не забу́дите и нас, су́щих на земли́, но, я́ко те́плии засту́пницы, ва́шим си́льным хода́тайством пред Христо́м Бо́гом сохрани́те ю́ных во святе́й ве́ре и чистоте́ неврежде́нных от вся́каго прило́га неве́рия и нечистоты́, огради́те всех нас от вся́кия ско́рби, озлобле́ний и напра́сныя сме́рти, укроти́те вся́кую вражду́ и зло́бу, де́йством диа́вола воздвиза́емую от бли́жних и чу́ждих.

Мо́лим вас, христолюби́вии страстоте́рпцы, испроси́те у Великодарови́таго Влады́ки всем нам оставле́ние прегреше́ний на́ших, единомы́слие и здра́вие, избавле́ние от наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, я́звы и гла́да. Снабдева́йте свои́м заступле́нием страну́ на́шу и всех, чту́щих святу́ю па́мять ва́шу, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

0 Comments
Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

Это случилось 1 июля 1997 г. На кладбище северного села Нерица приезжие из Москвы священники собирались обрести мощи, как они говорили, святого… Виктор Глазовский из тех, кого еще лет за 10 до того коммунистические власти называли «мракобесами», гнали, арестовывали.Вокруг собрались… нет, не верующие: зеваки из

Жития в фактах

Обретение и почитание мощей блаженной Матроны МосковскойОбретение и почитание мощей блаженной Матроны Московской

0 Comments
Мощи Матроны Московской: обретение и почитание

Частицы гроба и честных останков Матроны Московской можно увидеть ныне в десятках храмов по всей стране. Но чаще всего люди приезжают туда, где мощи святой были обретены в 1998 году и пребывают до наших дней – в Москву.  В статье — история установления праздника и

Жития в фактах

Страдание святой Иулиании и Павла, в Птолемаиде пострадавшихСтрадание святой Иулиании и Павла, в Птолемаиде пострадавших

0 Comments
Иулиания Птолемаидская: святая

В Риме, на площади Святого Петра, рядом с собором – духовным сердцем католического мира, среди 140 скульптур разных святых есть и статуя Иулии Птолемаидской – святой, житие которой современные католические историки считают недостоверным. В отличие от Православной Церкви, бережно хранящей предания первых веков христианства. 17

Жития в фактах

Мощи Марии ЕгипетскойМощи Марии Египетской

0 Comments
Мощи Марии Египетской

Преподобной Марии Египетской довольно редко посвящают храмы, а о мощах преподобной в Византии, не сохранилось никаких письменных упоминаний. И лишь в средневековых месяцесловах западных христиан можно встретить особые дни памяти святой – 8 или, иногда, 9 апреля. Это – день перенесения ее мощей в Рим.

Жития в фактах

Григорий Богослов: биография в коротких фактах святителя из Назианзина + 12 знаменитых цитатГригорий Богослов: биография в коротких фактах святителя из Назианзина + 12 знаменитых цитат

0 Comments
Григорий Богослов (329 - 389), архиепископ

Один из трех святых, которым Церковь дала прозвание «Богослов», тот, кто вместе с другими «отцами-каппадокийцами» сформулировал учение о Святой Троице, подвижник и аскет, а еще – духовный писатель и даже поэт. Все это – о святителе Григории из Назианза. Чем прославился святой Григорий Богослов Святой,

Жития в фактах