------------------- Матфей - Апостол из числа 12 и евангелист
Православие сегодня Жития в фактах История покаяния мытаря Левия, или Апостол Матфей и его Евангелие

История покаяния мытаря Левия, или Апостол Матфей и его Евангелие

0 Comments
Матфей - Апостол из числа 12 и евангелист

Иногда думают, что учеников Христовых этого имени – два, иные же путают призванного на Апостольское служение по Вознесении Господнем Матфия и Евангелиста Матфея. На самом деле судьбы двух людей различны, как и их имена, которые звучат на древнееврейском как «Маттайя» и «Маттий».

Матвей или Матфей?

Матвей современная производная от имени Матфей. Оба варианта — правильны и употребимы, правда, второе — практически, лишь в церковной традиции. Так, в записках на поминовение верующие родители пишут имя святого, в память которого крестили сына:

«О здравии и спасении отрока Матфея (или Матфия)».

Матфей: значение и происхождение имени

Перевод на русский – «дар Божий». Согласно Евангелию, у Матфея было и второе имя – Левий, такое, как третьего сына иудейского праотца Иакова. По Библии, он дано было ему матерью, Лией, нелюбимой супругой патриарха, которая надеялась, что теперь муж «прилепится» к ней, родившей уже троих детей (имя Левий буквально и означает – «прилипать»). И, хотя о родителях святого почти ничего не известно, можно предположить, что то были благочестивые иудеи, очень любящие своего сына.

Впоследствии знавшие Апостола христиане чаще всего называли его Матфеем. Рассказывая историю его обращения ко Христу:

  • Евангелисты Марк и Лука употребляют имя «Левий»;
  • сам же он именует себя только Матфеем.

Такой «разнобой», как думают церковные историки, мог быть связан с тем, что Евангелисты не хотели вводить в соблазн новоначальных братий, рассказывая, кем был до обращения ко Господу автор первого Евангелия. А сам он – напротив, готов был рассказывать историю своего покаяния. В чем же?

История покаяния мытаря Левия, или Апостол Матфей и его Евангелие

Апостолы Матфей, Яков (Иаков) и Филипп

Мытарь Левий Матфей: биография в фактах

  1. Точно не известно, где родился Матфей. Известно имя его отца – Алфей, но другие подробности о родителях не сохранились.
  2. До встречи с Иисусом Его будущий Апостол занимался греховным и презираемым иудеями делом: был мытарем, то есть собирал налоги с единоплеменников в пользу римской власти (Иудея была тогда провинцией Римской империи). Такие люди считались не предателями не просто народа, но – веры, ведь они служили язычникам. Кроме того, мытари – не чиновники на службе, а откупщики, покупавшие право сбора налогов и делавшие большие состояния на притеснении своих же, иудеев.
  3. Подробности обращения мытаря от греховных дел к Богу неизвестны. Мы знаем лишь, что однажды мимо его мытницы шел Иисус из Назарета, и Матфей оставил свою работу немедленно, одномоментно – по одному лишь слову Господа: «Иди за Мной!». Это и было призвание Апостола. Понятно, что Христос, знавший, как Бог, сердце этого человека, увидел там достаточно веры и покаяния – и, зная это, обратил Свой взор на всеми презираемого.
  4. Евангелист Лука пишет также, что по обращении «сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними». Именно во время этого пира в ответ на возмущение правоверных иудеев прозвучали слова Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк.5:27-32)
  5. Оставив все, бывший мытарь стал следовать за Иисусом. А вскоре Он, видя глубину смирения и покаяния Матфея, причислил его к Своим ближайшим Апостолам. Матфей ходил со Спасителем все дни Его земной проповеди, видел Его распятие, удостоился видеть и Господа Воскресшего.
  6. По Вознесении Христа и Сошествии Святого Духа Матфей, как другие Апостолы, начал проповедь веры и покаяния – сначала в Палестине.
  7. Предание говорит, что через несколько лет по Вознесении Господа Матфей покинул родную страну и отправился, по одним данным, в Эфиопию, по другим – был в Мидии и Персии.
  8. Считается, что его Евангелие написано в Иерусалиме до его ухода на проповедь, а сделано это по просьбе христиан из евреев.
  9. Известный исследователь христианской книжности, С.С. Аверинцев, предполагал, что первоначальный текст Евангелия Матфея (как и других) был устным, а не письменным, о чем говорит стихотворная, рифмованная форма оригинальных Евангельских текстов. Но, так или иначе, записано Евангелие от Матфея могло быть через 8-15 лет после Воскресения Христова.
  10. Считается, что Евангелие первоначально было написано на еврейском языке. Возможно, некоторые его рукописи видели блж. Иероним Стридонский и Ориген, христианские учители III-IV вв. Однако, до нашего эти рукописи не дошли.
  11. Церковные историки полагают, что текст Евангелия был переведен на греческий язык Апостолом Иаковом, первым епископом Иерусалимской Церкви, а переписан – другим учеником Христа, Варфоломеем. Впоследствии именно греческий текст получил наибольшее распространение.
  12. Что касается того, как складывалось дальнейшее служение самого Апостола, предания о нем существенно разнятся, как и данные о том, как умер святой, было ли это мученичество или мирная кончина. По одним данным, он проповедовал в Эфиопии, где около 60 г. был казнен за веру. Церковный календарь даже знает Фулвиана, в Крещении Матфея, который был князем в Эфиопии и отдал приказ казнить святого – но впоследствии стал христианином и был наречен в честь Апостола. Память св. Фулвиана отмечается вместе со св. Матфеем.
  13. Другие же предания указывают, что местом проповеди Апостола была Малая Азия, в том числе известный город Иераполис, и погиб он здесь.
  14. Есть и еще одна версия– возможно, он проповедовал в Армении или в Сирии, здесь (возможно, мирно, не мученически) скончался. Его мощи пребывали в одном из монастырей. Впоследствии, когда римские императоры начали гонения на христиан, многие из них покинули территорию империи, в том числе – ушли в Среднюю Азию. Согласно древним картам, в частности, так называемому Каталонскому атласу (XIV в.) на озере Иссык-Куль находился армянский монастырь, которых хранил мощи св. Матфея. В настоящее время этой информацией заинтересовались историки и археологи.
  15. Наконец, есть еще одна версия того, где похоронен святой: католический мир признает таким местом город Салерно в Италии – здесь, по утверждению католиком, мощи пребывают с I в.
  16. День памяти Апостола – 29 ноября.
  17. Почитание святого в исламе не распространено, хотя исламские богословы, знающие текст Евангелия, которое признается одной из священных книг человечества, называют Матфея в числе учеников «пророка Исы».

Символ евангелиста Матфея ангел или человек?

Святой Апостол Матфей пишет о человеческом родословии Христа, начиная с этого Евангелие – поэтому его символ – «подобный сыну человеческому».

Символ евангелиста Матфея - Ангел или человек?

Матфей, апостол из числа 12-ти Датировки: XIX в. Палехская школа иконописи  Изображение пишущего евангелиста Матфея с его символом – человеком.  © Государственный музей Палехского искусства

Нынешнее понимание символики Евангелистов идет от блж. Иеронима Стридонтского.

По его толкованию  символы трех других евангелистов:

  1. Святой Лука пишет о жертвенном служении Спасителя – его символ телец;
  2. Евангелие св. Иоанна Богослова – высоко по духовному содержанию, и этот Евангелист «подобен орлу летящему».
  3. Св. Марк пишет о Христе как Царе, властителе мира и Вселенной – и его символ лев.

Евангелисты

Четыре Евангелиста. Художник Якоб Йорданс 1625 Предположительно, по сопоставлению с изображениями евангелистов, слева направо Матфей, Иоанн, Лука, Марк

Особенности Евангелия от Матфея

Краткое содержание этого текста – описания Рождения, земной жизни и проповеди, страдания, смерти, воскресения Господа.Основное различие писание Матфея и творений других Евангелистов определяется тем, что Матфей писал для христиан из бывших иудеев, которые составляли основу Иерусалимской общины, о чем говорит ряд характерных черт именно этого Евангелия:

  • в тексте многократно упоминаются иудейские обычаи, а вот объяснения им не дается, ведь оно для современников было очевидно;
  • Евангелие содержит более 20 прямых цитат из Ветхого Завета (Библия) и более 60 – непрямых отсылок к его текстам, хорошо известным Иерусалимским христианам;
  • в его тексте крайне редко встречается слово «Бог», так как иудеи не произносили это священное Имя; психологически непросто было делать это и первым христианам Иерусалима – бывшим иудеям; поэтому в Евангелии своего рода синонимами являются слова «Царство Небесное», «Царствие Божие»;
  • говоря о родословии Христа, Матфей основывает перечисление поколений предков Спасителя на числе 14, которое считалось «мессианским»; он насчитывает именно это количество «родов» от Авраама до Давида, от царя Давида до вавилонского плена евреев, и от возвращения из Вавилона до Христа; однако, еще свт. Иоанн Златоуст обратил внимание, что реальное количество поколений больше, и ради числовой символики Матфею пришлось опустить некоторые из них;
  • наконец, Евангелие Матфея делает особый акцент на событиях, связанных с Апостолом Петром; например, только Матфей упоминает о том, как он шел по воде по Божию повелению; такое внимание к одному из Апостолов связано с тем, что Петр был признанным лидером Иерусалимской общины; другие тексты, входящие в Новый Завет, уже не уделяют столь пристальное внимание этому Апостолу.

Кроме того, у св. Матфея максимально подробно излагается Нагорная проповедь Спасителя – именно текст Заповедей Блаженства по Матфею (а не его более краткая версия Евангелиста Луки) звучит в наше время за литургией.

Среди самых известных толкователей Матфея –

  • свт. Иоанн Златоуст (VI в.), много внимания уделяющий историческим подробностям, культурному контексту, что делает текст более «живым» и понятным читателю;
  • свт. Феофилакт Болгарский (XI в.), епископ Охридский, дающий более обширные толкования буквально каждой фразы текста.

Кроме того, есть немало толкований текста более позднего времени – например, созданные в XIXв. творения свт. Феофана Затворника. Желая глубже понять текст св. Матфея, христиане, как правило, выбирают того толкователя, который понятнее им и ближе душе.

Иконы и картины Караваджо

На иконах святой пишется чаще всего старцем, ведь свой жизненный путь он окончил уже в зрелом возрасте. Чаще всего изображение Апостола – как и трех других Евангелистов – можно увидеть на царских вратах иконостаса. Как правило, на таких иконах он показал пишущим Евангелие – сидящим у раскрытой книги с пером в руках.

История покаяния мытаря Левия, или Апостол Матфей и его Евангелие

Старинная икона Святой евангелист Матфей с избранными святыми Николаем Чудотворцем , Святой Марией , Святой Татьяной, Ангелом — Хранителем и Архангелом Михаилом. Россия, Ветка-Новозыбков, 19 век.

Иной тип изображений – картины, среди которых наиболее известны четыре полотна кисти Караваджо, итальянского художника Возрождения. Это:

  • «Призвание Матфея»; картине сложно узнать эпоху Христа, сидящие за столом в мытнице люди одеты в костюмы XVI в.; зато художнику удается показать современниками, что, хотя Апостольский век прошел, человек может услышать Божий призыв – и, оставив все, последовать за Христом;

    Призвание Матфея

    Караваджо. Призвание Матфея. Фрагмент. 1599

  • «Мученичество Матфея»; в капелле Контарелли, для которой создавались картины, это изображение висело напротив «Призвания», как бы знаменуя начало и конец служения; на картине – не столько страдание святого, сколько почти рукопашная схватка сторонников и противников христианства – и победа святости: Матфей за руку поднимает исцеленного им человека; основой для сюжета стала версия о проповеди Матфея в Эфиопии;
  • «Святой Матфей и Ангел»; картина написана около 1602 г. для другого храма в Риме, Сан-Луиджи-деи-Франчези; на полотне святой представлен пишущим свое Евангелии внимающим Ангелу, склонившемуся к нему с высоты; Матфей показан как пожилой человек, взирающий на небесного посланника со смесью страха, восхищения, недоверия; характерная деталь – то, что табурет, на который он опирается коленом, как бы завис, готовый упасть; картина – по сути, о человеческом восприятии небесных истин, о том, как непривычны и необычны они, и как трудно смирить себя перед волей Божией.

О чем молятся святому Матфею

Чаще всего:

  • об укреплении веры;
  • об исцелении болезней душевных и телесных.

Ну а в Италии католики считают Матфея покровителем таможенников и бухгалтеров – уделяя особое внимание не духовному пути Апостола, а его профессии до призвания на служение.

Мы мало знаем о жизни и судьбе Апостола – и все же знаем почти все. Ведь с момента, как Господь коснулся его сердца самыми простыми словами, вся жизнь Матфея стала тем, к чем и звал Христос: следованием за Ним, исполнением Его воли на земле и дорогой к Его Царству на Небесах.

Наталия Сазонова

Тропарь, молитва

Усе́рдно от мы́тницы к зва́вшему Влады́це Христу́,/ я́вльшуся на земли́ челове́ком за бла́гость,/ Тому́ после́довав, апо́стол избра́нный яви́лся еси́/ и благове́стник Ева́нгелия вселе́нней велегла́сен./ Сего́ ра́ди чти́м честну́ю па́мять твою́, Матфе́е Богоглаго́ливе,/ моли́ ми́лостиваго Бо́га,// да грехо́в оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.

Молитва апостолу и евангелисту Матфею

О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Почему Василий — Великий? Интересные факты из жизни святителя Кесарийского и его знаменитые трудыПочему Василий — Великий? Интересные факты из жизни святителя Кесарийского и его знаменитые труды

0 Comments
Василий Великий

Немногие угодники Божии удостаиваются от Церкви именования «великих», но лишь те, кто особенно прославился своими духовными подвигами и трудами на благо веры. Среди таких святых и Василий, епископ города Кесарии в Каппадокии – области Малой Азии. Что значит имя Имя Василий, второе по популярности на

Жития в фактах

Почему говорят, что святой Алексий – Божий человек?Почему говорят, что святой Алексий – Божий человек?

0 Comments
Божий человек Алексий

Алексий, человек Божий… История жизни святого – одна из самых тяжелых для понимания современным человеком. Да и те, кто жил в его время – тоже не всегда понимали его. Чем выделяется в сонме святых Прежде всего, необычным именованием – «человек Божий», тогда как обычно святого

Жития в фактах

Какую азбуку составили равноапостольные Кирилл и Мефодий? Вся правда о святых «солунских братьях»Какую азбуку составили равноапостольные Кирилл и Мефодий? Вся правда о святых «солунских братьях»

0 Comments
Кирилл и Мефодий- святые

27 февраля Церковь чтит равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (869). День памяти его старшего брата Мефодия — архиепископа Моравского (885) — 19 апреля. А 24 мая – не просто церковный, но с некоторых пор – государственный праздник, посвященный памяти двух греческих миссионеров. Благодаря святым равноапостольным братьям Кириллу

Жития в фактах

Кем был на самом деле Николай Чудотворец: факты против домысловКем был на самом деле Николай Чудотворец: факты против домыслов

0 Comments
Николай Чудотворец

Наверное, нет угодника Божия более известного, горячо любимого христианами (а очень часто – даже иноверцами!), как на христианском Востоке, так на Западе, чем Николай Чудотворец. Чудес, совершенных из более чем за полтора тысячелетия – неисчислимое множество, они продолжают умножаться до сего дня. Но удивительным образом,

Жития в фактах

История Фотины Самарянки из Евангелия и ПреданияИстория Фотины Самарянки из Евангелия и Предания

0 Comments
Фотиния Самарянка день памяти 2 апреля

Ей посвящена глава у Евангелиста Иоанна – но Фотина, она же Фотиния, она же Светлана — имя «жены-самарянки» мы знаем только из церковного предания. Как, впрочем, и подробности ее жизни – до и после встречи с Христом. День святой Фотины Предположительно, это день ее мученической

Жития в фактах