Нетленные мощи

«По мощам и елей?»: Когда мощи святых становятся чудотворными

0 Comments
Нетленные мощи

 

Святые мощи. Без них не может быть освящен храм. К ним приезжают паломники, а иногда такие святыни сами посещают города страны, собирая массу желающих увидеть, прикоснуться, попросить поддержки. Так в 2022 году по России совершился Крестный ход с мощами преподобного Сергия Радонежского. 

Значение слова

«И вземше мощи усопшаго, отходим в храм,» – так богослужебная книга Требник описывает начало погребального чина, притом не святого, но – любого верующего. Ибо на славянском «мощами» именуют вообще тело всякого усопшего, какой бы ни была его земная жизнь, грешная или праведная. Слово означает:

  • кости, или скелет, основу телесности человека – в этом смысле «мощами» и является тело любого умершего;
  • собственно останки святого; в этом смысле славянское «мощи» близко к греческому λείψανον («липсанон»), «останки», то есть «то, что оставлено» душой, отошедшей к Богу, но уже при жизни было пронизано Благодатью, а потому – по кончине также сохраняющее ее; именно поэтому на Западе мощи также именовали «reliquiae»; иногда слово применяется не только к телу святого или его чудотворящим частям, но также – к его вещам, предметам, связанным с ним, через которые также подается благодать; потому, например, на иконах-«мощевиках», где в звездице находится часть чудотворной реликвии, можно встретить как части костей святого, так – частицы, например, его гроба или одежды.
Мощи Андрея Первозванного

Ковчег с частью главы апостола Андрея Первозванного считавшиеся утерянными после закрытия в 1929 году Свято-Троицкого храма в Челябинске найдены в 2008 году в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Ныне мощи апостола вновь почивают в кафедральном соборе Челябинска

Как выглядят

Обычно честные останки угодников Божиих покрыты особыми пеленами, увидеть их нельзя. Это не относится к малым частицам, которые помещаются в ковчежцы или крепятся к иконам святых – такие реликвии имеют вид очень малой частицы, помещенной в особый малый сосуд – «звездицу», действительно имеющую вид звезды.

Из чего состоят святые мощи?

Это может быть:

  • полностью сохранившееся нетленное тело; например, таковы мощи прп. Александра Свирского, некоторых других святых;
  • кости угодника Божия (известно, что «в костях» сохранились честные останки свт. Николая Мирликийского, прп. Сергия Радонежского);
  • малые части его тела, одежды, даже – пепел, если тело сгорело.
"По мощам и елей?": Когда мощи святых становятся чудотворными

Мощи Александра Свирского находятся в Троицком соборе Александро-Свирского монастыря (д. Старая Слобода Ленинградсской области)

Почему не захоронят?

Мощи множества святых открыты для поклонения, к ним приходят паломники – дабы воочию увидеть свидетельство того, что, как говорил свт. Афанасий Александрийский, «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом», то есть обожился, уподобился Творцу. Ведь, изменив душу, святые позволили Божией  благодати преобразить также их смертные тела, которые даже по кончине источают миро (как у свт. Николая Мирликийского вмч. Димитрия Солунского, прп. Нила Мироточивого Афонского), подают исцеления болезней. Обретение мощей для общего поклонения верующих происходит всегда по Божию смотрению, когда Христос благоволит явить честные останки к большей славе святого и Самого Бога. Тогда они почивают во храме или часовне открыто, свидетельствуя о вечной жизни, Царстве Небесном.

Однако, для непосредственного поклонения доступны останки далеко не всех святых, тела многих из них пребывают «под спудом», то есть в могиле, под землей, тогда как вверху ее установлена гробница, над которой может быть построена часовня или даже полноценный храм. К числу таких можно отнести, к примеру, никогда не обретавшиеся, не доступные взору останки пра. Кирилла Белозервского, прав. Иоанна Кронштадтского, блж. Ксении Петербургской.

"По мощам и елей?": Когда мощи святых становятся чудотворными

Рака блж. Ксении Петербургской в часовне на Смоленском кладбище в С.-Петербурге

Иногда попытки открыть мощи даже сопровождаются явными знамениями того, что святой и Сам Бог не соблаговоляют на это. Так, грозными Божиими прещениями не раз сопровождались попытки обрести останки прп. Антония Печерского, основателя Киево-Печерской обители.

А вот случай из жизни другой пещерной обители, под Псковом. Когда однажды рыцарь Ливонского ордена попытался открыть раку с мощами прп. Вассы, вместе с супругом, Ионой, жившей некогда там, где после образовался Псково-Печерский монастырь, из нее вышел огонь, опаливший святотатца.

Почему Господь благословляет одни честные останки открывать, делать доступными для поклонения, другие же – оставлять в земле, человеку знать не дано. По слову прор. Исайи,«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55:8)

Зачем их целуют?

Поклоняясь мощам, христианин свидетельствует свою веру в вечную жизнь, в то, что угодник Божий, скончавшийся, может быть, даже более 1000 лет назад, жив у Бога. А потому его и приветствуют, как живого. Но смысл прикосновения к телу святого – не только в этом.

"По мощам и елей?": Когда мощи святых становятся чудотворными

Ковчег с мощами св. Сергия Радонежского в Екатеринбурге. Жители до позднего вечера шли поклониться чудотворцу Земли русской

 

Известно, что еще при жизни Апостолов Христа люди приходили к ним с болезнями, скорбями, дабы получить исцеление:

  • св. Лука свидетельствует, что многие больные стремились, чтобы «хотя тень проходящего» ап. Петра осенила их – дабы получить исцеление (Деян.5:15);
  • «платки и опоясания» с тела св. Павла возлагали на больных, и они получали здравие (Деян. 19:12).

Итак, еще будучи на земле, апостолы стали избранными сосудами Жизни, подаваемой чрез них Богом. Подобные рассказы есть очень о многих святых последующих столетий. Преображенные Благодатью тела сохраняют ее также по смерти: чудотворят не только сами они, но также пелены, которые покрывают святыню, а чаще всего верующие просто прикасаются к раке, где она находится – и также приобщаются благодатности угодника Божия.

Поклонение мощам – культ, идолопоклонство?

Христиане поклоняются не костям или нетленным телам святых, не их пеплу, не оставшимся от них реликвиям, но – Богу, Который благоволит совершать чудеса через эти Свои избранные сосуды. Поэтому речь не может идти об идолопоклонстве как поклонении творению (человеческим телам) вместо творца.

Что до культовой практики, то пред честными останками действительно совершаются молебны, читаются акафисты, молитвы, обращенные к святому – и по вере дается просимое.

Кто установил почитание

Церковь – с первых веков существования. Еще тогда христиане совершали литургии на могилах мучеников за веру, чтили их мощи, погребая зачастую даже в собственном доме. Для этого останки казненных за веру даже выкупали у палачей. Позже сложилась практика закладывать части мощей во основание храмов – они в особом ковчеге помещаются под престолом, кроме того, вкладываются в антиминс – постоянно находящийся на нем плат. Его также можно вынести из храма, чтобы совершить литургию вне его пространства – тогда престолом может стать любое благолепное место, куда положен антиминс (так, например, появляются походные, переносные храмы при войсках).

"По мощам и елей?": Когда мощи святых становятся чудотворными

Антиминс из ризницы монастыря Симонопетра на Афоне. XVI в.

Но, хотя с первых веков Церкви литургия служилась на мощах, формальное церковное установление об их почитании относится только к VIII в., когда в 787 г. VII Вселенский Собор постановил:

«Будем же ныне делать со страхом Божиим, прося ходатайства непорочной Владычицы нашей, воистину Богородицы и Приснодевы Марии, святых ангелов, всех святых; будем лобызать честные останки их для того, чтобы получить от них освящение».

Одновременно с установлением почитания мощей утвержден также догмат о поклонении священным изображениям – иконам. Как и мощи, они были признаны сосудами Благодати Божией, было установлено, что христиане поклоняются не доске, краскам, или костям святых, их одеждам – но действующей чрез них силе Божией. Таким образом, была поставлена точка в разговорах об «идолопоклонстве» чтителей икон и мощей.

Нетленность и антимощи

Под ней понимается:

  • сохранение всего тела в целости многие годы;
  • сохранение без разложения, в «естественном» состоянии частей тела.

Примерно с XVIII в. у верующих Русской Церкви формируется представление о нетленности останков человека как критерии богоугодности его земной жизни.

"По мощам и елей?": Когда мощи святых становятся чудотворными

Костница скита Ксилургу — первого русского монастыря на Афоне. Фото 2007 года.

Однако, это не совсем так.

  • православная традиция не знает такого критерия святости; само по себе нетление не может о ней свидетельствовать, если от тела не происходит явных чудес; одна из русских летописей первых веков по Крещении Руси зафиксировала факт обретения на кладбище нескольких нетленных тел; их внесли во храм, но, так как чудес не происходило, пришли к выводу, что с ними произошел процесс «естественной мумификации» (как сказали бы теперь), поэтому усопших снова погребли;
  • кроме того, есть устойчивые представления, например, на Святой Горе Афон, что нетленность тела говорит не о том, что усопший угодил Богу, но, напротив – таковой нуждается в сугубых молитвах, так как пребывает в мучениях; афониты верят (и по вере Господь дает им знамения!), что, если тело усопшего по истечении определенного времени оказывается «в костях», подвижник достиг обителей Рая, если же имеют к тому же янтарный оттенок – усопший несомненный угодник Божий (например, именно янтарный цвет имеют мощи прп. Силуана Афонского).

ВXIII в. после попытки «унии» с католиками три святогорских монаха, сослужившие с ними литургию, по смерти остались нетленны: по вскрытии их могил (на Святой Горе погребают неглубоко, а через три года открывают тело, чтобы увидеть его состояние) открылось страшное зрелище смердящих, почерневших, но нетленных трупов.

Одно время их показывали, как назидание для всех, однако после снова похоронили: паломники или пугались страшного вида покойных, или, по неразумию, пытались поклониться нетленным телам, как святым мощам. Состояние тел (и, вероятно, душ) не смогли изменить даже многолетние усерднейшие моления всей братии. К этим телам применяется редкое у христиан определение «антимощи».

Как определяется святость останков

По сути, единственным ее критерием являются происходящие от них чудеса: это могут быть исцеления болезней, изгнание бесов, помощь во время житейских скорбей. Чтобы определить святость, не обязательно вскрывать захоронение святого: например, тысячи чудес происходят на могилах, где скрыты тела блж. Ксении Петербургской, прав. Иоанна Кронштадтского.

Как происходит обретение и перенесение

Безусловно – по воле Божией, которая благоволит явить мощи святого для пользы Церкви. Не случайно останки многих святых обретены:

  • во время споров с еретиками (как мчч. Гервасия и Протасия – когда было засилье арианства (IV в.), что помогло победить православным, а первомученика Стефана – во время спора с пелагианами);
  • когда Господь так показывал благословение на возвышение той или иной Церкви; например, явление мощей ап. Варнавы способствовало утверждению автокефалии христиан Кипра.

Зачастую подобное явление святыни сопровождается чудесами:

  • прямыми указаниями на место погребения останков;
  • явлениями самого угодника Божия, повелением открыть место захоронения;
  • чудотворениями во время обретения мощей, например, исцелениями.

Церковная история знает также случаи, когда единовременно обретались мощи десятков, даже сотен, или – редко – тысяч угодников Божиих:

  • в начале VII в. Римский Папа Бонифаций извлек из катакомб такое множество мощей христиан первых веков, что их развозили по храмам города на 32 повозках;
  • через 200 лет из тех же катакомб извлечены честные останки еще более 2000 святых.

После нахождения мощей, если это произошло за пределами церковных стен (ведь бывают святые, погребенные внутри самого храма), совершается торжественное их перенесение к церкви – как правило, крестным ходом.

Обязательно ли нужны обретенные мощи для канонизации?

Нет. Местонахождение тел тысяч угодников Божиих неизвестно, либо они уничтожены. Поэтому, например, причисляя к лику святых сразу несколько тысяч новомучеников, исповедников Русской Церкви XX в., Поместный Собор 2000 г. определил:

«Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение».

Вскрытие

В отличие от обретения, это – кощунственная акция выставления святыни на всеобщее обозрение с целью «разоблачения». Кампания такого рода проводилась безбожными властями России в 1919-20 гг. После вскрытия останки святых частью уничтожались, частью – перевозились в музеи.

 

"По мощам и елей?": Когда мощи святых становятся чудотворными

Вскрытие мощей Серафима Саровского. Фото из открытых источников

 

Как хранят мощи православных святых

Увидеть честные останки угодников Божиих можно:

  • в раке – особой гробнице; обычно она создается, когда тело усопшего святого сохранилось полностью или в большей части;
  • в мощевике – это может быть небольшой ковчег или же икона угодника Божия, где закреплена малая часть мощей или связанной со святым реликвии;
  • в антиминсе – особом плате, который лежит на престоле; с задней стороны его – небольшой кармашек, в котором зашиты малые части мощей.
"По мощам и елей?": Когда мощи святых становятся чудотворными

Рака с открытой крышкой. Фото с сайта Троице-Сергиевой Лавры

Чин омовения мощей

Самые древние богослужебные книги Византии, где описывается его совершение, относятся с VII в. От греков чин заимствовала Русь, где он совершался до середины XVII в. Суть чина – освящение воды через погружение в нее мощей угодников Божиих. Основа – глубокая вера в святость тел, наполненных благодатью. К настоящему времени этого чина Устав не знает.

Как использовать масло, освященное на мощах

Им можно с верой, молитвой святому, помазать больные места на теле, или просто лоб, щеки – на благословение, делая маслом знамение креста.

Что говорит наука

Ученым известен процесс так называемой «естественной мумификации» мертвого человеческого тела. Кроме того, наука имеет возможность установить происхождение останков, их принадлежность к эпохе, когда жил святой. Именно поэтому сейчас, при обретении мощей, принято обращаться к услугам светских экспертов.

Проверка на подлинность

Это процедура датировки мощей, установления исторических обстоятельств захоронения, наконец, принадлежности останков данному святому. «Регламент» этой процедуры несколько более детально прописан на христианском Западе, так как после массового обретения останков святых Рима, позже – серии Крестовых походов на Восток, здесь началась активная торговля «святынями», включая поддельные.

"По мощам и елей?": Когда мощи святых становятся чудотворными

В 2009 году в ходе строительных работ Знаменской церкви д. Савватьево (Тверская обл) найдены мощи предположительно Саватия Оршинского и нескольких святых подвижников, его учеников

Для России проблема актуализировалась после прекращения открытых гонений, когда Церкви начали возвращать мощи святых, которые требовалось идентифицировать. Именно тогда начали обращаться к историкам, юристам, криминалистам – ныне такая экспертиза обычна при канонизации нового святого.

Миро

Хорошо известно, что некоторые честные останки мироточат. Ученые также не раз пытались исследовать состав жидкости, чудесно истекающей от сухих костей – однако, здесь заканчивается область науки, которой положен предел. Природа мира не определена с точностью, а на вопрос о том, как физически происходит мироточение, ученым остается только развести руками.

Кто и зачем делит мощи на частицы

Это делают священнослужители по особому благословению. Разделение мощей бывает необходимо, чтобы к ним могли прикоснуться как можно больше людей.

Икона с частицей мощей менее благодатна?

Это не так. Живущая в теле угодника Божия благодать не делится на части.

Как правильно прикладываться к мощам

Проще всего делать то, что делают более опытные прихожане и паломники. Как правило:

  • если народа во храме не чрезмерно много, совершают земной поклон перед святыней; если такой возможности нет, можно поклониться в пояс;
  • затем необходимо перекреститься, приложиться к раке или ковчегу, снова поклониться и благоговейно отойти; иногда, когда к мощам стоит большая очередь, служители просят верующих креститься и кланяться заранее, уже подходя к святыне;
  • если позволяет место, количество народа, можно задержаться у реликвии подольше ради молитвенного общения со святым.

Когда нельзя

Особых ограничений для того, чтобы поклониться честным останкам, очень мало. Большая их часть касаются телесной нечистоты, с которой подходить к святыне не стоит – например, женщинам в определенные дни месячного очищения. Однако, правило это не действует, если речь идет о серьезном, «к смерти», заболевании, угрозе жизни.

Кроме этого, не стоит подходить к мощам в накрашенными помадой губами.

Где находятся святые мощи

Самые почитаемые мощи святых можно увидеть:

  • в одном из древнейших монастырей Руси, Киево-Печерской лавре;
  • сербский монастырь в Лелич бережно хранит мощи Николая Сербского;

В России:

  • в Псково-Печерской обители, где несколько столетий не прерывается иноческая жизнь; кроме честных останков основателей, паломники также посещают братское кладбище – часть погребенных здесь уже канонизированы;
  • почитаемы церковным народом мощи прп. Сергия Радонежского в основанной им лавре;
  • жители Москвы также прибегают к чудотворным останкам блаж. Матроны Московской;
  • благословение Петербурга – честные останки прав. Иоанна Кронштадтского и блаж. Ксении;
  • в Крыму глубоко чтятся цельбоносные останки свт. Луки Крымского;
  • мощи Иринарха Ростовского под спудом со времени кончины святого почивают в Борисоглебском монастыре Ярославской области;
  • в Торжке — древнем городе Тверской области можно поклониться мощам прп. Ефрема Новоторжского
  • в Дивеево — регулярно открывают для поклонения мощи прп. Серафима Саровского

Несмотря на годы гонений, практически каждый регион страны имеет свои святыни – мощи угодников Божиих. А во многих храмах есть ковчеги с малыми частями останков даже нескольких десятков древних и новых угодников Божиих.

Чудесные случаи с неверующими и болящими

«Из чудес Серафима Саровского упомяну об облегчении предсмертных страданий моего отца Алексея Федоровича. Мой отец с марта 1989 года болел раком мочевого пузыря. Трижды оперировался, но болезнь не отступала. Опухоль прорастала в лимфатические узлы, в результате чего сильно распухла левая нога, появились очень сильные боли. Летом 1991 года святые мощи преподобного Серафима находились в Богоявленском соборе в Москве.
Для поклонения им в храм отправилась живущая в Москве моя сестра с тремя детьми. Все они горячо просили чудотворца о помощи их отцу и дедушке. И он помог. В те самые минуты, когда они были у мощей, отец почувствовал, что боль в ноге внезапно исчезла. Он смог вставать с постели и стал ходить без палочки и посторонней помощи. Впоследствии боли повторились снова, но терпимые, и он мог пользоваться пораженной ногой до самой своей кончины. Велик преподобный Серафим!»

(Алексей, врач, г. Одесса)

А вот какие чудеса происходят от мощей прп. Александра Свирского – рассказ о них публикует православная газета «Благовест», г. Самара:

«Раба Божия Анна приехала к мощам преподобного Александра Свирского с просьбой о встрече с отцом, которого не видела 5 лет. В этот же день отец позвонил из другого города, а потом приехал сам».

Некоторые рассказывают о том, как они, будучи безработными, по молитвам Преподобного очень быстро получали работу. Об этом, в частности, поведала раба Божия Наталья (католичка), филолог по образованию:

  • -Два года не могла устроиться по специальности. На следующее же утро ее разбудил телефонный звонок с предложением работы переводчика. Наталья пришла благодарить Преподобного.

Раба Божия Ольга тоже получила работу по молитве святого, хотя и не по ее специальности, но хорошо оплачиваемую. До этого она очень нуждалась. Видно, Преподобный лучше знает, кому какая работа полезнее в настоящий момент.

О новых чудесах от мощей прп. Сергия рассказывает священник Валерий Духанин:

«Сотрудник министерства образования, когда стала сильно болеть супруга, а сам он всё больше воцерковлялся, приехал в обитель и, стоя на молебне у мощей Преподобного, подумал: вот бы стать одним из монахов, живущих рядом со святым Сергием. Он и представить себе не мог, что пройдет небольшое время и по благословению отца Кирилла (Павлова), он примет монашество и тесно соединит свою жизнь с обителью Сергия».

«В Московской Духовной Академии как-то отмечалось редкое событие — пятидесятилетие выпуска, съехались однокурсники отца Кирилла (Павлова), и один протоиерей-выпускник рассказал, как он встретился со своей матушкой. Будучи студентом семинарии в советское время, он не знал, где же найти подходящую невесту. Тогда он помолился и решил: какую девушку первой встречу в Троицком соборе, та пусть будет моей невестой. Зашел в собор, действительно встретил девушку, познакомился с ней и вскоре они повенчались, прожив после этого благополучно пятьдесят с лишним лет».

«Иеромонах Стефан (в миру Андрей), преподаватель духовной семинарии, рассказал, как, воцерковляясь в конце 1980-х годов, не имея еще должного представления о духовной жизни, услышал о преподобном Сергии Радонежском и решил поехать в Лавру.Найдя Троицкий собор, он прошел внутрь и вслед за другими паломниками направился к раке Преподобного. Подходя, Андрей задумался:

«Вот я иду к мощам Сергия. Но что такое мощи? Это ведь кости. Как же так?»

В душе было недоумение, но Андрей все равно желал подойти.
Прикладываясь к раке, он вдруг почувствовал, как его словно пробрало током, а на душе стало хорошо. Это произошло весьма неожиданно и убедило Андрея, что мощи святых — не просто косточки, но та благодать, которую святые стяжали при жизни.

Вот эта благодать Святого Духа привлекала Андрея больше, чем всё остальное, особенно ему казалось, что самое главное, подлинное, настоящее — в монастыре, он отказался от поступления в университет, устроился трудиться в Черниговском скиту Лавры, затем поступил в семинарию, Академию, где и принял монашеский постриг, став одним из чад преподобного Сергия, совершающим служение в Николо-Угрешском монастыре».

«По мощам и елей» — что значит фраза

Обычно ее употребляют в ироническом ключе, когда речь идет о том, как по воле Божией оцениваются «заслуги» того или иного особо почитаемого людьми человека, который не таков в Божиих глазах. Например, эту фразу приписывают Патриарху Тихону, как сказанную им после того, как мавзолей, созданный для забальзамированного тела Ленина — своего рода попытки создать «святые мощи» — затопило после аварии канализации.

Какое значение  для православных имеют мощи святых

Сосуд Божией благодати, свидетельство вечной жизни – таковы останки Божиих угодников, которым кланяются христиане. Именно чтобы увидеть чудо их нетления, ощутить незримое присутствие любимого святого, получить его поддержку, отправляются в дальнее паломничество, выстаивают в длинной очереди к святыне. Как во времена Апостолов, православные верят: Божия благодать действует через святых при жизни и по их кончине.

Наталья Сазонова

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

Что такое духовность и кому она сегодня нужна — простыми словамиЧто такое духовность и кому она сегодня нужна — простыми словами

0 Comments
Что такое духовность

  Духовность. Последние десятилетия разговоры о ней стали своего рода модой среди желающих поговорить «о высоком». Под ней понимают кто – «творческий порыв» художника или музыканта, другие – «духовные практики», третьи – считают «духовным» человека, который регулярно посещает храм, приступает к православным Таинствам. Определение слова

Духовный словарь

За что Бог уничтожил Содом и Гоморру: что происходило в городах на самом делеЗа что Бог уничтожил Содом и Гоморру: что происходило в городах на самом деле

0 Comments
Содом и Гоморра

  Выражение «Содом и Гоморра» знают многие, а вот саму библейскую историю об этих городах знают не все. Там всё очень интересно, да и к тому же даёт понимание современных процессов, поэтому я расскажу об этом эпизоде более подробно. Авраам и племянник его Лот Между

Духовный словарь

Бог Святой Дух в Библии и в жизни современного православногоБог Святой Дух в Библии и в жизни современного православного

0 Comments
Святой Дух

  В старинных певческих книгах, где звуки обозначаются не привычными современными человеку нотам, а особыми «крюками», есть знак, который стоит в начале многих важнейших песнопений. Он называется «Параклит», как по-гречески именовали Святой Дух — Третье Лицо Святой Троицы. Это не звук, но – духовный вдох,

Духовный словарь

Простыми словами о том, что значит Пресвятая ТроицаПростыми словами о том, что значит Пресвятая Троица

0 Comments
Святая Троица

  Автору этих строк в 1990-е гг. доводилось видеть телеинтервью с одним из известных публицистов тех лет. Желая понять, во что верят христиане (а может быть, поглумиться над верой) он, встав у выхода из храма по окончании службы, спрашивал всех и каждого, прося объяснить, что

Духовный словарь

Катафазис и апофазисКатафазис и апофазис

0 Comments
Незнайку можно уподобить апофазе, а Знайку катафазе

  Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) изложил очень сложную тему: Катафазис и апофазис — простым языком. Попробую изложить очень сложную тему, кому зайдёт – тому зайдёт. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю», Людвиг Витгенштейн писал: «О чём невозможно говорить, о

Духовный словарь