Возможно, нигде во всем христианском мире не было столько церквей, притом – соборных, в честь этого события, нигде праздник Успения Пресвятой Богородицы не отмечался столь торжественно. Наши предки со всей остротой чувствовали значение этого события – празднование которого, однако – одно из самых «молодых», утвердившееся почти через 1000 лет существования Церкви.
Успение Пресвятой Богородицы – что это за праздник
Он относится к числу так называемых великих, то есть:
- обращающим верующих к самым значимым для нашего спасения событиям;
- отмечаемым Церковью особенно торжественно.
Так как всего таких церковных торжеств насчитывается 12, Успение Пресвятой Богородицы также именуют «двунадесятым», то есть «одним из двенадцати» торжеств.
Дата празднования Успения
Праздник Успения всегда приходится на 28 августа по гражданскому календарю.
События, прослужившие поводом для праздника
Самые ранние свидетельства о них, дошедшие до наших дней, относятся к V-VIII вв. О событии Успения Богородицы мы узнаем из произведений, которые Церковь считается апокрифами, не признавая их подлинность. Среди таких сочинений – «Слово» об Успении, которое приписывается св. Иоанну Богослову, в доме которого после Распятия Господа жила Богородица, несколько посланий, надписанных именем свт. Дионисия Ареопагита.
Ни один из этих источников не относится к I в. Однако, Церковь полагает истинными не сами писания, но древние предания которые они содержат – они-то действительно могут восходить к Апостолам. Согласно им, Церковь воспоминает два важных события:
- Кончину земной жизни Матери Божией; она была предсказана Ей за 3 дня самим Архангелом Гавриилом, которых хранил Марию еще со времен, когда она росла при Иерусалимском храме; предания доносят необычный рассказ об этой смерти, как великом духовном торжестве, на которое по воле Божией из разных мест империи, где проповедовали Христа, чудесным образом прибыли Апостолы; душу Богородицы на Свои руки принял Сам Христос, видимо сошедший за ней с открывшихся в момент смерти небес.
- Воскресение Богородицы, которое стало явно на третий день по кончине: гроб оказался пуст, а Сама Владычица явилась собравшимся вместе Апостолам со словами:
«Радуйтесь! Я всегда с вами!».
Что празднуют православные 28 августа
Таким образом, 28 августа Церковь отмечает:
- Переход Матери Божией от земной жизни к Царству Небесному, который свершился через несколько десятилетий после Воскресения Христова.
- То, что с этого момента Она стала подлинной Матерью всех верующих, обнимая Своей любовью, выстраданной подвигом земной жизни, весь мир.
Почему «смерть» стала праздником?
Ответ на этот вопрос содержит славянское слово «Успение». Оно означает сон, после которого, как известно, следует пробуждение, а не кончина.
Это значит:
- что с этого времени смерть перестала быть для человека катастрофой: это временное состояние, которое обязательно будет преодолено во всеобщем воскресении, соединении душ с телами, которое последует после Страшного Суда; то, что это не только возможно, но и непременно будет, показывает опустевшая гробница Пречистой, и то, что Она явилась Апостолам (и еще не раз являлась людям) именно как человек с телом, а не бесплотный дух;
- что христиане убеждены: смерти отныне вообще не существует, потому богослужебные тексты употребляет слово «успение» не только применительно к Богородице, но вообще к любому умершему, который именуется «усопшим», то есть уснувшим, но никак не «мертвым».
О временном характере смерти, бессмертии души говорил еще Сам Христос, утверждавший, что «Бог… не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы»
(Лк. 2:38).
О том, что это – действительно так, свидетельствует Воскресение Самого Христа как Бога и Человека. Но воскресла и Его Мать, во всем при земной жизни подобная самым обычным людям. Это – не просто свидетельство реальности будущего воскресения, но также – высокого предназначения самого человека, сотворенного бессмертным, «богом по благодати». А это ли не повод для всеобщей радости?
Когда была установлена дата праздника
Реальной исторической даты кончины Богородицы история не сохранила. Дата Успения появилась с конца VI в., по указу императора Византии Маврикия, который установил день, как единый для всей Церкви, тогда как ранее некоторые общины праздновали Успение после Рождества Христова, когда теперь торжествуется Собор Пресвятой Богородицы.
Успенский пост – подготовка к празднику
По своей строгости Успенский пост почти равен Четыредесятнице (Великому Посту), который готовит верующих к Воскресению Христову. Это церковное установление – мудро, ибо и Успение говорит о Воскресении – Божием Матери и будущем нашем. Первоначально сам пост:
- начинался через неделю после Дня Святой Троицы;
- продолжался все лето.
Однако, соблюдали его только те христиане, которые по каким-то причинам не смогли поститься перед Пасхой.
Лишь не ранее V в., когда уже несколько Вселенских Соборов сформулировали догмат о Воплощении Христа, появилось само понятие «Богородица», применимое к Деве Марии, верующие почувствовали необходимость воздержания, как подготовки именно к Её празднику, а не просто «компенсации» за несоблюдение Великого Поста.
К тому же поститься все лето было многим непросто – и так прежде бывший длинный пост разделился на Апостольский («Петров пост», как его именуют жители России) и Успенский.
Церковный Устав благословляет во время этого поста воздержание:
- от любых продуктов животного происхождения;
- от рыбы, кроме 19 августа (Преображение Господне);
- от растительного масла, кроме также Преображения, а также субботних, воскресных дней.
Необходимо также воздерживаться от светских развлечений, обуздывать свои страсти (или хотя бы пытаться это делать), помогать ближним. Без этой борьбы за свою душу пост не принесет пользы, ведь он – средство спасения, а не цель.
Особенности богослужения
Протодиакон Константин Маркович и преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета Дмитрий Дайбов в статье на сайте Покровской епархии (Саратовская митрополия) определяют их так:
«Праздник Успения по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом. Плащаница в центре храма, ладан, цветы, торжественные песнопения, многолюдье. И все это после продолжительного поста, который по уставу почти такой же строгий, как и Великий».
К этому можно добавить, что во время служб, как и на Пасху, поются особые песнопения, которые можно услышать лишь единожды за весь церковный год. Богослужебные тексты написаны великими святыми: Константинопольскими Патриархами Анатолием и Германом, прпп. Иоанном Дамаскиным, Феофаном Начертанным. Многие из них относятся к VII-VIII вв., когда событие Успения осмысливается полнотой Церкви, а сам праздник утверждается как отмечаемый всем христианским миром.
Всенощное бдение
Всенощное бдение открывает торжество вечером 27 августа. Во время этой службы особенно внимательно стоит слушать:
- паремии из Ветхого Завета, отрывки, пророчески упоминающие Богородицу; это повествование о видении Лествицы (лестницы) к небу праотцем Иаковом, пророческие слова о св. Иезикииля о вратах, чрез которые войдет в мир Бог, а также слова царя Соломона о Божией Премудрости, Которая «созда Себе дом», Пречистую Деву;
- Канон; он основан на хранимом с древности предании, а построен как диалог Пречистой и Христа, пришедшего взять Её душу; звучат здесь и слова Апостолов, человечески скорбящих об уходе Марии, но и понимающих значение происходящего.
Чин Погребения плащаницы Богородицы
Чин Погребения плащаницы Божией Матери — особое богослужение. На некоторых приходах, в монастырях, оно происходит непосредственно после всенощной. Иногда же – вечером 29 или 30 августа.
Традиция эта зародилась в Иерусалимской Церкви с XV в. Вечером 27 августа в Гефсимании, в храме над гробницей Пречистой, было принято совершать богослужение, подобное Чину Погребения Спасителя, который проходит вечером Великой Пятницы. Он похож также на погребальный чин, совершаемый над каждым христианином, лишь отличается от него большей продолжительностью, а также особыми песнопениями; во время Чина полностью поется 118 Псалом («Блаженны непорочные в путь…»), который традиционно считается заупокойным.
Русская Церковь не знала такой службы до 1 пол. XIXв., когда ее перевели на славянский язык. Одним из первых, где начали совершать чин, стал Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, основанный свт. Филаретом Московским. Он же благословил здесь особое торжество по Успении – Вознесение Богородицы, во время которого и происходило это богослужение.
Впоследствии чин стал совершаться в Успенском соборе Кремля, а также некоторых монастырях, приходских храмах. К настоящему времени он служится повсеместно.
Иконография праздника Успения:
«Христос с младенцем на руках» — фрески, мозаики, иконы и картины
Народные традиции, приметы и суеверия
Праздник был не только одним из любимых на Руси, но и понимался нашими предками глубоко, серьезно – недаром именно Россию называли «домом Богородицы». Именно поэтому духовные стихи об Успении основаны на апокрифах, которые лежат также в основе богослужебных текстов, а количество суеверий, связанных с Успением, минимально.
Читайте также:
«Когда какой Спас»: три церковных праздника августа + иконы
Причем тут славянский обряд спожинки?
Собственно, ни при чем. Просто само Успение уважительно именовали «Госпожинками», ибо и Пречистая – «Госпожа Богородица». Это слово, в свою очередь, было чисто фонетически созвучно словам «жатва», «пожинать», а именно после Успения «спожинали» хлеб, то есть завершалась жатва.
До 1917 г. сохранялись остатки древних языческих обрядов, которые знаменовали ее окончание. Они имели магические цели обеспечить плодородие земли на будущий год, а к воспоминанию события Успения отношения не имели. Тем не менее, существовал так называемый «дожиночный сноп», последний с поля, который ставили под иконы Богородицы до Покрова. Так причудливо переплетались язычество и христианство в сознании людей.
Приметы
Согласно народным поверьям, на Успение:
- начинается переход к осени, улетают ласточки, перестают квакать лягушки;
- впервые зажигали в домах лучины и ужинали при свете; это тоже знаменовало грядущее наступление осеннего времени.
Что делать, чтобы не согрешить в этот день
Не секрет, что «жить и не согрешить» не удалось еще ни одному человеку. Особенно много искушений такого рода бывает на праздник, который особенно ненавистен силам зла. Единственное, что можно сделать – просить Божией помощи, а еще – получить ее непосредственно в Таинствах Исповеди и Причастия на этот великий день.
Читайте интересные факты о событии:
Прекрасный сон Божией Матери. Где, когда и как умерла Дева Мария, что значит для нас святое Успение Её
Значение и смысл праздника для православных
Оно понятно просто из наименования – Успение, не кончина, не смерть. Недаром его именуют летней Пасхой, а иные – «малой». Потому, что Пасха великая будет по воскресении всеобщем, когда «Бог будет всяческая во всех» (1 Кор.15:28). Ныне же мы проходим путь земной жизни с надеждой на это будущее – укрепляемые словами Богородицы: «Радуйтесь! Я всегда с вами!»
Наталья Сазонова
Праздник Успение: Тропарь, кондак, величание
Тропарь, глас 1:
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице, / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, // и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Кондак, глас 2:
В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу / и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние / гроб и умерщвле́ние не удержа́ста: / я́коже бо Живота́ Ма́терь / к животу́ преста́ви // во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
Величание
Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и всесла́вное сла́вим Успе́ние Твое́.
Какую молитву читать в праздник Успения
О Пресвята́я Богоро́дице Де́во, Влады́чице, вы́шшая А́нгел и Арха́нгел и всея́ тва́ри Честне́йшая, а́нгельское вели́кое удивле́ние, проро́ческая высо́кая про́поведь, апо́стольская пресла́вная похвало́, святи́телей изря́дное украше́ние, му́чеников кре́пкое утвержде́ние, и́ноков спаси́тельное наставле́ние, по́стников неизнемога́ющее воздержа́ние, де́вствующих чистото́ и сла́во, ма́терей ти́хое весе́лие, младе́нцев му́дросте и наказа́ние, вдови́ц и си́рых Корми́тельнице, наги́х одея́ние, боля́щих здра́вие, пле́нников избавле́ние, по мо́рю пла́вающих тишино́, обурева́емых небу́рное приста́нище, блужда́ющих нетру́дная Наста́внице, путеше́ствующих ле́гкое прохожде́ние, тружда́ющихся благо́е поко́ище, в беда́х су́щих ско́рая Засту́пнице, оби́димых Покро́ве и прибе́жище, ненаде́ющихся наде́яние, тре́бующих Помо́щнице, печа́льных при́сное утеше́ние, ненави́димых любо́вное смире́ние, гре́шников спасе́ние и к Богу присвое́ние, правове́рных всех тве́рдое огражде́ние, непобеди́мое поможе́ние и заступле́ние!
Тобо́ю нам, Влады́чице, Неви́димый ви́дим бысть, и Тебе́ мольбу́ прино́сим, Госпоже́, гре́шнии раби́ Твои́: О Преми́лостивая и Пречу́дная Све́та у́мнаго Цари́це, ро́ждшая Царя́ Христа́, Бога на́шего, Живода́вца всех, от небе́сных сла́вимая и от земны́х хва́лимая, а́нгельский у́ме, светоза́рная звездо́, святы́х Пресвяте́йшая, Влады́чице всех тва́рей, Боголе́пная Деви́це, Нескве́рная Неве́сто, пала́то Ду́ха Пресвята́го, о́гненный Престо́ле Неви́димаго Царя́, небе́сный киво́те, носи́ло Сло́ва Бо́жия, огнеобра́зная колесни́це, поко́ище Жива́го Бо́га, неизрече́нное составле́ние пло́ти Христо́вы, гнездо́ Орла́ Небе́снаго, Го́рлице Богогла́сная, Голу́бице кро́ткая, ти́хая и незло́бивая, Ма́ти чадолюби́вая, ми́лостей бе́здно, разверга́ющая ту́чу гне́ва Бо́жия, неизмери́мая глубино́, неизрече́нная та́йно, несве́домое чу́до, не рук отворе́нная Це́ркве Еди́наго Царя́ всех век, благоуха́нное кади́ло, честна́я багряни́це, Боготка́нная порфи́ро, душе́вный раю́, живоно́снаго са́да о́трасле, цве́те прекра́сный, процве́тший нам небе́сное весе́лие, гро́зде спасе́ния на́шего, ча́ше Царя́ Небе́снаго, в не́йже раствори́ся от Ду́ха Свята́го вино́ неисчерпа́емыя благода́ти, Хода́таице зако́на, зача́ло и́стинныя ве́ры Христо́вы непоколеби́мый сто́лпе, мечу́ я́рости Бо́жия на богопроти́вных, бесо́в устраше́ние, во бра́нех побежде́ние, христиа́н всех нело́жная Храни́тельнице и мира всего́ изве́стное спасе́ние!
О Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Влады́чице, Богоро́дице, услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и яви́ ми́лость Твою́ на люде́й Твои́х, моли́ Сы́на Своего́ изба́витися нам от вся́каго зла и сохрани́ оби́тель на́шу и вся́ку оби́тель, и град, и страну́ ве́рных, и лю́ди, благоче́стно прибега́ющия и призыва́ющия и́мя Твое́ свято́е, от вся́кия напа́сти, губи́тельства, гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от вся́кия боле́зни и вся́каго обстоя́ния, да ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни вся́ким пра́ведным гне́вом Бо́жиим ума́лятся раби́ Твои́.
Но соблюда́й и спаса́й ми́лостию Свое́ю, Госпоже́, за ны моля́щися, и поле́зное благорастворе́ние возду́ха во вре́мени пло́днаго приноше́ния нам да́руй. Облегчи́, возста́ви и поми́луй, Преми́лостивая Влады́чице, Богоро́дице препе́тая, во вся́кой беде́ и нужде́ су́щия. Помяни́ рабы́ Твоя́ и не пре́зри слез и воздыха́ния с на́шего, и обнови́ нас бла́гостию Своея́ ми́лости, да со благодаре́нием утеша́емся, обре́тше Тя Помо́щницу. Умилосе́рдися, Госпоже́ Пречи́стая, на немощны́я лю́ди Твоя́, Наде́ждо на́ша. Разсе́янныя собери́, заблу́дшия на путь пра́вый наста́ви, отпа́дшия от благочести́выя оте́ческия ве́ры па́ки возврати́, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, младе́нцы воспита́й и просла́ви сла́вящия Тя, изря́днее же — Це́рковь Сы́на Твоего́ соблюди́ и сохрани́ в долготу́ дний.
О Ми́лостивая и Преми́лостивая Цари́це Небесе́ и земли́, Богоро́дице Присноде́во! Хода́тайством Твои́м поми́луй страну́ на́шу и во́инство ея́ и вся правосла́вныя христиа́ны, сохраня́ющи их под кро́вом ми́лости Твоея́, ри́зою Твое́ю честно́ю защити́ и моли́ из Тебе́ воплощша́гося без се́мене Христа́, Бо́га на́шего, да препоя́шет ны свы́ше си́лою на вся ви́димыя и неви́димыя враги́ на́ша. Спаси́ же и поми́луй, Госпоже́, Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, иере́и же и диа́коны и весь при́чет церко́вный, и весь мона́шеский чин, и вся́ правове́рныя лю́ди, поклоня́ющияся и моля́щияся пред честно́ю Твое́ю ико́ною.
При́зри на всех нас призре́нием ми́лостивнаго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ о́чи серде́чныя ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ о нас умоли́, преста́вльшияся во благоче́стии от жития́ сего́ рабы́ Твоя́ в ве́чней жи́зни со А́нгелы и Арха́нгелы и со все́ми святы́ми причти́, да одесну́ю Сы́на Твоего́ Бо́га предста́нут, и моли́твою Твое́ю сподо́би вся правосла́вныя христиа́ны со Христо́м жи́ти и ра́дости а́нгельския в Небе́сных селе́ниих наслажда́тися.
Ты бо еси́, Госпоже́, сла́ва Небе́сных и упова́ние земны́х, Ты на́ша Наде́жда и Засту́пница всех притека́ющих к Тебе́ и Твоея́ святы́я по́мощи прося́щих. Ты Моле́бница на́ша те́плая к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему.
Твоя́ Ма́терняя моли́тва мно́го мо́жет на умоле́ние Влады́ки, и Твои́м предста́тельством ко Престо́лу благода́ти Пресвяты́х и Животворя́щих Его́ Тайн приступа́ти дерза́ем, а́ще и недосто́йнии.
Те́мже всечестны́й о́браз Твой и руко́ю Твое́ю держи́маго Вседержи́теля ви́дяще на ико́не, ра́дуемся, гре́шнии, со умиле́нием припа́дающе, и любо́вию сей целу́ем, ча́юще, Госпоже́, Твои́ми святы́ми Богоприя́тными моли́твами дойти́ Небе́сныя безконе́чныя жи́зни и непосты́дно ста́ти в день су́дный одесну́ю Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, сла́вяще Его́ ку́пно со Безнача́льным Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м, Животворя́щим и Единосу́щным Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь .
Здесь опубликована хорошая статья по иконографии праздника Успения: https://pravslov.ru/ikony-uspenija.html