------------------- Красная горка
Православие сегодня Праздники Праздник Красная горка – православный?

Праздник Красная горка – православный?

0 Comments
Красная горка

«Сочтемся весной на бревнах, на Красной веселой горке». «Красная горка – сватать спорко». Эти и другие поговорки посвящены древнему празднику, который приходился в одних местностях дореволюционной России на первый воскресный день после Пасхи, в других же Красной горкой именовали вообще всю седмицу, которая начиналась с Фомина воскресенья. Такой разнобой не случаен: происхождение праздника – не церковное.

Почему так называется

Слово «красная» на славянских языках издревле означало не цвет, а красоту. В этом смысле, например, «красной» в богослужебных текстах именуется Пасха. А в обиходе говорили еще «весна красна», имея ввиду время года, когда деревья одеваются листвой, появляются трава, цветы – и вправду ведь красота. Наступлению весны, кстати, и был посвящен этот древний славянский праздник, продолжавшийся далеко не один день – отсюда и старая, кое-где сохранявшаяся еще в XIXв., традиция: праздновать по крайней мере неделю.

Ну а почему «горка»? Большинство современных этнографов полагают: потому, что гуляния этих дней проходили действительно на возвышенностях, которые первыми освобождались от снежного покрова. В XIXв. существовала и точка зрения известного исследователя русской традиционной культуры, А.А.Коринфского, что, мол, на этих горках наши языческие предки обычно жгли костры в честь славянского «божества» Даждьбога, оттого и появилось такое название праздника.

Впрочем, современные историки к мнению Коринфского относятся скептически: хоть оно и вполне логично, но не доказано. Ведь уже к XIXв. имена славянских богов знали разве что специалисты, читавшие русские летописи, а народ – едва ли помнил. И если уж на то пошло, то сохранилось белорусское название праздника – Ярылавица, от имени другого «божества», Ярилы, кстати, «отвечавшего» как раз за солнце и весну. Может, ему когда-то и жгли костры, а вот о Даждьбоге действительно ничего не известно.

Были и другие названия праздника, распространенные в народе. Все они больше христианские – Фомина неделя, Фомино воскресенье. А кое-где даже прижилось греческое «Антипасха».

История установления и интересные факты

О том, кто и когда установил обычай встречи весны – а это основное содержание Красной горки, разумеется, ничего не известно. Понятно лишь, что с распространением христианства на славянских землях традиция была «воцерковлена». И как бы «совпала» с воскресным днем после Пасхи. Возможности совместить древнюю традицию и христианский праздник способствовали:

  • наступление весны, когда так легко было говорить об обновлении души, начале новой жизни;

Недаром еще в IV в. свт. Григорий Богослов говорил в слове на Фомино воскресенье:

«Обновитесь, отбросьте древнего человека только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать…Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»

  • то, что Церковь начиная именно с Антипасхи разрешает совершать венчание – а Красная горка как раз и у славян была временем свадеб.

Это надо делать?

Так древняя традиция сблизилась с церковной, но, конечно, не слилась с ней. Исторические факты свидетельствуют, что Красная горка все же была больше языческим, чем христианским праздником. Оттого немало путаницы и у наших современников – какие традиции Красной горки благочестивы, какие не очень, какие – вовсе неприемлемы для христианина.

Свадьбы на Красную горку

Церковное венчание в этот день и в другие дни седмицы – возможно и правильно. Особенно радостно, что новая семья рождается в Пасхальные дни, как бы освящается светом Христова Воскресения, которому христиане радуются до 40 дней. Однако вот считать, что само по себе венчание в этот день «гарантирует» счастливую семейную жизнь, достаток, везение – уже чистое язычество.

Свадьба после Пасхи – действительно особенная, благословенная, но разве можно предсказать, какой окажется воля Божия, ведущая супругов к спасению путями, которые полезны им? Кому-то действительно полезно благополучие, иным же – скорби. Разумный христианин не просит себе «везения» и «достатка», а полагается на волю Того, Чья любовь к людям особенно явна в пасхальные дни.

Катать яйца с горки?

Действительно, существовала такая народная игра. Многие играют в нее и в наши дни – впрочем, не на Красную горку, а непосредственно после Пасхи. Вот как описывается эта народная забава, например, на странице Троицкого кафедрального собора Саратова:

«Для горки нам потребуется деревянный желобок длиной не менее метра, а шириной около 20 см. Края-бортики невысокие – по 3-5 см. Один конец желобка поднимают от земли на 10-20 см.

Игр с пасхальными яйцами достаточно много. Вот некоторые из них.

  1. Катание яиц с горки. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель. Он забирает яйцо проигравшего.
  2. Воротца. Устанавливают два прутика (две кегли или два стакана) на расстоянии чуть шире яйца. Желобок ставят недалеко, за один шаг от воротцев. Все кто хочет играть, ставят яйцо на кон. Затем эти же яйца пускают в воротца. У кого яйцо прокатится, тот все яйца и забирает».

Такие игры особенно любили, конечно, дети.

Ходить на кладбище?

А вот дело куда более серьезное: у наших предков принято было к Красной горке еще раз красить яйца – на сей раз затем, чтобы отнести их (вместе с праздничными пасхальными блюдами, которые остались от Светлой Седмицы) на могилы родных, таким образом, «поздравив» их с Пасхой. Действительно, всю Пасхальную Седмицу традиционно не служились панихиды, не произносились имена усопших на ектениях во время литургии, не читались псалмы о покойных дома — ради светлого праздника жизни и Воскресения. А с Фоминой недели все молитвы об усопших  возобновляется.

Но значит ли это, что в воскресный день стоит идти на кладбище? Нет. Воскресные дни, само название которых говорит о том, что это воспоминание о Воскресении Господа, вообще не очень удачное время для посещения кладбищ и скорби о родных.

К тому же есть особый день после Пасхи, для этого предназначенный – вторник после Фоминой недели, Радоница (детали). Другое дело, что не все могут попасть на кладбище именно в этот день, другие – справедливо опасаются дорожных пробок. Поэтому в таких случаях, конечно, можно приехать на могилу в иное время. Но все же день воскресный лучше посвятить посещению богослужения.

Ну а оставлять на могилах продукты – уже чисто языческий обычай, это «кормление покойников», языческая тризна. Христианин же знает, что бессмертная душа не нуждается в земных продуктах, ей нужна, прежде всего, молитва родных и церковное поминовение.

Другие народные традиции и суеверия

У наших предков были распространены также:

  • «закликание» весны, когда пелись особые обрядовые песни – кстати, делалось это, как правило, с вершины холма, и это – еще одна версия именования праздника; делали это девушки, водившие хороводы, певшие ритуальные песни: «Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся…»; вообще Красная горка преимущественно была женским и девичьим праздником;
  • смотрины невест, когда они ходили по деревне, одетые в лучшие наряды;
  • вообще игры молодежи, пропустить которые считалось не просто нехорошим делом, но – дурной приметой для того, кто решил «отсидеться» дома – мол, или не женится/не выйдет замуж вообще, или супруг/супруга будут с изъяном, или даже грозит скорая смерть;
  • «опахивание» села, чтобы оградить его от нечистой силы.

Вот как почти экзотически выглядел этот обряд – кстати, его также совершали женщины и девушки по материалам современных этнографов:

«В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями. За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с иконой Казанской Божьей Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты».

Ну а впереди шли пожилые женщины… с Казанской иконой Богородицы! А завершалось все пирушкой примерно до 3 ч. ночи – веселиться позже считалось… грехом! А опахивать село, распустив волосы и читая заговор – разумеется, нет…

Приметы о погоде

По ней наши предки пытались предугадать будущее лето. Например, яркое солнце могло означать лето теплое, урожай хороший. А если небо ночью было звездным – уродятся овощи.

Почитание

Обычаи встречи весны, конечно, существовали у всех языческих народов. Кое-что дожило и до наших дней – например, болгарские куклы-«обереги» «мартеницы» (от слова «март»), или польские традиции носить по деревне зеленую ветвь, знаменующую возрождение природы после зимы. Впрочем, климат в этих странах мягче, весна приходит пораньше.

Но именно к таким язычникам обращено цитированное выше слово свт. Григория Богослова, призывающее обратиться от радости о возрождающейся природе к радости о Господе. Сейчас, впрочем, эти народные традиции, которые можно увидеть например, на праздниках проводимых музеями – скорее, историческая реконструкция. То же и в России. Впрочем, здесь люди нет-нет, да и норовят «обставить» языческих предков по части разных суеверий – по большей части лично изобретенных.

«Радужное воскресенье» и другие

Вот, например, рассказ из одного блога на канале «Дзен»:

«Почему-то некоторые люди не задумываются о том, что когда положить конфеты, яйца, печенье на могилку, что их кто-то должен скушать.У меня с детства остались только хорошие воспоминания о Пасхе именно благодаря традиции собирать конфеты и другие угощения с могилок. И вот сейчас я передаю эту традицию и сыну».

Дальше – больше:

«На Пасху мы пошли навестить могилки предков, а по дороге собирать конфеты. Я не думала, что в этом году особо большой улов будет, потому что годами ранее очень много ходило цыган собирать. Тем не менее мы набрали яиц, печенья и конфет на 5-6 кг. Некоторые осуждающе смотрели на нас, даже как-то брезгливо. Потому что вроде хорошо одетые женщина и ребёнок собирают сладости на кладбище…»

Действительно, и что такого, верно?

А вот новость с портала города Мурома:

«В день Пасхи и Радужного воскресенья в Муроме будут курсировать дополнительные автобусные маршруты. Они свяжут центр города и муниципальные кладбища».

Остается лишь предполагать, что словосочетание «Радужное воскресенье» возникло из местной «транскрипции» слова «Радоница» или «Радоницкое», то есть воскресный день перед Радоницей. Традиция в воскресный день идти на службу, а не на кладбище? Не, не слышали…

И это – лишь малая часть того, что советуют «знающие» люди на Красную горку – например, умывать лицо дождевой водой, если идет дождь – и будешь красивым до старости. Или запрет мести веником дом, чтобы не вымести здоровье. И многое другое.

В творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов

Народный очень красочный праздник, конечно, нашел широкое отражение в творениях людей искусства:

  • широко известны картины русских художников, изображающие хороводы в селах, гуляния; это, например, работы А.К.Саврасова, М.М.Гермашева, В.Г.Астрахова и других;
  • упоминания о празднике не раз встречаются в книге И.С.Шмелева «Лето Господне».

А вот посвященные празднику песни – больше старинные, народные. Вот что пели русские крестьяне:

«Сведи, маменька, в хоровод гулять,

В хоровод гулять, невест выбирать».

«Выбирай-кося, добрый молодец,

Самолучшую дочь дворяночку.

 

Дочь дворяночка выходила к нам,

Выходила к нам, говорила нам:

«Добрый молодец, не жена тебе,

Твоему дому не хозяюшка,

Белым рученькам не заменушка.

«Сведи, маменька, в хоровод гулять,

В хоровод гулять, невест выбирать».

«Выбирай-кося, добрый молодец,

Самолучшую дочь мещаночку.»

Дочь мещаночка выходила к нам,

Выходила к нам, говорила нам:

«Добрый молодец, не жена тебе,

Твоему дому не хозяюшка,

Белым рученькам не заменушка».

 

«Сведи, маменька, в хоровод гулять,

В хоровод гулять, невест выбирать».

«Выбирай-кося, добрый молодец,

Самолучшую дочь крестьяночку.»

 

Дочь крестьяночка выходила к нам,

Выходила к нам, говорила нам:

«Добрый молодец, я жена тебе,

Твоему дому я хозяюшка,

Белым рученькам заменушка».

 

«Родна маменька, я женат хожу,

Я женат хожу, с женой гуляю,

Где ни сойдемся, там обнимемся,

Где ни встретимся — поцелуемся».

Как праздновать

Разумно и по-христиански, без суеверий в вообще того, что Апостол Павел еще в I в. называл «негодными бабьими баснями». Сходить в храм, помолиться, может быть – принять Причастие. Не грех устроить и домашнее застолье.

Есть запреты?

Есть. На соблюдение языческих «традиций» различных «радужных воскресений». Что до домашних дел, то в воскресенье – день, посвященный Богу – они, конечно, не очень желательны, но по необходимости допустимы

Значение и смысл

Для христианина Красная Горка – лишний повод увидеть в возрождении природы руку Господа, восхититься Его творением. И – постараться украсить и свою душу, видя, как радуется весенний мир о своем Создателе.

Наталья Сазонова

Отрывок из проповеди

Иеромонах Димитрий (Волков), Оптина пустынь:

«… Вспоминая об апостоле Фоме, о его кажущемся неверии, Церковь точно также связывает с этим днем обновление всего мира, ибо через Воскресение Христово мы получаем шанс к нашему личному обновлению.

Начинается как бы новая эпоха, новая эра, в которой христианин уже способен достичь благодатного соединения со Христом, с Богом и еще на этой земле способен очистить свое сердце и присоединиться к сонму святых. Именно святые и преподобные – это и есть те, которые не видели Христа, которые жили после Него, но уверовали.

Именно мы с вами сегодня призываемся к этому подвигу святого апостола Фомы взыскивать, дерзать о том, чтобы Господь снова пришел к нам, явился. Явился, потому что мы были послушны, потому что мы очистили свое сердце. А именно этого Господь в первую очередь и желает.

Христос воскресе! — Воистину воскресе!» 

Поздравления

  • «Антипасха пусть станет долгожданным праздником, согреет сердца и дом. Пусть небо оберегает и не дает грустить. С Красной горкой!»

С Красной Горкой поздравляю!

Счастья в дом, добра желаю.

Также Божьей благодати

И семьи надежной, кстати!

 

Тёплого солнышка, чудесной весны,

Пусть любовью сердца будут полны,

Счастья большого и мира желаю,

С Красной горкой я вас поздравляю!

 

«Поздравляю со светлым праздником! Пусть жизнь будет наполнена чистой радостью, любовью и красотой».

 

Весна, природы обновленье,

И светлый праздник вновь у нас.

О том, что вечно Воскресенье

Напоминает еще раз.

 

Вторая Пасха наступает,

Земля ликует, небеса.

И даже горка расцветает

Красой, чтоб величать Христа.

 

И это дивное цветенье

Природы и сердец людских

Пусть окрыляет на свершенья

Дел добрых, праведных, благих!

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

День накануне Богоявления — Крещенский сочельник: как провести праздник по-христианскиДень накануне Богоявления — Крещенский сочельник: как провести праздник по-христиански

2 комментария
Когда бывает Крещенский сочельник

Церковный год знает два дня, которые именуются так – один накануне Рождества Христова, другой же – на 12 день после него: Крещенский сочельник. Это всегда 18 января — дата строгого поста, в 2025 году — суббота. Что значит слово «сочельник» Это народное именование дня, который

Праздники

14 февраля — Трифонов день, или Кто назначил святого покровителем охотников и рыбаков14 февраля — Трифонов день, или Кто назначил святого покровителем охотников и рыбаков

0 Comments
День святого Трифона -14 февраля

Есть событие для православной России значительное и замечательное (при этом без всяких маркетинговых штучек) — День памяти святого Трифона Апамейского, который приходится на 14 февраля. Но все отнюдь не просто… Святой Трифон на Руси На Руси почитание стало распространяться после истории «О царском сокольничем», произошедшей

Праздники

Как Владимирская икона Богородицы Москву спасает: Стояние на Угре в 1480 году и события 1993-го:Как Владимирская икона Богородицы Москву спасает: Стояние на Угре в 1480 году и события 1993-го:

3 комментария
День Владимирской - Стояние на Угре 1480

6 июля — Празднование Владимирской иконы. Символ России и одновременно ее защитница и святыня, может быть, самая известная и любимая – таков Владимирский образ Божией Матери, праздники которой  отмечаются несколько раз в течение церковного года. И каждый из них посвящен особому событию помощи Пречистой, которая

Праздники

Усекновение главы Иоанна Крестителя: в храме — особые молитвы о страждущих от винопития и наркомании+панихида о павших воинах, а на трапезе — постная пища с масломУсекновение главы Иоанна Крестителя: в храме — особые молитвы о страждущих от винопития и наркомании+панихида о павших воинах, а на трапезе — постная пища с маслом

0 Comments
Усекновение главы Иоанна Предтечи

 11 сентября  Церковь вспоминает трагическое событие — Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи. И это день строгого поста. Особенности храмовых богослужений, уникальные молитвословия дня и значение даты для современных православных христиан — в статье. Что празднуем Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна —

Праздники

Собор 12-ти Апостолов Христа: кто эти люди, о чем им молиться и что вообще празднуемСобор 12-ти Апостолов Христа: кто эти люди, о чем им молиться и что вообще празднуем

0 Comments
13 июля - Собор 12 Апостолов

На следующий день после празднования первоверховным Апостолам Петру и Павлу, Церковь чтит весь «лик» 12 ближайших учеников Христа. Кто же они и что празднует Православная Церковь. Что празднуем 13 июля Ежегодно в одну и ту же дату (13 июля) Церковь празднует Собор святых славных и

Праздники