------------------- Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки
Православие сегодня Святые Всё все это о «Солунских братьях», святых Кирилле и Мефодии, память которых – больше, чем церковное торжество

Всё все это о «Солунских братьях», святых Кирилле и Мефодии, память которых – больше, чем церковное торжество

0 Comments
Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки

24 мая – не просто церковный, но с некоторых пор – государственный праздник, посвященный памяти двух греческих миссионеров. Благодаря святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию наши предки услышали Слово Божие на родном языке.

День славянской письменности и культуры в память свв. Кирилла и Мефодия

Если быть совсем точным, сейчас на уровне государства это не «день», а «дни», которые 24 мая, когда празднуется память обоих святых, как бы достигают своей кульминации. Но несколько недель до этого момента в епархиях Русской Церкви проходят выставки, конференции, работают дискуссионные площадки, посвященные традиционным основам русской культуры, тесно связанным с миссионерской деятельностью братьев и особенно – со славянской письменностью, которую создали они и их ученики.

Кто такие и чем знамениты Кирилл и Мефодий

  1. Братья жили в IX в., родились в греческом городе, который теперь более привычно именуют Фессалоники, а на славянском его название звучало как Солунь – отсюда именование святых «Солунскими братьями». Город известен тем, что уже в I в. здесь была христианская община, к которой Апостол Павел адресовал два своих послания.
  2. Историки до сих пор дискутируют о том, какова национальность Кирилла и Мефодия, ведь в Византии, на территории которой они родились, проживали сотни разных народов. Есть мнение, что они имели греческое происхождение, другие историки думают, что братья были славянами: например, ученые Болгарии, где святые – одни из самых любимых и чтимых, традиционно считают их болгарами. Надо сказать, что национальный состав жителей Фессалоник был очень пестрым, так что здесь жили и греки, и славяне, и другие народы. Правда и то, что славянский язык звучал здесь почти так же часто, как греческий – и именно поэтому братья так хорошо его знали. Но были ли они действительно славянами, точно не известно.
  3. Мирское имя старшего из братьев, Мефодия, остается неизвестным. Именем св. Кирилла было Константин, и монашество он принял незадолго до кончины.
  4. Прославились они, прежде всего, как миссионеры на землях славян, переводчики христианского богослужения на славянский язык, по сути – создатели особого «извода» славянского языка – церковно-славянского, а также крестители славянских народов.
  5. В церковной практике принято говорить о них как он «Мефодии и Кирилле, учителях словенских», первым упоминая Мефодия, как имевшего сан епископа. А в обиходе светских людей чаще звучит «Кирилл и Мефодий», ведь св. Кирилл – создатель азбуки, существующей до наших дней и даже называемой по его имени.

Почему равноапостольные

Церковь прославляет святых как угодников Божиих, которые совершали подвиг распространения христианской веры, равный тому, который взяли на себя ученики Христовы. И действительно, братья – не только просветители, но и, по сути, основатели христианских общин на землях славян.

В чем заслуга Кирилла и Мефодия

Можно сказать, что в смысле распространения веры они действительно были апостолами для славян, особенно – болгар, которые до сих пор благодарно чтут их подвиг. Кроме этого, они создали славянскую азбуку, перевели с греческого языка богослужение.

Сейчас существует множество домыслов и спекуляций по поводу якобы «уничтожения» исконно славянской письменности в процессе христианизации. Есть различные мнения, каким алфавитом пользовались славяне до Крещения – вплоть до гипотезы об использовании ими скандинавских рун. Однако, доказательств этому нет. Но, если письменность у славян была до принятия христианства, непонятно, зачем было Солунским братьям «изобретать» новую, ведь их целью было христианское просвещение, а не создание языка. Поэтому большинство историков и держатся мнения, что славяне, скорее всего, письменности не имели.

Солунские братья: биография

Семья, в которой родились святые, была известной и в свое время – даже приближенной к императору. Так, дед святых занимал высокое положение в Константинополе. Однако, по какой-то причине впал в немилость и так оказался, можно сказать, в глубокой провинции – в Фессалониках. Сын его, и отец братьев, избрал карьеру военного. Он служил друнгарием, как бы теперь сказали – офицером, при правителе города. В семье Льва было, как утверждает предание, 7 сыновей, причем Мефодий был старшим, Константин же – самым младшим. Ощутимая разница была у братьев не только в возрасте, их характеры, темпераменты тоже отличались. Мефодий – порывистый, энергичный, решительный. А Константин, как говорят, с детства тяготел к созерцанию, молитве, чтению книг.

От стратега до монаха

Мефодий с юности по примеру отца избрал военную карьеру, казалось, соответствовавшую его характеру и способностям. К тому же семья сохраняла и некоторые связи при царском дворе. Так что уже через несколько лет Мефодий был стратегом (командующим войсками) в Славинии, одной из провинций империи. Но неожиданно, на пике карьеры, он оставил мир и принял иноческий постриг. Он ушел на гору Олимп, где подвизался в монастыре Полихрон, даже – был выбран братией во игумены. Есть данные, что у него не раз бывал и подолгу жил младший брат.

Константин Философ

Вероятно, это прозвище он носил с юности. Любитель книжной учености, Константин едва ли не с детства выделялся умом и великолепной памятью. Известно, что он:

  • учился вместе с сыном императора в Константинополе (по другой версии, был его учителем, ведь царевич был ребенком, а Константин – юношей);
  • владел несколькими языками; кроме греческого и славянского – арамейским, ивритом;
  • имел перспективу светской карьеры, для чего ему даже предлагали заключить выгодный брак; Константин отказался от него, однако, из Константинополя его не отпустили, определив теперь на церковное служение – он стал диаконом, и, вероятно, патриаршим библиотекарем; кроме этого преподавал философию, отчего прозвание Философа закрепилось за ним окончательно.

Миссия

Очень скоро у Константина появляется новое послушание – миссионерство среди нехристианских народов, куда ездили византийские монахи или светские миссионеры достаточно часто. «Варвары», жившие близ великой империи, тянулись к вере, и, конечно, искали покровительства императора, или союза с ним. Для таких трудов Константин, как полагало священноначалие, подходил идеально: умный, образованный, полиглот, и, конечно, твердый христианин, ведущий напряженную молитвенную жизнь, часто бывающий у брата в монастыре. Вероятно, однажды Константин предложил участвовать в его миссионерских трудах и Мефодию. Вместе братья:

  • ездили в Хазарию в 860-862 гг.; согласно «Житию» Константина, там произошел его диспут с иудеями и мусульманами, окончившийся победой святого; арабские источники, однако, говорят, что в реальности «переспорил» всех раввин, а Константин и Мефодий вернулись в Византию, не убедив Хазарского кагана обратиться ко Христу;
  • обрели мощи свт. Климента Папы Римского в море близ Херсонеса – это случилось на пути к Хазарии, в 861 г.; впоследствии святыня была доставлена братьями в Рим.

Дело жизни

Сразу по возвращении из Хазарии братьев ждало новое поручение. Прибыли послы от князя Ростислава Моравского. Они просили «епископа и учителя» для обращения народа к истинной вере. Тогда император, призвав Константина, сказал ему: «Слышишь ли, Философ, речь сию? Никто другой не может сделать этого, кроме тебя. Так на тебе дары многие, и, взяв брата своего игумена Мефодия, ступай же. Ведь вы с ним солуняне, а солуняне все чисто по-славянски говорят».

Так началась еще одна миссия – на славянских землях. Она продлится несколько десятилетий – до кончины святых. Тогда же, в 863 г., как говорят летописи, Кирилл создал славянскую азбуку – для перевода на этот язык Евангелия и богослужебных текстов.

Славянская азбука до Кирилла и Мефодия

Достоверных данных о ней не сохранилось. Есть упоминания о «чертах» и «резах», предположения, что элементы этой письменности были использованы при создании алфавита Солунскими братьями. Кроме того, считается, что славянам, тесно контактировавшим со Скандинавией, были известны руны. Однако, они никак не могли послужить основой алфавита: прежде всего, потому, что это письмо – во многом так называемое «смысловое», а не буквенное: каждая руна имела определенное значение. Кроме того, руны использовались для предсказаний в языческих ритуалах, а это было неприемлемо с христианской точки зрения.

История первой азбуки

Болгарский автор, вошедший в историю под именем Черноризец Храбр, указывает год создания письменности, но не конкретизирует, какой из двух алфавитов имеется ввиду.

Глаголица и кириллица

Существуют и различные мнения о том, какой из двух алфавитов создан св. Кириллом, какой – его учениками.

  • согласно самой распространенной позиции историков, Кирилл – создатель глаголицы; буквы эти очень своеобразны, не похожи ни на один из существовавших тогда алфавитов, так что многие исследователи склоняются к тому, что они – плод личного творчества святого; в отличие от глаголицы, кириллица, основанная на греческом алфавите – творение уже его учеников, и, возможно, названа ими в память об учителе, уже после его кончины;
  • есть и другое мнение: согласно ему, историческое название «кириллица» несомненно говорит, что этот алфавит создан младшим из Солунских братьев; а вот глаголицу действительно могли создать последователи Кирилла
Чем славянский алфавит отличается от современного (в т.ч сколько букв)

Кириллица насчитывала 43 буквы, глаголица – 40, а современный русский алфавит – это лишь 33 символа. Таков результат нескольких реформ правописания, последняя из которых проведена в 1918 г. советскими властями. Целью их было провести культурный «водораздел» между Россией царской, христианской, и советской, атеистической. Действительно, современному человеку сложны как особенности правописания, принятые до революции, так и некоторые буквы, упраздненные в 1918 г., такие, как «ер», «ять», «ук».

Скорби и гонения

Деятельность братьев в Моравии меньше всего была похожа на работу кабинетных ученых, в тиши переводящих книги:

  • им не раз приходилось вступать в споры с западными священниками, которые тоже активно миссионерствовали в Моравии и держались мнения, что богослужение может совершаться лишь на трех «сакральных» языках – еврейском, греческом и латыни;
  • в 867 г. на братьев донесли в Рим, как на еретиков – кстати, об остроте полемики говорит то, что св. Константин утверждал что его оппоненты сами держатся «трехъязычной ереси».

Правда, «вечном городе», против ожиданий, Папа Римский принял братьев с добром – хотя бы потому, что они доставили святыню, мощи свт. Климента. Константину и Мефодию легко удалось убедить Римского Предстоятеля, что ничего «еретического» они не делают, напротив, помогают людям понять истины веры на их родном языке. Более того, Папа Римский:

  • велел положить в храмах города книги, переведенные святыми;
  • рукоположил во священников нескольких пришедших с ними соратников, а Мефодия – во епископа Моравии и Паннонии.

Константин-Кирилл

Пора было возвращаться – но вдруг тяжело заболел Константин. Перед кончиной он принял монашество с именем Кирилла, под которым ныне и знает его весь мир. Житие святых сохранило его завещание брату – окончить труд их жизни: «Вот, брат, были мы с тобой как два вола в упряжи, пахали одну борозду, и я, дойдя борозду, падаю, свой день окончив. A ты хоть и очень любишь гору, но не моги ради горы оставить учительство своё, ибо чем иным можешь ты лучше достичь спасения?» Под «горой» Кирилл имел ввиду, конечно, Олимп, куда очень хотел бы уйти Мефодий, искавший монашеского уединения. Но, подчинившись воле брата, он вернулся в Моравию – чтобы до конца донести свой крест.

Епископ Мефодий

По смерти брата он прожил еще около 16 лет. Все они были посвящены проповеди в Моравии – и отстаиванию славянского богослужения:

  • в 872 г. Мефодий был арестован по наущению германских священников, три года пробыл в тюрьме;
  • в 874 г. – едва освобожденный из тюрьмы, снова служил на славянском, хотя на это уже действовал запрет, и даже крестил князя Борживоя и его жену Людмилу из Чехии;
  • в 879 г. – снова оправдывался перед Папой в Риме и даже получил буллу, с разрешением служить на славянском;
  • с 881 г. с учениками три года жил в Константинополе, переводя на славянский язык Ветхий Завет, творения святых отцов – а потом вернулся в Моравию.

Земной путь святителя окончился в 885 г. Он умер мирно, на Вербное воскресенье. Перед самой кончиной – нашел в себе силы сказать последнюю проповедь в храме. По смерти свт. Мефодия его противникам удалось запретить славянские богослужения в Моравии, так что ученики святого перебрались в Болгарию – она и стала с этого времени центром распространения славянской книжности.

Где похоронены, мощи

Братья были погребены в разных местах:

  • Кирилл – в Риме, по данным жития, в базилике, выстроенной в честь свт. Климента, Папы Римского; впоследствии его честные останки не раз переносились – и к настоящему времени сохранились только частицы, которым можно поклониться в Словакии (соборный храм г. Нитра), в базилике в Велеграде (Чехия) и в Риме, в капелле при Словацкой коллегии свв. Кирилла и Мефодия;
  • Мефодий, согласно его житию, погребен был на месте служения, в Моравии, в соборном храме; место, где находился храм, в настоящее время неизвестно.

Просветители и создатели письменности на Руси не были?

Действительно, данных о том, когда пришли на Русь святые и были ли они здесь вообще, нет. Да это и оказалось бы сложной задачей: хотя русичи и знали о христианстве, абсолютное их большинство были язычниками, не проявляли желания креститься и князья.

Ученики Кирилла и Мефодия

В Болгарии к их числу относят «святых седмочисленников», то есть семерых святых. Это Горазд (преемник свт. Мефодия на епископском престоле), Константин, Климент, Савва, Наум, Ангеляр и Лаврентий. Большая часть святых жили в Охриде, который был столицей епархии в Болгарии. После смерти Мефодия они продолжали его дело. Именно из Болгарии спустя более 100 лет Русь получит первые богослужебные книги. К тому же есть мнение современных историков, что и Русская Церковь от Владимира Святого до Ярослава Мудрого относилась не к Константинопольской, а к Охридской Патриархии – до того момента, как Болгария стала провинцией Византии.

Почитание

Оно было равным как на Востоке, так и на Западе. И все же особенно любили святых именно на месте их проповеди – на землях славян. Впрочем, по времени память

День Кирилла и Мефодия (в т.ч в Чехии, Болгарии)

Впрочем, по времени память святых как бы поблекла. И лишь в середине XIX в., когда ввиду противостояния Турции, господствовавшей на Балканах, актуальной становится тема славянского единства, о святых братьях вспомнили:

  • в Болгарии, где в 1858 г. их день впервые за столетия был отмечен с особой торжественностью;
  • в Чехии – здесь день празднования святым 5 июля; считается, что это – дата, когда они прибыли в Моравию;
  • в России – праздник стал и государственным, и церковным, с 1863 г.

Память святых на государственном уровне чтится также в Македонии, Словакии и Приднестровской республике.

Иконы

Чаще всего святые изображаются вместе, как вместе и несли свое служение. Свт. Мефодий – в епископских ризах, св. Кирилл – в монашеском одеянии. Св. Мефодий пишется старцем, а Кирилл – молодым, с темными власами и бородой.

Самостоятельные изображения святых можно видеть нечасто: одна из таких мозаик, например, в Риме, в базилике св. Климента, где находится гробница св. Кирилла. Болгарский мастер Л. Далчев (1929 г.) изобразил лик святого, прекрасно передав его одухотворенность и ум.

В каких городах есть памятники (в т.ч в Китай-городе, Мурманске)

Они есть в Болгарии, на Украине, в России. Один из первых монументов появился на Славянской площади Москвы в 1992 г. Его автор – В. Клыков. Кроме того, памятники святым установлены в Мурманске (он находится на площади Первоучителей, названной в честь святых), а также в Севастополе, Владивостоке, Саратове, Ханты-Мансийске и других городах.

Храмы

Первые церкви, посвященные святым, появились в России в конце XIX в., однако, их было немного. К настоящему времени храмов святых насчитывается уже более 80, большая их часть – постройки последних десятилетий, либо строящиеся.

Учебные заведения

Самые известные из носящих имя святых братьев – институт теологии Белорусского государственного университета и Общецерковная аспирантура и докторантура в Москве. Есть университеты имени святых и за рубежом.

Молитва перед экзаменом святым

«О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле. К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и в вере Христовой наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещасте, отпадохом, обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращасте тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваши молитвы не отвратите, но, яко велие имуще дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братий возникающия, умирит, отпадшия паки во единомыслие приведет и всех нас единением духа и любве во единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви соединит. Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведника ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает. Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словесныя разсеваемы, от волков мысленных восхищаются, дадите убо нам молитвами вашими о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим и тако, в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога прославим во веки веков. Аминь».

В чем еще помогают

К святым обращаются не только за помощью в учебе. Молятся им и преподаватели, и ученые. Кроме того, святые – покровители миссионеров.

Значение деятельности для развития культуры древней Руси

Усилиями святых и их учеников на Русь – как на другие славянские земли пришла не просто письменность, но с ней – христианская вера. Столетия наши предки учились грамоте по Псалтири, Часослову – богослужебным книгам, переведенным святыми. А русский язык, даже современный, хранит множество слов, восходящих к Солунским братьям: пытаясь найти в языке славян отражение христианских истин – и не находя этого в речи язычников – они попросту «конструировали» новые понятия из имеющихся. Так появилось, например, слово «милосердие». А словом, которым именовали владельца имения, «господь», теперь стали называть Бога – создателя и управителя мира.

Можно ли назвать совершенное подвигом?

Конечно. Ведь им пришлось противостоять давлению, они были гонимы за свою приверженность славянскому языку и богослужению. И их усилиями наши предки, как и другие славяне, узнали о Христе, приобщились ко всему богатству многовековой христианской культуры. И не потому ли, что через язык христианство вошло «в плоть и кровь» уже в первые десятилетия по Крещении, Русь явила миру своих святых – благоверных князей Бориса и Глеба, Владимира Святого, прп. Антония и Феодосия Печерских? А будут и сотни других…

Наталья Сазонова

Молитва, тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 4:

 

Я́ко апо́столом единонpа́внии/ и слове́нских стpан учи́телие,/ Киpи́лле и Мефо́дие Богому́дpии,/ Влады́ку всех моли́те,/ вся язы́ки слове́нския утвеpди́ти в Пpавосла́вии и единомы́слии,/ умиpи́ти миp // и спасти́ ду́ши на́ша.

 

Кондак, глас 3:

 

Свяще́нную дво́ицу просвети́телей на́ших почти́м,/ Боже́ственных писа́ний преложе́нием исто́чник Богопозна́ния нам источи́вших,/ из него́же да́же додне́сь неоску́дно почерпа́юще,/ ублажа́ем вас, Кири́лле и Мефо́дие,/ Престо́лу Вы́шняго предстоя́щих // и те́пле моля́щихся о душа́х на́ших.

Молитва

О всехва́льнии равноапо́стольнии Мефо́дие и Кири́лле, припа́дающе пред честно́ю ико́ною ва́шею, усе́рдно мо́лим вы: воззри́те ми́лостивно на нас, и́хже трудо́м ва́шим просвети́ли есте́, и огради́те нас неусы́пным предста́тельством ва́шим от злых ко́зней вра́жиих! При́зрите у́бо на виногра́д сей, его́же насади́ли есте́, и не преда́йте ди́веему ве́прю озоба́ти его́. Сохрани́те, святи́и уго́дницы Бо́жии, Це́рковь на́шу Правосла́вную, ю́же вы назда́ли есте́ на краеуго́льном Ка́мени, Христе́, я́ко да бу́дет недви́жима, но да разсы́пятся о Ка́мень сей во́лны вся́каго малове́рия. Укрепи́те па́стырей на́ших во всех доброде́телех и в по́двизе пропове́дания, вразуми́те же пасо́мых, во е́же послу́шати гла́са их. Сохрани́те вся страны́ слове́нския от вся́каго оскуде́ния, от огня́ и меча́, от смертоно́сныя я́звы и от вся́кого зла. Услы́шите и вся́каго челове́ка; с ве́рою к вам приходя́щаго и благода́тныя по́мощи ва́шея тре́бующаго. В стра́шный же час сме́ртный предста́ните всем нам блази́и хода́таи и те́мных зра́ков де́монских прогони́телие, да в ми́ре и покая́нии сконча́вше земно́е по́прище, дости́гнем ве́чных благ наслажде́ния и ку́пно с ва́ми просла́вим Пресвяту́ю Тро́ицу — Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Величание

Велича́ем вас,/ святи́и равноапо́стольнии Мефо́дие и Кири́лле,/ вся слове́нския страны́ уче́ньми свои́ми просвети́вшия // и ко Христу́ приве́дшия.

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Чудотворец и целитель Самарский — святой праведный Александр ЧагринскийЧудотворец и целитель Самарский — святой праведный Александр Чагринский

0 Comments
Александр Чагринский Юнгеров

Шел такой непростой для духовной жизни страны XIX в. Нарастало безбожие, интеллигенция вместо «Царства Небесного и правды его» искала земной справедливости, ставя под сомнение саму православную веру. Еще несколько десятилетий – и наступит эпоха открытых гонений на православие. Именно тогда, укрепляя Своих верных чад, воздвигал

Святые

Имена и судьбы 7 святых женщин, которых Православная Церковь называет МироносицамиИмена и судьбы 7 святых женщин, которых Православная Церковь называет Мироносицами

0 Comments
Жены-мироносицы: сколько их и как зовут

«Три Марии» называют их католики, и полагают, что ко Гробу Господню пришли – и первыми увидели Его Воскресшим – только трое. А православный мир издавна считал, что Мироносиц, преданных Господу женщин, было значительно больше. Кто же они и сколько их на самом деле? Жены-мироносицы: кто

Святые

Почему говорят, что святой Алексий – Божий человек?Почему говорят, что святой Алексий – Божий человек?

0 Comments
Божий человек Алексий

Алексий, человек Божий… История жизни святого – одна из самых тяжелых для понимания современным человеком. Да и те, кто жил в его время – тоже не всегда понимали его. Чем выделяется в сонме святых Прежде всего, необычным именованием – «человек Божий», тогда как обычно святого

Святые

«Метафизическая загадка» жития, подвига и имени святой мученицы Татианы Римской«Метафизическая загадка» жития, подвига и имени святой мученицы Татианы Римской

0 Comments
Татьяна - святая мученица

Настоятель храма святой Татианы при Московском университете, протоиерей Владимир Вигилянский в одной из проповедей на Татьянин день призвал слушателей подумать: «Почему юная дочь римского консула во времена правления императора Александра Севера (208-235) стала покровительницей всего русского студенчества?Почему у католиков мученица Татьяна – это «третьестепенная» святая?

Святые

Русский Николай Угодник: Биография и чудеса святителя Иоасафа БелгородскогоРусский Николай Угодник: Биография и чудеса святителя Иоасафа Белгородского

0 Comments
Иоасаф Белгородский

«И вот вынесли гробницу с мощами святителя Иоасафа Белгородского — такого никогда не видел и вряд ли уже увижу — почти все больные, стоящие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены…» Так

Святые