Успение Пресвятой Богородицы

Прекрасный сон Божией Матери. Что значит для нас святое Успение Её

0 Comments
Успение Пресвятой Богородицы

В честь Успения Пресвятой Богородицы освящались наиболее значимые храмы Руси: соборы Киево-Печерской обители, города Владимира, позже – Москвы. Его праздновали как престольное торжество в Софийском соборе Киева: ведь русичи осмысливали Премудрость Божию, которой он был посвящен, как Богородицу. Каково же событие, которое стоит за одним из самых любимых нашими предками церковных торжеств?

Когда православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы

По юлианскому календарю праздник Успения Богородицы – 15 августа, а по григорианскому, который соответствует также гражданскому календарю, принятому в России – 28 августа. В этот же день отмечают праздник православные Иерусалимской Церкви, Польши, Сербии, Грузии. Те же Церкви, которые живут по так называемому новоюлианскому календарю, совпадающему по датам с григорианским (например, Константинопольская, Элладская) отмечают событие 15 августа, как и католики. Дате предшествует двухнедельный Успенский пост.

Успение Пресвятой Богородицы

Фамильное кладбище в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Восточном Иерусалиме. Здесь в 57 году апостолы погребли тело святой Девы Марии. В начале IV века царица Елена построила над Гробницей церковь в форме креста

Значение слова «успенье»

«Успение» — слово, означающие «сон», применяется не только к празднику Богородицы. Таким же образом – «усопший» или «усопшая» – Церковь именует умерших.

Пожалуй, впервые так сказал Сам Господь о Лазаре: «Лазарь, друг наш, успе» (Ин.11:11). Согласно св. Иоанну Богослову, ученики не поняли, что Иисус говорит о смерти, сказав: «Господи! если уснул, то выздоровеет». Но, как пишет Евангелист, «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин.11:12).

Это неудивительно: ведь до Христа никто не считал смерть подобной сну, после которого следует пробуждение. Но именно «чая воскресения мертвых» Церковь именует сейчас каждого скончавшегося «усопшим», «покойным» (пребывающим в покое Царства Небесного), но не «умершим».

Основания для этого дают:

  • Воскресение Самого Христа на третий день после Распятия;
  • Успение Его Матери, по котором Она не просто, как отлично знают все христиане, «мира не оставила еси», помогая, поддерживая каждого к Ней молящегося; но дело еще и в том, что, хотя гробница Матери Божией хорошо известна, тела Ее там нет.

Успение Божией Матери или смерть?

Согласно церковному преданию, именно Пресвятая Богородица стала первой из людей, после Самого Своего Сына, кто, пройдя через смерть, был воскрешен в обновленном теле и ныне пребывает с ним в Раю – не как бесплотная душа, но как полноценный человек с душой и преображенной плотью.

Прекрасный сон Божией Матери. Что значит для нас святое Успение Её

Образ Божией Матери «Милосердия двери»

Откуда мы знаем об этом событии

Евангелисты, Апостолы, чьи писания относятся к I в., ничего не говорят о том как душа Богородицы разлучилась с телом. Впрочем, и о Самой Матери Иисуса они также дают очень мало сведений. Пожалуй, больше всего их у Евангелистов:

  • Луки, описывающего важнейшие события Ее земной жизни (Благовещение, Рождение Спасителя);
  • Иоанна, рассказывающего о том, как Матерь Божия стояла у Креста в последние минуты жизни Господа, как Он «с рук на руки» («Се, Матерь твоя») передал Её любимому ученику.

Вот, пожалуй, и все. Поэтому о том, как скончалась Богородица, о последовавших затем событиях мы знаем из преданий, которые Церковь признает «апокрифическими» (буквальный перевод слова – «тайные», «сокровенные»), не включая к Канон книг Нового Завета. Среди этих писаний:

  • самое распространенное, известное по крайней мере по 100 рукописям, «Сказание святого Иоанна Богослова об Успении Богородицы»; несмотря на то, что сочинение надписано именем Апостола, относится оно к V или VI вв.;
  • еще два свидетельства, относящиеся к VII в., которые приписывают св. Дионисию Ареопагиту, ученику ап. Павла и св. Иосифу Аримафейскому, который вместе со св. Никодимом снимали Тело Господа с Креста.;
  • различные «Сказания об исходе» известны у армян, сирийцев, других христианских общин – по рукописям VIII в.

Таким образом, ни одно из сочинений не относится к веку Апостолов – однако, как считает Церковь, это не значит, что они не доносят до нас древние, бережно хранимые поколениями христиан, предания о последних днях жизни Матери Божией.

Как «умерла» Дева Мария

На основании этих преданий Церковь установила празднование события Успения. Что же известно о происшедшем?

Успение Пресвятой Богородицы

Мозаика монастыря Христа Спасителя в Полях, или по-гречески Хора. Стамбул

Когда и где произошла мирная кончина

Все сохранившиеся рассказы твердо говорят, что Успение случилось в Иерусалиме. Здесь Матерь Божия, по завету Своего Сына, жила у св. Иоанна Богослова.

О годе, когда произошло Успение, есть разные указания источников. Среди таких дат называют 48, 52 или 58 г. от Рождества Спасителя.

Если же принимать за данность, что св. Дионисий Ареопагит, принявший веру от св. Павла около 52 г., после этого около 3 лет сопровождавший его во время миссионерских путешествий, вместе с ним был при Успении, то годом кончины Матери Божией можно считать примерно 57 год.

Сколько лет было Богородице

Исходя из распространенного предания, что Иисуса Мария родила, будучи 16 лет, ко времени кончины Ей могло быть около 72.

Вместе с тем, точный год Успения, возраст Пречистой к этому времени, нигде в источниках не указаны.

Предания о событии

На основании апокрифов, доносящих до нас память христиан о происшедшем, мы знаем, что:

  • Богородица, Которая была для всей Церкви как бы живой иконой Своего Сына, Которую желали видеть сотни людей, Сама непросто переживала разлуку, всякий день желая соединиться с Иисусом, молясь на местах, связанных с Его жизнью на земле, особенно – ее последними днями; Марии были дороги все места Святого Города, связанные с преданием Сына на смерть в Гефсиманском саду, Его Распятием, Воскресением, Вознесением; особенно много молилась Мария у Его опустевшего Гроба – свидетеля Воскресения;
  • однажды именно во время молитвы на этом месте Пречистой явился Её Хранитель от детских лет – Архангел Гавриил; небесный посланник возвестил Марии скорое отшествие ко Христу, а как подтверждение своих слов и утешение Матери Иисуса – вручил ей благоуханную ветвь из самого Рая;
  • вернувшись домой, Мария возвестила св. Иоанну о том, что приблизился час Её отшествия из мира; начались последние дни Её земной жизни, душа готовилась к расставанию с телом, встрече с Сыном.

Эти дни, вероятно, отмечены множеством чудес милости Божией. Предание удержало одно, наиболее поразительное: когда уже приблизилось время кончины, то, по желанию Марии, Господь благоволил перенести к Её одру Апостолов, уже давно разошедшихся на проповедь по всей империи, чтобы они могли проводить Пречистую от земли на небо – и к тому же это небо увидеть.

Ведь, когда наступил час кончины, кровля скромного дома св. Иоанна Богослова, где на одре лежала Мария, как бы открылась, и все увидели блистающий свет, Ангелов – и Самого Господа, сходящего за чистой душой Марии, чтобы на Своих руках пронести ее мимо «духов злобы поднебесных», препятствующих всякой отходящей душе взойти «в горняя».

Апостолы не плакали о умирающей: их охватила небесная радость, не сравнимая ни с чем, они воочию видели теперь участь всякой праведной души. Не это ли зрелище позже вспоминал ап. Павел, писавший:

«Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше»

(Флп.1:21-23).

Но ученикам еще предстояло, прежде ухода, выполнить свою миссию на земле.

Что значил для апостолов уход Божией Матери

Место Её пребывания было известно христиански общинам, так что множество верующих приезжали во Святой Город, чтобы видеть Матерь Иисуса, говорить с Ней. Она была как бы духовной связью со Христом Воскресшим, Которого, еще как земного человека, Учителя, проповедника, помнили тысячи людей. После того, как Мария покинула этот мир, не только св. Павел, но все лично помнившие Христа могли со всем основанием сказать: «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор.5:16). Начиналась новая жизнь. Вероятно, у Апостолов просто не было возможности задуматься, какой она будет: ведь необходимо было приготовить тело Марии к погребению, ибо иудейский обычай велел хоронить умершего до захода солнца.

Погребение

Ее тело, обернутое, по обычаю, плащаницей, несли на украшенном одре, воспевая псалмы. Впереди процессии Апостолов шел св. Иоанн, неся райскую ветвь.

Прекрасный сон Божией Матери. Что значит для нас святое Успение Её

Дуччо ди Буонисенья. Успение Богордицы

Ход скорбного шествия скоро был нарушен. Еще при жизни Богоматерь была ненавидима иудеями как Мать Иисуса, Ее не раз покушались убить – теперь же весть о смерти Марии молниеносно облетела Иерусалим, и ревностные иудеи решили отнять тело Умершей, по их мнению, достойное не погребения, но – сожжения. Апостолы были безоружны, нападения не ждали – и вот один из священников, Афония, бросился к одру, схватился руками…

И с ужасом увидел их отрубленными: невидимо сопровождавший процессию Ангел покарал святотатца. Происшедшее потрясло и других устремившихся сюда в «праведном гневе» евреев. Афония же, вразумленный, подобно некогда св. Павлу, понял, как ошибался все время проповеди Иисуса, как напрасно ненавидел Его Мать. По его к Ней молитве руки его были исцелены – но самое важное, что от ненависти и ослепления излечилась душа.

Пречистая тоже воскресла?

Предание утверждает: да. И рассказывает следующее. Апостол Фома оказался единственным, кто по Божию повелению не оказался рядом с Пречистой, когда Она умирала. Он добрался до Иерусалима позже, на третий день, когда Матерь Божия уже покоилась в фамильной гробнице, в Гефсимании, вместе с мнимым супругом, прав. Иосифом и родителями, свв. Иоакимом и Анной.

Прекрасный сон Божией Матери. Что значит для нас святое Успение Её

Гробница Богородицы (кувуклия) в Гефсимании. Придел Иоакима и Анны, справа от лестницы. Источник: Азбука.ру

 

Фома, которому Господь судил, как мы знаем из Евангелия, не присутствовать и при первом явлении Его Самого, воскресшего, ученикам, горько скорбел, что не принял последнего благословения Богородицы, не попрощался с Ней. Тогда Апостолы, как утешение духовному брату, решили открыть гробницу, чтобы Фома мог поклониться хотя Ее телу. И тогда оказалось: гробовая пещера – пуста.

Ученики Христовы, уже многое видевшие, удостоенные благодати Третьего Лица Троицы, Духа Святого, теперь просто не знали, что думать. Их попытки понять продолжились во время вечерней трапезы. И, конечно, они горячо молились, прося Христа открыть им, где тело Марии.

Свт. Димитрий Ростовский рассказывает такое предание:

Апостолы имели обычай за всякой трапезой отделять часть хлеба, называемую ими «частью Господа». После окончания трапезы они «воздвигали» ее, то есть поднимали торжественно, молясь:

«Господи Иисусе Христе, помогай нам!».

Так поступили они и на этот раз – но вдруг увидели Саму Богородицу, стоящую на воздухе и обращающуюся к ним словами:

«Радуйтесь! Я всегда с вами!».

Тогда, вместо привычного моления, ученики Её Сына единым духом воскликнули:

«Пресвятая Богородица, помогай нам!».

Так возникла эта краткая молитва, сейчас звучащая на литургии. А еще – так называемый Чин о панагии – Богородичной просфоре. Эта процессия совершается после литургии в монастырях: в особом сосуде освященный хлеб, из которого вынута частица о Пречистой, износится из храма в трапезную всей братией.

Хотя предание о воскресении Матери Божией изложено позднейшими, не относящимися к I в., текстами, Церковь признает сам этот рассказ, как достоверный – ибо не раз являлась Мария многим достойным, приходя на землю из Рая (только св. Серафим Саровский видел Ее 12 раз!).

Почему это праздник?

Наши предки, посвящавшие храмы Успению, понимали это очень точно. Для них главными словами из всех песнопений этого дня были: «…во Успении мира не оставила еси». Это значит, что Пречистая, пройдя смерть, как человек, воскреснув телом, стала настоящей Матерью людям, из Царства Небесного обнимая Своей любовью всех и каждого.

Кроме того, Богородица – человек, подобный нам, значит, Ее воскресение знаменует также наше – которое однажды произойдет непременно. Так смерть, которой так боятся, стала для христиан «успением», временным сном. Так стали понятны слова Христа о Лазаре. А победа над смертью, обретение Заступницы – не повод ли для праздника?

Как изображают  «смерть» Девы Марии

Иконография события складывается к X в., хотя само церковное празднование утверждается с VIII в. Традиционные иконы изображают:

  • Марию на смертном одре;
  • Христа, сияющего светом, держащего на руке Её душу в образе маленькой девочки;
  • окруживших одр Апостолов.
Успение Богородицы

Успение. Около 1392. Мастерская Феофана Грека. Оборот Донской иконы Богоматери. Третьяковская галерея

Есть также иконы, показывающие восход Богородицы на небо, где Ангелы венчают Ее короной – такие иконы больше были распространены на христианском Западе.

С XVI в., с началом Ренессанса, сюжет начинает разрабатываться живописцами. При этом одни воспроизводят сюжеты иконописи, другие – отдельные их элементы, согласно видению художника.

Картина Караваджо

Это – одно из самых «скандальных» изображений Успения:

  • здесь показана только человеческая скорбь Апостолов о Усопшей;
  • Мария внешне некрасива, совсем не похожа на Свою традиционную иконографию и описания тех, кто знал Ее лично.
Прекрасный сон Божией Матери. Что значит для нас святое Успение Её

Смерть Марии. Караваджо

При этом художник пытался уподобить Её Сыну, Который принял смерть через страдание, поэтому намеренно умаляет земную красоту Богородицы. Духовенство церкви Санта Мария (Рим), для которой работал Караваджо, «смелость» художника не оценило, оплатить такое исполнение заказа отказалось. Лишь по совету П.П.Рубенса произведение купил один из аристократов города Мантуя.

Картина Тициана

Этот образ сюжетно, композиционно схож с иконой: здесь показана возносящаяся Мария. Картина была сделана для храма Санта Мария Глориоза в Венеции.

Прекрасный сон Божией Матери. Что значит для нас святое Успение Её

Тициан. Успение Богородицы

Эль Греко

Картина конца XVI в. показывает потрясенных Апостолов пред пустой гробницей, в верхней же части – Мария среди Рая, окруженная Ангелами, святыми. Около 200 лет картина была во алтаре соборной церкви монастыря Санто-Доминго-эль-Антигуо (Испания), затем находилась в частных коллекциях.

Прекрасный сон Божией Матери. Что значит для нас святое Успение Её

Картина испанского художника Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) «Успение Богородицы» 1577 год. 403 х 212 см. Место нахождения: Чикагский институт искусств, штат Иллинойс, США

 

Этот праздник завершает наше спасение: по Воскресении, Вознесении Христа через смерть прошел подобный нам человек, Пречистая Дева, ставшая избранным сосудом Духа Святого. Из Рая звучат Ее слова:

«Радуйтесь! Я с вами!».

Это значит – что Она поможет пройти эту дорогу каждому, кто возлюбит Ее Сына.

Наталья Сазонова

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм

9 комментариев
Ежик в тумане с Евангельской точки зрения

Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) рассмотрел смысловую концепцию советского мультфильма Юрия Норштейна  «Ёжик в тумане» (автор сказки Сергей Козлов) и нашёл там немало духовных смыслов. Христианский смысл советского мультфильма Очень трудно представить, что ребёнку может понравиться такой мультик. Нет в нём ни

Христианский смысл

Библейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думалиБиблейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думали

2 комментария
Око за око и зуб за зуб

Услышал недавно, как один известный учёный рассуждал на тему библейского высказывания «око за око и зуб за зуб». К сожалению, практически всегда это выражение неправильно понимается. Поэтому будем разбираться. «Око за око и зуб за зуб» — фраза нарицательная? Предписание «око за око и зуб

Христианский смысл

Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?

0 Comments
Почему Иисус Христос никогда не улыбался

Многим знакома фраза о том, что Иисус Христос никогда не смеялся. Если быть точнее, святой Иоанн Златоуст говорил, что Христа не видели смеющимся, а только плачущим, например, о друге Лазаре (Ин.11:31) и Иерусалиме (Лк. 19:41). Когда для смеха не остается места Это замечание становится особо

Христианский смысл

Почему Бог хотел убить Моисея: загадки Книги ИсходПочему Бог хотел убить Моисея: загадки Книги Исход

0 Comments
Исход

Один из самых загадочных эпизодов Библии описан в книге Исход. Сложность этого сюжета заключается в том, что обилие местоимений не даёт возможность понять: «Кто? Кого? Чего?» По этой причине единого толкования просто нет, у каждого комментатора своё видение. Ещё и разночтение в греческой и еврейской

Христианский смысл

Карлсон сквозь «библейские очки»Карлсон сквозь «библейские очки»

0 Comments
Карлсон сквозь "библейские очки"

А вы знаете, что можно увидеть богословские темы и смыслы в популярных светских книгах, фильмах и мультфильмах. Причем много. Интересный богословский разбор знаменитого Карлсона, который живет на крыше, получился у насельника Тихвинского монастыря с. Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрема (Метса). Христианский смысл Мне очень захотелось посмотреть

Христианский смысл