------------------- Макарий Калязинский
Православие сегодня Жития в фактах Святой земли тверской — преподобный Макарий Калязинский

Святой земли тверской — преподобный Макарий Калязинский

0 Comments
Макарий Калязинский

Преподобный Макарий Калязинский основал монастырь, который современники называли во всем подобным обителям Святой Горы Афон. К нему шли тысячи паломников, среди которых были даже русские цари. Ведь, чудотворец при земной жизни, еще больше чудес преподобный совершил по кончине.

Чем знаменит Макарий Калязинский

Прежде всего, он – основатель монастыря в честь Святой Троицы на Тверской земле. Кроме того, преподобный происходил из семьи не только знатной по человеческим меркам, но и по-настоящему христианской. Многие из его родных приняли иноческий постриг, младший брат стал даже епископом Тверским. А несколько его родных стали святыми. Это:

  • Василий и Ирина Кашинские – родители святого, в Тверской епархии их чтят местно;
  • прп. Паисий Угличский, родной племянник прп. Макария;
  • младшая сестра святого Ксения и ее супруг Иоанн – их чтят как местных Угличских святых: именно они – родители прп. Паисия.

    Святой земли тверской - преподобный Макарий Калязинский

    Колокольня Никольского собора в г. Калязин, Тверская область

Мирское имя

Редкий случай для русских святых: мы точно знаем не только его, но даже фамилию преподобного – Матфей Васильевич Кожин. Наличие фамилии в те времена говорило о знатности происхождения. Действительно, прп. Макарий происходил из рода бояр Кожиных.

Годы жизни

Время рождения святого обычно определяют как 1400 или 1402 гг. Он прожил более 80 лет и скончался в 1481 или 1483 г.

Место жизни

Весь жизненный путь преподобного прошел на Тверской земле: здесь он родился, здесь принял постриг, основал обитель, где и скончался в глубокой старости.

Дни памяти

Это:

  • день преставления – 30 марта;
  • 8 июня, когда были обретены мощи святого;
  • переходящая дата, первый воскресный день после памяти апп. Петра и Павла – собор святых Тверской земли; в 2023 г. день придется на 16 июля.

Биография

Мы знаем о ней, прежде всего, из воспоминаний современников святого.

Это:

  • «Записка о Макарии Калязинском»; она была составлена по приказу князя Дмитровского, Юрия Ивановича, который расспрашивал о жизни святого его родственницу, инокиню Евфросинию; из этого источника мы узнаем о мирской жизни святого, его семье, обстоятельствах ухода в монастырь;
  • «Духовная грамота» прп. Иосифа Волоцкого; в ее 10 главе рассказывается о знакомстве прп. Иосифа со святым, вообще о посещении основанной им обители;
  • наконец, воспоминания прп. Иосифа о святом есть в «Патерике» («отечнике») монастыря, который основал сам прп. Иосиф.

Вот что говорят эти источники о жизни святого.

В отчем доме

Матфей был старшим из детей Василия и Ирины Кожиных. Потому благочестивые родители, конечно, видели в нем наследника их имения, продолжателя рода. Именно поэтому они настаивали, чтобы Матфей женился – и настояли. Супругой Матфея стала боярская дочь Елена Яхонтова – впрочем, жития святого говорят, что с первого дня Матфей и его жена жили скорее как брат и сестра, нежели как супруги. А еще – договорились, что, если один из них скончается, другой уйдет в монастырь.

Смирившись, Матфей ждал воли Божией о себе и родных – и она свершилась. Через год после свадьбы умерли его родители, а еще через два – скончалась и жена. Мир больше не держал будущего инока.

Монашество

Местом его пострижения, или, как тогда говорили, «обещания» стал монастырь свт. Николая близ Кашина, где жила семья святого. Его также называли Клобуковским – то ли ввиду легенды, что на этом месте побывал свт. Иоанн, архиепископ Новгородский, и с его главы упал клобук, то ли потому, что изгиб реки Кашинки в этом месте напоминает этот иноческий головной убор.

Так или иначе, монастырь был уважаемым, славился духовной жизнью своих насельников. Именно здесь умер для мира Матфей Кожин и родился – монах Макарий. В этих стенах будущий преподобный сделал первые шаги на пути монашеской жизни: молился, трудился. Памятью о нем остались выстроенная им мельница и колодец, который ископал святой. О том, что произошло дальше, есть несколько версий:

  • согласно первой, которую, как правило, излагают жития святого, любовь к Богу, которой была охвачена душа инока, повлекла его к одному из самых трудных видов подвижничества, на который благословляли не всех и не всегда – уединенному жительству;
  • по второй, о которой чаще всего говорят историки, причиной ухода преподобного из обители стал конфликт, о котором, однако, известно очень мало – возможно, святой был обижен братией, либо – кем-то из влиятельных людей «мира сего»; пережить подобное ему предстоит еще не раз.

Так или иначе, но около 1430 г. Макарий ушел из монастыря с семью другими иноками.

Основатель Троицкого Калязинского монастыря

Основывать обитель он вовсе не собирался, но напротив – желал до кончины жить в глухом лесу, молясь и трудясь ради Господа.

Странники

Братиям не сразу удалось найти место нового жительства. Известно, что:

  • они могли попытаться жить в Дмитрове; по крайней мере, здесь позже было известно подворье Калязинской обители – возможно, на том месте, где была землянка прп. Макария;
  • иноки с высокой вероятностью останавливались также в родном для прп. Макария Кашине – по крайней мере, предание приписывает святому основание здесь иноческой обители, в которой сам он, однако, не остался.

Основание

Наконец, как говорит житие святого, он решил жить «во своих местех». Ему, как установили историки, все еще принадлежало некоторое количество земли, и именно на ней он стал жить с братиями:

«Отчину свою, вси села, приложил тому монастырю».

Впрочем, житийный рассказ не совсем согласуется с известным прозванием обители – Калязинская, и историей о том, что иноки поселились все же на чужой земле, принадлежавшей боярину Ивану Коляге. Можно предположить, что хотя изначально иноки и жили на каком-то участке прп. Макария, число их стало умножаться – и тогда у Коляги и возникли подозрения, что обитель будет претендовать на его землю.

Почему Калязинский?

Иван Коляга, ожесточившись, даже замыслил убить святого, как посягающего на его собственность. От своего намерения он отстал, к сожалению, только пережив великие и многие скорби: внезапно умерли его супруга и дети, после сам Иван сильно заболел.

Лишь тогда познал он, что гнал и обижал не «жадного монаха», а истинного святого. И не только это открылось ему: после покаяния у преподобного раб Божий Иоанн принял постриг в его обители. А земли, за которые он так рьяно боролся – передал монастырю. Именно поэтому прп. Макарий и стал называть обитель Калязинской, в честь щедрого жертвователя. Который свой поступок, конечно, ни во что не ставил, и провел остаток дней в покаянии.

«Старчушко добрый»

Так обращался преподобный ко всякому из братии, независимо от возраста. Но это же – и о нем. Его действительно запомнили современники, как бесконечного доброго и смиренного инока:

  • заботившегося о каждом приходящем – будь то благочестивый богомолец или ищущий помощи нищий;
  • носившего худую одежду так что, говорит его житие, «не мнети того игумена были, но яко единаго некоего от убогих».

«По преданному закону»

Впрочем, он и не был игуменом – довольно долгое время отказывался от этой должности, желая «смиренного жития». Вот только «не может укрыться град, стоящий на верху горы»: и братия отлично знали, что Макарий все равно – их духовный отец.

К нему шли за советом и те, кого выбирали в игумены. Впрочем, источники сохранили свидетельства, что братия долго не могли найти наместника, который во всем бы правил обителью «по преданному закону», то есть как советовал о. Макарий, и наконец, убедили его самого стать игуменом.

Что же это за особый устав обители, понести который могли далеко не все? Многие из приходивших сюда отмечали особую строгость ее устава, продолжительность служб. А один из русских паломников на Афон, старец Митрофан Бывальцев, придя из Греции в монастырь преподобного, даже сетовал, что, оказывается, напрасно ходил на Афон: ведь и в России есть обитель с таким же уставом.

Чудеса

Вот лишь немногие из множества, совершенных святым уже при земной жизни:

  • однажды он молитвой буквально поднял с одра одного «расслабленного» (теперь бы сказали – парализованного) по имени Захария; при этом святой с любовью убеждал его оставить прежний греховный образ жизни – чтобы впоследствии не пострадать больше; Захария не только исправился, но и стал священником в родном селе, всю жизнь помня наставление старца;
  • в другой раз святой излечил Василия Рясина, сына боярского, который был бесноватым; этот человек после исцеления стал иноком монастыря преподобного;
  • известен также случай, когда воры увели из обители волов, но вдруг ослепли, так что блуждали вокруг монастыря, пока не встретили самого преподобного; принеся покаяние, они исцелились телесно – и, конечно, душевно, оставив прежние злые дела.

Кончина

Многотрудная жизнь святого окончилась 30 марта 1483 г. Записано его последнее наставление братии:

«Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение…»

Утешая своих чад, святой предсказывал еще, что, если он обретет у Господа дерзновение молиться за монастырь, обитель «не исчезнет, но распространится».

Почитание

Пророческие слова святого стали сбываться уже в первые годы после кончины: монастырь возрастал духовно, славясь строгостью жизни своих насельников, кроме того, не оскудевали пожертвования и щедрых благотворителей. На их средства над могилой святого поставили деревянную часовню. А позже решили строить каменную – и, копая ров для фундамента, обрели мощи святого 8 июня 1521 г.

Они, а также одежды старца, сохранились совершенно нетленными. И, хотя от мощей святого происходили десятки исцелений, до 1547 г. он почитался только местно. И лишь после Поместного Собора в Москве прп. Макарию стала молиться вся Русская Церковь.

Макарьев монастырь

Как и говорил святой, по его молитвам обитель росла и развивалась:

  • с XVI в. здесь началось строительство каменных храмов;
  • в XVII в. монастырь, разоренный интервентами в начале XVII в., был восстановлен на средства царя Михаила Федоровича; позже к обители благоволил его сын, Алексей Михайлович.

И, конечно, иноки не забывали святого основателя: рано сложился традиция ежегодного крестного хода от монастыря на его родину, в Кожино, ради поминовения родителей преподобного. Позже обычай был забыт, но возрожден с начала XIX в. А 29 ноября обитель торжественно праздновала память Апостола Матфея, которому преподобный был тезоименит в миру.

Святой земли тверской - преподобный Макарий Калязинский

Келья прп. Макария Калязинского в Клобуковском мон-ре. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г.

Обитель существовала до революционных событий начала XX в. – лишь тогда ее закрыли, а позже, в 1930-е, территория монастыря попала под затопление: строился каскад ГЭС, давно закрытая обитель, где размещались уже советские учреждения, подлежала теперь уничтожению. Впрочем, «культурные ценности», остававшиеся тем, все же вывезли, передав музеям. Та же судьба постигла честные останки преподобного.

Мощи

До 1988 г. честные мощи прп. Макария Калязинского были в фондах Краеведческого музея г. Калязина (кстати, ранее его здание было Богоявленской церковью!), и лишь в год тысячелетия Крещения Руси возвращены Церкви – впрочем, как вспоминают современники событий, не без труда.

Например, партийное руководство региона предлагало директору музея… сжечь святыню!

Однако, тот проявил благоразумие. Но уже не существовало обители, родной для святого, и мощи перенесли в Троицкую церковь Твери.

Святой земли тверской - преподобный Макарий Калязинский

Мощи Макария Калязинского

Однако, жители Калязина, некогда и образовавшегося вокруг монастыря, не забывали уничтоженную обитель:

  • на рубеже XX-XXI вв. началось движение за возрождение если не обители, то памяти о ней: на месте монастыря, где образовался остров, построили часовню, начали проводить Макариевские чтения по истории края и обители;
  • в Калязине восстановили Вознесенскую церковь; именно сюда с 2012 г. вернули честные останки преподобного; Большой Волжский крестный ход, который шел с мощами, совпал с 465-летним юбилеем его общецерковной канонизации.

Сейчас поклониться святыне можно в Вознесенском храме Калязина. Рака с мощами находится под особой сенью в левом приделе церкви. Он посвящен преподобному.

Памятник

Он поставлен в историческом центре Калязина в 2008 г. Создатель скульптуры – Е.А.Анисимов, а средства на нее собраны верующими.

Святой земли тверской - преподобный Макарий КалязинскийПамятник прп. Макарию Калязинскому. Святой представлен молитвенно обратившим взор к небу. В его левой руке – настоятельский посох, а на правой – небольшое скульптурное изображение деревянного храма – того самого, с которого начинался Троицкий монастырь. Увенчанный главкой с крестом барельеф Троицы – за спиной подвижника.

 

Икона

Художественное решение памятника, собственно, повторяет сложившуюся иконографию преподобного: он с XVI в. пишется в иноческом одеянии, с посохом и изображением своего монастыря в деснице.

Прп. Макарий Калязинский: икона

Прп. Макарий Калязинский

На более поздних образах святого также могут изображать:

  • с иконой Святой Троицы;
  • на фоне основанной им обители; при этом в облаках пишется Христос, благословляющий молящегося подвижника.

Крестный ход из Кашина

Эта традиция возникла с июня 2021 г. Во время празднования 500-летия обретения мощей святого Большой Волжский крестный ход, посвященный в этом году его памяти, прошел «Макарьевой тропой», постаравшись повторить тот путь, который прошел святой из родного города до места, где основал обитель.

В чем помогает

Святой с давних пор известен как:

  • молитвенник о больных телесно – уже при жизни он исцелял людей, еще больше страждущих получили здравие – после кончины угодника Божия;
  • врачеватель немощей духовных – страстей, грехов, а то и явной одержимости бесами;
  • покровитель тех, кто решил оставить мир, чтобы вступить на иноческий путь.

Современные отзывы о помощи

Их очень немного: преподобного сейчас знают мало. Разве что участники крестных ходов, посвященных ему, иногда делятся впечатлениями:

«Палящее солнце и зной отступили на второй план перед всеобъемлющей пасхальной благодатью, собравшей всех во единый дух, прославлявший Господа и Его угодника… На недолгой остановке есть и даже пить не очень-то хотелось: с нетерпением ожидали продолжения общего движения… Нас не покидало чувство, что купаемся в радости, и надежда, что радость еще впереди!»

Многие признают, что во время крестного хода и открыли для себя этого великого святого, его помощь, доброту, поддержку.

А бывает и так, как пишет Олег, оказавшийся близ Вознесенской церкви, хранящей мощи святого… на рыбалке:

«Церковь красивая. Мне нравится, но было вышли в субботу утром на рыбалку. А там как бабахнут колокола, я чуть не умер от испуга. Но после музыкального исполнения колокольни, пошёл клев и мы наловили почти по 10 кг подлещиков. Не знаю связано это с церковью или нет, но факт есть факт. Спасибо Господи…»

Что ж, иногда знакомство со святым начинается и так – с малой помощи в совсем земном деле. Будет ли восстановлен основанный им монастырь, неизвестно. Но сейчас постепенно возрождается хотя бы память о нем – и его основателе. И для многих это становится первым шагом к Богу.

Наталья Сазонова

Тропарь, молитва

Плотска́я мудрова́ния, о́тче Мака́рие,/ воздержа́нием и бде́нием умертви́л еси́,/ ме́сто бо, на не́мже по́ты твоя́ излия́л еси́,/ я́ко труба́ вопие́т к Бо́гу,/ пове́дающи твоя́ исправле́ния,/ и по сме́рти честны́я твоя́ мо́щи источа́ют исцеле́ния./ Те́мже вопие́м ти́:// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Молитва

О свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Мака́рие! Не забу́ди убо́гих свои́х до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́. Не промолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных, у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу: и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда, но свята́я твоя́ душа́ с а́нгельскими во́инствы, с безпло́тными ли́ки, с Небе́сными Си́лами у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: е́же моли́тися о нас Всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших и испроси́ти вре́мя на покая́ние, и о невозбра́нном преи́тии от земли́ на Не́бо, мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и ве́чныя му́ки изба́витися, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отцо́м, и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Советуем почитать:

Преображенский А.С. Макарий Калязинский // Православная энциклопедия, т. 42. с. 451-466.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Святой мученице Людмиле молятся бабушки о любимых внучатах. 12 фактов из жизни чешской княгиниСвятой мученице Людмиле молятся бабушки о любимых внучатах. 12 фактов из жизни чешской княгини

0 Comments
Святая Людмила

Имя святой Людмилы носят многие христианки в России – а вот в Чехии ее, как ни удивительно, почитают гораздо меньше – и даже базилика, где теперь пребывают мощи мученицы, сейчас – музей. Значение имени Имя Людмила – славянское и практически не требует перевода, означая «милая

Жития в фактах

Государь или святой старец, император Александр I и Фёдор Кузьмич — один человек? Аргументы за и противГосударь или святой старец, император Александр I и Фёдор Кузьмич — один человек? Аргументы за и против

0 Comments
Старец Феодор Кузьмич или император Александр I

Есть день, когда небольшой Казанский храм Томского Богородице-Алексеевского монастыря не вмещает молящихся – и литургия служится на дворе обители, под открытым небом. Это – 5 июля, память любимого, и, наверное, самого известного святого Томской земли — старца Феодора Кузьмича, пока чтимого только «местно». Ну а

Жития в фактах

Чей близнец апостол Фома и почему он неверующий, где проповедовал: исторические факты и археологические доказательстваЧей близнец апостол Фома и почему он неверующий, где проповедовал: исторические факты и археологические доказательства

0 Comments
Фома неверующий - апостол Христа

Имя этого апостола стало нарицательным, хотя употребляют словосочетание «Фома неверующий», говоря о человеке, который действительно – не верит. Но был ли таким этот Апостол Христа на самом деле? Неверие апостола Фомы Сам Фома в Евангелии говорит, что «не поверит» в Воскресение Христа, пока не увидит

Жития в фактах

Святой Спиридон – кто он? Краткое житие чудотворца из Тримифунта и свидетельства помощи в наши дниСвятой Спиридон – кто он? Краткое житие чудотворца из Тримифунта и свидетельства помощи в наши дни

0 Comments
Святой Спиридон – кто он? Краткое житие чудотворца из Тримифунта и свидетельства помощи в наши дни

Святой дня. 25 декабря. Живший в очень далекое от нас время, когда и государства русского еще не существовало, никогда не бывавших в наших северных краях, он, тем не менее, очень близок многим православным именно в России. Святой  Спиридон, епископ Тримифунтский, святитель и чудотворец. Годы жизни

Жития в фактах

«Вера вечна!»: Биография и творчество святителя Николая Сербского«Вера вечна!»: Биография и творчество святителя Николая Сербского

6 комментариев
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Святитель Николай Сербский (Велимирович) — святой, труды которого постоянно переводятся на русский язык, а для многих верующих – можно сказать, настольные. Его стихотворение «Вера вечна, вера славна, наша вера православна!» положенное на музыку — стало неофициальным гимном не только сербов, но всех православных. Дни памяти

Жития в фактах