Его главный труд давно стал настольной книгой монахов – собственно, для них она и была написана. Мирянину же высоты духа, на которые зовет подняться прп. Иоанн Лествичник, кажутся недосягаемыми. Но так ли? И случайно ли вся Церковь – а не только монашествующие – в четвертый воскресный день Великого Поста празднуют память аввы Иоанна с Синайской горы?
Дни памяти
Кроме переходящего празднования святому во дни Святой Четыредесятницы, есть еще две куда менее известных даты, когда он также особо чтится. Это:
- 12 апреля;
- переходящая дата Собора Синайских преподобных, которая приходится на среду Светлой Седмицы после Пасхи
Имя
Мы не знаем, было ли имя Иоанна (имеющее еврейское происхождение, означающее «благодать», а также «Бог милует») данным в монашестве, или же при постриге он остался с мирским именем: традиция обязательно менять имя иноку сложилась позже.
Ну а прозвание Лествичника он получил за свою самую известную книгу, именование которой на славянском звучит как «Лествица» (на современном русском – лестница). Но греческое прозвание святого немного точнее: Κλίμακος («климакос») от «κλιμακοστάσιο» («климакостасио»), дословно – ступень. Поэтому и точный перевод названия книги – «Ступени духовного восхождения».
Годы жизни
Святой родился предположительно в 579, а умер в 649 г., прожив 70 лет. Впрочем, есть и другие версии того, в каком возрасте преставился святой. Например, по одному из преданий, он прожил в пещере до 75 лет, после чего братия избрала его игуменом. Монастырем авва руководил еще несколько лет – и снова ушел на уединение, а скончался будучи около 80 лет.
Место жизни и службы
Святой подвизался на горе Синай – священной как для евреев, так и для христиан. Здесь в первые века Церкви существовало множество иноческих обителей и отдельных келий, где уединенно подвизались монахи.
Святой подвизался в Синайском монастыре, который первоначально именовался Преображенским, затем – в честь св. Екатерины. Здесь он принял постриг, а позже – стал игуменом братии.
Краткая биография игумена Синайской горы
Вся она, по сути, сводится к жизни и подвигам в монастыре, куда святой поступил совсем юным, где скончался.
Что известно о жизни в миру
Сведения о его мирском прошлом есть лишь в раннем жития преподобного, написанном монахом Даниилом из Раифской обители. Именно так содержатся сведения, что Иоанн был сыном свв. Ксенофонта и Марии, чья трогательная история супружеской пары, потерявшей детей во время кораблекрушения, но потом воссоединившейся с ними, была хорошо известна современникам. Действительно, в житии святых упоминаются имена Иоанна и Аркадия – братьев, которые после приняли иночество. Но установить, действительно ли Иоанн Лествичник и юный Иоанн, сын Ксенофонта – одно лицо, конечно, достоверно невозможно.
Впрочем, принято считать, что в миру преподобный получил хорошее образование. Свидетельство тому – его «Лествица», написанная живым, ярким языком, текст, показывающий широкую эрудицию автора. Сам святой, впрочем, часто именовал себя неученым, считая всю мирскую «премудрость» за ничто.
Монастырь на Синае
Он пришел сюда 16-летним, и почти сразу обратил на себя внимание опытных старцев своим смирением, истинно иноческим духовным устроением.
Вот какой рассказ из первых лет жизни Иоанна в обители дошел до наших дней:
«Некогда авва Мартирий пришел с аввою Иоанном к Анастасию великому; и сей взглянув на них, говорит авве Мартирию: «Скажи, авва Мартирий, откуда этот отрок, и кто постриг его?» Тот отвечал: «Он раб твой, отче, и я постриг его». Анастасий говорит ему: «О, авва Мартирий, кто бы подумал, что ты постриг игумена Синайского?» И святой муж не погрешил: по прошествии сорока лет, Иоанн сделан был нашим игуменом».
Действительно, через несколько десятилетий святой, хотя против воли, стал игуменом обители. Возможно, именно в те годы он и написал свой труд – по просьбе соименного себе игумена Раифского монастыря, также Иоанна, который просил великого подвижника поделиться своим опытом, рассказать о пути духовного восхождения.
Книга Лествица
Это – не рассуждения «от ума», но практическое руководство для желающего укротить свои страсти, приблизиться к Богу. Для этого нужно сделать «всего» 30 шагов к Царству Небесному:
- первый – отречение от мира;
- а на вершине «лествицы» трудящегося встречает Христос, ведь подвижник достиг вершины добродетелей – любви, а значит – соединился с Богом.
Узнайте также: Как книга «Лествица» может быть полезна обычному человеку
Почитание святого
Подробности кончины аввы история не сохранила.
Мощи святого
Они очевидно, были погребены на месте его подвигов, но впоследствии были разделены на части. К настоящему времени:
- главу угодника Божия хранит греческий монастырь Метеоры; обитель посвящена Преображению Господню;
- частицы его честных останков также находятся в нескольких иноческих обителей Греции – на островах Тинос, Самос, Миконос, а также в обители Введения во храм Богородицы в Конице.
Самая знаменитая церковь
Это, конечно, знаменитый «Иван Великий» в Московском Кремле. Первоначально, в 1329 г., здесь был возведен деревянный храм «иже под колоколы», то есть с большой колокольней. Его посвящение было связано с тем, что великий князь Московский Иван Калита был тезоименит святому. Нынешний Иван Великий построен в камне в 1505 г., колокольня не раз перестраивалась. Но в ее основании – по прежнему церковь прп. Иоанна.
Другие храмы
Всего в христианском мире известно 25 храмов и часовен святого, в числе которых как ныне действующие, так и исторически существовавшие, но не сохранившиеся. Среди самых известных – конечно, часовня святого на горе Синай, близ места его подвигов.
Особенности иконографии
Она сложилась примерно к X в. и включает два типа образов:
- собственно св. Иоанна; он пишется в монашеских одеждах, с длинной седой бородой, лицо – изможденное подвигами, но одухотворенное;
Икона Лествица
- Наглядное изображение лестницы к небу, у подножия которой также часто – пишущий книгу преподобный; по лествице поднимаются иноки: одни уже дошли до встречающего их Господа, другие падают, не выдержав восхождения.
Значение трудов святого VII века для современного мирянина
Вот как говорит об этом протоиерей Андрей Кордочкин:
«Зачем мирянам читать то, что написано не для них? Дело в том, что монахи не сделаны из другого теста. Они не читают другое Евангелие. Условия жизни в семье и в монастыре разные, но искривления человеческой души, обычно именуемые страстями, одни и те же. Поэтому «Лествица» к месту и в миру, и в монастыре».
Поэтому и посвящена преподобному четвертая неделя поста. Высота, на которую он зовет каждого, представляется недосягаемой для того, кто, вращаясь среди суеты, согрешает ежедневно, ежечасно, не имеет сил и воли для истинно подвижнической жизни. Но тогда утешением служат слова преподобного:
«Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь».
Начнем хотя бы с этого. Или попытаемся.
Наталья Сазонова
Цитаты
- «Невозможное для человеков дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни».
- «Если хочешь или думаешь, что хочешь вынуть сучец ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно — это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумление и долготерпеливое обличение».
- «Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне».
- «За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает».
- «Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом».
- «Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?), но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви».
Тропарь, кондак, молитва
Тропарь, глас 1:
Пусты́нный жи́тель и в телеси́ А́нгел/ и чудотво́рец яви́лся еси́, богоно́се о́тче наш Иоа́нне,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Тропарь, глас 8:
Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней,/ сия́я чудесы́, Иоа́нне о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 4:
На высоте́ Госпо́дь воздержа́ния и́стинна тя положи́,/ я́коже звезду́ неле́стную, световодя́щую концы́,// наста́вниче Иоа́нне, о́тче наш.
Кондак, глас 1:
Плоды́ присноцвету́щия/ от твоея́ кни́ги принося́ уче́ния, прему́дре,/ услажда́еши сердца́, сим с трезве́нием вне́млющих, блаже́нне:/ ле́ствица бо есть, ду́ши возводя́щая от земли́ к Небе́сней и пребыва́ющей сла́ве,// ве́рою чту́щих тя.
Молитва
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Советуем почитать:
- Иоанн Лествичник. Лествица, или Скрижали духовные.