------------------- Как вести духовную жизнь правильно
Православие сегодня Вопросы о вере Почему и святые на смертном одре говорят, что недостойны милости Божией, или Как на самом деле нужно правильно вести духовную жизнь

Почему и святые на смертном одре говорят, что недостойны милости Божией, или Как на самом деле нужно правильно вести духовную жизнь

0 Comments
Как вести духовную жизнь правильно

Одна девушка, рассуждая о величайших святых нашей Церкви, пишет: «...вспоминаю многочисленные житийские истории про различных святых, монахов, пустынников, которые, уже лежа на смертном одре, плакали, что не положили и начала своему покаянию, и просили дать им перед смертью еще немножко на это времени… Зачем вымаливать у Бога еще немножко времени на покаяние, с которым все никак не складывается, буквально отбиваться от встречи с Ним, если можно честно и с осознанием своей немощи сказать Ему: Господи! Помилуй меня!».

А дальше она пытается дать им совет, как на самом деле нужно правильно вести духовную жизнь. Ну, ок! Попробуем порассуждать об этом. Новая статья иеромонаха Ефрема (Метса). 

Как правильно вести духовную жизнь

Ключевая ошибка в её словах заключена в том, что она очень высокий и глубокий иррациональный духовный опыт пытается логически проанализировать, потому и встречает здесь противоречие, которое для неё «соблазн и безумие».

Чтобы шире понять великих святых, найдём в Священном Писании эпизоды, которые помогут нам приблизиться к их духовному опыту.

Например:

  1. Когда Авраам вымаливает Содом, то говорит о себе: «вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел». (Быт.18:27)
  2. Пророк Исайя переживая видение от Господа, восклицает: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». (Ис.6:5)
  3. Св. Иоанн Креститель говорит о своём отношении ко Христу: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его». (Мк.1:7)
  4. А сотник вообще удивил Христа, сказав: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». (Мф.8:8).
  5. Апостол Пётр, увидев чудо Христово, «припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». (Лук.5:8) Апостол Павел пишет, что «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр.10:31).
  6. А апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе переживает нечто страшное при богоявлении: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний». (Откр.1:17)

Плохой, хороший, иноприродный?

Ключевая ошибка в рассуждении вышеупомянутой девочки заключена в том, что она понятие достоинство/недостоинство рассматривает как аксиологическую категорию, т.е. она думает, что святые себя оценивают с точки зрения плохой/хороший, ценный/неценный.

На самом деле понятие «достоинство» в устах святых имеет онтологическую категорию по отношению к Богу, т.е. я иноприродный по отношению к Богу, между нами пропасть, которую нельзя преодолеть человеческими усилиями.

Собственно говоря,

переживание этой разности по отношению к Богу и есть начало духовной жизни:

«Начало мудрости — страх Господень». (Прит.9:10)
Чувство благоговения рождается, прежде всего, от правильного самопознания и переживания своей человеческой природы как тварной, которая есть «ничто».
Именно в этом состоянии вся жизнь переживается как дар и милость Бога по отношению ко мне.

Парадокс духовной жизни

Парадокс духовной жизни в том, что чем глубже ты переживаешь это чувство «недостоинства», тем сильнее ты говоришь Богу: «отойди от меня», но в ответ Бог ещё сильнее приближается к тебе, как видим это в библейских цитатах.

Потому и святые на смертном одре говорят о том, что ещё не начинали каяться и как бы отталкивают Бога, говоря: «дай мне ещё время», т.е. я недостоин и не буду никогда достоин милости. Но именно таким образом они притягивают Бога к себе, и Бог прославляет их на весь мир.

Почему не могут понять этих святых?

Потому что свой духовный опыт ставят иерархически выше опыта богопознания этих святых. Подлинный духовный опыт парадоксален и антиномичен, именно поэтому его сложно подвергать логическому анализу.

Отсутствие такого опыта говорит о том, что «Воображемый и мимишный христос как лучший друг и центр душевного (не духовного) вожделения» гораздо удобнее реального Богочеловека Христа. Прорваться сквозь воображение к бытию – огромное усилие и подвиг христианской жизни.

Святые это смогли сделать и оставили нам научение в этом. Кто-то назовёт их невротиками и обесценит их опыт, а кто-то смирится и возьмёт на вооружение как подлинный критерий. Как говорил мне один монах: в прелести мне так хорошо и комфортно, даже выходить из неё не хочется.

 

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Где Бог, когда я так несчастен? Ответы священника на каверзные вопросы журналистаГде Бог, когда я так несчастен? Ответы священника на каверзные вопросы журналиста

0 Comments
Где Бог, почему в мире так много зла

Почему жизнь несправедлива и в ней есть смерти ни в чём не виновных детей и где Бог при этом – размышляет иеромонах Ефрем Метс. — Почему в мире так много зла и несправедливости? — Проблема зла является самой острой богословской проблемой. С одной стороны, мы

Вопросы о вере

Светлые эмоции избавили от мыслей о самоубийствеСветлые эмоции избавили от мыслей о самоубийстве

0 Comments
Средство от отчаяния и мыслей о самоубийстве

Как победить отчаяние и избавиться от навязчивых мыслей о самоубийстве? Случаями из жизни поделился клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Выйти из «тоннельного мышления» После праздничной службы в честь Успения Пресвятой Богородицы ко мне в храме подошли два полупьяных человека, находящихся

Вопросы о вере

«Вы – наследники великой России». Что значат слова Папы Римского на самом деле«Вы – наследники великой России». Что значат слова Папы Римского на самом деле

0 Comments
Наследники Великой России

Не на пустом месте разразился скандал из-за обращения Папы Римского Франциска к русским католикам. Вот его слова: «Никогда не забывайте о наследии. Вы – наследники великой России: великой России святых, правителей, большой России Петра I, Екатерины II, той империи – великой, просвещенной, большой культуры и

Вопросы о вере

Какая вера у армян? Спойлер: не православные и не католики, но христианеКакая вера у армян? Спойлер: не православные и не католики, но христиане

0 Comments
Какая религия у армян

Около 6 млн. последователей в разных странах мира, традиция, идущая от Апостольского времени, причудливо сочетающая христианские обычаи Запада и Востока – такова ныне Армянская Церковь, которая в полной мере не относится ни к католической, ни к православной христианской традиции. Чем отличается религия Армении и России

Вопросы о вере

Почему евреи не христианеПочему евреи не христиане

0 Comments
Какая вера у евреев

Древняя земля, которую издавна принято называть Святой – такова Палестина. Ныне здесь звучит и арабская, и еврейская речь: когда-то единая земля ныне разделена между евреями и арабами. Здесь – Израиль, еврейское государство, образованное в 1948 г. и Палестинская национальная автономия (с 1988). А ведь было

Вопросы о вере