------------------- Как вести духовную жизнь правильно
Православие сегодня Вопросы о вере Почему и святые на смертном одре говорят, что недостойны милости Божией, или Как на самом деле нужно правильно вести духовную жизнь

Почему и святые на смертном одре говорят, что недостойны милости Божией, или Как на самом деле нужно правильно вести духовную жизнь

0 Comments
Как вести духовную жизнь правильно

Одна девушка, рассуждая о величайших святых нашей Церкви, пишет: «...вспоминаю многочисленные житийские истории про различных святых, монахов, пустынников, которые, уже лежа на смертном одре, плакали, что не положили и начала своему покаянию, и просили дать им перед смертью еще немножко на это времени… Зачем вымаливать у Бога еще немножко времени на покаяние, с которым все никак не складывается, буквально отбиваться от встречи с Ним, если можно честно и с осознанием своей немощи сказать Ему: Господи! Помилуй меня!».

А дальше она пытается дать им совет, как на самом деле нужно правильно вести духовную жизнь. Ну, ок! Попробуем порассуждать об этом. Новая статья иеромонаха Ефрема (Метса). 

Как правильно вести духовную жизнь

Ключевая ошибка в её словах заключена в том, что она очень высокий и глубокий иррациональный духовный опыт пытается логически проанализировать, потому и встречает здесь противоречие, которое для неё «соблазн и безумие».

Чтобы шире понять великих святых, найдём в Священном Писании эпизоды, которые помогут нам приблизиться к их духовному опыту.

Например:

  1. Когда Авраам вымаливает Содом, то говорит о себе: «вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел». (Быт.18:27)
  2. Пророк Исайя переживая видение от Господа, восклицает: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». (Ис.6:5)
  3. Св. Иоанн Креститель говорит о своём отношении ко Христу: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его». (Мк.1:7)
  4. А сотник вообще удивил Христа, сказав: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». (Мф.8:8).
  5. Апостол Пётр, увидев чудо Христово, «припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». (Лук.5:8) Апостол Павел пишет, что «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр.10:31).
  6. А апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе переживает нечто страшное при богоявлении: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний». (Откр.1:17)

Плохой, хороший, иноприродный?

Ключевая ошибка в рассуждении вышеупомянутой девочки заключена в том, что она понятие достоинство/недостоинство рассматривает как аксиологическую категорию, т.е. она думает, что святые себя оценивают с точки зрения плохой/хороший, ценный/неценный.

На самом деле понятие «достоинство» в устах святых имеет онтологическую категорию по отношению к Богу, т.е. я иноприродный по отношению к Богу, между нами пропасть, которую нельзя преодолеть человеческими усилиями.

Собственно говоря,

переживание этой разности по отношению к Богу и есть начало духовной жизни:

«Начало мудрости — страх Господень». (Прит.9:10)
Чувство благоговения рождается, прежде всего, от правильного самопознания и переживания своей человеческой природы как тварной, которая есть «ничто».
Именно в этом состоянии вся жизнь переживается как дар и милость Бога по отношению ко мне.

Парадокс духовной жизни

Парадокс духовной жизни в том, что чем глубже ты переживаешь это чувство «недостоинства», тем сильнее ты говоришь Богу: «отойди от меня», но в ответ Бог ещё сильнее приближается к тебе, как видим это в библейских цитатах.

Потому и святые на смертном одре говорят о том, что ещё не начинали каяться и как бы отталкивают Бога, говоря: «дай мне ещё время», т.е. я недостоин и не буду никогда достоин милости. Но именно таким образом они притягивают Бога к себе, и Бог прославляет их на весь мир.

Почему не могут понять этих святых?

Потому что свой духовный опыт ставят иерархически выше опыта богопознания этих святых. Подлинный духовный опыт парадоксален и антиномичен, именно поэтому его сложно подвергать логическому анализу.

Отсутствие такого опыта говорит о том, что «Воображемый и мимишный христос как лучший друг и центр душевного (не духовного) вожделения» гораздо удобнее реального Богочеловека Христа. Прорваться сквозь воображение к бытию – огромное усилие и подвиг христианской жизни.

Святые это смогли сделать и оставили нам научение в этом. Кто-то назовёт их невротиками и обесценит их опыт, а кто-то смирится и возьмёт на вооружение как подлинный критерий. Как говорил мне один монах: в прелести мне так хорошо и комфортно, даже выходить из неё не хочется.

 

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Какая вера у армян? Спойлер: не православные и не католики, но христианеКакая вера у армян? Спойлер: не православные и не католики, но христиане

0 Comments
Какая религия у армян

Около 6 млн. последователей в разных странах мира, традиция, идущая от Апостольского времени, причудливо сочетающая христианские обычаи Запада и Востока – такова ныне Армянская Церковь, которая в полной мере не относится ни к католической, ни к православной христианской традиции. Чем отличается религия Армении и России

Вопросы о вере

Человек обиделся на Бога! Что делать?Человек обиделся на Бога! Что делать?

0 Comments
Обиды на Бога за судьбу

Мне сразу вспомнился советский фильм «Евдокия», в котором главная героиня была верующей женщиной и очень усиленно молилась, когда её сын ушёл на фронт. После того как ей принесли «похоронку», она отреклась от Бога и в Церковь больше не ходила. Конечно же, отречению предшествовала обида. Таких

Вопросы о вере

Молитва за род усопших Михаилу Архангелу? Что и с какой целью читают в ночь с 20 на 21 ноября и с 18 на 19 сентября?Молитва за род усопших Михаилу Архангелу? Что и с какой целью читают в ночь с 20 на 21 ноября и с 18 на 19 сентября?

0 Comments
Молитва Архангелу Михаилу об усопших

 «Братья и сестры! Не забудьте в этом году помянуть своих усопших ночью с 20 на 21 ноября. Именно ночью. Родные усопшие будут ждать ваших молитв». Такую информацию можно сейчас встретить в сети Интернет. Распространяются и сведения, что такую же молитву необходимо совершать в ночь на

Вопросы о вере

«Почему в Церкви молятся практически одни женщины?»: проповедь на праздник Жен-мироносиц«Почему в Церкви молятся практически одни женщины?»: проповедь на праздник Жен-мироносиц

0 Comments
Праздник жен-мироносиц

Во второе воскресенье  после Пасхи мы каждый год вспоминаем Жён-мироносиц. Почему в Церкви молятся практически одни женщины? Попробую объяснить. Хочется начать со слов, которые Бог говорит дьяволу после грехопадения: «и вражду положу между тобою и между женою…». (Быт.3:15) Женщина живет и мыслит сердцем Отныне война

Вопросы о вере

Что на самом деле содержится в документе о благословении «пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар»Что на самом деле содержится в документе о благословении «пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар»

0 Comments
Однополые квартиры

В СМИ вирусится новость о том, что Римско-Католическая церковь приняла документ о благословении «пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар». Документ, опубликованный на официальных ресурсах Ватикана 18.12. 2023 г., настолько размытый, двусмысленный и без чётких формулировок, что даже сами католики начали спорить о том,

Вопросы о вере