Благоверный князь Даниил Московский известен не так широко, как другие чтимые святые, а почитание стало складываться не более 300 лет назад. Ныне же в монастырь, хранящий его мощи, идут и идут люди, прося помощи и поддержки.
Святой Даниил Московский – кто он и что сделал для Руси
- Он, живший на рубеже XIII-XIV вв., считается основателем ветви «московских Рюриковичей», впоследствии – правящей династии России.
- Даниил известен также своей заботой о благоустроении Москвы: например, именно он назвал ее главную площадь Красной.
- Кроме того, он – основатель монастыря в честь своего покровителя, прп. Даниила Столпника, который считается древнейшим в Москве.
- Наконец, как знают жители столицы, именно по его молитвам эта обитель в 1983 г., еще при коммунистической власти, была возвращена верующим: тогда по благословению Патриарха Пимена верующие непрерывно молились святому – и вопреки всякой человеческой логике правительство неожиданно вернуло Данилов православным.
Младший сын Александра Невского и прадед Дмитрия Донского
Отцом святого был благоверный князь Александр Ярославич Невский, Даниил был младшим в семье.
К числу потомков князя принадлежат:
- его наследник, сменивший его на княжении, Юрий;
- Иван Данилович, следующий по старшинству сын, получивший прозвище Калита; ему удалось получить великое княжение Владимирское; около 40 лет его правления прошли без татарских набегов, так как великий князь смог договориться с Ордой;
- Симеон Гордый и Иван Красный, дети Калиты;
- правнук Даниила – Димитрий, одержал первые победы над монголами – на реке Воже (1378 г.) и на Куликовом поле (1380 г.)
Московское княжество
Считается, что первые князья в городе Москве появляются еще до монгольского нашествия: например, в летописях отмечается, что в 1213 г. здесь княжил сын великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, Владимир. Но спустя несколько десятилетий княжество исчезло с карты: ведь Москва была полностью уничтожена во время похода монгольского хана Батыя в 1238 г.
В первые годы монгольского владычества на Руси эта небольшая территория переходила к разным князьям, рассказы летописей об это времени существования Москвы разноречивы, не всегда достоверны.
А в 1263 г. великий князь Владимирский Александр Невский, согласно завещанию, выделяет этот малый, не раз разоренный удел своему младшему сыну, Даниилу. Однако, реально вступление в права княжения затянулось на целых 20 лет.
Так начинается вторая жизнь Московского княжества. Годы правления им Даниила Александровича – 1283-1303, до самой смерти князя, который считался одним из самых миролюбивых (редкость по тем жестоким временам), и окончил свой жизненный путь монахом.
Какие земли вошли
Однако, миролюбие и склонность к духовной жизни князя вовсе не означали бездеятельности, напротив: если посмотреть, какие земли вошли в состав Московского княжества в годы правления Даниила Александровича, мы увидим, что к концу своего правления он практически владел землями на всем протяжении Москвы-реки, тогда как получил в удел всего лишь небольшой город:
- в 1300 г. под власть Даниила перешел город Коломна;
- в 1302 г. Даниилу было передано Переяславское княжество;
- с 1303 г. частью княжества стал город Можайск.
Присоединение далеко не всегда проходило мирно – московскому правителю не раз приходилось собирать войска, а иногда даже – выступать против родных братьев, претендовавших на владения. Но Даниил был известен тем, что, при малейшей возможности, старался решить дело переговорами и мирно.
За что причислен к лику святых
Первые упоминания о почитании святого появляются достаточно поздно – несмотря на то, что еще при великом князе Иване III он явился одному юноше из числа его приближенных, упрекая великого князя за забвение предков – однако после этого князя стали лишь поминать по храмам вместе с другими членами княжеского дома.
И в Синодике московских князей, который отправлялся Константинопольскому Патриарху в 1557 г. для поминовения, князь Даниил также упоминается в ряду других, хотя уже и называется «благоверным князем-иноком». Царь Иван Грозный, чтил святого также как великого предка, но не более. По его повелению на могиле князя в годовщину его кончины.
А 12 сентября 1652 г. мощи князя были перенесены в основанный им Данилов монастырь по велению Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Но даже это не стало общецерковным прославлением. Чиновник Московского Успенского собора этих лет говорит, что по смерти князя были «известная явления и чудеса», однако… «кондаков и тропарей не бысть и отныне и не есть». При этом с начала XVII в. существовала служба, написанная по благословению Патриарха Иова, однако, распространения она не получила.
И лишь в сентябре 1724 г., когда совершалось перенесение мощей блгв. Александра Невского в Петербург, Синод установил общий праздник – 12 сентября – не только в честь блгв. Александра, но и в честь его отца, мощи которого были обретены в этот день. И лишь в 1805 г. в честь князя был освящен придел в соборном храме основанного им монастыря.
Ныне Даниил упоминается церковным календарем как «благоверный князь». Это особый чин святости, не известный в Византии: так Церковь прославляет правителей-христиан, сохранивших веру, несмотря на политические бури, своей жизнью исповедавших Христа.
Интересные факты из жизни Даниила Александровича
- Святой покровитель князя – прп. Даниил Столпник. Именно ему посвящен Данилов монастырь. Он же изображался на княжеской печати св. Даниила.
- Можно полагать, что святой с юности имел склонность к монашеской созерцательной жизни, поэтому для его современников вопрос о том, зачем принял монашество князь, не стоял: то был закономерный итог его духовного пути.
- О том, где родился будущий князь, известно, что это был город Владимир-на-Клязьме, а появился на свет княжич в 1261 г.
- Когда скончался отец блгв. Даниила, великий князь Александр, мальчику было всего 2 года – именно поэтому в первые десятилетия он, хотя по завещанию и получил Москву, конечно, никак не участвовал в делах управления.
- Вероятно, княжеством управляли мать, княгиня Александра, и старшие братья.
- Жена блгв. Даниила не упоминается летописцами, и ее имя, Агриппина, известно лишь из синодиков – поминальных записей княжеской семьи.
- Дети святого, согласно различным источникам – 9 сыновей и дочь, Анна. Наиболее известны среди них старший сын, Юрий, и следующий по старшинству, Иван, правившие Москвой.
- Можно полагать, что родители воспитывали детей по-христиански. Однако впоследствии главным интересом сыновей князя стала политика и борьба за великокняжеский престол Руси.
- Именно поэтому и принято считать, что Даниил «основал великое княжество Московское», в том смысле, что он стал родоначальником династии князей, позже возглавивших Русь.
- Он же положил начало расширению территорий, присоединив к своему малому уделу целый ряд земель.
- Святой умер в 1303 г., перед кончиной приняв иночество. Ему было лишь чуть более 40 лет.
- Существуют две версии о том, где была его могила. В Троицкой летописи, выписки из которой делал Н.М.Карамзин, благоверного князя погребли в Архангельском соборе Кремля.
- А Степенная книга царского родословия утверждает, что он был похоронен в основанной им обители – при этом сын, Иван Калита, впоследствии перенес монастырь к Кремлю, и постепенно место погребения тела святого было забыто.
- В пользу этой версии говорят свидетельства о посмертных явлениях угодника Божия, когда он не раз упрекал своих потомков в забвении его памяти.
Где находятся мощи
В Данилове монастыре столицы. Однако, это – лишь небольшие части честных останков. После обретения и перенесения в соборный храм обители мощи пребывали в ней до 1930 г., когда монастырь был закрыт. Раку удалось перенести в церковь Воскресения Словущего близ обители, однако, спустя еще 2 года и эта церковь также была закрыта безбожниками. После 1932 г. мощи пропали и на сегодняшний день не найдены.
Ныне известны лишь:
- часть святыни, которую хранил архиепископ Феодор (Поздеевский); впоследствии она попала в США, а оттуда в 1986 г. ее передали возрожденному монастырю;
- частица, которую хранил академик Д.С.Лихачев; ему, в свою очередь, ее передал профессор из Ленинграда Илья Евгеньевич Аничков; эта часть мощей вернулась в обитель в 1995 г.
Ныне есть два ковчега с частицами мощей – в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов и в Троицком соборе. Кроме того, в обители также есть несколько икон-мощевиков святого с малыми частями его честных останков.
Почитание
Святой чтится, как покровитель инженерных войск России, есть его храм в Нахабино, подмосковном поселке, где расположен исследовательский институт и учебные центры. Церковь основана в 2003 г., а действует с 2009 г.
Кроме того:
- существует церковная награда – орден блгв. Даниила Московского, имеющий три степени; он представляет собой крест, в центре которого – образ святого;
- с 1996 г. имя святого носит атомная подводная лодка Северного флота;
- в Москве на Даниловской площади в 1997 г. открыт памятник святому; он представлен в княжеских одеждах, держащим на левой руке храм, а в правой – меч в ножнах; близ памятника восстановлена часовня в честь князя, уничтоженная в 1920 г.
Икона
Хотя святой канонизирован как благоверный князь, его традиционно принято изображать в монашеском одеянии.
На левой руке святого – изображение храма, так как он – основатель монастыря. В правой его руке иногда пишется меч.
***
Скромный при жизни, князь остался таким и по кончине. Лишь через несколько столетий началось его церковное почитание, но даже и сейчас далеко не каждый знает этого угодника Божия, молится ему. Но те, кто испытал на себе силу его молитв или даже – удостоился его явления в видении, на всю жизнь прилепляются сердцем к доброму, отзывчивому и любящему святому.
Наталия Сазонова
Тропарь, кондак, величание
Тропарь, глас 4:
Княже́ния твоего́ сла́ву отложи́в, / озаря́емый Боже́ственною благода́тию, / Богому́дре кня́же Дании́ле, весь ра́зум в се́рдце от су́етнаго ми́ра сего́ / к Зижди́телю неукло́нно возложи́л еси́ / и, я́ко звезда́ на восто́це Росси́йскаго госуда́рства просия́л еси́, / целому́дрием же и равноа́нгельным твои́м житие́м / тече́ние до́брое соверша́я, / ве́ру соблю́л еси́ непоро́чну, / тем и по сме́рти просла́ви тя Бог в чудесе́х, / я́ко источа́еши исцеле́ния ве́рно притека́ющим к честне́й ра́це твое́й; / сего́ ра́ди днесь пра́зднуем успе́ние твое́, лю́дие твои́. / Ты же, я́ко и́маши дерзнове́ние ко Христу́, / моли́ спасти́ оте́чество твое́ // и ми́рней бы́ти держа́ве на́шей.
Кондак, глас 4:
Избра́нный Бо́гом от чресл роди́тельских / и воспита́нный от младе́нчества в зако́не Госпо́дни в му́жа соверше́нна / и Про́мыслом Вы́шняго, имени́таго гра́да Москвы́ насле́дие кня́жества прие́м, / ве́рен строи́тель благочести́вым лю́дем твои́м показа́лся еси́, Богоблаже́нне Дании́ле, / и́хже о́бразом свои́м наставля́я / и поуча́я за́поведем Госпо́дним вы́ну, / путе́м, веду́щим в живо́т ве́чный, при́сно ше́ствуя, / Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, // иде́же со а́нгельскими водворя́яся ли́ки, пое́ши Бо́гу: Аллилу́ия.
Величание
Ублажа́ем тя, / благове́рный кня́же Дании́ле, / и чтим святу́ю па́мять твою́, / ты бо мо́лиши о нас // Христа́ Бо́га на́шего.
Скромный при жизни, князь остался таким и по кончине. Лишь через несколько столетий началось его церковное почитание, но даже и сейчас далеко не каждый знает этого угодника Божия, молится ему. Но те, кто испытал на себе силу его молитв или даже – удостоился его явления в видении, на всю жизнь прилепляются сердцем к доброму, отзывчивому и любящему святому.