------------------- Воздвижение Креста Господня: праздничная служба в храме
Православие сегодня Праздники Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: история праздника в коротких фактах, особенности службы в храме и молитвы дня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: история праздника в коротких фактах, особенности службы в храме и молитвы дня

0 Comments
Воздвижение Креста Господня: праздничная служба в храме

Это один из дней года, когда верующим для поклонения износится из алтаря Распятие. А в кафедральных храмах совершается еще и особый Чин его Воздвижения, подобно тому, что впервые был совершен в далеком IV в. Этот обряд увидят те, кто придет на всенощное бдение вечером накануне самого праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — 26 сентября. Обычно успеваем в храм к выносу Креста после рабочей смены. Если постараемся и поспешим, конечно.

Что празднует Церковь 27 сентября

Два события, которые произошли с интервалом более чем в три столетия:

  • обретение христианами драгоценнейшей реликвии – Креста, на котором принял смерть ради спасения людей Иисус Христос; оно случилось в 326 г. в Иерусалиме, а нашла святыню мать равноапостольного императора Константина, царица Елена;
  • возвращение этого Древа из Персии; в VII в. святыня была захвачена и возвращена христианам при византийском императоре Ираклии лишь через 14 лет.

Что значит «воздвижение»?

Это синоним слову «поднятие». Когда в IV веке Крест был обретен, присутствующий народ хотел немедленно увидеть его, потому епископ Макарий максимально высоко поднял святыню над главами, чтобы спины впередистоящих не мешали всем ее лицезреть.

Так изображено событие на иконах, такое действие (воздвижение-поднятие) совершается и ныне в храмах накануне дня празднования.

Воздвижение Креста Господня: праздничная служба в храме

Спойлер: Вечером 26 сентября — всенощное бдение, когда на утрене выносят Крест из алтаря и совершают Чин Поклонения. Далее Крест находится посреди храма целых 6 дней попразднства и на богослужениях звучат праздничные молитвословия. А потому не стоит сокрушаться тем, кто не смог побывать на праздничной службе по причине трудовой занятости и поклониться святому распятию, его занесут обратно в алтарь через неделю — 4 октября — это Отдание праздника Крестовоздвижение.

27 сентября – день строгого поста

Действительно, на какой бы день недели ни пришлась дата, христиане соблюдают воздержание от животной пищи ( в т.ч. не едят рыбу), а также – от развлечений, и по мере возможности стараются устраниться от житейской суеты. Причина этой традиции, сложившейся еще в древности – конечно, в том, что этот день – воспоминание не только об обретении святыни, но и о самом событии Распятия Господа: недаром в храмах за литургией 27 сентября читается Евангелие, посвященное крестной смерти Спасителя.

История праздника Воздвижения Креста в 8 фактах

  1. Крест Господень был найдет в Иерусалиме не 27 сентября, а 19 марта 326 г. Именно тогда в город прибыла царица Елена, искавшая христианские святыни. Многие из них были утрачены и даже забыты, так как императоры Рима постарались совершенно стереть память о Христе и христианстве – и даже город какое-то время называли Елией, а не Иерусалимом.
  2. Найти святыню оказалось возможным после допроса престарелого еврея Иуды, которых лишь под страхом наказания согласился указать место на Голгофе, где, по обычаю, были закопаны кресты трех казненных Понтием Пилатом – в том числе тот, на котором распяли Спасителя.
  3. Узнать его среди трех найденных крестов помогло чудо: согласно одним источникам, от прикосновения к Кресту исцелилась большая женщина. Другие предания рассказывают, что все три креста поочередно возлагали на умершего – и, когда тела коснулся Крест Господень, покойник встал живым и здравым. Вполне возможно, имели место оба чуда.
  4. Первое Воздвижение, или благословение народа высоко поднятым Крестом, произошло в день его обретения: ради множества людей Патриарх Иерусалимский Макарий поднял святыню, чтобы ее видели все, и осенил ею народ.
  5. Праздник же Воздвижения, скорее всего, церковно установлен ввиду того, что спустя 10 лет после этих событий в Иерусалиме был освящен задуманный равноап. Еленой храм Воскресения Христова – ныне святыня всего христианского мира. Под его сводами оказались и Гроб Господень, и Голгофа, и другие памятные места. Освящение храма состоялось 26 сентября 336 г., а 27 сентября было установлено тогда же как праздник Воздвижения Креста.
  6. Первоначально праздник был частью другого торжества – Обновления (или освящения) храма Воскресения. В Иерусалимской Церкви IV в. Обновление было одним из трех главных праздников, вместе с Рождеством и Пасхой.
  7. Церковные историки предполагают, что как самостоятельный праздник Воздвижение появилось с VII в., когда Крестное Древо сначала было захвачено персами (614 г.), а через 14 лет – возвращено. Крест внес в храм сам император Ираклий – одетый в рубище и босой в знак смирения и преклонения пред Господом.
  8. Сейчас Воздвижение принадлежит к числу «двунадесяти» (то есть двенадцати) великих, наиболее значимых, церковных праздников.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: история праздника в коротких фактах, особенности службы в храме и молитвы дня

Воздвижение Креста Господня, свв кнн Константин и Елена. Храм Святой Софии, Константинополь

Служба в храме: что будет

Ввиду высокой значимости праздника, традиционно принято не соединять его с другими празднованиями. К примеру, согласно житию свт. Иоанна Златоуста, он скончался 27 сентября, однако, память его не празднуется на Воздвижение, а 26 ноября. Первое праздничное богослужение совершается накануне.

Вечером 26 сентября — бденная служба

Служится всенощное бдение. В древности это была служба, продолжавшаяся всю ночь, сейчас – лишь более длительное, чем обычное вечернее, богослужение, состоящее из совершаемых последовательно Вечерни, Утрени и службы Первого Часа.

Особенности

Накануне Воздвижения бдение имеет некоторые особенности, например:

  • до начала службы Распятие, лежащее на жертвеннике в алтаре, переносится на престол; верующие этого действия не видят, однако хорошо знающие, что происходит до богослужения, стараются прийти на всенощную пораньше, чтобы благоговейно помолиться в этот момент

    Праздник Воздвижение Креста Господня

    Священник перед началом всенощного бдения 26 сентября износит Честной Крест из сосудохранительницы, полагает его на жертвенник вместе с блюдом, которое покрыто покровцом, и украшает его венком из цветов. После отпуста диакон совершает каждение Честного Креста. Во время пения кондака  «Вознесыйся на Крест волею» священник поднимает на главу блюдо с Крестом и в предшествии двух свещеносцев со свечами и диакона с кадилом переносит на Престол и полагает его на место Евангелия, а Евангелие поставляет на горнее место Престола (как на Литургии), и возжигает свечу перед Престолом.

  • на Утрене Евангелие не выносится на средину храма, а читается иереем в алтаре;
  • по чтении Евангелия, когда читается канон праздника, не происходит помазание верующих елеем – оно будет позже, после того, как в центр храма вынесут Крест.

    Праздничная лития на Воздвижение в храме

    Лития совершается на всенощном бдении в конце Вечерни перед каждым воскресным и праздничным днем

Когда выносят Крест из алтаря

В большинстве храмов в конце Утрени, когда поются завершающие Великое Славословие слова Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас…»), Распятие, украшенное цветами, износится из алтаря. Настоятель храма, сопровождаемый диаконом, проносит Крест по храму так же, как это делается, например, на Крестопоклонной неделе.

Люди в это время становятся на колени. Затем Крест полагается на аналой, и верующие прикладываются к нему, получая также помазание елеем.

Это – Чин поклонения Кресту.

Поклонение Кресту 27 сентября

Чин Поклонения Кресту на всенощном бдении 26 сентября. Фото пресс-службы Удмуртской епархии

Где совершается Чин Воздвижения

В кафедральных соборах, где служит архиерей, накануне праздника  (вечером 26 сентября) также может совершаться Чин Воздвижения. Он отличается тем, что, выйдя на средину церкви, епископ поднимает («воздвигает») Крест на четыре стороны света, начиная с востока, и затем – пятый раз, снова к востоку.

При этом хор и служители поют «Господи, помилуй» до ста раз.

В настоящее время в России, кроме архиереев, Воздвижение может совершать настоятель храма или монастыря – по благословению епископа. А, например, в Греции, чин совершается во всех церквях, и делают это простые священники.

Когда Чин Воздвижения Креста

Чин Воздвижения Креста — особое прославление Креста Господня совершается накануне праздника, вечером 26 сентября, только правящим архиереем (или с его благословения). В ходе этого чинопоследования священнослужитель несколько раз поднимает и опускает Крест Христов при пении «Господи помилуй». При этом Крест омывают благовонной водой. Это древнее чинопоследование установлено в память обретения в Иерусалиме Креста Господня в 326 году.

Утром — Божественная литургия

С самого утра 27 сентября во всех православных храмах служится литургия. В связи с праздником Воздвижение Креста Господня она также имеет ряд особенностей, например:

  • до чтения Писания (Апостол, Евангелие) поется не песнопение Троице («Трисвятое»), а тропарь Кресту;
  • все время литургии Распятие лежит на аналое, куда его принесли накануне вечером; после службы совершается поклонение: верующие и священнослужители трижды кланяются до земли, хор поет тропарь Кресту.

Земные поклоны совершают и те, кто на литургии причащаться Святых Таин: это единственный день, когда после Причастия благословляются земные поклоны, обычно не принятые.

Цвет облачений

Традиционно богослужение праздника служители храма совершают в облачениях фиолетового цвета – которые также используются, например, Великим Постом.

Крестный ход

На многих приходах после праздничной литургии совершается крестный ход

Крестный ход на Крестовоздвижение

Крестный ход на Крестовоздвижение из Крестовоздвиженского храма. Фото пресс-службы Удмуртской епархии. Детали : смысл и символы Крестных ходов

Икона праздника

На иконе Воздвижение Креста Господня пишется событие праздника – собственно благословение народа Крестом, обретенным св. Еленой. Смысловой центр образа – Крестное Древо, которое держит Патриарх Иерусалимский Макарий. Близ него можно увидеть на разных образах:

  • Ангелов, благоговейно молящихся Кресту;
  • диаконов, сопровождающих святителей;
  • саму царицу Елену, а иногда – и ее сына, св. Константина.

На заднем плане иконы – образ церкви. Это – изображение храма Воскресения в Иерусалиме, освящение которого в 336 г. пришлось на день накануне Воздвижения (праздничный образ в деталях).

Икона Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня. Преподобные Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский

Молитвы дня: что поют на клиросе

Вот песнопения, которые многократно звучат в церкви. Они практически не нуждаются в переводе. Христиане испрашивают у Господа спасения и благословения «Его достоянию», то есть Церкви, духовной победы над своими страстями и помощи на видимых врагов христиан:

Тропарь, глас 1:

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак, глас 4:

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Многие из собравшихся в храме тихо подпевают хору: ведь им хорошо известны эти песнопения, входящие в утреннее молитвенное правило православных христиан.

Задостойник, глас 8

Вместо привычной молитвы Богородице «Достойно есть» звучит:

Велича́й, душе́ моя́,/ пречестны́й Крест Госпо́день.

Та́ин еси́, Богоро́дице, рай,/ невозде́ланно возрасти́вший Христа́,/ И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во;/ тем ны́не возноси́му,// поклоня́ющеся Ему́, Тя велича́ем.

Величание

Многократно повторяется и величание — краткое прославление (восхваление) Господа нашего Иисуса Христа и Его Животворящего Креста:

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Воскресение Христово видевши

На утрени Воздвижения (вечером 26 сентября) после чтения Евангелия прихожане все вместе поют радостный пасхальный гимн «Воскресение Христово видевше» (Воскресная песнь по Евангелии, глас 6:

Воскресе́ние Христо́во ви́девше,/ поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су,/ еди́ному безгре́шному,/ Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Христе́,/ и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим:/ Ты бо еси́ Бог наш,/ ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем,/ и́мя Твое́ имену́ем./ Прииди́те вси ве́рнии,/ поклони́мся Свято́му Христо́ву Воскресе́нию:/ се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру./ Всегда́ благословя́ще Го́спода,/ пое́м Воскресе́ние Его́:/ распя́тие бо претерпе́в,// сме́ртию смерть сокрушил.

Евангелие и Апостол

В храме читаются:

  • на Утрени (накануне праздника вечером 26.09) – отрывок из 12 главы Евангелия от Иоанна – слова Христа, которыми Он пророчествовал о Своем Распятии ради спасения людей:

12.28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
12.29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
12.30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
12.31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
12.32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
12.33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
12.34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
12.35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
12.36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

  • за литургией – отрывок из 1 послания к Коринфянам Апостола Павла, где говорится о Кресте, который «для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия» (1 Кор. 1:18):

1.18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
1.19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
1.20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
1.21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
1.22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
1.23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
1.24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

  • затем – рассказ о Распятии Господа из Евангелия от Иоанна (глава 19).

Почитание

Сразу по обретении Крестное Древо перевезли в Константинополь, оставив в Иерусалиме часть Креста. Впоследствии, в 1187 г., она была утрачена во время нападения на Иерусалим мусульман. От части Креста, находившейся в Константинополе, не раз отделяли большие части – на благословение христианским общинам Запада и Востока, и совсем малые частицы, которые верующие нередко носили в ладанке на груди, рядом с крестом.

В 1204 г., когда город был захвачет крестоносцами, святыня оказалась на Западе, и в храмах Европы стали появляться ее малые части.

Где находится части Креста

Сейчас самые большие части Древа пребывают:

  • в Иерусалимском храме Воскресения; святыня доступна для поклонения Великим Постом, а также на Воздвижение;
  • в Греции, в музее Элладской Церкви.

Малые частицы Древа можно встретить в католических и православных храмах по всему миру, в том числе в России более чем в десятке храмов и монастырей, включая Елоховский собор Москвы, Троицкий – Троице-Сергиевой лавры.

Честной и Животворящий

 Так почему мы, верующие люди, поклоняемся Кресту?

Потому, что на нем был распят Спаситель – Сын Божий и Бог. Это орудие Его казни – свидетельство одновременно и Божией любви к нам, и того, что Христом была побеждена смерть – главный враг человека. Ведь Спаситель воскрес, а Его Крест получил особую силу – целить болезни, воскрешать мертвых, что и случилось сразу по его обретении. Именно поэтому:

  • Крест именуется «Животворящим»;
  • существуют молитвы и даже акафист, обращенные к нему, как бы живому существу – ведь он, соприкасавшийся с Телом Спасителя, получил силу давать жизнь и духовное утешение; молясь Кресту, верующие вступают в духовное общение с Распятым на нем.

Богословское значение праздника

Сохранилось множество проповедей святых отцов на этот праздник. Вот, например, что говорит

Мнение эксперта
Свт. Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский (347-407)
Богослов, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии. За редкий дар красноречия за ним закрепилось прозвание Златоуст.
«На Кресте принесена жертва, а где жертва, там отпущение грехов, там примирение с Господом, там праздник и радость».

А свт. Игнатий Брянчанинов предлагает христианам задуматься не только о Кресте Спасителя, но и о своем жизненном кресте, дарованном Богом:

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867)
епископ Русской Православной церкви. Богослов, ученый, проповедник, духовный писатель XIX века
«Взять крест свой – значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда Крест служит для человека лествицею от земли к небу».
— Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) епископ Русской Православной церкви. Богослов, ученый, проповедник, духовный писатель XIX века

А как у католиков?

Ввиду того, что до Крестовых походов Крестное Древо пребывало на Востоке, да и история его обретения также связана с Иерусалимом, праздник появился на Западе довольно поздно, после VII в., и отмечался менее торжественно, не входя в число самых важных.

После появления григорианского календаря, расходящегося на 13 дней с принятым на Востоке юлианским, праздник стал отмечаться 14 сентября н. ст. Богослужение его подобно принятому на Страстной неделе.

Русские народные традиции и обычаи

День считался временем окончания уборки урожая, а также началом засолки капусты. Были и суеверные обычаи: например, запрет ходить в лес, где к этому дню змеи уходят под землю, для зимней спячки. Считалось, что, если пойти в лес, они «заедят» человека.

Приметы дня

  1. «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает»
  2. «В Воздвиженьев день медведь залегает в берлогу»
  3. «На Воздвиженье последний воз с поля движется, на гумно торопится»

Как отмечать правильно 

Прежде всего, стоит постараться посетить богослужение – накануне вечером, а также утром, по возможности прийти на Исповедь накануне и на Причастие – утром. Следовать ли на праздник народным «сельскохозяйственным» обычаям, решать можно по обстоятельствам – но в любом случае христианин делает это не в ущерб посещению храма.

О чем и как молиться дома

Можно почитать акафист Кресту Господню, канон праздника, и, конечно, Евангелие дня, рассказывающее о Распятии.

В этот день христианин, преклоняясь перед подвигом и любовью Спасителя, просит у Господа прощения грехов, благословения своей жизни. А еще молит о помощи в несении креста – не того, неподъемного для нас, что был на Голгофе, но малого, посильного – будь то скорби, болезни, житейская неустроенность или иное– что дает каждому Христос, ведя его в Небесное Царство.

Наталия Сазонова

Отрывок из проповеди

Митрополит Антоний Сурожский:

«Всмотримся в Крест; если бы близкий нам человек умер за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве бы мы не изменились? И вот: Господь умер — неужели останемся мы безучастны?

Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот крест, возьмем, по мере наших сил, этот крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали.

И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы станем живыми страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь».

Дома и в храме: молитвы

Молитва первая

О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит.

Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч:

И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́?

Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние!

Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.

В храме во время литии звучат Стихи́ры пра́здника:

  1. Глас 1:Днесь я́ко вои́стину/ святовеща́нный глаго́л Дави́дов коне́ц прия́т:/ се бо я́ве пречи́стых ног Твои́х покланя́емся подно́жию/ и, на сень крилу́ Твоéю наде́ющеся,/ Всеще́дрый, вопие́м Ти:/ да зна́менуется на нас свет Лица́ Твоего́./ Правосла́вных люде́й Твои́х рог вознеси́/ честна́го Креста́ Твоего́ воздви́жением,// Христе́ Многоми́лостиве.
  2. Перевод: Всей день святозвучное изречение Давида / воистину получило исполнение! / Ибо вот, мы явно поклоняемся / пречистых ног Твоих подножию / и, надеясь на осенение Твоими крыльями, Всемилосердный, взываем Тебе: / «Да отпечатлеется на нас свет лица Твоего, / и рог православных людей Твоих возвысь / воздвижением Креста Твоего, / Христе многомилостивый!»
  3. Насажде́нное в кра́ниеве ме́сте Дре́во су́щаго живота́,/ на не́мже соде́ла спасе́ние Преве́чный Царь посреде́ земли́,/ возноси́мо днесь, освяща́ет ми́ра концы́,/ и обновля́ется Воскресе́ния дом./ Ра́дуются А́нгели на Небеси́,/ и веселя́тся челове́цы на земли́,/ Дави́дски вопию́ще и глаго́люще:/ возноси́те Го́спода Бо́га на́шего/ и поклоня́йтеся подно́жию но́гу Eго́,/ я́ко свя́то eсть,// подая́й ми́ру ве́лию ми́лость.
  4. Перевод: Насажденное на Лобном месте / Древо подлинной жизни, / на котором совершил спасение/ Царь веков посреди земли, / в сей день воздвигаемое, / освящает мира концы, / и храм Воскресения обновляется. / Радуются Ангелы на небе / и веселятся люди на земле, / как Давид взывая и возглашая: / «Возносите Господа Бога нашего / и поклоняйтесь подножию ног Его, / ибо свят Подающий миру великую милость!»
  5. Прообразу́я Крест Твой, Христе́,/ патриа́рх Иа́ков, вну́ком благослове́ние да́руя,/ на глава́х пременéны ру́ки сотвори́./ Eго́же, Спа́се, мы днесь вознося́ще, взыва́ем:/ да́руй христолюби́вому во́инству побе́ды,// я́ко Константи́ну одоле́ние.
  6. Перевод: Прообразуя Крест Твой, Христе, / патриарх Иаков, когда внукам давал благословение, / руки на их головах переложил. / Мы же этот Крест в сей день воздвигая, восклицаем: / «Даруй христолюбивому царю победу, / как подал Константину врагов одоление!»
  7. Глас 2: Боже́ственное сокро́вище, в земли́ скрыва́емо,/ Жизнода́вца Крест,/ на небесе́х показа́ся царю́ благочести́вому/ и побе́ды на враги́ подписа́ние явля́ет разу́мно;/ eго́же, ра́дуяся, ве́рою и любо́вию, боже́ственно восте́к к высоте́ зре́ния,/ тща́нием же того́ от земны́х недр изнесе́,// во избавле́ние ми́ра и спасе́ние душ на́ших.
    Рук премене́ние патриа́рха Иа́кова/ на благослове́ние чад/ держа́вное Креста́ Твоего́ предъявля́ше зна́мение;/ его́же мы держа́ще тве́рда храни́теля,/ де́монския всемо́щно отго́ним полки́/ и велиа́рову горды́ню в нем низлага́ем,/ вражде́бнейшаго Амали́ка побежда́ем всегуби́тельную си́лу./ Того́ и ны́не возноси́ма/ благочестивому́дренно, ве́рнии, во очищение́ грехо́в,/ Твое́й бла́гости, во многомножа́йшем гла́се вопию́ще, прино́сим:/ Го́споди, поми́луй,/ из Де́вы воплоти́выйся,// уще́дри рук Твои́х, Бла́же, му́дрое созда́ние.
  8. Перевод: Божественное сокровище, в земле скрывавшееся, – / Крест жизни Подателя – / на небесах явился благочестивому царю, / и о победе над врагами дает надпись, ясную для разума. / Тот же, радуясь, с верою и любовию / с Божьей помощью к возвышенному созерцанию поспешив, / с величайшим усердием из недр земных его выносит / для избавления мира и спасения душ наших.Переложение рук патриархом Иаковом / при благословении детей / предуказывало на могущественное Креста Твоего знамение. / И мы, владея им, несокрушимым хранителем, / всесильно отгоняем демонов полки; / и гордыню Велиара им низлагая, / в бегство обращаем враждебнейшего Амалика силу всегубительную. / Этот же Крест, ныне благоговейно воздвигаемый, / мы, верные, приносим Твоей благости в умилостивление за грехи, / взывая многократнейшим возгласом: «Господи, помилуй!» / Воплотившийся из Девы, сжалься, Благой, / над мудрым созданием рук Твоих!
  9. Ты мой покро́в держа́вен еси́,/ трича́стный Кре́сте Христо́в,/ освяти́ мя си́лою твое́ю,// да ве́рою и любо́вию покланя́юся и сла́влю тя.
  10. Перевод: Ты мой мощный покров, / трехчастный Крест Христов, / освяти меня силою твоею, / что-бы я с верою и любовию / поклонялся и славил тебя!
  11. Глас 4:Воспле́щем днесь пе́сненное торжество́/ и све́тлым лице́м и язы́ком я́сно возопии́м:/ нас ра́ди, Христе́, суд прие́мый,/ и оплева́ния, и ра́ны, и червлени́цею оде́явыйся,/ и на Крест возше́д,/ его́же ви́девше, со́лнце и луна́ свет скры́ша,/ и стра́хом земля́ колеба́шеся,/ и заве́са церко́вная раздра́ся на дво́е./ Ты и ны́не да́руй Крест Твой честны́й нам блюсти́теля и храни́теля/ и прогони́теля де́монов,/ я́ко да вси, облобыза́юще, вопие́м ему́:/ спаси́ ны, Кре́сте, си́лою твое́ю,/ освяти́ ны све́тлостию твое́ю, честны́й Кре́сте,/ и укрепи́ ны воздви́жением твои́м,/ я́ко свет нам дарова́н еси́// и спасе́ние душ на́ших.
  12. Перевод: Начнем рукоплескать сегодня песенному торжеству / и с радостным лицом и языком воскликнем ясно: / «Христе, ради нас осуждение принявший, / и оплевания, и раны, / и в багряницу облачившийся, и на Крест восшедший, / видя Которого солнце и луна сокрыли свет, / и земля от страха колебалась, / и разорвалась надвое завеса храма! / Ты и ныне сделай священный Свой Крест для нас хранителем, / стражем и гонителем демонов, / чтобы мы все, его целуя, восклицали ему: / «Спаси нас, Крест, силою своею! / Освяти нас светлостью своею, Священный Крест! / И укрепи нас своим воздвижением, / ибо ты дарован нам как свет / и спасение душ наших!»
  13. Светосия́нен звезда́ми о́браз/ предпоказа́, Кре́сте, побе́ду одоле́ния/ благочести́вому царю́ вели́кому,/ его́же ма́ти Еле́на изобре́тши,/ мироявле́нна сотвори́,/ и, тя днесь воздви́жуще, ве́рных ли́цы, зове́м:/ просвети́ ны све́тлостию твое́ю,/ Кре́сте живоно́сный,/ освяти́ ны кре́постию твое́ю,/ всечестны́й Кре́сте,/ и утверди́ ны воздви́жением твои́м,// воздвиза́емый ко ополче́нию враго́в.
  14. Перевод:Сверкающий звездами образ твой, Крест, / предвозвестил успех победный / славному благочестивому царю; / а мать его Елена тебя открыв, / соделала известным всему миру; / и сегодня, воздвигая тебя, / мы, хоры верных, восклицаем: / «Просвети нас светлостью своею, живоносный Крест! / Освяти нас крепостью твоею, всесвященный Крест! / Укрепи нас воздвижением твоим, / воздвигаемый против ополчения врагов!»
  15. Глас 4: Честна́го Креста́, Христе́, де́йство прообрази́в, Моисе́й,/ победи́ про-ти́внаго Амали́ка в пусты́ни Сина́йстей:/ eгда́ бо простира́ше ру́це, Креста́ о́браз творя́,/ укрепля́хуся лю́дие;/ ны́не же веще́й сбытие́ в нас испо́лнися,/ днесь Крест воздвиза́ется,/ и де́мони бе́гают,/ днесь тварь вся от тли свободи́ся,/ вся бо Креста́ ра́ди возсия́ша нам дарова́ния./ Те́мже, ра́дующеся, вси/ припа́даем Тебе́, глаго́люще:// я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, сла́ва Тебе́.
    Перевод: Моисей, предначертав действие священного Креста, Христе, / в бегство обратил враждебного Амалика в пустыне Синайской; / ибо когда распростирал он руки, образ Креста творя, / народ укреплялся; / ныне же исход этих событий на нас исполнился: / сегодня Крест воздвигается – и демоны бегут; / сегодня все творение от тления освободилась; / ибо благодаря Кресту нам засияли все благодатные дары; / потому все мы, радуясь, / припадаем к Тебе, возглашая: / «Как величественны дела Твои, Господи! Слава Тебе!

 

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Обливай кого попало: 7 июля — день Ивана Купалы. Почему не стоит праздновать православнымОбливай кого попало: 7 июля — день Ивана Купалы. Почему не стоит праздновать православным

0 Comments
Иван Купала

Даже до наших дней ходить по городу в этот день приходится с некоторой опаской: того и гляди обольют водой. Ну а спросить юных «приверженцев традиции», что и она значит – окажется, что и не знают ничего, кроме имени: Иван Купала. Но кто это – уже

Праздники

Усекновение главы Иоанна Крестителя: в храме — особые молитвы о страждущих от винопития и наркомании+панихида о павших воинах, а на трапезе — постная пища с масломУсекновение главы Иоанна Крестителя: в храме — особые молитвы о страждущих от винопития и наркомании+панихида о павших воинах, а на трапезе — постная пища с маслом

0 Comments
Усекновение главы Иоанна Предтечи

 11 сентября  Церковь вспоминает трагическое событие — Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи. И это день строгого поста. Особенности храмовых богослужений, уникальные молитвословия дня и значение даты для современных православных христиан — в статье. Что празднуем Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна —

Праздники

Благовещение Пресвятой Богородицы: что читают и поют в храме на Литургии и Всенощном бденииБлаговещение Пресвятой Богородицы: что читают и поют в храме на Литургии и Всенощном бдении

2 комментария
Благовещение и Крестопоклонная

Богослужение одного из самых светлых праздников года, разнится год от года. Ведь Благовещение может приходиться на Великий Пост, пасхальные дни, а то и на саму Пасху. Наша статья о том, как проходит служба в храме 6 и 7 апреля в 2024 году с учетом того,

Праздники

Праздник в честь святого Андрея ПервозванногоПраздник в честь святого Андрея Первозванного

0 Comments
Андрей Первозванный: праздник в церкви

13 декабря, в день святого Андрея Первозванного принимают поздравления христиане, небесным покровителем является Апостол Христа, особенно чтимый на Руси, Андрей – проповедовавший в «Скифии», и, как твердо верили наши предки, пророчествовавший о том, что на землях славян однажды процветет истинная вера. Значение имени Андрей+почему Первозванный

Праздники

«Святитель отче Николае, моли Бога о нас!»: День памяти святого — шанс судьбу изменить«Святитель отче Николае, моли Бога о нас!»: День памяти святого — шанс судьбу изменить

0 Comments
День памяти Николая Чудотворца

22 мая и 19 декабря: Дни памяти Николая Чудотворца — праздник особенно любим церковным народом: святой, всегда готовый помочь в добром деле, вразумить заблуждающегося, помочь больному – таков святитель, каким его опытно знают миллионы христиан. Что нам известно о житии святителя Мирликийского Современные церковные историки

Праздники