------------------- Дмитрий Угличский
Православие сегодня Жития в фактах Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

0 Comments
Дмитрий Угличский

День памяти благоверного царевича Димитрия Угличского — 28 мая (дата смерти в 1525 г). 16 июня 1606 года совершилось перенесение его мощей из Углича в Москву.  Это святой с драматической судьбой при земной жизни – и еще более сложной по смерти, когда его стали именовать «чудесно спасшимся», и за убиенного царевича Дмитрия Угличского или «воевод царевича» выдавали себя люди крайне сомнительной честности и репутации. За всеми этими политическими дрязгами времени русской Смуты начала XVII в. совсем потерялась личность того, кого Церковь именует ныне «благоверным царевичем».

Углицкий или Угличский

Оба именования правильные, так как речь идет о городе Угличе. Тогда он был центром Угличского (или, по другому произношению, Углицкого) княжества, сейчас – районный центр в Ярославской области с населением около 30000 человек, знаменитый частью – своей древностью, но более всего – гибелью царевича, ныне прославленного Церковью.

Дмитрий Угличский

Фото с сайта Ретро фото городов

Царевич Димитрий Угличский и Московский: краткое житие

Земная жизнь его продолжалась всего 8 лет, оборвавшись смертью, о которой до сих пор больше вопросов, чем ответов.

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

Страстотерпец царевич Димитрий Иоаннович. Память по н/ст: 28 мая в день кончины, 16 июня в день перенесения мощей, вспоминают также 1 ноября (в день рождения), а также в Соборах Московских и Ростово-Ярославских святых.

Сын Ивана Грозного

Известно, что:

  • Дмитрий родился, вероятно 19 октября 1582 г., на день памяти мученика Уара; тогда традиционно принято было давать царским детям «княжеское имя», в данном случае – Димитрий, и так называемое «прямое», святого, память которого выпадает на день рождения;
  • сохранилась также «мерная» (соответственно росту новорожденного) икона его святого покровителя – вмч. Димитрия Солунского, написанная по велению отца, государя Ивана IV.

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

Мерные иконы сыновей Иоанна Грозного

Есть также данные, что царь сразу назначил сыну удел – Угличское княжество, однако документально они не подтверждены. Может быть, потому, что в отцовстве царя сомнений нет, а вот в статусе Дмитрия, как наследника престола – есть, и немалые.

Кто мать

Как хорошо известно, жизнь царя Ивана Васильевича была довольно далека от христианской и добродетельной. Дело здесь не только в жестокости царя, казнях, широко известной «опричнине» – семейная жизнь царя была буквально «притчей во языцех».

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

Взять хотя бы то, что, хотя Церковь благословляет до трех браков, государь женился семь (!) раз, всякий раз находя даже священника, Бога не боявшегося и людей не стыдившегося, который «венчал» его с очередной пассией.

Последней по времени сожительницей царя, была Мария Федоровна Нагая.

Род Нагих возвысился в царствование Ивана IV:

  • отец Марии, Федор Федорович, был воеводой, сражался с крымскими татарами, возглавлял гарнизон в Чернигове;
  • его брат и дядя Марии, Афанасий, выдвинулся, вступив в опричное войско царя; возможно, именно через него Иван Васильевич познакомился с Марией.

Каким образом состоялось их «венчание» точно не известно. Однако, иностранцы, бывшие при царском дворе, говорили, что царь, имея духовника, регулярно приступает к Таинству Исповеди, но никогда – ко Причастию, так как по канонам тот, кто женат более трех раз, причащаться не имеет права.

Мать царевича Дмитрия

Мать царевича Дмитрия Угличского Мария Федоровна Нагая ( в иночестве Марфа) в монастыре

Царевич?

Тем не менее, Мария считалась «царицей», жила во дворце в этом статусе. Дмитрия же титуловали царевичем, хотя, с учетом незаконности царской женитьбы, и сын его являлся незаконнорожденным, следовательно, никак не мог наследовать престол.

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

Страстотерпец царевич Димитрий Иоаннович.
Копия миниатюры Царского титулярника, 1672 г.

Однако, уже в первые годы его жизни дело шло к тому, что принимать престол после стареющего и уже больного Ивана Васильевича, будет вообще некому:

  • у царя было два законных сына от первой жены, Анастасии Романовой (с кончиной которой, как говорят многие историки, в характере царя начинаются необратимые изменения к худшему); это были Иван и Феодор;
  • но Иван погиб при невыясненных обстоятельствах (молва приписывала его смерть отцу, в гневе поднявшего руку на сына); Феодор, реальный наследник, сам не имел детей, при этом – имел слабое здоровье, что грозило прерыванием династии.

А из остальных жен царя лишь вторая, Мария Темрюковна, родила сына, Василия, умершего еще младенцем. Таким образом, кроме Дмитрия, никаких наследников в случае смерти Феодора Иоанновича просто не просматривалось. Именно в этом причина почтения, которым пользовалась его мать и того, что незаконнорожденного именовали царевичем: прерывание династии казалось многим среди политической элиты страшнее нарушения церковных канонов.

Как мальчик попал в Углич

О судьбе династии тревожились не все. Иных привлекала идея оказаться у кормила власти, если династия прервется, примерить Мономахову шапку – почему бы и нет? Говорили, что среди таковых был боярин Борис Годунов, шурин Феодора Иоанновича. Возможно, именно по его приказу через краткое время по смерти Ивана IV, когда на престоле утвердился его единственный оставшийся законный сын, Мария Нагая вместе с двухлетним Димитрием были отправлены за 200 км от Москвы, в выделенный им удел – город Углич. Это было сделано:

  • с «великою честью», Марию и сына провожало до 200 бояр и дворян, как членов царской семьи, им было назначено достойное этого сана содержание;
  • однако, само удаление из Москвы произошло до венчания на царство Феодора Иоанновича, так, чтобы незаконнорожденный сводный брат и его мать не присутствовали на коронации; это явно показывало настоящее к ним отношение.

А через несколько лет последовал запрет духовенству на поминание за службами Димитрия, как царевича – ввиду того, что он незаконнорожденный.

Детские годы

О них известно крайне мало, и то – по такому малонадежному источнику, как воспоминания иностранцев (дипломатов и коммерсантов), которые приезжали тогда в «Московию».

Дмитрий Угличский

Страстотерпец царевич Димитрий. Фрагмент иконы Собор русских святых. Нач. XIX в. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник

 

Они, конечно, не посещали отдаленный Углич, зато передавали ходившие при дворе разного рода пересуды. В частности, говорили:

  • что Димитрий – истинный сын своего отца, уже шести лет любивший смотреть, как резали скот, вообще спокойно воспринимавший кровь;
  • что он считает своего брата, Феодора «плохим царем» и намерен царствовать сам.

К этим и подобным рассуждениям современные историки относятся скептически: они отражают не реальность, а недовольство наличием наследника престола, незаконного царевича, которое нарастало при дворе у тех, кто хотел бы сам примерить царский венец, когда болезненный Феодор Иоаннович покинет этот мир.

Наконец, года за два до гибели Димитрия английский коммерсант и дипломат Джайлс Флетчер написал в одном из писем, что «…царский род в России… по-видимому, скоро пресечется со смертью особ, ныне живущих».

Было ли это прогнозом, или точным знанием, неизвестно.

Смерть царевича Дмитрия

25 мая 1591 г. царевича нашли на дворе его терема – с перерезанным горлом. И это, пожалуй, единственная информация о его смерти, которая никогда не вызывала сомнений.

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

Смерть царевича Димитрия в 1591 г.. Литография П. Иванова по рис. Б. А. Чорикова. Ок. 1836 г.

Установление причины смерти при расследовании

Сразу же возникли две версии:

  • жителей Углича, матери Димитрия, его родственников – бояр Нагих; она сводилась к тому, что царевич был убит несколькими людьми, подосланными царем Борисом Годуновым; стоит сказать, что это даже не «версия», но убежденность, возникшая, что называется, «по горячим следам»: сразу же ударили в набат, сбежался народ, более того – поймал и тут же, самосудом, казнил убийц, которыми посчитали Осипа Волохова (то был сын няньки царевича, которая вступила в сговор с убийцами), Никиту Качалова и Данилу Битяговского, которые были соответственно племянником и сыном дьяка Михаила Битяговского, надзиравшего за Димитрием и его матерью;
  • следственной комиссии, возглавляемой боярином Василием Ивановичем Шуйским; она установила, что Димитрий был болен «падучей немочью», то есть эпилепсией, причем обострение болезни началось у него дня за два до смерти, после чего последовало некоторое облегчение; когда его отпустили поиграть во двор, в руках ребенка оказался ножик (он метал его вместе с другими ребятами, играя в «тычку») – и тут начался приступ.

Поскольку второй версии держалась власть, жители города были наказаны за самосуд ссылкой в Сибирь. Туда же отправился их вечевой колокол. Дело было закрыто, как несчастный случай.

Эпидемия самозванчества

Прошло 7 лет, и династия действительно прервалась. Царем ожидаемо стал Борис Годунов.

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

Фрагмент картины Борис Годунов Ильи Глазунова Фото РИА Новости

Тем временем шли разговоры среди народа. Говорили, что Димитрия на самом деле хотели убить – и даже убили, но не его, а другого ребенка. Марии Федоровне удалось спасти сына, он скрывался в другом месте. Эти толки увеличились, когда страну в первые же годы правления нового государя, царя Бориса, постигли три подряд (!) неурожайных года, начался голод. Не за убийство ли царского сына?

Однажды «Дмитрий» «вернулся»: его имя взял самозванец Григорий Отрепьев, при помощи польского короля решивший «вернуть законный престол». То был первый «царевич Дмитрий» в череде самозванцев. После будет «воевода царя Дмитрия» Иван Болотников (так никому и не показавший того, кому якобы служил), неизвестный, оставшийся в истории как «Тушинский вор»…

Отрепьеву удалось свергнуть с престола Годунова, захватить столицу – но сам он не продержался здесь даже года, убитый заговорщиками-боярами. Следом тут же начались слухи о «чудесах» на его могиле, о том, что якобы там видели горящие свечи, чуть ли не слышали пение ангельское… И, конечно, о том, что «царевич Дмитрий» опять «чудесно спасся». Новый царь – теперь это был некогда возглавлявший следствие по его делу Василий Шуйский! – понял: нужно что-то делать с эпидемией самозванчества, охватывающей страну.

Святой благоверный царевич Димитрий – повод для канонизации

Этим «что-то» оказалось прославление умершего царевича, как святого. Не ради почитания убиенного (или погибшего), а для того, чтобы никто не считал его живым, угрожая тем власти царя Василия. И вот, ничтоже сумняшеся, Василий Иванович, когда-то доказывавший что царевич «сам кинулся на нож», теперь «реабилитирует» версию угличан (правда, из ссылки их не возвращает – не до того!), утверждает, что Димитрия убили по приказу Годунова, что он стал страстотерпцем…

Наконец, в июне 1606 г. в Углич по царскому повелению направляется целая делегация бояр и церковных иерархов – засвидетельствовать чудеса на могиле царевича, доставить мощи к Москве. Позднейшие редакции приписывают участие в прославлении нового святого Патриарху Ермогену, однако историками установлено, что этого не было: ведь мощи привезены в июне, а интронизация свт. Ермогена состоялась 6 июля 1606 г.

Зато достоверно известно: гроб царевича по крайней мере несколько дней стоял на Лобном месте, всякий мог видеть мощи и поклониться… а еще убедиться, что никакого «чудесно спасшегося царевича», разумеется, не существует.

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

Св. царевич Димитрий. Шитый покров. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Углич, 1910 г. (Библиотека Конгресса США)

Новое «дело Димитрия», теперь святого, ничем не помогло царю Василию: многие города не приняли его власти, началось восстание Болотникова, после – на польских штыках пожаловал еще один «Дмитрий», «Тушинский вор», устроивший лагерь близ Москвы. В 1610 г. самого Василия свели с царского престола, насильно постригли в монахи. Впереди были страшные годы распада государства, иностранной интервенции, а потом – трудного преодоления Смуты.

С 1613 г. воцарилась в России новая династия – Романовы (отец первого царя из этой семьи, митрополит, позже – Патриарх Филарет, участвовал в обретении мощей Димитрия). Прошла Смута с ее политическими потрясениями, судорожной борьбой за власть успокоилась страна. А имя в церковном календаре – осталось. Почему?

Почитание

Политические мотивы инициировавшего канонизацию царя Василия – понятны. Вот только значит ли это, что и святой – «ненастоящий»? Источники и факты свидетельствуют: не значит.

Мощи царевича Дмитрия

Известно, что первоначально тело Димитрия было погребено в Спасском соборе Углича. Именно здесь были обретены его останки. Согласно сохранившимся свидетельствам мощи Дмитрия Угличского:

  • оказались нетленными, хотя прошло более 10 лет;
  • благоухали.

По перенесении к столице, гроб стоял на Лобном месте по крайней мере три дня, при этом записано до 25 исцелений одержимых разными недугами. Затем было принято решение похоронить Димитрия в Архангельском соборе – царской усыпальнице на месте, где был погребен ранее Борис Годунов (его останки выбросили из гробницы). Однако, ввиду множества чудес, мощи решено было не предавать земле, но поставить открыто, в раке.

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

Рака с мощами царевича Дмитрия в Архангельском соборе Московского кремля

Известно, что в 1812 г. при захвате Москвы французами, останки святого были выброшены вон, но найдены и сохранены священником собора – а по окончании войны вернулись в раку, где пребывают до наших дней.

В чем помогает святой

С XVII в. велась запись чудес. Свт. Димитрий Ростовский, в XVIII в. включивший блгв. Димитрия в свои Четьи Минеи, говорил о том, что к его времени уже было зафиксировано от 38 до 46 чудес. Среди них – исцеления от:

  • слепоты;
  • глухоты;
  • одержимости бесами;
  • болезней ног.

Запись исцелений велась также в последующие годы. Известно, что были целые семьи, глубоко чтившие царевича, среди них, например, Строгановы, кстати, в XVII в. этот род активно помогал ополчению Минина и Пожарского, которое освободило Москву от польских войск.

День памяти

При Василии Шуйском было установлено три дня поминовения. Это день рождения (новому стилю – 29 октября), смерти (25 мая) и перенесения мощей (13 июня). Сейчас память празднуется только 28 мая – это день преставления. Дата сдвинулась с 25 мая нового стиля потому, что юлианский календарь в XVI-XVII вв. отставал от григорианского на 10 дней, сейчас – на 13.

Икона

Царевич пишется на иконах так, как его помнили современники, а также – как он являлся некоторым из своих почитателей (например, такое явление «отрока млада в светлой одежде» предшествовало исцелению сторожа Архангельского собора в XVII в.).

Дмитрий Угличский

Святой царевич Димитрий. Фрагмент иконы Собор Московских святых. Нач. ХХ в. Музей им. Андрея Рублева

Его также могут изображать в царской одежде, венце. Иногда, на позднейших образах, он пишется на фоне Архангельского собора, где находятся мощи. Есть также иконы св. Димитрия «в житии», то есть с клеймами на полях, изображающими эпизоды его короткой жизни.

Свидетельства чудес

Наши современники говорят о них очень мало. Времена, когда от раки мощей текли сотни исцелений, в прошлом. Может быть, потому, что Архангельский собор теперь – музей, и доступ к мощам крайне ограничен. Скорее же – потому, что многих отталкивает от почитания святого сомнительная история его канонизации, происшедшей во времена Смуты. Так что св. Димитрия многие просто не просят о помощи. А не просящий – не получает.

Дмитрий Угличский храм на крови

Ярославская область, Углич. Церковь Димитрия царевича «на крови». Вид через Волгу. Фото: Павел и Елена Каллиниковы

А тем временем жители Углича, где стоит один из немногих храмов царевича, называемый «на крови» свидетельствуют: эта церковь все советские годы была действующей, остается ею и сейчас Ничем иным, как заступничеством святого, объяснить это нельзя.

Вот что пишет о том же храме его прихожанин, Герман:

«Старинный храм. Дотрагиваешься до стены – и прямо благодать покрывает тебя.Особенно от мысли, сколько сотен лет был намолен храм».

По-прежнему есть семьи, где чтят царевича:

«В моей семье давно почитается этот святой. Еще в детстве мы с бабушкой побывали в Угличе на месте убиения Царевича, в Угличском кремле в храме «на крови» (там в те годы был музей). История о убиенном Царевиче с тех пор не давала мне покоя. А потом уже, когда стала ходить в церковь, то купила икону святого благоверного Царевича Димитрия, стала молиться ему»

(Елена Черникова)

Чему же учиться у святого, о жизни которого почти ничего не известно, а посмертная судьба, можно сказать, драматична, где-то даже трагична? Тезоименитый царевичу журналист Дмитрий Русин говорит об этом так:

«Однажды я сказал одному священнику: «Вот я наречен в честь Димитрия Угличского. А у него жития на полстраницы. Чему тут можно подражать? Чему можно у него научиться? Жития-то собственно у него и нет, ведь он умер ребёнком». На что батюшка ответил мне: «Значит, ты должен умалиться до состояния ребёнка».

Что ж, может быть, стоит начать с этого.

Наталья Сазонова

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

One thought on “Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?”

  1. Дмитрий:

    Тоже думал, какой у меня маленький святой покровитель. Царевич Дмитрий Угличский. Оказыается, надо умалиться. «Будьте как дети» – неумелые, неразвитые, беспомощные? Никак. Каждый, видя ребенка, чувствует, что мы потеряли, взрослея, в чем дети действительно лучше нас. Давайте постараемся немного разобраться в том, что же Христос так ценил в детях. В раннем возрасте дети еще сохраняют поразительную целостность ума, сердца и воли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Как святая дева Марана через 12 столетий «сменила» имя: Удивительные факты из жития преподобных сестер-затворниц Марины и Киры Берийских (Македонских)Как святая дева Марана через 12 столетий «сменила» имя: Удивительные факты из жития преподобных сестер-затворниц Марины и Киры Берийских (Македонских)

0 Comments
Святые Марина и Кира

Подвиг святых Марины и Киры приходится на далекий от нас V в. от Рождества Христова. Вероятно, подвиг этот остался бы вовсе в безвестности (как множество историй других подвижников тех лет), если бы о них не написал епископ Феодорит Кирский. Значение и происхождение имен Ныне в

Жития в фактах

Невыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн — тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестилНевыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн — тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил

0 Comments
Иоанн Креститель

О святом Иоанне Крестителе, сначала проповедовавшем приход Христа, затем – возвестившем о нем, известно очень немного: чудесное рождение, затем – годы безвестности. Несколько лет проповеди – и страшная кончина. Говорят, в пустыне его кормили Ангелы, потому что мать его умерла. Что повеление проповедовать он получил

Жития в фактах

Былинный богатырь или реальный и святой человек: Кто такой Илья МуромецБылинный богатырь или реальный и святой человек: Кто такой Илья Муромец

0 Comments
Илья Муромец

Его гробница до конца XVI в. находилась в Киевском Софийском соборе, главном храме Руси – такого удостаивались немногие. Он канонизирован лишь с конца XVII в. как один из Киево-Печерских преподобных. О нем говорят самые известные русские былины. И… его имя не встречается среди богатырей, воинов

Жития в фактах

Обретение и почитание мощей блаженной Матроны МосковскойОбретение и почитание мощей блаженной Матроны Московской

0 Comments
Мощи Матроны Московской: обретение и почитание

Частицы гроба и честных останков Матроны Московской можно увидеть ныне в десятках храмов по всей стране. Но чаще всего люди приезжают туда, где мощи святой были обретены в 1998 году и пребывают до наших дней – в Москву.  В статье — история установления праздника и

Жития в фактах

Страдание святой Иулиании и Павла, в Птолемаиде пострадавшихСтрадание святой Иулиании и Павла, в Птолемаиде пострадавших

0 Comments
Иулиания Птолемаидская: святая

В Риме, на площади Святого Петра, рядом с собором – духовным сердцем католического мира, среди 140 скульптур разных святых есть и статуя Иулии Птолемаидской – святой, житие которой современные католические историки считают недостоверным. В отличие от Православной Церкви, бережно хранящей предания первых веков христианства. 17

Жития в фактах