------------------- Псалом 26
Православие сегодня Понятная Псалтирь Молитвенный вопль к Богу о защите в смертельной опасности — 26 псалом царя Давида

Молитвенный вопль к Богу о защите в смертельной опасности — 26 псалом царя Давида

0 Comments
Псалом 26

Псалом 26 — короткий, всего 14 стихов, псалом любим многими христианами, которые читают его при унынии, страхе во время каких-либо сложных жизненных обстоятельств. А еще он звучит во храме, когда тот, кто решается оставить мирскую жизнь принимает пострижение самой первой степени иночества – рясофора.

О чем 26-й псалом

Он – о том, что среди мирских бурь у человека только одна надежда, Господь. Когда он оставлен самыми близкими, окружен врагами, и нет надежды на помощь от людей – именно тогда яснее всего становится, что есть Тот, Кто не предаст никогда. А потому – тот, кто надеется на Бога, не может быть одинок, как бы ни было ему тяжело, страшно, больно.

Когда и для чего читают

За богослужением первый стих 26-го звучит:

  • на всенощном бдении накануне Крещения Господня;
  • его же можно услышать на Лазареву Субботу – в первые века это был день принятия Крещения новыми членами христианской общины;
  • тот же стих

Целиком за богослужением его произносят:

  • на службе Первого Часа в Крещенский Сочельник (то есть 18 января);
  • во время пострига в рясофор, который, будучи первой ступенью отречения от мира, также подобен Крещению.

Текст

Предлагаем текст 26-го псалма на церковно-славянском с параллельным переводом на русский язык. Правила чтения, в чем сила псалма №26, толкование смысла + отзывы — ниже.

26 Псалом Давида. [Прежде помазания].

Церковно-славянский Синодальный  перевод
1 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? 1 Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. 2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. 3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. 4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его.
5 Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. 5 Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. 6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. 7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. 8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. 9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. 10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. 11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе. 12 Не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Верую видети благая Господня на земли живых. 13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа. 14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.

Как правильно читать дома

Особого порядка келейного чтения псалма нет. 26-й входит в состав книги Псалтирь, которая издавна делится на 20 частей – кафизм. Псалом – часть четвертой из них.

Молитвенный вопль к Богу о защите в смертельной опасности - 26 псалом царя Давида

Псалом 26 произносят:

  • вместе с другими псалмами этой кафизмы;
  • по желанию – отдельно; его можно включить в состав утреннего или (и) вечернего правила, или же просто читать в течение дня.

Кроме того, среди христиан известно благочестивое правило чтения 26-го вместе с двумя столь же любимыми верующими псалмами – 50 и 90, которые, как правило, многие знают наизусть. В начале XX в., когда в России происходили революционные события, гражданская война, опытные духовники советовали читать эти псалмы во время опасности, боевых действий, при нападении врагов.

Чаще всего складывание практики такого чтения псалмов связывают:

  • с оптинским духовником, старцем Иоанном (Саловым); его совет отражен в дневниках писателя Сергия Нилуса; по словам писателя, батюшка благословил его и супругу читать 26 и 90 псалмы: «Будете так делать, ни огонь вас не возьмет, ни вода не потопит… Больше вам скажу: бомбой не разорвет!»; супруги однажды вспомнили эти слова старца, когда, попав под обстрел, действительно уцелели, читая эти два псалма;
  • со схиархимандритом Виталием (Сидоренко), современным подвижником (скончался в 1992 г.); именно он говорил не о двух, а о трех псалмах – 26, 50 и 90: «Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости».

Язык

Текст псалма существует как на церковно-славянском, так и на современном русском языке (в так называемом синодальном (сделанном в XIX в.) и других переводах).

Молитвенный вопль к Богу о защите в смертельной опасности - 26 псалом царя Давида

На каком языке читать псалмы дома и в храме

Многие новоначальные христиане начинают с русского текста, так как славянский язык кажется им трудным, непонятным. Однако, с постепенным вхождением в церковную жизнь чаще всего псалом начинают читать на языке, на котором молились наши предки:

  • это как бы соединяет нас с христианами, жившими много столетий назад, приобщает к опыту святых – и тех, кто впервые перевел этот текст на язык славян (а это ученики свв. Кирилла и Мефодия, многие из которых также канонизированы), и угодников Божиих последующих веков; удивительно через столетия читать слова, которые любили прпп. Феодосий Печерский и Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский и прав. Иоанн Кронштадтский;
  • кроме того, многие христиане, приобщившиеся к славянскому тексту, признают, что смыслы его глубже, чем у любых переводов на русский, даже сделанных с самыми благочестивыми чувствами и лучшими намерениями.

Вот лишь один пример:

Например

Славянское «аще ополчится на меня полк» в одном из переводов звучат как «если построится против меня полк». Но ведь «ополчиться» означает не просто выстроиться в линию, как принято в военном деле, но – напасть с целью уничтожить. А значит, и прошение в славянском тексте псалма намного сильнее, это действительно вопль к Богу о защите в смертельной опасности.

О чтении 40 раз

Число 40 означает полноту, завершенность. Недаром именно столько времени постился Господь по Своем Крещении, такова же продолжительность, например, Рождественского Поста. А по кончине человека столько дней, согласно церковному преданию, решается посмертная участь души.

Кого убоюся?

Эти слова звучат в первом стихе именно как вопрос – и вопрос риторический, то есть не требующий конкретного ответа. Ведь совершенно понятно, что когда с человеком Сам Бог, нет ничего в мире, что могло бы по-настоящему ему повредить.

В каих случаях читают 26-й псалом

26-й псалом, в надежде на помощь и защиту Господа, читают:

  • при искушениях на грех, нападении страстей;
  • во время опасности от злых людей;
  • когда идет война, подвергается опасности жизнь.

Отзывы

«Один человек должен был навеять на меня много укоризн, я понимаю, что не вытерплю и спаду в гнев. Но 26 псалом просто отбил у него желание на меня что-либо говорить, и он просто переключился на другие дела. Это удивительно.Я взял себе за правило читать утром и перед сном: Достойно есть; 26,50,90 и молитву в конце первой кафизмы»

(Дмитрий К.)

«Всегда читаю каждый день 90,26 и молитву кресту, 67 псалом.И знаю… Со мной ничего плохого не случится!!!!Проверено опытом жизненным.Слава Богу за все!»

(Маргарита Ш.)

В чем «сила»

Ошибочно и даже греховно думать, что слова псалма имеют «силу» сами по себе, подобно разного рода магическим «заклинаниям».

Но почти каждый читающий псалом знает, как при первых же словах успокаивается душа, появляются силы, уверенность в Божией помощи. Многие свидетельствуют, что, кроме Псалтири, трудно найти текст, который бы столь точно отражал чаяния и движения души человека, его страдания, надежды, эмоции.

В чем же «секрет»?

Да в том, что слова эти, хотя написаны человеком, царем Давидом, но человеком особым – святым, то есть избранником Божиим, через которого Господь обращается к каждому. А Кто, как не Он знает устроение человеческое, умеет помочь, знает, как «достучаться» до сердца? Именно потому душа и отзывается на слова своего Создателя.

История написания 26 псалма Давидом

Наименование «псалом» происходит от струнного инструмента, псалтири (по ней также именуется книга, где собраны псалмы). Игра на струнах сопровождала богослужение иудеев сначала в скинии (походном храме), позже – в храме Иерусалима. Поэтому в идеале псалом поется, однако, в современной православной богослужебной практике он чаще все же читается.

Как выглядит музыкальный инструмент Псалтирь (с греч. ψαλτήριον) — название .

О точной форме музыкального инструмента, под аккомпанемент которого пелись псалмы нет точных сведений. Известно, что псалтирь — был струнным инструментом, вроде лиры или арфы и имел 10—12 струн. Иосиф Флавий говорит, что это была арфа о 12 струнах, и на ней играли пальцами. Блаженный Иероним сравнивает ее с греч. буквой Δ в опрокинутом положении. Под именем псалтири этот инструмент упоминают Теофраст и Плутарх. На фото -арфа

 

26-й относится к числу первых 40 псалмов книги Псалтирь. Это, как считается, наиболее древние молитвы. 26-й помечен в еврейском, а также греческом и славянском текстах как созданный «прежде помазания». Толкователи считают, что эти слова означают следующее.

Согласно 1 Книге Царств, Давид, сын пастуха и сам пасший овец, получил первое помазание (возлияние на главу елея, то есть освященного благовонного масла) как знаменование будущего воцарения над Израильским народом, от пророка Самуила, когда юношей жил в доме отца

После этого Дух Божий стал неотлучен от него, и именно тогда он начал создавать свои песнопения. Второе и третье помазания его были уже «всенародными», то есть совершены при всем иудейском народе:

  • когда по кончине царя Саула Давид вступил в правление двумя коленами (родами) Израиля;
  • когда он утвердился на царстве окончательно, как правитель всех 12 колен избранного народа.

Считается, что надписание псалма имеет ввиду именно второе помазание, «прежде» которого был написан этот молитвенный текст. Из текста Библии хорошо известно, что между первым помазанием и вторым будущий царь пережил крайне сложное время, когда правитель иудейского народа Саул, который был извещен, что царство его будет отдано другому, гнал Давида, постоянно угрожая его жизни.

Молитвенный вопль к Богу о защите в смертельной опасности - 26 псалом царя Давида

Рембрандт. «Саул и Давид»

Будущему монарху не раз приходилось скрываться в горах, пустынях вместе со сподвижниками, но всякий раз его поддерживала твердая надежда на Бога, Его милость. Вероятно, в один из таких тяжелых моментов появился этот псалом.

Толкование

Псалом начинается со слов «Господь – просвещение мое…». Этот славянский текст очень хорошо объясняет, почему первый стих звучит в чине Крещения, при рясофорном постриге, во время всенощной кануна Крещения Господня. Ведь слова «Крещение» и «просвещение» в славянских текстах употребляются, как синонимы. Ведь это – одновременно приобщение к Господу, и опытное знание Его, которое преображает человека, его душу, то есть «просвещает», осиявает жизнь светом.

Псалом 26 - для чего читать

2 и 3 стихи песнопения – о врагах, восстающих на Давида, конечно, исторически речь идет о Сауле, других недоброжелателях. Но псалом потому и трогает душу, что он – не только о врагах Давида, но также – о тех, кто враждует на любого христианина. А это, прежде всего, силы бесовские действующие когда прямо, разжигая греховные страсти, когда – через людей. И в столь «тесных» обстоятельствах пророк надеется только на Бога.

Но чего же просит он у Создателя? Не смерти врагам и даже – не победы над ними. Удивителен 4 стих псалма:

«Еди́но проси́х от Го́спода, то взыщу́: е́же жи́ти ми в дому́ Госпо́дни вся дни живота́ моего́, зре́ти ми красоту́ Госпо́дню и посеща́ти храм святы́й Его».

То есть пророк просит лишь одной милости – быть с Богом, молиться Ему, «посещати храм святый Его».

Именно к такому настроению позже призовет Своих учеников Христос, сказав:

Ищите прежде Царствия Божия и правды его», и прибавив, что прочее, мирское «приложится» как бы само собой

(Мф.6:33).

Псалом 26 – тому верное подтверждение: во второй его части речь уже об исполнившемся над Давидом Божием повелении, о том, что он был спасен:

«И ны́не се вознесе́ главу́ мою на враги́ моя́…»

Но и видя милость Бога, псалмопевец не превозносится, но продолжает молиться, прося Творца не оставлять его во все дни жизни, ибо Он – единственная надежда:

«Яко отец мой и ма́ти моя́ оста́виста мя, Госпо́дь же восприя́т мя…»

А заканчивается песнопение призывом его автора к собственной душе, увещеванием претерпевать от руки Создателя все, доброе и особенно злое:

«Потерпи́ Го́спода, мужа́йся и да крепи́тся се́рдце твое́, и потерпи́ Го́спода».

Это последнее пожелание – «потерпи» – часто бывает и самым сложным для исполнения.

Многие из нас малодушествуют, обуреваемые мирскими бурями, страшатся, что, может быть, и Господь уже оставил. К сожалению, именно в глубочайшей скорби многие из людей только и способны обратиться к Богу по-настоящему, от всего разбитого горем и страхом сердца. Тогда и приходит на помощь псалом, родившийся за тысячелетие до Христа – но от подобной же скорби.

Наталья Сазонова

Псалом 26 слушать

Видео: «Господь просвещение мое». Исполняет Ушаковский хор и хор юношей ДЦМШ при храме Успения Богородицы г. Красногорск Московская обл.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

One thought on “Молитвенный вопль к Богу о защите в смертельной опасности — 26 псалом царя Давида”

  1. Леночка:

    Действенный псалом! Я у батюшки спросила, он сказал можно и на русском языке читать. Тем более так понимаешь, что читаешь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Три великих псалма: 26, 50, 90. Текст на русском и церковнославянском с токованием и отзывамиТри великих псалма: 26, 50, 90. Текст на русском и церковнославянском с токованием и отзывами

5 комментариев
Псалом 26,50,90

Среди 150 древних песнопений, собранных в Псалтири, у каждого христианина есть особенно любимые, на которые более всего отзывается душа. Есть и такие, которые особенно рекомендуют читать во время житейских скорбей, нападения врагов, болезней. Многими святыми замечено, что как бы особую духовную силу имеют три псалма

Понятная Псалтирь

«Псалтирь — на всякую потребу и на каждый день»: список псалмов на все случаи жизни«Псалтирь — на всякую потребу и на каждый день»: список псалмов на все случаи жизни

0 Comments
какие псалмы читать в каких случаях

Издатели книги «Псалтирь — Помощник и Покровитель» рекомендуют читать псалмы при разных жизненных обстоятельствах  и приводят список. Рассмотрим его полезность и актуальность. Псалтирь как требник Требник – книга, содержащая молитвы и последования для различных «потреб» верующих, например, на освящение дома, плодов земных, во время бедствий

Понятная Псалтирь

90-й псалом не работает как заклинательный оберег. Сила молитвы — в осознании себя живым только при помощи Бога90-й псалом не работает как заклинательный оберег. Сила молитвы — в осознании себя живым только при помощи Бога

6 комментариев
Псалом 90

Псалом 90 знают, как слова, отгоняющие злые силы, умиряющие враждующих. Его читают во время нападения врагов, во всякой душевной скорби. А еще он звучит на заупокойной литии – и даже по кончине хранит душу христианина от бесовских сил. В статье — интересные факты, текст с

Понятная Псалтирь

«Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего» — псалом 19«Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего» — псалом 19

0 Comments
Псалом 19

Есть предание, отраженное в библейской книге Второзакония, Книгах Царств, что перед каждым боем войска иудейского народа священником совершались молитвы и жертвы. А потом он обращался к людям, призывая их: «Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог

Понятная Псалтирь

«Благословлю Господа на всякое время»: 33-й псалом поют в храме и читают дома, когда требуется помощь свыше«Благословлю Господа на всякое время»: 33-й псалом поют в храме и читают дома, когда требуется помощь свыше

0 Comments
Псалом 33

Есть основательное мнение, что это песнопение не звучало за иудейскими богослужениями, как сейчас звучит за христианскими. Псалом 33, который сейчас любят и даже знают наизусть очень многие, когда-то был… средством обучения еврейских детей, алфавиту и Закону Моисееву одновременно. «Алфавитный» 33-й принадлежит к числу 8 псалмов,

Понятная Псалтирь