Что такое духовность

Что такое духовность и кому она сегодня нужна — простыми словами

0 Comments
Что такое духовность

 

Духовность. Последние десятилетия разговоры о ней стали своего рода модой среди желающих поговорить «о высоком». Под ней понимают кто – «творческий порыв» художника или музыканта, другие – «духовные практики», третьи – считают «духовным» человека, который регулярно посещает храм, приступает к православным Таинствам.

Содержание

Определение слова Чем светское понятие отличается от религиозного

Самым простым при этом – наиболее общим, определением может быть понимание духовности как жизни человеческого духа. Что же он такое?

Свт. Феофан Затворник говорит, что человек трисоставен, состоя из:

  • материального тела;
  • души, под которой он понимает, по сути, человеческую психику: это мысли человека, его желания, наконец – чувства;
  • духа; это то, что дано Богом, Его образ, часть Бога в человеке, высшее его проявление.

С определением духа как «высшего проявления» человека согласны также светские ученые. Разумеется, жизнь его может пониматься по-разному.

Понятие в философии и психологии

Долгое время философы,психологи изучали то, что свт. Феофан называет «душой» (психику). Более того, на Западе «дух» вообще не рассматривался, как предмет науки. Лишь на рубеже XIX –XX вв. возникла так называемая «понимающая психология», основы которой заложил В.Дильтей, говоривший об изучении психики человека в связи с высшими проявлениями его культурной деятельности (а это искусство, религия, этика). Позже о «коллективном бессознательном», «архетипах», особых структурах сознания, содержащих базовые для всего человечества представления, заговорил К.Г.Юнг. Постепенно появилось определение, схожее с христианской антропологией (хотя бы потому, что действительно основывается на ее положениях). Сейчас говорят о проявлении духа, как «следовании высшим образцам человеческой культуры, принятии ценностей родового бытия человека как своих собственных».

Духовность – признак состоявшейся, зрелой личности человека, который готов принять ценности, смыслы своей культуры, внутренне целен, а потому свободен – об этом говорил, например, древнегреческий философ Платон.

В отличие от религиозных доктрин, светские ученые, полагают источником духовности только самого человека. Поэтому ученые даже сейчас часто продолжают рассматривать ее как вполне земное проявление, не связанное с Небом.

Духовность в религии

Все религиозные учения степени уверены, что часть человека, вложенная в него Создателем – «не от мира сего», а потому стремится к Богу, Который есть подлинное, настоящее «питие и пища» духа. Свт. Феофан выделяет три проявления его в человеке:

  • чувство страха Божия;
  • совесть, заложенная Создателем, Его глас в человеке;
  • наконец – «жажда Бога», которую нельзя удовлетворить ничем, кроме… Самого Бога.

Отсюда – множество человеческих трагедий, когда дух, находящийся на «голодном пайке» земных попечений, не удовлетворяется ни одним из них, ищет идеала – но, не зная Бога, запутывается то в сетях политиков, обещающих «идеальное общество», то – ложных учений, не ведущих к Богу, но устраняющих от Него.

Подлинная же духовность есть, по сути, стяжание Духа Святого, о чем говорит, например, Апостол Павел:

«Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим.8,12–16)».

Движение к этому состоянию есть собственно «духовная жизнь», без которой наступит умирание. Впрочем, разные религии идут не одинаковыми путями.

Иудейская праведность

«Праведником», то есть ведущим правильную духовную жизнь у евреев издавна считается человек, пунктуально соблюдающий заповеди Закона Моисея, которых насчитывается 613.

Что такое духовность и кому она сегодня нужна - простыми словами

Прор. Моисей со скрижалями Завета. Роспись баптистерия собора первомч. Стефана в Конкордии-Саджиттарии, Венето. Кон. XI в.

 

Часть из них относятся к богослужению Иерусалимского храма (например, это жертвоприношения), поэтому сейчас (храм разрушен в 70 г. от Р.Х.) их соблюдение невозможно. Другие продолжают соблюдать правоверные иудеи. Это:

  • запреты, касающиеся пищи, чистых или нечистых животных, птиц;
  • запреты, касающиеся разного рода нечистоты, а также правила внешнего очищения того, кто «осквернился»;
  • предписания, касающиеся молитвы, праздников.

В основном заповеди – внешнее делание, сопряженное с определенными действиями, которые считаются спасительными.

«Великий джихад» ислама

4 из 5 его «столпов», то есть основ вероучения, также касаются действий человека: это пятикратная молитва, милостыня, соблюдение поста, паломничество в Мекку. Лишь один из столпов – собственно вера в Создателя. Хотя у мусульман также разработано учение о «внутреннем джихаде», то есть очищении сердца, праведный мусульманин – все же тот, кто соблюдает «пять столпов», доказывая свою веру делом. Лишь одно из течений этой религии, суфизм, склонно к мистике, достижению особых состояний сознания, которые должны вести к очищению сердца.

«Благородный путь» буддизма

Это учение говорит о достижении гармонии тела, души, духа, основой которого, являются также измененные состояния сознания, достигаемые при помощи определенных техник медитации. Основа спасения здесь – по сути, усилия самого человека, «просветление» которого ведет его к идеальному состоянию «будды». Идеи же Бога буддизм не имеет вовсе.

Чем определяется духовность человека в христианстве

Христианский подход к духовности резко отличается от всех иных религий:

  • не отрицая важности внешнего делания, учение Христа сосредоточивает человека на его внутреннем состоянии; проповедуя среди иудеев, сам Иисус не раз обличал «праведность книжников и фарисеев», сравнивая их то с гробами, внешне украшенными, но полными костей мертвых и «всякой нечистоты», то – с чашей, полной грязи изнутри, зато чистой снаружи. Господь говорил: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф.23:26);
  • уча стремиться к внутреннему изменению души, Господь одновременно говорит, что само изменение совершенно невозможно без помощи Божией, учит доверять себя Его воле; не случайно известная Нагорная проповедь Спасителя начинается с важнейшей заповеди: «Блаженны нищие духом», то есть те, кто полностью сознает, что нуждается в Божией помощи.

Духовность, святость, благодать – дары Святого Духа?

Ап. Павел, которого Сам Христос называл Своим «избранным сосудом», не раз сокрушается о собственных падениях, говоря:

«Не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»

(Рим.7:18-24).

 

Итак, даже избранник Божий, достигший святости, понимает, что, хотя в силах человека показать произволение, то есть желание соединения с Богом, «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16). Поэтому всякое изменение души, ведущее ее ко Господу – действительно есть Его дар.

Чем религиозность отличается от духовности?

Религиозность обычно определяют, как соблюдение внешних предписаний религии: например, постов, молитвенных правил. Есть религии, где это, собственно, составляет центр всей жизни, как у иудеев.

А вот у христиан религиозность – путь к подлинной духовности, но не она сама. Приходя к вере, всякий христианин начинает с ограничения себя в пище во время постов, с того, что учится молитвенному правилу, следуя наставлениям более опытных верующих, священников. Но нельзя останавливаться на этом внешнем делании, хотя оно благотворно воздействует на человека.

Что такое духовность и кому она сегодня нужна - простыми словами

Не прикасайся ко Мне, Явление Христа Марии Магдалине после воскресения, картина А. Иванова, 1835

 

Евангелисты, писавшие для современных им христиан, совсем не случайно подробно приводили слова Господа, обличающие иудейский подход («не прикасайся», «не дотрагивайся»): это было также предостережение христианам от чрезмерного увлечения внешними подвигами благочестия, которые без изменения души ведут к гордыне, удалению от Бога, а не к спасению. Именно это подразумевает Господь, обличая фарисеев-иудеев не с гневом, но – со скорбью: «Горе вам, книжники и фарисеи…» Ведь остаться без Бога – действительно настоящее горе.

Что такое духовная жизнь

Это постоянная работа над своей душой, стремление приблизиться к Богу.

Развитие в себе духовности: с чего начать и как повысить

Прежде всего – стать членом Церкви через Таинство Крещения, затем – по мере сил стараться следовать установленным ею правилам внешнего делания (пост по определенным дням, молитва дома, посещение храма, Таинства). Кроме этого, помогает чтение литературы, житий святых, их сочинений. Все это помогает работе над собой, борьбе со страстями, которая возможна только при Божией помощи. А она подается через Таинства, приходит по молитве верующего.

Духовная прелесть

Это тяжелое состояние, сродни неизлечимой болезни тела – но только болеет здесь «внутренний человек», заблудившийся от собственной гордыни.

Духовная прелесть

Прелесть – это «очарованность» человека собственными «успехами», «возрастанием», то есть гордыня. Она выражается сначала как искание особых «благодатных состояний» во время молитвы. Иной раз «молитвенник» их даже «находит»: он может уверять, что видел ангелов, обонял неземные ароматы, имел видения света. Опытные пастыри крайне настороженно относятся к таким рассказам.Ведь опытные подвижники-пустынники всячески избегали вообще любых видений, сознавая, что, ввиду греховного повреждения природы человека, просто не смогут отличить беса от Ангела.

 

Вот как говорит об этом древний Патерик, собрание изречений подвижников:

«Некоторому брату явился диавол, преобразившись в Ангела света и сказал ему: я Архангел Гавриил, послан к тебе. Старец на это отвечал: смотри! Не к кому ли другому ты послан? потому что я не достоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы. Диавол тотчас исчез. – Старцы говорили: если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: я, живя во грехах, недостоин видеть Ангелов…»

Среди проявлений прелести также

  • желание поучать других с осуждением грехов ближних, безапелляционными утверждениями о том, что полезно для спасения того или иного человека;
  • зачастую состояние может доходить до осуждения священства, церковной иерархии, наконец, — вообще до того, что человек покидает Церковь, увлеченный собственными «духовными опытами»;
  • особенно тяжелы случаи прямой одержимости, когда человек становится жилищем бесов.

Как учат святые отцы, избавление от прелести вообще невозможно человеческими силами. По слову прп. Иоанна Лествичника:

«Блудных могут исправлять люди, лукавых – Ангелы, а гордых – Сам Бог».

Коротко о духовной культуре

Духовная культура –явление не личное, но общественное, характерное для народа, страны, включает весь опыт жизни духа, выработанный поколениями людей, произведения искусства, литературы, религиозные учения.

В чем отличие духовности от нравственности

Морально-этические нормы, которые приняты людьми – это внешние «регуляторы» поведения, жизни, отношений. Они –проявления духовности общества, то есть основ культуры, как правило, содержащихся в доминирующей религии.

Православие как духовная основа русской культуры

Будучи религией абсолютного большинства населения около 1000 лет, оно наложило отпечаток на нравственные основы, систему ценностей, жизненный уклад страны. Среди проявлений такого влияния:

  • свойственная нашим предкам вера, что духовное – выше материального, отсутствие болезненной привязанности к материальным благам; многие представители западной культуры даже сейчас с удивлением отмечают внутреннюю свободу россиян, много работающих, но не посвящающих работе жизнь, понимающих деньги, как средство, а не как самоцель;
  • смирение, которое часто отождествляют с бесконечными русским «терпением»; его истоки – полное понимание своей зависимости от воли Божией; крестьяне, например, издревле говорили о сгоревшем жилище, что оно «сгорело от милости Божией», не роптали;
  • сострадание, особенно врагам; даже до наших дней для России характерно благородство по отношению к поверженному противнику, проявления милосердия, например, помощь пленным во время боевых действий.

Таковы лишь некоторые черты «русской души», определенные православием, остающиеся актуальными даже до наших дней, хотя христианство давно перестало быть религией большинства.

Роль духовности в современном обществе

Функция духовности во все времена – смыслообразование, придание жизни человека цели.

Можно ли измерить уровень духовности

Социология обладает только инструментами измерения уровня религиозности, так как она имеет внешние проявления (например, посещение храмов). Известно, что по этому критерию «носителями православной духовности» являются от 5 до 10% населения России. Но фактически выявить внутреннее состояние человека крайне сложно, если вообще возможно.

Проблемы бездуховности: вчера и сегодня

Хотя современное общество России все еще сохраняет заложенные более 1000 лет назад основы, для многих все еще идет бесконечный «поиск истины», отсюда –отсутствие понимания смыслов существования, «духовный глад». Если в XIX в. попытками утолить нужды духа, ищущего истины, нередко становилось, например, участие в революционном движении, посвящение жизни науке, искусству, то ныне – это чаще всего гонка за развлечениями, или разные формы ухода от реальности вроде алкоголя, наркотиков, компьютерных игр.

Чем душевный человек отличается от духовного?

Об этом писал еще ап. Павел, который говорил о том, кто живет «плотскими» интересами, материальным миром – душевным, то есть исключившим из своей жизни все, связанное с Богом.

В чем проявляется духовность личности

В ее самоопределении, то есть осознании цели, смысла своей жизни, а также наличии твердо устоявшейся системы ценностей. Очень часто «компасом» служит религия, как наиболее полно отвечающая потребностям человека.

Примеры развития духовности

Цельные, состоявшиеся личности, живущие в гармонии с собой, миром, Богом – прежде всего – святые, достигшие Богообщения, определившие для себя Бога, как высшую цель жизни. Таковы христианские подвижники. Многим общение с таким людьми помогает самоопределиться самим.

Среди подвижников прошлого и настоящего – тысячи людей, как прославленных Церковью (например, прпп. Сергий Радонежский, Серафим Саровский), так пока просто чтимых народом (старец Николай Гурьянов, архимандриты Иоанн (Крестьянкин), Кирилл (Павлов)).

Что такое духовность и кому она сегодня нужна - простыми словами

Протоиерей Николай Гурьянов (1909–2002). Более 40 лет старец служил в храме святителя Николая Чудотворца на острове Талабск (Залит) Псковской епархии. Будучи сам великим старцем, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил о протоиерее Николае Гурьянове, что он является «единственным по-настоящему прозорливым старцем на территории бывшего СССР»

Значение для творчества

Иногда к духовному росту приходят также через науку или искусство; например, верующими были многие естествоиспытатели (И.Ньютон, Ч. Дарвин), которых исследование природы привело к мысли о Творце.

Но к Богу может приводить даже сам творческий процесс создания научного труда или же произведения искусства: талантливый, то есть обладающий дарованиями от Бога, человек зачастую чувствует, что руководим высшей Силой, Тем, Кто благословил это делание.

Духовно-нравственное воспитание детей

Зачастую современная школа понимает под ним разного рода «назидания» о правильном поведении, а также преподавание «основ религиозной культуры», то есть знаний о религии. Однако в традиционной культуре, включая русскую, всегда было принято воспитание собственным примером, или, как гласит английская пословица: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Есть еще высказывание об этом русского святого, прп. Серафима Саровского:

«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Цитаты и афоризмы

«Как ребенок не всегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершенного мужа, в полноту разумных понятий, так и рожденный свыше водою и Духом не должен оставаться в духовном младенчестве, но, ежедневно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан через борьбу с духовными противниками преуспевать и расти до полноты духовного возраста…»

(Преподобный Ефрем Сирин)

«Живущий духом стоит выше страхов и скорби, опасности и всякой перемены не потому, что ничего этого не претерпевает, но, что гораздо важнее, презирает все, что бы ни случилось».

(Святитель Иоанн Златоуст)
«Всеми силами подвизайся, чтобы внутренним твоим деланием в Боге побеждено было все внешнее».

(Преподобный Арсений Великий)

«Желающий достичь высокой духовной почести, то есть стяжать добродетели, должен отказаться от пристрастных попечении о каком бы то ни было человеке. Он должен привести себя в настроение готовности умереть ежечасно, должен, приступая к молитве, каждый раз рассмотреть, что отлучает его от Бога, и устранить это из себя, должен возненавидеть земную жизнь. Тогда бла гость Божия не замедлит даровать ему желаемое».

(Авва Исаия)

 

А Патриарх Кирилл в проповеди от 6 мая 2013 г. сказал о духовной жизни так:

«Духовная жизнь — это не хобби, не развлечение, на которое у нас может хватать или не хватать времени. Это основание, на котором мы строим все остальное. Когда вы укладываете багаж, то поместятся или не поместятся вещи в чемодан, зависит не только от того, сколько их, большие ли они, но и от того, в какой последовательности, в каком порядке вы их укладываете. Когда мы проводим свою жизнь в суете, бежим туда и сюда и даже не всегда понимаем зачем, мы действительно не успеваем ничего — и очень устаем»

Рекомендуем книги

Простые, ясные объяснения сути жизни по Богу содержат сочинения свт. архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого): «Дух, душа и тело», свт. Феофана Затворника  «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Многие христиане любят также работы свт. Игнатия (Брянчанинова), ясно, просто объясняющего состояния души. Книга «Невидимая брань» прп. Никодима Святогорца – наставление тому, кто решил работать над своим возрастанием в Боге.

Очень часто помогают не только советы святых, но – примеры подвижничества, святости, особенно – наших современников. Именно поэтому столь популярна у православных книга митр. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», рассказывающая о монахах Киево-Печерской обители.

Дух, душа, тело – три составляющие человека. Как часто мы забываем о первой, главной. Суета мира охватывает нас каждодневно, кружа от утра до вечера. А говорить о «духовности» намного проще, чем взращивать ее. Но делать это надо.

Наталья Сазонова

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

Бог Святой Дух в Библии и в жизни современного православногоБог Святой Дух в Библии и в жизни современного православного

0 Comments
Святой Дух

  В старинных певческих книгах, где звуки обозначаются не привычными современными человеку нотам, а особыми «крюками», есть знак, который стоит в начале многих важнейших песнопений. Он называется «Параклит», как по-гречески именовали Святой Дух — Третье Лицо Святой Троицы. Это не звук, но – духовный вдох,

Духовный словарь

Катафазис и апофазисКатафазис и апофазис

0 Comments
Незнайку можно уподобить апофазе, а Знайку катафазе

  Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) изложил очень сложную тему: Катафазис и апофазис — простым языком. Попробую изложить очень сложную тему, кому зайдёт – тому зайдёт. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю», Людвиг Витгенштейн писал: «О чём невозможно говорить, о

Духовный словарь

Православный акафист: в чем сила и пользаПравославный акафист: в чем сила и польза

0 Comments
Православный акафист: в чем сила и польза

  Акафист стал особенно любим с конца XIX в., когда составлять песнопения начали не только священнослужители, иноки, но даже простые миряне. Наверное, было это промыслительно: когда через несколько десятилетий наступили гонения на Церковь, было закрыто большинство храмов, именно эти идущие от сердца слова, читаемые в

Духовный словарь

Простыми словами о том, что значит Пресвятая ТроицаПростыми словами о том, что значит Пресвятая Троица

0 Comments
Святая Троица

  Автору этих строк в 1990-е гг. доводилось видеть телеинтервью с одним из известных публицистов тех лет. Желая понять, во что верят христиане (а может быть, поглумиться над верой) он, встав у выхода из храма по окончании службы, спрашивал всех и каждого, прося объяснить, что

Духовный словарь