Слова, которые содержит псалом 67, иногда приписывают 90-му псалму. «Да воскреснет Бог, ирасточатся врази Его» — это 67-й. Тогда как 90-й начинается словами «Живый в помощи Вышняго».
От чего помогает псалом 67
О чуде 90-го псалма Pravslov рассказал здесь. Часто спрашивают «от чего помогает псалом 67», но такая формулировка неправильная, а вот если спросить: «в чем поможет Бог молящемуся человеку», то можно сказать:
67-й псалом имеет защитительное значение. Например, он, наряду с другими, читается во время чина над одержимыми от нечистых духов.
Поэтому его можно читать:
- в душевной скорби;
- при искушениях на грех;
- нападениях от врагов;
- когда требуется сугубая Божия помощь в разрешении сложной ситуации; это может быть вражеское нападение, сильное искушение, нападение страстей.
Его принято читать:
- вместе с другими, когда верующий решает читать Псалтирь, например, по кафизме (части) в день; песнопение входит в 9 кафизму;
- есть христиане, читающие псалом накануне Пасхи – ведь там пророчески говорится о Воскресении;
О молитве, основанной на первых четырех стихах 67-го псалма, значение которой защита христианина от зла, читайте статью «Да воскреснет Бог — молитва Кресту».
Именно этот псалом считается песнью торжества о Господе, радости о Нем. Уже во времена Апостолов считалось, что он содержит пророчества о Христе – Его Воскресении, Вознесении, даровании Святого Духа Церкви. Поэтому 67-й не раз цитируется в «Деяниях» Апостолов, а также их посланиях.
Что означает «и расточатся врази его»
Эти слова в псалме и основанном на нем молении – близки по значению, но все же не одинаковы:
- в псалме говорится о «грешниках», то есть злонамеренных или заблуждающихся людях, которые «расточатся», то есть будут рассеяны гневом Божиим, а замыслы их не сбудутся;
- составители молитвы смотрят глубже: здесь говорится о погибели и «расточении» не людей, но тех, кто подстрекает их совершать всякое зло, то есть бесовских сил.
Толкование 67 псалма
Он имеет надписание: «В конец». Современные толкователи отмечают, что оно означает окончание какого-либо события. В данном случае, как полагают церковные историки, таковым является перенос главной святыни народа Израиля – Ковчега Завета, в котором находились святыни.
Это каменные скрижали, на которых Божией рукой начертаны были 10 заповедей во времена прор. Моисея, сосуд с небесной манной, пищей, которой евреи питались во время странствования по пустыне, посох первосвященника Аарона.
Но самое главное – то, что над Ковчегом Сам Господь благоволил являться прор. Моисею в походном храме, Скинии, говорил с ним. А значит, Ковчег был местом непосредственного Божия присутствия.
О самом событии, ставшем основой песнопения, есть разные мнения:
- ряд церковных историков считают, что оно упоминается во 2 Книге Царств; здесь говорится, что Давид перенес Ковчег из дома Аведдара Гефянина, где он временно пребывал, на гору Сион (2 Цар.6:12)
- другие полагают, что Ковчег не раз уносили с Сиона во время вражеских нашествий, дабы святыня не попала к иноверцам, не была осквернена или уничтожена; псалом мог быть написан после одной из побед Давида, когда Ковчег вернули на Сион.
Первые слова псалма – не собственно самого Давида. Это повторение, хотя несколько по-другому, слов прор. Моисея:
«Востани, Господи, и да рассыплются врази Твои, и да бежат вси ненавидящии Тебе»
(Чис.10:34) .
Св. Моисей говорил эти слова всякий раз, как Ковчег поднимали, чтобы нести в дальнейший путь.
Вероятно, и Давид, поднимая святыню, вспоминал те события многолетней давности.
- Первые стихи псалма очень торжественны, они начинают процессию, перед которой идет Ковчег. Псалмопевец славит Господа как Милостивого, Любящего – и бесконечно величественного. Всякий грешник тает пред Ним как «воск от лица огня», настолько призрачна жизнь его – отвергшего Господа, оставленного ходить по своей немощной человеческой воле.
- Затем псалмопевец начинает воспевать торжественное шествие Господа со Своими людьми. Он вспоминает времена прор. Моисея:
«Боже, внегда исходити тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева»
(Пс.67:8-9)
- Так, предводительствуемый Самим Богом, избранный народ входит во Обетованную Землю, и успокаивается там от всех своих бедствий: св. Давид сравнивает народ с голубкой с серебряными и золотыми перьями.
- Слова «внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне» означают рассеяние врагов иудеев (славянское «разнствити» значит именно это).
- А «оснежатся в Селмоне» – понятная современникам отсылка к горе, покрытой снегом. Враги народа падают, подобно снегу на Селмоне.
- Но выше этой горы, как и всех иных – Сион, где «благоволил Бог жити», куда по Его благословению несут Ковчег.
Читайте также: ТОП 8 псалмов, которые над знать наизусть
Стихи псалма с 19 по 36 многие христиане еще во времена Апостолов понимали как пророческие о будущем пришествии Мессии.
Например, именно так ап. Павел толковал слова:
«Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо непокаряющыяся еже вселитися» (Пс.67:19). В Послании к Ефесянам он пишет, что эти слова (вместе с первым словами песнопения – «Да воскреснет Бог») относятся к Воскресению Христову.
А вот вполне ясное пророчество о Его Вознесении:
«Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, восшедшему на небо небесе на востоки»
(Пс.67:33-34).
Псалом завершает торжественное пророчество о Мессии, которому поклонятся все земные царства, все народы.
В чем сила 67-го псалма
На просторах интернета можно встретить рекомендацию «читать 67-й псалом, чтобы побороть алкогольную, наркотическую или иную зависимость», так как «сила священных слов настолько мощная, что разгоняет мрак, прогоняя сатану назад в его чертоги». Но! Относиться к псалмам, как к заклинанию или заговору, слова которых якобы имеют магическое значение, духовно опасно.
А «сила» — в Святому Духе, в содействием Которого создан 67 псалом. Дело молящегося: произнося слова, вникать в их суть, а не бормотать бездумно.
Читаем текст
В конец, псалом песни Давиду.
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его.
Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия:
а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии.
Воспойте Богу, пойте имени Его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним.
Да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц: Бог в месте святем Своем.
Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех.
Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни,
земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева.
Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему, и изнеможе, Ты же совершил еси е.
Животная Твоя живут на ней: уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже.
Господь даст глагол благовествующым силою многою:
Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти.
Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата:
внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне.
Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная.
Вскую непщуете, горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца.
Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем.
Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо непокаряющыяся, еже вселитися.
Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших.
Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная.
Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих.
Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских:
яко да омочится нога твоя в крови, язык пес твоих от враг от него.
Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, Иже во святем.
Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц.
В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.
Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.
Заповеждь, Боже, силою Твоею: укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас.
От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары.
Запрети зверем тростным: сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром: расточи языки хотящыя бранем.
Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопиа предварит руку свою к Богу.
Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви,
возшедшему на Небо небесе на востоки: се, даст гласу Своему глас силы.
Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех.
Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог.
Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь
Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.
Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.
А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.
Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его.
Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище.
Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.
Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею,
земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай – от лица Бога, Бога Израилева.
Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.
Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.
Господь даст слово: провозвестниц великое множество.
Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.
Расположившись в уделах [своих], вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом:
когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.
Гора Божия – гора Васанская! гора высокая – гора Васанская!
что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?
Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.
Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.
Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.
Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.
Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.
Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской,
чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов».
Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне:
впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:
«в собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!»
Там Вениамин младший – князь их; князья Иудины – владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.
Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!
Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.
Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.
Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу.
Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа,
шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы.
Воздайте славу Богу! величие Его – над Израилем, и могущество Его – на облаках.
Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев – Он дает силу и крепость народу [Своему]. Благословен Бог!