Псалом 33

«Благословлю Господа на всякое время»: 33-й псалом поют в храме и читают дома, когда требуется помощь свыше

0 Comments
Псалом 33

Наталья Сазонова
религовед, доктор философских наук
Автор статьи
Задать вопрос эксперту
— Наталья Сазонова религовед, доктор философских наук

Есть основательное мнение, что это песнопение не звучало за иудейскими богослужениями, как сейчас звучит за христианскими. Псалом 33, который сейчас любят и даже знают наизусть очень многие, когда-то был… средством обучения еврейских детей, алфавиту и Закону Моисееву одновременно.

«Алфавитный»

33-й принадлежит к числу 8 псалмов, которые называют именно алфавитным. Это означает, что они составлялись по принципу «акростиха». Так у греков называли поэтические произведения, начальные буквы которых образуют значимое, выражающее суть текста слово или фразу. Ну а у иудеев «алфавитные» псалмы составлялись таким образом, чтобы каждый стих начинался с буквы еврейского алфавита. По ним учили грамоте детей и взрослых – и одновременно человек постигал важные заповеди духовной жизни.

Алфавитный акростих псалма на иврите

Образец алфавитного акростиха псалма на иврите

Увидеть акростих можно только в оригинале, написанном на еврейском языке. Но славянский перевод тоже несет явные следы того, что песнопение было предназначено для обучения.

Вот, например, 12 стих, соответствующий еврейской букве «ламед». Она звучит как «l», несколько похожа на изображение посоха пастуха и есть в еврейском слове «учиться», которое звучит как «lilmod». Славянский перевод стиха звучит так:

«Приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас».

Это явное обращение к ученикам.

Однако, 33-й как «алфвавитный» имеет свои особенности:

  • здесь нет строфы, которая бы начиналась с буквы «вав»;
  • есть завершающая, «лишняя» строфа, начало которой не соответствует алфавиту.

Так как подобные «обучающие» псалмы получили наибольшее распространение во времена, когда среди иудеев распространяется учение фарисеев, ревнителей чистоты веры, старавшихся оградить евреев от влияния язычества, многие историки предполагают, что ныне известная редакция псалма сделана значительно позже, чем жил царь Давид, собственно автор песнопения.

Так что отсутствие строфы на «вав» и «лишняя» строфа – либо следствие своего рода цензуры, либо же – ошибка переписчика.

Псалмы на все случаи жизни: полный список

История написания

Каковы же реальные исторические обстоятельства создания 33-го псалма? О них может свидетельствовать его «надписание»:

«Внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде».

Однако, существуют разные мнения о том, какое именно событие имеется ввиду.

Псалом 33: когда он изменил лице свое пред Авимелехом, и тот отпустил его, и он ушел

Худ. Джеймс Тиссо, «Давид и Авимелех»

Ведь Библия называет Авимелехом:

  • царя Гефы, Анхуса; Авимелех (слово значит «царь» или «отец царя») здесь не имя, а царский титул;
  • священника из Номвы близ города Иерихона; так считал, например, блж. Феодорит Кирский.

Во всяком случае событие, после которого написан псалом, произошло, когда Давид, которому пророк Самуил уже предрек царство, скрывался от Саула, действующего царя Израиля, который обоснованно видел в Давиде соперника. Об этом рассказывает 21 глава 1 Книги Царств.

В Номве

Уходя от погони, будущий царь с соратниками пришел в город Номву, и здесь явился к священнику, но не сказал ему, что бежит от Саула, а представился как бы пришедшим по некоему делу (это, по мнению многих толкователей, и имеется ввиду, когда идет речь о том, что Давид «изменил лице», то есть не сказал правды).

Так как он и его спутники были истомлены дорогой и голодны, Давид с разрешения священника взял в пищу «хлебы предложения», предназначенные для богослужения, употреблять которые могли только священники. Но Давид был вынужден к этому необходимостью.

"Благословлю Господа на всякое время": 33-й псалом поют в храме и читают дома, когда требуется помощь свыше

Эскаланте, Х.А. де Фриас. Ахимелех передает хлеб и меч Давиду. Музей Прадо

Об этом эпизоде как примере того, что следовать надо духу Закона Божия, а не его букве, упоминает Сам Господь:

«Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?»

(Мф.12:3-4).

Подкрепив силы, Давид благополучно покинул Номву. Считается что именно тогда он и написал это песнопение, восхваляющее Бога за избавление от гонителя. Пройдет немного времени, в Номву явятся люди Саула. По его приказу они умертвят и священника, и вообще всех жителей города, давших приют опальному Давиду и его людям. Несомненно, настигни Давида погоня, его бы ждала та же участь.

В Гефе

Второе событие, которое тоже могло дать повод к написанию псалма, описывается в той же 21 главе 1 Книги царств: после Номвы Давид пришел со спутниками в Гефу.

Так как приближенные царя Анхуса намеревались, возможно, арестовать его и выдать Саулу, Давид притворился душевно больным:

«И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, [кидался на руки свои] и пускал слюну по бороде своей…»

(1 Цар.21:13).

Тогда Анхус, уверившись, что «он человек сумасшедший» отпустил Давида невредимым.

То или другое событие стало основной песнопения, но уже иудеи понимали его, как песнь человека, избавившегося от смертельной опасности.

Краткое содержание и толкование

Чему же учит 33 псалом? Прежде всего, благодарению Бога. При этом Давид говорит:

«Выну хвала Его во устех моих».

Славянское «выну» означает «всегда». Апостол Павел через много лет скажет христианам:

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите»

(1 Фес.5:16-18).

Это именно то состояние, о котором речь в псалме.

Псалмопевец предлагает также всем присоединиться к его славословию Господа, Который спасает не одного создателя песнопения, но вообще каждого, кто взывает к Нему во время скорби. Следующая часть песнопения – учительная, в ней просто и кратко излагаются жизненные правила, спасительные для души. Может быть, именно потому песнопение и было избрано как полезное для научения Закону:

«Кто́ есть человек хотя́й живо́т, любя́й дни́ ви́дети бла́ги? Удержи́ язы́к тво́й от зла́ и устне твои́, е́же не глаго́лати льсти́.Уклони́ся от зла́ и сотвори́ бла́го: взыщи́ ми́ра и пожени́ и́.»

Тот, кто постарается делом исполнить эти слова, обязательно будет с Богом:

«Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающие на Него».

Этими словами завершается песнопение.

В каких случаях читают дома

Как правило, 33-й произносят:

  • когда сложные жизненные обстоятельства требуют помощи свыше;
  • избавившись от опасности;
  • молясь о вразумлении согрешающих.

Использование в богослужении

Христианам особенно дорога фраза псалма: «Вкусите и видите, яко благ Господь», ведь она – очевидное пророчество, и речь идет о Таинстве Евхаристии. Именно поэтому песнопение и звучит на литургии перед Причастием.

Кроме того, песнопение надежды на Бога завершает чин Вечерни. Это не случайно, ведь сама эта служба посвящена ветхозаветным временам, а следующая непосредственно за ней Утреня начинается воспоминанием о Рождении Спасителя.

"Благословлю Господа на всякое время": 33-й псалом поют в храме и читают дома, когда требуется помощь свыше

Церковный хор

Таков этот небольшой, но вдохновляющий и любимый христианами псалом. Он – свидетельство человека, которого Господь сохранил от зла, и повторяя его, всякий исповедует, что имеет ту же надежду среди жизненных бурь.

Церковное пение: слушать псалом 33

33-й псалом исполняет хор Храма Иверской иконы Божией Матери г. Ижевска

Ноты

«Псалом 33» И. Валяева для смешанного хора

Читать псалом 33

Псалом 33: церковно-славянский текст с ударениями

1 Псало́м Дави́ду, внегда́ измени́ лице́ свое́ пред Авимеле́хом: и отпусти́ его́, и отъи́де.
2 Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя, вы́ну хвала́ Его́ во усте́х мои́х.
3 О Го́споде похва́лится душа́ моя́: да услы́шат кро́тцыи и возвеселя́тся.
4 Возвели́чите Го́спода со мно́ю, и вознесе́м и́мя Его́ вку́пе.
5 Взыска́х Го́спода, и услы́ша мя́ и от все́х скорбе́й мои́х изба́ви мя́.
6 Приступи́те к Нему́ и просвети́теся, и ли́ца ва́ша не постыдя́тся.
7 Се́й ни́щий воззва́, и Госпо́дь услы́ша и́, и от все́х скорбе́й его́ спасе́ и́.
8 Ополчи́тся А́нгел Госпо́день о́крест боя́щихся Его́ и изба́вит и́х.
9 Вкуси́те и ви́дите, я́ко бла́г Госпо́дь: блаже́н му́жъ, и́же упова́ет На́нь.
10 Бо́йтеся Го́спода, вси́ святі́и Его́, я́ко не́сть лише́ния боя́щымся Его́.
11 Бога́тии обнища́ша и взалка́ша: взыска́ющии же Го́спода не лиша́тся вся́каго бла́га.
12 Прииди́те, ча́да, послу́шайте мене́, стра́ху Госпо́дню научу́ ва́с.
13 Кто́ есть челове́к хотя́й живо́тъ, любя́й дни́ ви́дети бла́ги?
14 Удержи́ язы́к тво́й от зла́ и устне́ твои́, е́же не глаго́лати льсти́.
15 Уклони́ся от зла́ и сотвори́ бла́го: взыщи́ ми́ра и пожени́ и́.
16 О́чи Госпо́дни на пра́ведныя, и у́ши Его́ в моли́тву и́х.
17 Лице́ же Госпо́дне на творя́щыя зла́я, е́же потреби́ти от земли́ па́мять и́х.
18 Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша и́х и от все́х скорбе́й и́х изба́ви и́х.
19 Бли́з Госпо́дь сокруше́нных се́рдцемъ, и смире́нныя ду́хом спасе́т.
20 Мно́ги ско́рби пра́веднымъ, и от все́х и́х изба́вит я́ Госпо́дь.
21 Храни́т Госпо́дь вся́ ко́сти и́хъ, ни еди́на от ни́х сокруши́тся.
22 Сме́рть гре́шников люта́, и ненави́дящии пра́веднаго прегреша́т.
23 Изба́вит Госпо́дь ду́шы ра́б Свои́хъ, и не прегреша́т вси́ упова́ющии на Него́.

Псалом 33 на русском

1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их.
17 Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Так рождались псалмы — история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя ДавидаТак рождались псалмы — история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя Давида

0 Comments
Так рождались псалмы - история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя Давида

Вероятно, многие помнят эпизод из известного фильма «Остров», где главный герой, несущий покаяние за грех, каждодневно со слезами читает эти слова: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей…». Это и есть один из самых известных псалмов – 50-й, который наизусть знают многие христиане. Когда царь

Псалтирь

Состоящая из одного — 118 псалма. Кафизма 17 читается по усопшим и не толькоСостоящая из одного — 118 псалма. Кафизма 17 читается по усопшим и не только

0 Comments
Кафизма 17

«Каждый стих есть молитва, но всё об одном — об исполнении закона Господня». Так писал свт. Феофан Затворник о самом большом песнопении из книги Псалтирь — 17 кафизма, которая включает в себя 118 псалом. Когда читают 17 кафизму Она известна, прежде всего, как читаемая о

Псалтирь

90-й псалом не работает как заклинательный оберег. Сила молитвы — в осознании себя живым только при помощи Бога90-й псалом не работает как заклинательный оберег. Сила молитвы — в осознании себя живым только при помощи Бога

0 Comments
Псалом 90

Псалом 90 знают, как слова, отгоняющие злые силы, умиряющие враждующих. Его читают во время нападения врагов, во всякой душевной скорби. А еще он звучит на заупокойной литии – и даже по кончине хранит душу христианина от бесовских сил. В статье — интересные факты, текст с

Псалтирь

Какие псалмы самые сильные? Секрет хранит многовековая богослужебная традиция Православной ЦерквиКакие псалмы самые сильные? Секрет хранит многовековая богослужебная традиция Православной Церкви

0 Comments
Самые сильные псалмы

Многие христиане знают о известном от опытных духовников правиле чтения трех псалмов (26, 50, 90), а также о псалмах, которые входят в Чин над одержимыми от нечистых духов(22,26,50,67,90). Однако, есть псалмопения, которыми Церковь молится буквально каждый день, освящая жизнь своих чад. Это , которые мы

Псалтирь

«Псалтирь — на всякую потребу и на каждый день»: список псалмов на все случаи жизни«Псалтирь — на всякую потребу и на каждый день»: список псалмов на все случаи жизни

0 Comments
какие псалмы читать в каких случаях

Издатели книги «Псалтирь — Помощник и Покровитель» рекомендуют читать псалмы при разных жизненных обстоятельствах  и приводят список. Рассмотрим его полезность и актуальность. Псалтирь как требник Требник – книга, содержащая молитвы и последования для различных «потреб» верующих, например, на освящение дома, плодов земных, во время бедствий

Псалтирь
Index