Среди множества обращений к Пречистой молитва «Богородице Дево, радуйся» очень краткое и совершенно особое. Ведь одна часть песнопения – слова Ангельские, другая – человеческие, но сказанные во Святом Духе, третья же – плод духовного опыта Церкви. Так соединились земля и небо, человеческое с Божественным. Иначе быть не может, ведь обращено моление к Той, благодаря Которой на землю пришел Богочеловек.
Текст молитвы Богородице с ударениями и переводом
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. Перевод: Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.
Молитва «Богородице Дево, радуйся»: история
Слова моления, которые ныне верующие обращают к Пречистой во храме или келейно, полностью взяты из Евангелия от Луки. По преданию, Апостол, создавая текст, побывал в Иерусалиме, встречался (вероятно, многократно) с Самой Марией – именно поэтому его Евангелие содержит некоторые подробности, касающиеся Рождения Спасителя, Его детства, но, прежде всего – чудесного Его Воплощения Духом Святым.
Вряд ли найдется христианин, чье сердце не дрогнет, когда на праздник Благовещения во храме торжественно звучат слова:
Слова Архангела – основа первой части молитвы, называемой «Песнью Богородицы».
Вторую же Духом произносит родственница Марии, прав. Елисавета, уже шестой месяц носящая во чреве св. Иоанна Крестителя. Увидев Марию, она, почувствовав, как ее младенец возрадовался приходу Матери Божией, восклицает «гласом велиим», частью повторяя слова арх. Гавриила (которых, по человеческому рассуждению, слышать не могла), но продолжая их: «…благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего…» (Лк.1:42).
Между словами Архангела и прав. Елисаветы – недоуменный вопрос Марии, как возможно родить Сына без мужа, Ее смиренное согласие («се, раба Господня…»), наконец, величайшее, «и Ангелам несведомое», Таинство Воплощения Христа, описывать которое не дерзал никто. Известны лишь слова Архангела:
«Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя…»
О том, когда Церковь добавляет к Евангельским словам обращение «Богородице Дево», а также заключение «яко Спаса родила еси душ наших», существуют разные мнения:
- русский литургист, М.М.Скабалланович, считал, что песнопение может восходить к одной из самых древних литургий, Апостола Иакова; таместь такие слова: «Помяни, Господи, архангельский глас, говорящий: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего»; неизвестно, появилось ли моление во времена св. Иакова, или же позже, ведь древнейший из списков этой службы относится к X в.
- составить особый гимн на основе древних молитв, Ангельской и человеческой, мог свт. Кирилл Александрийский (V в.), который на III Вселенском Соборе, когда еретик Несторий поставил под сомнение само именование «Богородица», заявляя, что земная жена может родить лишь человека; начало песнопения, утверждающее о Марии именно как о Богородице, а также ее окончание, говорящее о Рождестве Спасителя, могли появиться как своего рода полемика с еретиками.
Толкование
Первые слова, как бы призывающие Пречистую к радости – обычный для того времени род приветствия с благопожеланием благополучия, добра. Далее Мария именуется в греческом тексте «κεχαριτωμένη» («кериахатомени») от «χαριτω», что означает «наделять Благодатью». Дословно переводимое как «получившая Благодать» слово в разных славянских переводах выглядит как:
- «Обрадованная», то есть получившая радость от Господа; таков, возможно, древнейший перевод, сделанный, возможно, еще во времена свв. Кирилла и Мефодия; его употребляла Русская Церковь до середины XVII в., когда после литургической реформы Патриарха Никона слово было заменено на
- «Благодатная», более точно передающее греческий оригинал; вариант со словом «Обрадованная» до настоящего времени используют старообрядцы.
Слова «Господь с Тобою, благословенна Ты в женах», по слову свт. Николая Сербского, логично вытекают из того, что Мария обрела Благодать, то есть особое благоволение Божие, а «с кем Господь, с тем и благословение».
Следующие сказанные Архангелом, повторенные прав. Елисаветой слова о благословенности Богородицы «в женах», то есть среди женщин, указывают на Ее высочайшее достоинство, ведь Она родила благословенный «Плод чрева», Спасителя душ человеческих, Самого Бога.
Свт. Николай Сербский говорит:
Женщина первая сотворила пропасть между человеком и Богом. Но вот, женщина первой сделалась и мостом над пропастью. Ева первой упала в грех, и это в светлом Раю, где её всё удерживало от греха; Мария первой победила все искушения, и это в темном мире, где всё тянет в грех. Оттого слабовольная Ева и родила, как первый свой плод на земле, братоубийцу Каина, тогда как отважная Мария родила Героя над героями, который вывел из темницы греха и смерти самоубийственный род человеческий, род непослушной и нечистой Евы».
- Читайте также:
- 26 50 90 — самые сильные из псалмов Давидовых. А если с молитвой Богородице, то «бомбой не разорвет» — говорили матери, зашивая в гимнастерки уходящих на фронт сыновей, текст. В чем сила и польза, какой порядок чтения — в статье. Пожалуйста, перейдите по ссылке.
Богослужебное употребление молитвы и ноты
Молитва издревле, на Востоке и Западе, звучит всегда во время вечернего богослужения. По мнению М.М.Скабаллановича, это связано с древнейшим преданием о Благовещении, которое произошло вечером.
При этом:
- На всенощном бдении (служба совершается накануне воскресного дня, праздника) она поется трижды;
- На Вечерне будних дней постов во время нее верующие совершают земной поклон.
Существует 8 «гласов» или мелодий церковных песнопений, каждый из которых имеет определенное значение. «Богородице Дево…» поется чаще всего на 4-й, обычно именуемый «гласом Всепразднственным», то есть праздничным, что соответствует содержанию песнопения.
Популярные распевы для церковного хора
Среди распевов песнопения у церковных хоров наиболее популярны:
- Валаамский;
- Почаевский;
- Дивеевский.
Все они восходят к традициям известных русских монастырей. И, конечно, существует древний византийский распев песнопения.
Что такое «Богородичное правило»
Это традиция келейного чтения моления, обычно 150-кратного. Считается, что она возникла с появлением в России книги «Звезда Пресветлая», созданной на территории Белоруссии или Украины. Здесь собраны различные чудеса, которые происходили с теми, кто привык непрестанно молиться «Архангельским поздравлением». Современные церковные историки считают, что книга отражает католическую практику так называемого «Розария», чтения «AveMaria» по четкам.
Читайте также: Архангел Михаил: 4 библейских факта и 11 сверхъестественных событий
В каких случаях читают 150 раз
Несмотря на то, что практика имеет западное происхождение, она полюбилась многим православным подвижникам:
- прп. Серафим Саровский советовал сестрам Дивеевской обители читать «Богородицу» 150 раз с добавлением «Отче наш» после каждых 10, проходя по Канавке;некоторые также советуют читать в таком случае три раза по 50 молений;
- таким же образом рекомендовал поступать духовным чадам сщмч. Серафим Звездинский, который предлагал каждые 10 молитвословий воспоминать важный события жизни Пречистой – Рождество, Введение во храм, Благовещение, другие, после чего всякий раз прибавлять прошения о себе, близких, мире
Из этого очевидно, что моление читают, когда нужна сугубая помощь Владычицы.
Когда читают 40 раз
Молитву «Богородице Дево, радуйся» читают 40 раз:
- если сразу 150 «Богородиц» произнести непривычно – тогда читают несколько раз с паузами;
- просто по своему желанию именно такого количества – как говорят в монашеской среде, «келия устава не имать».
При всей любви к древнему молитвословию, стоит сказать, что сосредоточиваться на количестве прошений в ущерб внутреннему содержанию – неразумно.
О том, как в разные годы помогала Пресвятая Богородица в борьбе с врагами Отечества по молитвам перед Её чудотворным образом, о чем просить Пречистую Деву сегодня? в коротком историческом обзоре: Богоматерь Владимирская: хронология чудес, как попала на Русь икона, где находится сегодня
Как правильно молиться дома
Кроме собственно Богородичного правила, «Богородицу» также произносят:
- во время утренних молитв – однократно;
- иногда перед трапезой, после «Отче наш».
Автор книги «Звезда пресветлая» и некоторые подвижники утверждают, что 150 «Богородиц» могут заменить Акафист Пречистой, ведь в нем содержится также 150 «хайретизмов» («хайре» означает с греческого «радуйся»).
«Я готова кричать на весь мир: «Матери, молитесь Господу нашему Иисусу Христу и Царице Небесной и всем святым, только с верой и от всей души». Мы несколько раз приезжали в Ташлу с сыном и окунались в святом источнике. Божия Матерь очистила моего сына от тяжелой болезни, и я сейчас... Читать далее об иконе Избавительница от бед ташлинская
Когда можно слушать песнопения
Опытные пастыри не советуют заменять живое обращение к Богородице слушанием записи.
Однако, иногда такое возможно:
- если хочется не только помолиться, но глубоко вникнуть в саму молитву; особенно хороши монастырские распевы, а также византийский – протяжный, очень неспешный выделяющий каждое слово;
- в дороге, особенно, если это паломническая поездка; пение позволит избежать праздных мыслей, собрать ум;
- многие также любят западные варианты песнопения – авторства, например, Ф.Шуберта, И.С.Баха и Ш. Гуно; это с эстетической точки зрения красивая музыка; однако, православному, привыкшему к другому образу молитвы, воспринимать ее как молитвословие сложно, особенно с учетом того, что еще исполнение может быть очень эмоциональным.
Видео
Пение молитвы «Богородице Дево, радуйся» на всенощном бдении. Исполняет хор Храма Иверской иконы Божией Матери г. Ижевска
Читайте также: В каких случаях читают благодарственный акафист «Слава Богу за всё»?
Совсем краткое, но восходящее к Апостолам – таково это любимое христианами песнопение, призывающее заступничество Пречистой на всякого, кто молится с верой.
Наталья Сазонова
Это очень хорошая статья!