Шестопсалмие

Это таинственное Шестопсалмие, или Почему в храме погасили светильники и свечи

0 Comments
Шестопсалмие

«Тако глаголем Шестопсалмие вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших». Так говорит церковный Устав об этих псалмах, которые звучат за каждым богослужением.

Что такое Шестопсалмие и когда читается

Это шесть псалмов из Псалтири царя Давида, которые читаются последовательно один за другим в начале службы Утрени, которая, по сложившейся богослужебной традиции, служится с вечера. Шестопсалмие произносится как накануне воскресений и праздников, так и в будние дни.

Лишь на время Светлой Седмицы (7 дней после Пасхи) чтение этих покаянных псалмов прекращается, так как это – время радости о Воскресшем Господе.

Какие псалмы входят

Псалмы, входящие в Шестопсалмие:

  •  3,
  • 37,
  • 62,
  • 102
  •  142.

Когда начинается в храме

Примерно через 40-60 минут от начала вечернего богослужения, которое состоит из последовательно совершаемых служб Вечерни, а затем Утрени. Именно Утреню и открывает Шестопсалмие.

Как это происходит

По окончании Вечерни закрываются царские врата в алтарь, задергивается завеса. Кроме того, в храме гасится как электрическое освещение, так и свечи, стоящие перед иконами (в некоторых церквях, впрочем, есть традиция оставлять перед образами по одной горящей свече).

Когда начинается Шестопссалмие в храме

Когда читается Шестоопсалмие в храме

Затем трижды (в честь Святой Троицы) звучит Ангельская песнь, которой Силы Небесные встречали Рождение Спасителя:

«Слава в Вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение».

После нее дважды читается стих из покаянного псалма 50:

«Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».

После этого на средину храма выходит чтец, и, как говорит Устав, «не борзяся», то есть неспешно, вдумчиво, ясно читает шесть псалмов. После первых трех звучит «Аллилуйя». В это время священник выходит из алтаря и, став пред закрытыми царскими дверьми, произносит «про себя» 12 кратких утренних молитв – они как бы освящают каждый из двенадцати часов дня. В этот момент иерей – как бы символ Самого Христа, Который услышал молитвенные воздыхания кающихся людей и пришел в мир, чтобы помочь им. Оставшиеся три псалма завершают чин.

Зачем гасят свет?

Если Вечерня символизирует времена Ветхого Завета, то Утреня – переход к Новому Завету, который начинается с Рождества Христова. Оно, как известно из Евангелия, произошло ночью – именно это символизируют погашенные свечи. Можно сказать и то, что наступившая в храме темнота – символ ночи греховной, в которой пребывало человечество до пришествия Спасителя.

Это таинственное Шестопсалмие, или Почему в храме погасили светильники и свечи

Наконец, отсутствие света помогает молящемуся обратиться на себя, свою душу, полнее понять свою удаленность от Бога, а значит – глубже покаяться

Шестопсалмие и Страшный суд

Кроме того, что чтение псалмов символизирует встречу Родившегося Христа, оно также – «воспоминание о будущем», когда еще раз придет на землю Спаситель, но – уже для последнего Суда.

Это таинственное Шестопсалмие, или Почему в храме погасили светильники и свечи

Страшный суд (Микеланджело, фреска в Сикстинской капелле, 1537—1541 гг.)

Прп. Нектарий Оптинским писал, что, согласно древнему церковному преданию, Страшный Суд будет длиться ровно столько, сколько идет Шестопсалмие – совсем немного времени понадобится, чтобы увидеть жизнь и устроение каждого из людей, живых и усопших.

Во время Шестопсалмия не кретимся и не кланяемся

Совершать поклоны на Шестопсалмии не принято. Не стоит и совершать крестного знамения, хотя на практике многие прихожане это делают. Современные пастыри указывают, однако, что это – время предстояния души Господу, и молитвенную сосредоточенность не стоит нарушать даже каким-либо движением.

Кроме того, прп. Паисий Святогорец приводит еще такую причину не совершать крестного знамения при чтении шести псалмов: «Потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия».

Поэтому и крестное знамение, как «воспоминание» Распятия теперь будет как бы неуместным.

Это таинственное Шестопсалмие, или Почему в храме погасили светильники и свечи

Распятие

Почему выбрали именно эти шесть псалмов

Исторически Шестопсалмие начало звучать за богослужениями не ранее VII в., а источником своим имеет монашеские уставы, согласно которым на Утрене читалась Псалтирь, причем полностью, все 150 псалмов. Впоследствии, ради человеческой немощи, количество псалмопений было сокращено до 6. О такой традиции упоминают:

  • монашеский Устав прп. Феодора Студита, так называемый «Студийский»; на Руси он был впервые введен сначала прп. Феодосием Печерским в Киево-Печерском монастыре, а позже – распространился на другие обители и даже по приходам;
  • писания блж. Иоанна Мосха и свт. Софрония, Патриарха Иерусалимского; они описывают совершение Утрени у монахов Палестины; стоит сказать, что ныне Русская Церковь держится Устава, называемого Иерусалимским, где также с давних пор известно Шестопсалмие.

Псалмы подобраны так, чтобы:

  • как бы представить всю Псалтирь, основные мысли, которые содержатся в этой богослужебной книге;
  • соответствовать символике Утрени, на которой воспоминается Рождество Христа и душа как бы собеседует с Господом Родившимся: сначала изливает покаянный плач, затем – радуется о Пришествии Спасителя, не оставившего людей во тьме греха, неведения.

Поэтому первые три псалма – сугубо покаянны, а другие три – песнопения надежды, радости о Боге.

Можно ли было выбрать другие псалмы?

Очевидно, что да, ведь во всей Псалтири немало еще покаянных и радостных песней. Фактически мы не знаем, почему выбор неизвестных нам создателей чина Утрени пал именно на эти шесть. Можно лишь сказать, что все богослужение составлено при содействии Святого Духа, Который один ведает, какова польза душевная этих песнопений.

Почему они расположены в таком порядке

Потому, что представляют всю Псалтирь, от начала ее (псалом 3) и до конца (последним читается 142-й).

Толкование на Шестопсалмие

Общее назначение Шестопсалмия – приготовить душу молящегося к встрече со Христом – Родившимся и Тем, «Кто есть и был и грядет» (Откр.1:4) для последнего Суда. Оно соединяет вечное и временное, прошлое и будущее, когда мир придет к концу и явится Христос.

Ниже — пояснения к псалмам.

Псалом 3

Его содержание тесно связано с 50-м псалмом, известным каждому православному как покаянный. После тяжкого греха царь Давид – великий пророк, святой царь Израиля, которым создано большинство песнопений Псалтири – переживает бедствия, как следствие своего грехопадения.

3 псалом надписан словами «внегда отбегаше от лица Авеccалома, сына своего». Речь идет о том, что сын царя восстал на него, возжелав престола. Поэтому Давид вынужден был покинуть Иерусалим, спасая свою жизнь. Он пережил не только боль от предательства сына, но также множество унижений от тех, кто только и ждал удобного времени, чтобы высказать царю свою неприязнь.

Это таинственное Шестопсалмие, или Почему в храме погасили светильники и свечи

История прор. Давида и его сына Авессалома. Миниатюра из Симоновской Псалтири. Кон. XIII в. (ГИМ)

Ситуация, в которой оказался псалмопевец, отзывается в сердце практически каждого верующего: если мы не гонимы от людей, то обязательно – от собственных страстей, не дающих дышать полной грудью, мучительных грехов, которые и хотелось бы не совершать, но греховный навык сильнее.

Еще Апостол Павел писал:

«Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?»

(Рим. 7:15, 24).

А потому всякий вместе с Давидом взывает:

«Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя. Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его».

Но верующий знает: что бы ни говорили окружающие люди или собственные помыслы, нашептывающие, что грешнику нет прощения от Бога, Господь всегда близ:

«Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея… Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя».

Последняя фраза повторяется чтецом дважды – это основная мысль псалма, итог.

Псалом 37

И вновь сокрушается молящийся о своей глубокой немощи. Этот псалом написан, как говорят святые отцы, когда бедствия уже отошли от Давида, наступило успокоение – но не простил себя царь за прежние грехи, по-прежнему мучат они совесть. И удивляет Божие долготерпение к человеку – именно оно побуждает просить о прощении так, как просит Давид:

«Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене».

Псалмопевец не дерзает просить не карать его, но – лишь делать это не «гневом» и не «яростию», миловать согрешающего, чтобы наказание было по его немощным силам. Ведь и так «несть мира в костех моих от лица грех моих», да и люди оставили грешника, нет никого, кто бы сочувствовал, зато – множество злословящих.

Давид пишет о том, что на все злые слова его ответом было молчание – ведь он уповает на Единого Бога, знающего сердце человека.

Псалом учит нас, что:

  • как бы, по-видимому, ни был грешен человек, не людям пересуживать его поступки: они – дело между грешником и Господом;
  • всякий, слушающий его слова, должен думать о собственных немощах, грехах, повергая их пред Богом, прося помилования, снисхождения, помощи – и, если Господь посчитает нужным – наказания, которое нужно быть готовым претерпеть, веруя, что Бог творит все на пользу человеку, к его исправлению.

Псалом 62

Своей кульминации покаянный плач достигает в этом псалме, который написан Давидом «внегда быть ему в пустыни Иудейстей». Предполагают, что песнопение создано, когда автору приходилось скрываться от врагов – а таких моментов в жизни царя Давида было множество.

«В земли пусте, и непроходне и безводне» изливает он свою скорбь, говоря, что уже приблизился к смерти («живот мой аду приближися»).

Но и о надежде на Господа говорит Давид, ибо тот, кто надеется на Него, будет помилован:

«Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя».

Эти слова повторяет с Давидом всякий, кто страдает и ждет помощи Божией.

Псалом 87

«Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему». Так начинается этот псалом – и эти же два стиха чтец повторяет по окончании его чтения.

Это таинственное Шестопсалмие, или Почему в храме погасили светильники и свечи

Пьер Рубенс. Песнь Давида

Это – основная мысль кающегося грешника. Сознавая свои немощи, он днем и ночью призывает помощь Господню. Некоторые толкователи обращают внимание на слова «приклони ухо Твое»: Давид просит Бога, как больной, тяжко страждущий, человек, голос которого тих из-за слабости и боли – так, что, чтобы услышать, нужно наклониться к нему. Но, кажется, человек совсем оставлен, и нет более надежды. Недаром песнопение заканчивается словами:

«Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей».

Но, когда страждущий достигает «дна» боли, одиночества – помощь приходит.

Псалом 102

«Благослови, душе моя, Господа!» Так взывает молящийся, говоря о всех благодеяниях, которые совершил Бог:

  • очистил от грехов,
  • избавил от несправедливости врагов,
  • исцелил от болезней.

И, самое главное:

«Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам», то есть милость Божия – больше человеческих грехов, и любовь Его превышает меру любого грехопадения, лишь бы человек покаялся и обратился.

Псалом 142

Последний псалом – о том же, о чем и 3-й, начинающий Шестопсалмие. Он, созданный также во время бегства от Авессалома, также – о гонениях от врагов-людей, но также, по слову свт. Афанасия Александрийского, о нападениях, которые вообще всякий человек терпит от сил бесовских. Но, говорит Давид, «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву», ведомый Богом, человек не погибнет.

Эти слова завершают Шестопсалмие.

Можно читать дома на русском языке

Особых указаний Устава о келейном чтении Шестопсалмия нет. Его можно читать в любое время. В период пандемии стало также популярно совершение всей Утрени так называемым «мирским чином», то есть без священника.

Такие варианты службы, с опущением иерейских молитв, возгласов диакона, размещались, например, на интернет-странице Московской Патриархии. В случае, когда у мирянина есть желание совершить Утреню келейно, Шестопсалмие читается также как ее часть. В этом случае псалмы, конечно, произносятся на церковно-славянском языке – так верующий соединяет свою молитву с совершаемой во храме.

Вместе с тем, есть и переводы Шестопсалмия на современный русский. Пользоваться ими дома вполне возможно.

Что такое Шестопсалмие Ефрема Сирина

Такого оригинального творения преподобного не известно. Существует труд свт. Феофана Затворника, содержащий выдержки из творения прп. Ефрема, которые расположены составителем в том порядке, в каком идут псалмы Давида. Эта книга, неоднократно изданная, а также доступная в Интернете, носит именование «Псалтири прп. Ефрема Сирина».

Иногда на ее основе делаются выборки из творений святого. Их-то и можно встретить в Сети под названием «Шестопсалмия прп. Ефрема». Зачастую они находятся на псевдоправославных или даже окулистских ресурсах, где могут рекомендовать такое чтение как «очистительное», «излечивающее от порчи» и пр.

Понятно, что православному человеку проще и логичнее, если есть желание молиться словами прп. Ефрема, использовать непосредственно труд свт. Феофана Затворника.

Трехпсалмие

Из молитвенных правил подобного рода, рекомендованных опытными духовниками, известно только правило чтения псалмов 26, 50 и 90. Его советовали своим чадам Оптинские старцы, а также рекомендовали некоторые современные подвижники.

В Сети можно встретить также другие варианты сочетания псалмов, читаемых «на всякую потребу». При этом зачастую даются советы, что таким образом действие молитв будет «быстрее и эффективнее» (?), обещается достижение «чистящего эффекта».

Все это – проявления кощунственного отношения к псалмам, как к магическим заговорам, которое привлекает на такого «молитвенника» не благословение, но проклятие, а то и делает его игрушкой злых сил.

Разумеется, никто не возбраняет христианину читать Псалтирь, сколько и когда это необходимо – но с верой в Бога, а не в силу слов «самих по себе».

Значение

От покаяния к воскресению души ведут эти шесть псалмов, написанных святым, многократно гонимым, совершавшим, как все, ошибки, падавшим во грехи. Они – свидетельство не только немощи человеческой, но и того, что при Божией помощи можно исправить свою жизнь: стоит лишь доверить ее Богу.

Наталья Сазонова

Вслушаться в эти псалмы

Если внимательно вслушаться в эти псалмы, то мы поймём, что они проникнуты очень личным разговором с Богом, кроме 102 псалма. Для того, чтобы личный разговор получился, нужно научиться чувствовать себя, слышать и видеть, для того, чтобы выразить всё это в молитве.

Можно ли спорить с Богом в молитве? Можно ли быть недовольным Богом?

Конечно, можно! Причём автор псалмов непросто говорит о своих чувствах, мыслях и желаниях, но он их творчески осмысляет, проводя метафоры и аналогии. Не зря в псалмах множество раз повторяется «исповедайте», т.е. выразите словесно ваше состояние, ведь это уже даёт мощный психотерапевтический эффект.

Если человек что-то не может сказать Богу искренно, значит, он не доверяет Ему. Именно доверие – первая ступенька на пути к любви к Богу. У нас Псалтирь воспринимается как какая-то колдовская книга, которую просто нужно читать и читать. Но наша задача не просто слушать звуки и мелодию, а включить разум, почерпнуть смыслы и увидеть себя в ней. Что нужно сделать, чтобы погрузиться умом в псалмы и «петь разумно»?

Предлагаем послушать «Шестопсалмие» в переводе игумена Силуана (Туманова). На русском языке шесть псалмов читает иеромонах Ефрем (Метс).

Текст на церковнославянском языке с ударениями

Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. (Трижды)

Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. (Дважды)

Псалом 3

Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми́? Мно́зи востаю́т на мя, мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния eму́ в Бо́зе eго́. Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́. Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя.

Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющия ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́. Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́.

Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя.

Псалом 37

Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. Яко стре́лы Твоя́ унзо́ша во мне, и утверди́л еси́ на мне ру́ку Твою́. Несть исцеле́ния в пло́ти мое́й от лица́ гне́ва Твоего́, несть ми́ра в косте́х мои́х от лица́ грех мои́х. Яко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, я́ко бре́мя тя́жкое отяготе́ша на мне. Возсмерде́ша и согни́ша ра́ны моя́ от лица́ безу́мия моего́. Пострада́х и сляко́хся до конца́, весь день се́туя хожда́х. Яко ля́двия моя́ напо́лнишася поруга́ний, и несть исцеле́ния в пло́ти мое́й. Озло́блен бых и смири́хся до зела́, рыка́х от воздыха́ния се́рдца моего́.

Го́споди, пред Тобо́ю все жела́ние мое́ и воздыха́ние мое́ от Тебе́ не утаи́ся. Се́рдце мое́ смяте́ся, оста́ви мя си́ла моя́, и свет о́чию мое́ю, и той несть со мно́ю. Дру́зи мои́ и и́скреннии мои́ пря́мо мне прибли́жишася и ста́ша, и бли́жнии мои́ отдале́че мене́ ста́ша и нужда́хуся и́щущии ду́шу мою́, и и́щущии зла́я мне глаго́лаху су́етная и льсти́вным весь день поуча́хуся. Аз же я́ко глух не слы́шах и я́ко нем не отверза́яй уст свои́х. И бых я́ко челове́к не слы́шай и не имы́й во усте́х свои́х обличе́ния. Яко на Тя, Го́споди, упова́х, Ты услы́шиши, Го́споди Бо́же мой.

Яко рех: да не когда́ пора́дуют ми ся врази́ мои́: и внегда́ подвижа́тися нога́м мои́м, на мя велере́чеваша. Яко аз на ра́ны гото́в, и боле́знь моя́ предо мно́ю есть вы́ну. Яко беззако́ние мое́ аз возвещу́ и попеку́ся о гресе́ мое́м. Врази́ же мои́ живу́т и укрепи́шася па́че мене́, и умно́жишася ненави́дящии мя без пра́вды. Воздаю́щии ми зла́я возблага́я оболга́ху мя, зане́ гоня́х благосты́ню. Не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мой, не отступи́ от мене́. Вонми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́.Не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мой, не отступи́ от мене́. Вонми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́.

Псалом 62

Бо́же, Бо́же мой, к Тебе́ у́тренюю, возжада́ Тебе́ душа́ моя́, коль мно́жицею Тебе́ плоть моя́, в земли́ пу́сте и непрохо́дне, и безво́дне. Та́ко во святе́м яви́хся Тебе́, ви́дети си́лу Твою́ и сла́ву Твою́. Яко лу́чши ми́лость Твоя́ па́че живо́т, устне́ мои́ похвали́те Тя. Та́ко благословлю́ Тя в животе́ мое́м, о и́мени Твое́м воздежу́ ру́це мои́. Яко от ту́ка и ма́сти да испо́лнится душа́ моя́, и устна́ма ра́дости восхва́лят Тя уста́ моя́.

Аще помина́х Тя на посте́ли мое́й, на у́тренних поуча́хся в Тя. Яко был еси́ Помо́щник мой, и в кро́ве крилу́ Твое́ю возра́дуюся. Прильпе́ душа́ моя́ по Тебе́, мене́ же прия́т десни́ца Твоя́. Ти́и же всу́е иска́ша ду́шу мою́, вни́дут в преиспо́дняя земли́, предадя́тся в ру́ки ору́жия, ча́сти ли́совом бу́дут. Царь же возвесели́тся о Бо́зе, похва́лится всяк клены́йся Им, я́ко загради́шася уста́ глаго́лющих непра́ведная.

На у́тренних поуча́хся в Тя. Яко был еси́ Помо́щник мой, и в кро́ве крилу́ Твое́ю возра́дуюся. Прильпе́ душа́ моя́ по Тебе́, мене́ же прия́т десни́ца Твоя́.

Сла́ва, и ны́не:

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды, без поклонов)

Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Сла́ва, и ны́не:

Псалом 87

Го́споди Бо́же спасе́ния моего́, во дни воззва́х, и в нощи́ пред Тобо́ю. Да вни́дет пред Тя моли́тва моя́: приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию моему́, я́ко испо́лнися зол душа́ моя́, и живо́т мой аду прибли́жися. Привмене́н бых с низходя́щими в ров, бых я́ко челове́к без по́мощи, в ме́ртвых свобо́дь, я́ко я́звеннии спя́щии во гро́бе, и́хже не помяну́л еси́ ктому́, и ти́и от руки́ Твоея́ отринове́ни бы́ша.

Положи́ша мя в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни сме́ртней. На мне утверди́ся я́рость Твоя́, и вся во́лны Твоя́ наве́л еси́ на мя. Уда́лил еси́ зна́емых мои́х от мене́, положи́ша мя ме́рзость себе́: пре́дан бых и не исхожда́х. О́чи мои́ изнемого́сте от нищеты́, воззва́х к Тебе́, Го́споди, весь день, возде́х к Тебе́ ру́це мои́. Еда́ ме́ртвыми твори́ши чудеса́? Или́ вра́чеве воскреся́т, и испове́дятся Тебе́? Еда́ пове́сть кто во гро́бе ми́лость Твою́, и и́стину Твою́ в поги́бели? Еда́ позна́на бу́дут во тьме чудеса́ Твоя́, и пра́вда Твоя́ в земли́ забве́нней?

И аз к Тебе́, Го́споди, воззва́х и у́тро моли́тва моя́ предвари́т Тя. Вску́ю, Го́споди, отре́еши ду́шу мою́, отвраща́еши лице́ Твое́ от мене́? Нищ есмь аз, и в труде́х от ю́ности моея́; возне́с же ся, смири́хся, и изнемого́х. На мне преидо́ша гне́ви Твои́, устраше́ния Твоя́ возмути́ша мя, обыдо́ша мя я́ко вода́, весь день одержа́ша мя вку́пе. Уда́лил еси́ от мене́ дру́га и и́скренняго, и зна́емых мои́х от страсте́й.

Го́споди Бо́же спасе́ния моего́, во дни воззва́х, и в нощи́ пред Тобо́ю. Да вни́дет пред Тя моли́тва моя́: приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию моему́.

Псалом 102

Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́, очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́. Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым.

Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́: Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив. Не до конца́ прогне́вается, ниже́ во век вражду́ет, не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, ниже́ по грехо́м на́шим возда́л есть нам. Яко по высоте́ небе́сней от земли́, утверди́л есть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его́. Ели́ко отстоя́т восто́цы от за́пад, уда́лил есть от нас беззако́ния на́ша. Якоже ще́дрит оте́ц сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́. Яко Той позна́ созда́ние на́ше, помяну́, я́ко персть есмы́. Челове́к, я́ко трава́ дни́е eго́, я́ко цвет се́льный, та́ко оцвете́т, я́ко дух про́йде в нем, и не бу́дет, и не позна́ет ктому́ ме́ста своего́.

Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка на боя́щихся Его́, и пра́вда Его́ на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его́, и по́мнящих за́поведи Его́ твори́ти я́. Госпо́дь на Небеси́ угото́ва Престо́л Свой, и Ца́рство Его́ все́ми облада́ет. Благослови́те Го́спода вси Ангели Его́, си́льнии кре́постию, творя́щии сло́во Его́, услы́шати глас слове́с Его́. Благослови́те Го́спода вся Си́лы Его́, слуги́ Его́, творя́щии во́лю Его́. Благослови́те Го́спода вся дела́ Его́, на вся́ком ме́сте влады́чества Его́, благослови́, душе́ моя́, Го́спода.

На вся́ком ме́сте влады́чества Его́, благослови́, душе́ моя́, Го́спода.

Псалом 142

Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя в пра́вде Твое́й и не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́й. Яко погна́ враг ду́шу мою́, смири́л есть в зе́млю живо́т мой, посади́л мя есть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ка. И уны́ во мне дух мой, во мне смяте́ся се́рдце мое́. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твои́х, в творе́ниих руку́ Твое́ю поуча́хся. Возде́х к Тебе́ ру́це мои́, душа́ моя́, я́ко земля́ безво́дная Тебе́. Ско́ро услы́ши мя, Го́споди, исчезе́ дух мой, не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров.

Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на Тя упова́х. Скажи́ мне, Го́споди, путь во́ньже пойду́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою́. Изми́ мя от враг мои́х, Го́споди, к Тебе́ прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой. Дух Твой Благи́й наста́вит мя на зе́млю пра́ву. И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди, живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́ли ду́шу мою́. И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́ и погуби́ши вся стужа́ющия души́ мое́й, я́ко аз раб Твой есмь.

Услы́ши мя, Го́споди, в пра́вде Твое́й и не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м.

Услы́ши мя, Го́споди, в пра́вде Твое́й и не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м.

Дух Твой Благи́й наста́вит мя на зе́млю пра́ву.

Сла́ва, и ны́не:

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)

Шестопсалмие: синодальный перевод

Псалом 3

Господи, почему так умножились враги мои! Многие восстают на меня. Многие скажут душе моей: «Нет спасения ему в Боге его». Но Ты, Господи – защитник, мой; слава моя. Ты возносишь главу мою. Я к Господу воззвал, и Он услышал меня, со святой горы Своей. Я заснул и спал и встал, ибо Он хранит меня. Не убоюсь, тьмы людей, отовсюду нападающих на меня. Господь, восстань, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поразил всех врагов моих, раздробил зубы: грешников. От Господа спасение моё, и на людях Твоих благословение Твоё.

Псалом 37

Господи, не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоём: наказывай меня. Стрелы Твои вонзились в меня и рука Твоя тяготеет на мне. Нет целого места на теле моём от гнева Твоего, нет покоя костям моим от грехов моих. Беззакония мои свыше головы моей, как бремя тяжкое отяготели на мне. Смердят, гноятся раны мои по вине безумия моего. Я согнулся и поник до земли, весь день хожу сокрушаясь. Ибо чресла мои – сплошная язва, и нет здравого места на теле моём. Я изнемог и сокрушён в конец, кричу от боли сердца моего.

Господи, пред Тобой все желания мои, и вздох мой не утаится от Тебя. Сердце моё трепещет, оставила меня сила моя, свет очей моих, – и того уже нет. Друзья мои и соседи отвернулись от язв моих, и ближние мои стоят вдали. Ищущие смерти моей ставят мне сети, а замышляющие мне зло говорят о погибели, целый день строят козни. А я, как глухой, не слышу, как немой не открываю рта. Я стал как человек, который не слышит и стоит безответный. Но на Тебя, Господи, уповаю, Ты услышишь, Господи Боже мой. Сказал я: пусть не восторжествуют враги мои; когда поскользнётся нога моя, они величаются надо мной. Я близок к падению, скорбь моя всегда со мною.

Беззаконие моё я знаю и сокрушаюсь о грехе моём. Враги же мои живут и крепнут, и умножились ненавидящие меня безвинно. Воздающие мне зло за добро оклеветали меня, за то, что я ищу правды. Не оставь меня. Господи, Боже мой, не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господь спасения моего!

Псалом 62

Боже, Боже мой, с ранней зари ищу тебя. Тебя жаждет душа моя, по тебе томится плоть моя, в земле пустынной, непроходимой и безводной. Так я видел Тебя во святилище, видел силу Твою и славу Твою. Ибо милость Твоя слаще жизни, уста мои прославят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твоё воздену руки мои. Словно туком и маслом наполнится душа моя, и радостными устами восхвалю имя Твоё.

Я вспоминал Тебя на постели моей, и на утренней страже буду размышлять о Тебе. Ибо Ты был помощником моим и под кровом крыл Твоих возрадуюсь. К тебе прильнула душа моя, десница Твоя поддержала меня. Те же, кто тщетно искали души моей, сойдут в преисподнюю земли. Будут преданы мечу, станут добычей лисиц. Царь же возвеселится о Боге, прославится всякий клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.

Псалом 87

Господи Боже, спасение моё, днём и ночью взываю к Тебе. Да взойдёт пред лицо Твоё молитва моя, приклони ухо Твоё к молению моему. Ибо душа моя насытилась, горем: и жизнь моя приблизилась к аду. Я сравнялся со сходящими в гроб, как человек беспомощный, покинутый. Среди погибших от меча и брошенных в могилу, о ком Ты уже не вспоминаешь, ибо они отвержены от руки Твоей.

Меня положили, во рву преисподней, во мраке и сени смертной. На меня обрушился гнев Твой и все волны Твои нахлынули на меня. Ты удалил от меня близких моих; сделал меня мерзостью для них. Я заточён и нет мне исхода. Очи мои исчахли от горя. Я взывал к Тебе, Господи, весь день, простирал к Тебе руки мои. Разве для мёртвых Ты творишь чудеса?

Или тени воскреснут, чтобы славить Тебя? Разве кто поведает во гробе милость Твою и истину Твою в погибели? Разве познает кто во тьме чудеса Твои, и правду Твою в стране забвения. Но я к Тебе, Господи, воззвал, и утром молитва моя – навстречу Тебе. Зачем же, Господи, Ты отвергаешь душу мою? Скрываешь лицо Твоё от меня? Жалок я и чахну от юности моей; терплю, смиряюсь и изнемогаю. Надо мною бушует ярость Твоя, ужас Твой убивает меня. Окружают меня как вода всякий день, обступают со всех Сторон. Ты удалил от меня близких моих, друга и ближнего от страны мрака.

Псалом 102

Благослови, душа моя, Господа и всё существо моё имя святое Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай благодеяний Его. Очищающего все беззакония твои, исцеляющего все недуги твои. Избавляющего от тления жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами. Насыщающего желания твои. Обновится, как орёл, юность твоя.

Творит правду Господь и суд всем обиженным. Открыл, пути Свои Моисею, сынам Израилевым дела Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается, не вечно негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Как высоко небо над землёю, так велика милость Его к боящимся Его, Как далёк Восток от Запада, так удалил Он от нас беззаконие наше. Как отец жалеет сыновей, так жалеет Господь боящихся Его. Ибо он знает природу нашу, помнит, что мы прах. Человек – как трава дни его; как цветок полевой, отцветает. Подует на него ветер, и нет его. И места его не узнать. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его.

И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его, и соблюдающих заповеди Его. Господь на небесах поставил престол Свой и Царству Его всё подвластно. Благословите Господа все ангелы Его, сильные крепостью, творящие волю Его, внимая гласу слова Его. Благословите Господа все воинства Его, служители Его, творящие волю Его. Благословите Господа все создания Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа.

Псалом 142

Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей, услышь меня во правде Твоей. И не судись с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобой никто из живых. Враг преследует душу мою; в землю: втоптал жизнь мою; заставил меня жить во мраке как мертвеца. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё.

Вспоминаю дни древние, рассуждаю о всех делах Твоих, помышляю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки мои; душа моя как жаждущая земля перед Тобой. Скоро услышь меня, Господи, дух мой изнемогает. Не отвращай лица Твоего от меня, да не уподоблюсь сходящим в гроб. Дай мне услышать на рассвете милость Твою, ибо на Тебя уповаю.

Укажи мне, Господи, путь, каким идти, ибо к Тебе стремится душа моя. Избавь меня от врагов моих, Господи, к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты Бог мой; дух Твой благий да введёт меня в землю правды. Имени Твоего ради, Господи, оживи меня правдой Твоею. Изведи от печали душу мою. И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех угнетающих душу мою. Ибо я Твой раб.

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Первое Причастие: как подготовиться и приобщиться Святых Христовых Таин: пошаговая инструкцияПервое Причастие: как подготовиться и приобщиться Святых Христовых Таин: пошаговая инструкция

0 Comments
Причастие в церкви

Святое Причастие в церкви — главное христианское Таинство, соединяющее верующего со Христом, требует не только особого настроя, но также – подготовки. Современные пастыри чаще всего советуют готовиться по крайней мере три дня. Что же нужно делать в это время? 12 шагов +1 и 15 коротких

Церковь

Шесть, семь, восемь или больше: Сколько всего Архангелов и откуда информацияШесть, семь, восемь или больше: Сколько всего Архангелов и откуда информация

0 Comments
Архангелы - сколько их на самом деле

«В начале сотворил Бог небо и землю». Так начинается Библия. Толкователи говорят, что под «небом» имеется ввиду Ангельский мир –  непостижимый для людей. Об Архангелах Писание говорит очень мало, как бы прикровенно. Чем Ангелы отличаются от Архангелов? Если исходить из сочинения св. Дионисия Ареопагита, который

Церковь

Мысли о храме, или Как человеку обожитьсяМысли о храме, или Как человеку обожиться

0 Comments
Храм Соломона

Структура ветхозаветного храма Соломона состояла из трёх частей: внешний двор – святилище — святое святых. Наши православные храмы имеют идентичную структуру: притвор – трапеза — алтарь. Собственно говоря, в Библии вся Земля сотворена изначально по этому принципу: внешняя земля – Рай (Эдем) — Древо Жизни.

Церковь
Index