История написания
По общему мнению толкователей из числа как святых отцов, так и современных библеистов, автор песнопения – царь Давид, предок Христа по плоти, живший примерно за 1000 лет до Его рождения. О месте песнопения в составе Псалтири существуют разные мнения:
- свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский полагали, что он – смысловое продолжение предыдущего псалма 101, который представляет собой прошение ко Господу от лица человека, терпящего бедствие и унывающего от скорбей; 102-й же говорит о полученной человеком милости, так что молящийся славит Творца;
- русский библеист А.П.Лопухин выделял среди псалмов так называемые «парные» (всего их 6), дополняющие друг друга по содержанию; поэтому он соотносил 102 и следующий за ним, 103 псалмы, указывая что первый говорит о благости Божией, Его промысле «в жизни человека и в мире нравственном», а второй – о том же, но применительно к природе.
Церковные историки предполагают, что песнопение могло быть создано в благополучные времена царствования Давида. Может быть, изначально оно было благодарением или за какую-либо из его военных побед, или за прощение его тяжкого греха, когда ради женитьбы на понравившейся ему супруге полководца Урии царь послал на смерть ее мужа, но затем покаялся.
Есть также мнение, что песнопение это предназначено именно для богослужения, а потому оно написано не ради какого-то конкретного события, но – как осмысление Божиих благодеяний Его народу и отдельным людям на всем жизненном пути.
Мне некогда читать, хочу сразу перейти к тексту 102-го псалма на церковно-славянском и русском
Краткое содержание и толкование
Песнопение начинается с обращения к собственной душе с призывом «благословить», то есть прославить, Бога, причем не одними устами, но, так чтобы «вся внутренняя» человека, его ум, тело, сердце славословили Творца. Это очень глубокая фраза, понимание которой доступно тому, кто пытается исполнить ее на деле. Например,
А свт. Игнатий Брянчанинов утверждал, что она – описание состояния всякого искреннего молитвенника:
«При обильном действии молитвы Иисусовой все силы души, самое тело, принимают участие в ней».
Такое моление при участии всех сил, духовных и физических, преображает человека, дает ему видеть, как много сделал Господь для него лично, для людей вообще. Именно поэтому дальше св. Давид перечисляет эти благодеяния, говоря об «очищении беззаконий», «исцелении недугов». Духовным взором он видит и будущее, Господа, как «избавляющего от истления живот твой»: что это, как не пророчество о Воскресении Христовом, и «жизни будущего века», когда смерть и «истление» будут побеждены?
Но даже уже сейчас, в жизни настоящей, среди мирских бурь, Господь мудро ведет человека через все испытания:
- дает силы жить, обновляет душу; св. Давид сравнивает это с «обновлением» орла, который, по бытовавшим тогда представлениям, каждые 10 лет взлетал к самому солнцу, чтобы снова стать юным;
- мудро, в меру, «не по беззакониям нашим» вразумляет, если человек падает во грехи;
- помогает преодолеть страсти тому, кто просит помощи, так, что грехи, которые были прежде, кажется, неотделимы от жизни человека, теперь не просто удалены от него, но оказываются так же далеки, «елика отстоят востоцы от запада»: как невозможно сблизить две стороны света, так – впасть во грех тому, с кем постоянно пребывает Божия милость.
Псалмопевец не устает удивляться, сколь велики милости к человеку, жизнь которого подобна траве, или цветку, расцветающему на малое время, а после умирающему. Между тем именно на этом человеке – милости Божии «от века», это он – любимое чадо Божие.
Восхищение св. Давида, наконец, выливается в призыв не только к людям, но и к Силам Небесным:
«Благословите Господа, вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его…»
А завершается песнопение снова обращением к земному миру, где о милости Божией свидетельствуют «вся дела Его». Видя их, человек снова и снова славит Творца.
В каких случаях читают
Дома 102-й произносят:
- отдельно, желая возблагодарить Бога за Его милости;
- в составе так называемой Обедницы – службы, заменяющей литургию, совершаемой без священника; подобные домашние богослужения по чину мирян получили распространение в период пандемии, когда доступ в храмы был ограничен;
- вместе с другими псалмами 14 кафизмы (так именуются части Псалтири, всего их 20).
Использование в богослужении
Псалом можно услышать при начале богослужебного дня, во время Утрени (по традиции, она служится накануне вечером). Он – один из псалмов так называемого Шестопсалмия, которое часто называют молитвой скорби и надежды, а еще – образом Страшного Суда.
102-й, как и другие, читается при погашенных свечах, символизирующих греховную тьму, охватившую мир, и одновременно – ночь, когда к людям пришел Христос, родившись от Девы. Словами благодарения и надежды встречают Его христиане.
Совсем по-иному, радостно, светло, звучит песнопение при начале литургии. Это один из так называемых антифонов, песнопений, которые попеременно поют два хора. Он прославляет Господа, пострадавшего, воскресшего ради людей, готовя верующих к соединению с Ним в главном Таинстве – Евхаристии.
«На всяком месте владычества Его» заповедует царь Давид прославлять Бога. Люди благодарят Его на земле, силы Ангельские – на небесах. А еще это песнопение – о веке будущем, когда славословия Ангельские и человеческие соединятся, и по слову Апостола, «будет Бог всяческая во всем» (1 Кор. 15:28)
Читайте также:
Как читать Псалтырь: чек-лист для начинающих
Слушать псалом 102
Первый антифон Божественной литургии (сокращённый 102 псалом) в исполнении братии мужского монастыря во имя Тихвинской иконы Божией Матери (Паздеры, Удмуртия)
Текст
1 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́.
2 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́,
3 очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, 4 избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, 5 исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́. 6 Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым. 7 Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́: 8 Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив.
9 Не до конца́ прогне́вается, ниже́ во век вражду́ет,
10 не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, ниже́ по грехо́м на́шым возда́л есть нам.
11 Я́ко по высоте́ небе́сней от земли́, утверди́л есть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его́.
12 Ели́ко отстоя́т восто́цы от за́пад, уда́лил есть от нас беззако́ния на́ша.
13 Я́коже ще́дрит оте́ц сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́. 14 Я́ко Той позна́ созда́ние на́ше, помяну́, я́ко персть есмы́. 15 Челове́к, я́ко трава́ дни́е eго́, я́ко цвет се́льный, та́ко оцвете́т, 16 я́ко дух про́йде в нем, и не бу́дет, и не позна́ет ктому́ ме́ста своего́.
17 Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка на боя́щихся Его́, 18 и пра́вда Его́ на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его́, и по́мнящих за́поведи Его́ твори́ти я́.
19 Госпо́дь на Небеси́ угото́ва Престо́л Свой, и Ца́рство Его́ все́ми облада́ет.
20 Благослови́те Го́спода вси А́нгели Его́, си́льнии кре́постию, творя́щии сло́во Его́, услы́шати глас слове́с Его́. 21 Благослови́те Го́спода вся си́лы Его́, слуги́ Его́, творя́щии во́лю Его́.
22 Благослови́те Го́спода вся дела́ Его́, на вся́ком ме́сте влады́чества Его́, благослови́, душе́ моя́, Го́спода.
1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его.
2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
6 Господь творит правду и суд всем обиженным.
7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым - дела Свои.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
9 не до конца гневается, и не вовек негодует.
10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;
12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть.
15 Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет.
16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
20 Благословите Господа, <все> Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!