Одно из самых необычных богослужений пройдёт в пятницу вечером 4 апреля во всех православных храмах — Похвала Пресвятой Богородицы, с чтением специальным образом самого первого в мире акафиста, разделенного на четыре части. Суббо́та ака́фиста, также Похвала Пресвятой Богородицы – название праздника и чинопоследования Православной Церкви, совершаемого в субботу пятой седмицы Великого поста (5 апреля в 2025 г),которая по факту служится в пятницу вечером, на утрене.
Что это
Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы установлен в IX веке в благодарность за неоднократное избавление Константинополя заступлением Пречистой Девы от нашествия врагов. В этот день по церковному Уставу единственный раз в году во время богослужения читается Акафист Пресвятой Богородице.
Первоначально этот акафист употреблялся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее его стали петь в субботу пятой седмицы Великого поста. Это связано с тем, что:
- В субботу в Константинополе еженедельно совершали праздник и торжественный крестный ход в честь Богородицы.
- По преданию, после прочтения Акафиста в 5-ю субботу Великого поста была снята осада Константинополя аварами в 626 году.
Надо отметить, что Типикон не разрешает Великим постом в храмах совершать службы с акафистом. Похвала Пресвятой Богородицы — исключение. Еще читается Акафист Страстям Господним во время Пассий, но эти замечательные и любимые многими верующими службы 4-х воскресных вечеров не являются уставными (детали).
Как проходит служба в пятницу вечером
Церковный день, в отличие от гражданского, начинается накануне вечером. Вот за богослужением, который именуется утреней, и поется (читается) акафист Божией Матери, состоящий из 12 икосов и 12 кондаков (всего 24, по числу букв греческого алфавита). После каждого икоса поется:
«Радуйся, Неве́сто Неневе́стная».
После каждого кондака:
«Аллилуия».
Акафист для чтения за этим богослужением разделяется на четыре части, по 3 икоса и 3 кондака в каждой.

Утреня Похвалы Пресвятой Богородицы с чтением акафиста Божией Матери служится в пятницу вечером, начаться может в районе от 15 до 17 часов (время уточняйте на своих приходах) Фото из архива пресс-службы Удмуртской епархии
По установившейся практике, его читает иерей на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы. А если служит собор священников, 1-ю и 4-ю части Акафиста обычно читает предстоятель, а 2-ю и 3-ю – другие священники по старшинству.
В начале каждой части Акафиста поется 1-й кондак:
«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная»
При этом:
- отверзаются царские врата;
- священнослужители выходят через царские врата, которые остаются открытыми;
- по прочтении каждой части Акафиста священнослужители уходят в алтарь, и царские врата затворяются.
То есть даже по внешнему виду это необычное богослужение с несколькими выходами священников из царских врат в центр храма для чтения акафиста.
Во время пения 1-го кондака в начале 1-й и 4-й частей Акафиста предстоятель в сопровождении диакона со свечой совершает полное каждение храма. При пении 1-го кондака в начале 2-й и 3-й частей Акафиста бывает малое каждение (при соборном служении его совершают прочие священники по старшинству, в сопровождении диакона, если нет собора священников, малое каждение может совершать диакон).

Голубое или синее облачение священнослужителей, хотя Великим постом привычно темное одеяние, — еще одна особенность службы в Субботу Акафиста (как и Благовещения). Информация пригодится барышням, желающим попадать платочками в тон.
Во время чтения Акафиста диакон непрерывно кадит перед аналоем с иконой. Горящие свечи в руках священников — предусмотрены богослужебным Уставом. В знак особой любви к Божией Матери прихожане также стоят с возженными свечками.
Так проходит служба вечером накануне Субботы Акафиста. Утром же дня субботнего торжественно совершается литургия Иоанна Златоуста. Верующие, с любовью почитающие Божию Матерь, как правило, исповедовавшись, приступают к Святому Причастию. А женщины с именем Светлана еще и 2 апреля — в День памяти святой Фотинии Самарянки
Узнайте также: Страстная Седмица по дням: события службы и трапезы
Сколько длится
Продолжительность утрени с чтением Акафиста Пресвятой Богородице чуть более полутора часов. И, жаль, пролетает как один миг.
В нашем Телеграм-канале: Библейские чтения Великого поста+актуальный для сегодняшних дней разбор от современных священников
Что на трапезе
В пятницу 5-й седмицы (перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы) Типикон разрешает вино «Труда ради бденного, хотящего быти» (стр. 883). Трапеза же полагается одна в 9-й час (15.00).
Устав же Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея … в четверг и пятницу пятой седмицы (на Стояние преп. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы).
Интересное из истории
-
- На протяжении многих веков Акафист был один – Божией Матери, написанный в VII веке. И только в XIV веке (то есть только через семь веков) появились другие акафисты – Иисусу Сладчайшему, Святителю Николаю и т. д.
- Авторство Акафиста Богородице до сих пор не установлено. Некоторые его приписывают еретику-монофелиту патриарху Сергию, некоторые – его секретарю, многие думают, что он написан раньше – святым Романом Сладкопевцем.
- Гимн состоит из 24 строф, в славянской традиции — кондаки и икосы, в греческой они именуются икосами. Такое количество строф обусловлено количеством букв греческого алфавита. В оригинале первая строфа начинается со слова «Ангел», первое слово каждой новой строфы – со следующей буквы алфавита, таким образом получается алфавитный акростих.
- Интересно, что самая известная часть Акафиста – кондак «Взбранной Воеводе», с которого он и начинается, с основным содержанием Акафиста не связан, а был добавлен позднее, в VIII веке. Также многие исследователи считают, что и многочисленные «радуйся» были добавлены уже после его написания.
Узнайте также: Акафист: в чем сила и польза